Первоначально орден бедных рыцарей, созданный в 1118 году обедневшим дворянином Гуго де Пейном и восемью его родственниками-рыцарями и друзьями, глубоко верующими, ставил перед собой единственную цель - охранять паломников, направляющихся в Иерусалим в Святую землю, поскольку без сопровождения на пилигримов нападали, грабили и убивали мусульмане. Позже рыцари ордена были вознаграждены за свои благие намерения королем Иерусалима, где они смогли остаться и жить во дворце короля близ Иерусалимского храма. Первые рыцари были настолько бедны, что одна лошадь была на двоих человек. В память об этом и посвящена печать ордена с двумя всадниками.

Через 10 лет, в 1128 году, орден был провозглашен официально и подкреплен уставом, созданным католическим святым Бернардом Клервосским. Устав тамплиеров включал обет бедности, целомудрия и послушения. Постепенно ордену дано было право свободного передвижения, выделялись земли в виде поощрений, братство освобождалось от многих налогов.

В структуре ордена действовала хорошо продуманная иерархия. Во главе ордена стоял Великий магистр, которому подчинялось всё братство. Сенешаль - заместитель Великого магистра. Маршал отвечал за военное командование и подготовку рыцарей к битвам. Командор управлял одной из провинции ордена. Иерархия также включала подмаршала, брата-рыцаря, брата-сержанта, командующего наемниками - туркопольера, оруженосца, капеллана, а также писца, кузнеца-оружейника, портного, конюха и повара.

Кроме служения Господу, охране паломников, функции ордена постепенно расширялись, и уже включали в себя первые банковские, финансовые и кредитные операции, строительную и дорожную деятельность, а также благотворительность.

Падение ордена тамплиеров

Позже количество и власть рыцарей-храмовников увеличилась: собственная армия, суд, полиция, новые земли и богатства. Из-за могущества ордена монархи Европы стали его опасаться, ведь орден учрежден был не только как воинствующий, но и церковный, как следствие, тамплиеры подчинялись только своему избранному великому магистру, Папе римскому, но могли не подчиниться власти короля. Резиденция ордена находилась во многих городах, в том числе в Париже, где Филипп IV Красивый решил задумать злодейскую интригу против ордена и всех его представителей.

14 сентября 1307 года король Филипп IV Красивый разослал чиновникам каждой из провинций Франции письмо, скрепленное королевской печатью, и требованием вскрыть его на рассвете 13 октября. Это был приказ арестовать всех рыцарей ордена одновременно. Гонения тамплиеров начались по всей Европе: Франция, Великобритания, Германия, Испания, Кипр, кроме Португалии, где король Диниш I основал новый орден Христа.

Задуманное королем удалось воплотить, и почти все представители ордена оказались в тюрьме на долгие 7 лет - именно столько шел судебный процесс по делу тамплиеров. В тюремных камерах под действием страшных пыток из рыцарей выбивали признания в различных лживых обвинениях и преступлениях, которые нужны были королевскому суду и инквизиции: ереси, сатанизме и содомии. На самом же деле, Филипп IV Красивый хотел просто ликвидировать этот орден, ставший богатым из-за его ростовщичества и могущественного влияния, предотвратить возможное создание тамплиерами единого госудрства, а также конфисковать земли, принадлежавшие ордену.

18 марта 1314 года на еврейском острове в Париже, на глазах всех его жителей и королевских особ, последний великий магистр Жак де Моле и благородный рыцарь Жоффруа де Шарне были приговорены к казни через сожжение. По легенде, в последних словах великий магистр проклял всех тех, кто был причастен к сговору: Папу Климента V, короля Филиппа IV Красивого и его советника Гийома де Ногаре. По иронии судьбы, все трое скончались в течение года, а на сыновьях короля Филиппа IV прервалась династия Капетингов.

