Итоговая контрольная работа по истории, "Россия в XIX веке".


«1. Вариант»

1. Вариант

1. Какое из перечисленных событий происходило в годы правления Александра I ?

1. Земская реформа 2. создание «Чугунного устава»

3. учреждение министерств 4. реформа государственной деревни

2. В годы правления, какого императора в состав Российской империи вошли земли Средней Азии, и было образованно Туркестанской генерал-губернаторство?

1. Николая I 2. Павла I 3. Александра III 4. Александра II

3. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина, ввела в России

2. серебряное обеспечение бумажного рубля

3. золотое обеспечение бумажного рубля

4. выпуск новых ассигнаций

4. В результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. в состав Российской империи вошла эта территория

1. Бородинское сражение 2. Синопское сражение

3. осада Плевны 4. битва при Лейпциге

6. Общим в программных документах «Северного» и «Южного» обществ декабристов было положение об (о)

1. освобождение крестьян от крепостной зависимости

2. установление в России республики

3. установление в России федеративной конституционной монархии

4. введение всеобщего равного избирательного права

7. Одним из итогов судебной реформы 1864 г. стало введение

1. контроля над судом со стороны администрации

2. сословного принципа судопроизводства во всех инстанциях

3. военно-полевых судов

4. суда присяжных заседателей

8. В каком городе в 1878 г. прошёл конгресс, на котором Западные державы добились пересмотра выгодного для России Сан-Стефанского мирного договора с Османской империей?

9. Назовите фамилию русского полководца, генерала-фельдмаршала, который участвовал во всех войнах Николая I . В награду он получил титулы графа Эриванского и князя Варшавского.

1. Суворов 2. Паскевич 3. Дибич 4. Кутузов

10. Как звали выдающегося государственного деятеля, который кодифицировал русское право, составив «Собрание основных законов Российской империи»?

1. Сперанский 2. Бенкендорф 3. Киселёв 4. Аракчеев

11. Во время Кавказской войны, русская армия окружила и взяла в плен вождя горцев имама Шамиля. Назовите год этого события.

12. В каком году было отменено крепостное право в России?

1. 1864 г. 2. 1861 г. 3. 1870 г. 4. 1874 г.

13. Кто занимал пост министра иностранных дел в царствование Александра II ?

14. В какие годы велась Крымская война?

1. заключение Тильзитского мира

2. издание указа «О вольных хлебопашцах

3. Заграничные походы русской армии

4. издание циркуляра «О кухаркиных детях»

1. подавление революции в Венгрии

2. взятие турецкой крепости Плевна

3. присоединение к России Уссурийского края

4. взятие туркменской крепости Геок-Тепе

1. Бородинская битва

2. Туркманчайский мирный договор

3. битва при Аустерлице

4. Сан-Стефанский мирный договор

1. открытие Царскосельского лицея

2. создание рабочего законодательства

3. проведение Земской реформы

4. введение всеобщей воинской повинности

19. Сопоставьте общественных деятелей России с направлениями общественной мысли, которые они представляли.

Деятели Направление общественной мысли

А. Соловьёв С. М. 1. Консерватизм

Б. Уваров С. С. 2. Социализм

В. Хомяков А. С. 3. Славянофильство

Г. Герцен 4. Западничество

20. Сопоставьте войны и мирные договоры, которые их завершили

Войны Мирные договоры

А. Крымская война 1. Гюлистанский мир

Б. Русско-турецкая война 1828-29 гг. 2. Парижский мир

В. Русско-иранская война 1804-13 гг. 3. Туркманчайский мир

Г. Русско-иранская война 1826-28 гг. 4. Адрианопольский мир

После отмены крепостного права, крестьяне до перевода их на выкуп, продолжали работать на барщине и платили оброк. Таких крестьян назвали

В ходе проведения либеральных реформ Александра II , были созданы органы местного самоуправления в уездах и губерниях, они занимались исключительно хозяйственными вопросами (образованием, здравоохранением, благоустройством). Эти органы назывались

23. Ниже приведён перечень событий. Все они за исключением одного, относятся к периоду царствования Николая I 1825-1855 гг. Выпишите номер выпадающего события.

1. разгром Польского восстания 2. первое русское кругосветное плавание

3. казнь декабристов 4. арест Петрашевцев

5. реформа государственной деревни

24. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, относятся к царствованию Александра II . Выпишите номер выпадающего термина

1. всеобщая воинская повинность 2. реальная гимназия

3. Чугунный устав 4. Суд присяжных

5. Мировой судья

25. Прочитайте текст, назовите имя царя, о котором он сообщает, и укажите годы его правления.

Он был старшим сыном Николая Павловича. Его воспитателем стал выдающийся поэт В. А. Жуковский. Который стремился ограничить время, на военные занятия, опасаясь, что воспитанник «привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве – казарму».

Имя царя: Годы правления:

Просмотр содержимого документа
«2. Вариант»

Итоговая контрольная работа по истории. 8 класс

2. Вариант

1. В каком году, в России были учреждены министерства?

1. 1802 г 2. 1805 г.

3. 1807 г. 4. 1811 г.

2. В годы правления, какого императора, в состав России вошла Финляндия?

1. Николая I 2. Павла I 3. Александра III 4. Александра I

3. Реформа государственной деревни, графа Киселева

1. усилила полицейский надзор за крестьянами

3. ввела крестьянское самоуправление и общинную запашку

4. никак не отразилась на жизни государственных крестьян

4. В результате Венского конгресса 1815 года, в состав России вошла

1. Прибалтика 2. Бессарабия 3. Финляндия 4. Польша

5. Какое из указанных событий военной истории произошло раньше остальных

1. битва при Аустерлице 2. взятие Карса

3. оборона Шипки 4. битва Малоярославце

6. Общим в программных документах «славянофилов» и «западников» было положение об (о)

1. усиление царской власти

2. о необходимости приобщиться к достижениям западной культуры

3. о необходимости отменить крепостное право

4. о необходимости самобытного развития

7. Одним из итогов военной реформы 1874 г. стало введение

1. военных поселений

2. рекрутских наборов

3. добровольного найма

4. всеобщей воинской повинности

8. В каком городе в 1856 г. прошла конференция, на которой был заключён мир, завершивший Крымскую войну?

1. в Вене 2. в Париже 3. в Берлине 4. в Лондоне

9. Назовите фамилию русского полководца, который занимал должность русского проконсула на Кавказе. Он успешно начал войну против горских плёмён.

1. Котляревский 2. Паскевич 3. Дибич 4. Ермолов

10. Как звали видного государственного деятеля, который учредил военные поселения и преданно служил Александру I ?

1. Аракчеев 2. Бенкендорф 3. Киселёв 4. Сперанский

11. В каком году завершилась Кавказская война? Было взято урочище Кааба, последнее прибежище черкесских племён.

