В связи с изменением формы одежды офицеров приказом Министерства обороны СССР №70 повседневные погоны офицеров и генералов стали зелёного цвета с рисунком, аналогичным с рисунком на золотых погонах. Звёздочки на повседневной форме сохранились золотистого и серебристого цвета.

В 1963 году изменяются знаки различия звания Старшина . Прежние именуемые на солдатском жаргоне «старшинский молоток» заменяются широкой нашивкой, идущей вдоль погона. У старшин на повседневно-полевых погонах цвета хаки нашивка красная.

С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены две литеры «СА»(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов, сержантов и старшин флота, на флоте вводились литера «Ф» или по флотам «СФ», «ТФ», «БФ», «ЧФ», а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ - литеры «ВВ», «ПВ», «ГБ». Несколько позднее литера «К» была введена на погоны курсантов военных училищ (приказ Министерства обороны СССР № 81-73г.). Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат, сержантов стали цветные с нашивками жёлтого (золотистого) цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех видах формы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.11.1971 с 1972 года в шкалу званий Вооруженных Сил СССР добавляется новая категория, стоящая между сержантами и офицерами «Прапорщики и мичманы». В армии в этой категории устанавливается одно звание «Прапорщик» и на флоте «Мичман». Парадные погоны прапорщиков имеют шахматный рисунок цвета в зависимости от рода войск. Повседневные и полевые погоны прапорщиков имеют тот же рисунок и зелёный цвет. Две звёздочки и эмблемы золотистого цвета на парадных и повседневных погонах и зеленые на полевых погонах.

В 1980 году в категорию «Прапорщики и мичманы» добавляется новое звание «Старший прапорщик» и на флоте «Старший мичман». Он носил три звездочки в вертикальный ряд.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.11.1974 изменяются знаки различия звания «Генерал армии». Вместо четырех генеральских звезд в один вертикальный ряд для них вводится одна большая звезда как у маршалов родов войск. На месте эмблем родов войск у генералов армии помещается шитая общевойсковая эмблема. Кроме изменения погон, генералам армии была дана на галстук маршальская звезда, которую ранее имели только маршалы Советского Союза, маршалы и главные маршалы родов войск.

Повседневные погоны

Расцветки погон для солдат, сержантов, курсантов и прапорщиков:

  • общевойсковые и пехота (мотострелки) - алый;
  • авиация и ВДВ - голубой;
  • все остальные рода войск - чёрный.

Расцветка просветов и кантов для младших, старших и высших офицеров:

  • авиация и ВДВ - голубой;
  • все остальные рода войск - алый.

Полевые погоны

С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили цветные канты, а просветы на полевых погонах вместо цвета бордо (командного состава) и коричневых (всех остальных) стали едиными для всех категорий офицеров, но цветом по роду войск:

С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены две литеры «СА»(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов, сержантов и старшин флота, на флоте вводились литера «Ф» или по флотам «СФ», «ТФ», «БФ», «ЧФ», а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ - литеры «ВВ», «ПВ», «ГБ». Несколько позднее литера «К» была введена на погоны курсантов военных училищ (приказ Министерства обороны СССР № 81-73г.). Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат, сержантов стали цветные с нашивками жёлтого (золотистого) цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме.

Звания и знаки различия

Солдаты Сержанты Прапорщики
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Рядовой Ефрейтор Мл. сержант Сержант Ст. сержант Старшина
(до 1963)
Старшина
(с 1963)
Прапорщик
(с 1971)
Ст. прапорщик
(с 1981)
Матросы Старшины Мичманы
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Матрос Ст. матрос Старшина
2 статьи
Старшина
1 статьи
Главный
старшина
Мичман
(до 1963)
Мичман
(1963−1971)
Гл. корабельный
старшина
(с 1971)
Мичман
(с 1971)
Ст. мичман
(с 1981)
Младшие офицеры Старшие офицеры Высшие офицеры
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Мл. лейтенант Лейтенант Ст. лейтенант Капитан Майор Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии
(до 1974)
Генерал армии
(с 1974)
Младшие офицеры ВМФ Старшие офицеры ВМФ Высшие офицеры ВМФ
Погоны к
повседневной
форме одежды

В самый разгар Великой Отечественной войны произошло событие, которого трудно было ожидать. В январе 1943 года в рамках реформы обмундирования были введены погоны для личного состава Красной Армии.

А ведь еще совсем недавно погоны являлись символом контрреволюционного белого офицерства. Для тех, кто надел погоны в 1943 году, во время Гражданской войны слово «золотопогонники» было ругательным. Все четко было определено в Декрете об уничтожении сословий и гражданских чинов от 23 ноября 1917 года, в котором также отменялись и погоны. Правда, они продержались на плечах белых офицеров до конца Гражданской войны. Кстати, проверить свои знания о событиях 100-летней давности вы можете .

П.В. Рыженко. Царские погоны. Фрагмент

В Красной Армии военнослужащие выделялись лишь по должностям. Имелись нашивки на рукаве в форме геометрических фигур (треугольники, квадраты, ромбы) и на бортах шинели. По ним «считывалось» звание и принадлежность к родам войск. До 1943 года, кто есть кто, можно было определить по виду петлиц на воротнике и нарукавных шевронов.

Справедливости ради надо заметить, что изменения стали происходить в армии уже в тридцатые годы. Появились воинские звания, существовавшие еще в царской армии. К 1940 году возникли генеральские, а также адмиральские звания.

Первые варианты новой формы (уже с погонами) были разработаны в самом начале 1941 года, но начавшаяся война и отсутствие успехов на фронте не способствовали подобным нововведениям. В 1942 году новая форма была положительно оценена Главным политуправлением РККА, и оставалось только дождаться громкой победы Красной Армии. Таким событием стала Сталинградская битва, когда была разгромлена армия фельдмаршала Паулюса на Волге.

Погоны маршалов, генералов и офицеров
Красной Армии и НКВД образца 1943 г.

Советские погоны походили на царские, но и отличались от них. Новые образцы были шире на 5 мм и не имели шифровок (номер полка или вензель шефа полка). Младшим офицерам полагались погоны в один просвет и от одной до четырех звездочек, а у старших офицеров погоны были с двумя просветами и имели от одной до трех звездочек. Были восстановлены и лычки для младших командиров, не остались без погон и рядовые солдаты.

И еще один важный момент, связанный с введением новой формы: в официальный язык вернулось старое слово «офицер». До этого был «командир Красной Армии». Постепенно «офицер», «офицерский состав» заполнили разговоры военнослужащих, а позднее перешли и в официальные документы. Представьте себе, как звучало бы название любимого всеми фильма В. Рогового «Офицеры» в старой редакции: «Командиры Красной Армии»?

Так для чего все-таки ввели погоны? Считается, что «вождь» просчитал все будущие выгоды от проведенной реформы. Введение погон неразрывно связывало Красную Армию с героической, боевой историей русской армии. Не зря же в это время были утверждены , связанные с именами , Нахимова, Ушакова и Невского, а наиболее отличившиеся воинские подразделения получали звания Гвардейских.

Полевые и повседневные погоны младших командиров,
красноармейцев, курсантов, воспитанников спецшкол и суворовцев

Победа под Сталинградом переломила ход войны, а изменения в форме позволили еще больше воодушевить армию. После данного указа в газетах сразу появились статьи на эту тему. Что очень важно, в них подчеркивалась символика неразрывной связи русских побед.

Бытовало еще и такое предположение, что на введение погон повлияла любовь к пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных», но это пусть останется уделом изобретателей мифов…

Узнать подробнее об истории формы русских солдат вы сможете в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества . Приглашаем!