Тайна тамплиеров

По одной из версий, масонство, появившееся в XVI веке, черпает свою приемственность именно из тамплиерского ордена. В XVIII веке новые течения соглашались с тем, что тамплиеры обладали тайными оккультными учениями, а те в свою очередь являются их продолжателями. Причастность тамплиеров к оккультным наукам основана, якобы, на разных задокументированных признаниях рыцарей под действием пыток еще в XIV веке. По одной из легенд, орден рыцарей также обладал и охранял Святой Грааль. Рыцари ордена владели бесценным архивом и артефактами, которые до сих пор не найдены.

Существует ли сейчас тамплиеры? На сегодняшний день насчитывается масса различных организаций, выдающих себя за "тамплиерские": Добрые тамплиеры, Восточные тамлиеры, католический орден рыцарей Христа, Тамплиерская Церковь старших братьев Розы и Креста, Космические Тамплиеры и так далее. Но ничего общего с тем оригинальным орденом они не имеют и прямых его последователей не существует.

Наш земляк антрополог Кирилл Серебренитский известен в России как неутомимый исследователь тайных вероисповеданий и аналитик многовековых хитросплетений генеалогических ветвей. В его недавний приезд в Самару Антону Стегалину удалось взять у него для нашей газеты эксклюзивное интервью.

- А существуют ли тамплиеры сегодня?

Есть такой, изысканно тревожный, сюжет Анри де Ренье: в Венеции, в мрачном заброшенном палаццо есть старинное зеркало, а в нем живет – появляясь и исчезая – отражение человека. Человек этот давно мертв, два столетия уже, но в некоем замкнутом таинственном пространстве он существует. То же можно сказать и про тамплиеров (http://www.1-sovetnik.com/articles/article-944.html).

Как известно, Орден бедных рыцарей Христа из Храма Соломонова в Иерусалиме, –был разгромлен во всех странах Европы и запрещен официально Папой Римским. Уничтожение ордена началось во Франции в 1308 году, в 1310-м Орден был упразднен.

Мне известно около полусотни ныне действующих организаций, претендующих на происхождение от Ордена Храма, но это не предел. Разнообразие тут – невероятное. Есть Добрые Тамплиеры – это международное христианское движение, выступающее за трезвый образ жизни. Есть Восточные Тамплиеры, - это поклонники Сатаны, их родоначальник знаменитый Алистер Кроули. Есть строго католический Орден рыцарей Христа, он представлен в Италии, Германии, странах восточной Европы, - хотя они и не настаивают, что происходят от тех самых тамплиеров. В Париже действует тамплиерское учебное заведение для детей.

Был Орден Новых Тамплиеров, - это арийские язычники, крайние нацисты, и Орден де Молэ – нечто вроде скаутского движения, защитники американских ценностей. Во Франции – сейчас на любой вкус: Тамплиерская Церковь старших братьев Розы и Креста, Космические Тамплиеры, Инициатические тамплиеры, Солнечные Тамплиеры, Огненные Тамплиеры – это, правда, в основном небольшие, неустойчивые, хотя и напористые, группы. Есть и достаточно сильные тамплиерские структуры, располагающие и средствами, и политическими возможностями.

Пожалуй, самый значительные – это Военный и Суверенный Орден Храма, он представлен в Бельгии, Швейцарии, Нидерландах.

Ну есть конечно и бессчетные клубы исторической реконструкции, занимающиеся восстановлением элементов материальной культуры Средневековья – многие из них поднимают флаги с тамплиерской символикой.

То есть настоящих преемников ордена Храма не существует, а все сегодняшние "тамплиеры" не более чем люди, играющие в исторические игры?

В начале 18-го столетия в короткое время распространился слух, что во время уничтожения Ордена особо посвященные командоры и рыцари, укрылись в отдаленных горных замках. Что тамплиеры сохраняют свой Орден - из поколения в поколение, в условиях строгой конспирации.

Началось восстановление Ордена – просто невероятное по размаху. Тамплиериада – интеллектуальная мода, если угодно, - тогда доминировала в политике, в науке, в искусстве.

