Все человеческие процессы познания направлены на различные объекты, которые в них отражаются. К пунктам познания относятся восприятие и логическое мышление. Люди постоянно думают о чём-то, что-то воображают, мечтают о том, что привлекло их произвольное внимание. Сущность человека такова, он ― постоянно мыслящая личность, без мысли он не функционирует и не развивается во всех смыслах. В естественном восприятии заключено непредвзятое отношение личности к окружающему миру, в котором она живёт и обитает, и предметам, которые ее окружают, искусственно ей созданным и природным. Отношение формируется таким понятием, как внимание. Ощущения, мышление, память, восприятие — все эти чувства имеют своё специфичное содержание, включающее единение создаваемого образа и постоянной деятельности.

  • Восприятие — это объединённый процесс преемственности образа предмета и явления действительности.
  • Мышление сочетает реальную объективную действительность и человеческую мысль.

Произвольное внимание же своего собственного содержания не имеет. Оно внутри всех эмоциональных чувств. Мы собранны, когда что-то привлекает наше внимание, оно может быть следствием прислушивания или приглядывания, это выборочная направленность в сторону объекта. За вниманием стоят интересы и потребности человека, если он заинтересован в чём-либо, это что-то его заинтересует.

Связь

Во внимании находит себе заострённое выражение связанность сознания с предметом. Меняющаяся интенсивность психической деятельности обуславливается отчётливостью объекта в представлении, это и есть особенности внимания. Если же оно пристальное, объект взаимосвязан с нарастающей работой сознания, определяющей степень начального интереса. Внимание обнаруживает взаимоотношения психической деятельности человека и предмета, на который он обратил взор или слух. Причины, разбудившие в сознании человека интерес, заключены не только в предмете, но и в отношении к нему и наоборот.

Произвольное внимание ― это в психологии следствие трудовой деятельности, они тесно связаны между собой. Мотив поведения определяет такие отклики, как настороженность, готовность действовать, бдительность, мобилизованность. Но изначально сигналом начала внимания служит заторможенность в несколько секунд, помогающая переработать информацию.

Формы внимания

Внимание делится на несколько типов, они выражаются как в практической, так и в теоретической функциональности. Сосредоточенность на движущемся объекте является первым типом интереса, его характеризует устремлённый вовне взгляд, зорко следящий и передвигающийся вслед за движением, это явное произвольное внимание. Второй тип ― пристальное внимание, обусловленное внутренней тягучей мыслительной деятельностью. Взгляд человека почти неподвижен и устремлён в одну точку. В любом случае особенности концентрации — это совокупности мыслей и действий, направленных в одну сторону, работающих в командном режиме.

Станиславский написал на этот счёт верное определение: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

Теории и реальность

Гештальтпсихологи (структурные учёные) и представители поведенческой психологии в начале ХХ в. предприняли весьма радикальные попытки изгнать понятие о внимании из психологических терминов. Они привязывали его как термин к рефлекторным установкам и структурности сенсорного поля. Однако их механистические попытки не увенчались успехом, а наоборот, послужили толчком к более детальному рассмотрению теории, подвигшему внимание в степень отдельного научного исследования.

Примитивные, начальные формы внимания можно отнести к рефлекторным установкам, так как именно рефлексы отвечают за внешние раздражители посредством восприятия. Так, яркие предметы привлекают произвольное внимание. Первым реагирует зрение, посылая в мозг соответствующий рефлекс. Или ухо начинает прислушиваться в сторону привлекших его звуков. Только рефлекторные установки являются лишь самыми первичными признаками.

Структурность сенсорного поля объясняет лишь часть аспекта, внимание никак не может быть разделено на чувственное содержимое вроде влечения и структурное одностороннее целое. Характеристики произвольного внимания заключаются в отвлечении, в аналитическом размышлении над всеми сторонами представляемого привычного объекта.

Виды внимания, которые повсюду разъясняются как функции мыслительного процесса, по существу выражают лишь степень отношения человека к окружающей среде. Если человек обладает высшими формами внимания, это означает обособленность от природы, противопоставление ей. Он получает возможность мысленно переключать реальную ситуацию в читаемый контекст, преобразовывать, представлять, выделять различные моменты.

