ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

безопасность жизнедеятельность охрана труд

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит: из Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», других федеральных законов, Кодекса законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации, “Основ законодательства РФ об охране труда“, Указа Президента РФ “Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан”, Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Основные положения об охране труда закреплены Конституцией РФ, Кодексом законов о труде РФ, а также Системой стандартов безопасности труда. Рассмотрим одни из важнейших законодательно-правовых актов по охране труда в РФ поподробнее.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 37, п. 3). В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Основные законодательные акты, обеспечивающие безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации. В частности, ст. 139 КЗоТ РФ возлагает на администрацию предприятий, учреждений, организаций ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Ст. 140 определяет требования охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

Ст. 141 запрещает ввод в эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ст. 143 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством.

Ст. 145 определяет основные инструкции по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации.

Ст. 149 устанавливает порядок выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена в ст. 159 “Материальная ответственность предприятий, учреждений, организаций за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья”.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064--1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083--1101).

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Вступивший в силу Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Именно на этот федеральный закон я сделаю основной акцент.

Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона (ст. 1) многосторонне и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику, на военнослужащих, направляемых на работу в организации, а также на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.

Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника (ст. 12). В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний. Работодатель также обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Особо следует отметить статьи данного закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда. Из них следует, что Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов (ст. 20). Государственные инспектора труда имеют право при исполнении своих обязанностей: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых норм; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; приостанавливать работу организаций и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; привлекать к административной ответственности ли, виновных в нарушении требований охраны труда, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. Государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий. Важнейшей стороной государственного контроля является государственная экспертиза условий труда. Её задачами являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности.

Глава «Ответственность за нарушение требований охраны труда» данного закона включает следующие статьи: Ст. 23 говорит об ответственности организаций, выпускающих и поставляющих продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, - они обязаны возместить потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством РФ. Ст. 24 устанавливает ответственность за нарушение требований охраны труда. Лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (общественную, дисциплинарную, административную, уголовную). Ст. 25 рассматривает случаи приостановления деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда. Если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. Ст. 26 «Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушений требований охраны труда». При наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

3. Закон Приморского края об охране труда в Приморском крае.

Закон Приморского края об охране труда в Приморском крае, который был принят Думой Приморского края 26 сентября 1997 года. Закон состоит из 35 статей, большинство из которых в основном схожи с Федеральным Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Так, главы и V Приморского закона имеют почти одинаковые статьи о правах работника на охрану труда, о государственном надзоре и другие с Федеральным законом.

Ст. 2 гласит: Законодательство Приморского края об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, Гражданского кодекса законов о труде РФ, Основ законодательства РФ об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных правовых актов РФ Приморского края.

Особо следует отметить статьи данного закона «Обеспечение экономической заинтересованности организаций в создании здоровых и безопасных условий труда», «Обеспечение экономической заинтересованности работников в соблюдении правил и норм охраны труда», «Экономический механизм обеспечения охраны труда». В них говорится, что организациям, выполняющим более 50 процентов объема услуг по охране труда, могут предоставляться льготы на аренду помещений, коммунально-бытовые услуги, электроэнергию, средства связи как для организаций бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством. Работодатель вправе устанавливать работникам доплаты или другие меры поощрения за работу без нарушений правил и норм охраны труда. Положения о порядке таких доплат и поощрений утверждаются работодателем, в соответствии с учредительными документами (устав, правление, собрание акционеров).

Экономический механизм обеспечения охраны труда в Приморском крае включает в себя:

планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

обеспечение экономической заинтересованностью работодателя по внедрению более совершенных средств охраны труда;

обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск, применение и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

предоставление работникам компенсаций и льгот за работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п.

Законодательство, относящееся к вопросам охраны труда, является основой для применения норм на каждом отдельном предприятии или организации . Все внутренние документы, инструктажи, журналы, создаются и ведутся исключительно с учетом актов, действующих на данный момент, и содержат либо общую информацию, которая касается данной сферы, или указывают на особенности, применимые в конкретном регионе или определенной отрасли.