Оборона Порт-Артура (с 17 июля 1904 г. (30 июля 1904 г.) по 23 декабря 1904 г. (5 января 1905 г.)) — самое длительное сражение в Русско-японской войне. При осаде крепости были применены такие новые виды оружия, как 11-ти дюймовая мортира, скорострельные гаубицы, преграды из колючей проволоки, ручные гранаты.
Значение Порт-Артура
Крепость Порт-Артур находилась на крайней южной оконечности Ляодунского полуострова. Этот район орендовала Россия у Китая в 1898 г., после чего там началось строительство крайне необходимого русским незамерзающего военного порта на Тихом океане. (Владивосток зимой замерзал).
Движение японцев к Порт-Артуру
Буквально в первый день русско-японской войны японцы неожиданно атаковали порт-артурскую эскадру, чем нанесли ей сильный урон. 1904 год, 21-22 апреля — на севере Ляодуна высадилась Вторая японская армия генерала Оку, которая направилась к Порт-Артуру для нападения на него с суши. 13 мая Оку, потеряв около 5000 солдат, смог взять в центре полуострова стратегически важные Цзиньчжоуские высоты.
Главнокомандующий русских, Куропаткин попытался предотвратить осаду Порт-Артура стычками при Вафангоу и Дашичао, однако успеха не смог достичь. Перед неминуемым окружением крепости порт-артурская эскадра попробовала прорваться от нее к Владивостоку. Но эскадра японцев адмирала Того преградила ей путь и после боя в Желтом море 28 июля принудила возвратиться назад.
После того как был взят Цзиньчжоу сухопутная японская армия накапливала силы и долго не тревожила русских, которые заняли позиции на Зеленых горах (в 20 километрах от Порт-Артура). Задержка наступления японцев была связана отчасти с тем, что русский Владивостокский отряд крейсеров потопил крупный японский транспорт, который доставлял к предназначенной для осады армии 11-ти дюймовые орудия. В конце концов, получив подкрепление, Третья японская армия Ноги 13 июля 1904 года начала мощный штурм Зеленых гор. Русских отбросили с позиций и 17 июля они отступили в район крепости. После чего началась оборона Порт-Артура.

Осада Порт-Артура. Первый штурм
Порт-Артур представлял из себя не только военно-морской порт, но и мощную сухопутную крепость. В ней было три рубежа обороны, даже с бетонными сооружениями. Город опоясывала линия фортов, и сеть редутов, оборонительных рвов, батарей. Эти сооружения опиралась на выгодный для обороны гористый рельеф местности. Но далеко не все укрепления были достроены. Гарнизон крепости к началу обороны насчитывал примерно 50 тысяч. Возглавлял оборону Порт-Артура начальник Квантунского укрепленного района генерал Стессель.
6 августа был предпринят первый штурм крепости. Он проходил в основном, ночью, но в первый раз примененные для отражений ночных атак прожектора и ракеты помогали осажденным уничтожать атакующих. После 5-ти дней яростных атак японцам удалось в ночь на 11 августа прорваться вглубь русской обороны, но они были отброшены стремительной контратакой. При первом штурме состоялся последний выход в море кораблей русской Тихоокеанской эскадры. Из порта сопровождаемый двумя миноносцами вышел броненосец «Севастополь», под командованием капитана 1-го ранга Николая Эссена. Он поддержал русских защитников огнем со стороны залива. Но, на обратном пути русские корабли напоролись на мины, и оба миноносца затонули от взрывов. Первый штурм закончился для японской стороны неудачно. Они потеряли при этом около 15000 солдат. Потери русских составили 6000.
Второй штурм
Не сумев захватить Порт-Артур с ходу, Ноги принялся за планомерную осаду. Только через месяц, 6 сентября 1904 года, получив подкрепление и после проведения серьезных инженерно-саперных работ, японцы пошли на второй штурм крепости. За 3 дня боев они смогли захватить два редута (Водопроводный и Кумирненский) на Восточном «фронте», и овладеть на Северном «фронте» горой Длинной. Однако попытки японских войск захватить ключевой объект обороны - господствующую над городом гору Высокая разбились о стойкость осажденных.
Отражая атаки русскими были использованы новые средства борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С. Власьевым. При втором штурме (6-9 сентября) японская сторона потеряла 7500 солдат. (из них 5000 человек во время штурма Высокой). Потери защитников Порт-Артура составили 1500 человек. Большую помощь в обороне Порт-Артур оказывали корабли Тихоокеанской эскадры, которые с внутреннего рейда поддерживали осажденных огнем. Часть корабельной артиллерии (284 орудия) передали прямо на позиции.

Третий штурм
С 18 сентября японская сторона начала обстрел крепости 11-ти дюймовыми орудиями. Их снаряды рушили укрепления, которые не были рассчитаны на такой калибр. Но осажденные, сражаясь на развалинах, смогли отбить и третий штурм (17-18 октября), во время которого было убито 12000 японских солдат.
Положение осажденной крепости становилось все тяжелей. Заканчивались припасы продовольствия, количество убитых, раненых и больных все время росло. Начали появляться цинга и тиф, свирепствовавшие жестче оружия японцев. К началу ноября в госпиталях было 7000 раненых и больных (цингой, дизентерией, тифом). Главная борьба в ноябре развернулась за гору Высокую на Северном фронте, а также за 2-й и 3-й форты на Восточном фронте.
Четвертый штурм. Захват горы Высокой
На эти ключевые объекты обороны Порт-Артура Ноги сконцентрировал основные атаки при четвертом штурме (13-22 ноября 1904 г.) В нем принимало участие 50 000 японских солдат. Главный удар пришелся на гору Высокая, которую защищало 2200 тысячи солдат, под командованием героя боев за Цзиньчжоу - полковника Николая Третьякова. В течении десяти дней штурмовые части японцев, не считаясь с потерями, лезли волна за волной на приступ Высокой. За это время им два раза удалось захватить усеянную трупами высоту, но оба раза русские контратаки возвращали ее обратно. В конце концов, 22 ноября, после очередной атаки, японцам удалось захватить гору. Ее гарнизон почти весь погиб. Последняя ночная контратака русских на Высокую была отражена. За период 10-ти дневных боев японцы потеряли 11 000 солдат.

Расположив на Высокой дальнобойную артиллерию (11-ти дюймовые пушки били на расстояние 10 км), японская сторона начала вести обстрел города и порта. С этого времени участь Порт-Артура и флота была решена. Под огнем японцев погибли остатки стоящей на рейде 1-й Тихоокеанской эскадры. Для защиты от огня на внешний рейд решился выйти только броненосец «Севастополь» под командованием мужественного Эссена. 26 ноября он встал в бухте Белый Волк, где на протяжении шести ночей геройски отражал атаки японских миноносцев, при этом уничтожив 2 из них. После того как были получены серьезные повреждения броненосец был затоплен своей командой. В декабре развернулась ожесточенная схватка за 2-й и 3-й форты на Восточном фронте. 2 декабря был убит начальник сухопутной обороны, генерал Роман Кондратенко. К 15 декабря линия фортов на Восточном фронте пала.

Сдача Порт-Артура
19 декабря, вечер — после отчаянных боев, осажденные отступили на третью, последнюю линию обороны. Стессель посчитал дальнейшее сопротивление бессмысленным и 20 декабря им была подписана капитуляция. Это решение имело серьезные основания. Продолжение обороны 10-12 000 солдат после потери главных позиций становилось бессмысленным. Порт-Артур был уже потерян как место базирования флота.
Оттянуть значительные силы японской армии от армии Куропаткина крепость также больше не могла. Для ее блокады теперь хватило бы и одной дивизии. Защитников крепости в скором времени ждала голодная смерть (продуктов оставалось на 4-6 недель). Но по прибытии в Россию Стесселя отдали под суд и приговорили к смертной казни, которая была заменена десятью годами тюрьмы. Столь суровый приговор скорей всего стал данью общественному мнению, возбужденному военными неудачами.
Значение обороны Порт-Артура
После сдачи крепости, в плену оказалось около 25 000 человек (из них более 10 000 больных и раненых). Сражаясь в условиях полной блокады, порт-артурский гарнизон смог оттянуть на себя около 200 000 японских солдат. Их потери за время 239-ти дневной осады составили 110 000. Кроме этого, за период морской блокады японцы потеряли 15 кораблей разных классов, в том числе 2 подорвавшихся на минах эскадренных броненосца. Для участников обороны Порт-Артура был выпущен специальный наградной крест «Порт-Артур».
Взятием Порт-Артура и уничтожением 1-й Тихоокеанской эскадры японская сторона решила главные цели, которые она ставила в войне. Для России падение Порт-Артура значило потерю выхода в незамерзающее Желтое море, ухудшение стратегической ситуации в Маньчжурии. Его последствием стало и дальнейшее усиление начинавшихся в России революционных событий.