Возникли десятки сообществ, так или иначе выводивших себя от тамплиеров. Самые значительные – это шотландские тамплиеры. Королевский Орден, как их называли. Их великим магистром был поначалу принц Чарльз Эдуард Стюарт, король Шотландии в изгнании. К концу 18 века эти тамплиеры появились и в России.
Следом появились шведские тамплиеры, и магистром тамплиеров стал наследный принц Густав Адольф, который вступил на престол как король Густав III.

- А что же Россия?

Россия рвалась духом и разумом на запад, немедленно подхватывала любой призыв и моду. Тамплиеры в России появились почти сразу. И шотландские, и шведские. В 1760х в Петербурге немец Иоганн Штарк основал особое ответвление, Капитулум Клерикорум Петрополитанум Темплиэрум. Он утверждал, что истинные тамплиеры обитают на севере России. А позже собственный Орден – византийский, - создал русский генерал Петр Мелиссино, грек родом. По его версии, после 1314 года тамплиеры не могли утаиться нигде в католической Европе, путь им был один – на восток, в православные земли, в Грецию.

- Еще немного – окажется, что и в Самаре живут тамплиеры…

Если угодно, были: два века назад. Самара и в губернский город превратилась благодаря тамплиерам. В 1822 русский полковник Василий Перовский в Эдинбурге был посвящен в члены общества Кильвиннинг, ведущее свое происхождение тоже от тамплиеров. До этого Перовский уже был посвящен в рыцари Храма по шведскому ритуалу.

Именно тамплиер Василий Перовский инициировал создание Самарской губернии. Так что самарцы обязаны этим именно тамплиерам.

Некоторые самарские дворяне приняли посвящение в Орденах шотландского и шведского ритуалов. Я встречался в Самаре с дамой из рода Чемодуровых, - это была в свое время громкая в Самаре фамилия – ее прапрадед был посвящен в тамплиеры шотландского ритуала в Симбирске.

-Может быть в нашей губернии сохранились даже какие-нибудь тамплиерские замки?

К сожалению, нет, хотя могли. Тамплиерами были Зубовы. Князь Платон Александрович Зубов, фаворит Екатерины II и его братья, графы Валериан, Дмитрий и Николай. Родом Зубовы были из наших мест, им принадлежал нынешний Челно-Вершинский район и часть соседних. В Зубовке, - это до сих пор довольно большое село, - стоял их родовой дом, настоящий замок. Сейчас на его месте – пустырь.

Мне рассказывали: под дворцом в Зубовке начинался огромный подземный ход. В Чистовке, якобы, зарыт клад, и какие-то люди уже приезжали его искать. Загадочные руины, почти скрытые под землей, в лесах у горы Шишки, в Исаклинском районе, - это тоже остатки одной из усадеб графов Зубовых.

На территории прежней Самарской губернии тамплиеры шотландского ритуала даже пытались создать свое государство, в вассальной зависимости от России. Для этого они использовали приглашение немцев в заволжские колонии.

В 1764 году бельгиец барон Фердинанд де Борегар де Кано привез в наши края несколько сотен семей переселенцев из Швейцарии, западной Германии, основал несколько селений на Волге, по речке Караман. Мне совершенно точно удалось установить, что это был десант тамплиеров. Сам же барон Борегар и его помощник полковник Отто де Монжу были тамплиерами высокого посвящения. Потом связь с Европой прекратилась, к концу 18 столетия мода на тамплиров закончилась и проект затих.

Впрочем, простые колонисты, немцы и фламандцы, в большинстве своем вряд ли и знали, в каком грандиозном проекте они задействованы. Но все же – память сохранилась. В Самаре я несколько раз в немецких семьях записывал: наши предки были рыцарями. В 2000 году в Тольятти бандитами из рузляевской ОПГ убит успешный предприниматель Александр Борегард, - это был, скорее всего, последний в наших краях потомок того самого барона.

- Чем вызван такой интерес к Ордену Тамплиеров с вашей стороны?

