Юность – это один из этапов жизни человека. Четких установленных границ юности нет. Юношеский возраст делится на два этапа: 16-18 лет - ранняя юность или старшеклассничество, 18-21- юность.

Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора.

Сложность определения нижней границы юности заключается в том, что не все проходят одинаковые этапы обучения.

Кристин Тремль из Клетт-Котта Верлаг, которая всегда поддерживала нас своими предложениями. 45-летний мужчина имеет длинное путешествие из Северной Баварии в Мюнхен позади него. Он попросил одноразовое интервью по почте, в котором он описал свою судьбу. Он уже «получил» полную психотерапию возле своего родного города и теперь хотел бы знать, будет ли смысл возвращаться к его еще глубокому глубокому одиночеству, которое охватило его со времени смерти его жены и дочери работа. Симптомы, которые произошли в то время, когда они происходят после тяжелого фатального инсульта, могут быть в значительной степени обезврежены.

Некоторые, заканчивая 9 классов школы, уходят в колледжи, лицеи, училища, кто-то начинает работать, кто-то переводится на вечернюю форму обучения. Их социальная ситуация изменяется раньше, чем у других, влияя на жизненные установки, мировоззрение и личность в целом. Их период юности наступает раньше, также как и кризис развития, который проходит у них в 15 лет. В этот период юноши и девушки покидают своих родителей, расстаются с друзьями и у них возникает страх перед будущим, перед неизвестностью. Обдумывая эти обстоятельства, юноши и девушки уходят в себя, и это способствует возникновению чувства одиночества

Но отставка, которая пронизывает его жизнь, которую он чувствует формально в каждой клетке своего тела и которая берет его сознательный опыт днем ​​и ночью, стала сильнее с тех пор, когда катастрофа постигла его. Шесть лет назад это случилось. Сначала он делал лучше, поддерживал терапию, но тогда его состояние застопорилось. И после окончания терапии его состояние снова ухудшилось. Скорее всего, отношение к жизни и соответствующее ей чувство жизни были теми, которые заставили его заняться на месте.

Мне важно, с самого начала, не впадать в вину, пытаясь напугать судьбу этого события. Событие должно оставаться тем, чем оно является - огромным, мощным, почти сверхчеловеческим. Некоторые люди избегают терапии именно по той причине, что они боятся, что терапевты захотят оправдать свое горе, их ужас, их боль. Они не хотят, чтобы их страдания уменьшались до симптомов травмы, которые можно отнять, как будто все было хорошо снова. Люди с травматическим опытом борются за признание своих страданий. И для того, чтобы это страдание придавало весу их жизни, их существо, которое было бы устранено с помощью терапевтических методов или медикаментов, они были бы частью их достоинства.

Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.

Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также переживают кризис развития, вставая на пути выбора своей дальнейшей деятельности.

Тех, кто тяжело переживает юношеский кризис, отличает появление страхов, повышенной тревожности, беспокойства. В это время они решают, чем будут заниматься в дальнейшем, при этом боясь совершить ошибку. Эти страхи усиливаются из-за воздействия родителей: они давят на ребенка, торопят его с выбором будущей профессии.

Так что признайте, что опыт экзистенциальен. Примите волнение человека, находящегося в контакте с клиентом. Зависимость тех, кто рисковал любовью и привязанностью. Основные принципы диалогической травматологической терапии. Высокая распространенность травматических событий и высокий риск развития посттравматического стрессового расстройства в результате травматического опыта требуют концепций для эффективного лечения травмированных людей.

Однако поведенческая терапия в основном ориентирована на лечение симптомов. На практике тяжести и частоты симптомов травмы часто определяются с помощью вопросников, так что успех терапии представлен средними значениями по сравнению с контрольной группой. Помимо источников ошибок в сборе данных, дальнейшие последствия посттравматического развития слишком мало рассматриваются.

Еще одним пугающими факторами выступают новая социальная обстановка, новые требования и правила. У юношей это время усугубляется вопросом об армии, который в этот период встает особо остро.

Но даже тот, кто относится к изменениям ситуации оптимистично, все же сталкивается с некоторыми сложностями. Прежде всего, они касаются адаптации, принятия и усвоения новых требований.