100 великих битв Мячин Александр Николаевич

Оборона Порт-Артура (1904 год)

В конце XIX века российская внешняя политика на Дальнем Востоке заметно активизировалась. В 1895 году по инициативе Петербур-1 га Германия, Франция и Россия принудили Японию пересмотреть навязанный Китаю Симоносекский договор и вернуть Китаю Ляодунский полуостров. Японское правительство было крайне раздражено этим актом и начало готовиться к реваншу. В 1897 году Россия включилась в империалистический раздел Китая, получив в аренду сроком, на 25 лет Квантунский полуостров с городом Порт-Артур и добившись согласия Пекина на строительство железной дороги из Порт-Артура до Китайской Восточной железной дороги. Порт-Артур, ставший местом базирования основных сил русского флота, занимал чрезвычайно выгодное положение на Желтом море: отсюда флот мог постоянно держать под ударом Корейский и Печилийский заливы, то есть важнейшие морские пути японских армий в случае их высадки в Маньчжурии. Участвуя в подавлении «боксерского восстания» в Китае, русские войска заняли всю Маньчжурию до Ляодунского полуострова. Российская экспансия спровоцировала Японию, рассматривавшую данный регион как сферу своего влияния на войну.

План войны, разработанный японским командованием, предусматривал достижение господства на море, захват Порт-Артура, Кореи Маньчжурии.

Воспользовавшись недостаточной подготовленностью русской армии и флота к боевым действиям, японский флот в ночь на 27 января 1904 года без объявления войны внезапно напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, выведя из строя броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Это послужило началом русско-японской войны. 24 февраля 1904 года в крепость Порт-Артур прибыл вице-адмирал С. О. Макаров, принявший энергичные меры по подготовки флота к активным боевым действиям. 31 марта эскадра по его руководством вышла навстречу японскому флоту. Броненосец «Петропавловск», на котором находился Макаров, подорвался на японских минах и затонул. После гибели Макарова русская эскадра, руководимая безынициативным контр-адмиралом В. К. Витгефтом, не помешать противнику произвести переброску войск на Квантунский полуостров.

В марте 1904 года японские войска высадились в Корее, а в апреле в Южной Маньчжурии. Российский отряд под командованием генерала М. И. Засулича был вынужден отступить. В мае японцы овладели позицией, отрезав, таким образом, Порт-Артур от сухопутной Манчжурской армии. Оставив часть сил для формирования 3-й армии генерала Ноги, предназначенной для действий против Порт-Артура, ор начали наступление на север. В сражении при Вафангоу (1–2 июня) Русское командование во главе с генералом А. Н. Куропаткиным, не сумели обеспечить согласованность действий отдельных частей и общее руководство боем, отдало приказ об отступлении.

Непосредственная борьба за Порт-Артур началась в конце июля - начале августа 1904 года, когда японская армия, высадившаяся на Ляодунском полуострове, подошла к внешним обводам крепости. К началу тесной осады Порт-Артура из 50 тысяч человек населения в городе осталось одна треть, из них русских 2 тысячи, остальные китайцы.

Гарнизон крепости насчитывал 41 780 солдат и 665 офицеров, на вооружении которых было 646 орудий и 62 пулемета. Кроме того, в бухте стояло 6 броненосцев, 6 крейсеров, 2 минных крейсера, 4 канонерских лодки, 19 миноносцев и минный транспорт «Амур». Личного состава на эскадре и Квантунском флотском экипаже числилось до 8 тысяч человек. (Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура, 1904–1905. М., 1955. С. 50.)

Из мужского населения города, не призванного по мобилизации, но способного носить оружие, было сформировано 3 дружины численностью в 500 человек каждая. Дружинники круглосуточно работали на строительстве оборонительных сооружений, несли караульную службу на центральной ограде крепости. Позднее они доставляли на позиции боеприпасы и продовольствие и являлись резервом обороны на крайний случай. Из местных жителей была сформирована велосипедная летучая почта, которая обеспечивала во время боев связь между штабом крепости и многочисленными укреплениями на передовой линии. В ноябре велосипеды были впервые применены для перевозки раненых.

Оборону Порт-Артура возглавлял генерал А. М. Стессель, которому подчинялись все сухопутные и инженерные войска, а также крепостная артиллерия. Флот подчинялся главнокомандующему, который находился в Маньчжурии и не мог им управлять.

Порт-Артур был плохо оборудован как база для военно-морского флота: внутренняя гавань для стоянки кораблей, тесная и мелководная, к тому же имела всего один выход, причем узкий и мелкий. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Кроме того, крепость оказалась недостаточно защищенной с суши и моря. Несмотря на огромную работу, проделанную русскими войсками и гражданским населением по инициативе и под руководством энергичного и талантливого генерала Р. И. Кондратенко, являвшегося командующим сухопутной обороной, строительство крепостных сооружений шло чрезвычайно медленно.

Серьезные недостатки в системе обороны крепости с суши, отсутствие единого командования силами обороны и изолированность крепости от главных сил русской армии, действовавшей в Маньчжурии, создавали весьма неблагоприятные условия для защитников Порт-Артура.

Сформированная японцами для осады крепости 3-я армия состояла из трех пехотных дивизий, двух резервных бригад, одной полевой артиллерийской бригады, двух отрядов морской артиллерии и резервного саперного батальона. Не считая специальных войск, генерал Ног имел свыше 50 тысяч штыков, более 400 орудий, из них 198 стволов специальной осадной артиллерии. (Сорокин А. И. Указ, соч., с. 51.)

6 августа начался первый штурм, продолжавшийся 5 дней. Жаркие бои развернулись на Западном участке за гору Угловую, на Северном у Водопроводного и Куминерского редутов, и особенно на Восточном - за редуты № 1 и № 2. В ночь с 10 на 11 августа японские час прорвались в тыл основной линии русской обороны. Русская пехота и роты моряков стремительно контратаковали с разных направлений. Примерно через полчаса остатки японских войск были вынуждены спасаться бегством. Таким образом, первый штурм Порт-Артура окончился поражением японцев, одной из причин которого стала замечательная по меткости ночная стрельба русской артиллерии. Армия не потеряла 15 тысяч воинов, некоторые части перестали существовать. Японцы были вынуждены перейти к долговременной осаде крепости. 12 августа на передовые линии вышли неприятельские инженерные батальоны. В конце августа - начале сентября осадные работы заметно продвинулись вперед. За это время пополнился артиллерия неприятеля за счет одиннадцатидюймовых осадных гаубиц.

Поредевшие при августовском штурме дивизии Ноги пополнилось 16 тысячами солдат и офицеров и, кроме того, 2 ротами сапер. В свою очередь защитники Порт-Артура совершенствовали оборонительные сооружения. Благодаря установке новых морских батарей количество артиллерии в сентябре увеличилось до 652 стволов. Расход снарядов был возмещен флотом, и на 1 сентября 1904 года крепость имела 251 428 выстрелов. (Сорокин А. И. Указ. соч. С. 71.) Упорная борьба развернулась за господствующие высоты Длинная и Высокая, которые имели важное значение в системе обороны крепости. Штурмы этих высот следовали один за другим. Людские силы неприятеля на главном направлении удара превосходили оборону примерно в 31 а на отдельных участках - до 10 раз. При отражении атак русских широко использовали ряд новых средств борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С. Н. Власьевым. После четырехдневных ожесточенных боев японцам удалось захватить гору Длинную. Атаки на гору Высокую 6–9 сентября, в ходе которых потери японцев составили 5 тысяч солдат и офицеров, завершились безрезультатно. Русские потеряли убитыми 256 человек и ранеными 947. (Сорокин А. И. Указ. соч. С. 77.) На этом завершился второй штурм крепости.

С 29 сентября фронтовики стали получать по 1/3 фунта конины на человека два раза в неделю; с хлебом дела обстояли хуже - его выдавали по 3 фунта в день. Появилась цинга, уносившая больше жизни, чем снаряды и пули. В начале ноября в госпиталях города находилось свыше 7 тысяч раненых и больных цингой, дизентерией и тифом. В более тяжелом положении находилось гражданское население. В конце ноября на базаре продавалась собачина, а конина стала роскошью.

Большую помощь сухопутным войскам в обороне крепости оказались стоящие на внутреннем рейде корабли. Так, флот выделил для него 284 орудия и большое количество боеприпасов. Усилиями моряков на берегу было построено и вооружено 15 различных крепостных сооружений. Большое количество матросов и офицеров флота было переведено на сушу для пополнения сил защитников крепости. Одна основной формой содействия флота войскам являлась артиллерийская поддержка, носившая систематический характер и продолжавшаяся, вплоть до падения Порт-Артура.

