Акт дефектовки - письменный документ, который составляется заинтересованными сторонами и подтверждает техническое состояние того или иного объекта материального мира. Формально, описанный документ можно сопоставить с дефектным актом, большой разницы нету. Для удобства, в настоящей статье мы будем считать их идентичными друг другу.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности, иногда выявляются детали которые не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Тем не менее, для установления факта расхождения технических параметров исследуемой вещи, необходимо соблюсти определенную процедуру.

Обозначим основные моменты проведения дефектовки:

1. В целях объективности, акт должен составляться комиссионно. Для участия в процедуре необходимо пригласить всех заинтересованных лиц.

В таким лицам можно от нести:

Представителей поставщика,

Представителей покупателя,

Мастера, который выявил несоответствие и технические специалисты, которые будут производить технические процедуры при осмотре детали,

Представитель завода-изготовителя,

Представителя организации, которая осуществляет гарантийный ремонт,

Независимых экспертов в необходимых областях,

Иных потенциально заинтересованных лиц.

Список участвующих в комиссионном акте осмотра составляется индивидуально, исходя из уникальных особенностей складывающейся ситуации. Некоторые представители, за ненадобностью, могут не включаться в комиссию. Однако, необходимо помнить, что если какая-либо из заинтересованных в анализируемом процессе сторона не будет уведомлена о проведении такого комиссионного обследования, то это обстоятельство может быть положено в основу требований о признании проведенного обследования недействительным.

2. Сроки проведения исследования объекта. (или иным подобным документом) может предусматриваться временной срок, в течении которого получатель товара обязан принять его или заявить о наличии недостатков в товаре. В таком случае, дефектный акт должен быть составлен в установленные договором сроки. Исключением является ситуация с выявлением скрытого недостатка, который не мог быть установлен при принятии товара и его первоначального фактического осмотра.

В случае привлечении с осмотру сторонних лиц, необходимо уведомить их об этом заранее. Обычно, данным лицам направляется телеграмма с уведомлением о вручении не менее чем за три рабочих дня до проведения мероприятия. Данный временной интервал может быть увеличен для организаций и физических лиц, находящихся в других субъектах Российской Федерации.

Если заинтересованные лица уведомлены о проведении исследования и отказались от участия в нем, либо не ответили на направленную корреспонденцию, то возможно проведения осмотра и без их участия.

3. Письменное протоколирование проводимого мероприятия. Дефектный акт должен в обязательном порядке иметь письменный вид. Устные договоренности сторон не имеют процессуального значения для последующих разбирательств.

Акт должен подробно описывать следующую информацию:

Время и место составления,

Наличие естественного или искусственного освещения,

Используемые технические средства,

Состав присутствующих лиц,

Описание детали до исследования и в процессе,

Выявленные несоответствия детали предъявляемым требованиям,

Замечания и дополнения присутствующих лиц,

Оригинальные подписи членов комиссии,

Возможно указание дополнительной информации.

4. Каждый из участников осмотра вправе получить копии составляемых комиссией документов, в том числе дефектного акта. К нему могут прикладываться любые значимые для дела документы и их копии, в том числе аудио и видео записи процедуры. В случае несогласия участвующих в осмотре лиц с результатами и процедурой проведения осмотра, в акте осмотра может быть сделана соответствующая запись.

В любом случае, проведенное исследование будет носить предварительный характер и не может быть использовано как сто процентное доказательство наличия того или иного обстоятельства. Любые проведенные исследования могут быть оспорены в судебном порядке.

Иные размещенные на нашем сайте образцы юридических документов, в том числе дефектного акта, могут быть Вам полезны. Для ознакомления с ними, необходимо перейти в подраздел сайта "Образцы документов". Юридические публикации размещены в подразделе "Вопрос-ответ". Если Вы испытываете некоторые затруднения в составлении необходимого документа, мы готовы Вам в этом помочь.

Желаем удачи!

Дефектный акт на ремонт легкового или грузового автомобиля представляет собой документ первичного учета, который оформляется на основании заключений экспертной комиссии. Этот бланк заполняется при осмотре автотранспортного средства с целью фиксации выявленных механических дефектов. Его используют автомастерские при проведении полного ремонта авто, так как документ содержит рекомендации по устранению всех повреждений. Страховые компании также задействуют дефектный акт, образец которого расположен ниже, в качестве определяющей основы при исчислении стоимости восстановительных работ.