В дополнение к аспектам безопасности и доверия упоминаются аспекты связи и отношения, которые были серьезно нарушены в результате травматизации. Мы используем термин «контакт» в гештальт-терапевтическом смысле, в котором контакт указывает границу между «мной» и «не мной». В этом понимании все переживаемые нами события - также травматические события - формируют наше я и, следовательно, наши отношения с другими людьми и миром в целом. Травма, следовательно, в первую очередь означает нарушение самопроцессов, поскольку они сконфигурированы для конкретных контактных процессов или внутренней подготовки контакта и последующего наблюдения.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебно-профессиональная деятельность. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями. В этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.

В работе Кирпикова А. Р. «Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте» выявляются позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте

То есть, терапия сна должна прежде всего быть терапией отношений, в которой процессы взаимоотношений в сеансах терапии обновляются. Противоположность, которая воспринимается в этом процессе, может быть насильственным преступником, угрожающей гигантской волной, землетрясением или даже агрессивным человеком движения, создает сновидческие отношения. Затем он обновляется позже, когда возникают стимулы памяти. Травматические люди создают отношения «к миру», в которых они беспомощны, каждый раз, когда они оживляют травматические воспоминания.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:

    Определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

    Заинтересованность в выборе своей профессии, обусловленность стремлений, мотивов;

    В этом отношении их я активируется как «сон, как я», который просто бессилен, беспомощен и слаб. Однако рефлекс представления, который особенно важен в пертравматической ситуации для выживания, создает впечатление отношения, которое характеризуется безусловным подчинением.

    Это будет, если только ему не удастся успешно его обработать, станет непрерывной характеристикой посттравматической личности. Терапия выявит актуализацию травмы в повседневных ситуациях, проследит процессы самоосвобождения, проанализирует основные убеждения и разработает альтернативные навыки.

    Отношение к труду. Готовность и способность овладеть определенной профессией;

    Формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу одобрение.

Главное психическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. «Для ребенка единственная осознаваемая реальность – это внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию».

Текущие отношения затем должны быть скорректированы, чтобы принести старые травмы в подвижной игре в присутствии сеанса терапии, так же, как следы травмы присутствовали в повседневной жизни. На фоне гештальт-терапевтических предположений мы разработали концепцию диалогической травматической терапии. Модель основана на предположении, что человеческая психика постоянно настраивает партнера по взаимодействию для себя и что совокупный опыт взаимодействия с жизнью обеспечивает основу и ожидаемое. В дополнение к людям, не-человеческое содержание, животные, природа, море, земля и т.д. также могут стать «партнерами по взаимодействию».

Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает своих психологических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая возможность погружаться в самого себя, свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнительное событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.

В и после травматического опыта ничего больше из того, что было собрано ранее в опыте взаимодействия. Острая угроза нового опыта ведет к абсолютному доминированию нового опыта. Из-за чрезмерного самодействия в травме - саморазрушение, покорность, бесполезность - процессы самооценки, которые выросли, почти «перезаписаны» острой нагрузкой на стресс. Травматизированное я - это хаотическое, растворенное я, которое пытается переконфигурировать себя как «аутсайдер». В лучшем случае остается раскол. В настоящее время терапия пытается в полной мере скорректировать чрезмерно травмированное я и повторно обновить предреалистическое я и интегрировать его с новым опытом.

Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которое чем – то необходимо заполнить. Отсюда и рост потребности в общении, и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Диалоговая медицина мечты посвящена следующим темам. Наш подход сочетает гештальт-терапевтическую структуру с поведенческими терапевтическими элементами. Клинически значимые положительные результаты этой концепции лечения уже проявляются в работе с тревожными расстройствами. Этот подход также успешно применяется у пациентов со сложными травматическими проблемами, но за пределами дизайна исследования. Литература по этому вопросу и, в последнее время, научно-популярные органы, все чаще сообщают о быстрых успехах при помощи методов сна.

Юношеский возраст является основным этапом формирования мировоззрения.

Мировоззрение-это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, его совокупность человеческих знаний.

Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

Исследование особенностей переживания одиночества

Если научные исследования, на которых основаны эти отчеты, являются несколько более критическими, существует множество недостатков, и обобщения авторов часто бывают опрометчивыми. Травмотерапия слишком часто сводится к среднему лечению так называемых ведущих симптомов посттравматического стрессового расстройства, то есть чрезмерное воспоминание о пережитых событиях, тенденция избегать этой памяти, насколько это возможно, и постоянное физиологическое возбуждение.

