Метки: Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой. Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте ). Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей

Человек получил эмоции, так сказать, по наследству от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных - например, ярость, гнев, страх. Но это примитивные эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, и некоторые простейшие «предметные» чувствования. В связи с развитием интеллекта и высших социальных потребностей на базе простейших эмоций сформировались более сложные человеческие чувства (но сохранились и эмоции).

Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства.

Эмоция более примитивна, она свойственна не только человеку, но также и животным и выражает отношение к удовлетворению чисто физиологических потребностей. Чувства развились на базе взаимодействия эмоций с интеллектом в процессе формирования социальных взаимоотношений и свойственны лишь человеку. Границу между эмоцией и чувством провести не всегда легко. В терминах физиологии различие между ними определяется степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов.

Чувство - это одна из форм человеческого сознания, одна из форм отражения реальной действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его человеческих потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.

Не все потребности человека врожденные. Часть из них формируется в процессе воспитания и отражает не только связь человека с природой, но и его связи с человеческим обществом.Многие чувства настолько тесно сплетены с интеллектуальной деятельностью человека, что не могут возникнугь вне этой деятельности. Они требуют предварительной аналитической работы мысли для оценки ситуации. Без этой оценки чувство не возникает.Иногда для такой мыслительной работы нужен немалый срок, и тогда чувство возникает с большим опозданием и, бесспорно являясь фактом психической жизни, теряет, разумеется, свою биологическую роль.

Например, если человек не осознает опасности, то чувство страха не наступает, зато значительно позже, когда опасность миновала, человека может обуять страх.

Иногда человек не сразу оценивает смысл слов, содержащих оскорбительный намек, и тогда с запозданием приходит чувство оскорбления.

Бывает, что весьма отдаленное по времени воспоминание может вновь оживить прежние чувства, и горячая краска стыда заливает лицо человека, вспомнившего о своем давнем постыдном поступке. Это так называемая эмоциональная память.

«Диссоциация» мысли и чувства появляется с возрастом. В раннем детстве мысль и чувство еще неразделимы. Их обособление связано с развитием речи и сознания.

Ниже мы приводим список человеческих чувств. В него не включены высшие социальные чувства, так как их положение среди других чувств особое, и их нельзя ставить в один ряд с прочими. Эти чувства возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение высших социальных стремлений и потребностей, которые подвержены более быстрым изменениям в процессе исторического развития и сильно отличаются у людей, воспитанных в различные эпохи, в различных общественных формациях, принадлежащих к различным общественным группировкам и классам.

К высшим социальным чувствам мы относим:
1) Чувство долга.
2) Чувство справедливости.
3) Чувство чести.
4) Чувство ответственности.
5) Чувство патриотизма.
6) Чувство солидарности.
7) Творческое вдохновение.
8) Трудовой энтузиазм.

Существует еще целая группа эстетических чувств:
а) Чувство возвышенного.
б) Чувство прекрасного.
в) Чувство трагического.
г) Чувство комического.

Исследование высших социальных чувств относится уже не только к психологии и физиологии, но и к области социальных наук.

В наш перечень не включены и такие низшие эмоции, как голод, жажда, усталость и боль. Эти эмоции менее других подвержены изменениям и эволюции в процессе социального развития человека.

Перечень основных эмоций и чувств

Положительные
1 .Удовольствие
2. Радость
З. Ликование
4. Восторг
5. Гордость
6. Уверенность
7. Доверие
8. Симпатия
9. Восхищение
10. Любовь(половая)
11 .Любовь (привязанность)
12. Уважение
13. Умиление
14. Благодарность (признательность)
15. Нежность
16. Самодовольство
17. Блаженство
18. Злорадство
19. Чувство удовлетворенной мести
20. Спокойная совесть
21. Чувство облегчения
22. Чувство удовлетворенности собою
23. Чувство безопасности
24. Предвкушение

Нейтральные
25. Любопытство
26. Удивление
27. Изумление
28. Безразличие
29. Спокойно-созерцательное настроение