Между тем внимание ― это взаимосвязь между действием и мыслью, направлением психических процессов. Сознание направляет произвольное внимание на привычный ему предмет случайным образом, скользя и не мешая текущему ходу мыслей. Здесь уже нет интереса и влечения. Развитие произвольного внимания проходит на подсознательном уровне. Первой ступенью становятся те же рефлекторные установки. В младенчестве ребёнок изучает мир посредством непроизвольного внимания, его привлекают яркие краски и звуки. Со временем непроизвольное внимание формируется в произвольное, тем самым подчиняя самовольные нейроны в мозгу человека действующим закономерностям. Произвольное и непроизвольное внимание зависит от сознательных намерений и помыслов человека в средоточии его ареала. Он вынужден изучать мир, в котором он живёт, на протяжении всего жизненного цикла, потому что он перемещается и мигрирует по планете.

Свойства

Особенности произвольного внимания заключены в странном союзе собственной пассивности и элементов активности объекта. Иными словами, если произвольное внимание человека направлено на изучаемый давно им объект, он не замечает ничего вокруг, а малейшее изменение в его фокусе будет им зафиксировано. Виды произвольного внимания делятся на первичное, вторичное и третье. Вернуться от непроизвольного обратно к произвольному и удержать его ― это вторичное. Например, отвлечься от привычного созерцания к привлекшей инородной детали и вновь вернуться к обзору, пытаясь найти предыдущую точку визуального контакта, означает вторичное произвольное. Подавление возникшей рассеянности без усилий является третьей иллюстрацией.

Часть педагогики

Формирование произвольного внимания напрямую определяет изначальную концентрированность на объекте, сулящем нам какой-то посыл. Ведь акцентируя на чём-либо внимание, мы оцениваем и разглядываем это, стимулируя мозговую деятельность и мысленно собирая картотеку предметов и явлений. Своевременное развитие произвольного внимания у детей обусловлено именно расчётом на систематизацию данных, чёткое усваивание материала вне зависимости от отвлекающих событий. Чтобы приучить школьника владеть техникой произвольного внимания, следует в первую очередь воспитать в нём дисциплину и концентрацию.

Характеристики произвольного внимания младших школьников зависят от качества педагогического материала, его размеров и объёма доступной информации, не перегружающей учеников. Правильное распределение достигается при помощи специальных методик с упражнениями, нацеленных на тренировку постоянного или косвенного изучения.

Школьникам в младших классах тяжело удерживать внимание на учебных материалах в непривычном для них количестве, поэтому психологами и педагогами разрабатываются пособия, помогающие развитию непроизвольного внимания у детей. Владение несколькими упражнениями позволяет им легче переносить смысловую нагрузку, особенно если техники по содержанию хорошего качества и приспособлены под их возраст.

Физиология внимания

Когда «включается» внимание, работа психики значительно усиливается. Нейроны посылают друг другу сигналы, характеризующие типаж эмоции, начиная с настороженности и заканчивая произвольным вниманием, пристальным. Посылы нейронов, в свою очередь, отражаются на всём организме, паническая неразбериха сигналов на самом деле является слаженным механизмом, но приводит в боевую готовность все остальные центры нервной системы.

Внимание может быть в нескольких стадиях:

  • концентрированность;
  • распределяемость;
  • устойчивость.

Концентрированность означает сосредоточенность человека на чём-либо, она зависит от степени восприятия и интереса к предмету. Тут главную роль может сыграть как произвольное, так и непроизвольное внимание, они могут сменять друг друга, в зависимости от объёма информации.

Способности к распределяемости позволяют охватывать несколько объектов одновременно, причём эта наработанная способность напрямую зависит от умения удерживать и концентрировать произвольное внимание. Устойчивость взаимосвязана с временной переменной, длительностью изучения.

Непременно стоит упомянуть такое понятие, как колебания внимания. Сенсорная ясность размывается, когда органы, связанные с сосредоточением, утомляются.