Часто используются когнитивные процедуры, которые с помощью методов изменения образа мышления о травматических процессах и их оценки улучшают симптомы. Эти процедуры часто проверяются и считаются научно признанными. Другая группа вмешательств - это методы стабилизации, непосредственные последствия которых можно легко проверить. Эти процедуры полезны и необходимы, но во многих случаях они слишком коротки. К сожалению, только несколько исследований проводятся с участием пациентов с тяжелыми хроническими нарушениями травматизма, и гораздо меньше исследований содержат долгосрочные наблюдения.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные способности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, своего места в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.

Большинство исследований эффективности терапии не только для области терапии сновидений проводятся в институтах, которые распространяют эти методы лечения, а затем продают их в определенном смысле. Другими словами, встречаются крайне редкие результаты, которые выступают против вмешательства, разработанного в институте. К сожалению, старая и важная традиция тиражирования результатов одного института в другом конкурирующем учреждении редко реализуется сегодня.

Переживание одиночества в разных возрастах

Вероятно, такое исследование уже будет сделано при подаче заявки на финансирование исследований. На данный момент, однако, слишком далеко, чтобы устранить недостатки и источники ошибок в исследованиях эффективности в терапии сновидений. Следует лишь кратко остановиться на хрупкости результатов исследований в исследованиях терапии. Тем не менее, хрупкость исследований в области терапии не доказывает принципиально не исследования, а против преждевременного обобщения результатов этого исследования в смысле утверждений о некоторых терапевтических методах или эвристике.

Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви.

В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

Для юношеского возраста, также как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения с людьми своего пола. Но взаимоотношения девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства.

Важно отметить, что терапевтические подходы, которые признаны как научно, также распространены в том, что они стремятся к быстрому исчезновению симптомов травмы. Это законная, так сказать, древняя медицинская практика - если она причиняет нам боль, мы, естественно, хотим, чтобы это можно было как можно скорее устранить. Чтобы стать посредником, это был успешный врач на протяжении веков. И это соответствует законной потребности пациента в быстром улучшении.

Детальная информация о работе

И в случае основных методов лечения сновидений на самом деле существует целая серия процедур, которые способствуют краткосрочной и среднесрочной рельефе - в среднем. Не для всех пациентов, хотя и не для всех одинаково сильных. И, к сожалению, полное излечение редко может быть достигнуто. Но непосредственные эффекты довольно хорошо документированы. Эти вмешательства помогают многим пострадавшим людям.

В ранней юности делятся с другом своими переживаниями, ощущениями, планами и тд. Позже его заменяет любимая или любимый.

В это время юноша или девушка могут раскрыться полностью как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого возраста потребность в любви – это желание быть понятым, ощутить эмоциональную привязанность и тепло.

Но действительно ли это в случае травмированных людей? Методы научного мейнстрима проходят по нескольким существенным моментам, которые встречаются в терапевтических отношениях пациента и терапевта в целом, но, в частности, при травматологии. Здесь можно кратко указать несколько.

Следуйте за терапевтом или самопринятием? Симптомы травмы являются защитными, они являются огромным достижением человеческой биосоциальной системы и должны быть распознаны в их защитной функции. Определить его как тревожную симптоматику приводит к углублению раскола между уязвимой самодостаточной долей и собственной долей, которая снова ощущает себя хорошо, когда она снова может выполнить социальную норму. Адаптация к ожиданиям других людей любой ценой подавляет потребности самодостаточной самообеспеченности, травмированного я.

Любовь – высокая степень эмоционального положительного субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов.

Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она проходит и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее бурю эмоций, напряженные переживания.

Рассмотрение одиночества в юношеском возрасте актуализируется еще и тем, что именно в этом возрасте идут процессы социальной идентификации, формируются социальные позиции, которые обеспечивают дальнейшую социализацию и индивидуализацию. В период позднего юношества выстраиваются прогнозы будущего, и осмысливаются существовующие ценности. Стремление к независимости, свободе проявления чувств и мыслей, чрезмерное самомнение, стереотипное восприятие других людей, не зрелость социальной сферы и другие, социально психологические характеристики могут привести к психологической изоляции, отчуждению от других, одиночеству. Важным является и то, что многие исследователи (Вейс, Рассел, Вербицкая, Шагивалес, Неумова) отмечают, что в юношеском возрасте люди значительно чаще чувствуют себя одинокими. И. Кон подчеркивает, что «отрочество и юность, когда человек напряженно ищет себя, - повсеместно самый коллективный, общительный и одновременно самый психологически одинокий возраст жизни».

