Литература.

«Микроскоп»

(стратегия «Цитаты действующих лиц»)

1. Подготовительный этап.

Вопросы, составленные к тексту о (1 человек отвечает на вопрос товарища, потом сам задаёт свой вопрос)

1. Что обусловило многообразие характеров в произведениях?

2. В чём заключается особенность рассказов писателя?

3. Почему любимых героев рассказов писателя называют «чудиками»?

Каков же герой рассказа «Микроскоп»:

ЧУДик ЧУДной ? («странный» с виду, не похожий на других,

поэтому окружающие его не понимают)

ЧУДный ? (обладает доброй душой, тянется к знаниям,

хочет принести пользу людям)

Наша задача – разобраться в этом.

__________________________________________________________________

2. Этап комплексного применения знаний.

1. Характеристика персонажа .

Мы уже не раз говорили с вами, что существует несколько способов характеристики литературного героя :

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способа характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая:

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива .

Единица содержания:

Тип урока:

Структура урока:

Подготовительный этап. Этап комплексного применения знаний. Контроль и самоконтроль. Итог на рефлексивной основе.

1. Подготовительный этап.

Задачи этапа.

Постановка целей и задач урока.

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Единица содержания: способ характеристики литературного героя.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

5. Подготовительный этап.

6. Этап комплексного применения знаний.

7. Контроль и самоконтроль.

8. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

Класс: 8 «А»

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

9. Подготовительный этап.

10. Этап комплексного применения знаний.

11. Контроль и самоконтроль.

12. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

Урок литературы в 7 классе

по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»

Мы жизнь вам украшаем,
даря мечту, и сказку, и надежду!

Никулина Надежда Владимировна,

Щербакова Марина Александровна.

Урок « открытия» нового знания (1 час)

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Содержательная: установить связь между произведениями Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность : конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

    Мотивация.

Просмотр видеоролика.

От чего зависит, каким человек воспринимает окружающий мир? (от настроения, от близких людей, от характера самого человека). На одну и ту же вещь можно посмотреть по –разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист - что ветер поет.

«Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – всего лишь зрители», - сказал Франсуа Гизо. Давайте сегодня постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов.

    Актуализация знаний.

Итак, вас ждет кроссворд «Вспоминаем средства выразительности художественной речи». Если все помните – замечательно, если что-то подзабыли, смотрим на это глазами оптимиста: хорошо, что мы это повторяем, пригодится на экзамене.

    Употребление слова или выражения в переносном значении (скрытое сравнение, не оформленное союзами) – метафора

    Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого – сравнение

    Художественное, образное определение- эпитет.

    Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение- гипербола.

    Необычный порядок слов – инверсия.

    Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание – анафора.

    Устойчивое , значение которого не определяется входящих в него , взятых по отдельности.

    Непомерное преуменьшение – литота.

Получилось ключевое слово «оригинал». Посмотрите на значения этого слова.

Подлинная, исходная вещь, произведение, запись

Странный человек, чудак

Тот, кто в чем-то непохож на других, чудак

Человек с причудами

Нетипичный человек

Вот о таких людях, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками мы и поговорим сегодня.

    Портретная галерея «Великие чудики мира»

Перед вами Альберт Эйнштейн, великий ученый, чья теория относительности неопровержима до сих пор.

Американский писатель, человек незаурядных взглядов Марк Твен.

Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся оригинальными картинами в стиле сюрреализма.

Фаина Раневская, которую не раз признавали лучшей актрисой СССР

Что объединяет всех этих людей? Их многие считали чудаками.

В детстве А. Эйнштейн не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Самюэль Клеменс

Став успешным писателем, Твен то и дело вкладывал деньги в неудачные предприятия и разорился. Что интересно, когда ему подвернулась возможность вложиться в разработку телефона, он отказался. Разработчик, Александр Грем Белл, стал впоследствии известным на весь мир. Марк Твен и сам был неплохим изобретателем, к примеру, он изобрел клейкие листы для блокнотов.

Сальвадор Дали, собрав большую группу друзей и знакомых, мог целый вечер провести в ресторане, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали!