17 октября после 3-дневной артиллерийской подготовки японцы провели третий штурм крепости, длившийся 3 дня. Все атаки врага были отбиты русскими войсками с огромными для него потерями. 13 ноября японские войска (свыше 50 тысяч человек) предприняли четвертый штурм. Им мужественно противостоял русский гарнизон, насчитывавший к этому времени 18 тысяч человек. Особенно тяжелые бои исходили за гору Высокую, которая пала 22 ноября. Заняв гору Высокую, неприятель приступил к обстрелу города и гавани из 11-дюймовых гаубиц. Получив многочисленные повреждения, 22 ноября затонул броненосец «Полтава», 23 ноября - броненосец «Ретвизан», 24 ноября - броненосцы «Пересвет» и «Победа», крейсер «Паллада» и сильно поврежден крейсер «Баян». 2 декабря с группой офицеров погиб герой обороны генерал Кондратенко. Это явилось большой потерей для защитников крепости. Хотя после гибели эскадры положение осажденных сильно ухудшилось, гарнизон был готов продолжать борьбу, держали оборону боеспособные части, могли стрелять 610 орудий 1 них 284 морских, имелось 207 855 снарядов (не хватало крупного калибра), не ощущалось острой нужды в хлебе и сухарях, из 59 узлов крепости было потеряно не более 20. (Сорокин А. Й. УЦ соч., с. 103.) Однако вследствие малодушия генерала Стесселя и нового начальника сухопутной обороны генерала А. В. Фока 20 декабря 1904 года (2 января 1905 года по новому стилю) Порт-Артур был сдан японцам.

Борьба за Порт-Артур, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тысяч человек и 15 кораблей различных классов; 16 кораблей получили серьезные повреждения. Потери русских составили около 28 тысяч человек. (Золотарев В. А., Козлов И. А. Русско-японская война 1904–1905 гг. Борьба на море. М., 1990. С. 116.)

Падение Порт-Артура предопределило дальнейший ход военных поражение в ней царской России, потерявшей флот и военно-морскую базу на Тихом океане. Японские войска, освободившиеся после захвата Порт-Артура, были использованы против русской армии в Маньчжурии. По Портсмутскому мирному договору 1905 года права на Порт-Артур перешли к Японии.

1. История военного искусства / Под общ. ред П. А. Ротмистрова. - М., 1963. -Т.1. -С. 256–258.

2. История военно-морского искусства / Отв. ред. Н. А. Питерский. - М., 1953. - Т.З. - С. 42–50; 53–62.

3. Морской атлас. Описания к картам. - М., 1959. - Т.З, ч.1. - С. 684–692.

4. Морской атлас / Отв. ред. Г. И. Левченко. - М., 1958. - Т.З, ч.1. - Л. ЗЗ.

5. Русско-японская война 1904–1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. Т. 1–9. - СПб., 1910.

6. Русско-японская война 1904–1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904–1905 гг. при Морском ген. штабе Кн. 1–4, 6, 7. - СПб. - Пг., 1912–1917.

7. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. Н. В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.6. - С. 458–460.

8. Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. - Изд. 3. - М., 1954.

9. Сорокин А. И. Военное и военно-морское искусство во время героической обороны Порт-Артура // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р. Н. Мордвинов. - М., 1951. С. 336–348.

10. Строков А. А. История военного искусства. - СПб., 1995. - Т.5. - С. 123–129.

11. Шварц А. В., Романовский Ю. Д. Оборона Порт-Артура. - Ч. 1–2. - СПб., 1908–1910.

12. Шишов А. В. Загадка Порт-Артурской трагедии: тайна гибели адмирала Макарова: историческая гипотеза//Новый часовой. - 1995. - № 3. - С. 10–20.

Из книги Морские сражения автора

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

ВЕЛИКОЕ ОТКРЫТИЕ СЭРА АРТУРА ЭВАНСА Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся через Эгейское море к Малой Азии, - маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря. Легенды и мифы Древней Греции прославили этот остров

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Оборона Порт-Артура В 1895 году японское правительство, находясь под давлением Франции и Германии, отказалось от Ляодунского полуострова. Это позволило России обосновать на нем военно-морскую базу, получившую название Порт-Артур. Выгодное местоположение полуострова с

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Смерть Артура (Le morte Darthure) Роман (1469, опубл. 1485)Король Англии Утер Пендрагон влюбляется в Игрейну, жену герцога Корнуэльского, с которым он ведет войну. Знаменитый чародей и прорицатель Мерлин обещает помочь королю завоевать Игрейну при условии, что тот отдаст ему их дитя.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Смерть Артура (Le morte darthure) - Роман (1469, опубл. 1485) Король Англии Утер Пендрагон влюбляется в Игрейну, жену герцога Корнуэльского, с которым он ведет войну. Знаменитый чародей и прорицатель Мерлин обещает помочь королю завоевать Игрейну при условии, что тот отдаст ему их дитя.

Из книги Энциклопедия юриста автора Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XIX века автора Новиков В. И.

Строительство морской базы и крепости в Порт-Артуре

Ко времени захвата русскими Порт-Артур представлял собой небольшой китайский город с населением около 4 тыс. человек. Позже эти китайские кварталы получили название Старого города. Русская администрация и войска поначалу разместились в китайских административных зданиях, казармах и жилых домах, брошенных их обитателями.

Благодаря русским гражданское население Порт-Артура стало расти и к началу войны составляло уже 15 тыс. русских и не менее 35 тыс. китайцев.

Рядом со Старым городом в 1901 г. возник русский Новый город. Название его улиц мало отличалось от названий улиц в городах европейской России - Морская, Пушкинская, Бульварная и т.п. Порт и город освещались от центральной портовой электростанции. В Порт-Артуре почти до самого конца обороны издавалась своя газета «Новый край».

Мелководную гавань Порт-Артура начали углублять ещё китайцы, устроив искусственный Восточный бассейн, который вмещал до десятка судов средней величины. В 1901 г. началось углубление Западного бассейна, предназначенного для броненосцев, но к началу войны эта работа, как и строительство нового сухого дока, не была закончена.

Смета на строительство военно-морского порта была представлена Николаю II в 1899 г. На углубление гавани, приобретение землечерпального каравана, сооружение молов, устройство портовой территории и другое требовалось около 14 млн руб., а отпущено было только 11 млн. Работы начались лишь в 1901 г. и были разделены на две очереди. Окончание только первой очереди предполагалось в 1909 г. Поэтому к началу войны Порт-Артур не имел ни доков для больших кораблей, ни углубленного рейда, а к постройке молов для внешнего рейда даже не приступали.

Командир порта контр-адмирал Греве в связи с этим писал: «Время проходило главным образом в различных обсуждениях и теоретических соображениях, без окончательных решений и реального приступа к быстрому выполнению намеченного плана. В результате после четырёхлетнего владения Порт-Артуром там почти ничего не было сделано по устройству адмиралтейства и порта или же очень мало, и лишь за время около года до войны работы по устройству порта приняли более интенсивный характер» .

Так, для нужд военного порта был создан только парк землечерпалок (5 драг и 9 буксиров), с помощью которых и начались работы по углублению внутреннего рейда и рытью котлована под новый док для броненосцев в южной части Восточного бассейна.

Также были созданы запасы кардиффского (английского) и китайского угля (35 тыс. т) - основного топлива для кораблей.

Русские восстановили разрушенный японцами в 1895 г. судоремонтный завод, где теперь мог производиться ремонт крупных кораблей эскадры - замена топок и котлов, цилиндров паровых машин, гребных винтов, выверка и установка гребных валов; там же изготавливались запасные части и механизмы.

Морское министерство решило в конце 1898 г. начать в Порт-Артуре сборку миноносцев, строившихся в Петербурге на Невском и Ижорском заводах. Часть миноносцев типа «Сокол» делались этими заводами разборными, так, чтобы их готовые секции можно было на пароходах доставить на Дальний Восток.

По плану предполагалось отправить в Порт-Артур 5 миноносцев в 1899 г. и 4 - в 1900 г., причём последний - не позднее августа. Срок их сдачи в Порт-Артуре устанавливался по истечении пяти месяцев со дня выгрузки. Но позже было решено делать не 9, а 7 разборных миноносцев.

Однако по вине бюрократов Морского ведомства сроки сдачи миноносцев были сорваны. Лишь к концу 1899 г. был отправлен на пароходе «Нормания» корпус первого из построенных на Невском заводе миноносцев, а также корпуса трёх «ижорских» миноносцев. В течение 1900 г. в Порт-Артур на пароходах «Владимир Савин», «Эдуард Бари», «Малайя», «Аннам» и «Дагмар» отправили корпуса остальных миноносцев Невского завода, а также механизмы, котлы и другое оборудование.

