ART 16194 УДК 159.923.2

Степанова Наталья Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Оренбург stepanowa-nw@yandex. ru

Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах

Аннотация. Статья представляет собой краткий теоретический анализ проблемы особенностей адаптивного поведения в межличностных конфликтах: раскрыто определение понятий «адаптивное поведение» и «адаптивное поведение в межличностном конфликте», представлены рекомендации по использованию стратегий поведения в конфликте с учетом сложившейся конфликтной ситуации и собственных акцентуаций характера.

Ключевые слова: межличностный конфликт, адаптивное поведение, копинг, адаптивное поведение в конфликте, стратегии поведения в конфликте, акцентуации характера.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Межличностный конфликт считают сегодня естественным состоянием человеческих отношений, поэтому на первый план выходит не столько готовность и способность предотвращать конфликты, сколько умение гибко, конструктивно вести себя в конфликтной ситуации. Превращение конфликта из угрозы разрушения отношений в фактор их обновления и сохранения требует адаптивного поведения в межличностном конфликте.

Среди всего арсенала поведенческих реакций индивида адаптивное поведение выделяется на основе конкретизации цели поведенческого акта. Поведение можно назвать адаптивным, если его основной конечной целью является установление продуктивного взаимодействия между индивидом и средой. Адаптивное поведение запускается в условиях несогласованности между взаимодействующими системами и преследует цель достижения некоторой координации между ними.

В зарубежной психологии для обозначения специфики адаптивного, совладаю-щего поведения используют термин «копинг». Понятие «копинг» происходит от английского "cope" (преодолевать, справляться, совладать). В зарубежной литературе термин "coping" употребляется в сочетании с другими психологическими понятиями: coping-process, coping-mechanism, coping-behaviour, coping-stile, coping-strategy. В российской психологии эти термины переводят как копинг-процесс, копинг-механизм, ко-пинг-поведение, адаптивное совладающее поведение, копинг-стратегия.

Первоначально копинг понимался очень широко - и как вырабатываемые человеком средства психологической защиты от психотравмирующих событий, и как воздействующее на ситуацию поведение . В настоящее время существует множество определений и психологических моделей копинга.

Е. Олбрих определяет копинг как процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей . Копинг представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам, предполагающее готовность

научно-методический электронный журнал

индивида решать жизненные проблемы, сформированное умение использовать определенные средства для преодоления трудностей. Копинг позволяет обеспечивать и поддерживать благополучие человека, физическое и психическое здоровье, а также удовлетворенность социальными отношениями .

А. В. Либин, Е. В. Либина противопоставляют копинг защитному поведению, отмечая при этом значительные сложности в разграничении механизмов защиты и со-владания, так как и те и другие являются адаптационными процессами индивидуума. Психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. Совладание же подразумевает необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей . Механизмы совладания требуют от человека больших затрат энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь».

Копинг-поведение реализуется посредством применения различных копинг-стра-тегий на основе ресурсов личности и среды. К личностным ресурсам относится адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиатив-ная тенденция и другие психологические конструкты. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка .

Существует несколько классификаций копинг-стратегий поведения, имеющих в качестве оснований особенности отношения человека к проблеме. Ведущий специалист в области изучения копинг-поведения R. S. Lazarus выделяет два глобальных стиля реагирования .

Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъектно-ориентированный стиль (emotion-focused) - следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется он в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Согласно другой точке зрения делается различие между активным совлада-нием (active approach) и пассивным совладанием (avoidance approach). Активное совладание направлено на решение проблем и может включать как когнитивную рефлексию, так и поведение, при этом делается попытка понять проблемную ситуацию и изменить стрессор. Пассивные, или избегающие, реакции на проблемную ситуацию содержат когнитивные или поведенческие усилия без размышлений над проблемной ситуацией и её последствиями, точнее, они принимаются, с ними смиряются. Напряжение, порождаемое стрессором, очевидно и открыто проявляется.

J. Amirkhan выделяет три копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание. Разрешение проблем - комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями, рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, путем которого личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в жизни. Копинг-стра-

научно-методический электронный журнал

тегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных копинг-ресур-сов. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь не только позитивный, но и негативный эффект. Последний связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержки, что может привести к потере чувства контроля и беспомощности. Избегание - это стратегия, направленная на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне .

Аналогичные стратегии совладания выделяет Seiffge-Krenke на основании исследований различных европейских выборок: активное преодоление с использованием социальных ресурсов, интернальное преодоление, уход или избегание проблем. Активное преодоление с использованием социальных ресурсов включает обсуждения и проблеморазрешающие действия при помощи родителей и друзей, а также обращения в различные инстанции. Интернальное преодоление представляет собой когнитивную рефлексию, включающую как решение проблемы, так и переоценку ситуации, поиск компромиссов, а также принятие ситуации. От этого содержательно отделено избегание проблем как проявление напряжения и «выпускание пара», отвлечение от стрессовой ситуации, вытеснение, смягчение эмоционального дистресса .

Н. Н. Мельникова выделяет три условия адаптивного поведения: контактность, активность и двусторонние изменения. Наличие всех трех условий определяет оптимальную стратегию адаптации: индивид устанавливает реальный контакт с конфликтной первоначальной средой и, посредством активных сознательных действий, способствует изменению как себя, так и среды, творчески выстраивая новую систему взаимодействия. Три выделенных условия являются основой классификации, которая включает восемь стратегий адаптивного поведения: 1) активное, контактное, направленное вовне (активное изменение среды); 2) активное, контактное, направленное вовнутрь (активное изменение себя); 3) активное, избегающее, направленное вовне (активный уход из среды и поиск новой); 4) активное, избегающее, направленное вовнутрь (уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир); 5) пассивное, контактное, направленное вовне (пассивная репрезентация себя); 6) пассивное, контактное, направленное вовнутрь (пассивное подчинение условиям); 7) пассивное, избегающее, направленное вовне (пассивное выжидание внешних изменений); 8) пассивное, избегающее, направленное вовнутрь (пассивное ожидание внутренних изменений) .

На сегодняшний день недостаточно изучена проблема стратегий адаптивного поведения, релевантных межличностным конфликтам. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление. Большинство авторов (А. Я. Анцупов, Е. М. Бабосов, И. Е. Во-рожейкин и др.) убеждены, что ни одну из стратегий поведения нельзя однозначно назвать «хорошей» или «плохой», каждая из них может обеспечить наилучший вариант разрешения противоречия.

Исходя из основных характеристик адаптивного совладающего поведения (конструктивное приспособление к ситуации, готовность индивида решать жизненные проблемы, умение использовать определенные средства для преодоления трудностей), можно предположить, что адаптивное поведение в межличностном конфликте представляет собой активное приспособление к конфликту, направленное на его разрешение, и включает в себя три компонента: мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте и адаптивном поведении в конфликте), практический (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и стратегиями поведения в конфликте) .

научно-методический электронный журнал

А. Я. Анцупов, И. Е. Ворожейкин, А. И. Шипилов, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров рассматривают целесообразность использования стратегий поведения в конфликте в зависимости от ситуации.

Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий; участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять; межличностные отношения с оппонентом не представляют никакой ценности.

Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять всё.

Приспособление целесообразно использовать в случаях осознания своей неправоты, необходимости сохранить хорошие отношения с оппонентом, сильной зависимости от него, незначительности проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, и угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

Уход бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка; в условиях затянувшегося конфликта. Уход применяется также при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество является наиболее эффективным в тех случаях, когда конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях; проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее своевременного решения; стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служит конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

Анализ конкретной ситуации позволяет выбрать ту или иную стратегию поведения в конфликте, которая будет наиболее эффективна и поможет достичь желаемых результатов.

Еще одним важным условием достижения положительных результатов в конфликте, на наш взгляд, является учет своих акцентуаций характера. Ориентируясь на «слабые места» акцентуаций, каждому характерологическому типу можно предложить рекомендации поведения в конфликте.

Гипертимный тип. Обратите внимание на регуляцию своего поведения, обеспечение самоконтроля над эмоциями, учитесь слушать собеседника, проявляйте заинтересованность и уважение к говорящему, чаще используйте «Я-высказывания».

Дистимный тип. Развивайте способность заявлять о своей точке зрения, отстаивать свою позицию. Давайте волю выражению своих эмоций, проявляйте активность,

научно-методический электронный журнал

уверенность, смелость. Старайтесь увидеть в конфликте положительные стороны, чаще улыбайтесь.