Какими актами регулируется

Законодательство РФ регулирует вопросы посредством следующих нормативных актов :

  1. Конституция РФ, определяющая основные права, которыми могут пользоваться лиц, в том числе и в плане безопасного труда и особых условий работы.
  2. ФЗ РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Прочие законы федерального масштаба и нормативные акты отдельных субъектов Российской Федерации, которые относятся к охране труда (далее – ОТ).

Основные направления , которые отражаются в законодательстве:

  1. Установление основного приоритета в плане сохранения жизни и здоровья работников и сотрудников предприятий и организаций.
  2. Реализация всех программ, осуществление государственного контроля и управления в данной сфере.
  3. Осуществление надзора за соблюдением существующих норм.
  4. Проведение при необходимости расследований и учета несчастных случаев, а также заболеваний, которые отнесены к профессиональным.
  5. Установление обязательства выплаты компенсаций тем лицам, которые заняты на тяжелой работе или трудоустроены на предприятии или организации с вредными или опасными условиями труда.
  6. Осуществление координации с другими нормативными и законодательными актами, принятие зарубежного опыта в данной сфере и перенесение его в плане изменений в законодательстве и внедрении новых мер защиты.
  7. Принятие государством участия в финансировании всех проводимых мероприятий, осуществление подготовки квалифицированных кадров.
  8. Организация ведения учета и статистической отчетности как в общем по существующим условиям труда, так и по данным о производственном травматизме, заболеваниях, связанных с родом профессии, и материальных последствиях таких событий.
  9. Посредством государственной поддержки и создания специальных нормативных актов обеспечение нормального функционирования единой системы охраны труда.
  10. Осуществление мер по увеличению мероприятий и действий, направленных на международное сотрудничество государственных органов и коммерческих организаций с другими организациями и компаниями, чей опыт будет полезен в рамках усовершенствования законодательства.
  11. Осуществление мер, направленных на проведение эффективной политики, в том числе и в рамках налогообложения для создания более безопасных условий труда, внедрения новых технологий и обеспечения средств защиты работников как индивидуального, так и коллективного назначения.
  12. Урегулирование общего порядка обеспечения сотрудников организации и предприятий в плане защиты работников и предоставления им возможности восстановления за счет средств на санаторно-курортное лечение.

Стоит отметить, что все действующие нормы и правила могут реализовываться и соблюдаться только при том условии, что как руководство организаций, так и сами сотрудники предприятий и компаний будут обладать информацией о всех правилах и нормах и неукоснительно придерживаться их и передавать полученные знания вновь поступающим.

Кроме того, особое значение имеет своевременное получение информации обо всех нововведениях , которые имеют место в плане законодательства и мер, направленных на усиление мер по защите сотрудников.

Федеральный закон

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» был принят еще в июне 1999 года. В 2006 году он утратил свою силу и его положения были внесены в ТК РФ, который и впоследствии стал основным правовым актом. По своей структуре ФЗ №181 делится на следующие главы :

  1. Общие положения, определяющие основы регулирования . Рассматриваются основные понятия, касающиеся как самих норм, так и факторов производства, которые могут оказывать влияние в плане вреда. Отражаются безопасные условия, существующие и рекомендованные к применению средства индивидуальной и коллективной защиты, государственные требования, касающиеся данной сферы. Указываются полномочия, которыми обладают государственные органы в сфере регулирования и осуществления контроля по вопросу соблюдения всех мер и выполнения действий.
  2. Права работников и имеющиеся у них гарантии, которые направлены на обеспечение трудовой деятельности в надлежащих для них условий.
  3. Обеспечение общих мер .
  4. Осуществление государственного контроля и дальнейшего надзора за выполнением предписаний.
  5. Несение ответственности теми сотрудниками и должностными лицами, а также руководителями за нарушение законодательства.