1. 1817 г. 2. 1864 г. 3. 1859 г. 4. 1860 г.

12. В каком году был убит террористами, «царь-освободитель» Александр II ?

1. 1881 г. 2. 1887 г. 3. 1870 г. 4. 1874 г.

13. Как звали министра иностранных дел в царствование Николая I ? Поэт Тютчев назвал его «злым карликов».

1. Нессельроде 2. Милютин 3. Горчаков 4. Победоносцев

14. В какие годы велась война, в ходе которой русские войска героически обороняли Шипкинский перевал?

1. 1826-28 гг. 2. 1853-56 гг. 3. 1877-78 гг. 4. 1830-31 гг.

15. Какое из названных событий произошло раньше остальных

1. строительство первой железной дороги

2. отмена крепостного права

3. Бородинская битва

4. открытие Антарктиды

16. Какое из перечисленных внешнеполитических событий произошло позже остальных

1. начало Кавказской войны

2. поход войск генерала Дибича на Стамбул

3. создание Русского географического общества

4. героическая оборона Севастополя

17. Расположите события внешней политики в хронологической последовательности

1. Тарутинский манёвр

2. Сан-Стефанский мир

3. битва при Лейпциге

4. подчинение Хивинского ханства

18. Расположите события внутренней политики в хронологической последовательности

1. создание Государственного совета

2. реформа государственной деревни Киселёва

3. введение золотого обеспечения рубля

4. введение Конституции в Царстве Польском

19. Сопоставьте полководцев России с битвами, в которых они участвовали.

Полководцы Битвы

А. Кутузов М. И. 1. оборона Севастополя

Б. Скобелев М. Д. 2. Бородинская битва

В. Барятинский А. И. 3. взятие аула Гуниб

Г. Нахимов П. С. 4. взятие Плевны

20. Сопоставьте общественных деятелей с политическими идеологиями, которые они представляли

Деятели Идеологии

А. Бакунин М. А. 1. Консерватизм

Б. Лавров П. Л 2. Бунтарское народничество (анархизм)

В. Катков А. Н. 3. Пропагандистское народничество

Г. Ткачёв П. Н. 4. Заговорщическое народничество

21. Запишите термин, о котором идёт речь.

Для сокращения расходов на армию Александр I первый решил возложить на солдат, крестьянский труд. С этой целью были созданы военные….

__________________________________________________ ______________

22. Запишите термин, о котором идёт речь.

После трагической гибели отца, император Александр III проводил политику, сводящую не нет результаты либеральных реформ. Это политика получила название

__________________________________________________________________

23. Ниже приведён перечень событий. Все они за исключением одного, относятся к периоду царствования Александра III 1881-1894 гг. Выпишите номер выпадающего события.

1. казнь народовольцев 2. ограничение автономии университетов

3. сокращение выкупных платежей 4. создание военных поселений

5. начало строительства Транссиба

24. Ниже приведен перечень событий. Все они за исключением одного, относятся к царствованию Александра I . Выпишите номер выпадающего события.

1. всеобщая воинская повинность 2. открытие Царскосельского лицея

3. отмена крепостного права в Прибалтике 4. создание министерств

5. открытие университета в Дерпте

25. Прочитайте текст, назовите государственного деятеля, о котором он сообщает, и укажите годы его правления императора, которому он служил

«Фигура графа, которого я видел впервые, поразила меня своей непривлекательностью. Представьте себе человека среднего роста, сутулого, с волнистым лбом, с небольшими холодными и мутными глазами, рот его не знал улыбки. Это человек не брал взяток, но наводил ужас не только на военные поселенцев и крестьян, но и на городничих и губернаторов». На его гербе был девиз «Без лести предан», его враги переделали его: «Бес лести предан».

Имя государственного деятеля: Годы правления царя:

Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Итоговая контрольная работа по истории. 8 класс.

Работа состоит из 25 заданий, взятых из открытого банка заданий ФИПИ, составленных для подготовки к ОГЭ по истории. Задания 1-18, 21-24 оцениваются в 1 балл, задания 19, 20, оцениваются в 2 балла, при одной ошибке даётся 1 балл, задание 25 оценивается в 2 балла, если назван исторический персонаж и указана дата, если указан только персонаж или дата, то даётся 1 балл.

Максимальное количество баллов: 28

28-26 баллов – оценка 5 (отлично)

25- 20 баллов – оценка 4 (хорошо)

19- 14 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)

Задания №

Вариант 1

Вариант 2

временнообязанные

поселения

контрреформы

Александр Второй, 1855-1881 гг.

Аракчеев, 1801-1825 гг.

Представленные задания составлены в формате КИМов ЕГЭ. Они могут использоваться для подготовки к ЕГЭ, к школьным и городским олимпиадам по истории России. Представленный в них материал может использоваться для проведения викторин, конкурсов по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Тест по теме «Первая мировая война»

Часть А


  1. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против
А) Франции Б) США В) Германии Г) Англии

  1. В начале 20 века « пороховым погребом Европы» называли:
А) польские земли, входящие в состав России

Б) Балканы

В) Германскую империю

Г) Эльзас и Лотарингию

3. Какие из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

А) русско-японская война

Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

В) начало формирования русско-французского союза

Г) Первая мировая война

Д) заключение Раппальского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией о разделе сфер влияния в Средней Азии

Укажите верный ответ.


  1. АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

  1. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
А) гибель крейсера «Варяг»

Б) оборона Порт-Артура

В) Цусимское сражение

Г) Брусиловский прорыв

Д) Портсмутский мир


  1. Поводом к началу Первой мировой войны стало:
А) начало всеобщей мобилизации в России

Б) предъявление Австро-Венгрией ультиматума Сербии

В) убийство эрцгерцога Франц-Фердинанда в Сараево

Г) объявление Германией войны России


  1. Укажите даты Первой мировой войны:
А) 1913-1914гг. Б) 1914-1916гг.

В) 1914-1917гг. Г) 1914-1918гг.