Циклоидный тип. Учитесь принимать ситуацию такой, какая она есть. Проявляйте выдержку, определенность, стойкость. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Возбудимый тип. Учитесь управлять своими эмоциями и прогнозировать свои поступки и высказывания. Будьте терпеливы и вежливы. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. «Нападайте на проблему», а не на человека.

Застревающий тип. Не переоценивайте свои способности и возможности. Избегайте в разговоре приказов, указаний, команд и поучений. Не злоупотребляйте нравоучениями и критикой. Старайтесь быть доброжелательными и терпеливыми, открытыми и восприимчивыми. Чаще передавайте инициативу оппоненту.

Педантичный тип. Укрепляйте уверенность в своих силах и возможностях. Сообщайте о своих сомнениях и переживаниях партнеру. Чаще проявляйте активность и решительность.

Тревожный тип. Учитесь справляться со страхами и внутренним раздором. Поддерживайте высокую самооценку в переговорном процессе. Старайтесь занимать в конфликте активную позицию, аргументируйте и отстаивайте свою точку зрения, будьте принципиальны.

Эмотивный тип. Контролируйте эмоции, не показывайте оппоненту свою слабость. Будьте активны, чтобы сохранить инициативу, задавая эмоционально положительный тип отношений.

Демонстративный тип. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. Будьте внимательны по отношению к оппоненту. Избегайте категоричных высказываний. Стремитесь к созданию такого эмоционального климата, в котором возможно доверие, взаимное приятие и сотрудничество.

Экзальтированный тип. Сохраняйте самообладание. Сосредоточьтесь на предмете разговора, высказывайтесь спокойно, без горячности, не давайте воли эмоциям. Учитесь анализировать факты, отделив их от чувств и оценок .

Таким образом, адаптивное поведение в межличностном конфликте представляет собой активное приспособление к конфликту, направленное на его разрешение, и включает в себя три компонента: мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте и адаптивном поведении в конфликте), практический (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и стратегиями поведения в конфликте). Адаптивное поведение позволяет разрешить межличностный конфликт, а не просто выйти из него, и предполагает учет как сложившейся конфликтной ситуации, так и своих акцентуаций характера и особенностей оппонента.

1. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?// Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. -М.: Изд-во «Смысл», 1998. - С. 190-204.

2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. -М.: Мир, 1994. - 317 с.

3. Weber H. Belastungsverarbeitung // Z. Für klinische Psychologie. - 1992. - S. 17-27.

4. Либин А. В. Дифференциальная психология: наука о сходствах и различиях между людьми. - М.: ЭКСМО, 2008. - 576 с.

5. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. -2004. - № 12.

6. Lazarus R. S. Psychological Stress and Coping Process. - New York: McGraw-Hill, 1996.

научно-методический электронный журнал

Billing A. G. & Moos R. H. The role of coping responses in attenuating the impact of stressful life events // Journal of Behavioral Medicine. - 1981.

Кирш Б., Вагнер К. Переживание проблем и стратегии совладания в подростковом возрасте // Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет (Кросскультурное сравнение: Потсдам -Санкт-Петербург: коллективная монография). - СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2000. - 130 с. Там же.

Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 194 с.

Степанова Н. В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2007. - 23 с.

Степанова Н. В., Маликова В. А. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах: монография. - Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2011. - 232 с.

Natalya Stepanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of General Psychology, Orenburg State Medical University, Orenburg stepan [email protected]

Characteristics of adaptive behavior in interpersonal conflicts

Abstract. The paper presents a brief theoretical analysis of peculiarities of adaptive behavior in interpersonal conflict: the author discloses the definitions "adaptive behavior" and "adaptive behavior in interpersonal conflict"; provides guidance on the use of behavior strategies accounting the prevailing conflict situation and own character accentuations.

Key words: interpersonal conflict, adaptive behavior, coping, adaptive behavior in conflict, strategy of behavior

in conflict, character accentuation.

1. Libina, A. & Libin, A. (1998). "Stili reagirovanija na stress: psihologicheskaja zashhita ili sovladanie so slozhnymi obstojatel"stvami?", in Libin, A. V. (ed.). Stil"cheloveka: psihologicheskij analiz, Izd-vo "Smysl", Moscow, pp. 190-204 (in Russian).