Фраза из фильма «Подкидыш» буквально преследовала актрису: «Муля, не нервируй меня!». – С этой фразой связана такая легенда. Леонид Ильич Брежнев, вручавший актрисе орден Ленина, будто бы сказал: «А вот идёт наша Муля, не нервируй меня!». Раневская парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Брежнев смутился и признался актрисе в любви.

    Открытие новых знаний.

Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, интересными событиями и высказываниями. На протяжении сотен лет появлялись люди, которые своим поведением и своими проектами вызывали восхищение и уважение к их личностям.

В. М. Шукшин в интервью газете «Труд» сказал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».

Образ именно такого героя создает он в рассказе «Микроскоп».

Вспомним способы характеристики литературного героя :

Внешний вид;

- с другими героями;

Поступки;

Речь (что и как говорят).

Сегодня будем оценивать характеры главных героев, анализируя их речь.

«Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Ерин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

Как в диалоге проявляются особенности характера героя? (Здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Речь персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. найдите в тексте просторечные слова.

Чудики – ч у дные или чудн ы е? Познакомимся с двумя взглядами поэтов на таких людей.- распечатать

Не падай, надменное горе!
Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий
Высокая роль чудака!

Он будет - заранее ясно -
Смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан,
Дымком неустройства повит… (П. Антокольский)

Смешные фантазёры и мечтатели,
Романтики, художники, поэты…
Пусть говорят, что время зря потратили
В мечтах и долгих странствиях по свету.

Что нам с того? Что нам молва людская,
Когда мы целый мир в ладонях держим?
Мы чудаки - мы жизнь вам украшаем,
Даря мечту, и сказку, и надежду! (Автор неизвестен)

Чья точка зрения вам ближе? Кто для вас чудики?

Шукшин - писатель, мастер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»? Почему?

    Рефлексия.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

Чтобы лучше понять человека – Шукшина, послушайте отрывок из письма В.Шукшина своему другу:

“Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить”.

За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.

СТИХОТВОРЕНИЕ (под музыку)

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!



Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики “браво!” его оглушали,
А литавры, а литавры –
Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. (В.Высоцкий “Канатоходец”.)

Домашнее задание: творческая работа «Чудики в нашей жизни».

Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно помочь всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи "Микроскоп". Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.

Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при "Заготзерне". Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана) , лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку "ненужного" предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с "микробами", которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он способен искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. "И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях". Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. "Андрей сел и закурил. - От такой мелкой твари гибнут люди! - Вид у него был убитый…"

Именно этим желанием помочь и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и поможет. Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-"чудик" не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми способами ее осуществить.

Рассказ Шукшина "Микроскоп" изучается в шестом классе средней школы в рамках программы по литературе. Как правило, детям предлагается вместе с этим произведением прочитать еще несколько творений автора. Впоследствии, анализируя рассказы, школьникам нужно найти похожие черты характеров главных героев и их различия.

В данной статье будет приведено краткое содержание "Микроскопа" Шукшина и даны характеристики персонажей. Подобному разбору, но в более сжатом виде, подвергнется рассказ "Космос, нервная система и шмат сала" с целью выявить похожие моменты в сюжетных линиях, а также общие идеи и черты характеров главных героев.

Семейная ссора

Главный герой рассказа - столяр Андрей Ерин, придя домой, сообщил жене о неприятном происшествии: он потерял деньги, которые снял со сберегательной книжки. Супруга, недолго думая, решила учинить расправу над провинившимся. Она пустила в ход два оружия: психологическое (ругала мужа на чем свет стоит и называла его обидными прозвищами - "Кривоносик" и "Скважина") и физическое - орудовала ручкой от сковородки. Андрей пытался защищаться подушкой, но все равно, сильные удары достигали своей цели.

Он старался воздействовать на супругу уговорами. Но его попытки разжалобить ее не привели к желаемому результату. Она остановилась только после того, как нанесла сильный удар по голове Андрея, от которого тот схватился за ушибленное место.