7. В первые годы войны вмешательство государства в экономику:

А) ослабло Б) осталось на довоенном уровне

В) усилилось Г) полностью прекратилось

8.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:

А) Николай II Б) великий князь Николай Николаевич

В) С.Д.Сазонов Г) А.А.Брусилов

9. К 1914 году относится:

А) гибель армии генерала А.В.Самсонова Б) наступление армии генерала А.А.Брусилова

В) вступление в войну США Г) выход из войны в Италии

10. В 1914г. русские войска:

А) заняли Берлин Б) заняли Париж

В) были выбиты немцами из Варшавы Г) потерпели поражение в Восточной Пруссии

11.Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:

А) А.А.Брусилов Б) М.В.Алексеев В) Николай II Г) С.Д.Сазонов

12. К 1916 году относится:

А) начало Первой мировой войны Б) гибель русской армии в Восточной Пруссии

В) наступление русской армии на Юго-Западном фронте Г) конец Первой мировой войны

13. «Оборонцы» - это:

А) партии, стоящие за участие в войне до победы

Б) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне

В) социалисты, выступающие за оборону Родины

Г) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны

14. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:

А) продолжение войны до победного конца

Б) превращение войны империалистической в гражданскую

В) защиты Отечества от германского нашествия

Г) провозглашение «гражданского мира»

15. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:

А) А.А. Брусилов Б) Я.Г. Жилинский В) А.В.Самсонов Г) П.К. Ренненкампф

16. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:

А) суровые погодные условия Б) нехватка снарядов

В) наличие немецких шпионов при царском дворе Г) бездарность военачальников

17. Первая мировая война:

А) привела к подъему революционного движения Б) укрепила позиции правительства

В) привела к спаду революционного движения Г) укрепила авторитет династии Романовых

18. Что из названного стало последствием принятия в марте 1917г. относящегося к армии приказа №1?

А) развал воинской дисциплины

Б) переход к тактике «выжженной земли» в войне с Германией

В) прекращение военных действий, демобилизация армии

Г) создание специальных отрядов Красной гвардии из рабочих

А) миру без аннексий и контрибуций

Б) сепаратному миру с Германией

В) превращению империалистической войны в гражданскую

Г) присоединению России к Версальскому миру

20. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:

А) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии Б) Латвии, Литвы, Эстонии

В) Польши, Литвы, Финляндии Г) Эстонии, часть Польши, Армении

Часть В


  1. Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?
1_______________ 2______________ 3________________

  1. Этот государственный деятель трижды спасал российскую монархию: заключив мирный договор с Японией, подготовив Манифест 17 октября, укрепив монархию перед своей отставкой миллиардным займом у Франции:
А) С.Ю.Витте Б) П.А.Столыпин В) П.Д.Святополк-Мирский Г) В.К.Плеве

  1. Представитель русской интеллигенции, историк, политическим идеалом которого была парламентская монархия английского типа, лидер конституционно-демократической партии. В составе первого Временного правительства занял пост министра иностранных дел. Ушел с поста в апреле 1917 года.

  1. Участник русско-турецкой войны 1877-1878гг., он в 1914-1916гг. выдвинулся в число лучших военачальников Первой мировой войны, приобрел особую известность как инициатор и руководитель наступления русской армии летом 1916г. (знаменитого прорыва) на Юго-Западном фронте.
Ответ:________________________

  1. Один из самых известных царских фаворитов (1905-1916), «старец». Имел огромное влияние на царскую семью, в том числе в политических вопросах. Предопределял смену министров, глав правительств, военных лидеров. Был убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года.
Ответ:_____________________________

  1. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую мировою войну следующих стран:
А) Англия Б) Франция В) США Г) Россия

  1. Установите соответствие между датами и событиями:
Даты События

5) капитуляция Германии


  1. Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне:
А) Россия 1) сохранить мировое господство

Б) Германия 2) добиться мирового господства

Г) Англия 4) укрепить влияние в Европе

9. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) Брусиловский прорыв Б) Восточно-Прусская операция

В) Галицийская операция Г) эвакуация русских войск из Варшавы

Д) Горлицкий прорыв

10. Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова (датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.

« Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой совей стадии, поддержку славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».

Ответ:_______________________

Часть С

В феврале 1914 года П.Н.Дурново, убеждая Николая II любой ценой предотвратить надвигающуюся войну с Германией, писал:

«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

С1. Какое законодательной учреждение существовало в России в 1914 году?

С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века?

С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».

Чем объяснить такую предубежденность к России?

С5. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной».

Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?

С6. Ниже приведены стихи и частушки времен Первой мировой войны, отражающие изменение отношения народа к войне в ее начале (1) и в конце (2).


  1. Мы с Японией буянили,
С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Нигде не пропадем.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой! (А.Боде)


  1. Ох, как эта-то война
До чего нас довела:

До чистого полюшка-

Хоть давися с горюшка.

Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!

Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?

Каковы причины этих изменений? (Укажите не менее двух причин)

Тема «Первая мировая война»

Ответы на вопросы части А.

1. Г 6. Г 11. В 16. Б

2. Б 7. В 12. В 17. А

3. 2 8. Б 13. В 18. А

4. Г 9. А 14. Б 19. А

5. В 10. Г 15. А 20.А

Ответы на вопросы части В.

1. 1-Россия, 2- Франция 3-Англия 2. А 3. П.Н.Милюков

4. А.А.Брусилов 5. Г.Е. Распутин 6. ГБАВ 7. А-3, Б-2, В-1, Г-5

8. А-3, Б-2, В-4, Г-1 9. БВДГА 10. Сербия

Ответы на вопросы части С.

С1. С 1906 года в России существовала Государственная дума, которой Манифестом 17 октября 1905г. были даны законодательные полномочия

С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне.

С4. Россия воспринималась англичанами как варварская страна, чуждая идеям свободы и прогресса. Прежде всего, это относилось к самодержавию, союз с которым выглядел противоестественно.

С5.Страны – участницы войны – преследовали главную общую цель: приобретение новых колоний, рынков сбыта, усиление сфер влияния. Это было необходимо для их экономического развития в условиях монополистического капитализма. Получить эти колонии можно было только ведя захватническую войну.

С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади.

СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны

(1939-1945гг.)

Часть А


  1. Когда был заключен пакт о ненападении между СССР и Германией?
1) 23 августа 1939г. 2) 1 сентября 1939г. 3) 17 сентября 1939г. 4) 20 октября 1940г.

1) заключение советско-германского договора о ненападении

2) заключение советско-германского договора о дружбе и границах

3) начало советско-финской войны

4) вступление советских войск на территорию прибалтийских государств

3. Что явилось одним из последствий советско-финской войны?

1) исключение СССР из Лиги Наций

2) вооруженные столкновения между советскими и английскими вооруженными силами на севере Норвегии

3) осуждение действий Финляндии со стороны Англии и Франции

4) военно-техническая помощь советским войскам со стороны Германии

4. Германский план нападения на СССР предусматривал:

1) расчленение СССР на отдельные государства

2) сохранение СССР как единого государства

3) колонизацию Германией территории СССР

4) уничтожение единого государства и колонизацию Европейской части СССР

5. Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого офицера и определите название плана, о котором говорится в тексте.

«Я лично услышал об этом плане… 29 июля 1940 года. В этот день генерал-полковник Иодль…заявил, что фюрер решил подготовить войну против России. Фюрер обосновал это тем, что война должна произойти так или иначе, так лучше будет, если эту войну провести в связи с уже происходящей войной и, во всяком случае, начать необходимые приготовления к ней…»

1) «Тайфун 2) «Цитадель» 3) «Барбаросса» 4) «Натиск на Восток»

6. Кто из лидеров западных держав в своей речи 22 июня 1941г. поддержал Советский Союз, хотя ранее был активным его противником?