2. Remshmidt, H. (1994). Podrostkovyj i junosheskij vozrast: problemy stanovlenija lichnosti: per. s nem., Mir, Moscow, 317 p. (in Russian).

3. Weber, H. (1992). "Belastungsverarbeitung", Z. Für klinische Psychologie, S. 17-27 (in German).

4. Libin, A. V. (2008). Differencial"naja psihologija: nauka o shodstvah irazlichijah mezhdu ljud"mi, JeKSMO, Moscow, 576 p. (in Russian).

5. Malkina-Pyh, I. G. Strategii povedenija pri stresse , Moskovskij psihologicheskij zhurnal, 2004, № 12 (in Russian).

6. Lazarus, R. S. Psychological Stress and Coping Process, New York: McGraw-Hill, 1996 (in English).

7. Billing, A. G. & Moos, R. H. (1981). "The role of coping responses in attenuating the impact of stressful life events", Journal of Behavioral Medicine (in English).

8. Kirsh, B. & Vagner, K. (2000). "Perezhivanie problem i strategii sovladanija v podrostkovom vozraste", Zhiznen-nye problemy i sposoby ih razreshenija shkol"nikami 12-18 let (Krosskul"turnoe sravnenie: Potsdam - Sankt-Peterburg: Kollektivnaja monografija), Izd-vo RGPU im A. I. Gercena, St. Petersburg, 130 p. (in Russian).

10. Mel"nikova, N. N. (1999). Strategii povedenija v processe social"no-psihologicheskoj adaptacii: dis. ... kand. psihol. nauk, St. Petersburg, 194 p. (in Russian).

11. Stepanova, N. V. (2007). Formirovanie adaptivnogo povedenija starshih podrostkov v mezhlichnostnyh konfliktah: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Samara, 23 p. (in Russian).

12. Stepanova, N. V. & Malikova, V. A. (2011). Formirovanie adaptivnogo povedenija starshih podrostkov v mezhlichnostnyh konfliktah: monografija, Izd-vo OrGMA, Orenburg, 232 p. (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Вопросы определения и классификацииумственной отсталости яв­ляются чрезвычайно сложными и дискуссионными.

Наиболее распространен­ным является определение, предложен­ное Американской ассоциацией умст­венной отсталости. На него ссылаются при проведении научных исследований, написании статей и монографий.

Прежде чем предложить определение, необходимо остановиться на понятийном и методологическом аппаратах, которые использует американская психологичес­кая школа при интерпретации понятия "умственная отсталость".

Американская школа изучения умст­венной отсталости берет начало с кон­цепции количественной оценки интел­лекта, основоположником которой счи­тается А. Бине (1905), и традиционно опе­рирует следующими категориями:

общее интеллектуальное функциони­рование;

субнормальное (значи­тельно ниже нормы ) интеллектуальное функционирование;

адаптивные навыки;

возникновение умственной отсталос­ти в период развития.

Общее интеллектуальное функцио­нирование выявляется по результатам выполнения тестов на определение ин­теллектуальных способностей. Наиболее часто применяемыми тестами, разрабо­танными для данной цели, являются тес­ты Стэнфорд-Бине и Векслера.

Средним в популяции является количество баллов, равное 100: индивид, набравший данное количество баллов, считается имеющим средний интеллектуальный коэффициент.

Разделение индивидов на уровни ин­теллектуального функционирования вы­числяется с помощью единиц стандарт­ного отклонения.

Стандартное отклонение (О) - стати­стический параметр, мера стандартного удаления расстояния от среднего (100). Стандартное отклонение для теста Бине равняется 16, Векслера - 15.

Понятие " субнормальное интеллек­туальное функционирование " связано с результативностью выполнения тестов и определяется существующей в настоя­щий момент в научных кругах точкой зрения о том, какое количество стандарт­ных отклонений ниже среднего (и соот­ветственно баллов IQ) рассматривать от­носящимися к умственной отсталости.

Понятие "субнормальное интеллекту­альное функционирование" сохранилось до настоящего времени: умственно отста­лым считается индивид, уровень интел­лектуального функционирования кото­рого варьирует в пределах (55-70) - (до 75) баллов.

Адаптивное поведение

Следует отметить, что компонент адап­тивного поведения в разные годы имел разную значимость при диагностике.

