Bombardier CS 300 - абсолютно новый среднемагистральный узкофюзеляжный самолет. Он призван бросить вызов Airbus 320 и Boeing 737.

Bombardier CS 300 Фото: Александр Ланецкий

Латвийская аirBaltic стала первой авиакомпанией, получившей Bombardier CS 300 для коммерческой эксплуатации. 01 декабря она официально представила новый самолет. На презентации побывали корреспонденты ЦТС и поделились увиденным.

В отличие от конкурентов, CS 300 - это не обновление успешной ранее модели, а абсолютно новое воздушное судно. За значительное количество композитов в конструкции его уже прозвали "пластмассовый самолет". Широкое применение композитов - от салона и туалетов до элементов конструкции. Створки шасси, крыло, не силовые панели фюзеляжа - из композитных материалов. Заклепки видны только в районе центроплана.

Канадский самолет должен стать прорывом в уменьшении расходов авиакомпаний. Так Bombardier заявляет, что новый двигатель PurePower PW1500G производства Pratt & Whitney, а так же крылья особой формы обеспечивает до 20% экономии топлива, по сравнению с современными моделями конкурентов (Airbus 320сео и Boeing 737NG). Заметен огромный диаметр новых революционных двигателей в связи с увеличенным размером вентилятора. Такая конструкция двигателей с использованием редуктора между валом вентилятора и турбины низкого давления позволяет экономить значительное количество топлива. Дизайн двигателя поистине революционен - это гибрид между турбовинтовым и реактивным двигателем.

Кроме того, CS 300 почти на 8 тон легче Boeing 737-7MAX и на 6 тонн легче Airbus 319nео. Это, в совокупности с другими новшествами, помогает получить канадскому самолету до 12% экономии на операционных расходах по сравнению с конкурентами ВС новейшего поколения и 15% с господствующими сейчас на рынке моделями.

Помимо этого, канадцы, фактически, совершают революцию на рынке технического обслуживания ВС. Межремонтный ресурс CS 300 для базового обслуживания составляет 8500 часов, а для операционного (линейного) - 850 часов между А проверками-в разы дольше, чем у летающей сейчас техники.

В кабине пилотов - шесть мониторов, вместо традиционных восьми. Управление осуществляется ручкой (джойстиком), а не штурвалом. Тут минимум выключателей и движущихся механических частей - управление системами с экранов монитора.

На фюзеляже заметно отсутствие выступающих деталей - посадочных фар, а количество антенн, различных обтекателей и прочего сведено до минимума - уменьшение сопротивления, экономия топлива.

Салон канадского самолета выполнен очень дружественно по отношению к пассажиру и бортперсоналу. Полученный аirBaltic самолет выполнен в 2-салоннной компоновке на 145 кресел. Бизнес и эконом салон, по уже ставшей для континентальной Европы традиции, оборудованы одинаковыми креслами, отличающимися лишь шагом - 32 и 30 дюймов соответственно.

У CS 300 широкий просторный салон, проход между креслами шире, чем у конкурентов, что позволит бортпроводникам с тележкой разминуться в нем с пассажиром. В салоне большие иллюминаторы. Багажные полки выполнены в соответствии с требованием современных условий рынка-на каждого пассажира предусмотрено место для багажа выше стандартного (10-килограммового чемодана, размерами 24 х 17 х 11 дюймов), причем ставить их можно будет на ребро. Полки открываются ниже, чем у конкурентов: во-первых, легче положить-снять багаж, во-вторых, даже человек ниже среднего роста (от 175 см) увидит - не забыл ли на ней что-либо.

Но отдельного упоминания достойны новые кресла-они шириной 19 дюймов-то есть на 2,5 см шире аирбасовских и почти на 5 см шире боинговских. Кроме того, когда пассажир откидывает спинку кресла, нижняя часть сиденья примерно на 0,5-1 см выдвигается вперед, увеличивая угол наклона сиденья.

