псевд. - Г уде и) , азерб. ученый, просветитель, писатель. Родился в семье бакинских ханов. С 1820 на рус. воен. службе (полковник, 1842). Работал переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе. Сотрудник газ. «Тифлисские ведомости» (1828- 1832), ред. ее выпуска на яз. фарси. Был знаком со мп. деятелями культуры народов России. С 1842 в отставке; жил в г. Куба, где в его доме собирались члены просветительского кружка «Гюлистан».

Автор учебника «Кануни Гудси» («Правила Гудси», оригинальное изд. 1831), ставшего первым в России пособием по яз. фарси, переведенным (под руководством Б.) на рус. яз. (издан в 1841 под назв. «Краткая грамматика перс, языка»). Работая над своим гл. исследоват. трудом «Гю-листан Ирэм» («История Азербайджана», нач. 40-х гг. 19 в.), ставил целью создать учебник по истории родного края от древности до нач. 19 в., проникнутый идеями патриотизма и уважения к др. народам; перевел его на рус. яз. (впервые издан на рус. яз. в 1926). Ист. знания Б. рассматривал как важный инструмент просвещения народа, развития его нац. сознания.

Написал пед. трактаты «Техзиб ульах-лаг» («Воспитание нравственности») и чКитаби-несаех» («Книга наставлений»). Достоинство человека видел не в знатности и богатстве, а в овладении знаниями и наукой. В формировании характера и нравств. качеств человека большое значение придавал труду. Считал необходимым начинать обучение детей с раннего возраста, что не было принято в мусульм. школах. Предложил (1832) проект создания трехклассных мусульм. уч-щ, разработал их уч. план (предусмотрел, в частности, курсы родного, рус. и др. языков), правила приема и т. п. Идеи проекта Б. были частично реализованы в практике мусульм. уч-щ, создававшихся в Закавказье в сер. 19 в. Соч.: на азерб. яз. - Избранное, Баку, 1984; в рус. пер. - Сочинения. Записки. Письма, Баку, 1983.

Лит.: Касим-заде Ф., Аббас-Кули Ага Бакиханов (Гудси). Жизнь и творчество, Баку, 1958; Сеидов А. Ю., Пед. взгляды Аббас-Кули Бакиханова, СП, 1973, № 10; Современники о Бакиханове, Баку, 1975; Б а-киханова Г., Этюды о Гудси, Баку, 1984; Э ф с и д и с в В. А., Аббас-Кули Ага Бакиханов. Библиография, указатель лит-ры, Баку, 1977; Ахмедов Э. М., А. К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность, Баку, 1989. Г. Ахмедов.

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ


ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ


ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДАГЕСТАНА ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПОЯВЛЕНИЯ АРАБОВ НА КАВКАЗЕ


В пределах, где существовало Вавилонское царство, по общему показанию историков.находилось место, где в первый раз появился род человеческий, там же случился и потоп Ноев.

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей «Истории» говорит, что маги не признают всемирного потопа; некоторые мусульманские историки допускают, что потоп был только в Вавилонии, Ираке, Сирии до Йемена. Ахмад ибн Хамдаллах Казвини в Тарих-и гузида говорит, что потоп был только на Аравийском полуострове; китайцы и некоторые из тюрок также не признают общего потопа; в одном Табакат, или родословной турецких султанов, род их ведется до тюркских ханов и от них восходит до Ноя и до Адама. Как бы то ни было, но род человеческий распространился на поверхности земли. Страны восточные и северные принадлежали роду Иафета, жарские поясы Африки и Индии – потомству Хама, а земли аравийские, персидские и южная часть Европы – потомству Сима. По свидетельству автора книги Раузат ас-сафа (конец IX в. х.) со 14° ю. ш. в океане есть острова, где живут народы племени Сима 1.

Упомянутые три родоначальника [народов] были сыновья Ноя, но некоторые историки принимают их только за предводителей племен, иначе они не могли бы так далеко отойти от места своего рождения. Другие же считали Иафета первым государем тюрок, современником Каюмарса, первого царя Персии или всего рода Сима. По словам авторов Гузида и Хуласат ал-Ахбар, Иафет имел восемь, а по автору Раузат ас-сафа – одиннадцать сыновей 2:

1. Тюрк, старший сын и наследник отца, был царем правосудным и человеколюбивым.

По его имени все племена рода Иафета называются тюрками. После смерти отца он избрал в Туркестане для своего жительства место, изобилующее горячими и холодными родниками. Вначале он строил шалаши из камыша и травы, а потом шатры из звериной кожи. Место это называется Сулук, а в Зафар-наме – Сулугай 3. По Карамзину и другим историкам, тюрки, жившие на берегах Иртыша и Яика, были могущественны и предпринимали набеги на Китай и Персию. В 580 г. они завладели северо-восточными берегами Черного моря, но в том же году в сражении, с аварами лишились их. Послу римского императора Тиберия тюркский хан говорил: «Не те ли Вы римляне, которые говорят на десяти языках и на всех одинаково обманывают? Мы тюрки, не знаем ни лжи, ни обмана и ведайте, что я найду случай отомстить вашему государю, который уверял меня в своей дружбе, покровительствует аварам, беглым рабам нашим» 4.