Целе­сообразность его введения в определе­ние объяснялась следующими положе­ниями:

1) адаптивное поведение является со­вокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических спо­собностей (интеллектуальных, эмоцио­нальных, мотивационных, моторных) или их отсутствия;

2) все аспекты поведения являются ча­стью общего процесса адаптации к окру­жающему миру, поэтому и интеллекту­альное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации;

3) уровень интеллектуального функ­ционирования соответствует определен­ному уровню адаптивного поведения;

4) нарушение интеллектуального функ­ционирования находит свое отражение в нарушении процесса адаптации к окружающему миру. Следовательно, нарушение интеллектуального функционирования необходимо рассматривать в контексте нарушений адаптивного поведения;

5) критерий "адаптивное поведение", таким образом, следует рассматривать в качестве равноправной составляющей при диагностике умственной отсталости.

Адаптивное поведение определялось как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и со­циальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его само­стоятельности и соответствия требовани­ям личной и социальной ответственности.

Выделяется 4 основных уровня адаптации, которые варьируют от лег­кой степени дезадаптации до полного ее отсутствия. Основой для сравнения выступают показатели возрастной нормы. Вводится четкая возрастная периодиза­ция: дошкольный возраст (0-5 лет), школьный возраст (6 - 18 лет), взрослое состояние (с 21 года). Для каждой возра­стной группы определялись ведущие критерии адаптации: в дошкольном воз­расте - созревание и развитие (в частно­сти, сенсомоторное развитие), в школь­ном возрасте - учебные навыки (обуче­ние и образование), во взрослом состоя­нии - профессиональная адекватность (социальная и профессиональная адапта­ция).

Данные об уровнях адаптации приведены в табл. 2.

Таблица 2

Уровни адаптации

адаптации

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Взрослое состояние

(21 и старше)

Грубое отставание; мини­мальная способность функ­ционирования сенсомоторной сферы

Нуждается в уходе

Имеется определенное мо­торное развитие; невозмож­ность овладения

навыками

самообслуживания

Полностью нуждается в уходе

Определенное моторное и ре­чевое развитие; полная невоз­можность самостоятельного функционирования. Требуется полная опека и на­блюдение

Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи; в общем неспособность ов­ладения навыками самооб­служивания; навыки ком­муникации незначительны или отсутствуют

Способность к овладению речью / навыками коммуни­кации Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания Неспособность к овладению учебными навыками Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый)

Частичная возможность само­обслуживания при полном на­блюдении Возможность формирования навыка самозащиты в полно­стью контролируемом окру­жении

Способность к овладению речью / навыками комму­никации Слабая социальная осве­домленность Способность к овладению навыками самообслуживания Достаточное моторное развитие Значительно нуждается в по­мощи

Способность к овладению школьными навыками в объ­еме IV класса в позднем от­рочестве при условии предо­ставления специального обу­чения

Способность к овладению специальностью, не требую­щей высокой квалификации Требуется наблюдение и ру­ководство в условиях незна­чительных стрессовых ситуа­ций социально-экономичес­кого плана

Возможность развития со­циальных, коммуникативных навыков Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере Невозможность отграничения от нормы ив ранних этапах развития

Способность к овладению учебными навыками в объ­еме VI класса (примерно IV класс начальной школы.) Невозможность овладения учебными предметами стар­ших классов. Требуется специальное обу­чение, особенно в средней школе (обучаемый)

Способность

социально-профессиональной адаптации при соответственном обуче­нии Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях серьезных стрес­совых ситуаций

Адаптивное поведение рас­сматривается не только в возрастном кон­тексте, но также в контексте культурного окружения индивидов; для каждой возра­стной группы конкретизируется 8 облас­тей , в которых может проявляться дефи­цит адаптации:

в дошкольном возрасте это сенсомоторное развитие, навыки коммуникации (язык и речь), навыки са­мообслуживания, социализации (которая определяется как развитие способности взаимодействия с окружающими);

в пе­риод детства и раннего отрочества это способности применять учебные навыки в повседневной жизни, умение рассуж­дать и делать умозаключения в познании окружающей действительности; социаль­ные навыки для данной возрастной груп­пы определяются как способность участ­вовать в групповых мероприятиях и воз­можность устанавливать межличностные отношения;

в период зрелого отрочества и взрослого состояния это профессио­нальная ответственность и возможность выполнять определенные виды работы.