У CS 300 удобная компактная кухня, позволяющая одновременно разогреть еду практически для всех пассажиров. При этом канадские производители постарались максимально обеспечить безопасность пассажиров и бортпроводников. Так, тележки расположены на кухне таким образом, что они физически не могут сами укатится за ее пределы. Бойлеры и печки не включатся, если не будут заполнены и закрыты должным образом. Значительно просторнее и туалет в новом самолете.

Всего авиакомпания заказала 20 самолетов CS 300, второй из которых придет к Рождеству, а еще два в начале следующего года. Полностью все самолеты латвийская авиакомпания надеется получить к концу 2018 года. Они постепенно заменят теперешний узкофюзеляжный флот компании: Boeing 737 300 и Boeing 500. Изначально латыши планировали отказаться от Boeing 737 уже к 2018 году, но из-за задержек поставок канадского самолета, а так же некоторого пересмотра стратегии развития полетов, было решено не торопиться с их возвратом по крайней мере до 2020 года.

CS 300, в отличие от эксплуатируемых сейчас аirBaltic классических Boeing 737, может выполнять полеты на расстояние до 6000 км, что позволит из Риги долететь до любой точки в Европы, Канарских островов, Абу-Даби.

(Использованы фото А. Ланецкого и airBaltic).

Airbus А330– вместительный самолет, который относится к группе широкофюзеляжных воздушных лайнеров, имеющий два двигателя. Самым крупным представителем этого вида является самолет Airbus А330-300. В зависимости от классности кабины, самолет имеет различную вместительность. Используется аэробус различными авиалиниями: Tirkish Airlines, Уральские авиалинии, Аэрофлот. Огромный лайнер способен транспортировать двести девяносто пять пассажиров в трехклассовом салоне, триста тридцать пять в двухклассовом и около четырехсот в одноклассовом.

Учитывая такие модификации, следует помнить, что конфигурация расположения посадочных мест и их количество может изменяться в каждой различной модели. Каждая из авиакомпаний использует различные конфигурации расположения мест, но в принципе они схожи и рассмотрев одну из моделей, можно иметь представление о картине в целом. Единственное, что может отличаться, это численность посадочных мест в бизнес классе. Проанализировав особенности расположения мест данного самолета, сможем понять, какие места можно брать только в крайних случаях, а какие – лучшие места для перелета.

С первого по шестой ряд в самолете располагаются места бизнес класса .

Если анализировать эти ряды, можно выделить следующие достоинства:

  • Это очень удобные кресла, раскладывающиеся почти до горизонтального положения.
  • Для ног много места, ряды не стоят очень близко друг до другу и даже высокий человек с длинными ногами сможет комфортно расположиться на этих рядах.

Но не все места равноценно удобные. Есть и негативные моменты у некоторых рядов:

  • Первый ряд располагается максимально близко к кухне, туалету и гардеробу, это может стать причиной не всегда приятных запахов и некоторого беспокойства в случае хождения пассажиров
  • Последний шестой ряд приближен к экономическому классу и по этой причине сюда долетает шум из салона эконом класса.

Стандартные места экономического класса

С одиннадцатого по двадцать девятый ряд располагаются стандартные места эконом класса. Если вы летите с маленьким ребенком, необходимо бронировать места, которые приспособлены для крепления детских перевозок. Такие приспособления есть в одиннадцатых и двадцать девятых рядах.

Одиннадцатый ряд начинает эконом класс , является его первым рядом. По этой причине есть ряд преимуществ при покупке билетов в этом ряду:

  • вы лишены соседства спереди, и никто не откинет кресло без учета ваших интересов;
  • достаточно места для того, чтобы вытянуть ноги;
  • около вас будет минимум перемещений.

Не покупайте места в пятнадцатом ряду, если во время полета вы предпочитаете созерцать небо, здесь нет иллюминаторов.

Остальные места вплоть до двадцать девятого ряда, полностью идентичны и не имеют каких – либо ярко выраженных плюсов или минусов. Что касается двадцать девятого ряда, существуют различные мнения относительно перелета на местах этого ряда.

Преимуществами посадки в этом ряду есть следующие моменты:

  • широкое пространство спереди, что позволяет не сидеть с подогнутыми ногами, а расположиться удобно;
  • покинуть свое место или вернуться на него можно не тревожа соседей, настолько широк здесь проход.