В 581 г. царство тюркское разделилось на Восточное и Западное и оба в битвах с различными народами надолго ослабели, но через несколько веков они явились с новой силой и наполнили ужасом отдаленные страны света.

2. Хазар, который после нескольких переселений с места на место остановился с племенем своим на берегу реки Итил, где основал город и занимался рыбной ловлей и первый открыл пчелиный мед. Говорят, что Хазар останки своего умершего сына при стечении народа, с музыкой предал огню как противника воды. Этим Хазар Хотел отомстить воде за то, что его отец Иафет утонул.

Племя хазар тюркского происхождения и с III столетия упоминается уже в Армянской истории, как кочующее по берегам Волги, а европейские историки видят здесь хазар в IV веке. Д,Анвиль говорит 5, что в начале. V столетия один из татарских владетелей по имени Тудун или Турун первый принял звание хакана хазарского.

В 626 г. император Ираклий вовлек хазаров в войну с персами; в том же году он назвал хакана своим сыном и надел на него диадему. Хаканы неоднократно входили в родство с императорами. Овладев землями между Каспийским и Черным морями, они подчинили своей власти многие славянские племена и, переходя через Кавказ, вели частые войны с персами и арабами. Хазары сперва были идолопоклонниками, а в VIII веке приняли, по словам ал-Мас"уди, еврейскую веру, а с 858 года – христианскую.

Абу-л-Фида говорит, что хакан должен быть из царской фамилии. Перед хаканом должны падать ниц и подниматься только с его разрешения, подходить близко и разговаривать с ним строго воспрещалось.Проезжая мимо могил хаканов, надо было спешиться и кланяться могилам. Кому хакан предлагал смерть, тот уходил к себе и кончал самоубийством.

Бедные члены этой династии также имели возможность достичь престола. Абу-л-Фида передает рассказ про одного молодого мелкого торговца, который был наследником престола. Обыкновенно хаканом должен быть иудей, а этот торговец был мусульманином 6.

Хакан. вместе с десятью приближенными чинил суд над народом. Между членами этого суда обязательно должны были быть мусульманин, иудей, христианин и язычник.

Жители этого города (Атил) были, главным образом, мусульманами и иудеями, но последних было очень мало. Почитаемыми в городе считались мусульмане. Купцы эти питались, главным образом, рыбой и рисом.

Вокруг города на 10 фарсахов простирались плодородные поля. В реку, которая протекает через город, заходили суда и торговые корабли с хорезмскими товарами.

Другие корабли из пределов Буртаса везли ценные шкуры чернобурых лис. Цари степных народов покупали их за большие деньги для шапок. Из других стран также получали лисьи шкуры красного, бурого и алого цветов. Эти шкуры назывались араби.

Эти товары доходили не только до Хорасана, Дербенда, Барды, но достигали даже Франции и Испании.

Дома этого города строились из камышей и ветвей. Дворец хакана находился на западе от реки и был построен из кирпичей. У хазар есть город, который назывался Исмид. Он славился многочисленными хорошими садами. Можно предположить, что в слове Исмид – буква «и» – перепутана с буквой «н» и в конце опущено «р»; тогда получается Семендер или Исмендер.

От Дербенда до Серира простирались сады. Здесь также произрастал виноград.

По Карамзину, столица хакана- город Итил была построена Ануширваном. Хазары в противоположность гуннам и тюркам стремились возводить укрепления. Крепость Саркел в краю казаков (Шехригах) была стоянкой хакана 7.

3. Рус. История изображает его человеком беспокойным и предприимчивым, кочующим с ордою с места на место. Он послал к Хазару просить у него земли для обитания.

Хазар отдал ему некоторые острова из своих владений, имеющие хороший климат и почву. У русов есть обычай отдавать все имущество дочерям, сыну же отдавали один только меч и говорили ему: «Вот твое наследство!».

По показанию Карамзина и других русских историков, в 862 г. по приглашению северных славян, угнетаемых. беспорядками, из-за Балтийского моря пришли три брата Руса и водворились в землях славянских. С того времени начинается Русское государство 8, которое, принимая в состав свой многочисленные племена славян, тюрок, гуннов, аваров, монголов и татар, сделалось впоследствии могущественной державой на севере и востоке.

Во многих нормандских преданиях сохранились сообщения о чудесных делах древних русов и о дружелюбном письме к ним Александра Македонского, но как бы ни были баснословны эти сказания, они все же намекают на глубокую древность русов.

В книге Иезекииля (глава 38) и в книге Иеремии (глава 25) имя Рос встречается между восточными племенами.

4. Гарре, человек лукавый, поселился со своим народом в окрестностях Булгарии, он воевал с Тюрком и в одном из сражений был убит сын его Бейгур. В Роузат ас-сафа говорится, что в то время вражда между ними существовала 9. Имя народа булгар за столетие до н. э. упоминается в «Истории» Моисея Хоренского 10.

5. Камари, которого называют также Кемак, был звероловом, человеком веселого нрава. Он поселился на том месте, которое впоследствии назвал именем старшего сына своего Болгара, его младшего сына звали Партас. Они оба стали родоначальниками разных племен. Народ Кумук вероятно произошел от Кемака, ибо Птолемей кумуков называет кам и камак.

