Сен 26, 2017

Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости Ася Казанцева

(Пока оценок нет)

Название: Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости

О книге «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» Ася Казанцева

Ася Казанцева – известный научный журналист и популяризатор науки, лауреат различных литературных премий. Она участник многих научных проектов, автор статей и работник телевидения.

Книга «Кто бы мог подумать!» представляет собой путеводитель по тайным биологическим ловушкам нашего мозга и организма, сформированным не вчера, а долгими тысячелетиями эволюционных изменений. Книга состоит из трех частей и, если можно так сказать, главы-приложения.

Первую часть Казанцева посвящает насущным проблемам всех и каждого – дурным привычкам. Автор, простым и доступным языком, подробно расскажет о механизмах работы и причинах появления этих самых привычек. Приведет простые, но наглядные примеры и мотивирует читателя больше доверять и помогать своему мозгу, чтобы он мог справляться без искусственных стимуляторов.

Вторая часть книги «Кто бы мог подумать!», целиком и полностью про любовь. Тот факт, что эта сфера человеческой жизни одна из самых важных и значимых — просто неоспорим. Здесь одну из главнейших ролей играют именно биологические механизмы, гормоны, восприятия запахов и генетических особенностей друг друга. Казанцева расскажет все, о закономерностях и парадоксах работы биологических механизмов нашего организма.

Третья часть расскажет читателю о таких навязчивых состояниях, как стрессы и депрессии, что служит предпосылками к погружению в апатию, переживания или же наоборот необоснованную эйфорию.

Казанцева, путем разъяснения действия всех механизмов, дает читателю мощный инструмент борьбы, с, казалось бы, не зависящими от нас обстоятельствами, и предоставляет возможность значительным образом облегчить свою жизнь.

Книга «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» проста и гениальна.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» Ася Казанцева в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» Ася Казанцева

Как бы наш организм ни был сыт, ради любимой еды он всегда готов убедить себя в том, что он голоден.

У мозга нет рта, поэтому он не может есть сладости. Зато вас он может заставить делать все, что ему вздумается.

Каждый человек время от времени может поступать неразумно, и это обычно происходит не потому, что он плохой, а потому, что он устал и у него вот именно сейчас не хватило свободных нейромедиаторов на то, чтобы воздержаться от ерунды, которую захотел сделать его дурацкий мозг.

Если курильщик верит, что ему поможет заговор на сигареты, смесь из толченых лягушек, молитва, беспорядочный секс, покупка моей книжки или игра в троллейбус (это когда надеваешь на голову колготки, закидываешь их ножки на веревки для сушки белья, ходишь туда-сюда и говоришь «ту-ту-у-у!»), то ни в коем случае не надо его переубеждать. Чем сильнее человек верит в то, что он сможет преодолеть никотиновую зависимость, тем больше у него шансов с ней на самом деле справиться.

Так что самый эффективный способ борьбы с никотиновой зависимостью сегодня - просто не начинать курить.

Постоянное курение на самом деле не помогает чувствовать себя более счастливым - каждая следующая сигарета в случае существования зависимости зажигается только для того, чтобы не чувствовать себя без нее совсем несчастным.

Для мужчин жир практически бесполезен, а вот для женщин он абсолютно необходим.

В книге Марка Бенеке «Прикольная наука» 1 много внимания уделяется проблеме аистов. Суть ее в следующем: если взять любую деревню в ареале обитания аистов, посчитать там количество этих птиц, а потом сравнить с коэффициентом рождаемости, то выяснится, что существует прямая связь: чем больше в деревне аистов, тем больше там рождается детей. Вывод очевиден: аисты приносят детей…
Научные исследования, доказывающие пользу алкоголя, часто напоминают проблему аистов.

Исследования показывают, что если самки и изменяют, то любовника они выбирают более придирчиво, чем мужа. Например, в трехлетнем исследовании обыкновенных лазоревок (разновидность синиц) в тех случаях, когда ученым удавалось идентифицировать любовника, он всегда был старше и крупнее мужа, и лучше пел песни.