Минусом сидения здесь при длительных перелетах можно отметить такие моменты:

  • большие информационные табло, которые горят и днем, и ночью, могут помешать отдыху или утомить глаза;
  • расположенные рядом туалеты не дадут спокойно подремать от бесконечного хождения пассажиров и хлопанья дверями;
  • неприятные запахи становятся спутниками перелета.

При условии, что перелет длиться несколько часов, это очень неприятный момент, отравляющий путешествие.

Самые некомфортные места для полетов в самолете Airbus А330-300

Самыми некомфортными можно назвать места с такими особенностями:

  • зафиксированные сиденья, у которых нельзя откидывать спинку;
  • места перед стенками, так как в этом случае недостаточно места для комфортного расположения ног;
  • места около туалета.


В самолете Airbus А330-300 самыми неудобными местами можно назвать кресла в двадцать седьмом, двадцать восьмом, сорок четвертом и сорок пятом ряду. Часть мест установлены стационарно и изменить положение сиденья невозможно, отдельные места расположены вплотную около туалетов.

Такие места бронировать нежелательно, если вы хотите лететь с комфортом и в спокойной обстановке.

Особенности расположения кресел

О комфортности каждого ряда мы поговорили, обсудили положительные и отрицательные стороны. Теперь рассмотрим расположение в ряду. Место может располагаться:

  • около иллюминатора;
  • около прохода;
  • около аварийного выхода;
  • в середине ряда.

Каждый предпочитает то или иное расположение кресла. Если вы предпочитаете наблюдать, как плывут облака и не имеете привычки часто менять свое положение, выбирайте место около иллюминатора. Если вы часто ходите в туалет или стеснительный по своей природе и для вас побеспокоить соседа – трудный поступок, садитесь около прохода и сможете перемещаться, никого не беспокоя. Места около аварийного хода предпочтительны для крупных и рослых пассажиров, которым очень неудобно сидеть на обычных местах.

Выбор места – очень важный шаг, так как от этого зависит настроение, самочувствие и само путешествие. Не поленитесь заранее забронировать место, если есть возможность. Выбирайте место с учетом данных советов и личных предпочтений.

Счастливых и легких перелетов!

Компания Airbus является одной из крупнейших в мире. Была образована вследствие объединения нескольких авиастроительных фирм Европы. Первым самолетом этого производства был Airbus 300. Он же стал первым широкофюзеляжным судном с двумя двигателями во всем мире.

Версии А300

Вторым после аэробус 300 был A300B1, вступил в эксплуатацию в ноябре 1974 года. Был оборудован двигателями General Electric CF6. Самолет работал в Trans European Airways из Бельгии до того как пошел на пенсию с ноября 1990 года.

A300B2 является первой производственной версией. Он был оснащен, таким же двигателем, что и Boeing 747 - Pratt & Whitney JT9D с тягой от 227 до 236 кН. При нем был центральный топливный бак с увеличенной топливной емкостью (47 500 кг) и новыми крыльями крыла Krüger. Самолеты вошли в эксплуатацию Air France в мае 1974 года.

A300B4 - первый в мире 2-х бортовой авиалайнер. Отсек для экипажа был с передней стороны. Вмещал в себе элементы авионики A310 и A300-600. Производство B2 и B4 составило 248 воздушных суден. Впервые эксплуатировался в Бразилии с 1982 года в Гаруде.

Самолет A300-600 официально обозначался A300B4-600. Эта версия почти такой же длины, как B2 и B4, но имеет увеличенное пространство, потому что задний фюзеляж и горизонтальный хвост такой же, как у A310. Он имеет более мощные двигатели CF6-80 или Pratt & Whitney PW4000 и использует вспомогательный блок питания Honeywell 331-250 (APU). A300-600 совершил свой первый полет 8 июля 1983 года. Вступил в эксплуатацию в том же году с авиакомпаниями Саудовской Аравии. Было продано 313 A300-600 (все версии).