Отрицательные
30. Неудовольствие
31. Горе (скорбь)
32. Печаль (грусть)
33. Отчаяние
34. Тоска
35. Огорчение
36. Тревога
37. Обида
38. Боязнь
39. Испуг
40. Страх
41. Жалость
42. Сочувствие (сострадание)
43. Сожаление
44. Досада
45. Гнев
46. Чувство оскорбления
47. Возмущение (негодование)
48. Ненависть
49. Неприязнь
50. Зависть
51. Злоба
52. Злость
53. Уныние
54. Скука
55. Ревность
56. Ужас
57. Неуверенность (сомнение)
58. Недоверие
59. Стыд
60. Растерянность
61. Ярость
62. Презрение
63. Отвращение
64. Разочарование
65. Омерзение
66. Неудовлетворение собою
67. Раскаяние
68. Угрызения совести
69. Нетерпение
70. Горечь

Перечисленные нами чувства не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов - 7, но сколько мы знаем еще промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний - но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существует, по-видимому, много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре - похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе - чувством собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство - любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано нами отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие - отрицательных чувств. Отрицательных, как видим, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций - сигнальная, по типу «приятно - неприятно», «безопасно - опасно». По-видимому, сигнализация «опасно» и «неприятно» более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о «комфорте».

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это, возможно, изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернемся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т.д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Корни и относительность эмоций

Жизнь прекрасна, но между объективной возможностью наслаждаться ею и нашей готовностью делать это стоят барьеры – негативные эмоции . Да, есть и другие помехи. О самом грустном – неизбежном финале – не будем (ну разве что в примере), как не будем и об очевидных жизненных препятствиях, но мы сотканы из чувств, и постоянно нас сопровождают лишь они. Эмоция – это реакция организма на обстоятельства, выраженная определённым переживанием. Отрицательные эмоции имеют неприятный окрас и, в отличие от положительных, вынуждают нас бежать от них.

Жизнь не только прекрасна, но и во многом относительна. То, что одному негативно, другому вполне себе заряжено плюсом. Можно быть на вершине успеха в той форме, в которой он привычен обществу, и быть или стать глубоко несчастным. Поразительный этому пример – Лев Толстой. Будучи на гребне мирового общественного признания, не страдая отсутствием жизненных благ, за довольно короткое время он превратился в страдальца, ищущего покоя в удавке.

Психология привязана к философии, в конечном итоге наши эмоции формируются мировосприятием. Осознают это немногие, глубоко понимают – единицы. Толстой, как человек большого ума, не смог принять необходимость жить, памятуя о неизбежном конце. «Как можно находиться в ауре позитива, если вся жизнь – сплошной фарс, издевательство с плачевным финалом?», — рассуждал писатель. В конце концов, Толстой нашёл выход и утешение в вере. Пример иллюстрирует зависимость рядовых проявлений эмоционального негатива от крупных мировоззренческих блоков и относительность реакций. Согласитесь, большинство из нас, будучи в социальном и финансовом положении автора «Анны Карениной», упивались бы успехом.

Негативные эмоции: какие они бывают

Отрицательных эмоций очень много, вот некоторые из них:

  • обида;
  • гнев;
  • зависть;
  • ненависть;
  • беспокойство;
  • отвращение;
  • страх;
  • злость;
  • агрессия;
  • раздражение;
  • чувство вины;
  • ревность;
  • ярость;

Все они связаны с соответствующей чертой характера: агрессия – агрессивность, обида – обидчивость. Вот почему так важно стараться не допускать в свой внутренний мир отдельных проявлений негатива – он легко пускает корни, перерастая в часть нашей сущности.

Негативные эмоции: функциональность

Отрицательные, как и положительные, эмоции выполняют ряд функций, которые делятся на несколько категорий: оценочную, мотивирующую, защитную. Рассмотрим функциональность на примерах.

Раздражение

Каждой эмоцией мы оцениваем людей и обстоятельства. Раздражение можно сравнить с «троечкой» — человек нам явно неприятен, но до более низких оценок он не дотягивает. Благодаря естественной реакции у нас складывается представление об объекте или субъекте.

Раздражение мотивирует. Вы и сами знаете, насколько бывает легче справиться с задачей, поддавшись негативу. Наконец, с помощью раздражения мы защищаемся. Робкому стеснительному человеку бывает сложно ответить отказом на неприятную просьбу, а вот робкому и раздражённому сделать это намного легче.