1) Ф.Рузвельт 2) У.Черчилль 3) Г.Трумэн 4) Шарль де Голль

7. В первый месяц Великой Отечественной войны упорное сопротивление врагу оказали войска города:

1) Минска 2) Выборга 3) Риги 4) Бреста

8. Высшим государственным органом управления, сосредоточившим всю полноту власти стал (стала):

1) Государственный Комитет обороны 2) Верховный Совет СССР

3) Ставка Верховного Главнокомандования 4) Народный комиссариат обороны

9. Кто из перечисленных лиц входил в Ставку Верховного Главнокомандования?

1) Л.П.Берия, Н.С.Хрущев 2) Г.К.Жуков, А.М.Василевский

3) М.М.Литвинов, М.И.Калинин 4) С.А.Ковпак, П.Н.Пономаренко

10. Ленд-лиз – это

1) безвозмездная передача США Советскому Союзу вооружения, боеприпасов, стратегического сырья

2) передача США Советскому Союзу взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья

3) поставка Великобританией и США Советскому Союзу продовольствия, переправляемого через Северный морской путь

4) обязательство Советского правительства предоставить после окончания войны сырье и минеральные ресурсы в обмен на открытие США и их союзниками второго фронта

11. Неудачи Красной Армии в первые месяцы войны были связаны с:

1) подрывной деятельностью «врагов народа»

2) отсутствием в Красной Армии талантливых военачальников

3) внезапностью нападения и превосходящей военной мощью Германии

4) административно-командным руководством экономикой страны

12. Какое из названных событий Великой Отечественной и Второй мировой войны произошло раньше всех других?

1) Тегеранская конференция 2) Сталинградское сражение

3) Смоленское сражение 4) Ялтинская (Крымская) конференция

13. Назовите хронологические рамки оборонительного этапа Московской битвы:

14. Контрнаступление советских войск под Москвой было начато

15. В итоге победы советских войск под Москвой

1) был сорван план молниеносной войны

2) распалась антигитлеровская коалиция

3) немецкие войска начали отступать на всех направлениях

4) в войну против СССР вступила Япония

16. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с

1) Курской битвой 2) Битвой под Москвой

3) Сталинградской битвой 4) прорывом блокады Ленинграда

17. С чьим именем связано руководство экономикой в годы Великой Отечественной войны?

1) В.М.Молотов 2) К.Е.Ворошилов 3) А.А.Жданов 4) Н.А.Вознесенский

18. О ком из героев Великой Отечественной войны идет речь?

Во время боев за Сталинград он командовал небольшой группой солдат, состоящей из 24 человек, которая смогла захватить четырехэтажный дом и удерживать его в течение 58 суток, превратив его в крепость. После войны он стал почетным гражданином города, а дом до сих пор сохранился и носит его имя.

1) Я.Павлов 2) А.Маресьев 3) А.Матросов 4) Н.Гастелло

19. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь?

«Итогом оборонительного сражения следует считать, на мой взгляд, поражение таковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битва на Курской дуге 2) форсирование Днепра

3) битва за Москву 4) Сталинградская битва

20. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите силы, о действиях которых в них говорится о

«Весной 1942 года они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций немецкой армии, поэтому для решительной борьбы с ними немецкому командованию приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение принимало угрожающие размеры, - снимать отдельные части с фронта»


  1. кавалерийские части Красной Армии, прорвавшиеся в тыл врага

  2. партизанские отряды на оккупированных землях

  3. советские десантные войска в тылу немецкой армии

  4. польские и чехословацкие части, воевавшие совместно с Красной Армией

21.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны означает:


    1. вступление в войну против Германии западных союзников СССР

    2. переход стратегической инициативы к советскому командованию

    3. срыв плана «молниеносной войны»

    4. перенос боевых действий на территорию Германии

22. Какие проблемы обсуждались на Тегеранской конференции?

1) решение о демилитаризации и денацификации Германии, решение вопроса о границах и передача СССР г.Кенигсберга

2) разработка общей военной стратегии и открытие Второго фронта; границы в послевоенной Европе

3) основные принципы послевоенной политики и система международной безопасности; решение о создании в Германии трех зон оккупации

4) передача СССР земель на Дальнем Востоке

23. Второй фронт был открыт:

1) на Балканах 2) в Нормандии 3) в Англии 4) в Италии

24. Важным событием 1944 года было:

1) полное освобождение Ленинграда от блокады

2) образование ООН

3) объявление Советским Союзом войны Японии

4) поражение фашистских войск под Курском

25. На каком направлении осуществлялась операция «Багратион» в июне 1944г.?

1) Белорусском 2) Ленинградском 3) Киевском 4) Кишеневском

26. Государственная граница СССР была восстановлена на всем протяжении:

1) весной 1944г. 2) летом 1944г. 3) осенью 1944г. 4) зимой 1945г.

27. Кто из перечисленных советских военачальников участвовал в Великой Отечественной войне:

А) К.Е.Ворошилов Б) М.В.Фрунзе В) М.Н.Тухачевский

Г) Р.Я.Малиновский Д) К.А.Мерецков Е) И.Э.Якир

Укажите правильный ответ: 1- АБВ 2- АВЕ 3-АГД 4-БГД

28. Берлинская операция осуществлялась войсками 1-го и 2-го Белорусских фронтов и 1-го Украинского фронта под командованием:

1) Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, И.С.Конева

2) Г.К.Жукова, Н.Ф.Ватутина, Р.Я.Малиновского

3) К.К.Рокоссовского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина

4) И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина, Л.А.Говорова

29. Символический меч освобождения от фашизма Родина-мать подняла в Сталинграде, а советский воин со спасенным ребенком на руках опустил этот меч в Берлине.

Такой смысл вкладывал в свои известные произведения скульптор:

1) Э.И.Неизвестный 2) Е.В.Вучетич 3) В.И.Мухина 4) С.Т.Коненков

30. Советский Союз вступил в войну с Японией:

31. В результате капитуляции Японии в сентябре 1945г. СССР получил:

1) остров Хоккайдо 2) Алеутские острова

3) Южный Сахалин и Курильские острова 4) остров Кюсю

32. В каком ряду названы города, удостоившиеся звания «Город-герой» за массовое мужество и героизм, проявленные их защитниками в годы Великой Отечественной войны?

1) Саратов, Новгород 2) Вязьма, Воронеж 3) Минск, Ленинград 4) Брянск, Хабаровск

Часть В

1. Установите соответствие между годами и названиями битв:

А) Берлинская 1) 1941г.

