Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ПРОБЛЕМА - ПРОБЛЕМАТИКА

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов проблема - проблематика

2.Примеры словосочетаний с паронимом проблема

3.Примеры предложений с паронимом проблема

4.Примеры словосочетаний с паронимом проблематика

5.Примеры предложений с паронимом проблематика

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ПРОБЛЕМА - ПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМА -

1.Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

2. (перен .) О том, что трудно разрешить, осуществить.

ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность проблем.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМА

1)проблема происхождения человека

2)проблема внеземных цивилизаций

3)проблема происхождения Земли

4)проблема личности в истории

5)проблемы использования отходов

6)проблемы ирригации степей

7)проблемы преподавания иностранных языков

8)проблемы морали

9)проблема воспитания

10)постановка проблемы

11)решение проблемы

12)актуальность проблемы

13)обсуждение проблем

14)решить проблему

15)разрешить проблему

16)обсудить проблему

17)коснуться/касаться какой-либо проблемы

18)высказаться по проблемам межнациональной розни

19)научная проблема

20)методологическая проблема

21)экономическая проблема

22)политическая проблема

23)экологическая проблема

24)житейские проблемы

25)бытовые проблемы

26)актуальная проблема

27)большая проблема

28)важная проблема

29)вечная проблема

30)волнующая проблема

31)главная проблема

32)глобальная проблема

33)жгучая проблема

34)животрепещущая проблема

35)злободневная проблема

36)интересная проблема

37)конкретная проблема

38)мировая проблема

39)назревшая проблема

40)насущная проблема

41)нерешённая проблема

42)новая проблема

43)общая проблема

44)основная проблема

45)острая проблема

46)первостепенная проблема

47)серьезная проблема

48)сложная проблема

49)трудная проблема

50)тяжелая проблема

51)центральная проблема

52)частная проблема

53)военная проблема

54)жилищная проблема

55)педагогическая проблема

56)политическая проблема

57)продовольственная проблема

58)религиозная проблема

59)социальная проблема

60)техническая проблема

61)технологическая проблема

62)философская проблема

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМА

1) Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. (Н.Грибачев. Земля, вода, солнце)

2) Вернуться из госпиталя к боевым трудам для военного человека — дело обычное. Только для Алексея Мересьева представляло оно проблему . (Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке)

3) Говоря о научной проблеме , вы подразумеваете вопрос или задачу, требующие проведения определённых исследований или вычислений.

4) Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

5) Неверно поставленная проблема , или псевдопроблема, уводит в сторону от разрешения подлинных проблем.

6) Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблем .

7) Проблема может разрешаться или остаться неразрешенной.

8) Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).

9) В каждой науке есть проблемы .

10) Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем .

11) XVIII век поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан перед законом.

12) Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

13) Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

14) Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы .

15) Словосочетание «социальная проблема » появилось в западноевропейском обществе в начале ХIХ века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

16) Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте появилась одновременно с самим транспортом.

17) «Проблемы региональной экологии» - общественно-научный журнал, осуществляющий информационное, научное и прикладное освещение работ в области экологии, землеустройства и природопользования на различных уровнях.

18) Широкий спектр вопросов, касающихся проблемы зла, затронут в богословии.

19) В тексте поднимается проблема исторической памяти.

21) Из простого дела устроил целую проблему .

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМАТИКА

1)проблематика научной работы

2)проблематика конфликта

3)проблематика научно-исследовательского учреждения

4)основная проблематика

5)актуальная проблематика

6)социальная проблематика

7)региональная проблематика

8)заняться проблематикой истории средневековья

9)нравственная проблематика отечественной литературы

10)проблематика художественного произведения

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОБЛЕМАТИКА

1) Учащиеся познакомились с проблематикой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2) Философская проблематика пьесы М.Горького «На дне» заинтересовала учащихся.

3) Какова тематика, проблематика , особенности построения цикла рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”?

4) Актуальна ли проблематика этого произведения сегодня?

5) Проблематика этого романа до сих пор актуальна.

6) В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.

7) Английский драматург первой половины ХХ века Б.Шоу хорошо знал творчество Чехова, и проблематика чеховских драм не казалась ему исключительно русской.

8) Проблематика - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. (Из литературоведческого словаря)

9) Обучающиеся должны уметь формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

10) Обострённый интерес к социально-политической стороне проблематики повести в годы революционной ситуации был вполне закономерен.

11) Проблематика конфликта в социальной психологии включает в себя рассмотрение ряда вопросов.

12) Социальная проблематика не характерна для творчества Ф.И.Тютчева, но нельзя сказать, что он уходил совсем от вопросов общественной жизни.

13) Какова проблематика этого художественного произведения?

14) Есть журналисты, специализирующиеся на морально-этической либо искусствоведческой проблематике .

15) Проблематика исследовательской работы определяет ее структурные особенности.

16) Философская антропология - специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека, выделившая в качестве своего предмета разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности.

17) Учащиеся делают вывод по проблематике этого художественного произведения.

18) Рассматривая одни и те же события с разных сторон, дети глубже вникали в проблематику художественного произведения.

19) Судя по высказываниям о прочитанной пьесе, учащихся взволновала проблематика произведения.

20) Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время.

Введение к работе

Реферируемая диссертационная работа посвящена изучению закономерностей реализации фонемы 1)1 в различных позициях в современном русском литературном языке.