A300-600R (Официальное обозначение: A300B4-600R). Отличается дополнительным топливным баком в хвосте. Первая поставка в 1988 году American Airlines. Японская воздушная система (позже объединившаяся в Japan Airlines) приняла поставку в ноябре 2002 года.

A300-600RF (Официальное обозначение: A300F4-600R) Грузовая версия −600R. Все A300 поставлялись в период с ноября 2002 года по 12 июля 2007 года.

Обзор самолета Аirbus А300: история,

характеристики, план самолета

Компоновка пассажирского салона аэробуса А300

В зависимости от модели, A300 может разместить 266 пассажиров в двух классовом макете с максимальной дальностью 4070 морских миль (7 540 км).

Переднюю часть пассажирского салона занимает бизнес-класс. Как правило, места расположены в шесть рядов, по схеме 2-2-2 кресла в одном ряду. В этом классе находятся более удобные и широкие кресла, которые достаточно хорошо раскладываются для того чтобы комфортно устроится. Два прохода и нормальное расстояние между креслами обеспечивают свободный выход со своего сиденья в любое время, где бы вы ни сидели.

Места в бизнес-классе повышенного комфорта и считаются лучшими во всем авиалайнере. Но некоторые из них имеют недостатки. Первый ряд расположен близко к техническим помещениям, что может создать неудобства в виде шума и освещения в ночное время. Хотя на этих местах есть и преимущества, дополнительное пространство из-за отсутствия впереди стоящих кресел. Крайние ряды этого класса, чуть удалены от передних, их расположение возле перегородки может лишить вас полной тишины. Так как за перегородкой находится эконом класс с большим количеством людей, а следовательно суетой и шумом.

Полезно! Багажное отделение находится под пассажирским салоном, температура там регулируется и может быть установленной от +5 до +26 градусов по Цельсию.

Далее по салону расположен эконом класс. Схема расположения мест с 11-го по 37-ой ряд отличается количеством кресел в ряду, в основном это 2-4-2. Поскольку самолет широкофюзеляжный, то проходов в этом классе тоже два, но расстояние между креслами не настолько большое, как в бизнес-классе.

Лучшие места в эконом классе находятся в 11-ом ряду. Расположение перегородки прямо впереди сиденья дает дополнительное пространство для ног и отсутствие кресла, спинка которого может откинуться, создав еще меньше свободного места. Места D, E, F и G следующего ряда также имеют дополнительное пространство, что очень выгодно сыграет на вашем удобстве. Места 24-го ряда имеют те же преимущества, больше свободного места для ног, но здесь впереди находятся туалеты, что одновременно может стать недостатком.

Остальные места будут обычными, кроме тех, что расположены перед туалетами. Само собой не приятный запах, шум и движения людей, будут причинами неудобства. Помимо этого, на таких местах вряд ли откидываются спинки кресел, вам придется провести весь полет в вертикальном положении. Такие места считаются худшими.

Основные характеристики

Модель A300 оснащена двумя двигателями: General Electric CF6 и Pratt & Whitney JT9D; Отсутствие третьего хвостового двигателя, позволило разместить крылья дальше вперед и уменьшать размеры вертикального стабилизатора, что привело к увеличению летной эффективности и более экономного использования топлива.

Производители Airbus использовали на А300 новейшие технологии, некоторые из которых были получены от Concorde. Они применялись главным образом для повышения безопасности, эксплуатационных возможностей и рентабельности. После ввода в эксплуатацию в 1974 году аэробус а300 был очень продвинутым самолетом, который повлиял на последующие проекты авиалайнеров.

Технологические особенности включают:

· Расширенные крылья de Havilland (позже BAE Systems);

· Секция сверхкритического аэродинамического профиля для экономичной работы;

· Усовершенствованные аэродинамические эффективные поверхности управления полетом;

· Круглый фюзеляж 5.64 м (222 дюйма) для 8 пассажирских сидений в одном ряду и достаточно широкий для 2 грузовых контейнеров LD3;

· Конструкции из металлических заготовок, уменьшающие вес;

· Первый авиалайнер, оснащенный защитой от ветра;

· Расширенные автопилоты, способные производить полет от взлёта до посадки;

· Электрически управляемая тормозная система.