Б) Московская 2) 1942-1943гг.

В) Курская 3) 1945г.

Г) Сталинградская 4) 1943г.

2. Соотнесите название операции с ее целью:

А) «Багратион» 1) освобождение Сталинграда

Б) «Кутузов» 2) освобождение Белоруссии и Литвы

В) «Румянцев» 3) захват Москвы

Г) «Тайфун» 4) освобождение Белгорода и Харькова

Д) «Уран» 5) освобождение Орла

Е) «Цитадель» 6) разгром войск под Курском

3. Какие из операций были разработаны советским (1), а какие немецким (2) командованием?

А) «Багратион» Б) «Кутузов» В) «Румянцев»

Г) «Тайфун» Д) «Уран» Е) «Цитадель»

4. Соотнесите награды и подвиги, за которые давался тот или иной орден:

А) Орден Александра Невского

Б) Орден Славы

В) Орден «Победа»

Г) Орден Ушакова.

1) Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходящим противником.

2) Награждался офицер в должности от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон.

3) Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации за личный подвиг в боевой обстановке

4) Высший военный орден СССР, предназначался в награду высшему командному составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате чего обстановка в корне изменялась в пользу советских Вооруженных Сил.

5. Установите хронологическую последовательность конференций союзников:

А) Потсдамская Б) Московская В) Тегеранская Г) Крымская (Ялтинская)

6. Установите хронологическую последовательность проведения боевых операций в ходе войны:

А) Корсунь-Шевченковская Б) Висло-Одерская В) «Багратион» Г) Берлинская

7. Музыка этого композитора поднимала моральный дух блокадного Ленинграда, а его Седьмую симфонию называют «Хроникой войны». Напишите фамилию этого композитора.

8. В ходе Потсдамской конференции американский президент Г.Трумэн намекнул И.В.Сталину об успешном испытании в США атомной бомбы. Сталин, рассказывая об этом В.М.Молотову, заявил, что надо поторопить с созданием советского атомного оружия ученого, руководящего этой работой. Какого ученого имел в виду И.В.Сталин?

9. О ком идет речь: « Советский дипломат, участник Генуэзской, Гаагской, Московской конференций. В 1930-39гг. нарком иностранных дел. Своей деятельностью способствовал восстановлению отношений с США, а в годы Второй мировой войны - развитию межсоюзнических связей.»

10. О каком событии идет речь в приведенном ниже отрывке:

« Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вылиться оттуда слезы… Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку.»

Часть С.

Прочитайте отрывки из документа и ответьте на вопросы:

« По сведениям Государственного Комитета Обороны, командный состав частей Западного фронта проникнут эвакуационными настроениями и легко относится к вопросу об отходе наших войск от Смоленска и сдаче Смоленска врагу. Если эти сведения соответствуют действительности, то подобные настроения среди командного состава Государственный Комитет Обороны считает преступлением, граничащим с прямой изменой Родине…

Государственный Комитет Обороны приказывает вам:


  1. немедля организовать мощную оборону Смоленска, способную отбить любые атаки обнаглевшего врага;

  2. драться за Смоленск до последней возможности, не сдавать врагу Смоленск и не отводить части от Смоленска без специального разрешения Ставки»
Б. Из книги А.М.Василевского «Дело всей жизни»

« Из оборонительных сражений советских войск, проведенных летом и осенью 1941г., особое место занимает Смоленское сражение… Оно положило начало срыву молниеносной войны против Советского Союза, заставило врага вносить коррективы в пресловутый план «Барбаросса». Смоленское сражение продолжалось два месяца и включало в себя серию ожесточенных операций, проходивших с переменным успехом для обеих сторон и явившихся отличнейшей, правда крайне дорогой, школой отработки военного мастерства для советского бойца и командира, ценной школой для советского командования».

С 1. Почему Смоленскому сражению придавалось такое огромное значение?

С 2. Назовите хронологические рамки Смоленского сражения.

С 3. Какую роль сыграло Смоленское сражение в ходе войны.

С 4. Назовите два сражения, обозначившие коренной перелом в входе войны. Укажите не менее трех причин, обусловивших коренной перелом.

С 5. Существуют две точки зрения на значение пакта о ненападении между СССР и Германией, заключенного в августе 1939г.


  1. Это был необходимый шаг, отодвинувший начало войны для СССР и позволивший лучше к ней подготовиться.

  2. Пакт был сговором между двумя тоталитарными режимами, делившими между собой Европу.
Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В результате контрнаступления советских войск под Москвой зимой 1941/42гг. немецкие войска были развиты и отброшены от города.

Каковы причины поражения немцев под Москвой? (Назовите не менее трех причин) Каковы последствия этого события? (Назовите не менее трех последствий.)

Ключ к тесту:

«СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войны

(1939-1945гг.)

Часть А.


№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

1

9

2

17

4

25

1

2

2

10

2

18

1

26

3

3

1

11

3

19

1

27

3

4

4

12

3

20

2

28

1

5

3

13

1

21

2

29

2

6

2

14

1

22

2

30

3

7

4

15

1

23

2

31

3

8

1

16

3

24

1

32

3

Часть В

1. А-3 Б-1 В-4 Г- 2

2. А-2 Б- 5 В-4 Г-3 Д-1 Е-6

3. 1- А, Б, В, Д 2- Г, Е

4. А-2 Б-3 В-4 Г-1

7. Д.Д. Шостакович

8. И.В.Курчатов

9. М.М.Литвинов

10. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

Часть С.

С1. Смоленск – последняя крупная крепость на пути к столице. Оттуда идет прямая дорога на Москву.

С3. Смоленское сражение дало возможность подготовить Москву к обороне. Положило начало срыву плана молниеносной войны. Дало возможность приобрести военный опыт всем: бойцам, командирам и командованию.

С 4. Сталинградская и Курская битвы. Коренной перелом был обусловлен:

1. Завершением перестройки экономики на военный лад.

2. Развитием партизанского движения.

3. Приобретенным военным опытом.

С 5. 1. Аргументы в подтверждение первой точки зрения:

Переговоры между делегациями Великобритании, Франции и СССР по противодействию фашисткой Германии в августе 1939г. провалились по вине западный стран;

Кроме заключения пакта о ненападении другого пути избежать столкновения с Германией не было;

Пакт о ненападении позволил еще в течение почти двух лет укреплять обороноспособность страны.

2. Аргументы в подтверждение второй точки зрения:

Отсрочка столкновения с Германией в целом не помогла укреплению обороноспособности страны;

После начала Второй мировой войны СССР оказался не на стороне антифашистских сил, что повредило международному престижу страны;

Заключение секретного протокола к пакту о ненападении и присоединение к СССР стран Прибалтики негативно повлияло на отношение к Советскому Союзу населения этих и других стран;

К моменту вторжения Германии СССР остался без союзников.