Фонема 1)1 в современном русском литературном языке может реализоваться различными способами. Основные реализации фонемы /j/ описаны в работах Р.И. Аванесова, М.В. Панова, Л.Л. Касаткина. Так, известно, что [j] обычно произносится перед ударным гласным, в других позициях чаще всего произносится [и], а после гласного перед [и] или [и э ]

фонема 1)1 обычно реализуется нулём звука. Существуют и некоторые другие реализации данной фонемы, а также такие позиции, в которых возможна вариативность реализации фонемы /j/. Однако мнения лингвистов по вопросу позиционного распределения вариантов, представляющих фонему 1)1, а также влияния различных фонетических, лексических и социолингвистических факторов на произношение звуков на месте фонемы 1)1 в современной речи, не всегда совпадают; см. [Аванесов 1956: 186-192; 1972: 89-94; 1984: 121-126; Баринова 1973: 99; Матусевич 1976: 157; Панов 1979: 108-110; Бархударова 2002: 35; Касаткин 2003: 150-152; 2006:169-170, 198; Касаткин, Касаткина 2004: 227-236].

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования продиктована, прежде всего, недостаточной изученностью данного вопроса и отсутствием системного описания реализации фонемы 1)1 в различных позициях. Также актуальность данной темы непосредственно связана с необходимостью определить динамические и устойчивые участки системы, а, кроме того, с необходимостью выявить тенденции развития произносительных явлений, связанных с реализацией фонемы 1)1 в различных позициях.

Научная новизна предлагаемой работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка комплексного исследования и описания произношения звуков на месте фонемы 1)1.

Целью данного исследования является подробное описание особенностей реализации фонемы /j/ в различных позициях в современном русском литературном языке, а также анализ условий и факторов, влияющих на реализацию фонемы /j/.

Достижение этих целей потребовало решения следующих задач: 1) собрать массовый материал; 2) провести экспериментальное исследование восприятия звуков на месте фонемы 1)1 и, следовательно, получить данные, которые можно использовать для анализа собранного в ходе эксперимента материала; 3) провести анализ собранного материала и детально описать различные факторы, оказывающие влияние на произношение звуков на месте фонемы /j/; 4) осуществить комплексный анализ полученных в ходе экспериментов данных и теоретически их интерпретировать.

Объектом диссертационного исследования явилась современная звучащая речь носителей русского литературного языка на рубеже XX-XXI веков. Исследовалась как апеллятивная лексика, так и имена собственные, а предметом данного исследования - различные реализации фонемы 1)1 и собственно анализ этих реализаций.

В качестве материала звучащей речи для лингвистического анализа были использованы телевизионные передачи и лекции по русскому языку; в некоторых случаях были также использованы данные, полученные в результате анкетирования.

Большая часть информантов, речь которых использовалась в данном

исследовании - участники различных телепрограмм. В некоторых случаях в качестве информантов к экспериментам были привлечены люди, для которых русский язык является родным, с высшим и средним образованием, родившиеся и выросшие в Москве. Поскольку одной из основных задач исследования был сбор информации о восприятии звуков на месте фонемы /j/, то в этом случае в качестве аудиторов были привлечены профессиональные фонетисты.

Методологической основой исследования явилась концепция Московской фонологической школы.

Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в нём содержится подробное описание реализаций фонемы /j/ в различных позициях. Разработаны способы анализа материала, с помощью которых можно выявить влияние различных языковых и социолингвистических факторов, способных определять реализацию данной фонемы. Создана методика, позволяющая определить границы, выраженные в цифрах, в пределах которых звуки, произнесённые в конкретных примерах на месте фонемы /j/, опознаются хорошо, опознаются с трудом или не опознаются.

Практическое значение исследования реализации фонемы /j/ в современном русском литературном языке состоит в возможности использования полученных данных, а также выводов и материалов данного исследования при кодификации современной произносительной нормы, при составлении программ фонетических и орфоэпических курсов, а также при чтении курсов фонетики и орфоэпии в вузах.

Апробация. Значительная часть настоящей диссертационной работы опубликована в статье «Экспериментальные данные о реализации фонемы /j/ в некоторых фонетических позициях в современном русском литературном языке», опубликованной в журнале «Русский язык в научном освещении», № 1 (15), 2008, а также в пяти сборниках тезисов, изданных в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих докладах, прочитанных автором на международных конференциях: 1) Международная конференция «Культура русской звучащей речи: традиции и современность». Москва, 26-28 апреля 2004 г.; 2) XII международная конференция по функциональной лингвистике «Функционализм как основа лингвистических исследований». Ялта, 3-7 октября 2005 г.; 3) Международная конференция «Проблемы языковой

Структура фонемы (различительные признаки)

Различительные (дифференциальный), когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой.

Неразличительные (интегральные), так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Описание системы фонем языка опирается на противопоставления фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этих. Фонологическая система невозможна без оппозиций: если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласных фонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Чаще всего, однако, различительные признаки, не влияющие на смысл, не осознаются носителями языка. Таковы, например, закрытые-открытые гласные в русском языке: в словах тесть [т’э̂с’т’] - тест [тэст] разные гласные звуки, но мы различаем слова тесть и тест по твёрдости-мягкости согласных. В русском языке открытые и закрытые гласные никогда не встречаются в одной и той же позиции; не существует ни одной пары слов, различающихся только закрытым-открытым гласным; закрытость-открытость гласного является лишь сопутствующим признаком мягкости-твёрдости согласного

Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз и попадают в разные произносительные условия называются дистрибуцией. В одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, в других меняют.