Все зависит от того, насколько удачно сможет молодой человек адаптироваться к изменившимся условиям, строить новые взаимоотношения и одновременно решить проблему одиночества для себя. Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его продолжения.

Итак, переживание одиночества в юношеском возрасте возникают в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными связями. Это время формирования социальной позиции, которая обеспечивает дальнейшую социализацию и идентификацию. Человек репродуктивного возраста может переживать одиночество из-за неудач в общении, что формирует страх новых эмоциональных межличностных отношений и их избегания; в случае нарушения взаимопонимания в профессиональных группах, семье; в ситуации потери родителей и других близких людей вследствие их смерти; в ситуации неразделенной любви. А также ведущая деятельность этого возраста осуществляется вне дома, и это тоже будет стимулировать чувство одиночества.

Одиночество юношами и девушками также может быть использовано как уединение, как возможность побыть наедине с самим собой, осмыслить свои действия и поступки.

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество.

Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество и физическая изоляция - не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

В процессе обыденной жизни человек воспринимает себя в определенном отношении к окружающему миру. Он переживает свои состояния в контексте сложной, обширной системы взаимосвязей и какие- либо нарушения в этой сети могут стать причиной возникновения у человека чувства одиночества.

Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем-либо.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление этой проблемы начинается с середины XIX в. Практически все философские школы и направления освещали феномен одиночества (Э. Фромм, Б. Франкл, Ж.П. Сартр, А. Камю, А. Кьеркегор, К. Ясперс и др.). Но проблема рассматривалась в совершенно разных плоскостях - от состояния одиночества, возникающего лишь в периоды изоляции и одиночества как разговора с Богом или возможности духовного самосовершенствования до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека и негативного к этому состоянию отношения как противоречащего природе человека.

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических подходов к одиночеству: неофрейдистский, гуманистический, экзистенциальный социологический, интеракционистский, когнитивный. Эти исследования сводятся к изучению черт характера и личностных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества, к выделению составляющих одиночества, к определению различных типологий и шкал одиночества.

В отечественной психологии подходы к проблеме одиночества можно свести к двум концептуальным направлениям, в которых одиночество рассматривается как отрицательное или положительное явление. Объединяет эти подходы понимание одиночества как эмоционального состояния человека, находящегося в изоляции реальной или в своем самосознании.

Одиночество воспринимается как субъективное, сугубо индивидуальное переживание, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной системы отношений и связей внутреннего мира личности. Значение этой специфической формы самосознания особенно важно для человека тогда, когда переживание одиночества становиться причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

1. Эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.

2. Поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Определение собственного одиночества является результатом длительного когнитивного процесса, в ходе которого человек осознает и наделяет смыслом свои уникальные переживания и обобщает их в целостную категорию. К выводу «Я одинок» люди обычно приходят с помощью аффективных, поведенческих и когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночества нередко бывают размытыми. Не существует определенного набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством, тем не менее, одинокие люди чувствуют себя очень несчастливыми.

Для идентификации одиночества чаще используют целый ряд поведенческих характеристик, включая низкий уровень социальных контактов, разрыв установившихся связей, а также неудовлетворительные образцы социального взаимодействия.

Когнитивные индикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенном типе социальных отношений, недостающих в настоящий момент. Общественное сознание отражает потребность в более частом и тесном взаимодействии человека и общества.

Таким образом, состояние одиночества определяется в зависимости от целого комплекса чувств, поступков и мыслей, а не по отдельным, искусственно выделенным фрагментам.

Чувство одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменений в субъективных стандартах личности, касающихся ее взаимоотношений. На возникновение чувства одиночества влияют не столько действительные социальные связи индивида, сколько образец или стандарт социальных отношений к которому индивид стремиться. Субъективные стандарты взаимоотношений формируются двумя способами.

Во-первых, прошлый опыт приводит нас к представлениям о таких социальных взаимоотношениях, которые доставляют нам чувство удовлетворения и счастья. После сравнения существующих социальных отношений с этим субъективным стандартом, человек может чувствовать себя несчастным, если настоящая социальная жизнь стала хуже, чем она была раньше. Во-вторых, сравнение социальных взаимоотношений с взаимоотношениями других людей. Человек оценивает свои межличностные взаимоотношения, сравнивая их с аналогичными взаимоотношениями у других людей.