Беспокойство

Имея некую картину мира, мы определяем, всё ли в ней в порядке, реагируя тем или иным образом на обстоятельства. Беспокойство – явный признак, что что-то пошло не так, и нужно принимать соответствующие меры. Без беспокойства родители бы пускали на самотёк судьбу детей, а врачи – здоровье пациентов.
Мотивация, вызванная беспокойством, огромна. Щуплая женщина, потерявшая ребёнка, горы сдвинет в поисках. Непримечательный серый человек, опасаясь за неприглядное будущее, преодолеет тысячи неприятностей в стремлении к более красивой картинке, чем та, которая уготована ему, согласно сухой статистике.

Беспокойство оберегает. Переживая за завтрашний день, мы запасаемся пищей, укрепляем крышу над головой, откладываем сбережения… Все негативные эмоции так или иначе помогают в чём-то. Но почему же тогда они негативные? Они не только помогают, но и вредят, причём вреда в итоге гораздо больше, чем пользы. Иногда от бессилия, иногда по глупости, мы «подменяем понятия» — ищем выход в негативе, вместо того, чтобы искать его в положительном настрое, в созидании конструктивного, а не разрушающего, характера.

Негативные эмоции: причины

Исходя из сказанного, легко определить основные причины возникновения отрицательных эмоций:

  • убеждения (мировосприятие);
  • страх перед будущим;
  • физическое состояние;

Мировосприятие

Толстому для превращения своей жизни в кошмар хватило смены убеждений: красивая картинка постепенно, одними лишь умственными усилиями, сменилась безобразной. Безобразие заключалось в реакции, невозможности повлиять на ситуацию. Негативные эмоции могут стать частью нашей жизни незаметно, в результате ежедневного опыта и размышлений, меняющих восприятие реальности. Важно стараться верить в счастливый конец любой ситуации – это даёт силы преодолевать неприятности, не разрушая свою психику.

Страх

Мы знаем только то, что ничего не знаем… И всё же того, что нам известно, хватает для страха перед окружающим миром. Нас пугает неопределённость, боязнь порождает остальные отрицательные эмоции. Страх перед будущим тесно связан с мировоззрением: вера в отсутствие хэппи-энда гонит прочь положительные эмоции, ну а свято место пусто не бывает.

Физическое состояние

Недомогание, тяжелая болезнь, боль вызывают злость и раздражение. И фактом нарушения наших планов, и самой сутью. Только крепкие духом, высокодуховные люди, которые, условно говоря, видят свет в конце тоннеля, способны выдерживать удар за ударом, не реагируя на них негативно.

Преодоление негативных эмоций

Чтобы преодолеть негативные переживания, нужно работать и с объективными причинами, и с собственной психикой – менять точку зрения на различные ситуации и, в конечном итоге, на окружающую реальность. От объективных причин невозможно убежать всегда, но нужно стараться по мере сил.

Работа с психикой, какой бы трудной она ни была, намного легче. По крайней мере, она поддаётся изменениям. Помимо поиска надёжного жизненного якоря, выраженного в вере в светлое будущее, следует:

  • контролировать эмоции;
  • искать и пускать в ход триггеры;

Мы обладаем силой воли и зачастую контроль над негативными реакциями нам по зубам. Он не даёт пламени нехороших эмоций распространяться дальше. Негатив, получивший отпор, согласно закону сохранения энергии, никуда не девается – он обязательно найдёт выход в чём-то другом. Поэтому работа должна быть комплексной.

Триггер – это раздражитель, импульс, запускающий то или иное чувство. Негативные эмоции гасятся изучением своих слабых и сильных сторон и искусным лавированием между обстоятельствами и нажатием на правильные «кнопки». Почувствовав обиду, «нажмите» на анализ ситуации, оказавшись в состоянии раздражения – «кликайте» на позитивное мышление.

Работа над собой сложна, но неизменно приносит плоды. Не давайте огню негатива разгораться, тушите его всеми возможными способами.

Тесты на стресс:

1. Тест на стрессоустойчивость

2. Анализ учебных стрессов

3. Умеете ли вы быть счастливым?

4. Бостонский тест на стрессоустойчивость

5. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V ).

20 -10 0 +10 +20

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта (с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели- от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.

Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

Тест №2 Тест на учебный стресс .

1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

1.3 Отсутствие учебников ______________

1.4 Непонятные, скучные учебники _____

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание _____________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами _________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно) _________________________________

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V ).