Кроме того, возрастает значимость компонента адаптивного поведения в диагностике: индивиды с достаточно высо­ким показателем IQ (75) могут быть диа­гностированы как умственно отсталые легкой степени, если они проявляют нару­шения адаптивного поведения; индивиды с достаточно низким IQ (67 - 70) могут быть отнесены к категории нормы,если они не проявляют признаков нарушения адаптации.

Компонент адаптивного поведения, таким образом, позволяет решать вопрос о наличии или отсутствии умственной отста­лостиболее дифференцированно.

Не менее важным компонентом при диагностике является понятие "период развития ". Одним из обязательных усло­вий наличия умственной отсталости вы­ступает необходимость ее возникнове­ния в промежутках от рождения до со­вершеннолетия. Данное понятие трактуется по-разному.

Основной задачей счита­ется стремление отразить изменения в по­нимании умственной отсталости, про­изошедшие за последние несколько лет. Это связано с накоплением новых фак­тов об умственной отсталости, а также с социально-экономическими перемена­ми, происходящими в обществе, в част­ности с изменением отношения общест­ва к своим умственно отсталым гражда­нам.

Несмотря на то, что неизменным оста­ется положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением ин­теллектуального функционирования в настоящий момент времени, отмечается, что умствен­ная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирова­ние нарушено определенным специфи­ческим образом. Уточняется, что умст­венная отсталость проявляется как ос­новная трудность в обучении и осуще­ствлении повседневных житейских на­выков, а также в затруднениях, связан­ных с реализацией основных способнос­тей личности - концептуального, прак­тического и социального интеллекта.

Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение.

Практический интеллект является ос­новополагающим в адаптивных способ­ностях сенсомоторной сферы, самооб­служивании, навыках безопасности, важным компонентом успеваемости, ра­боты, направленности личности, возмож­ности жить в микросреде и взаимодейст­вовать с микросообществом.

Социальный интеллект относится к способностям осознавать уровень требо­ваний, предъявляемых обществом, поведение окружающих. Включает умения адекватно оценивать свое поведение в различных социальных ситуациях. Основ­ными компонентами социального интел­лекта выступают социальная осведомлен­ность и социальные навыки. Более специ­фическими проявлениями являются соци­альное самосознание, интуиция, умение делать умозаключения, коммуникация.

Практический и социальный интел­лект являются основными способностя­ми человека, тесно взаимосвязаны, взаи­модействуют и составляют основу адап­тивных навыков. Оказываются преиму­щественно нарушенными при умствен­ной отсталости.

Существенно новым является положе­ние о том, что при определении умствен­ной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвистические особеннос­ти личности, а также состояния, внешне по проявлению схожие, но не являющие­ся умственной отсталостью (нарушения слуха, речи). Оговаривается, что неуме­ние принять во внимание такие факторы, как индивидуальная культура, язык, осо­бенности поведения и коммуникации, может привести к неправильной оценке состояния.

Выделяются и конкретизируются 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит:

коммуникация (понимание и выраже­ние информации посредством символи­ческого поведения), устная, письменная речь, орфография, графические симво­лы, язык жестов, печатный язык по Брайлю или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, при­косновения);

самообслуживание (туалет, умение правильно есть, одеться/раздеться, со­блюдение личной гигиены, опрятность);

возможность жить в домашних усло­виях (умение одеться/раздеться, вести хозяйство, бережно относиться к собст­венности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безо­пасности в доме, планировать распоря­док дня. Сопутствующие навыки : воз­можность ориентироваться в доме, в бли­жайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обос­новать свой выбор, вступать в социаль­ное взаимодействие, применять знания в домашних условиях);

социальные: навыки социального вза­имодействия с окружающими предпола­гают умения: вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувство­вать настроение собеседника, осуществ­лять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоот­ношений с окружающими; искать и нахо­дить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требова­ниями окружающих, умет делать выбор; иметь понятие о честности и справедли­вости, уметь владеть собой, вести себя за­конопослушно, соблюдать правила и за­коны, демонстрировать адекватное соци­альное и сексуальное поведение;