Реакция на одиночество может быть разной: депрессия или враждебность, принятие его или желание преодолеть это состояние, это зависит от их собственных объяснений этого чувства. Личностные объяснения одиночества имеют три составляющих:

во-первых, одинокий человек обычно отмечает изначальное событие, приведшее его к одиночеству.

во-вторых, пытаясь объяснить устойчивость состояния своего одиночества в течение длительного времени, он обращается к постоянным причинам своего одиночества. Эти причины, как правило, относятся к характеристикам личности (например, стеснительности) или ситуации (например, окружению, в котором трудно встретить новых людей). Наконец, у одинокого человека, как правило, есть определенное представление о характере изменений, которые облегчили бы его одиночество.

Причинные объяснения одиночества можно классифицировать по трем измерениям: местоположение причинности (внутренняя, личностная, либо внешняя, ситуативная причинность), стабильность (постоянная либо изменяющаяся во времени причинность) и контролируемость (способность человека контролировать свое поведение).

Леонард М. Хоровиц ввел понятие «прототип одинокой личности» и в своей работе заметил, что понятие одинокой личности определено недостаточно четко . Он предложил основные характеристики одинокой личности объединить в «когнитивную структуру».

Прототип одинокой личности:

чувствует себя обособленным от других, не таким как все;

чувствует себя изолированным от других;

чувствует себя исключенным из социальной, групповой

деятельности;

считает, что отличается от всех остальных;

считает: « Я не подходящий для контактов с другими людьми»;

чувствует, что его никто не любит, и никто о нем не заботиться;

считает: «Мне хочется иметь друга», но «Я не умею заводить

чувствует себя неполноценным человеком;

может присутствовать: параноидное чувство, чувство злости, печали;

избегает социальных контактов;

долго работает (учится).

Результаты исследования показали, что признаки могут быть объединены в три основные группы:

1. мысли и чувства, которые испытывает человек, будучи обособлен с другими людьми;

2. поступки одиноких людей, которые приводят к этому результату; самоизоляция;

3. ощущения, включая чувство злости и подавленности.

Карин Рубинстайн провела факторный анализ феномена одиночество, в результате которого были выделены: эмоциональные переживания, причины и реакции на одиночество .

1. Эмоциональные переживания одинокого человека:

отчаяние - паника, беспомощность, утрата надежды, ранимость;

самоуничижение - никчемность, ощущение незащищенности;

невыносимая скука - нетерпеливость, скука, раздражительность, скованность, неспособность взять себя в руки;

депрессия, тоска, подавленность, опустошенность, изолированность. Жалость к себе, отчужденность, тоска по конкретному человеку.

2. Причины одиночества:

свобода от привязанностей (отсутствие или разрыв с супругом или любимым человеком);

отчужденность (ощущение себя «белой вороной», непонимание со стороны других, отсутствие близких друзей);

вынужденная изоляция (привязанность к дому, отсутствие средств передвижения);

уединенность (ощущение, что всеми покинут);

перемена места (новое место работы или учебы).

3. Реакции на одиночество:

печальная пассивность (плачу, сплю, переедаю, пью);

активное уединение (учусь или работаю, слушаю музыку, делаю зарядку, гуляю, хожу в кино, читаю);

бесполезная трата денег (транжирю деньги, делаю покупки);

социальный контакт (звоню другу, иду к кому-нибудь в гости).

Существует много классификаций феномена одиночества. В традиционной классификации выделяют простое и патологическое одиночество.

1. Простое одиночество - нормальная реакция, если периоды одиночества не являются непомерно интенсивными или частыми. Простое одиночество выражается как явное страдание и объясняется скорее страхом потери общения, а не только действительной его потерей.

2. Патологическое одиночество - добровольный разрыв с обществом, обычно трактуемый как исключение или изгнание, часто сопровождающийся жалостью к себе и ведущий к все возрастающей жажде осмысленных человеческих взаимоотношений. Одиночество может выражаться не только в уходе в себя, но и в вялости, снижении активности, депрессии и унынии.

Простое одиночество можно также разделить на:

1. Эпизодическое одиночество (встречается в течение жизни у всех людей);

2. Хроническое (постоянно присутствующее чувство с оттенками безнадежности, теряется смысл существования, постепенно распадается личность).