В начале 1900 г. на полуострове Тигровый хвост началось строительство крытого эллинга, рассчитанного на одновременную сборку сразу трёх миноносцев, однако полномасштабные работы развернулись только к октябрю. 30 декабря ГУКиС заключил договор с Невским заводом о том, чтобы его рабочие произвели сборку и трёх «ижорских» миноносцев. 5 марта 1901 г. начались подготовительные работы, а 11 апреля состоялась официальная закладка первого из кораблей - «Баклана», переименованного через несколько дней в «Кондор». В первую очередь собирались миноносцы Невского завода, доставленные в лучшем состоянии и в большей комплектности.

Спуск «Кондора» на воду состоялся через три с половиной месяца после закладки, а на остальных кораблях работы продвигались крайне медленно, так как детали корпусов и механизмов за время перевозки морем и хранения под открытым небом в Порт-Артуре покрылись ржавчиной, на удаление которой было израсходовано более 122 тыс. руб. Сборка же миноносцев Ижорского завода считалась «постройкой заново», так как некоторые детали были либо безнадёжно испорчены, либо отсутствовали вовсе и их приходилось изготавливать на месте.

Испытания «Кондора» начались в октябре 1901 г. и продолжались до лета 1902 г. Наибольшая средняя скорость при значительной вибрации машин достигла всего 25,75 узла. Но, несмотря на это, 5 июля было дано разрешение на принятие миноносца «во избежание надрыва котлов».

В 1902 г. прошли испытания ещё два миноносца Невского завода, а в 1903 г. - трёх «невских» и трёх «ижорских» кораблей. Последние три сдавались уже после нападения японцев на Порт-Артур: «Страшный» - 20 февраля, «Стройный» - 1 марта, «Статный» - 14 июля 1904 г.

Надо ли говорить, что самым важным делом в Порт-Артуре должна была стать постройка мощной морской и сухопутной крепости, поскольку Ляодунский полуостров представлял собой клочок русской территории, окружённый враждебными государствами.

Несколько слов стоит сказать и о географическом положении Порт-Артура. Город и порт расположены в котловине, окружённой со всех сторон горными хребтами, возвышающимися на 175–210 м над уровнем моря.

Местность в районе Порт-Артура гористая, сильно пересеченная, с большим количеством глубоких оврагов, крутых скатов и обрывов, образующих при стрельбе множество мёртвых пространств. Наиболее высокими в этом районе являются горы Ляотешаня, достигающие 465 м над уровнем моря. С их вершин открывается широкая панорама в сторону моря и суши на многие километры. Кроме Ляотешаня, господствующими высотами на приморском и сухопутном фронтах являлись также Большая гора, Дагушань, Безымянная, Угловая и Высокая, с которых хорошо просматривался Порт-Артур и ближние к нему подступы.

На удалении 10–12 км от Порт-Артура подступы к городу с северо-востока прикрыты горным хребтом Волчьи горы. Высота его вершин достигает 200–240 м над уровнем моря. Волчьи горы представляли собой выгодную естественную оборонительную позицию, так как северные и восточные скаты круты, а местами - обрывисты, и овладение ими представляло для наступавших большие трудности. Вместе с тем с захватом их противник мог контролировать северные подступы к Порт-Артуру. Поэтому оборона Волчьих гор вызывалась настоятельной необходимостью.

На дальних подступах к крепости важное значение для её обороны имели Нангалинский, Тафашинский и Цзиньчжоуский хребты. Постепенно понижаясь к городу Цзиньчжоу, все хребты пересекают Квантунский полуостров, затрудняя доступ к Порт-Артуру в случае высадки морского десанта и нападения противника со стороны суши.

Наибольшего внимания в тактическом отношении заслуживали Тафашинские высоты, пересекающие узкий перешеек полуострова с северо-запада на юго-восток. Гряды высот с превышением от 46 до 90 м над уровнем моря резко обрываются у берегов, создавая тем самым трудности обхода их с флангов. Северо-восточные скаты постепенно понижаются к долине, благодаря чему при стрельбе не образуются мёртвые пространства. Впереди лежащая местность хорошо просматривалась с высот и простреливалась огнём пулемётов и артиллерии. Противоположные скаты высот также отлоги и опускаются в обширную долину, что позволяло производить скрытое сосредоточение войск, удобно располагать огневые позиции артиллерии, а также её тыловые подразделения. Установка батарей в районе Дальнего, на Талиенванском полуострове и левом фланге позиции, а также минирование заливов значительно уменьшали опасность высадки морских десантов и обстрелов русских войск корабельной артиллерией противника.

Цзиньчжоуские холмы также представляли собой выгодную для обороны позицию. Однако такие недостатки, как обзор их с горы Самсон, возможность обстрела тыла позиции с моря и недостаток пресной воды, в известной мере снижали её тактические достоинства.

Наряду с тактическими выгодами горные хребты Квантуна доставляли оборонявшимся и ряд трудностей. В частности, ввиду гористого характера местности ограничивались возможности устройства на Квантунском полуострове путей сообщения. Основной коммуникацией, связывавшей Порт-Артур с Харбином, являлся южный участок Маньчжурской железной дороги с ветками от станции Тафашин к городу Талиенвану и от станции Нангалин к городу Дальнему. Из грунтовых дорог Квантуна важное значение имели такие коммуникации, как Мандаринский тракт, связывавший Порт-Артур с Пуланьдяном, а также Среднеартурская и Южнобережная дороги, ведущие от Порт-Артура к Дальнему. Следует отметить, что в период летних дождей грунтовые дороги становились труднопроходимыми.

Характеризуя местность, следует иметь в виду ещё одну особенность, важность которой заключалась в том, что, несмотря на сравнительно большую протяжённость береговой линии Квантунского полуострова, мест для высадки крупных морских десантов было мало. Более удобными пунктами десантирования являлись районы Бицзыво, Талиенвана, Дальнего и Порт-Артура.

Следовательно, по своему рельефу местность на ближних и дальних подступах к Порт-Артуру была выгодной для создания прочной обороны. В отношении же боевого применения артиллерии местность, с одной стороны, представляла большие удобства, с другой - создавала ряд трудностей в её использовании.

Наличие ряда командных высот позволяло осуществлять сравнительно небольшими силами и средствами тщательное наблюдение за действиями противника, благодаря чему могла быть предотвращена внезапность нападения противника как со стороны суши, так и моря. На обратных скатах высот представлялась возможность оборудовать прочные долговременные сооружения для береговой и крепостной артиллерии, скрытые от наблюдений противника.

Увы, Военное ведомство слишком долго медлило, прежде чем начать строительство крепости. К октябрю 1898 г. гарнизон Порт-Артура всё ещё был малочисленным и состоял из 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (4 полка двухбатальонного состава), 6 рот крепостной артиллерии, Восточно-Сибирского артиллерийского дивизиона (24 орудия), 4 сотен казаков и 1 сапёрной роты. На гарнизон возлагалась задача не только охраны Порт-Артура, но и наблюдения за важными объектами Квантунского полуострова. Поэтому части гарнизона не имели возможности для ведения широким фронтом инженерных работ. Этим также объясняется и медленное вооружение крепости артиллерией.

В начале 1898 г. в Порт-Артуре была создана местная комиссия для выработки проекта береговых и сухопутных укреплений Порт-Артура. По её мнению, прежде всего надлежало воспользоваться некоторыми старыми китайскими береговыми батареями, усовершенствовав их и надлежаще вооружив, а затем постепенно заменять эти батареи новыми. Что касается сухопутного фронта, то признавалось необходимым вынести линию фортов проектируемой крепости на Волчьи горы, километрах в восьми от окраин Старого города.

Однако Военное ведомство проект забраковало, и в октябре 1898 г. из Петербурга в Порт-Артур была направлена новая комиссия под председательством генерала Кононовича-Горбатского.

Но ещё до отбытия комиссии, 17 сентября 1898 г., состоялось Высочайшее повеление, согласно которому ещё до составления окончательного плана морской крепости в Порт-Артуре туда временно назначалось 189 орудий Военного ведомства.

Из этих орудий 133 предназначались для береговых укреплений. Среди них было:

10-дюймовых (254/45-мм) пушек - 5;

9-дюймовых (229-мм) пушек обр. 1867 г. - 12;

6/45-дюймовых пушек Кане - 10;

6-дюймовых пушек в 190 пудов - 28;

57-мм береговых пушек Норденфельда - 28;

батарейных (107-мм) пушек - 8;

11-дюймовых (280-мм) мортир обр. 1877 г. - 10;

9-дюймовых мортир обр. 1877 г. - 10.