Новое в законодательстве

За последний год был подготовлен ряд изменений , которые уже были приняты и на данный момент отражены в действующих законодательных актах. Основные изменения :

  1. Установлена продолжительность рабочего времени, перерыва для отдыха сотрудников и питания отдельно в летнее время в количестве двух часов для тех работников, чьи условия труда считаются вредными или опасными.
  2. Отдельно установлена очередность предоставления работникам ежегодных основных отпусков, которые являются оплачиваемыми. Такие отпуска полагаются тем сотрудникам, которые являются семейными и имеют трех и более детей, находящихся в возрасте до 12 лет.
  3. Определено предоставление гарантий и компенсаций тем сотрудникам, которые выполняют трудовые обязанности в районах Крайнего Севера или в тех местностях, которые к ним приравнены.
  4. Указаны некоторые моменты, которые принадлежат к части урегулирования трудовых споров, в том числе и тех, какие касаются вопросов обеспечения надлежащих условий охраны труда.
  5. Актуализирована новая действующая редакция стандарта, определяющего безопасность труда, который утвержден Приказом Министерства социального развития. В частности, в ней уточнены нормы предоставления сотрудникам смывающих и обеззараживающих веществ, а также регламентирован контроль за комиссией по решению относительно вредности условий труда по тем или иным факторам, присутствующим на рабочем месте и оказывающим влияние на работников.
  6. Несколько изменен перечень вредных и (или опасных) производственных факторов, при выполнении которых должны проводиться обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры.
  7. Изменен действующий порядок относительно обучения и осуществления проверки имеющихся знаний работниками организаций, в том числе и занимающих руководящие должности, и тех, какие несут ответственность по своему отдельному подразделению.
  8. Определены несколько измененные формы по предоставлению отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями.
  9. Несколько усовершенствован механизм предупреждения травматизма на производстве.
  10. Исключены некоторые моменты, которые ранее допускали пересечение в дублировании полномочий по органам власти в сфере регулирования и надзора.

Другие нормативные документы

На данный момент дополнительными нормативными документами, которые в той или иной степени касаются охраны труда, определяются прочие моменты, регулирующие отдельные вопросы. Так, законами раскрываются следующие моменты :

  1. Необходимость обязательного социального страхования от несчастных случаев.
  2. Тарифы, которые могут применяться в обязательном социальном страховании при несчастных случаях.
  3. Промышленная безопасность, касающаяся производственных объектов.
  4. Необходимость получения лицензии на отдельные виды деятельности организаций.
  5. Пожарная безопасность.
  6. Техническое регулирование.
  7. Основы составления коллективных договоров и соглашений.

Общие вопросы по охране труда рассмотрены в данной лекции.

Все обязательные мероприятия по охране труда должны проводится в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами. Акты не являются отдельными документами: все они юридически связаны между собой и образуют систему. Из чего состоит , каковы области её применения, и пойдёт речь в этой статье.

Система законодательства об охране труда – содержание

Чтобы понять, как работает система, вспомним обязательные мероприятия по охране труда, которые должны проводиться в любой организации:

  • подготовка работников по охране труда (обучение по охране труда, проведение обязательных инструктажей;
  • организация и проведение специальной оценки условий труда;
  • организация и проведение медицинских осмотров, психологических освидетельствований и прочее.

Кроме того, ряд мероприятий по охране труда может быть внеплановым, например, расследование несчастных случаев или профессиональных заболеваний. Тем не менее, для этих и каждого из мероприятий, указанных выше, существует, как минимум, 3-4 нормативно-правовых акта, регулирующих порядок проведения этих мероприятий.

Система законодательства об охране труда – совокупность нормативно-правовых актов и нормативно-технической , связанных между собой и образующих юридическую целостность.

Система законодательства об охране труда – основные документы

Нормативно-правовая документация

  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
  • Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  • Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»
  • Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

Нормативно-техническая документация

  • «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»
  • «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»
  • «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  • «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  • «ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Не забывайте проверять актуальность нормативно-правовой документации по охране труда, особенно в части ГОСТов. Руководствуйтесь законодательными актами системно, соблюдая каждый из них в отдельности – в этом Вам поможет