Летно-технические характеристики

История создания

Разработка аэробуса а300 началась в 1960-х годах в качестве европейского совместного проекта между производителями самолетов в Великобритании, Франции и Западной Германии. Авиастроители стремились построить новый 200-местный авиалайнер для растущего рынка гражданской авиации.

Интересно! Слово аэробус в этот момент было общим термином авиации для более крупного коммерческого самолета и считалось приемлемым на нескольких языках, включая французский.

В июле 1967 года во время громкой встречи министров Франции, Германии и Великобритании было достигнуто соглашение о расширении сотрудничества между европейскими странами в области авиационной техники и «для совместной разработки и производства аэробуса». Британцы вышли из проекта 10 апреля 1969 года. 29 мая 1969 года между Германией и Францией было достигнуто новое соглашение, и 18 декабря 1970 года Airbus Industrie была официально создана для разработки и производства A300. Самолет впервые летал 28 октября 1972 года.

Вскоре после встречи в июле 1967 года французский инженер Роджер Бетейль был назначен техническим директором. Бетейль разработал первоначальный план совместной работы по проекту. В соответствии с которым французские фирмы будут выпускать кабину самолета, системы управления и нижнюю часть фюзеляжа. Hawker Siddeley будет производить крылья, в то время как немецкие компании будут производить переднюю, заднюю и верхнюю части центральных секций фюзеляжа. В дополнение к работе движущиеся элементы крыльев, были выпущены в Нидерландах, а в Испании - горизонтальная плоскость хвоста.

Air France, клиент запуска для аэробус а 300, ввела этот тип в эксплуатацию 30 мая 1974 года. После периода ограниченного потребительского спроса в 1978 году A300 добился нескольких крупных продаж, после чего этот тип был эксплуатирован с устойчивой скоростью в течение следующих трех десятилетий. В 1990-х годах A300 стал популярным среди различных грузовых операторов, и было выпущено несколько различных вариантов грузовых самолетов. Производство аэробуса а 300 прекратилось в июле 2007 года вместе с его меньшим производным A310. Продажи грузовых автомобилей, для которых A300 ранее конкурировали в более поздней жизни, вместо этого выполняются A330-200F, производным от нового Airbus A330.

Где производится

Первоначально Airbus Industrie располагала штаб-квартирой в Париже, где были сосредоточены проектирование, разработка, летные испытания, продажи, маркетинг и поддержка клиентов. В январе 1974 года штаб-квартира была переведена в Тулузу. Конечная сборочная линия для A300 была расположена рядом с международным аэропортом Тулузы Бланьяк. Процесс производства потребовал перевозки каждого участка самолета, производимого компаниями-партнерами, разбросанными по всей Европе. Различные секции A300 были доставлены в Тулузу с помощью флота самолетов Aero Spacelines Super Guppy, выпускаемых Boeing 377.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Airbus A300 — первый самолёт концерна Airbus. Коммерческая эксплуатация самолёта началась в 1974 году и продолжается до сих пор.

Салон самолёта и обзор схемы расположения лучших мест

Аэробус A300 (в зависимости от модификации) может иметь от 266 пассажирских мест при двухклассовой компоновке до 361 — при одноклассовой. Именно двухклассовая компоновка пассажирского салона самолёта является более распространённой, а, следовательно, на ней и следует остановиться подробней.

Бизнес-класс аэробуса A300 располагается в передней части пассажирского салона и занимает обычно 6 рядов мест (как показано на схеме пассажирского салона). Салон бизнес-класса имеет два прохода, а места его располагаются согласно схеме «2-2-2». Кресла здесь более мягкие и способны раскладываться достаточно для спокойного и комфортного отдыха во время полёта. Также бизнес-класс может похвастаться меню с широким выбором блюд, а также меньшим шумом, связанным в основном с некоторой удалённостью от более шумного эконом-класса.