6. Саклаб имел многочисленное племя. Во время перехода племени с места на место у него родился сын, который после смерти матери питался собачьим молоком и, повзрослев, бросался на людей подобно собаке. Он был женат на девице из своего племени. Сын его Саклаб, став впоследствии главой племени, отправил послов к Русу и Хазару и просил у них места для жительства, но они из-за многочисленности его племени не могли удовлетворить требования Са.клаба. Дело дошло до брани и он, разбитый, удалился с племенем своим на север, под 64° широты, где его люди по причине сильной стужи делали для себя подземные жилища. 7. Чин остался жить в городе, построенном Иафетом названным его же именем. Ему приписывают многие ремесла – изобретение шелка, ткачество, составление красок, живопись, добывание мускуса и многие другие изобретения.

8. Баридж, от которого произошли франки и некоторые другие южноевропейские народы.

Билет 15. Типы сказуемого и способы его выражения. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Типы сказуемого и способы его выражения

Сказуемое – носитель предикативного признака – суждения о ситуации, действия.

Сказуемое бывает:

Простое глагольное

Составное глагольное и составное именное

Сложное (трехчленное, многочленное).

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. Глагольные простые сказуемые делятся на формально уподобленные подлежащему и неуподобленные.

(иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы двух разновидностей: 1) глаголы, обозначающие протекание действия (начало, продолжение, конец действия), и 2) глаголы, обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, также внутренние переживания, процессы мысли и т.п. (так называемые модальные глаголы).

Именное сказуемое является простым , если состоит только из именной части (например: Моя сестра учительница ), и составным , если состоит из глагольной связки и именной части (например: Моя сестра была учительницей ). Примечание . Некоторые грамматисты считают, что в первом случае имеется так называемая нулевая связка, поэтому всякое именное сказуемое является составным. Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью (иначе предикативным членом, присвязочным словом), а грамматическое (обозначение времени, лица, числа и наклонения) - связкой.

Простое глагольное сказуемое, формально уподобленное полдлежащему

В роли глагольного сказуемого выступают формы глагола любого наклонения, времени и лица. Например:

1) глагол в форме изъявительного наклонения: Ветер осенний наводит печаль (Н.); Пугачев мрачно ждал моего ответа (П.); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо... (М.);

2) глагол в форме повелительного наклонения: Ты с басом, Мишенька, садись против альта... (Кр.); Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (П.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.);

3) глагол в форме сослагательного наклонения: Ты бы ложилась , нянечка (Ч.).

Модальные частицы, указывающие на отношение к действительности или к сообщению, выражающие волеизъявления говорящего и т.д., тесно примыкают к сказуемому, например: Не пылит дорога, не дрожат листы... (Л.); Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Г.); Поверишь ли? Ну, право, был он с гору (Кр.); Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил (Т.); И стоит себе лес, улыбается (Ник.); Я точно в уме повредился (Т.); Все как словно тебя подманивает , али плывешь по морю (А. Остр.); И, как сквозь воду, в стороне конь будто ржал под свет (Твард.); Давайте посидим вместе, хоть помолчим (Ч.).

Глагольное сказуемое, формально неуподобленное подлежащему

Глагольное сказуемое выражается:

1) инфинитивом со значением энергичного начала действия: Наша братия - ругаться (Помял.); И новые друзья ну обниматься, ну целоваться ... (Кр.);

2) глагольным междометием (междометной формой глагола) со значением мгновенного действия: ...Татьяна прыг в другие сени (П.); Вдруг старушка мать - шасть в комнату (Т.);

3) повелительным наклонением:

а) со значением условия (в функции сослагательного наклонения): Явись перед ними умерший в прошлом году экзекутор... они не побледнели бы так, как побледнели, узнав Пересолина (Ч.);

б) со значением уступки: Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет (П.);

в) со значением пожелания, отнесенного к 3-му лицу: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.);

г) со значением долженствования: Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (Слепцов);

4) глагольной формой, омонимичной форме повелительного наклонения, со значением неожиданности, произвольности действия: В эту-то Дуняшу и влюбись Аким (Т.);

5) глаголом есть в значении «имеется»: И ноты есть у нас, и инструменты есть ... (Кр.).

Осложненное глагольное сказуемое

К осложненным формам простого глагольного сказуемого относится сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами. Сюда входят:

    Сочетание двух глаголов в одинаковой форме, из которых первый указывает на действие, а второй - на цель этого действия: Пойду погуляю в саду; Сядь напиши матери письмо .

    Соединение при помощи союзов и, да, да и и формы глагола взять и одинаковой формы другого глагола для обозначения произвольного действия, обусловленного личной прихотью субъекта: Возьму и сделаю наоборот; Он взял да и ушел совсем.

    Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится чудесным, горным воздухом .

    Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица не, для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , да и другим мешает .

    Сочетание оборота только и делаю (делаешь, делает и т.д.), что с последующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что рисует .

    Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Еду, еду в чистом поле.

    Повторение сказуемого с усилительной частицей так для обозначения действия, полностью осуществленного: Вот уж действительно спел так спел .

    Соединение глагола с частицей знай или знай себе для обозначения действия, которое совершается несмотря на препятствия: А он знай себе посмеивается .

Глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим словосочетанием

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя - рассердился ). Например: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

Составное глагольное сказуемое с вспомогательным глаголом, обозначающим начало, продолжение или конец действия

В эту группу входят такие глаголы, как начать (начинать), приняться (приниматься, продолжать, кончить (кончать), прекратить (прекращать), бросить (бросать) - в значении «кончить, кончать» и др. Например: Владимир начинал сильно беспокоиться (П.); Я стал слабеть и здоровьем (Л. Т.); Она продолжала идти по дорожке несколько замедленными шагами (Т.); Брось грозить оружием, товарищ Нагульнов... (Шол.); Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.).

Составное глагольное сказуемое с модальным глаголом

Сюда входят такие глаголы, как хотеть, желать, мочь, уметь, намереваться, пытаться, стараться, отказываться, надеяться, бояться и др. Например: Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения (Черн.); Бессильному не смейся и слабого обидеть не моги (Кр.); Умел ошибиться, умей и поправиться (посл.); Намеревался ответить мне с видимой благосклонностью, но вдруг насторожился (Кор.); Попытался объяснить это - мне не поверили (М. Г.); Мои хладеющие руки тебя старались удержать (П.); Я силился не плакать (Т.); Порой голова отказывалась думать за других (Гонч.); Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод (Черн.); Рука бойцов колоть устала (Л.); Приятеля он поддержать сумеет (Л.); Лев Николаевич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне (Ч.); Ларец с секретом, а я берусь открыть (Кр.); Как вы смеете со мной так разговаривать ? (А. Остр.); Мартышка вздумала трудиться ... (Кр.); Не надеялся он его застать (Т.); На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась (Кр.); Люди стыдятся говорить откровенно о себе (М. Г.); ... Боюсь тебе наскучить (П.).

Составное глагольное сказуемое с фразеологическим словосочетанием

Первым компонентом составного глагольного сказуемого, замещающим модальный глагол, может быть также фразеологическое сочетание типа иметь желание, иметь намерение, гореть желанием, гореть нетерпением, изъявить согласие, сделать усилие и т.п. Например: Я не имею намерения вредить вам (П.); Инсаров давно кончил все свои сборы и горел желанием поскорее вырваться из Москвы (Т.); Путешественники еще сделали усилие пройти вперед... (Г.); Он изъявил согласие принять меня завтра (Купр.).

Составное глагольное сказуемое с предикативным прилагательным

Наряду с модальными глаголами в роли первого компонента составного глагольного сказуемого могут употребляться предикативные прилагательные (особые краткие прилагательные, употребляющиеся в роли сказуемого со значением внутреннего состояния, склонности, способности к чему-либо и т.д.): рад, должен, готов, склонен, способен, властен, волен, горазд и др. Например: А ты расславить это рад ? (Гр.); Ты должен кончить партию! (Г.); Готов он верить (Гр.); Я склонен думать , что обстоятельства изменятся в нашу пользу (Герц.); В одиночестве способен жить не всякий (Кр.); А Барс лишь резаться горазд ... (Кр.); Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами... (Т.); ... Учить детей он царских не достоин (Кр.); ... Я писать обязан по мандату долга (М.).

В той же роли модальных глаголов или предикативных прилагательных могут выступать имена существительные мастер, охотник и т.п. Например: Я не мастер рассказывать (Т.); Не мастерица я полки-то разбирать (Гр.); Говорили о нем, что он любитель покушать (Ч.).

Именное сказуемое

Виды связок в именном сказуемом и именная часть сказуемого

Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.

    Связка отвлеченная - глагол быть в различных формах времени и наклонения; роль этой связки чисто грамматическая. Например: А вот он-то и есть этот чиновник (Г.); Лизавета Ивановна была домашнею мученицей (П.); ... Будь моей женой , согласись на мое счастье (П.); Богатырь ты будешь с виду и казак душой (Л.).

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть , как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке), например: Все богачи - скряги (М. Г.).

В роли связки могут выступать частицы это, вот, значит, это значит , например: Нравиться - это дело юношей (Т.); Подхалюзины и Чичиковы - вот сильные практические характеры (Добр.); Аврал - это значит общая работа , когда одной вахты мало и нужны все руки (Гонч.).

Сказуемое может присоединяться к подлежащему при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно и др., например: Тишина как льдинка , ее сломаешь даже шепотом (Леон.); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Н.); Твои речи будто острый нож ... (Л.); Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа (Г.); Деревья по сторонам ее точно незажженные факелы ... (М. Г.).

    Связка полуотвлеченная - глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию: он соединяет именную часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться, являться, делаться, считаться, называться и др. Например: Вот наша девушка уж стала девой зрелой (Кр.); Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.); Уж в роще огонек становится огнем (Кр.); Княгиня слыла любительницей музыки (Т.); Он оказался болтливым, надоедливым собеседником (Шол.).

    Связка знаменательная (вещественная, конкретная) - глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способный самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющей именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы вернуться, возвратиться, идти, уходить, стоять, лежать, сидеть, родиться, жить, умереть, работать и др. Например: Онегин жил анахоретом (П.); Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая (Г.); Барыня бродит такая унылая (П.); Я родился перекати-полем ... (Т.); Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная (Л. Т.).

