Экология

Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.


1) Титаник


Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.

2) Андреа Дориа


Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.

3) Рона


Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.

4) Генерал Слокум


Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.

5) Мэри Роуз


История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.

6) Лузитания


Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.

7) Бисмарк


Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.

8) Эдмунд Фицжеральд


В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.

9) Победа


Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.

10) Республика


Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.

30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 был потоплен немецкий лайнер "Вильгельм Густлов". "Атака века" стала не единственным случаем, когда во время войны было потоплено пассажирское судно.

«Армения»

Грузопассажирское судно было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на борту этого судна были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь. Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану "Армении" запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток. Но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось... В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть судно. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым.

«Кап Аркона»

«Кап Аркона» было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, «Кап Аркона» погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками. Погибло и большинство находившихся на борту людей, в основном это были узники концлагерей. Те из узников, кто сумел покинуть тонущее судно, были расстреляны немецкой охраной. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

«Иосиф Сталин»

Пассажирский пароход акционерного общества «По Волге» был построен в 1909 году в Нижнем Новгороде и первоначально назывался «Графиня». В 1918 году пароход сильно пострадал от пожара в Царицыне. Намного позднее, лишь в 1930 году, он был восстановлен и переименован в «Иосиф Сталин». В период Сталинградской битвы пароход использовался для эвакуации раненых и гражданского населения Сталинграда. В ночь на 27 августа 1942 года, выполняя рейс из Сталинграда в Куйбышев, «Иосиф Сталин» двигался в конце колонны из трех советских пароходов. И если двум первым, несмотря на повреждения, удалось проскочить под огнем противника, то для «Иосифа Сталина» повреждения оказались фатальными. Он попал под сосредоточенный артиллерийский и минометный огонь противника, вышедшего к Волге, и, получив множество попаданий, затонул. Из более чем 1200 человек, находившихся на борту, спастись удалось не более 200.

«Вильгельм Густлов»

30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие. Кпитан советской субмарины Александр начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Затолпление "Вильгельма Густлова" считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000, включая 5 000 детей.

«Атения»

«Атения» – британский пассажирский лайнер, построенный в 1923 году. Имел водоизмещение 13 465 тонн и в 30-е годы использовался на атлантических коммуникациях. 3 сентября 1939 года подводная лодка U-30 потопила «Атению», приняв пассажирский лайнер за вспомогательный крейсер. Две торпеды немецкой лодки попали в лайнер, который затонул всего 6 минут спустя. «Атения», таким образом, стала первым судном, потопленным немецкими подводными лодками во Второй мировой войне. Среди погибших на «Антении» были 28 граждан США, и эпизод с потоплением лайнера длительное время отрицался властями Германии. Подобно эпизоду с «Лузитанией» в Первой мировой войне, потопление "Антении" могло послужить предлогом для вступления в войну США. Тогда осенью 1939 года, когда большинство военных успехов гитлеровского блока было еще впереди, а дальнейшее развитие событий неоднозначно, гибель этого лайнера могла создать немало проблем Германии в только набиравшей силу мировой войне.

«Ланкастрия»

(до 1924 года «Тиренния») – британский океанский лайнер, построенный в 1920 году. С началом Второй мировой войны использовался в качестве военного транспорта. Отсутствие надежного прикрытия с воздуха оказалось роковым для перегруженного людьми лайнера. 17 июня 1940 года судно подверглось атаке немецкого бомбардировщика и затонуло менее чем через 30 минут. Из 4500 военнослужащих и 200 членов экипажа спастись удалось только 700.

«Вирония»

Судно было построено в Дании в 1906 году и, сменив ряд владельцев, было продано одной из эстонских судоходных компаний. В 1940 году после присоединения Прибалтики к СССР вошла в состав советского флота. После начала войны «Вирония» была мобилизована и использовалась в качестве штабного судна Балтийского флота. Во время тяжелого Таллинского перехода 28 августа 1941 года судно получило серьезные повреждения от атак немецкой авиации и было взято на буксир спасательным судном «Сатурн». Но около 22 часов «Сатурн» и «Вирония», выйдя из протраленной зоны, подорвались на минах и затонули недалеко от мыса Юминда.