С 6. 1. Могут быть названы следующие причины:

Героическое сопротивление советских войск наступающему противнику

Укрепление Западного фронта за счет частей, переброшенных из восточных районов страны.

Укрепление состава командования Западным фронтом, назначение командующим Г.К.Жукова

2. Могут быть названы следующие последствия:

Развеян миф о непобедимости немецкой армии

Сорван план «молниеносной войны»

Началось формирование антигитлеровской коалиции

Контрольная работа по истории для 9 класса по разделу " Россия в начале ХХ века "

1 вариант

Часть А.

1. Какое из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

A)русско-японская война Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой воины

B) заключение Рапалльского договора с Германией Г) Брестский мир

2. Какая из перечисленных ниже черт характеризует российскую экономику конца XIX - начала XX в.?

A) прекращение продажи хлеба за границу

Б) развитие исключительно за счёт опоры на собственные силы

B)создание торгово-промышленных монополий

Г) преобладание промышленной продукции в российском экспорте (вывозе)

3. Отруб – это…

А) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением его из деревни на новое место жительства;

Б) малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств;

В) отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством;

Г) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с сохранением его в деревне.

4. Какая партия в начале XX века считала возможным использовать тактику террора

а. Октябристов б. Кадетов в. Эсеров г. РСДРП

5. Руководитель самого масштабного наступления на Восточном фронте в 1916 г

а)А.А. Брусилов б) А.В. Самсонов в) П.К. Ренненкампф г) Шлиффен

6. Сущность двоевластия состояла в одновременном существовании:

а) Государственной думы и Временного правительства

б) Государственной думы и Учредительного собрания

в) Временного правительства и Петроградского совета

Г) Временного правительства и Совета Народных комиссаров.

7. Какова причина июльского кризиса власти Временного правительства:

а) нота Милюкова о войне до победного конца

б) неудачное наступление русской армии на фронте

в) объявление Петроградским советом приказа №1 по армии и флоту

г) захват власти большевиками.

8. Среди перечисленных событий гражданской войны последним по времени был:

А) поход войск Деникина на Москву б) прорыв обороны Врангеля на Перекопском перешейке;

В) мятеж Чехословацкого корпуса; г) поход войск Колчака на Москву;

9. Политика «военного коммунизма» предполагала:

а) Всеобщее избирательное право; б)Уравнительность в оплате труда;

в) Разрешение аренды земли и найма рабочей силы; г) Сохранение мелких и средних предприятий за прежними владельцами;

10. Дата Октябрьской революции

а) 25-26 октября 1917 г. б) 25-26 октября 1918 г.В) 10-16 октября 1918 г. Г)10-16 октября 1917 г.

Часть В.

В1. Прочтите отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

Ответ:

В3. . Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии... религиозного беспокойства и искания... Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

Ответ:

В4. Расшифруйте аббревиатуру: СНК,

Часть С .

« Россия, с одной стороны, и Германия… -с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили жить между собой в мире и дружбе. Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительств или государственных и военных установлений друг друга. Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут больше находиться под ее верховной властью; установленная линия обозначена на приложенной карте(приложение1),являющееся существенной частью настоящего договора. Точное определение этой линии будет выработано русско - германской комиссией.»

С1. О каком событии говорится в документе? Назовите дату события.

С2.Каковы условия договора?

2 вариант

При выполнении заданий А 1 – А 10 выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обведите его.

Часть А. Решите тест.

1. Какое из перечисленных событий относится к периоду революции 1905-1907 гг.?

  1. созыв Учредительного собрания Б) отречение Николая II
  2. Всероссийская октябрьская политическая стачка Г) создание Реввоенсовета

2. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовался

а)высоким уровнем товарности (связи с рынком) крестьянских хозяйств

б)преобладанием фермерских хозяйств

В) крестьянским малоземельем г) отсутствием помещичьих хозяйств

3. Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нем события.

«Представлялось избрать один из двух путей – назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь – предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

а)1905 г. б) 1907 г. в) 1914 г. г) 1918 г.

4.В каком из перечисленных ниже событий, мероприятий участвовал С.Ю. Витте

а. В создании партии кадетов б. В проведении финансовой реформы

в. В создании Временного правительства г. В принятии решения о вступлении в Первую мировую войну

5. Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

а.земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность, находящуюся за пределами деревни

б. земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы

в. крестьянский надел при чересполосном общинном землепользовании

г.общинные земли, используемые под выпас скота и сенокосные угодья

6. Как был решен вопрос о власти в ходе Февральской революции 1917 г.?

А) власть перешла в руки Государственной Думы; Б) власть перешла к Учредительному собранию;

В) власть сконцентрировалась в руках Временного правительства;

Г) к власти пришел Петроградский Совет;

7. Назовите дату Вооруженного восстания в Петрограде:

а) 10 октября 1917 г. б) 20 октября 1917 г. в) 26 октября 1917 г. г) 23 февраля 1917г.

8. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

а) Декретом о мире б) Декретом о земле а) после разгона Учредительного собрания г) в ходе столыпинской аграрной реформы.

9. Какой из названных терминов относится к политике «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»:

а) продразверстка б) деньги в) многопартийность г) аренда.

10. Кто из командующих Красной Армии сыграл основную роль в разгроме Колчака:

а) С.М.Буденный б) М.Н.Тухачевский в) А.И.Егоров г) М.В.Фрунзе.

В задания В1 – В4 требуется ответ в виде одного – двух слов, последовательности букв или цифр.

Часть В.

В1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.
«…Центральный пункт их программы – "социализация" земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. "центрального террора", осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».

В2.. Расположите события в хронологической последовательности.

А) Вооруженное восстание в Петрограде б) апрельский кризис власти в) февральская революция

г) подписание Брестского мира д) начало Гражданской войны

В3. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) И.П. Павлов 1) музыка

Б) А.А. Ахматова 2) наука

B) С.С. Прокофьев 3) живопись

Г) К.С. Малевич 4) поэзия

В4. Расшифруйте аббревиатуру: ВЧК

В5. Дайте определение: Интервенция

В данной группе заданий С1 – С3 вы должны подробно ответить на вопрос задания.

Часть С.

Проанализируйте документ и выполните задания:

Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

С1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде, выделение крестьян из общины. В каком году началась эта реформа?

С2. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее трёх недостатков.

С3. Укажите причины победы красных в Гражданской войне. (не менее 3)

Ответы:

1 вариант:

Часть А:

1а, 2в, 3г, 4в, 5а, 6в, 7б, 8б, 9б, 10а.

Часть В:

1. Государственная Дума

2. вбагд

3. Серебряный век

4. Совет Народных Комиссаров

Часть С.

С2.