Книга молодого научного журналиста Аси Казанцевой – об “основных биологических ловушках, которые мешают нам жить счастливо и вести себя хорошо”. Опираясь по большей части на авторитетные научные труды и лишь иногда – на личный опыт, автор увлекательно и доступно рассказывает, откуда берутся вредные привычки, почему в ноябре так трудно работать и какие вещества лежат в основе “химии любви”.

Выпускница биофака СПбГУ Ася Казанцева – ревностный популяризатор большой науки. Она была одним из создателей программы “Прогресс” на Пятом канале и участником проекта “Наука 2.0” на телеканале Россия; ее статьи и колонки публиковались в самых разных изданиях – от “Троицкого варианта” до Men’s Health. “Как мозг заставляет нас делать глупости” – ее первая книга.

Отзыв

Актуально. Доступно. С юмором.Нам, читателям, очень повезло, что Ася Казанцева – молодой научный журналист, именно журналист, а не ученый. Это означает, что, во-первых, автор говорит с нами на одном языке. Во-вторых, автор прекрасно понимает, что именно может заинтересовать обывателя. Книга посвящена главным образом биохимическим процессам в мозге: что именно происходит в организме человек под воздействием каких-то веществ, условий и других обстоятельств и во что это выливается для нас, хомо сапиенсов, в итоге. Мозг – штука очень сложная, и с ним постоянно много всего происходит, но в книге уделено внимание только тем темам, которые чем-то близки практически каждому человеку. Например, как происходит привыкание к сигаретам или алкоголю, почему во время стресса многим хочется жрать, почему в ноябре люди становятся сонными зомби.

Книга поможет лучше понять себя: всегда полезно знать, что именно происходит с тобой в определенных обстоятельствах. Я теперь лучше себе представляю, как устроен мозг, какой логикой «руководствуется» бессознательная его часть, чем обусловлены многие странные на первый взгляд реакции. Есть много не просто занятных, но и полезных фактов.

Книга получилась легкой для восприятия, не занудной, веселой, но вместе с тем очень насыщенной информацией: никакой воды, все по делу, и никаких домыслов и «одна бабка сказала», всюду отсылки на исследования и научные труды, а там, где Ася не уверена в своих выводах и делает предположение, она внятно и четко это обозначает и поясняет, почему в том или ином вопросе уверенности пока нет.

Я теперь очень, очень-очень жду вторую книжку, которая уже на подходе. Чувствую, там будут ответы на вопросы, которые я давно уже ищу и безнадежно путаюсь в противоречивых мнениях. Наконец-то умный человек мне внятно все объяснит про ГМО, про гомеопатию и прочие современные страшилки и сказки.

Считается, что, принимая то или иное решение, человек в любом случае стремится к тому, чтобы в результате получить для себя максимальную выгоду. Однако с точки зрения науки нам в целом свойственно поступать скорее иррационально, чем рационально. Почему мы выбираем не пользу, а удовольствие, как мозг заставляет нас делать глупости и что такое эффект резиновой руки, рассказывает психофизиолог, популяризатор науки Илья Захаров.

Прежде чем начать разговор о конкретных способах, которые мозг использует для того, чтобы нас обмануть, важно отметить, что мы принимаем решения не только в ситуации, когда сталкиваемся с ответственным выбором: заводить собаку или нет, искать новую работу или остаться на старой, переехать в другую страну или попробовать наладить жизнь в родном городе. В действительности любая информация, поступающая к нам из внешнего мира, всегда многозначна, и трактовать ее можно по-разному, единственно верного варианта нет почти никогда. Даже если мы просто смотрим на какой-то фрукт, наш мозг в этот момент решает, что перед нами - яблоко или груша?