Сказуемое этого типа, выраженное полнознаменательным глаголом и именной частью, называют иногда сложным именным сказуемым.

В роли именной части составного сказуемого употребляются именные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение).

    Именная часть выражена именем существительным в именительном падеже; в творительном, родительном падежах и в косвенных падежах с предлогами, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.); Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Т.); Он был среднего роста (Л.); Была без радостей любовь, разлука будет без печали (Л.); Все было как во сне (М. Г.); Тарковский был веселым, остроумным, очаровательным собеседником (Ард.).

    Именная часть выражена именем прилагательным в именительном или творительном падеже, краткой формой, формой сравнительной или превосходной степени, например: Ветер был встречный (Л. Т.); Характер у него... стал тяжелым, раздражительным (Ч.); А счастье было так возможно, так близко ! (П.), Онегин, я тогда моложе , я лучше , кажется, была... (П.); Ярмарка была отличнейшая (Г.).

Иногда название признака, обозначенного в сказуемом, присоединяется к подлежащему при помощи слов человек, мужчина, женщина, народ, животное, вещь и т.п., употребленных с ослабленным лексическим значением, например: Вы человек добрый , вы честный человек (Т.); Родители Валентины Михайловны были люди небогатые (Т.); А ведь обед - вещь приятная (Черн.); Народ вы проезжий (Ч.).

    Именная часть выражена именем числительным или количественно-именным сочетанием, например: Их изба была третья с краю (Ч.); Он был , казалось, лет шести (Л.).

    Именная часть выражена местоимением , например: ... Я был не я , а какое-то неземное существо (Л. Т.); Лиза в несколько дней стала не та , какою он ее знал (Т.).

Сказуемое, выраженное наречием, причастием, междометием и фразеологическим сочетанием

    Сказуемое может быть выражено наречием со связкой или без нее, например: В твои годы я была замужем (Л. Т.); Как некстати было это воспоминание (Ч.); Ведь я ей несколько сродни (Гр.).

    Именная часть выражена причастием , например: Червонец был запачкан и в пыли (Кр.); Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.).

    Именная часть выражена междометием , например: Она теперь ай-ай-ай (Леск.) (здесь простое именное сказуемое).

    Именная часть выражена фразеологическим сочетанием , например: ...В тот день она была не в духе (М. Г.); Он был мастер на все руки (Купр.); Лаврецкому такое множество народу было не по нутру (Т).

Примечание . В данном случае функции этих частей речи близки к функции имен в роли сказуемого.

Сложное сказуемое

Типы сложного сказуемого

Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей.

Различаются следующие типы сложных сказуемых:

а) глагольные (состоящие из одних глаголов и соотносительные с составными глагольными сказуемыми), например: решил начать лечиться, надеется бросить курить ;

б) именные (состоящие из предикативного прилагательного, связки и именной части, соотносительные с составными именными сказуемыми), например: рад быть полезным, готов стать посредником ;

в) смешанные (состоящие из глаголов и имен, сочетающие в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемых), например: мог бы стать ученым, боится быть смешным.

Например: Он желал казаться храбрым на четвертом бастионе (Л. Т.); А ты хочешь жить барашком (Гонч.); Я даже не считаю себя обязанною чувствовать признательность к нему (Черн.); ...Я должен был приготовить мастерам самовар (М. Г.); Отчего бы я мог перестать уважать тебя? (Ч.); Я уже не боялся быть и казаться чувствительным ... (Ч.); Вы должны трудиться, стараться быть полезным (Т.).

Координация форм сказуемого и подлежащего

Координация – синтаксическая связб между подлежащим и сказуемым. При координации связь взаимонаправленная, объединяются только две определенные слоформы (Я ем. Он пишет.), возникают предикативные отношения, используется порядок слов и интонация.

Форма глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы , какое наслаждение выехать в поле ранней весной. (Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило ? (Кр.).

При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды , прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит ... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу» ... (Ч.).

При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой ... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались , решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов . При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов ) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов ), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы . При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей . Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой ), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).

Форма именного сказуемого

Сказуемое, выраженное именем прилагательным, порядковым числительным, местоименным прилагательным, причастием, имеет форму рода и числа подлежащего, например: Погода несносная, дорога скверная ямщик упрямый... (П.); ...И дым отечества нам сладок и приятен (Гр.); Вишневый сад теперь мой ! (Ч.); ... Дела мои расстроены (Т.). При наличии связки «быть» именная часть может иметь форму родительного или творительного падежа. Ср.: Мой брат был учитель - Мой брат был учителем.

Форма связки

Связка обычно соотносится с подлежащим (в прошедшем времени - в роде и числе), например: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.). Если подлежащее выражено личным местоимением, то связка в формах настоящего и будущего времени соотносится также в лице, например: ИЛекция

Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 изменения изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Лекция 1 современный русский литературный язык как предмет изучения

    Лекция

    Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 переднеязычных, 1 среднеязычный... (изменения ), а также – в орфоэпию. Позиционные изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

  • Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна (П.). Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не является обязательным условием их функционирования; в иных случаях формы подлежащего и сказуемого не уподобляются, а на их синтаксическую функцию указывают предикативные отношения. Нет, не тебя так пылко я люблю. Не для меня красы твоей блистанье (Л.). Возможно и неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.) - соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел - нескончаемые хлопоты - несоответствие форм числа и т.д.