В одних произносительных условиях фонемы различаются и различают смысл, в лругих перестают различаться и различать смысл (сам - сом).

Произносительные условия называются позициями.

Позиции бывают сильные и слабые.

Сильные позиции – это позиции благоприятные для выполнения фонемой её функций.

Слабые позиции – это позиции неблагоприятные для выполнения фонемой её функций.

В кипрском греческом комплексы и встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания и считаются состоящими из двух фонем.



Системы фонем некоторых языков

Русский язык

Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж щ җ ц ч й к к" г г" х х"]. Иногда [җ] не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.

Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Английский язык

Точное число фонем английского языка зависит от диалекта и критериев выделения фонем, но большинство оценок сходятся на числе от 40 до 45. Это чуть выше среднего по языкам мира.

Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема - неделимая, основная единица.

Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская, Пражская, Ленинградская.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем.

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

Слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое

Согласные звуки.

Проход во рту, по которому идёт струя воздуха из лёгких может быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода – гласные.

Суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): ф, в, с, з, ш, ж, й, х, а также гортанные придыхательные, сомкнутые, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

1) взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу (п, б, т, д, к, г, а также и гортанный взрыв);

2) аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух походит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно (пф, ц, дз, ч, дж);

3) носовые (назальные), когда смычка остаётся ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (м, н);

4) боковые (латеральные), когда смычка остаётся ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним т щекой образуется боковой обход, по которому и выходит звук.

5) Дрожащие (вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания (р).

Все фрикативные относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х

Звонкие – в, з, ж

Глухие взрывные – п, г, т, к.

Аффрикаты – пф, ц, ч.

Звонкие взрывные – б, д, г.

Аффрикаты – дз, дж.

Признаки, по которым классифицируется согласные звуки:

1. Место образования звука, то есть участие в образовании преграды определённого активного органа речи (языка, губ).

2. Способ образования звука, то есть та «работа» активного органа речи, которая создаёт преграду.

При образовании губных звуков преграда создаётся сближением нижней губой с верхней (п, б, м и мягкие производящие от них). Соответствующие звуки получили название губно-губных и зубно-губных

При образовании переднеязычных звуков преграда создаётся сближением передней части языка с зубами а альвеолами. Передняя часть языка очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных.

Так, различаются звуки дорсальные, апикальные, какуминальные. При образовании дорсальных звуков кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

При образовании апикальных звуков кончик языка поднимается вместе с передней частью спинки к верхним губам и альвеолам.

При образовании какуминальных звуков передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

При образовании среднеязычных звуков

Гласные звуки.

Широкие – а,

Средние – э, о

Узкие – и, у.

На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового. В каждом языке бывает самая высокая и самая низкая гласная.

При произношении гласных кончик языка не играет роли, он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью. При этом каждая часть языка поднимается на тот или иной уровень.

Если поднять переднюю часть языка и опустить заднюю, то получаются гласные, высокие на слух: при полном подъёме – и, при неполном – э.

Если же, наоборот, поднять заднюю часть и опустить переднюю, то получаются гласные, низкие на слух: при полном подъёме – у, при неполном – о.

Положение губ – очень важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон, округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией.

Наиболее важной характеристикой гласных звуков является деление по ряду:

гласные переднего ряда: и-э-ы;
гласные непереднего ряда: а-о-у.

Укажем самые существенные особенности согласных.

1. Противопоставление по мягкости/твёрдости:

а) парные: д-д, з-з, л-л, н-н, р-р, с-с, т-т, ц-ц, ;

б) непарные:
губные - б,п,м,в;
заднеязычные - к,г;
нёбные - ж,ш,ч,й.

Губные и заднеязычные смягчаются в положении перед гласными переднего ряда, образуя варианты фонем.
Нёбные ж,ш,ч всегда твердые; й - всегда мягкий.

2. Противопоставление по глухости/звонкости:

а) парные: б-п, д-т, з-с, з, -с, ж-ш, г-к;
б) непарные:
только звонкие - в, й, л, л, м, н, н, р, р, ;
только глухие - ч, ц, ц, .

3. Противопоставление по составу:

а) сонорные: л, л, н, н, р, р,м, в, й;
б) шумные: все остальные согласные.

Функции фонемы

Благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом

По одной фонеме содержат

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках. Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Каждая фонема в потоке речи подвергается различным модификациям (видоизменениям) в результате:

  • коартикуляции (наложения артикуляций смежных звуков),
  • комбинаторных звуковых изменений типа аккомодации и ассимиляции ,
  • позиционных звуковых изменений типа редукции , обусловленных её реализацией в ударном или неударном слоге.

В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в растерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно ни разными говорящими, ни даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Фонемы это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
К основным функциям фонемы относятся следующие:

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Отличие фонемных систем разных языков

Фонема – это абстрактная единица языка, воплощающаяся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков. Для обозначения фонемы используются угловые скобки – <>.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Фонема относится к аллофону как инвариант к варианту. (Вариант - от лат. varians - изменяющийся; инвариант - от лат. invarians - неизменяющийся. Инвариант - это абстрактная лингвистическая сущность, единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, воплощений.) Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

В чем отличие звука от фонемы?

1) Фонема – единица языка, характеризующаяся высокой степенью абстракции, а звук – единица речи. В речи в конкретном слове одна и та же фонема может реализоваться по-разному. (звук – это реализация фонемы в речи).