У меня с тамплиерами – родственные связи. Много лет назад, я выяснил, - случайно, что отставной поручик князь Петр Фролович Енгалычев был посвящен в рыцари шведского Орден Храма, это было в 1778 году. Через шесть лет он стал командором Храма в Москве. Я – потомок его родного брата, князя Ивана Фроловича. Так что сегодня я последний из потомства этого командора тамплиеров.

- То есть вы тоже можете заниматься восстановлением ордена?

У меня сложилось мнение, что Орден Храма и не нужно восстанавливать: он существует до сих пор. В Португалии тамплиеры были признаны невиновными, их никто не преследовал. В 1319-м Орден тамплиеров возобновил король Португалии, - под наименованием Орден рыцарей Христа. Этот Орден унаследовал местные владения тамплиеров. Власть над этим Орденом веками оспаривали Папа и короли. В 1905-м Папа отделил свою ветвь Ордена Христа. Сейчас этот орден и может считаться легитимным продолжением Ордена тамплиеров. Таким образом получается прадоксальная ситуация – сегодня Папа Бенедикт де-юре является Великим Магистром Ордена Христа.

P.S.
Причина появления Самарр на Руси и в Ираке раскрывается довольно просто. Интерес к подобной схематике может существовать только у тех для кого это название имеет большое значение. И здесь начинается самое интересное, оказывается Самария была главным городом иудейского племени Манас и в одно время даже столицей и названием всего Северного Королевства,-вот Вам и разгадка подтверждающая факт иудейского наезда на Русь (и не только)...

Поступки
Один из открывателей инсулина, канадский физиолог Фредерик Бантинг отдал половина своей Нобелевской премии (1923) своему помощнику Чарльзу Бесту, посчитав несправедливым, что его не включили в список лауреатов.
Это напомнило поступок советского биофизика Симона Шноля, отказавшегося от авторства открытия периодических химических реакций, которые исследовал его аспирант Анатолий Жаботинский.

Тамплиеры
Хочу иметь двойника, который бы мотался по миру, пытаясь разгадать тайну сокровищ тамплиеров. Король Филипп Красивый был разочарован, когда после разгрома Ордена тамплиеров увидел, что большая часть сокровищ Ордена бесследно исчезла. Следы вели в Италию, Испанию, Шотландию, Португалию, Польшу, Прибалтику и даже в Россию.
Для тех, кто интересуется судьбой тамплиеров после разгрома Ордена и их связью с Россией, я не рекомендую читать работы Зенина. Вернее, их можно почитать, но только после статей Ирины Воропаевой, которые опубликованы на сайте проза.ру.

Медные свитки
В 1953 году в Кумране нашли медные свитки, которые были расшифрованы спустя три года. Там описание мест, где были спрятаны огромные сокровища – тонны золота, серебра... Ессеи Кумрана не были богатыми и меркантильными, это, скорее всего, сокровища Первого или Второго иудейских храмов.
В популярных книгах и фильмах про тамплиеров утверждается, что первые тамплиеры прибыли в Иерусалим для поиска этих сокровищ. Археологи, дескать, нашли на местах, обозначенных в свитках, следы их символики. Эти сокровища и явились причиной быстрого и успешного роста Ордена.
Совсем фантастично звучат гипотезы, что тамплиеры вывезли из Иерусалима не только золото, но и священные реликвии. Упоминаются чаша, из которой Христос пил вино на Тайной вечере, копье, которым он был поражен на кресте, или даже голова Иоанна Крестителя.
Так или иначе, тамплиеры окружили себя таинственностью, которая способствовала росту их популярности. Мне многое непонятно в истории Ордена:
– почему никому неизвестным французам, приехавшим в Иерусалим после первого успешного крестового похода, разрешили разместиться на Храмовой горе?
– почему папа Иннокентий II дал им невиданные налоговые льготы?
– откуда у «Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона» появились такие деньги?
– почему такая могущественная организация не сумела организовать службу безопасности и решимость Филиппа IV стала для тамплиеров неожиданностью?
А один из символов тамплиеров, «два бедных всадников на одной лошади» , выглядит сейчас смешным.