Однако, хоть места бизнес-класса и являются лучшими во всём лайнере, но и среди них имеется ряд не очень удачных вариантов. Так, места, расположенные в первом ряду, хоть и не имеют перед собой кресел, что обеспечивает дополнительное пространство для ног пассажиров, но, тем не менее, находятся в непосредственной близости к туалетам и подсобным помещениям для обслуживающего персонала. Эта особенность может серьёзно помешать спокойному отдыху, особенно в ночное время: ведь свет здесь будет гореть постоянно, а частое движение и звук открывающихся-закрывающихся дверей не дадут уснуть чувствительным к шуму людям. Также не очень удачными для бизнес-класса в самолёте Airbus A300 являются места, расположенные в пятом и шестом рядах. Это объясняется их некоторой удалённостью от общего салона бизнес-класса и тем, что расположены они непосредственно у перегородки, соединяющей бизнес-класс с более шумным эконом-классом.

Эконом-класс располагается сразу за салоном бизнес-класса и охватывает места рядов от от 11 до 37. Благодаря тому, что самолёт широкофюзеляжный, прохода здесь также два, а места располагаются согласно схеме «2-4-2» (кроме первого и 4 последних рядов). Места эконом-класса удобные и весьма комфортные для отдыха, а расстояние между ними позволяет вытянуть ноги даже для высоких людей.

Лучшими для эконом-класса самолёта Airbus A300 являются места, расположенные в 11 ряду. Их удобство заключается в том, что они имеют перед собой лишь разделительную перегородку, а, значит, и больше места для ног. Также весьма выгодно отсутствие кресел спереди — никто не откинет спинку, ограничив тем самым пространство для ног. Также стоит помнить, что разнос пищи начинается именно с передних мест, и пассажиры 6 ряда будут иметь больший выбор блюд и напитков. Однако здесь находятся специальные конструкции для размещения детей, а это в свою очередь означает, что пассажиры с детьми, скорее всего, будут находиться именно здесь. Этот факт может серьёзно повлиять на качество отдыха и на все впечатления о полёте в целом, особенно для людей, не терпящих детских криков и суеты.

Также весьма удобными являются места, расположенные в 12 ряду и обозначенные литерами D, E, F и G (согласно схеме). Это объясняется тем, что кресла, расположенные перед ними, несколько отодвинуты вперёд, обеспечивая тем самым дополнительное пространство для ног. По этой же причине неплохим выбором для эконом-класса будут и места A, C, K и H, расположенные в 24 ряду. Однако их близкое расположение к туалету может вызвать определённые неудобства.

Не самым лучшим выбором для бронирования билетов являются места эконом-класса, расположенные в 23 ряду, а также места 24 ряда, обозначенные литерами D, E, F и G. Причина — всё та же: близкое расположение к туалетным помещениям. И, наконец, наименее удобными для аэробуса A300 являются места, расположенные в рядах под номерами 36 и 37. Их неудобство объясняется также расположением вплотную возле туалетов. Постоянные очереди, звук открывающихся-закрывающихся дверей, а также, в некоторых случаях, неприятный запах могут сделать полёт для пассажиров, находящихся здесь, настоящим испытанием на выносливость. К этому стоит также добавить и то, что раздача пищи для пассажиров этих мест, как правило, происходит в последнюю очередь, а, следовательно, можно забыть о выборе блюд и напитков. Ещё одной важной особенностью для мест последнего, 37 ряда является то, что обзор через иллюминаторы здесь серьёзно ограничен (ряд занимает лишь места посередине, между двумя проходами), так что ни в коем случае нельзя выбирать эти места людям со слабым вестибулярным аппаратом.

История создания

Разработка первого самолёта компании Airbus была завершена к 1969 году. Тогда и началась сборка первого опытного образца аэробуса, получившая наименование A300B1. Спустя три года, в октябре 1972 года, самолёт совершил свой первый полёт. В это же время производилась сборка и другой модели лайнера – удлинённый почти на 3 метра Airbus A300B2, первый полёт которого был осуществлён в 1973 году.

Весной 1974 года аэробус A300 был сертифицирован, и с этого времени началась его коммерческая эксплуатация. Однако компания Airbus, возлагавшая большие надежды на самолёт, пошла ещё дальше: в декабре того же года совершил самолёт A300B4, обладавшая увеличенной дальностью полёта и улучшенными аэродинамическими характеристиками.

Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века предпринимались попытки разработки на основе модификации A300B4 грузопассажирского самолёта Airbus A300C4 и грузового самолёта Airbus A300F4. Однако, вопреки ожиданиям, эти модели широкого распространения не получили.

В начале 1980-х компания Airbus приступила к разработкам модификации A300-600, обладавшей повышенной пассажировместимостью и увеличенной дальностью полёта. В 1985 году началось её коммерческое использование. В том же году начались разработки варианта A300-600 с увеличенной дальностью полёта, получившего наименование A300-600R. Эксплуатация самолёта началась в 1989 году.

В свою очередь, в начале 90-х годов, уже на базе A300-600R, компанией SATIC началась разработка транспортного самолёта Airbus A300-600ST, получившего условное обозначение Beluga. Коммерческое использование модели было начато в 1995 году.

В 2007 году серийное производство Airbus A300 было завершено, продлившись, таким образом, 35 лет. Лишь в 2018 году A300 был почти повсеместно выведен из эксплуатации в мировых авиакомпаниях, и началась его замена на более современный Airbus A330 .

Модификации Airbus A300

Существует 5 наиболее заметных модификаций аэробуса A300.

  • Airbus A300 – первая модификация аэробуса, серийное производство которой было начато в 1972 году. В начале 70-х годов явилась поистине «революционной» моделью самолёта, так как была первым широкофюзеляжным пассажирским самолётом, оборудованным двумя турбовентиляторными двигателями.
  • Airbus A300B4 — модификация A300 с увеличенной пассажировместимостью и дальностью полёта. Серийное производство было начато в 1974 году.
  • Airbus A300-600 – дальнейшая модификация аэробуса A300, направленная на увеличение максимально возможного количества перевозимых пассажиров и на большую дальность полёта. Серийное производство лайнера было начато в 1984 году.
  • Airbus A300-600R – модификация самолёта A300-600, обладающая ещё большей дальностью полёта и пассажировместимостью. Характеризуется дополнительным размещением в хвостовом оперении дополнительного топливного бака. Серийное производство началось в 1987 году.
  • Airbus A300-600ST – модификация A300-600, широкофюзеляжный грузовой самолёт, за свою нестандартную форму получивший имя Beluga («Белуга»). Используется для перевозки крупных грузов (например, использовался для транспортировки компонентов для сборки аэробуса A310 в Тулузе). Благодаря большому объёму грузового отсека A300-600ST Beluga может перевозить грузы крупных размеров общей массой до 47 тонн. Серийное производство «Белуги» было начато в 1994 году.

Краткий обзор и характеристики A300

Аэродинамически аэробус A300 представляет собой низкоплан со стреловидным крылом. Оперение – однокилевое. Силовая установка лайнера прелставлена двумя турбовентиляторными двигателями производства фирмы General Electric или Pratt & Whitney (в зависимости от модификации).

Технические характеристики A300:

Airbus A300B2/B4 Airbus A300-600R Airbus A300-600ST
Длина, м 53,6 54,1 56,2
Ширина фюзеляжа, м 5,6 5,6 4
7,1 – грузовой отсек
Ширина салона, м 5,4 5,4
Размах крыльев, м 44,8 44,8 44,8
Площадь несущих поверхностей, м² 260 260 122,4
Высота, м 16,5 16,6 17,2
Двигатели 2 ТРДД тягой 227 кН - 236 кН 2 ТРДД тягой 249 кН - 273,6 кН General Electric
Pratt & Whitney JT9D-9 Pratt & Whitney JT9D-7R4H1, PW 4156, General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5 CF6-80C2A8
General Electric CF6-80-C2A5
Максимальная скорость, км/ч 910 890
Крейсерская скорость, км/ч 850 875 750
Дальность 3400/5300 км с 270 пассажирами 7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156 2779 (груз 40 т),
4632 (груз 26 т)
Кол-во кресел (один класс) 345 361
Масса пустого, кг A300B2 - 79600, A300B4 - 88500 78200 с двигателями PW4156 86000
Макс. взлётная масса, кг A300B2 - 142000, A300B4 −165000 165000 с двигателями PW4156 155000

Заключение

Airbus A300 является первым самолётом концерна Airbus. Его появление пришлось на расцвет авиаперевозок в Европе и Америке, а новое конструкторское решение (широкофюзеляжный самолёт всего с двумя двигателями) принесло ему определённую популярность среди мировых авиакомпаний. Большое количество же модификаций показывает, что аэробус имел большой потенциал к усовершенствованиям, что и предопределило его «долгожительство» в серийном производстве (35 лет).