Зоя Ерина поняла, что перестаралась и, закончив расправу над мужем, расплакалась. Она стала причитать о том, что средства, снятые со счета в сберегательной кассе, должны были пойти на зимнюю одежду для детей. После этого, еще надеясь на чудо, она спросила супруга, не знает ли он, где мог оставить деньги. Андрей ответил, что на работе не терял, так как снял финансы со счета уже после окончания смены, а никуда больше он не заходил, даже в пивную, как предполагала супруга. Когда последняя надежда была потеряна, жена обрисовала безрадостную перспективу его существования на ближайшее время. Он будет работать в две смены, чтобы возместить убыток.

Кроме того, Андрей должен забыть о привычной для него чекушке водки после бани. Муж спокойно ответил, что насчет сверхурочной работы уже договорился, и с выпивкой он тоже готов завязать. Здесь автор рассказа "Микроскоп" Василий Шукшин дает читателям намек на то, что в сюжете содержится некая интрига. Он делает важное замечание: Андрей проговорился, упоминая о том, что уже взял себе дополнительную нагрузку на работе. Однако главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" быстро осознал свою оплошность и исправил положение, объяснив, что после обнаружения пропажи возвратился в мастерскую.

Награда за добросовестный труд

Прошло некоторое время, и страсти в семье Ериных улеглись. Муж, как и обещал, работал в две смены.

Жена главного персонажа рассказа Шукшина "Микроскоп", хоть порою и вспоминала про ручку от сковородки, но все же постепенно смягчилась. Однажды Андрей Ерин принес с работы необычный сверток. Вид его при этом был очень радостный. Он открыл упаковку и торжественно достал оттуда микроскоп. На вопрос жены: откуда он взял этот прибор, сказал, что это премия за трудовые заслуги.

Зоя спросила: "Что ты будешь с этим делать?" На что муж ответил ей с некоторой издевкой: "Изучать Луну". При этом он переглянулся с сыном, который понял его юмор и рассмеялся.

Вездесущие микробы

Рассказ "Микроскоп" Шукшина продолжается следующими событиями. Андрей Ерин задал жене вопрос о том, что, по ее мнению, она каждый день пьет. Супруга ответила, что употребляет воду. На это главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" рассмеялся и ответил, что та пьет не воду, а микробов. Он налил на стекло немного жидкости и стал рассматривать. Андрей Ерин с большим воодушевлением следил за перемещением молекул и вредоносных бактерий в объектив оптического прибора. Он оторвался от увлекательного занятия только когда супруга попросила его дать взглянуть детям. Скоро ей самой стало интересно, и она тоже нагнулась к таинственным линзам прибора. Но, в отличие от мужа и детей, ничего особенного там не разглядела.

Андрей Ерин увлеченно изучал различные жидкости и предметы. Супруга при этом стояла возле него и тихим голосом спрашивала у сына: "Микробы - это такие пятнышки, похожие на жиринки в супе?"

Разительная перемена

Супруг язвительно сказал: "Сама ты "жиринка!" С этого момента этот герой рассказа Шукшина "Микроскоп" начинает, по словам автора, превращаться в настоящего хозяина дома. Его речь приобретает командный тон. Он становится крикливым и вспыльчивым. Все свободное от работы время Андрей проводит за микроскопом. Мысли о том, что на всех окружающих вещах, и даже на людях, присутствуют микробы, не дает ему покоя.

Борьба с вредными бактериями

Рассказ Шукшина "Микроскоп", кратко пересказываемый в данной статье, продолжается следующими событиями. В один из дней Андрей Ерин заставил своего сына сделать пробежку по улице, после чего он изучил капельку пота, взятую с его лба. В этом веществе тоже присутствовали многочисленные микробы.

Раздосадованный таким положением дел, слесарь решил подвергнуть изучению капельку своей крови. Он уколол палец и выдавил немного красной жидкости на стекло микроскопа.

Анализ показал, что и там тоже присутствуют микробы. Ерин был крайне взволнован. Андрей был уверен, что это является плохим знаком. Однако он попросил сына пока ничего не говорить матери. Изучать кровь детей он отказался - боялся получить нежелательный результат. Мысль о наличии микробов в организмах родных для него людей пугала его.

Однажды он принес с работы тонкую иголку, на которую попытался наколоть несколько вредоносных бактерий. Его труды не увенчались успехом. Но он не отчаялся и сказал, что можно попытаться воздействовать на микробов током.