Современные тамплиеры
Хотите стать тамплиером? Нет проблем! Только деньги давай. Католиком становиться не надо. В России тамплиеры состоят в общественной организации «Защитников православных христиан имени святого князя Димитрия Донского». Устав организации не такой строгий как у древних рыцарей. Те вынуждены были исполнять обет безбрачия, а российским тамплиерам запрещено только изменять своим женам: «Обязуюсь сторониться всякого бесстыдства и не участвовать ни в каких делах плоти, кроме как в должных и с женой разрешённых».
Меня немножко смутила одна из задач российских тамплиеров, озвученная Великим Приором России: «помощь и реализация совместных программ церкви со специальными службами и правоохранительными органами». Другие задачи звучат очень гуманно и благородно.

Часовня Рослин
Эта часовня около шотландского Эдинбурга описана Деном Брауном. Она и в самом деле уникальна своей каменной резьбой с таинственными знаками. Часовня построена потомком тамплиеров в 15-м веке, через 130 лет после сожжения в Париже главного магистра Ордена Жака де Моле.
Естественно говорят, что под часовней хранятся сокровища Ордена. Вот только раскопки проводить нельзя: часовня действующая и находится в плачевном состоянии – раскопки могут ее обрушить.
Теперь Шотландия у меня в списке стран, которые надо посетить, пока еще есть интерес к путешествиям.

Петр Первый - тамплиер?
И чтобы совсем добить свои мозги, я прочитал, что Петр Первый тоже был тамплиером – он был принят в Орден во время пребывании в Голландии. Правда авторы таких заявлений считают, что масоны продолжили традиции Ордена и что масоны, что тамплиеры - одна хрень. Вообще-то, это спорно.

Новый год
Неотвратимо приближается Новый год. Лет до двадцати при бое курантов я напряженно думал, как прожить следующий год более счастливо. Ничего в голову не приходило, но я давал себе обещание, что попробую.

Чтение статьи займет: 3 мин.

Случайно попавшая мне на глаза заметка в новостном интернет-издании oko-planet заставила изрядно поразмышлять. Что, если древнейшие тайные общества существуют по сей день? Что, если за века они накопили колоссальные силы и средства для управления Землей? Идея не нова – она неоднократно ложилась в основу кинофильмов и книг, но то художественный вымысел… И еще – у вас возникала когда-либо фантастическая идея: положить деньги на банковский счет лет этак на сто в прошлом, затем оказаться в будущем и получить колоссальные проценты сполна? А теперь представьте себе богатейшую организацию прошлого, сделавшую такой вклад на 500 лет…

Нательный крест тамплиеров

679 лет назад последний из известных Великих магистров Ордена рыцарей Храма Жак де Моле был сожжен на костре заживо.

Великий магистр Ордена Храма — Жак де Моле

Орден тамплиеров стал в те времена угрозой власти королей, угрозой власти Папы Римского – средства ордена были так велики, что ни одна казна королевских домов Европы не могла тягаться с ними. Храмовники кредитовали королей, назначая им проценты и получая в качестве оплаты долгов богатые поместья и земли! Для Филиппа IV Красивого, короля Франции решение было очевидно – договориться с Ватиканом и натравить на тамплиеров Святую Инквизицию: Орден рыцарей Храма – распустить, верхушку организации – предать смерти, имущество и казну – разделить между короной и Ватиканом. Произошло все почти по сценарию Филиппа Красивого: верховные храмовники преданы смерти, их поместья и земли поделены, но главное – огромная казна Ордена – пропала бесследно. Ее следы не смогли обнаружить палачи Инквизиции, она исчезла, как в воздухе растворилась…

Есть запись в новгородских летописях от 1307 года – «прибыли в Новгород калики заморские на 18 судах с казной великой, поклонились ею князю Юрию Московскому. И бежали те калики от гнева князя галлов…» В учебниках истории России хорошо описан момент перед Куликовской битвой – когда против богатыря татаро-монголов вышел монах Пересвет. Только там не сообщается, что монах тот был тамплиером, рыцарем Ордена Храма! Иначе как объяснить, что на могильных плитах Пересвета и его напарника Осляби вырезаны кресты храмовников?