Кроме того, сегодня большой популярностью пользуется теория embodied cognition, или «воплощенного познания». Ее приверженцы считают, что мы недооцениваем роль влияния на наше поведение телесных ощущений. Например, они допускают, что исход ссоры может быть различен в зависимости от того, что делают ее участники: сидят на месте или куда-то идут. Вместе с тем важно понимать, что ключевую роль в реализации поступков всё-таки играет центральная нервная система в целом и головной мозг в частности.

При этом он совершает множество ошибок, которые называют когнитивными искажениями. Яркий пример такого искажения - фрейминг. Представьте, что ученые изобрели лекарство от смертельно опасной болезни, которое в ходе экспериментов спасло около трети из тех, на ком оно испытывалось. Остальные, увы, умерли. Если выпустить лекарство на рынок под слоганом «Одна треть пациентов выживет!», его, скорее всего, будут покупать. Но если сказать: «Две трети пациентов умрут!», - люди в большинстве своем не захотят препаратом пользоваться. Оба высказывания содержат, по сути, одну и ту же информацию, но имеют разную эмоциональную окраску, что не может не влиять на поведение покупателей.

Молекула удовольствия

Есть еще один фактор, который оказывает воздействие на процесс принятия решений и порой заставляет мозг обманывать нас. Речь идет о нейромедиаторе дофамине, выбросом которого сопровождается получение удовольствия от какого-либо действия. В результате мы порой выбираем скорее то, что гарантированно, мгновенно доставляет нам радость, а не то, что потенциально может принести пользу. Именно дофамин участвует в формировании зависимостей, причем как вредных, разрушительных для организма - вроде никотиновой, так и социально приемлемых, например, зависимости от занятий спортом.

Интересно, что этот процесс зависит и от генов: люди рождаются с разными вариантами дофаминовых рецепторов, с разной чувствительностью клеток мозга к воздействию дофамина. В том числе поэтому в одной и той же ситуации два человека могут повести себя по-разному. Считается, что именно то, как проявляется в мозге дофамин, отличает людей, которые любят рискованное поведение, от людей, которые его не любят.

Вместе с тем переоценивать роль дофамина тоже не стоит. Это просто вещество, которое участвует в работе областей мозга, ответственных за принятие решений и положительное подкрепление. Однако в целом то, как мы воспринимаем и трактуем информацию, зависит и от множества других обстоятельств.

Нарисованный стол и резиновая рука

Существует описывающая работу мозга теория, которая нравится лично мне. Согласно ей, наш мозг не столько воспринимает текущую информацию, а потом реагирует на нее, сколько пытается предсказать, какая информация в него поступит. Мы как бы постоянно строим в голове модели окружающего мира и тестируем их на практике. Если модель проходит проверку, она остается, если нет - заменяется на другую. А поскольку значительное количество природных явлений оставались неизменными на протяжении всего того времени, что формировался мозг, они «зашиты» в нас очень глубоко. Допустим, мы с детства знаем, как нужно нарисовать на листе бумаги стол, чтобы он казался объемным. Да, у кого-то получится лучше, у кого-то - хуже. Но мы все умеем играть с перспективой, потому что информация о ней включена в модель окружающего мира, которая есть в мозге.

С помощью этой теории также легко объяснить действие ряда оптических иллюзий. Мы с рождения понимаем, что живем на планете под солнцем, а солнце отбрасывает тени. Поэтому встроенная в наш мозг модель восприятия предметов подразумевает, что у них по определению должна быть тень. Нам также известно, где примерно она должна располагаться и какую форму принимать. Но если производить нехитрые манипуляции с тенями и менять их конфигурацию, можно заставить наш мозг воспринимать выпуклый объект как вогнутый и наоборот. Это один из самых распространенных примеров оптической иллюзии.

Впрочем, в наши дни активно исследуются не только оптические, но и тактильные иллюзии. Самая известная из них - так называемая иллюзия резиновой руки, посредством которой можно обмануть мозг и сделать так, чтобы он поверил в то, что у человека есть еще одна конечность.