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Airbus A300 - первый в мире двухдвигательный, широкофюзеляжный самолет, разработанный для средних и дальних авиамагистралей. А300, также является первым самолетом построенным объединенным европейским консорциумом «Airbus Industrie», который сегодня входит в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS).

Проектирование А300 началось по требованию французского, германского и британского правительства о замене американского Боенга 727 . Основными требованиями по постройке лайнера было наличие двух двигателей и широкого фюзеляжа способного вмещать от 250 до 300 пассажиров.

В сентябре 1969 года французские компании совместно с Западной Германией начали проектирование общего европейского лайнера. Сборка самолета производилась во французском городе Тулуза.


К декабрю 1970 года проект самолета был готов. Самолет получил двигатели CF6-80-C2А1 компании «General Electric». В дальнейшем на самолет также устанавливали моторы PW-4000 компании «Pratt Whitney».

Крыло самолета со всей механизацией было спроектировано британской компанией «Hawker Siddeley Group Limited».

После постройки, первая модель авиалайнера получила обозначение Airbus A300 B1.

Первый полет опытного самолета состоялся 28 октября 1972 года. В марте 1974 года тестовые модели прошли сертификацию. В эксплуатацию самолет был введен 30-го мая 1974 года. Эксплуатационной модификацией стала модель B4, имеющая больший запас топлива и большую дальность полета, чем базовый B1. Первой авиакомпанией начавшей эксплуатировать самолет стала «Air France ».

Самолет стал на то время самым комфортабельным самолетом с низким уровнем шума. Самолет, как правило, имеет 266 пассажирских сидений в двухклассовой компоновке с максимальной дальностью совершаемого полета 7540 километров.

Салон Airbus A300

Самолет с первого своего выпуска постоянно развивался. На его основе были выпущены грузопассажирский вариант A300 C4 и транспортногрузовой вариант A300 F4.

С декабря 1980 года консорциум начал разрабатывать улучшенную модель самолета - Эйрбас А300-600. Первый полет модификация А300-600 с двигателями Pratt & Whitney JT9D совершила 8 июля 1983 года. После прохождения всех сертификаций в 1985 году самолет стал поступать в авиакомпании. Первым авиаперевозчиком получившим в свое распоряжение А300-600 стал таиландский «Thai Airways ».

Позже была выпущена модель А300-600R, которая имела больший запас топлива и благодаря этому увеличенную дальность полета. Первым же пользователем А300-600R, в апреле 1988 года, стала американская авиакомпания «American Airlines ».

Схема салона Airbus A300

На основе А300-600R был построен самолет A300-600ST «Beluga», способный перевозить грузы огромных размеров.

В марте 2006 «Airbus Industrie» объявил, что производство самолета A300 заканчивается в июле 2007 года.

К концу производства, на 18-е апреля 2007 года, в общей сложности было построено 561 авиалайнеров Airbus A300.

Технические характеристики самолета Airbus A300 B4:

  • Первый полет: 28 октября 1972 года
  • Годы производства: c 1972 г. по 2007 г.
  • Длина: 53,62 м.
  • Высота: 16,53 м.
  • Вес пустого: 88490 кг.
  • Площадь крыла: 260 кв. м.
  • Размах крыла: 44,84 м.
  • Крейсерская скорость: 850-870км./ч.
  • Максимальная скорость: 910 км./ч.
  • Потолок: 11500 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 5500 км.
  • Двигатели: 2 ТРДД General Electric CF6 или PW-4000
  • Экипаж: 2 человека
  • Количество пассажирских мест: 266 мест, в двух классах

Airbus A300 видео