Посмотрите сами, их надгробия в московском Симоновом монастыре, во времена СССР там размещался Дворец культуры завода им. Лихачева. Символ тамплиеров — алая роза — отчетливо виден на решетке сохранившейся части монастыря.

Дэвид Ноэль Джеймс, лорд и пэр Англии

В ноябре прошлого года член палаты лордов Великобритании — лорд Дэвид Ноэль Джэймс, барон Блэкхитский – произнес пространственную и запутанную речь в Парламенте. В ней он озвучил предложение, которое сделали ему представители некого «Фонда Икс» — безвозмездный вклад 5 миллиардов фунтов стерлингов в экономику Англии. И, как весьма витиевато описал ситуацию лорд Джеймс, средства эти принадлежат некому древнейшему обществу, скопившему колоссальные золотые запасы, равные «всему золоту, что было добыто на Земле за исторический период»! Его речь была резко оборвана спикером британского Парламента прежде, чем лорд смог пояснить, о чем конкретно идет речь…

Известно, что в последние годы представители тамплиеров пытаются добиться от Ватикана признания в ложном обвинении Ордена Храма и легализации своего общества, благодаря Дэну Брауну более известного под другим названием – Приорат Сиона. Эти события не укладывается в голове… что еще вынырнет с годами из мрака истории?

ИСТОРИЯ ОРДЕНА


В 1119 году в Иерусалиме "знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, - рассказывал полвека спустя епископ Тирский Вильгельм, - заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников" . Прошло несколько лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святую Землю устремился широкий поток паломников, надо было их охранять, - и несколько рыцарей предложили взять на себя эту заботу. Это казалось им, видимо, вполне естественным. Свой орден они назвали "Нищие рыцари". Они действовали по своей воле, принимая на себя всю ответственность. Они начинали нечто совершенно нового: подобных объединений еще не бывало, ведь речь шла не о новом монашеском ордене и вообще не об организации духовенства (так что ссылка на каноников-августинианцев была весьма приблизительна). В сущности, они организовывали первую из столь обычных для мира 20 века "неправительственных некоммерческих организаций", и способы, какими они действовали, воспроизводились бесчисленное число раз: пропаганда идеи, сбор средств. Единственное, что не говорилось рыцарями вслух, но что явно понималось всеми и что составляло самую суть идеи: успешно защитить паломников может лишь частная инициатива, а не государственная власть. Что быть паломником в Средние века означало рисковать, не надеяться на защиту центрального правительства, все и так слишком хорошо знали по тысячелетнему опыту. Рыцарей было девять(1*) , но общество (и летописцы) очень быстро поняли, что двое двигали всё предприятие: Гуго де Пэн и Жофруа Сен-Омер. В отличие от 20 века, в 12 столетии не было капиталистов, которые могли бы давать пожертвования, и пожертвования собирали с аристократии. Король иерусалимский уступил рыцарям церковь в собственном дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву (главный признак отличия от прочих рыцарей). "Храм" на французском "тампль", и очень быстро в Иерусалиме рыцарей стали звать "те, что у Храма", "храмовники" - "тамплиеры". Официальное же название - "Нищие рыцари" - отошло в тень (2*) . Рыцари отправились в Европу собирать деньги на свою организацию. Де Пэн и Сен-Омер объехали Францию, Испанию, Англию, Германию, Италию. Большинство людей оставалось равнодушно к их просьбым, но очень многие откликались. Церковные и светские феодалы жертвовали деньги, а чаще - доход от того или иного владения или даже то или иное владение, - кто на время, кто в постоянную собственность ордена. Десятки людей вступали в орден. Впрочем, национальное деление давало себя знать, и основная масса (более половины) жертвователей и участников были французами - как и инициаторы. Тамплиеров из Франции были сотни, из Англии - десятки.

Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "De laude novae militiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству", но хочется сохранить и при переводе латинское слово, ныне столь обрусевшее: "Слава новой милиции". Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест - как и все, связанные с крестовыми походами.

Необычного в тамплиерах было то, что они совмещали монашество с войной, пожизненные обеты нищеты, послушания и безбрачия - с намерением орудовать мечами. Орден госпитальеров возник раньше - в 1070-е годы, - но воевать госпитальерам не разрешалось. Само монашество (и духовенство) не могло браться за оружие - ведь христианин не может убивать, и если возможно послабление для "обычных" христиан, то монах - "настоящий" христианин. А Бернард писал: "Солдаты Христа... ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно" .

Конечно, Бернард не был кровожаден. Он ненавидел насилие и кровь, зло и ложь, и потому так обрадовался появлению тамплиеров, которые должны были с насилием бороться. "Новая милиция" была действительно нова относительно обычного рыцарства. Веками всадник с мечом, феодал, рыцарь, сражался за земное - ради имения, ради славы своего рода, своей нации (и это в лучшем случае, а то и просто ради наживы). "Новые рыцари" сражались за добро, ради Христа, а "если человек сражается за доброе дело, то не может сражение привести ко злу, точно так же как не может победа считаться благом, если сражение велось не за доброе дело или из дурных побуждений" . "Прежняя милиция" любила почести, деньги, красивое вооружение - "новая милиция" защищала простой народ, держала себя скромно, оборонялась от демонов молитвами и обетами, прежде всего - целомудрием. "Прежняя милиция" истребляла людей, "новая милиция" истребляла зло (на латыни у Бернара выходил каламбур: одни занимаются "гомицидом" ("человекоубийством"), другие "малицидом" ("злоубийством"). "Новая милиция" оказывалась самым совершенным и активным элементом общества, воплощением единства светского и церковного, верно служащим и Церкви в целом, и Святому Престолу. Предположение, что вовсе никакой милиции - ни пышной, ни скромной, ни женатой, ни неженатой - невозможно иметь христианам, не рассматривалось ни в 12 веке, ни много веков спустя. Главное же: очень рациональное, логичное обоснование необходимости борьбы со злом с мечом в руке не учитывало того, что мир и человек в основном иррациональны. Святой Бернард восхвалял тип "нового милиционера" за то, что "он не боится ни демона, ни рыцаря. Воистину не боится смерти тот, кто жаждет смерти". При этом святой не замечал, что "жажда смерти" - не христианская добродетель, а состояние души скорее демоническое или, во всяком случае, ненормальное. Жажда смерти не может быть разделена на жажду смерти своей или чужой, это жажда, через которую в душу входит пустота и мрак.

Первоначально тамплиеры делились на две категории: рыцари носили оружие, а служители - нет. Первые назывались "братья шевалье", вторые - "братья сержанты". К членству в орден не допускались женщины (во избежание соблазнов). Женатые рыцари в орден принимались, но они не могли носить белого одеяния. После смерти женатых тамплиеров их имущество отходило ордену, а вдове платили пенсию. Само мужнино поместье она должна была оставить, чтобы не попадаться на глаза храмовникам и, опять же, их не искушать. Первоначально в орден не принимали священников, но постепенно их стало довольно много, они образовали особый разряд членов (ибо священник все же не мог проливать кровь). Управлялся орден наподобие бенедиктинского: великому магистру принадлежала практически неограниченная власть, он созывал капитулы, назначая их членов, так что всегда мог подобрать лояльных к себе людей. Папы издали несколько булл, даровавших ордену некоторые (не слишком важные по современным меркам) привилегии. Булла 29 марта 1139 Omne datum optimum даровала им автономию от местных светских и церковных судебных властей, разрешила обращать в собственность ордена трофеи. Булла 9 января 1144 Milites Templi давала индульгенцию жертвующим на орден. Булла 7 апреля 1145 года Milicia Dei разрешила тамплиерам строить особенные, орденские церкви и устраивать в их оградах кладбища для членов ордена. Паломники, прибывавшие в Палестину, глядели на тамплиеров с восхищением и благодарностью, несколько преувеличивая значение тех, с кем непосредственно имели дело. Им казалось, что все замки в королевстве крестоносцев принадлежат либо тамплиерам, либо госпитальерам. Соответственно, и позднейшие историки часто преувеличивали значение ордена, его влияние и богатство.

Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия. Сейчас уже трудно вполне оценить все действия храмовников. Это тем труднее сделать, что довольно скоро те же самые власти, которые помогли ордену организоваться, стали возмущаться ими. Патриарх Иерусалимский (католический) был недоволен тем, что орден, которому он столько помог, перешел под власть Папы, - это ущемляло его достоинство. В 1153 году при осаде Аскалона великого магистра ордена обвинили в том, что он, желая занять город только силами храмовников, затруднил осаду.

Иерусалимский король Амальрик в 1165 году повесил 12 тамплиеров за сдачу арабам одной крепости близ Иерусалима. В отместку в 1168 году великий магистр ордена отказался поддержать поход на Египет, и тот захлебнулся. В 1173 году Амальрик пригласил в Иерусалим представителя ассасинов - исламского движения за освобождение Палестины, чье название во французском языке стало синонимом убийцы. Тамплиеры сумели обуздать ассасинов и даже обложили их ежегодной данью в две тысячи кусков золота; Амальрик намеревался освободить их от этой дани, - видимо, чтобы расширить свою влияние в стране. Некий тамплиер убил посла ассасинов прямо в Иерусалиме. Король арестовал убийцу, хотя великий магистр протестовал и напоминал об иммунитете, которым были наделены братья. Впрочем, Амальрик умер в 1174 году, и если он и хотел уничтожить орден, ему это не удалось. Но после его смерти архиепископ Тира Вильгельм, который оставил наиболее подробные сведения о тамплиерах, писал о них для того, чтобы очернить и добиться роспуска ордена. То была нормальная ненависть власти к независимой организации. На Третьем Латеранском соборе 1179 года Вильгельм организовал выступление против всех вообще военных орденов, но добился лишь некоторого ограничения привилегий тамплиеров. Во всяком случае, он критиковал тамплиеров не за то, что они совмещали крест и меч, а за то, что делали это независимо от епископата.

Все же у большинства христиан тамплиеры вызывали восхищение. В подражание им в 1164-1170 годах были созданы испанские ордена Калатравы, Сантьяго, Алькантары, в 1198 по их уставу был составлен устав Тевтонского ордена. Примечательно, что, хотя и в Германии, и в Испании были замки тамплиеров, предпочитали создавать новые ордена, а не присоединяться к старым: сказывалась национальная замкнутость и уже тогда осознанное понимание, что конкуренция хороша и для "неправительственных организаций". В 1160 году папа издал буллу, запрещавшую, помимо прочего, стаскивать тамплиеров с лошадей и как-либо иначе оскорблять их - и подобные буллы часто повторялась. В 1207 году папа Иннокентий III упрекал тамплиеров за то, что они каждому, кто жертвовал им в год три динария, гарантировали похороны по христианскому обряду, даже если жертвователь к моменту смерти был отлучен от Церкви. Но и тут Папу беспокоило не корыстолюбие ордена (сумма-то невелика была, да и нет ничего естественнее сбора средств на общественную организацию - правда, общественного контроля за тратами таких средств тогда не было; впрочем, и сегодня от такого контроля толку мало). Его беспокоило посягательство на власть Церкви отлучать и прощать. В 1265 г., споря с тамплиерами, папа Климент IV писал великому магистру, "Если Церковь на миг уберет руку, защищающую вас от прелатов и светских князей, вы никак не сможете устоять перед их нападками". Но убирать руку он не собирался.

P.S Вот не знаю как Вам,мне кажется тамплиеры вполне могли быть родоначальниками общества