Всё-таки произвольное внимание имеет корни в непроизвольном, поэтому основой концепции разработки методических пособий по развитию устойчивости направленности умственного процесса является открытие в привычном новых граней, вторичного признака. В тех местах, где сознание упирается в скудное содержание с ограниченными возможностями изучения, неизбежны колебания, отвлекающие и не дающие сконцентрироваться. Если же тема может открыться с неизведанной стороны, есть предпосылки для исследований, произвольное внимание может долго оставаться устойчивым. Только возможность развёртывать динамику гарантирует мыслительный процесс, влияющий на прогресс произвольного внимания.

Рассеянность

Не надо путать рассеянность и многообразие интересующего объекта. Рассеянность означает зрительное и смысловое перемещение внимания, не фиксирующее никаких деталей. Одновременно вероятность существования центра взаимосвязи нескольких предметов идет равномерно с работой психических регуляторов. Если все эти предметы имеют общее основание для рассмотрения, внимание будет устойчивым и произвольным, будет нести смысловую подоплеку и не рассеиваться. Произвольное внимание - это в психологии отдельный аспект.

Умственный труд целенаправленно соединён с видом внимания. Лишь высшие формы понимания могут помочь качественно обработать несущий информативный материал. Устойчивость внимания не исключает возможности переключаться на новые объекты, не теряя предыдущей смысловой нагрузки, в этих процессах участвуют внутренние связи, делающие внимание гибким.

Умение переключаться у всех людей различно, в первую очередь оно зависит от способностей индивида, от его темперамента. Переключение можно развить путём упражнений, но ещё оно бывает трудным, если приходится перебегать с ситуации с непроизвольным вниманием на операцию с участием произвольного.

Сознание

Произвольное и непроизвольное внимание — это очень важный элемент сознания. А человеческое сознание многогранно. Мысли, эмоции, сила воли - все эти психические процессы переплетаются с видами внимания. Его типы:

  • широкое;
  • узкое;
  • распределяемое;
  • переключаемое;
  • концентрированное;
  • устойчивое;
  • неустойчивое;
  • флуктуирующее.

Учёными отмечено, что произвольное внимание, высшие формы его проявления заключены в физическом труде. Рутинная работа качественно развивает все виды произвольного внимания, причём это делается на подсознательном уровне, превращаясь в профессиональные навыки. К примеру, рабочий стоит и контролирует функциональность нескольких станков, причём не отвлекается от одного и того же, проверяя неизменные форму и качество производственных деталей.

Детское внимание

Дети более всего подвержены проявлениям непроизвольного, часто меняющегося внимания. Недолгое изучение одного предмета теряет всякую привлекательность с появлением другого. Поддержание произвольного внимания имеет ценность с малых лет. В школьном возрасте малый процент умения концентрироваться и удерживать его может сыграть негативную роль. Ребёнок, который невнимателен с объектом, не сможет тщательно его изучить. Его мыслительный процесс постоянно «соскакивает» на другие темы. Психологами давно замечена эта проблема с произвольным вниманием у детей. В упражнениях, направленных на огранку рефлексов, хорошо помогает манипулирование. Дети повторяют за взрослыми все движения и речь, этот фактор эффективно используется в методах, развивающих соответствующие навыки.

Продуманная организация упражнений позволит малышу освоить первоначальные неосознанные типы внимания, впоследствии ему будет гораздо легче осваивать школьный материал. Урок в среднестатистической школе проходит 45 минут, потому что это максимальное время для допустимой нагрузки на ребёнка согласно его возрасту. Произвольное внимание школьников рассчитывается от времени на объём материалов. Постепенно детсадовец привыкает к практическим занятиям лепкой или рисованием, так и ученик — к систематическому сосредоточению в течение недели. Для педагогов важно, чтобы подаваемый ими материал был постоянно интересен аудитории, несмотря на специфику содержания.

Таким образом, для развития произвольного внимания важны направленность и тренировка волевых навыков. Ученики способны познавать лишь при умении использовать свои способности к анализу в сочетании с дисциплинированностью и систематизацией школьной системы образования.