Дефектный акт на ремонт автотранспортного средства, образец которого размещен в конце статьи, должен содержать следующие данные:

  • название организации, которая уполномочена провести осмотр автотранспортного средства;
  • наименование составляемого документа;
  • дату проведения экспертизы автомобильного транспорта;
  • ФИО всех членов комиссии (они в обязательном порядке назначаются приказом руководителя, после согласования с бухгалтером);
  • полный перечень выявленных в процессе осмотра машины повреждений;
  • все технические и регистрационные данные автомобиля;
  • виды необходимых ремонтных работ;
  • выводы всех членов комиссии;
  • принятое экспертами решение;
  • подписи всех членов экспертной комиссии
  • печать организации.

​Важно! К документу, в котором находится заключение экспертной комиссии, в обязательном порядке прилагается специфика запасных частей. Это дефектовочная ведомость, на основании которой проводится списание всех расходных материалов, которые будут использоваться во время полного или восстановительного ремонта автомобиля.

Особенности

Акт на ремонт автотранспортного средства, который составляется экспертной комиссией, не содержит никаких суммовых показателей. В этой форме, образец которой находится немного ниже, присутствуют только виды предстоящих работ, место выявленной поломки и количество дефектов. В дальнейшем специалисты, используя этот бланк, составляют смету расходов, в которой указываются и цены и итоговая сумма проведенных ремонтных работ.

Полномочия комиссии

Эксперты, входящие в состав комиссии, проверяют каждый узел и конструкционный элемент автотранспортного средства, с целью выявления механических повреждений. Все эти данные (если большой перечень дефектов) могут отражаться в отдельном бланке-приложении к дефектному акту. Дефектовочная ведомость (дополнение к основному документу), образец которой находится ниже, также составляется в свободной форме на листе бумаги (может использоваться компьютерная техника) и содержит перечисление поломок в виде таблицы, или списка.

​Внимание! В связи с тем, что российским законодательством не утверждена форма этого бланка, субъекты предпринимательской деятельности могут самостоятельно определять, какой внешний вид будет у документа. В большинстве случаев эксперты описывают все выявленные повреждения на фирменном бланке организации, который содержит необходимые для заполнения графы и колонки.

Если в процессе приема, монтажа¸ наладки или испытания приобретенного оборудования, в нем выявлены повреждения или неисправности, они могут быть задокументированы актом о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16). Дефекты, которые обнаружились еще при приемке, можно отразить в акте о поступлении оборудования (ОС-14). Обычно в этом документе фиксируются недостатки, которые могут быть обнаружены при внешнем осмотре. Если же на этой стадии никаких неисправностей или повреждений не обнаружено, оборудование передается в монтаж . На стадии монтажа и сборки оборудования могут быть выявлены препятствующие эксплуатации дефекты, не заметные при внешнем осмотре, их и необходимо задокументировать актом.

Применение ОС-16

Данный документ имеет унифицированную форму. ОС-16 утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Форма не является обязательной к применению: организация может самостоятельно разработать бланк акта, например, используя эту форму в качестве образца, дополнив ее необходимыми или наоборот, удалив ненужные реквизиты. Также организация может принять решение использовать утвержденную форму ОС-16. Унифицированную форму бланка и образец ее заполнения мы приведем в конце статьи.

В зависимости от того, какие формы решит применять организация, можно либо определить собственный порядок их заполнения, либо руководствоваться указаниями, которые действуют в отношении унифицированных форм. Если принято решение использовать установленные формы унифицированных первичных документов – следует применять порядок заполнения, отвечающий требованиям инструкций к ним: некоторую информацию по заполнению формы ОС-16 можно найти в указаниях, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Заполнение ОС-16 (акт о выявленных дефектах оборудования)

В шапке документа заполняются общие данные: наименование организации-заказчика, структурное подразделение, код формы по ОКУД, ОКПО. Далее заполняется номер документа и дата его составления.

В основной части документа сначала заполняется общая информация о принятом оборудовании:

  • Номер и дата акта, по которому оборудование было принято в монтаж;
  • Место, где находится оборудование (точная информация: адрес, здание, номер цеха);
  • Название организации-изготовителя, код по ОКПО;
  • Название организации-поставщика, код по ОКПО;
  • Название грузоотправителя, код по ОКПО;
  • Наименование компании-перевозчика, код по ОКПО;
  • Название монтажной компании, код по ОКПО.