Для сухопутных укреплений предназначалось 56 орудий:

42-линейных (107-мм) пушек обр. 1877 г. - 18;

лёгких (87-мм) пушек - 24;

6-дюймовых (152-мм) полевых мортир - 6;

3-линейных (7,62-мм) пулемётов Максима - 8.

Как видим, из 133 береговых орудий современными орудиями, способными нанести вред японскому флоту, я уж не говорю об английском, были лишь 10/45-дюймовые и 6/45-дюймовые пушки, да и то при наличии снарядов, начиненных мощным взрывчатым веществом - пироксилином, мелинитом и т.д.

Остальные орудия эффективно можно было использовать лишь на сухопутном фронте, но опять же при наличии соответствующих снарядов. Исключение представляли совершенно бесполезные 57-мм береговые пушки Норденфельда, от них не было проку ни на суше, ни на море.

Все эти орудия должны были доставить в Порт-Артур в течение трёх лет, с 1898 по 1900 г.

В 1898 г. должны были быть отправлены для береговых укреплений:

12 - 9-дюймовых пушек обр. 1867 г. Из них 6 пушек были взяты из Чрезвычайного запаса в Одессе, 4 - из Севастопольской крепости и 2 - из Керченской крепости. Зато к этим древним пушкам были взяты с Петербургского склада новенькие станки Дурляхера с углом возвышения в 45° (6 станков были изготовлены для крепости Либава и 6 - для Кронштадта);

28 - 6-дюймовых пушек в 190 пудов. Из них 4 взяты из Очаковской крепости, 4 - из Владивостокской крепости и 20 - из Особого запаса в Одессе;

28 - 57-мм береговых пушек Норденфельда. Из них 14 были взяты из Особого запаса в Одессе, 10 - из Севастопольской крепости и 4 - из Владивостока;

8 батарейных пушек были взяты из Особого запаса в Одессе;

32 мортиры обр. 1877 г. были взяты из Особого запаса в Одессе.

Для сухопутных укреплений в 1898 г. должны были доставить:

18 - 42-линейных пушек обр. 1877 г. Для этого по 6 орудий взяли из отдельных осадных парков в Двинске, Брест-Литовске и Киеве;

24 лёгкие пушки взяли из крепостей - Ковно (12), Новогеоргиевск (6) и Александровской цитадели в Варшаве (6);

6 - 6-дюймовых мортир были взяты из Новогеоргиевской крепости.

В 1899 г. подлежало отправке в Порт-Артур:

10 - 6/45-дюймовых пушек Кане, в том числе 6 из Особого запаса в Одессе и 4 из числа заказанных для Владивостокской крепости;

10 - 11-дюймовых мортир обр. 1877 г. на лафетах Дурляхера из числа изготовленных для Кронштадтской крепости.

В 1900 г. подлежало отправке в Порт-Артур:

5 - 10/45-дюймовых пушек, из которых 4 было заказано для Владивостокской крепости и 1 - для Кронштадтской.

Автор не зря приводит эти вроде бы скучные перечни орудий. Из них становится ясно, как «с бору по сосенке» комплектовалась артиллерия Порт-Артурской крепости. А ведь было заведомо известно, что 9-дюймовые пушки обр. 1867 г. устарели ещё в 1877 г. Да и калибр 9 дюймов (228 мм) был слаб для борьбы с броненосцами, а шансов попасть из них в маневрирующий крейсер практически не было (даже на станках Дурляхера). Риторический вопрос: зачем же тащить ненужные тяжёлые пушки и станки за тридевять земель да ещё строить под них дорогостоящие береговые батареи?

Замечу, что это не единственный случай преступной, иначе не скажешь, деятельности наших генералов. Вот, к примеру, в 1897–1898 гг. из Одесского отделения Чрезвычайного запаса для вооружения Николаевска-на-Амуре было отправлено восемь 8-дюймовых пушек обр. 1867 г.

Такие пушки, не годные даже для сухопутных батарей, из Одессы надлежало направить на лом или в музей. Пушки эти были опасны лишь для собственной прислуги, но никак не для неприятеля.

Что же касается береговых мортир, то к началу XX в. сам класс таких орудий стал бесполезным. 9–11-дюймовые мортиры могли эффективно поражать только стоящие на якорях крупные корабли, да и то после длительного обстрела. Стрельба по маневрирующим судам была бесполезной тратой снарядов.

Обратим внимание, что значительная часть современных орудий была направлена в Порт-Артур из Владивостока, т.е. попросту Военное ведомство латало «тришкин кафтан» на Дальнем Востоке.

До Хлестакова на троне и Хлестаковых в Военном и Морском ведомствах никак не могло дойти, что, ввязавшись в серьёзную игру в Маньчжурии, и думать нечего по меньшей мере 20 лет о захвате Босфора, не говоря уж о Либавской авантюре. Если бы средства, отпущенные с 1898 по 1904 г. на Либаву и Особый запас, были потрачены на строительство Порт-Артурской крепости, то она действительно могла стать неприступной.

Но вернёмся к новой комиссии Военного ведомства, отправленной в октябре 1898 г. в Порт-Артур. Под руководством генерала Кононовича-Горбатского был разработан новый проект крепости. При составлении проекта комиссия исходила из того, что ввиду отдалённости Порт-Артура сообщение с Россией морским путём может быть прервано в первые же дни войны, а помощь с суши может быть оказана лишь четыре месяца спустя. Поэтому комиссия указала на необходимость иметь крепость «с солидным крепостным сооружением и с сильным гарнизоном, который мог бы выдержать продолжительную осаду превосходящих сил противника» .

По вполне обоснованным выводам комиссии на приморском фронте планировались постройка и вооружение 22 батарей. Особое внимание в своём проекте комиссия уделяла устройству оборонительных сооружений сухопутного фронта, линия которого должна была проходить по высотам Сяогушань, Дагушань, Угловая, Высокая и Соляная. Для вооружения укреплений и батарей приморского и сухопутного фронтов предполагалось доставить 593 пушки и 52 мортиры, обслуживание которых должно было производиться батальонами крепостной артиллерии. Гарнизон крепости должен был состоять из 20 пехотных батальонов. При этом 70-километровый сухопутный фронт должен был защищаться 528 орудиями и 70-тысячным войском.

Военное министерство отклонило данный проект, объяснив это якобы слишком большими требованиями по количеству гарнизона, вооружению артиллерией и строительству Укреплений. Военный министр Куропаткин принял решение построить на сухопутном фронте только несколько фортов, неприступных «для атаки открытою силою» .

Того же мнения было и «особое совещание», в работе которого принимали участие представители Дипломатического, Финансового и Военного ведомств. Совещание решило свести к минимуму затраты по обороне Порт-Артура, а работы производить так, чтобы «не раздражать» противника, считаясь с «впечатлительностью иностранцев вообще и японцев в частности» .

В сущности, требования военного министра и «особого совещания» сводились к тому, чтобы заранее исключить возможность длительной обороны Порт-Артура. На совещании было установлено, что гарнизон Порт-Артура не должен превышать 11,3 тыс. человек. Исходя из этого, предусматривалось сокращение периметра крепости с исключением из плана обороны ряда командных высот.

Этими ошибочными соображениями и должна была руководствоваться вновь созданная комиссия под председательством полковника К.И. Величко.

Летом 1899 г. Величко с новой комиссией прибыл в Порт-Артур и в том же году составил свой проект крепости. Величко считал, что он создал идеальный проект для данной местности. «Подобного рельефа, особенностей почвы и поверхности , - писал он, - не встречалось ни в одной из наших крепостей» . Согласно проекту, сухопутная линия обороны протянулась по высотам Драконова хребта, на возвышенность впереди Кладбищенской горы, на Зубчатую гору, на возвышенность у деревни Саншугоу, на Вальдшнепинный холм, на высоты у южного угла Западного бассейна и на гору Белый Волк, итого около 19 км. В 1900 г. проект этот был утверждён.

Центром дуги, по которой расположились форты сухопутной линии обороны крепости, был вход во внутренний рейд у оконечности так называемого Тигрового хвоста, а радиус этой дуги был около 4 км. Дуга фортовой линии огибала внутренний бассейн, минуя горный массив Ляотешань, и замыкалась 8,5-километровой приморской позицией в виде тупого входящего угла около 12°.

Кроме главной оборонительной линии, состоявшей из фортов, промежуточных укреплений, батарей и редутов, предусматривалось ещё окружение Старого города и Восточного бассейна непрерывной центральной оградой из опорных пунктов временного характера на командующих пунктах и связывавших их ломаных линий - куртин кремальерного, бастионного и полигонального начертаний - в виде вала со рвом, имеющим отвесный контрэскарп и фланковую оборону, частично открытую, а частично из фланкирующих построек.