2) Количество произносимых звуков фактически бесконечно. Как свидетельствуют данные экспериментальной фонетики, нельзя воспроизвести один и тот же звук так, чтобы он полностью, во всех нюансах, соответствовал своему прототипу. Поэтому количество звуков, произносимых в речи, может быть определено по-разному, в зависимости от того, с какой степенью точности определяется звук - на слух или при помощи точных приборов.

Количество фонем конечно. В русском языке выделяется 5 гласных фонем (или 6 по П(Л)ФШ), а число согласных фонем колеблется от 32 до 37 в зависимости от фонологической позиции ученого.

Спорные вопросы в системе фонем русского языка.

Выделение 5 гласных фонем <а, о, и, э, у> и 32 согласных фонем <п – п’, б – б’, в – в’, ф – ф’, м – м’, т – т’, д – д’, с – с’, з – з’, ц, н – н’, л – л’, ш, ж, ч’, р – р’, к, г, х, j> не вызывает разногласий между фонологическими направлениями.

При установлении системы фонем русского языка вызывает дискуссию вопрос о фонематической самостоятельности ы и мягких заднеязычных г’, к’, х’ . Есть мнение, что ы является оттенком и, а мягкие заднеязычные - оттенками твердых. Рассмотрим подробнее эти вопросы.

1. Фонематическая самостоятельность ы. Известный параллелизм в употреблении и и ы был отмечен давно (ещё Ломоносовым) в связи с противопоставлением букв, перед которыми употребляются твердые согласные, буквам, перед которыми употребляются лишь мягкие. При таком противопоставлении и оказывалось в одном ряду с „мягкими гласными" я, ё, ю, е и противопоставлялось ы, входившему в один ряд с „твердыми гласными" а, о, у, э.

Мысль о том, что и и ы составляют одну фонему, впервые высказал Бодуэн де Куртенэ. Он развил учение об «i mutabile» (т. е. и изменяемом) и в транскрипции вместо и и ы, употреблял значок i m (буква т - сокращенное обозначение «mutabile»). При произношении i m „нет единой нормы, нет единого типа данной фонемы или данного фонетического представления, а исполнение двоится сообразно с тем, что мыслится или представляется перед началом раздваивающейся фонемы i m: мыслится приближение средней части языка к нёбу - i m произносится более спереди и дает впечатление i (ассоциируемого с русскою графемою и или i ); представляя же себе перед i m отсутствие приближения средней части языка к нёбу, мы исполняем i m как более задний гласный, акустическое впечатление от которого ассоциируется с русскою графемою ы" (Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языкознание. Спб., 1917, стр. 85 – 86). Бодуэн признавал, что в древнерусском языке и и ы были самостоятельными фонемами, но позже, после превращения мягких согласных в особые фонемы, они слились в одну фонему - i m . В свете этого ясно, что для Бодуэна различие и и ы какразновидностей i m связано с мягкостью и твердостью предшествующего согласного.

Л. В. Щерба также рассматривал вопрос об и и ы, но пришел к иным выводам: „Безусловно, самостоятельными гласными фонемами русского языка являются а, э, и, о, у. Что касается ы, то это в значительной мере самостоятельная фонема, находящаяся в интимных отношениях с и, которого оно является как бы оттенком" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50). Щерба указал признаки, свидетельствующие о несамостоятельности ы: 1) ы не употребляется в качестве отдельного слова; 2) не стоит в начале слова; 3) возможно лишь после твердых согласных, где оно заменяет и: <играт">-<сыграт">; 4) употребляется в твердом варианте склонения параллельно с и в мягком варианте: <вады> - <з"имл"и>. Однако Щерба все же считал возможным признать ы „самостоятельной фонемой, хотя, может, и не в той мере, как а, э, и, о, у" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50), так как и и ы не чередуются в корнях под воздействием последующих согласных, тогда как оттенки других фонем чередуются, например: [жар] - [жар"].

В дальнейшем часть лингвистов (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский и др.), основываясь главным образом на вышеприведенных соображениях Щербы, склонилась к признанию ы оттенком и ;точку зрения, утверждающую фонематическую самостоятельность ы, отстаивают Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Я. В. Лоя и др.

Не вдаваясь в детали спора по этому вопросу, отметим, что нет достаточных оснований отказывать ы в фонематической самостоятельности. В подтверждение этого могут быть представлены следующие аргументы.

а) Фонеме ы, подобно всем другим фонемам, свойственны образующая и опознавательная функции. Последняя проявляется также и в том, что присутствие данной фонемы в звуковой оболочке слова может разрушать связь звучания и значения; тем самым разрушается лингвистическая единица. Так, звуковая оболочка слова ил разрушается при подстановке на место и других гласных (ал, ол, эл, ал, ул), так как возникают бессмысленные звукосочетания. Ясно, что в этом случае ы обнаруживает указанные выше функции наравне с другими фонемами.

б) Фонемы и и ы могут выступать в тождественных фонетических условиях, а именно - в начале слова. Есть даже несколько пар слов, различающихся только начальными и - ы: икать (говорить на и) - ыкать, икающий - ыкающий, икание - ыкание. Эти слова образованы от названий соответствующих букв, которые являются несклоняемыми именами существительными среднего рода (ср. заглавное и, строчное ы). Также вначале стоит ы в некоторых иностранных географических названиях: Ыйсон, Ындин, Ым-Чон, Ынталы, Ытык-Кюёл, Ыныкчанский. Наконец, в начале слова ы встречается также в названии фильма „Операция Ы и другие приключения Шурика".