Послесловие

Рассеянность тоже может быть разной степенью внимания. При реальной рассеянности человек не умеет даже управляться с собственным обиходом, потому что произвольное внимание у него совсем не развито. И второе, она может быть следствием концентрированного внимания, когда человек сосредоточен на решении какой-то проблемы длительное время, все остальные элементы жизни размываются на фоне центрального изучения, в котором принимают участие все нервные окончания. Психика устроена самым непостижимым и странным образом, и чтобы управлять собственным телом, надо найти ключи к загадкам человеческого мозга. Эмоциональные факторы весьма опосредованы, они рождаются из побуждений и желаний.

Трудовая деятельность, которая осуществляется человеком с помощью и из-за произвольного внимания, идёт параллельно с игрой во взаимоотношения людей и природы, собственной и их окружающей. Действия, присущие детям, на самом деле сопровождают личность весь ее сознательный путь. Поэтому препятствия, возникающие на жизненном пути, человек рассматривает в первую очередь как головоломку, и только интерес помогает ему оценить и сопоставить размеры загадки и сделать альтернативные выводы решения. Произвольное внимание младших школьников растёт вместе с ними. Между тем, только волевое усилие влечёт выработку произвольного внимания и наоборот.

Изучение методики произвольного внимания издавна и по-прежнему представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из способов углублённого познания природы мышления и присущих ему закономерностей. Детальное изучение внимания требует специального анализа всех его процессов и сторон, вполне понятен практический интерес педагогов и воспитателей к этому вопросу психологии. Для этого они избегают монотонности и обыденности в своих занятиях, ведь чтобы развить произвольное внимание, надо заставить тематику зазвучать по-новому, раскрыться с другой стороны и намекнуть, что это лишь одна из скрытых потенциальных возможностей.

Итак, мы рассмотрели виды внимания и выделили важность и актуальность методики, произвольное внимание в которой, несомненно, является основополагающей частью наряду с интересом к объекту или предмету. Преподавателям же важно понимать структуру психического развития и разбираться в ней для более конкретизированной и ёмкой подачи материала. Следовательно, любая работа, связанная с обучением детей, напрямую связана с наукой психологией.

Никакая умственная работа не проходит без участия внимания. Его концентрированное содействие помогло и помогает выживать человеку, а многоообразие окружающей среды дарит познания и содействует рождению таких умных людей с гениальным потенциалом, как творческие личности, обладающие высшими формами внимания. Они способны увидеть и проанализировать с новой стороны то, что другие не оценили по достоинству, мельком проглядев. Особенности внимания помогают им. Самым ярким примером научного открытия служит легенда про Архимеда, обратившего своё произвольное внимание на обычное явление.

Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

    Неожиданность раздражителя.

    Относительная сила раздражителя.

    Новизна раздражителя.

    Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

    Контрастность предметов или явлений.

    Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Анастасия Валик

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание - это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов.

Виды внимания .

Различаются (Добрынин) три вида внимания :

1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое , необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине , форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.

2- произвольное внимание , связанное с целенаправленными волевыми усилиями;

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное - с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она - в моих интересах» ). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание , формируясь на основе непроизвольного , является специфически человеческим видом внимания , производным от трудовой деятельности. Оно - результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях - самовоспитания.

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание , будучи сначала произвольным , через некоторое время может стать непроизвольным . В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания - послепроизвольное . Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное ) . Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания , по Н. Ф. Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию , ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

3- постпроизвольное внимание , когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В произвольном внимании выделяют :

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание , но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания , аналогично послепроизвольному , это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

Особенности развития внимания у детей

дошкольного возраста

Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания . Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание , с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6–7 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания . Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание . Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается . В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Итак, слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностей дошкольника . В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приёмов его можно развить и скорректировать . Доказано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребёнка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребёнку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания . Оно перестаёт откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребёнка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки . Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают , определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, то к 6–7 годам она возрастает до 1 ,5–3-х часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание . Также и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза ; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник , выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше) . Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности , которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания . Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания .

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов :

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания , сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания ;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания : под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания . Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание , включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения :

Расширяется объем внимания ;

- возрастает устойчивость внимания ;

Формируется произвольное внимание .

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста , тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание .

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным , необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве . Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем , что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное . Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует , что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания . От непроизвольного оно отличается тем , что предполагает сознательное усвоение.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель : развитие наблюдательности , внимания , памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция : «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей , не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала» , которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре) .