В первую очередь планировалось возведение главной оборонительной линии. Но так как эта линия имела явные недостатки, вызванные экономическими соображениями, то во вторую очередь были предусмотрены различные передовые постройки и позиции, например на горе Дагушань и впереди северо-западного угла крепости.

На приморском фронте Величко спроектировал строительство 25 береговых батарей, которые должны были располагаться тремя группами: группа Тигрового полуострова, группа Золотой горы и Плоского мыса и группа Крестовой горы. Кроме этого, предусматривалась отдельная батарея на Перепелочной горе. На все береговые батареи было предназначено 124 орудия, в их числе пушки 10/45-дюймовые, 152/45-мм Кане, 6-дюймовые в 190 пудов, 57-мм Норденфельда и батарейные, а также 11- и 9-дюймовые мортиры.

На сухопутном фронте предполагалась постройка 8 фортов, 9 укреплений, 6 долговременных батарей и 8 редутов. Всего для вооружения долговременных сооружений и батарей Порт-Артуру планировалось иметь 542 орудия и 48 пулемётов. Постройка крепости должна была осуществляться в две очереди и закончиться к 1909 г.

В проекте комиссии не были включены в оборонительную линию высоты Сяогушань, Дагушань, Угловая и Высокая, однако по инициативе Величко предусматривалось создание там передовых опорных пунктов, вооружённых артиллерией. В своём отчёте Величко сделал совершенно правильный вывод, что при обороне Порт-Артура с суши главное внимание должно быть обращено на оборону бухты Талиенван, порта Дальний и Цзиньчжоуского перешейка. Создав там прочную оборону, можно было бы отказаться от сооружений обширной сухопутной крепости в Порт-Артуре и ограничиться постройкой лишь ряда долговременных сооружений на командных высотах. Однако эти важные выводы Величко не были учтены при просмотре проекта царём. Утверждённый им 18 января 1900 г. план крепости имел ряд существенных недостатков.

Прежде всего в основу плана была положена идея создания оборонительных сооружений в зависимости от численности гарнизона, находившегося там в мирное время. Не были учтены выгодные условия местности на дальних подступах, где имелся ряд естественных позиций, при устройстве на которых даже полевых сооружений и установке необходимого количества артиллерии можно было нанести противнику значительные потери и облегчить оборону Порт-Артура.

Создание же оборонительной линии только на ближних к городу высотах стало одной из причин недостаточно устойчивой обороны Порт-Артура. При подходе к укреплениям противник имел возможность поражать сосредоточенным огнём как тяжёлых, так и лёгких орудий важные оборонительные объекты, артиллерийские батареи крепости и корабли эскадры на внутреннем рейде. Захват хотя бы одной из командных высот оборонительной линии позволял противнику вести наблюдение и тем усилить огневое воздействие по эскадре и батареям за счёт ведения прицельного огня своей артиллерии.

Стоимость всех инженерных построек составляла 7,5 млн руб., почти столько же стоила и материальная часть, а в общем на постройку Порт-Артурской крепости требовалось 15 млн руб.

Хотя проект Величко был утверждён только в 1900 г., к работам приступили несколько раньше. Но так как денежные средства отпускались малыми порциями, работы были разделены на три очереди, с расчётом закончить постройку крепости в 1909 г. До начала русско-японской войны всего на строительство крепости было отпущено около 4250 тыс. руб., т.е. менее трети необходимого. Поэтому к 1904 г. в крепости было произведено немногим более половины всех работ. В наибольшей степени готовности находился приморский фронт: на нём успели возвести 21 батарею и 2 пороховых погреба, причём половина построек была в законченном виде. На сухопутном же фронте к началу войны был закончен лишь 1 форт - № IV, 2 укрепления (4-е и 5-е), 3 батареи (литеры А, Б и В) и 2 питательных погреба. Все остальные сооружения были либо не достроены, либо к их постройке даже не приступали. Недостроенными, но имевшими первостепенное значение при обороне крепости (так как на них велась сухопутная атака) остались форты № II и № III, а также временное 3-е укрепление.

Проектирование порт-артурских фортов велось на основании справки, выданной Азиатской частью Главного штаба, по которой у японцев предполагалось отсутствие артиллерии калибра свыше 15 см. Поэтому из экономических соображений принятые тогда Инженерным ведомством толщины бетонных сводов казематированных построек в 1,5–1,8-2,4 м были уменьшены на 0,3 м. Но из тех же экономических соображений местное порт-артурское начальство разрешило военным инженерам сократить толщину сводов ещё на 0,3 м, а местами и на 0,6 м. И в результате на важнейших укреплениях, подвергавшихся сильнейшей бомбардировке, толщина сводов в жилых казармах и на других важных объектах обороны оказалась всего 0,91 м. Были также нарекания и на качество бетона, но компетентная комиссия признала несправедливость этих нареканий. Однако, во всяком случае, 91-сантиметровые своды могли выдержать снаряды не более 15-см калибра.

Журналом комиссии по вооружению крепости за № 351 от 15 февраля 1900 г. для сухопутного фронта крепости Порт-Артур было назначено следующее артиллерийское вооружение.

Таблица 5 Вооружение, назначенное для сухопутного фронта крепости Порт-Артур
Орудия Пушки 6-дм полевые мортиры 7,62-мм пулемёты
6-дм в 190 пуд. 6-дм в 120 пуд. 42-лин. (107-мм) лёгкие на тумбах лёгкие на колёсах 57-мм капонирные
Вновь назначенное вооружение:
линии фортов 22 18 - 32 64 44 - 24
главной ограды - - 4 - 8 - - 24
резервное - - - - 24 - 12 -
Итого 22 18 4 32 96 44 12 48
В крепости Порт-Артур имелось:
орудий 24 12 24 - 68 - 12 8

Журналом Артиллерийского комитета ГАУ за № 518 от 7 октября 1902 г. было предписано использовать трофейные китайские пушки для обороны Ляодунского полуострова. «Для вооружения «позиции-заставы» на перешейке Цзинь-Чжоу и у города Дальнего назначены орудия из военной добычи, всего 59 пушек изготовления ф. Крупп». Среди них были:

1 - 24/35-см/клб с боекомплектом по 150 выстрелов;

2 - 21/35-см/клб с боекомплектом по 150 выстрелов;

3 - 15/40-см/клб патронного заряжания;

3 - 15/25-см/клб;

2 - 15-см обр. 1877 г.;

4 - 12/35-см/клб патронного заряжания;

16 - 87-мм осадных патронного заряжания;

28 - 87-мм полевых.

Несмотря на постановление Аргкома, бюрократы из ГАУ не захотели заниматься китайскими орудиями, которые до 1904 г. были довольно грозным оружием. Они составляли идиотские записки типа того, что, мол, надо по одному китайскому орудию доставить на Главный артиллерийский полигон (ГАП) под Петербург, испытать там, составить технические описания, таблицы стрельбы и т.д. и т.п. и вот тогда уже ставить на укрепления. Надо ли говорить, что доставка 8 орудий из Порт-Артура в Петербург на Охту и испытания их там затянулись бы минимум на два года и обошлись бы в десятки тысяч рублей. Гораздо проще было бы командировать специалистов ГАП в Порт-Артур и на месте провести испытания орудий. Но, увы, нашим охтенским героям лень было уезжать из столицы «к чёрту на кулички». Наконец, можно было запросить фирму Круппа, где ни одно орудие не уходило с завода без тщательных испытаний. Отношения с Германией в 1900–1903 гг. были хорошими, и ГАУ уже через неделю получило бы всю нужную информацию. В итоге китайские орудия к началу войны так и не были приведены в порядок.

Перед самым началом войны Журналом комиссии по вооружению крепостей от 12 декабря 1903 г. было определено новое «нормальное вооружение» крепости Порт-Артур.

На береговых укреплениях должны были установить: 14 - 10/45-дюймовых пушек, 12 - 9-дюймовых пушек обр. 1867 г., 20 - 152/45-мм пушек Кане, 4 - 6-дюймовые пушки в 190 пудов, 8 - батарейных пушек, 9 - лёгких пушек, 28 - 57-мм береговых пушек Норденфельда, 10 - 11-дюймовых мортир обр. 1877 г. и 27 - 9-дюймовых мортир обр. 1877 г.