Такой эффект достигается элементарным способом. Человека сажают за стол и ширмой отгораживают одну из его рук так, чтобы он ее не видел. С той стороны ширмы, которую участник эксперимента видит, кладут резиновую руку - ее конец лучше скрыть покрывалом, чтобы в поле зрения испытуемого оставалась только кисть. Дальше нужно просто одновременно в одном и том же месте одним и тем же способом прикасаться к руке за ширмой и к резиновой руке. Довольно быстро у человека возникнет чувство, будто резиновая рука не только испытывает тактильные ощущения, но и является частью его тела.

Опыт с резиновой рукой свидетельствует о том, что представления о мире, которые есть у нас в голове, хрупки и часто недостоверны, так что полностью полагаться на них не стоит. Даже если ты думаешь, что отлично разбираешься в той или иной сфере. Например, американские исследователи Дэниел Канеман и Адам Тверски в ходе экспериментов доказали, что люди, профессионально занимающиеся статистикой, в обычной жизни склонны допускать глупейшие статистические ошибки.

Порезавшись, далеко не каждый врач сразу побежит обрабатывать рану и перевязывать ее стерильным бинтом - он может зажать ее тем, что попадется под руку, потому что это первый способ решить проблему, который приходит в голову. Да и в случае взаимодействия с финансами мы часто попадаем впросак вполне закономерно: наш мозг не приспособлен к тому, чтобы оперировать большими числами и высчитывать возможный доход. Между сиюминутной выгодой, которая выражается в том, чтобы просто сохранить деньги, и выгодой потенциальной он скорее выберет первую, порой лишая нас возможности получить реальную прибыль.

Полностью, во всём полагаться на интуицию - идея, мягко говоря, плохая. Всегда нужно себя перепроверять, ведь, обрабатывая информацию, мы стремимся в итоге сделать то, что верно не в перспективе, а в условиях ограниченного времени, то есть здесь и сейчас. Наши поступки становятся результатом не скрупулезного обдумывания, а в первую очередь автоматических реакций, которые мы унаследовали в ходе эволюции и которыми не можем управлять. В конце концов, мы существа, созданные не для того, чтобы раз за разом принимать верные решения, а для того, чтобы выживать в конкретных условиях.

Школа - прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением различных заданий, одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом). Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание, то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.

Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.

Основные пункты, которые надо знать

Для начала вы должны знать главные критерии, по которым будет раскрыта тема. Эссе обязано содержать следующие пункты:

  • Раскрытие смысла высказывания.
  • Теоретическое обоснование.
  • Использование аргументов.
  • Вывод.

Систематизируя свое сочинение под эти 4 пункта, вы добьетесь высоких баллов за вашу работу.

Проблематика и смысл

Прежде всего вчитаемся в тему "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают". Проблема данной тематики - вот что нам необходимо выявить.

«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».

Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.

Следующая наша задача - раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Основные понятия

Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:

  • Индивидуальность.
  • Личность.
  • Индивид.

Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.

В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.

Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид - любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.

С личностью же все иначе. Личность - это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.

Индивидуальность же - высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.

«Индивидом рождаются, отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».

Аргументирование

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» - сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.

«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто - обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами - они лишь находятся на стадии развития. Другое дело - личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.

К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».

Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.

«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».

В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.

«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».

Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.

Заключение

После того как вы соблюли все критерии по теме, смысл может считаться полностью раскрытым. Ученику остается подвести итог собственному эссе, сделать вывод и высказать вои мысли.

«Я считаю высказывание «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» верным. Я не раз за свою недолгую жизнь встречал людей, которые доказали свою индивидуальность и являются настоящим примером для подрастающего поколения».

Также вы можете изложить иную точку зрения: «Я считаю высказывание Асмолова не до конца верным. Да, все мы рождаемся индивидами, но каждый из нас уже обладает личностными качествами, потенциалом и способностями, а значит, и индивидуальностью».

Вывод

Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов - этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите высокий балл за свою работу.

Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!