умение жить в микросреде, т. е. ис­пользовать надлежащим образом ресур­сы микросообщества: умение передви­гаться, делать покупки, пользоваться ус­лугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), пользоваться общественным транспор­том и местами общественного назначения: школы, библиотеки, парки, зоны от­дыха, улицы; посещать театры и другие культурные места и мероприятия;

самонаправленность личности - суть умения: делать выбор, учиться планиро­вать свои действия, следовать плану; ини­циировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным ин­тересам; завершать необходимые или тре­буемые задания, искать и находить в слу­чае необходимости помощь, решать про­блемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях, демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты;

здоровье и безопасность включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно рас­познать наступление болезни, грамотно принимать лекарство и проводить элемен­тарную профилактику заболеваний, знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользо­ваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людь­ми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; вос­питывать положительные привычки;

функциональная успеваемость - ин­теллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отно­шение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведчес­кие знания об окружающем мире, здоро­вье и сексуальности; география, общест­венные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков не успеваемость от класса к классу, а приобретение академических навыков, необхо­димых для обеспечения независимой и са­мостоятельной жизни в дальнейшем;

проведение досуга предполагает уме­ния разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные пред­почтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и са­моинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (само­стоятельно и совместно); вступать в соци­альное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, за­канчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осозна­ние. Сопутствующие навыки : адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном взаимодействии, применение академических навыков и де­монстрация навыков мобильности;

работа - навыки, связанные с возмож­ностью работать полный / неполный день в микросообществе, применять специфи­ческие рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соот­ветствующие сопутствующие навыки: по­следовательно выполнить и завершить ра­боту, совершенствовать рабочие навыки, применять их на практике, готовить к ра­боте рабочее место, общаться и взаимо­действовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватно реагировать на крити­ку; распоряжаться деньгами и уметь их распределять.

Принципиальноновым является также и то, что для диагностики умственной от­сталости (помимо низкого IQ) должно со­блюдаться обязательное условие нали­чия ограничений в двух или более облас­тях адаптивных навыков: наличие дефи­цита в 2 (и более) адаптивных областях на­иболее полно демонстрирует общее огра­ничение индивида и тем самым сокращает возможность диагностической ошибки.

Чрезвычайно важным является поло­жение о том, что специфические наруше­ния в одних областях адаптивных навы­ков часто сосуществуют с сильными сто­ронами индивида в других.

Например, индивид может иметь со­хранные физическиеили социальные способности независимо от умственной отсталости.

Вместе с тем у индивида одни области адаптивных навыков могут быть сохранными (социальные), а другие нарушены (коммуникативные).

Кроме того, индивид может иметь и сильные и слабые стороны в одной облас­ти адаптивных навыков (чтение и письмо).

Оговаривается необходимость четкой дифференциации умственной отсталости, проявленной в период развития, от состояний наруше­ния интеллектуального функционирова­ния травматического происхождения. Вместе с тем указывается, что дегенера­тивные процессы, приводящие к наруше­нию интеллектуального функционирова­ния в возрасте до 18 лет, следует считать умственной отсталостью.

Впервые в определение умственной от­сталости введено понятие "длительность течения". В частности, уточняется, что умственная отсталость проявляется в воз­расте до 18 лет, но необязательно сопро­вождает индивида всю жизнь. Несмотря на то, что интеллектуальное функциони­рование (в данном случае низкий показа­тель IQ) является относительно стабиль­ным в течение всей жизни и ограничения интеллектуального функционирования практически не меняются, может изме­ниться воздействие данных ограничений на личность умственно отсталого индиви­да. В результате личного роста или изме­нений требований окружения (например, окончание школы) ограничения в адап­тивных навыках перестают существовать и диагноз "умственная отсталость" не яв­ляется более актуальным. Вместе с тем уточняется, что умственная отсталость превалирует в тех случаях, когда продол­жают существовать ограничения в адап­тивных навыках и индивиду необходима любая форма помощи и поддержки.

В этой связи большое значение приоб­ретает концепция поло­жительного окружения и оказания помо­щи и поддержки. Ее суть заключается в том, что соответственное окружение и своевременный объем помощи могут зна­чительно улучшить жизненное функцио­нирование умственно отсталого индивида.