На сухопутных укреплениях должно было быть установлено: тридцать девять 6-дюймовых пушек в 190 пудов, тридцать восемь 6-дюймовых пушек в 120 пудов, двадцать четыре 42-линейные пушки обр. 1877 г., четыре батарейные пушки, восемьдесят восемь 57-мм капонирных пушек Норденфельда, пятьдесят одна полевая лёгкая пушка на тумбе (для капониров) и сто шестьдесят шесть 6-дюймовых полевых мортир, двадцать 1/2-пудовых мортир, шестнадцать 7,62-мм пулемётов для капониров, тридцать два 7,62-мм противоштурмовых пулемёта (на высоких колёсных станках).

Однако вооружить Порт-Артур даже по такому табелю не удалось. Наиболее сложная ситуация сложилась с 10/45-дюймовыми орудиями, которые изготавливались только на Обуховском сталелитейном заводе. Пять первых 10-дюймовых пушек были заказаны заводу 28 октября 1896 г., причём по контракту первое орудие должно быть сдано через 12 месяцев. Однако в ГАУ после неудач с испытаниями корабельных 10/45-дюймовых пушек решили упрочить ствол и 16 марта 1898 г. выслали новый чертёж 10/45-дюймовой пушки. Таким образом, по милости ГАУ заказ находился без движения почти полтора года. В результате первая 10-дюймовая пушка была сдана заводом в мае 1899 г.

К 26 февраля 1901 г. первые три 10-дюймовые пушки были готовы, а оставшиеся две должны были быть готовы зимой 1901/02 гг. Первую пушку отправили на ГАП, а две другие летом 1902 г. погрузили на пароход «Корея», следовавший в Порт-Артур.

К концу 1902 г. завод стал сдавать по три 10-дюймовые пушки в месяц, и Порт-Артур к началу войны вполне мог получить все положенные по табелю четырнадцать 10-дюймовых пушек, если бы их не отправили в Либаву и в Кронштадт. Как уже говорилось, Либава была абсолютно ненужной крепостью, а Кронштадту никто в 1902–1904 г. и не думал угрожать, не говоря уже о том, что он и без того был слишком сильно укреплён. Для перевозки 10-дюймовых орудий можно было привлечь и другие пароходы, кроме «Кореи».

Ну, допустим, серийное производство 10-дюймовых орудий только начиналось и они были сравнительно дороги (тело одного орудия стоило 55.100 руб.), но возникает вопрос: почему Военное ведомство столь безобразно относилось к сухопутной обороне Порт-Артура?

Лёгкие полевые пушки снимали в 1901–1903 гг. с вооружения, и их было пруд пруди, но их так и не доставили в Порт-Артур. Вместо 217 лёгких пушек там их оказалось только 146! Не были доставлены в Порт-Артур даже 20 1/2-пудовых гладкоствольных мортир обр. 1838 г. А ведь сотни таких мортир хранились по крепостям и складам Европейской России. Спору нет, орудия эти древние и не очень эффективные, но другого-то наши мудрые генералы так ничего и не приняли. (Вспомним о многострадальной 34-линейной мортире!) А с учётом рельефа местности и 1/2-пудовые мортиры сыграли бы значительную роль в обороне Порт-Артура. И лишь после начала войны 1/2-пудовые мортиры начали отправлять из Европейской России в Маньчжурию. Так, в 1904 г. 25 таких мортир было отправлено из Керченской крепости на Дальний Восток.

Что же касается капонирных 7,62-мм пулемётов Максима, то к 1904 г. их не было даже в опытных образцах. Несколько опытных образцов генерала Фабрициуса и других конструкций были испытаны в 1905–1911 гг., но ни один из них не приняли на вооружение. Уму непостижима тупость русских генералов - создать пулемётный тумбовый станок для капонира под силу любому инженеру, да и чтобы сконструировать бронеколпак с пулемётом тоже не нужно иметь семи пядей во лбу.

В итоге при огромных затратах Россия получила крепость, не готовую к борьбе с противником, обладавшим современной артиллерией.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

О короле Артуре и чудесном острове Авалон Легендарного короля Артура, правившего в Британии и издавна считавшегося символом благородного и справедливого правителя, на самом деле меньше всего волновало благосостояние своих подданных. В действительности он был

Из книги Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа автора Гарднер Лоренс

Глава двенадцатая Основные особенности преданий о короле Артуре АНФОРТ, СВ. МИХАИЛ И РЫЦАРЬ ГАЛААДФранки - сикамбры, от которых по женской линии вели свой род Меровинги, до переселения к берегам Рейна обретались в Аркадии, области Древней Греции на юге Пелопоннеса. Как

Из книги Десанты Великой Отечественной войны автора Заблотский Александр Николаевич

III Действия Керченской военно-морской базы Приказание на высадку десанта было получено командованием базы 24 декабря, высадку требовалось провести в ночь на 26 декабря. К рассвету 25 декабря суда были сосредоточены в заранее намеченных пунктах посадки Тамань и Комсомольск.

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Немецкие субмарины под прицелом английских эсминцев. Воспоминания капитана Королевских военно-морских сил. 1941-1944 автора Макинтайр Дональд

Глава 10 АТЛАНТИЧЕСКИЕ БАЗЫ Это был один из самых длинных атлантических переходов в моей практике – 16 суток вместо обычных 10. Нас задержали северный маршрут и отвратительная погода. Поэтому я в полном смысле этого слова вздохнул с облегчением, когда «Вечерняя звезда»

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Атаки главной военно-морской базы В начале сентября неприятель добился почти полного контроля над южным побережьем Финского залива. Как уже отмечалось, захватив 12 сентября Стрельну, немцы отрезали 8-ю армию на так называемом «ораниенбаумском пятачке». Однако

Из книги Ключи от замка Грааля автора Ллойд Скотт

Из книги Эскадренные миноносцы типа Форель (1898-1925) автора Лихачев Павел Владимирович

В ПОРТ-АРТУРЕ 5 мая 1903 года "Властный" и "Грозовой" пришли в Порт-Артур, и менее чем через месяц, 1 июня 1903 года вступили в вооруженный резерв. Организационно эсминцы типа "Форели" вошли в состав 1 - го отряда эскадренных миноносцев (13 единиц) под командованием капитана 1-го

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ПОРТ–АРТУРА И РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Японцы соорудили братскую могилу русским героям, павшим при защите крепости Порт–Артур. Работы, начатые в августе 1907 г., двигались с поразительной быстротой, и уже 10 июня 1908 года состоялось

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса - это строительство Москвы в XVI веке 4.1. Строительство Иерусалима при Неемии - это возведение Московского Кремля около 1567 года В библейском каноне за первой книгой Ездры

Из книги О себе. Воспоминания, мысли и выводы. 1904-1921 автора Семенов Григорий Михайлович

Глава 11 Подготовка базы Гарнизон Даурии. Военнопленные. Капитан, принц Элькадири. Полицейская команда. Комиссар Березовский. Командировка поручика Жевченко. Офицеры дружины. Обстановка в Харбине. Расстрел Аркуса. Поездка на ст. Маньчжурия. Прапорщик Кюнст и чиновник

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 2 СОЗДАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО В марте - апреле 1939 года в Москве и Хельсинки велись переговоры между СССР и Финляндией о решении проблемы взаимной безопасности ввиду усиливавшейся напряженности политической обстановки в Европе. Среди обсуждавшихся вопросов

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 10 ЭВАКУАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО Когда германские войска заняли Палдиски, а корабли Балтийского флота ушли из Таллина, подвоз боеприпасов, продовольствия и горючего на Ханко прекратился. В то же время запасы базы подходили к концу. После 29 августа 1941 года,

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Приложение 1 КОМАНДОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО Генерал-майор береговой службы Кабанов Сергей Иванович - командир базы, командующий обороной передового рубежа Краснознаменного Балтийского флота.Бригадный комиссар (позднее - дивизионный комиссар) Расскин Арсений

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Глава 12 Строительство морской базы и крепости в Порт-Артуре Ко времени захвата русскими Порт-Артур представлял собой небольшой китайский город с населением около 4 тыс. человек. Позже эти китайские кварталы получили название Старого города. Русская администрация и

Из книги Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] автора ал-Карахи Мухаммед Тахир

Глава о взятии крепости Гергебиль, осаде крепости Темир-хан-шура и прочем После того, как имам вернулся из этого славного похода, он оставался [дома] для того, чтобы разговелись в несколько дней шавваля. Затем выступил и остановился у крепости Гергебиль. Он сражался с теми,