Условия Брестского договора:

Согласно Брестскому миру Россия теряла часть западных территорий Украину, Финляндию, Эстонию, Латвию, а на Кавказе - Карскую и Батумскую области, армия и флот ее демобилизовывались, Черноморский флот - передавался Центральным державам, Россия должна была выплатить огромную контрибуцию, прекратить революционную пропаганду в Центральных державах.

С3.

Первые декреты Советской власти

1. Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Высший орган госуд.власти – Всероссийский съезд Советов. Высшая исполнительная власть – Совет народных Комиссаров во главе с Лениным.

2. Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Обращение ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего демократического мира, мира без аннексий и контрибуций.

3. Декрет о земле: Многообразие форм землепользования , Конфискация помещичьих земель и имений, Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.

2 вариант

Часть А.

1в, 2в,3а, 4б,5а,6в, 7в, 8б, 9а, 10б.

Часть В.

1. эсеры

2. вбагд

3. а2 б4 в1 г3

4. Всероссийская чрезвычайная комиссия

Часть С.

С1. П.А. Столыпин, 1906 г.

С2.

Недостатки общинного землепользования:

1) Пассивность крестьян в ведении хозяйства, потребительское отношение к земле.

2) Ослабленное чувство собственности ведет к неуважению чужой собственности, мыслям о принудительном переделе земли - насильственных захватах земли.

3) Политическая нестабильность данной социальной группы.

С3.

Причины победы красных в Гражданской войне.

1. Контроль над центральной экономически развитой частью страны

2. Использование противоречий в рядах противника, у которого отсутствовало военное, идейное, социальное единство

3. Цементирующая роль большевистской партии

4. Успехи в государственном строительстве

5. Подчинение всей жизни общества интересам вооруженной борьбы.


Наименование параметра Значение
Тема статьи: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4.
Рубрика (тематическая категория) История

1. Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

A) русско-японская война;

Б) заключение Брестского мирного договора;

B) создание русско-французского союза; Г) Первая мировая война;

Д) заключение Рапалльского договора с Германией;

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете.

2. Какие черты характеризуют рос­сийскую экономику конца XIX - начала XX в.?

A) прекращение продажи хлеба за границу; Б) быстрые темпы промышленного развития;

B) развитие исключительно за счёт опоры на собственные силы;

Г) интенсивное желœезнодорожное строительство;

Д) приток иностранных инвестиций;

Е) создание торгово-промышленных монополий.

3. Какие события произошли в царствование Николая II?

A) создание законосовещательного Государственного совета;

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание;

B) учреждение должностей земских начальников; Г) издание циркуляра о ʼʼкухаркиных детяхʼʼ;

Д) третьеиюньский переворот;

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом.

4. Расположите события революции 1905-1907 гᴦ. в хро­нологической последовательности:

A) созыв I Государственной думы;

Б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве;

B) ʼʼКровавое воскресеньеʼʼ;

Г) дарование населœению страны политических свобод;

Д) издание нового избирательного закона.

5. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 ᴦ.) характеризовался:

А) высоким уровнем товарности (связи с рынком) крестьянских хозяйств;

Б) преобладанием фермерских хозяйств;

В) крестьянским малоземельем;

Г) отсутствием помещичьих хозяйств.

6. Какие органы государственной власти существовали в России в начале XX в. (до 1905ᴦ.)?

A) Сенат; Б) Государственный совет; B) Верховный тайный совет; Г) Синод; Д) Непременный совет;

Е) Государственная дума.

7. Какие три государственных деятеля занимали высокие посты в царствование Николая II?

А) Е.Ф. Канкрин; Б) П.А. Столыпин; В) П.Д. Киселёв; Г) В.К. Плеве; Д) Н.Д.Святополк-Мирский;

Е) А.Х. Бенкендорф.

А) многопартийности; Б) ограничению помещичьего землевладения; В) разрушению общины;

Г) либерализации внешней и внутренней торговли; Д) развитию республики.

А) была принята Конституция страны; Б) приняты Декреты о Земле и Мире;

В) Россия провозглашена республикой; Г) провозглашена политика индустриализации.

10. Важнейшим шагом к мирной жизни после гражданской войны в России было решение о:

А) замене продразверстки продналогом; Б) разрешение деятельности партий кадетов и октябристов;

В) возвращение земли помещикам; Г) денационализация крупной промышленности.

11. ʼʼЧтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная войнаʼʼ, способная заглушить нараставшую революционную волну и переключить внимание общества к внешнему врагу. Кому принадлежала эта идея?

А) С.В.Зубатову; Б) Николаю II; В) В.К.Плеве; Г) С.Ю.Витте.

12.Укажите сословия в России:

А) крестьянство; Б) буржуазия; В) духовенство; Г) пролетариат; Д) дворянство; Е) купечество.

13. В основу Декрета о земле была положена программа:

А) эсеров; Б) большевиков; В) меньшевиков; Г) частично большевиков, частично меньшевиков и эсеров.

14. Основной лозунг Кронштадтского восстания в марте 1921 ᴦ.:

А) ʼʼВся власть Советам!ʼʼ; Б) ʼʼСоветы без коммунистов!ʼʼ;

В) ʼʼХлеба и мира!ʼʼ; Г) ʼʼДолой Советы!ʼʼ

15. Россия вступила в первую мировую войну:

А) в условиях завершенной военной программы преобразований;

Б) в условиях незавершенной военной программы преобразований;

В) при активном желании царского правительства разгромить Германию;

Г) руководствуясь помочь своей союзнице Франции.

16. Политические свободы (свобода слова, печати, собраний, партий) россияне впервые получили:

А) в феврале 1861 ᴦ. при Александре II; Б) в Октябре 1917 ᴦ. при большевиках;

В) в октябре 1905 ᴦ. при Николае II; Г) в Феврале 1917 ᴦ. при Временном правительстве.

17. Самым острым противоречием в российском обществе в начале ХХ века было между:

А) буржуазией и рабочими; Б) помещиками и крестьянами;

В) русскими и людьми другой национальности; Г) кулачеством и беднотой.

18. После Февральской революции центральным органом власти становится:

А) Комитет Государственной Думы; Б) Временное правительство;

В) Прогрессивный блок Государственной Думы; Г) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

19. Суть промышленного переворота:

А) переход от мануфактуры к фабрикам; Б) формирование промышленного пролетариата;

В) замена ручного труда машинным; Г) расслоение среди товаропроизводителœей.

20. Титул графа С.Ю.Витте получил в результате:

В) завершения строительства Транссиба; Г) заключение мира с Японией.

21. Русский пролетариат в начале ХХ века особенно настойчиво требовал:

А) сокращение штрафов; Б) введение обязательного страхования;

В) 8-часового рабочего дня; Г) пенсионного обеспечения.

22. Какие республики подписали союзный договор об образовании СССР?