Эпизодическое одиночество может быть:

1. Кризисным одиночеством (переживания сильные, человек может впадать в аффект, может наблюдаться склонность к суициду).

2. Бескризисным одиночеством (характерно для здоровой уравновешенной личности, переживается как дискомфорт, тоска).

Человек становиться одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Дженни де Джонг - Гирвельд и Джоз Раадшелдерс предложили свою классификацию одиночества, в основе которой лежат 3 измерения одиночества :

1. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких, как страх и неуверенность;

2. Тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Для данного измерения возможна и дальнейшая дифференциация на 3 подкатегории:

чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности;

чувство опустошенности;

чувство покинутости.

3. Временная перспектива. Это измерение также можно подразделить на 3 подкомпонента:

степень, до которой одиночество переживается как неизменное;

степень, до которой одиночество переживается как временное;

степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других.

При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы.

Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Преобладающее настроение таких людей - недостаток в близкой привязанности, чувство социальной ущербности, безнадежность в отношении будущего. Они редко устанавливают связь с кем-либо (например, с соседями). Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

Второй тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще вступают в социальные контакты: на работе, в различных организациях, клубах. Они считают, что их одиночество преходящее и реже чувствуют себя покинутыми.

Третий тип «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает каких-то других отношений, они все же не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу. Они смирились со своим положением, и принимают свои социальные лишения как неизбежность. Чувствуя себя глубоко одинокими, они не считают себя покинутыми и не винят других в своем положении.

Интересную классификацию типов одиночества предложил Садлер . Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний и имеющий четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои возможности:

уникальность судьбы индивида: актуализация внутреннего «Я» во всей его многозначности;

традиции и культура личности;

социальное окружение, реализация социальных ролей;

восприятие других людей.

В соответствии с этими критериями Садлер выделил четыре измерения одиночества, в зависимости от того, какое из них фрустрируется:

1. Экзистенциальное одиночество, которое может возникнуть внутри трех различных форм самовосприятия:

постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотноситься с природой и космосом. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может, так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определенных профессий, тесно связанных с природой и т.п.

причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия. При ее фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм. Встречается редко.

веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. У человека может остаться неудовлетворенной сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности. Человек переживает самоотчуждение, осознает, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет развитие остальных, и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я».

2. Культурное одиночество проявляется в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. В основном проявляется в виде переживания разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодежи.

3. Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Оно связано с взаимоотношениями личности и группы. Такое одиночество чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены или человека избегают.

Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Ощущения изгнания, того, что человек лишний. Часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями. Для таких людей характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относительно социальной идентичности. Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально значимой включенности: старики, малообеспеченные, подростки, женщины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Еще одна разновидность социального одиночества может возникнуть, когда человека воспринимают только как роль.

4. Межличностное одиночество обычно выступает в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком.

Одиночество становиться особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс всех этих четырех видов. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем (такие люди чувствуют, что жизнь идет как бы независимо от их воли). У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живет в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Они самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.

Янг и его коллеги различают три типа одиночества :

1. Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

2. Ситуативное одиночество зачастую наступает в результате стрессовых событий в жизни, например, разрыв близких отношений или смерть супруга. Ситуативно-одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется с потерей и преодолевает одиночество.

3. Преходящее одиночество - наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным приступам чувства одиночества. Янг полагает, что для того, чтобы понять, почему одинокие люди чувствуют и действуют определенным, свойственным им образом, мы должны изучить их представления о себе и своих отношениях с другими»

Известный психотерапевт И.Ялом выделяет 3 типа одиночества (изолированности), при этом разница между людьми, пытающимися избежать одиночества, лишь в том, от какого одиночества они стремятся спрятаться:

Внутриличностное (от себя) - человек убегает от какой-то части себя, возводя, барьеры между частями своего Я. Это происходит, когда человек отрицает, свои собственные желания и не доверяет себе.

Межличностное (от других) - человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причинами этого могут быть неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений.

Экзистенциальное (от жизни) - человек прячется в толпе от грусти и тоски, от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания.

Одиночество - специфическая форма самосознания человека, сопряженная с тяжелыми и мучительными эмоциональными переживаниями и вызываемая разрывом связей человека с внешним (физическим или социальным миром) или с самим собой.

В зависимости от того, какие связи разрываются, образуются 4 типа одиночества.