в) Ы не может считаться оттенком и, так как оттенки всегда возникают в определенных фонетических условиях и вне этих условий могут быть произнесены только после специальной тренировки. Так, носители русского языка легко произносят закрытое переднее у в слове [пл"ун"], но произнести его изолированно, не между мягкими согласными, вряд ли смогут и, конечно, не выделяют его в своем сознании как особую единицу, не совпадающую с „обычным" у в слове [тут].Совершенно иное положение с ы. Оно легко изолируется, произносится в независимом, фонетически не обусловленном положении и осознается носителями языка как особая языковая единица. Гласный [ы] можно сколько угодно тянуть, и о е переходит в [и], что происходит в другими аллофонами фонем, например при протягивании звука [ä] из слова пять [п’äт’] он переходит в [а].

г) звуки [ы] и [и] имеют различное происхождение, так как [ы] исторически восходит к , а не к [i]. Факты истории языка не являются прямым доказательством различий [ы] и [и], но вместе с другими играют определенную роль.

2. Фонематическая самостоятельность к", г’, х". Фонематическая самостоятельность мягких заднеязычных подвергается сомнению на основе следующих соображений:

1) к", г", х" могут находиться лишь в фонетически зависимом положении - перед гласными переднего ряда и и э. Поэтому не возможно определить, их мягкость является комбинаторно обусловленной (появляющейся под влиянием гласных переднего ряда) или мягкость у них самостоятельная, например ру[к]а, ру[к]у – ру[к’]и, ру[к’]е, но[г]а, но[г]у – но[г’]и, но[г’]е, со[х]а, со[х]у – со[х’]и, со[х’]е ;

2) к" , г", х" в исконно русских словах не могут сочетаться с гласными непереднего ряда а, о, у , а только перед ними можно установить, является ли мягкость у заднеязычных согласных позиционно независимой.Сочетаемость же с этими гласными в заимствованных словах не может быть принята во внимание при установлении системы фонем русского языка;

3) к" , г", х" не встречаются в сильной по твердости-мягкости позиции - в конце слова, где возможны остальные мягкие согласные.

В МФШ трудности по установлению фонемного статуса к’, г’, х’ преодолеваются следующим образом. Звук [к"] перед [а, о] выступает в формах слова ткать :<тк"ош>, <тк"от> и т. д. Это только одно старое исконное русское слово, но относится к разряду общеупотребительных. Следовательно, звук [к’] реализует фонему <к’>. из того, что [к] и [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует и для других заднеязычных – [г] – [г’], [х] – [х’], в частности она реализуется в неологизмах типа швахятина от нем. Schwach - ‘слабый’ по модели серятина, сырятина, кислятина . Поэтому считается, что [к’, г’, х’] воплощают фонемы <к’, г’, х’>.

В СПФШ к’, г’, х’ считаются самостоятельными фонемами на том основании, что [к’, г’, х’] могут находится перед гласными не переднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах, например: кювет, маникюр, гюйс, Кюи, Хярмс, Кюрасао, Кёльн, Гюльсары, паникер. Следовательно, к", г", х" могут соотноситься с к, г, х также, как и другие мягкие согласные. Это и ставит их в ранг самостоятельных единиц системы фонем. Соответствия же типа к -к" в <рука> - <рук"э> вполне аналогичны соответствиям типа д - д" в <вада> - <вад"э>.

Признавая фонематическую самостоятельность ы по отношению к и и к", г", х" по отношению к к, г, х, нельзя не отметить в то же время, что эта самостоятельность имеет несколько ущербный характер, что объясняется недостаточной развитостью этих противопоставлений, находящихся в стадии роста.

Как же различить фонему и вариант фонемы?

Из сопоставления таких пар, как дом - том, дам – там, том - там, дом - дам, томный - темный можно сделать вывод, что д - т, о - а, т - т" используются для различения слов по смыслу. Значит, эти звуки являются отдельными фонемами.

Способы определения функции звука ( является ли он фонемой или аллофоном какой-либо фонемы):

1. Нужно подобрать хотя бы одну минимальную пару, т.е. два таких слова, которые различаются между собой только сопоставляемыми звуками: бар - пар, гора - кора, доска - тоска, жар - шар и т.д.

2. Для доказательства самостоятельности одних фонем можно привести большое количество минимальных пар, как, например, для т-т": потомки - потемки, тощ - тещ, ток - тек, быт - быть, брат - брать, убит - убить, умыт - умыть и т. д. Противопоставленные по твердости - мягкости д - д", з - з", с - с" используются в сравнительно небольшом количестве минимальных пар. Но для признания двух сопоставляемых звуков отдельными фонемами достаточно употребления этих звуков хотя бы в одной минимальной паре.

В случае отсутствия минимальных пар (или возникающих затруднений при их подборе) для определения функциональной нагрузки звука можно использовать и другой критерий, предложенный Н.С. Трубецким: если замена в слове одного звука другим искажает слово до неузнаваемости, то данный звук - самостоятельная фонема. Так, при замене /ч"/ на /ч/ или /ц/ на /ц"/ в словах, содержащих эти звуки, смысл слов не искажается до неузнаваемости, только «слова», образованные таким способом, приобретают неестественный «иноязычный акцент». Сравни: /ч"ас/ и /час/, /цырк/ и /ц"ирк/. Другой получится результат, если в словах с твердыми /г/ и /к/, например, год, кот эти же звуки заменить на соответствующие мягкие - полученные «слова» становятся непонятными. Поэтому можно сделать вывод, что /ч"/ и /ч/ - варианты одной фонемы, как и /ц/ и /ц"/, - в отличие от /г/ и /г"/, /к/ и /к"/, которые представляют собой отдельные фонемы.