А) РСФСР; Б) Эстония; В) Украина; Г) Белоруссия; Д) Армения; Е) Азербайджан; Ж) Казахстан;

А) Н.Е.Жуковский; Б) В.И.Вернадский; В) К.Э.Циолковский; Г) С.В.Королев.

24. Крестьяне-переселœенцы в Сибири нашли свой путь в капитализм, опирающийся на:

А) опыт американских фермеров; Б) опыт прусского варианта развития с/х;

В) общину сменила кооперация; Г) сочетание всœего лучшего из западного и российского опыта.

25. Главная цель культурной революции в СССР в 1920-е годы:

А. утверждение марксистской идеологии в качестве государственной;

Б. ликвидация неграмотности населœения; В. всœесторонний расцвет духовной культуры общества.

26. Кто выступал за продолжение войны с Германией, мотивируя тем, что это приведет к мировой революции?

А) В.И. Ленин; Б) Н.И.Бухарин; В).Л.Д.Троцкий; Г) И.В.Сталин.

27. Территории, утраченные Россией после русско-японской войны, были возвращены:

А) 1910 ᴦ.; Б) 1917 ᴦ.; В) 1922 ᴦ. Г) 1945 ᴦ.

28. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

А) Декретом о земле; Б) в период Столыпинской аграрной реформы;

В) после Февраля 1917 ᴦ.; Г) после разгона Учредительного собрания.

29. Позднее других произошло следующее событие:

А) разгром Колчака; Б) образование СССР; В) введение НЭПа; Г) разгром Врангеля;

30. Роспуск Учредительного собрания в январе 1918 ᴦ.:

А) предотвратил восстановление монархии; Б) подтвердил надежды на мирное развитие революции;

В) усилил конфронтацию в обществе; Г) сплотил всœе демократические силы в стране.

31. Требуя заключить Брестский мир с Германией, Ленин руководствовался:

А) стремлением обеспечить свое лидерство в партии;

Б) разочарованием в перспективах мировой революции;

В) завышенными оценками мощи германской армии;

32. Понятие ʼʼконцессияʼʼ относится к политике:

А) коллективизации; Б) ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ; В) НЭПа; Г) промышленного переворота.

33. Какое явление, событие объединяет эти фамилии?

А) В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин.

Б) В.И.Ленин, В.М.Чернов, Ю.О.Мартов.

В) К.С.Малевич, В.В.Кандинский, М.З.Шагал.

Г) А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4." 2017, 2018.

-

Задача № 11 Задача № 10 Задача № 9 Задача № 8 Задача № 3 Задача № 2 Задача № 1 Решение задач по теме № 1 Методические рекомендации Вопросы для рассмотрения В форме... .


  • - Самостоятельная работа студентов

    Решить задачи Задача 1. Альбинизм наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1:20000. Вычислите число гетерозигот в популяции, которая отвечает требованиям идеальной популяции. Задача 2. В городе с устоявшимся составом населения в... .


  • - Самостоятельная работа №4

    Самостоятельная работа №3 Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №1 Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ по дисциплине БД.06 «География» для студентов специальностей «Коммерция», «Бухгалтерский...

  • Г)1914-1918

    1. К 1916 г. относится:

    В)

    Г) конец Первой мировой войны

    Г) 1916

    А) оборона Шипки

    Б) Брусиловский прорыв

    Г) взятие крепости Измаил

    Д) оборона Порт-Артура

    А) Франция, Австро-Венгрия

    Б) Великобритания, Франция

    В)Франция, Турция

    Г) Болгария, Франция

    Задание на «4»

    А) русско-японская война

    Г) Первая мировая война

    Укажи верный ответ

    1) АБГ 2)АГЕ 3)БДЕ 4)ВГЕ

    А) Петр Багратион

    Б) Павел Нахимов

    В) Алексей Брусилов

    Г)Александр Суворов Ответ:

    Задание на «4»

    1. Какое из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II.

    А) русско-японская война

    Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

    В) начало формирования русско-французского союза

    Г) Первая мировая война

    Д)заключение Рапалльского договора с Германией

    Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

    Укажи верный ответ

    1) АБГ 2)АГЕ 3)БДЕ 4)ВГЕ

    2.Расположите имена российских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности

    А) Петр Багратион

    Б) Павел Нахимов

    В) Алексей Брусилов

    Г)Александр Суворов Ответ:

    Задание на «5»

    Вопрос 1.

    П.Н. Милюков.

    Вопросы к документу :

    Вопрос 2 . Проанализируйте исторический источник.

    Вопросы к документу :

    1. Назовите императора - автора Манифеста.

    Атанов Муса Мухаметгалеевич, 06.02.2017

    681 60

    Содержимое разработки

    Задание на «3»:

      Укажите даты Первой мировой войны:

    Г)1914-1918

      К 1916 г. относится:

    А) начало Первой мировой войны

    Б) гибель русской армии в Восточной Пруссии

    В) наступление армии на Юго-Западном фронте

    Г) конец Первой мировой войны

      Какой год назвали «годом проигранных побед»

    Г) 1916

      Какая из названных операций была проведена в годы Первой Мировой войны

    А) оборона Шипки

    Б) Брусиловский прорыв

    Г) взятие крепости Измаил

    Д) оборона Порт-Артура

    5. Союзниками России в Первой Мировой войне были

    А) Франция, Австро-Венгрия

    Б) Великобритания, Франция

    В)Франция, Турция

    Г) Болгария, Франция

    Задание на «4»

    А) русско-японская война

    Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

    В) начало формирования русско-французского союза

    Г) Первая мировая война

    Д)заключение Рапалльского договора с Германией

    Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

    Укажи верный ответ

    1) АБГ 2)АГЕ 3)БДЕ 4)ВГЕ

    2.Расположите имена российских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности

    А) Петр Багратион

    Б) Павел Нахимов

    В) Алексей Брусилов

    Г)Александр Суворов Ответ:

    Задание на «4»

      Какое из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II .

    А) русско-японская война

    Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

    В) начало формирования русско-французского союза

    Г) Первая мировая война

    Д)заключение Рапалльского договора с Германией

    Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

    Укажи верный ответ

    1) АБГ 2)АГЕ 3)БДЕ 4)ВГЕ

    2.Расположите имена российских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности

    А) Петр Багратион

    Б) Павел Нахимов

    В) Алексей Брусилов

    Г)Александр Суворов Ответ:

    Задание на «5»

    Вопрос 1. Проанализируйте исторический источник.

    «Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
    П.Н. Милюков.

    Вопросы к документу :

      Вставьте пропущенное название страны.

      Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?

      Каковы цели России в Первой Мировой войне?

    Вопрос 2 . Проанализируйте исторический источник.

    «Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»

    Вопросы к документу :

      Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.

      Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.

      Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?

      Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.