Далее идет перечисление дефектов, которые были обнаружены у оборудования. Информация об оборудовании, у которого найдены недостатки, подробно оформляется таблицей из семи колонок, содержащих следующую информацию:

  • Наименование оборудования;
  • Номер паспорта или маркировка оборудования;
  • Марка оборудования;
  • Проектная организация;
  • Дата, когда оборудование было изготовлено;
  • Дата, когда оборудование поступило;
  • Дефекты, которые были обнаружены у оборудования.

Информация по каждой единице оборудования фиксируется в таблице отдельно. Под табличной частью подробно указываются работы, которые необходимо произвести для устранения выявленных дефектов, компании-исполнители, которые будут производить необходимые работы, сроки исполнения.

Акт заполняется представителем организации, осуществляющей монтаж оборудования. Заполнить документ необходимо в день, когда дефекты были обнаружены.

Акт ОС-16 подписывают представитель организации-заказчика и представитель монтажной организации с указанием должности, расшифровкой подписи. Далее предусмотрено место для печати и указания даты. Далее предусмотрено место для указания подписи представителя компании-изготовителя с указанием должности, расшифровкой подписи, даты подписи.

Свой экземпляр акта получает каждый из представителей организаций, подписавших документ. Один экземпляр должен быть передан монтажной организации, второй экземпляр предназначен для заказчика, третий – для изготовителя оборудования. При необходимости могут быть составлены и дополнительные экземпляры.

Форма ОС-16 (образец заполнения)

Форма ОС-16 – скачать бланк

Основные средства, вышедшие из строя, не могут использоваться по назначению. Это необходимо подтвердить документально. Уполномоченный работник определяет, почему ОС вышло из строя, после чего формирует акт дефектовки спецоборудования.

Осмотр спецоборудования проводит специально сформированная комиссия. В ходе осмотра она составляет акт дефектации. В нем приводятся списки требуемых ремонтных работ и деталей для замены. Также, пишется заключение о пригодности использования конкретных деталей.

Данный акт служит основанием для формирования сметы на ремонтные работы. Также, на его основе разрабатывают проектно-конструкторскую документацию и выписывают необходимые материалы со склада.

Не менее важным предназначением акта дефектовки является обоснование списания спецоборудования, когда ремонт целесообразен и невыгоден.

Содержание документа

Компании могут самостоятельно разрабатывать формы актов дефектации. Главным условием является содержание в форме следующих сведений:

  • Наименование проверяемого на наличие дефектов спецоборудования;
  • Список работников, входящих в комиссию;
  • Список обнаруженных дефектов;
  • Рекомендации по ликвидации этих дефектов.

Инструкция по заполнению акта

Дефектный акт должен составляться в соответствие со следующими правилами:

  1. Ответственность за заполнение акта несет экспертная комиссия. Состав этой комиссии определяет руководитель компании, если в организации отсутствует комиссия, действующая на постоянной основе.
  2. Датой акта является дата его формирования.
  3. Основной текст акта начинается с обоснования его составления – документа, на основе которого составлен акт (к примеру, приказ директора компании).
  4. В начальной части документа приводится список лиц, входящих в состав комиссии, с указанием должностей и ФИО.
  5. После этого следует табличная часть. В ней указывается следующая информация: список дефектов, их описание, список работ по устранению неисправностей, ФИО исполнителя и сроки исполнения работ.
  6. Комиссия пишет свое окончательное заключение.
  7. В конце председатель комиссии, и ее члены проставляют свои личные подписи.

Как осуществляется осмотр спецоборудования

Процесс осмотра спецоборудования проходит в три этапа:

  1. Предварительная дефектация. Во время этого этапа осуществляется визуальный осмотр объектов ОС, замер производительности спецоборудования и основных параметров, анализ замечаний по его работе. Полученные результаты сравнивают с нормативными значениями. По итогам определяют состояние спецоборудования в целом. Это делается для установления необходимых работ и сроков их выполнения.
  2. Поузловая дефектация. Данный этап подразумевает исследование конкретных комплексов при текущем осмотре. Это делается с целью установления их пригодности к эксплуатации.
  3. Подетальная дефектация. На данном этапе происходит полная разборка спецоборудования в процессе осуществления ремонта. Также, определяется возможность повторного использования конкретных деталей и устанавливается характер предстоящих ремонтных работ.