Служение на благо человечеству

Главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" был захвачен идеей о том, что если научиться уничтожать микробов, то можно увеличить продолжительность жизни человека до 120 лет. Он работал над воплощением своей задумки, не жалея сил. В его характере, как уже было сказано, произошла значительная перемена.

Из подкаблучника этот персонаж превратился в главу семьи. Занимаясь любимым делом - экспериментами с бактериями, Андрей бросил пить. Даже вид его товарища, который зашел к нему в гости, будучи нетрезвым, вызвал у него отвращение.

Незваный гость

Этим товарищем был коллега Ерина - Сергей. Он уже слышал о "научной деятельности" своего приятеля и начал разглагольствовать о том, какую пользу тот может принести человечеству. Сергей также говорил, что Ерин непременно будет увековечен за свои труды - ему поставят памятник в городе.

От гордости к разочарованию

Незваный гость, находясь в доме Ериных, продолжал пьяные речи о важности научных достижений своего коллеги. Жена Андрея тоже присутствовала при этом. В глубине души она испытывала гордость за своего супруга.

Ей льстило, что мужа считают большим ученым. Зоя решила еще раз сконцентрировать внимание гостя на микроскопе, явившимся причиной значительных перемен в жизни семьи. Она сказала: "Могли бы выдать премию чем-нибудь более полезным, например холодильником".

Сергей сказал, что не понимает о чем идет речь. Никакой премии им не давали. И вряд ли предприятие когда-нибудь будет кого-нибудь награждать. Этого ожидать глупо. Андрей пытался сделать глазами знак, что его пьяному товарищу не следует говорить об этом. Однако Сергей находился в таком состоянии, что не мог воспринимать никакие намеки. Ерин понял, что произошло непоправимое. Этот момент краткого рассказа Шукшина "Микроскоп" является кульминацией всего произведения. Жена все поняла. Андрей не потерял деньги, а купил на них оптический прибор для своих исследований.

Финал произведения

Заканчивается история тем, что два друга, герои "Микроскопа" Шукшина, сильно напиваются, заняв деньги у знакомых. Они не появляются дома всю ночь. Андрей приходит только после обеда. Его встречает сын. Он спрашивает у отца, много ли тут пропил денег. Тот говорит, что истратил на алкоголь значительную сумму. В свою очередь Андрей спрашивает, где его жена. Ребенок отвечает, что поехала в комиссионный магазин. На вопрос о том, ругалась ли она, мальчик отвечает отрицательно - не ругалась. Он сказал, что понимает отца и его печаль по поводу того, что мать продаст микроскоп. Андрей печально говорит, что, вероятнее всего, так и будет. Но он признает и необходимость купить детям шубы на зиму.

Рассказ Шукшина "Микроскоп": анализ

Данное произведение принадлежит к жанру краткого рассказа, которыми изобилует творчество Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что этот автор написал два романа, несколько киносценариев и многое другое, некоторые литературные критики говорят о том, что именно рассказ является одним из самых значимых явлений в его творчестве.

Многие литературоведы в своих трудах обращались к например

Герои "Микроскопа", так же как и персонажи других произведений, могут быть охарактеризованы как "чудики". Именно так называют главных действующих лиц его литературных творений. Это слово обозначает человека, поступки которого выходят за рамки понимания обычных среднестатистических людей. К обладателям такого характера можно причислить и Андрея Ерина. Он, в отличие от своей жены, которая живет лишь повседневными заботами и приземленными интересами, имеет еще и возвышенные стремления. В рассказе не упоминается о его жизни до приобретения микроскопа, однако можно предположить, что жена не разрешала ему уделять внимание собственным увлечениям, объясняя это тем, что семейные нужды превыше всего. Характер Андрея Ерина является динамичным. То есть он претерпевает изменения в процессе развития сюжета. Из слабовольного мужчины, всецело подчиняющегося воле супруги, он превращается в хозяина дома. Это изменение происходит параллельно с началом его "научных исследований". Можно даже сказать, что реализация творческого потенциала способствовало совершенствованию его личности. Однако под влиянием непредвиденных обстоятельств он снова становится прежним Андреем Ериным.