Типы одиночества:

1. Космическое - человек чувствует разрыв связей с Вселенной, космосом, природой, Богом. Потеря связей с самим собой (именно в этом случае человек переживает самое ужасное одиночество - разрываются связи с самим собой), т.к. его способности, талант не реализуются, он живет чужой жизнью.

2. Культурное одиночество возникает, если личностные ценности человека не соответствуют ценностям общества, в котором он живет, т.к. получается, что он живет в чужом мире. Поэтому наиболее часто культурное одиночество переживают эмигранты, поэты, люди, пережившие глубокие социальные перемены.

3. Социальное одиночество - когда разрываются связи человека с группой, в которую он хотел бы входить. Его изгнали, отвергли, не приняли.

4. Личностное или межличностное одиночество - разрыв связей с другими людьми. У человека нет друзей - дефицит дружеского, доверительного, интимного общения.

Проявляется в двух формах:

социальная изоляция (нет друзей) - дефицит дружеского общения;

эмоциональная изоляция - самая тяжелая форма одиночества.

Причины и проявления личностного одиночества зависят от исходных причин, выделяют 3 вида личностного одиночества:

истинное одиночество (понятие заимствовано из работ экзистенциалистов).

патологическое одиночество обусловлено отклонениями в психике, одна из главных причин - шизофрения.

вынужденное одиночество.

Экзистенциалисты считают одиночество специфической особенностью человека, в отличие от животных. Никто до конца нас понять и принять не смогут. «Все мы заключены в одиночную камеру». Солидарность с другими всегда поверхностна, иллюзорна. «Я праздную свое одиночество» - раз нельзя избавиться от одиночества, нужно изменить к нему свое отношение.

Отсутствие желания общаться - патологическое одиночество. Человек добровольно ограничивает число контактов с другими людьми, общение может вызвать скуку, раздражение.

Вынужденное одиночество - ограничения круга общения носят вынужденный характер. Причины вынужденного одиночества лежат в самой личности или в особенностях ситуации. Зависит от ситуации (так сложились обстоятельства жизни):

Тяжелое заболевание,

Потеря любимого, близкого человека (потеря - смерть, развод),

Переезд (смена места жительства).

Но ситуация меняется и одиночество прекращается - чего не происходит, если причина одиночества - в личности.

Главная личностная черта, порождающая одиночество, это самооценка.

Низкая самооценка, комплекс неполноценности - ограничивает круг общения, отсюда - одиночество.

Высокая самооценка, высокомерие, пренебрежительное отношение к другим людям - одиночество.

Но одиночество и приводит к понижению самооценки. Самый мощный корень личностного одиночества - низкая самооценка.

Но при этом характер эмоций одинокой личности зависит от характера атрибуции своего одиночества: если винит в своем одиночестве других - внешняя атрибуция, его не любят - гнев (ведь он заслуживает любви) и горечь; если причины одиночества видит в себе - внутренняя атрибуция.

Все одинокие люди - депрессивные люди. (Депрессия - это индикатор одиночества).

Как ведут себя одинокие люди, их поведение?

1. Печально - пассивное поведение. Эти люди ничего не делают, только плачут, переедают, пьют таблетки и алкоголь, наркотики, и т.д.

2. Активное уединение - учусь, занимаюсь спортом, слушаю музыку и др.

«Печальная пассивность» - это реакция на одиночество тех, кто хронически и глубоко одинок. Такие люди находятся в состоянии летаргического самосострадания, которое отталкивает от них других людей и тем самым замыкается порочный круг: низкая самооценка? Одиночество.

«Активное уединение» - это плодотворное и творческое использование времени, проводимого в одиночестве, своего рода альтернатива одиночеству («Трудолюбивой пчелке некогда печалиться!»). Но иногда такая активность приобретает бессмысленный характер: человек усердно и интенсивно занимается никому не нужным, «пустым» делом, лишь бы заглушить одиночество, отстранение от непосредственного, живого общения с людьми шаблонными и надуманными делами.

Таким образом, одиночество - остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Для одного - это отчаянная тоска по утраченной любви и близкому человеку, заглушить которую он пытается в алкоголе и наркотиках; для другого - преходящее чувство скуки из-за отсутствия возможности общения, для третьего - это трагедия всей жизни, ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования. В любом случае одинокие люди чувствуют себя несчастными.