Смотри на руки

Цель : развитие произвольного внимания .

Необходимый материал : грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы» .

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром» .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят , какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук : руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?

1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв : чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания

задачу следует изменить : предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.

Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.

Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти .

Упражнение ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде Начали медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении . По команде Стоп прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения : увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение МУХА.

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3x3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина) . Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания .

Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

Упражнения на развитие распределения внимания

Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке : Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Ребенку предлагают ряд предметов , каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов , задача ребенка – угадать, чего не хватает.

Рисование по рассказам.

Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребенку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребенка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.) .

Упражнения могут быть различными, педагог придумать их может самостоятельно в зависимости от ситуации, например :

Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер

Найдите одноцветные рисунки.

Сосчитайте группы предметов по общему признаку .

Как видим, недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитие определённых качеств произвольного внимания . Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.

Страница 4

Произвольное внимание

Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую специфически человеческую его форму – произвольное внимание. Этот вид внимания существенно отличается от непроизвольного внимания как по характеру происхождения, так и по способах осуществления.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов внимания. Приняв решение, поставив перед собой задачу заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать лекцию), мы, выполняя это решение, произвольно направляем и сосредотачиваем сознание на то, чем считаем нужным заняться. Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов, а от поставленной, намеченной задачи, цели. В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся не наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т.е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних, иррелевантных и вместе с тем новых, сильных, представляющих большой интерес раздражителей, когда приходится сосредотачиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление волн. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием.

Произвольное внимание, как все высшие произвольные психические процессы, процесс опосредствованный, представляющий собой продукт социального развития. Это положение было особенно отчетливо подчеркнуто Л.С. Выготским.

Произвольное внимание первоначально опосредствовано общением ребенка со взрослыми. Указания, приказ взрослых, в виде речевой инструкции выделяют из окружающих ребенка предметов определенную, названную взрослым вещь, те самым избирательно направляют внимание ребенка и подчиняют его поведение задачам, связанным с деятельностью с этой вещью. При этом ребенку приходится обращать внимание на требуемые приказом (инструкцией) вещи или их признаки, отвлекаясь о своих непосредственных влечений. Постепенно по мере развития ребенок начинает строить свое поведение на основе собственных приказов, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоприказы даются во внешней развернутой речевой форме. Это и определяет избирательное выделение ребенком из окружающих предметов тех, которые становятся объектами его внимания. На первых этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор – в виде развернутых практических действий с выделенными объектами и развернутой речи ребенка. В ходе дальнейшего развития произвольного внимания постепенно происходит сокращение внешних опор, они как бы врастают внутрь, превращаются во внутреннюю речевую инструкцию, вол внутреннее умственное действие, на основе которого осуществляется контроль и регуляция поведения, поддержание стойкой избирательной направленности сознания.

В произвольном внимании, таким образом, как и в других высших формах психической деятельности человека, важную роль играет речь (внешняя и внутренняя).

Специфические особенности произвольного внимания определяют и условие его поддержания. Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, прежним опытом личности, его интересами. Влияние этих моментов сказывается, однако, при произвольном внимании косвенно, опосредствованно. Так, если непроизвольное внимание обусловлено непосредственными интересами, то при произвольном внимании интересы носят опосредствованный характер. Это интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может не занимать непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания.

Произвольное внимание социально по своей природе и опосредствовано по структуре.

Послепроизвольное внимание

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, легко сосредоточивается на ней. Такое внимание советский психолог И.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (вторичным), так как оно приходит на смену обычному, произвольному вниманию Этот вид внимания отличается от непроизвольного внимания. У человека есть сознательная цель, в которой он сосредоточивается Послепроизвольное внимание имеет большое значение в учебной работе, в начале которой у школьника нередко вызывает произвольное внимание. Затем работа увлекает его, он перестает отвлекаться, начинает заниматься сосредоточенно.

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий - особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

Его опосредованность и осознанность;

Произвольность;

Возникновение в ходе эволюции развития общества;

Формирование в течение жизни;

Прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

Зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!