Создание положительного окру­жения ускоряет рост, разви­тие и благосостояние умственно отстало­го индивида. Положительным считается окружение, типичное возрасту (сверст­ники) и соответствующее социокультурному происхождению. Положительное окружение должно включать в себя сле­дующие характеристики:

предоставлять возможности для удов­летворения потребностей умственно от­сталых индивидов;

способствовать развитию физическо­го, интеллектуального, социального, ма­териального благополучия;

развивать ощущение ста­бильности, навыки предсказуемости и самоконтроля.

Считается, что только в данном окру­жении умственно отсталый индивид до­стигнет максимальной взаимозависимос­ти с обществом, продуктивности и смо­жет максимально включиться в жизнь окружающего сообщества.

Фуражировка и исследовательское поведение. Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Животные демонстрируют в своем поведении особые сигналы.

Поведение - Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Железы и поведение (glands and behavior) - Железы можно разделить на два класса: экзокринные (внешней секреции) и эндокринные (внутренней секреции).

Другие виды демонстраций возникли, очевидно, на основе смешенных активностей — “выпадающих из контекста” форм поведения, часто наблюдаемых в конфликтных ситуациях. Как уже говорилось, эволюция поведения сопровождается изменением различных структур, выполняющих сигнальные функции. 2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. 3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании.

Девиантное поведение личности

Еще в 17 в. английский натуралист Дж. Рей, рассматривая поведение соловья, отмечал, что с помощью пения тот закрепляет за собой определенную территорию. В эволюции многих видов на основе конфликтного поведения сформировались ритуализованные демонстрации угрозы, направленные против особей, вторгшихся на чужую территорию. Иерархии доминирования поддерживаются за счет угроз со стороны доминирующих особей и за счет умиротворяющего поведения подчиненных.

Культура и невербальное поведение

Поведение играет колоссальную, если не сказать ведущую, роль как для самого процесса размножения, так и для полового отбора. Половое поведение строится главным образом на инстинктивных компонентах и поражает своей консервативностью и стереотипностью. Генетически детерминировано (определено) только инстинктивное поведение, а у млекопитающих большую роль играет не инстинкт, а выученное поведение.

ЧТО ТАКОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Фуражировка, т.е. добывание пищи, и исследовательская деятельность также относятся к эгоцентрическому поведению. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.

ВЗГЛЯД И ВИЗУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.

Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Позднее стало выясняться, что сигналы могут возникать почти из любой подходящей формы поведения. Для большинства сообществ позвоночных характерна связь между местом в социальной иерархии и занимаемой территорией.

У млекопитающих и птиц не все особи имеют равные территории. Хозяин атакует и изгоняет со своей территории другие особи своего вида. В противном случае пришелец может захватить территорию вместе со всеми находящимися на ней ресурсами. Когда соседи встречаются на границе своих территорий, они ведут себя так, как будто в них борются два стремления — спасаться и нападать.

В элементах брачного поведения обычно можно уловить конфликт между стремлениями приблизиться и отступить; по-видимому, ухаживание сформировалось в эволюции именно на основе этого конфликта. Так, например полиандрия и самочная полигамия чаще отмечается у видов птиц, обитающих в сложных экологических условиях: крайнем Севере, пустынях и т.п.

У приматов вообще традиции и роль социального окружения влияют на поведение больше, чем у остальных млекопитающих. Всякая коммуникация подразумевает какие-то действия коммуникатора и восприятие сигнала другой особью. Например, люди общаются с помощью звуков и слуха (речь, смех, хлопки в ладоши), зрительных стимулов и зрения (рекламные плакаты, одежда, потрясание кулаком). Сигналы тревоги, феромоны, речь и брачные демонстрации, видимо, сформировались в процессе эволюции главным образом как средства общения между особями.

Социальные организации животных, как и все в живой природе, отбирались в эволюции постольку, поскольку они способствовали успеху размножения. С точки зрения физиологии ВНД у животных существует две основные формы оборонительных реакций: активно-оборонительная и пассивно-оборонительная.

Фактически агрессия представляет собой некую мотивацию, имеющую врожденный компонент, обогащаемую и трансформируемую в течение всей жизни животного. Агрессия играет огромную роль в социальных отношениях животных. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.

Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. 2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В больших группах, объединяющих множество видов животных, эти типы поведения выражаются практически одинаково. Территориальность является формой поведения, регулирующей использование конкретных территорий с определенными целями и в определенные периоды времени. Проявление агрессии в рамках территориального поведения строго ограниченны.