Фонемы - это неделимые звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звукового вида. Так, каждая из словоформ вол, вёл (прош. вр. глагола вести ), гол, зол (краткая форма прилагательного злой , род. п. мн. ч. существительного зло ), кол, мол, мёл (прош. вр. глагола мести ), пол, сёл (род. п. мн. ч. существительного село ), шёл (прош. вр. глагола идти ) отличается от любой другой словоформы этого ряда только одной фонемой - соответственно первыми согласными |в| - |в’| - |г| - |з| - |к| - |м| - |м’| - |п| - |с’| - |ш|; вторая и третья фонемы этих словоформ одинаковы: |о| и |л|. Словоформы вол, вал и выл (прош. вр. глагола выть ) также различаются только одной фонемой - гласной: |о| - |а| - |и| (последняя в данном случае на письме передается буквой ы ). Различие состава фонем в словоформах может быть частичным (как в приведенных примерах) и полным, как, например, в парах словоформ стул - дом, год - час и т. п.

Фонема - обобщенная звуковая единица языка, отвлеченная от всех возможных звуков, выступающих на ее месте в потоке речи. Например, гласная фонема |а| видоизменяется по-разному в зависимости от того, с какими согласными она соседствует: так, в словоформе [с’ат’] (орфогр. сядь , повел. накл. глагола сесть ) в отличие от [сат] (орфогр. сад ) фонема |а| стоит между двумя мягкими согласными и потому представлена звуком, в своем образовании продвинутым вперед и вверх.

В русском литературном языке 5 гласных и 37 согласных фонем.

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).


Согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные - шумные. Сонорные произносятся при участии голоса с добавлением незначительного шума. Шумные произносятся при участии шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие).

Как сонорные, так и шумные согласные различаются по месту образования (в зависимости от того, какие органы участвуют в артикуляции) и по способу образования (табл. 2).

Табл.2 Система согласных фонем
Способ образования Место образования
Губные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
Губно-губные Губно-зубные Зубные Передненёбные Средненёбные Задненёбные
Смычные |п| |б|
|п’| |п’|
|т| |д|
|т’| |д’|

|к’| |г’|
|к| |г|
Смычно-щелевые (аффрикаты) |ц| |ч|
Щелевые |ф| |в|
|ф’| |в’|
|с| |з|
|с’| |з’|
|ш| |ж|
|ш’’| |ж’’| |j|

|x’|
|x|
Носовые |м|
|м’|

|н|
|н’|
Боковые |л|
|л’|
Дрожащие |р|
|р’|

Согласные делятся также на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Парными по твердости - мягкости (т. е. различающимися только по этому признаку) являются согласные: |п| - |п’|, |б| - |б’|, |т| - |т’|, |д| - |д’|, |ф| - |ф’|, |в| - |в’|, |с|- |с’|, |з| - |з’|, |м| - |м’|, |н| -|н’|, |л| - |л’|, |р| - |р’|, |к| - |к’|, |г| - |г’|, |х| - |х’|. Непарные по этому признаку согласные: |ж|, |ш|, |ц| (твердые), |ж’’|, |ш’’|, |ч’|, |j| (мягкие).

Парными по глухости - звонкости являются согласные:, |п| - |б|, |п’| - |б’|, |т| - |д|, |т’| - |д’|, |ф| - |в|, |ф’| - |в’|, |с| - |з|, |с’| - |з’|, |ш| - |ж|, |ш’’| - |ж’’|, |к| - |г|, |к’| - |г’|. Непарные по этому признаку согласные: все сонорные (звонкие), |ц|, |ч|, |х|, |х’| (глухие).

Согласные |ш|, |ж|, |ш’’|, |ж’’| и |ч| объединяются в группу шипящих фонем, а согласные |с|, |з|, |с’|, |з’| и |ц| - в группу свистящих.

Согласные |ш’’| («ш долгая мягкая») и |ж’’| («ж долгая мягкая») в отличие от всех остальных согласных являются долгими (согласная |ж’| передается на письме сочетанием жж или зж : вожжи, поезжай, визжать ; в формах слова дождь - сочетанием жд : дожди, дождя ).

Позицией максимальной дифференциации (сильной позицией) для гласных фонем является позиция под ударением, а для согласных фонем - позиция перед гласными. В прочих позициях (слабых) некоторые фонемы не различаются. Так, в безударных слогах, как правило, не различаются фонемы |о| и |а|, а в позиции после мягких согласных - также |е| (см. ); на конце словоформ и перед глухими согласными парные звонкие совпадают с глухими, а перед звонкими согласными парные глухие - со звонкими (см. ), и следовательно, в обоих случаях не различаются; в ряде позиций перед согласными не различаются согласные, парные по твердости - мягкости (см. ). Состав фонем, выступающих в пределах того или иного морфа, выявляется в тех словоформах, где они выступают в сильной позиции, ср.: [в^дá] и [вóды], где гласная фонема корня находится в сильной позиции; [л’еc] и [л’éсу] (дат. п. ед. ч. существительного лес ), [л’éзу] (1 л. ед. ч. глагола лезть ), где конечная согласная корня находится в сильной позиции.