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания ________

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.15 Головные боли

3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V )

Алкоголь,

Сигареты,

Наркотики,

Телевизор,

Вкусная еда,

Перерыв в работе или учебе,

Общение с друзьями или любимым человеком,

Поддержка или совет родителей,

Прогулки на свежем воздухе,

Хобби ………………………………………… ………..……..

Физическая активность ……………….………………………

Иное ……………………………….. ………………………….

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):

Баллов

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V )

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание мышц ______

6.5 Головные или иные боли _______

6.6 Иное (напишите, что)_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

Краткие сведения о себе:

ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________

Результаты теста

(по данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений)

1.9.

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

Ср

4.8

3.4

4.1

5.0

5.0

3.4

3.6

3.6

2.7

3.1

3.8

2.5

3.3

3.6

5.3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

Ср

4.0

4.7

3.8

3.5

4.4

3.8

2.9

4.5

3.9

2.6

2.6

2.1

3.2

2.8

4.9

5.0

Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов

Тест №3 Умеете ли вы быть счастливым?

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере, внешне, всегда выглядят довольными собой, и не расстраиваются по пустякам. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) "О, Боже, время беспощадно!";

б) "А что, совсем еще неплохо!";

в) "Все прекрасно!"

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

а) "Ну мне-то никогда не повезет!";

б) "А, черт! Почему же не я?";

в) "Однажды так повезет и мне!"

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет и со мной!";

б) "К счастью, меня эта беда миновала!";

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!" и начинаете думать о чем-то хорошем.

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;

в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни приятных сюрпризов.

7. Думаете о Ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;

в) «Прекрасные люди!»

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) "Меня недооценивают";

б) "Я не хуже остальных";

в) "Я замечательный человек!"

9. Если Ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.

10. Если Вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ: а - 0 очков; б - 1 очко; в - 2 очка.

17-20 очков. Вы достаточно счастливый человек, что прямо не верится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса Вам не повредит?

13-16 очков. Наверное, Вы "оптимально" счастливый человек, и радости в Вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у Вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с Вами удобно. Вам можно позавидовать!

8-12 очков. Счастье и несчастье для Вас выражаются известной формулой "50/50". Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0-7 очков. Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила Вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.

Тест №4 Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Почти никогда

Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день

Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю

Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен

В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться

Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю

Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день

За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков

Ваш вес соответствует Вашему росту

Рост (см) — Вес (кг) =100 ± 10

Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности

Вас поддерживает Ваша вера

Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью

У Вас много друзей и знакомых

У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете

Вы здоровы

Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо

Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы

Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю

Вы можете организовать Ваше время эффективно

За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков

У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня

«Цена» ответа (в баллах):

Теперь сложите результаты ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов.

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.

Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов — у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Тест №5 Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда -0, Почти никогда- 1, Иногда- 2, Довольно часто — 3, Очень часто -4

3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда -0, Почти никогда- 1, Иногда- 2, Довольно часто — 3, Очень часто -4

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

Никогда -4, Почти никогда- 3, Иногда- 2, Довольно часто — 1, Очень часто -0

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда -4, Почти никогда- 3, Иногда- 2, Довольно часто — 1, Очень часто -0

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда -0, Почти никогда- 1, Иногда- 2, Довольно часто — 3, Очень часто -4

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда -4, Почти никогда- 3, Иногда- 2, Довольно часто — 1, Очень часто -0

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда -0, Почти никогда- 1, Иногда- 2, Довольно часто — 3, Очень часто -4

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда -0, Почти никогда- 1, Иногда- 2, Довольно часто — 3, Очень часто -4

Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):

Замечание для специалистов-психологов:

В некоторых научных работах предлагается для экспресс-диагностики уровня стресса использовать цветовой тест Люшера. Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ИСАС — с другой. Во время обычного учебного процесса, а также при экзаменационном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера, с одной стороны, и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН, - с другой. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой. Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредственного измерения пульса и артериального давления не позволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы. (Щербатых Ю.В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетативный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003.,Т.5, №1-2. С.108-113).

Полностью данная статья приведена на здесь.

Шнуром в центре комнаты керама марацци совет: всегда используйте. . С хорошей скидкой сейф для оружия купить по низкой цене.