Вторым по значимости героем рассказа "Микроскоп" В. М. Шукшина является жена Андрея. Она олицетворяет приземленный мир, идеалы мещанства. То, как она расправляется со своим супругом, когда тот потерял деньги, говорит о жесткости ее характера. Однако в "Микроскопе" Шукшина, как и во многих других его произведениях, личность каждого из героев не является однополярной, а содержит в себе и положительные и отрицательные черты.

Подтверждение этому можно найти в конце рассказа: жена не ругалась и не устраивала скандалов, когда выяснилось, что муж обманул ее. Можно предположить, что она поняла, что этот поступок был совершен под влиянием непреодолимой тяги к научным исследованиям, и это обстоятельство вызвало у нее уважение. Что касается композиционных особенностей рассказа Шукшина "Микроскоп", то их можно охарактеризовать следующим образом.

Экспозиция в произведении отсутствует. Читатель сразу погружается в круговорот происходящих событий. Развитие сюжета происходит достаточно стремительно. Кульминацией является момент, когда друг Андрея выдал его тайну. Автор использует метод непрямой характеристики героев. То есть он не дает читателям открытых комментариев по поводу особенностей личности того или иного героя. Об этом можно судить по тем поступкам, которые тот совершает.

Во многих рассказах Шукшина финал является открытым. Автор не говорит о том, как развивались дальнейшие события, предоставляя читателю возможность самому домыслить варианты последующих происшествий в жизни героев. Эту особенность произведений, а также наличие многочисленных длинных диалогов и монологов можно отчасти объяснить тем, что Шукшин являлся профессиональным кинорежиссером и строил свои рассказы по правилам сценариев.

Столкновение двух стихий

"Сопоставьте фрагменты рассказов Шукшина "Микроскоп" и "Космос, нервная система и шмат сала", - гласит одно из заданий по литературе.

Во втором рассказе поднимается похожая проблема - столкновение двух миров: приземленного, обыденного, мещанского и возвышенного, творческого. В "Космосе" ученик восьмого класса Юрка снимает угол в доме старика. Мальчик увлечен наукой. Он с удовольствием готовит домашние задания, поскольку хочет стать хирургом.

Старик не понимает его, так как медики зарабатывают мало. Все идеалы Наума Евстигнеича обусловлены лишь житейскими потребностями, такими как хорошая еда, алкоголь и так далее. Юрка часто вступает со стариком в продолжительные споры о роли науки в современном обществе. Он горячо защищает необходимость таких исследований. Его старший товарищ считает подобное занятие пустой тратой времени, а всю информацию из учебников - ложью.

Тем не менее его заинтересовал рассказ юного квартиранта об академике Павлове, который даже в предсмертном состоянии думал о других людях и ради развития науки записывал сведения о том, что происходит с его организмом.

Старик просит показать ему фотографию ученого, совершившего столь героический поступок, и интересуется, были ли у ученого родственники.

Этот персонаж рассказа отличался своей жадностью. Он иногда давал в долг Юрке продукты из своего погреба, однако всегда просил рассчитаться за них при возможности. Неожиданностью было, когда после разговора о Павлове он вдруг принес мальчику кусок сала совершенно безвозмездно.

Можно провести параллель с рассказом "Микроскоп", в котором жена главного героя является персонажем, подобным Науму Евстигнеичу из "Космоса". Здесь также происходит своеобразное признание значимости науки. И можно сказать, что старик также понимает главного героя, как и жена Зоя Ерина.

Однако в обоих произведениях главные персонажи добиваются сочувствия, но все равно они окончательно не приняты окружающим миром.

Проблема столкновения двух различных мировоззрений не является новой для русской литературы. Она была впервые затронута еще в девятнадцатом веке в произведениях таких писателей, как Гончаров, Грибоедов и другие. В зарубежной литературе также можно найти примеры обращения к этой проблеме. Так, в романе Сомерсета Моэма "Луна и грош" показан образ художника, который ради искусства бросил свою семью. Он вел нищенское существование, скитался по свету, однако был счастлив, поскольку посвятил себя любимому делу - созданию картин.

Заключение

В статье приведено краткое содержание одного из самых известных рассказов Василия Макаровича Шукшина. Данный материал может пригодиться школьникам при подготовке к урокам, а также учителям литературы.

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.