Примечание. Если во всех возможных словоформах, содержащих какой-либо морф, та или иная фонема в составе этого морфа остается в слабой позиции, то такая звуковая единица (гласная или согласная) является гиперфонемой . Например, в слове собака первая гласная фонема, представленная фонетически только звуком [л], является гиперфонемой, выступающей в позиции неразличения гласных фонем |о| и |а|; в слове второй первая согласная фонема, фонетически |ф|, представляет собой гиперфонему, находящуюся в позиции неразличения согласных фонем |ф|, |ф’|, |в| и |в’|.

Важнейшие позиционные (фонетически обусловленные) реализации фонем.

  1. В безударных слогах гласные |е|, |о| и |а| видоизменяются (ослабляются) и в ряде позиций не различаются (табл. 3).

    Здесь [ыэ] - гласный непереднего ряда, средний между [ы] и [э]; [^] - гласный средне-нижнего подъема, непереднего ряда, нелабиализованный; [ие] - гласный переднего ряда, средний между [и] и [е]; [ъ] и [ь] - редуцированные гласные средне-нижнего подъема, нелабиализованные: [ъ] - гласный непереднего ряда, [ь] - переднего ряда. Примеры:

    (1) [э]тика - [ыэ]тúческий, [э]кспорт - [ыэ]кспортúровать, [ó]сень - [^]сéнний, [ó]лово - [^]ловянный, [á]льт - [^]лéть, [á]збука - [^]збукóвник; (2) синт[э]тика - синт[ыэ]тúческий, ц[э]ны - ц[ыэ]нá, в[ó]ды - в[^]дá, д[a]р - д[^]рúть, букв[á]рь - букв[^]ря; (3) ш[э]сть - ш[ыэ]стú, ш[о]лк - ш[ыэ]лкá, ж[ó]ны - ж[ыэ]нá, ж[á]рко - ж[^]рá, ш[а]р - ш[^]ры; (4) [л’э]с (лес ) - [л’ие]са, [в’ó]дра (вёдра ) - [в’ие]дрó, [п’а]ть (пять ) - [п’ие]тáк; (5) т[э]мп - т[ъ]мповóй (спец.), малыш[э]й - вклáдыш[ъ]й, г[ó]род - г[ъ]родá, огурц[ó]м - зáйц[ъ]м, испуг[á]тъ - испуг[ъ]нный; (6) [б’э]рег (берег ) - [б’ъ]реговóй, [т’ó]мный (тёмный ) - [т’ь]мновáто, [п’а]ть - [п’ь]тачóк (пятачок ), [н’о]с (нёс ) - вы[н’ь]си (вынеси ), за[н’á]ть (занять ) - зá[н’ь]ты (заняты ), каланч[э] (каланче ) - дáч[ь] (даче ), ца[р’ó]м (царём ) - госудá[р’ъ]м, каланч[á] - дáч[ъ] (дача), ца[р’á] (царя ) - госудá[р’ъ] (государя ) ([ъ] произносится на месте |а| только в окончаниях слов).


    Таким образом, во всех безударных положениях (кроме позиции первого предударного слога после |ж|, |ш|) гласные |о| и |а| не различаются. Это явление называется аканьем.

  2. После твердых согласных гласная |и| изменяется в звук среднего ряда [ы]: игрá - под[ы]грыватъ, в [ы]грé; идéя - без[ы]дéйный.
  3. Звонкие парные согласные в положениях на конце словоформы и перед глухими согласными оглушаются: ду[б]ы - ду[п], но[ж]ú - но[ш], лá[в]ок (род. п. мн. ч.) - лá[ф]ка, по[д]брóсить - по[т]писáть.

    Примечание. В слове бог согласная |г| оглушается в [х]: бо[х].

    Глухие парные согласные в положениях перед звонкими (кроме [в], [в’] и сонорных) озвончаются: ко[с’]úтъ - ко[з’]бá, о[т]ложúть - о[д]брóситъ, [с] мостá - [з] дóма.

    Твердые зубные согласные |с|, |з| и |н| в положении перед мягкими зубными (кроме |л’|) смягчаются: боро[з]дá - боро[з’д’]úть, фра[н]т - фра[н’т’]úха, [с]катúть - [с’н’]ять, ромá[н]с - о ромá[н’с’]е.

    Твердая согласная |н| перед |ш’’|, |ч| смягчается: табу[н] - табу[н’ш’’]ик, стакá[н] - стакá[н’ч]ик.

    Мягкие губные перед всеми согласными, кроме мягких губных и |j|, отвердевают: питó[м’]ец - питó[м]цы, ру[б’]úть - рулю.

  4. Согласные |с|, |с’|, |з|, |з’| перед шипящими |ш|, |ш’’|, |ж|, |ч| заменяются на шипящие: [с]крепúтъ - [ш]шить (сшить ), ра[з]ломáть - ра[ш’’]епúтъ (расщепить ), разно[с’]úть - разнó[ш’’]ик (разносчик ), [с] кем; [ш’] чем; [с] любóвью; [ж] жáлостью.
  5. В сочетаниях стн, здн согласные т и д не произносятся: рáдость - рáдо[сн]ый (радостный ), звездá - звё[зн]ый (звёздный ), опоздáть - пó[з’н’]ий (поздний ).

    Не произносится также согласная |j| в положении после гласной перед |и| и в начале слова: клей, к[л’éjу] (клею ) - к[л’éи]ть (клеить ), стр[уjá] (струя ) - стр[уú], бой - б[^и] (бои ); (ей - дат. п. ед. ч. местоимения она ) - [и]м (дат. п. мн. ч.).