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины - именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.


Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав - это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания - ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.
Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в , но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830-1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами - при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения - ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия - еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами - подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857-1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд - это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города - поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже - уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы - скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны - что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) - фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо - он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.

Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни - вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление - именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев - нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок - и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу - погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.

История, история

Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Ещё История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861-1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood - в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два их них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, - лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов - как итальянских, так и немецких.
В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960-1970-х годах было построено семь таких кораблей - шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва - сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация - это сложнейшая инженерная операция.

Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней - еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту - блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.

Стратегия развлечений

Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент - это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам - от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, - а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

Затонувшие корабли могут многое рассказать о той эпохе, когда они бороздили моря и океаны. Однако каждый из них пережил трагическую гибель тех, кто оказался на борту в роковую минуту. До сих пор затонувшие корабли хранят свои тайны под толщей морских вод. Попытаться разгадать загадки кораблей призраков сегодня может любой более или менее подготовленный дайвер. Однако не каждый любитель подводного плавания сумеет проникнуть внутрь корабля. Современное оснащение и специальная подготовка помогут решить и эту проблему. Поэтому сегодня каждый желающий прикоснуться к подводным тайнам затонувших кораблей сможет себе это позволить в качестве интересного туристического развлечения.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Для туров от 30 000 руб. с детьми действуют следующие скидки:

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-TR-CH1000» для 1 ребенка в туре
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-TR-CH2000» для 2 детей в туре
  • Промокод на 3 000 ₽ «LT-TR-CH3000» для 3 детей в туре
  • Промокод на 4 000 ₽ «LT-TR-CH4000» для 4 детей в туре

Для туров от 40 000 руб. без детей:

  • Промокод на 500 ₽ «LT-TR-V500» для 1 туриста в туре
  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-TR-V1000» для 2 туристов в туре
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-TR-V1500» для 3 туристов в туре

Военный корабль «Сириус» был отправлен в боевое плавание в 1797 году. Этот сорокаметровый фрегат не раз участвовал в морских сражениях и в большинстве случаев одерживал победу над противником. Однако в неравном бою, разгоревшемся в конце августа в 1810 году между британской и французской флотилиями, фрегат попал на коралловые рифы. Непобедимый до той поры «Сириус», получив пробоину, стал уязвимым, и французские корабли один за другим палили из своих орудий по британскому фрегату до тех пор, пока не отправили его на дно. На глубине около 25 м корабль находится и поныне. Конечно же, за столь длительное время его обжили многие морские обитатели. Но до сих пор у юго-восточного берега острова Маврикий можно разглядеть корпус фрегата и следы последнего боя «Сириуса» — разорванные снарядами пушки и другие орудия, лежащие на дне вокруг корабля.

Паром Зенобия

Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.

В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.

132-метровый «Фудзикава Мару»

Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.

Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый «Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.

Кладбище кораблей на Оркнейских островах

Еще одним огромным кладбищем кораблей является место вынужденного затопления суден военного флота Германии в годы Первой мировой войны. Эти затонувшие корабли находится у берегов северной Шотландии в гавани Скапа Флоу на Оркнейских островах. Принудительно задержанный у берегов Британии, немецкий флот был уничтожен по приказу собственного командования. Немецкий адмирал Рейтер блестяще спланировал операцию по уничтожению в течение всего нескольких часов 50 военных кораблей, чтобы после капитуляции Германии они не достались противнику.

На дне британской гавани нашли свое последнее пристанище около 70 разных кораблей, среди которых есть не только немецкие суда, но также встречаются неидентифицированные и необследованные корабли. Поэтому есть прекрасная возможность стать первооткрывателем неизвестных морских судов.

Пароход «Барон Гауч»

В годы Первой мировой войны у берегов Хорватии пострадал и вполне мирный пароход «Барон Гауч». После спуска на воду в 1908 году, он через какое-то время стал на ремонт. В годы войны пароход сначала использовали для доставки в город Котор продовольствия, а затем для эвакуации гражданского населения из зоны военных действий. В один из августовских дней 1914 года «БаронГауч» подорвался на мине. Исследовать это судно в наши дни не так просто. Для погружения дайверам требуется специальное разрешение.

Лайнер Андреа Дориа

Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.

30 января 1945 года советской подлодкой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Он являлся одним из самых больших немецких лайнеров, предназначенных для круизов. Кроме того, на момент постройки он являлся одним из крупнейших пассажирских судов. Мы расскажем о пяти самых больших кораблях, потопленных советскими подводниками.

«Вильгельм Густлофф»

Это германское пассажирское судно, предназначенное для круизных путешествий. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи «Блюм и Фосс». До начала Второй мировой войны использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы. Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб.

В сентябре 1939 года передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. Использовался как лазарет во время военных действий германской армии в Польше. С 1940 года переоборудован в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафе. Гибель судна в конце войны считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А.И. Маринеско. По официальным данным, в ней погибло 5348 человек.

«Гойя»

Грузовое судно, построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Норвегии, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. С самого начала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации морем от наступающей Красной армии.

Судно «Гойя» успело совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего затонуло в Балтийском море. Погибло более 6900 человек.

«Генерал Штойбен»

Этот немецкий пассажирский лайнер спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». В 1930 году лайнер сгорел в порту Нью-Йорка, после чего был отремонтирован и в 1931 году переименован в «Генерал Штойбен», а в 1938 году — просто в «Штойбен».

Во время Второй мировой войны до 1944 года лайнер использовался как гостиница для высшего командного состава кригсмарине в Киле и Данциге. После 1944-го судно было переоборудовано в госпитальное и участвовало в эвакуации людей (преимущественно раненых военнослужащих и беженцев) из Восточной Пруссии от наступающей Красной армии.

Немецкий лайнер был обнаружен вечером 9 февраля 1945 года советской подводной лодкой С-13. На протяжении четырех с половиной часов советская подлодка преследовала «Штойбен» и ночью 10 февраля в 00:55 торпедировала лайнер двумя торпедами. Лайнер затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек.

«Зальцбург»

Это сухогруз, построенный в 1922 году в Голландии, на верфи De Groot & Van Vliet для немецкой компании H. Schuldt & Co.

В начале Второй мировой войны корабль использовался в качестве военного транспорта на воде. В апреле 1942 года он перешел Черное море. В октябре 1942 года «Зальцбург» находился в составе конвоя «Южный», вышедшего из Очакова в румынский порт Сулина.

В этом же месяце «Зальцбург» был торпедирован. Согласно основной версии, его атаковала советская подводная лодка М-118, в результате чего погибло более 2000 человек.

Итальянский танкер «Суперга»

16 июня 1941 года состоялась первая встреча подводной лодки Щ-211 Черноморского флота с итальянским танкером «Суперга». Танкеру в этот раз повезло: единственная выпущенная торпеда прошла мимо.

Снова Щ-211 и «Суперга» встретились 29 сентября 1941 года. Первая атака сорвалась — из-за маневра корабля охранения Щ-211 пришлось нырять на глубину. Вторично выйдя на боевой курс, Щ-211 с дистанции 2 кбт выпустила одну торпеду из кормового аппарата. Взрыв расколол танкер на две части. Болгарские сторожевики, охранявшие конвой, посчитали, что танкер подорвался на мине, поэтому Щ-211 никто не бомбил. Так как одна часть судна осталась на плаву, на следующий день лодка вернулась к месту боевого столкновения и выпустила по возвышающимся над водой остаткам танкера еще две торпеды (по некоторым данным, они затонули лишь 2 октября).