    Современные авторы, анализируя грамматические формы главных членов предложения, отказались от термина «согласование», заменив его более точным термином - координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная. В нее «могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу, так как их взаимоотношения определяются не лексико-грамматической принадлежностью, а синтаксической позицией в структуре предложений». Координация главных членов предложения подробно изучается в синтаксисе современного русского языка. В задачи практической стилистики входит лишь оценка вариантов форм сказуемого, анализ использования их в разных стилях речи.

    Стилистический аспект в изучении координации главных членов предложения обращает нас к проблеме выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но имеет грамматическую форму единственного числа:

    1. Существительные большинство, меньшинство, множество, большая часть и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Сравним: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток (Т); Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Леск.). Какой же из форм отдать предпочтение, и когда употребление той или иной стилистически не оправдано?

    Грамматисты прошлого считали правильной формой сказуемого - единственное число, но русские писатели часто не соблюдали этой нормы. К нашему времени она все более расшатывается. Д.Э. Розенталь отмечает: «Сейчас явно преобладают случаи согласования по смыслу в деловой речи, в публицистике, в разговорной речи». Однако можно выделить контексты, в которых предпочтительнее, а для книжных стилей и единственно правильно, употребление определенной формы числа сказуемого.

    Рассмотрим примеры: 1) Большинство согласилось с оратором. 2) Большинство авторов согласилось с замечаниями. 3) Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. 4) Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи. 5) Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. 6) Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы. 7) Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Форма единственного числа сказуемого вполне оправдана в первом и втором предложениях, замена ее формой множественного числа придаст им разговорной оттенок (так как «согласование по смыслу» свойственно прежде всего живой речи). В третьем предложении сказуемое указывает на активный характер действия, и форма множественного числа создает его актуализацию. При этом небезразлично и значение подлежащего: если оно называет одушевленные предметы, координация по множественному числу предпочтительнее (ср.: Большинство студентов хорошо отвечали на семинаре. - Большинство предметов лежало в беспорядке).

    При дистанционном расположении главных членов, в особенности, если подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным оборотом - (4 и 5 примеры), а также при перечислении однородных членов в составе подлежащего или сказуемого (6 и 7 примеры) стилистически оправдано употребление формы множественного числа сказуемого. В этом находит выражение тенденция к координации форм главных членов по смыслу: если сказуемое отдалено от подлежащего, мы как бы «забываем» о грамматической форме единственного числа последнего, но знаем, что оно указывает на большое количество предметов. Идею множества подкрепляет согласование причастия по множественному числу - большинство авторов, заключивших… (еще более явное указание на множество содержится в параллельной синтаксической конструкции: Большинство авторов, которые заключили…). Перечисление в составе подлежащего создает то же впечатление множества, а при однородных сказуемых многократное повторение единственного числа показалось бы нелогичным, так как все внимание сосредоточено на действии, в котором участвуют многие.

    Смысловая сторона речи определяет и координацию форм сказуемого по множественному числу, если это сказуемое указывает на действие многих лиц (Большинство участников слета встретились впервые; Большинство присутствовавших обнимались, плакали), а также если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были ветераны; Большинство уцелевших были изможденные и больные.

    2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына; Толстой предпочел такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства - добра и зла. Сопоставляя эти примеры, можно заметить, что и здесь активное действие (боролись) и обозначение подлежащим одушевленных предметов (три солдата) подсказали выбор формы множественного числа. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в единственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие. Сравним: На столе было три телефона. - Три телефона зазвонили одновременно.

    Однако для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежащего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. В иных случаях приходится прибегать к хитростям, чтобы устранить при этом нелогичность. Как поступить, например, в таком случае? Журналист написал: Двадцать один кореец, томящийся в тюрьме, объявил голодовку. Возможна стилистическая правка: Все эти двадцать один человек, которые томятся в тюрьме, объявили голодовку.

    Числительные два, три, четыре чаще других требуют координации формы сказуемого по множественному числу: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (П.); За коляской бежало четыре пса (Ч.). Однако чем большее количество указывается, тем легче нам осмыслить его как одно целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов (тогда сказуемое в единственном числе) или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое во множественном числе). Сравним: В крендельной работало двадцать шесть человек (М. Г.). - Тридцать два человека - гремяченский актив и беднота - дышали одним духом (Шол.). В подобных случаях в официально-деловом стиле используется единственное число, в экспрессивной речи - возможны варианты.

    Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет (П.); Мне было тогда шестнадцать лет (Т.); До барьера осталось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски. Но при актуализации сказуемого возможна иная форма: Двенадцать лет болезни сделали свое дело.

    Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе: Сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами (Т.); За бугром лежало с десяток возчиков (Фурм.); В кружок записалось всего пять человек; Человек шесть справилось с заданием. То же правило регулирует координацию форм сказуемого при подлежащем с неопределенно-количественным числительным несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало: Уже много карет проехало по этой дороге (Л.); Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Детский дом сопровождало несколько подвод (Фад.); Как мало нас от битвы уцелело (П.). Однако с этими же словами уже в XIX в. употреблялось и сказуемое во множественном числе, что подчеркивало семантический вес глагола в предложении: Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.); Несколько саней провожали меня до первой станции (Герц.); …Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Г.). В наше время такая координация формы сказуемого все более закрепляется: Немало кафедр, факультетов, институтов не смогут дать ясного, научно обоснованного ответа на эти вопросы (из газ.).

    3. Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих. В художественной литературе встречаются варианты: Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Кр.); - Нам домой скорей бы воротиться. - Но зачем идем мы и туда?…Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н.).

    Координацию формы числа сказуемого в подобных предложениях определяет ряд условий. Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Гимназист и Саша всю дорогу плакали (Ч.). При иной последовательности членов предложения возможны варианты: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия - следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (Т.) - нет необходимости выделять кого-то одного как инициатора действия. При этом если среди однородных подлежащих есть существительные во множественном числе, сказуемое тоже принимает эту форму: Мои большие несчастья, мое терпение тронули сердца обывателей (Ч.). Однако если ближайшее к сказуемому подлежащее, имеющее форму единственного числа, подчеркнуто еще и определением, сказуемое может «воспринять» эту грамматическую форму: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Сераф.).

    На выбор формы числа сказуемого влияют и формы рода подлежащего. Сравним: Темницы мертвое молчанье Ни стон, ни вздох не нарушал (Рыл.); В спальне… было темно и прохладно… Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб.). Координация по форме ближайшего подлежащего в таких случаях нарушает смысл: «Хорошо работал брат и сестра», поэтому, если подлежащее выражено одушевленными существительными разного рода, сказуемое должно иметь только форму множественного числа: Ни он, ни она ни слова не промолвили (Т.).

    Важно подчеркнуть, что в научном, официально-деловом стилях в таких случаях варианты недопустимы: сказуемое всегда должно стоять в форме множественного числа (Увеличиваются сила тока и напряжение - мощность тоже увеличивается).

    Сказуемое ставится в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый крестьянин и каждый рабочий знает, за что он воевал. При градации (то есть таком расположения слов, в данном случае - однородных подлежащих, что каждое последующее усиливает, расширяет значение предыдущего), грамматическая форма сказуемого «приспособляется» к ближайшему подлежащему: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу. Здесь сказывается семантика: ведь последнее подлежащее как бы «вбирает в себя» смысл всех других, так что ему и должно уподобляться сказуемое.

    Лексическое значение сказуемого влияет на координацию его формы числа, если глагол указывает на действие многих (встретились, собрались, спорили, дискутировали и подобные).

    Мы рассмотрели варианты координации форм сказуемого при однородных подлежащих, связанных соединительными союзами или интонацией. При иных союзах положение меняется.

    Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (Твард.); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию. Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (…то ли кочки виднелись). Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как, так и, подчеркивающего идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность выполнили план. Однако союзы не только, но и; не столько, сколько и другие, содержащие оттенок противопоставления, обычно определяют координацию сказуемого по форме единственного числа: Не только содержание рукописи, но и сама форма подачи материала требовала специального разговора. (Ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство-Л.Т.).

    Если подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), то препозитивное сказуемое координирует сваи формы по первому подлежащему: Опубликована поэма, а не стихотворение. - Опубликовано стихотворение, а не поэма. - Опубликована не поэма, а стихотворение. Формы же постпозитивного сказуемого зависят от того подлежащего, с которым оно связано по смыслу (независимо от того, какое из подлежащих стоит ближе к нему): Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале. Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале.

    4. Комментария требуют и такие случаи координации форм числа сказуемого: Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.). - А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят царя пустить Чудный остров навестить (П.). Только во втором предложении сочетание существительных в именительном и творительном падеже является подлежащим, в первом - предложно-именное сочетание «со старухой» употреблено как дополнение. Именно как дополнения выступают существительные, называющие не главного носителя действия, а лицо, сопутствующее ему (Старик-Крестьянин с Батраком шел, под вечер, леском. - Кр.). Сравним: Пока на открытом базу размещали коров, пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шол.), но: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (Шол.). В таких случаях множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица, поэтому в особых случаях координация форм сказуемого выполняет смысло-различительную функцию: Мать с дочерью спали на диване - Мать с дочерью сидела (дочь при этом могла быть у нее на руках, на коленях и т.д.).

    Стилистическое значение в таких случаях имеет и последовательность существительных разного рода. Сравним: Муж с женой приглашены в гости (оба на равных основаниях) - на первом месте «более сильный в грамматическом отношении мужской род». Но: Жена с мужем приглашена в гости (пригласили ее, а муж должен ее сопровождать)-выдвижение на первое место существительного женского рода подчеркивает, что оно является главным носителем действия, поэтому и сказуемое координирует по нему свои формы числа и рода.

    Стилистический интерес представляет выбор форм связки именного сказуемого в случае несоответствия грамматических форм главных членов: В свое время Тетюев был гроза и все заводы держал в ежовых рукавицах (М.-С.); Ее несбыточная мечта были гастроли. В первом случае связка координируется подлежащим, во втором - именной частью сказуемого. Так называемое обратное согласование подчеркивает значение сказуемого и применяется в ряде случаев:

    1) Если подлежащее выражено словами большинство и подобными (Большинство артистов были студенты).

    3) Если подлежащее выражено местоимением это (Это был удар для меня).

    Особый стилистический интерес вызывает координация сказуемого с подлежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Сравним несколько примеров: Кто-то из поэтов сказал…; Некто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из студенток, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из девочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать. Мы видим, что от предложения к предложению усиливается влияние контекста, который определяет координацию сказуемого. Однако предпочтение смысловому принципу придает высказыванию разговорную окраску. В книжных стилях такая координация сказуемого стилистически не оправдана: при этих местоимениях оно должно стоять в форме единственного числа мужского рода, независимо от того, что местоимения указывают на женщин, на множество людей.

    Иное правило определяет форму сказуемого в тех случаях, когда местоимение кто выступает в функции союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, которому в главной соответствует соотносительное слово: Все, кто пришли на занятие, разобрались в этом сложном вопросе; Те, кто знали о лекции, пришли послушать. В таких предложениях форма множественного числа сказуемого, относящегося к местоимению кто, «поддерживается» соответствующими формами соотносительного слова и сказуемого в главной части предложения. Правда, это не исключает вариантов, и в этих предложениях можно было бы сказать: все, кто пришел… Такая координация предпочтительна в книжных стилях, но в разговорном в наше время все более закрепляется координация по смыслу, ее воспринимают писатели и журналисты. Однако, если форма множественного числа сказуемого «не поддержана» в главной части предложения такой же формой главных членов, конструкция приобретает подчеркнуто разговорную окраску: Я знаю всех, кто пришли на занятие. Теми, кто не пришли на семинар, интересуется декан.

    При именном сказуемом выбор связки определяется смыслом: Кто был инициатором этой затеи? (имеется в виду кто-то один) - Кто были инициаторами наших занятий спортом? (их было несколько человек). Контекст может исключить варианты и в других случаях, когда подчеркивается идея множества. Например: Мы разыскиваем тех, кто в период Отечественной войны, будучи малолетними детьми, потеряли родителей, братьев.

    КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО
    Рубрика (тематическая категория) Образование

    Чаще всœего грамматические ошибки, обусловлен­ные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выра­женным словом или сочетанием слов со значением ко­личества: Сто двадцать один депутат проголосова­ли за принятие этого закона. (Правильно : Сто два­дцать один депутат проголосовал за принятие это­го закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревен­ский мир формирует личность Татьяны. (Правиль­но: Природа, книги, деревенский мир формируют лич­ность Татьяны).

    Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо учитывать следующее:

    1. Форма числа сказуемого при подлежащем, вы­раженным словом или сочетанием слов со значени­ем количества.

    единст­венного числа , в случае если подлежащее выражено:

    а) сложным существительным с первой частью ʼʼполʼʼ: Прошло полгода;

    б) сочетанием составного числительного, оканчи­вающегося на ʼʼодинʼʼ, и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;

    в) сочетанием существительного со значением оп­ределœенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;

    г) словом или сочетанием слов с предшествующи­ми ограничительными частицами только, лишь, всœе го и др.: На лекции присутствовало только два­дцать восœемь студентов.

    Сказуемое обычно употребляется в форме множе­ственного числа , если:

    а) при подлежащем находится согласованное оп­ределœение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролете­ли быстро;

    б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.

    В остальных случаях рекомендации, данные в спе­циальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь граммати­ческую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с задани­ем), другие - смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба вари­анта͵ но проводят их дифференциацию с учетом оду­шевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздель­ности действия, порядка слов и др.
    Размещено на реф.рф
    (к примеру, форма единственного числа сказуемого подчеркивает един­ство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа - отдель­ность лиц (предметов), самостоятельность, разрознен­ность их действий).

    При этом в последнее время в литературной речи на­метилась тенденция к смысловой координации глав­ных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, в случае если подлежащее обозначает несколько или много производителœей действия.

    2. Форма числа сказуемого при однородных под­лежащих.

    При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа , если:

    а) подлежащие связаны разделительными союза­ми и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую мину­ту к остановке подъезжал то троллейбус, то ав­тобус.

    Исключение : если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме мно­жественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;

    б) если подлежащие связаны противительным сою­зом а либо союзами не только... но и, не столько...сколько и под., имеющими оттенок противопоставле­ния: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нуж­на не только копия диплома, но и сам диплом.

    В остальных случаях предпочтительна либо необ­ходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):

    1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма мно­жественного числа.) Но : Не то троллейбус, не то ав­тобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета͵ а один.)

    2. Жажда действия, бесстрашие и решитель­ность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)

    3. Ребенок или родители должны отвечать на во­просы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подле­жащее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в форме множественного числа.) Но : 1. Заявление должен написать абитури­ент, а не его родители. 2. Заявление должны напи­сать родители, а не ребенок. (В конструкциях с про­тивительным союзом форма числа сказуемого коор­динируется с формой числа ближайшего подлежаще­го, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)

    Имеются и иные точки зрения по данному вопро­су, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой ко­ординации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.

    КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КООРДИНАЦИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО" 2017, 2018.