Различие морфов

Традиционное (исторически сложившееся) различие именного и глагольного корневого морфа, а также именной и глагольной основы в целом состоит в том, что именной корневой морф и именная основа оканчиваются на согласную, в то время как глагольный корневой морф и глагольная основа могут иметь исход как на гласную, так и на согласную, ср.: стен-а, стол, окн-о, арми (армия ) и зна-ли, смотре-ть, знат (знают), смотр-ит . Отклонение от этой закономерности представляют собой имена существительные и прилагательные поздно сформировавшегося структурного типа с основой на гласную (иноязычные заимствования и аббревиатуры): шоссе, пальто, кенгуру, колибри, нетто, ГАИ, АСУ, ЦСКА, МГУ (произносится: цээскá, эмгэу) и т. п. Однако подобные именные основы неспособны сочетаться с флексиями (сохранившими традиционную сочетаемость только с основами на согласную) и потому соответствующие имена принадлежат к разряду несклоняемых (см. § 183 , § 185).

Минимальный вид корневого морфа в знаменательных частях речи сводится к формулам CVC в именах, CV и CVC в глаголе (здесь и ниже C обозначает согласную фонему, консонант, V - гласную, вокальный элемент). При этом первая согласная может быть не представлена: ср. именные корни дом-, бок-, ус- и глагольные да- (да-ли), жи- (жи-тъ), -у- (об-у-ть), нес- (нес-ти), пиш-(пиш-ут), ид- (ид-ут) . Возможны и корневые морфы без гласной, но всегда с сочетаниями согласных: дн-я, зл-ой, жм-ут, лж-ёт, сп-ят .

Минимальный вид префиксального и постфиксального морфов и корневого морфа служебных слов - C и CV, причем в последнем случае согласная может быть не представлена: в/во, с/со, за, да, но, не, же/ж, бы/б, -ся/-съ, -те, а, и, о .

Минимальный вид суффиксального морфа: в именах - VC или C: плат-ёж, пуст-як, стол-ик, букв-арь, дух-от-а, мед-ов-ый, лед-ян-ой, лис-ий, резь-б-а, стряп-н-я, кры-т-ый; су[д’-j-а] (судья), суд-ей; руч-к-а, руч-ек; ум-н-ый, ум-ён; жар-к-ий, жар-ок ; в глаголе - CV (с возможным отсутствием согласной): прыг-ну-ть, бы-ва-ть, завтрак-а-ть, сол-и-ть , а также C и VC: прыг-н-ет, завтрак-ат {завтракают) .

Во всех этих структурах (кроме постфиксального морфа) вместо одного согласного может быть сочетание согласных: таковы, например, корневые морфы зна-, прост-, искр- , префиксальные при-, вне- , суффиксальные -ость, -изм, -ск, -ств-, -знь .

В неминимальном виде рассмотренные виды морфов расширяются путем сочетания минимальных структур; таковы корневые морфы: именные город-, озер-, муравей- , глагольные си- (сия-ть), уме- (уме-ли), уме[j]- (умей), колыш- {колыш-ет-ся), стерег- (сте-рег-ут) ; префиксальные пере-, недо-, раз-/разо- ; постфиксальный -либо (кто-либо) ; корневые морфы служебных слов или, над/надо, разве ; суффиксальные морфы: именные в словах цвет-ник, трус-лив-ый, бел-оват-ый , глагольные в зим-ова-ть, рас-сматр-ива-ть, лентяй-нича-ть .

Типичный вид флексийного морфа: V, VC или VCV: дом-у, в дом-е, город-а, ноч-и, нес-у, нес-и, несл-а, вид-ит, нес-ёшь, город-ам, болъш-их, дом-ами, нес-ёте, больш-у (большую) .

Слог

Слог - это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слоговыми (слогообразующими) являются только гласные звуки. Сколько в словоформе гласных, столько и слогов. Например, в словоформе строй один слог, в словоформе со-ци-а-ли-сти-че-ски-е - восемь, в словоформе пы-ле-вла-го-не-про-ни-ца-е-мость - девять и т. д. Для русского языка характерны как открытые слоги (кончающиеся на гласную: во-да ), так и закрытые (кончающиеся на согласную: кар-ман, сол-дат ); существуют такие открытые слоги, которые состоят только из гласного (и-ва ).

Слог строится по принципу восходящей звучности: в открытых слогах шумные согласные предшествуют сонорным, а сонорные - гласной (ца-пля, ка-стрю-ля, про-за ); аналогична структура предвокальной (предшествующей гласному) части закрытых слогов (ве-ксель, вер-теть, вы-стрел ). Поствокальная (находящаяся после гласного) часть неконечных закрытых слогов может содержать только сонорные согласные (вель-вет, о-бой-ма, свой-ство ). Конечные закрытые слоги могут, однако, завершаться шумными согласными (кар-кас ) и различными сочетаниями согласных (по-иск, па-спорт, ко-рабль, ци-линдр ). В начальных слогах словоформ предвокальная часть может как исключение (в нарушение принципа восходящей звучности) представлять собой сочетание «сонорный + шумный»: рдеть, лба, льсте-цы . В начале слога, а следовательно, и в начале словоформы, невозможны сочетания «[j] + согласный»; такие сочетания возможны только в поствокальной части закрытых слогов (слайд, свойств ). Зато в поствокальной части, и следовательно, в конце словоформы невозможны сочетания «согласный + [j]» [в предвокальной части они нормальны: бе-[л’jо] (бельё), соло-[в’jи] (соловьи) ].

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна