Годы правления:1917-1924

Из биографии

  • Владимир Ильич Ульянов (Ленин)- политический и государственный деятель, создатель партии большевиков, один из организаторов Октябрьской революции, председатель советского правительства — Совета Народных Комиссаров (Совнаркома),основатель Советского государства. Ленин был идеологом партии большевиков, марксистом, проложившим учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
  • В.И.Ульянов (Ленин) родился в дворянской семье. Он получил хорошее образование, проявив при этом большие успехи. Однако участие в студенческих волнениях не позволили ему закончить Казанский университет, из которого он был исключён. Диплом юриста он получил в Петербургском университете, сдав экстерном все экзамены.
  • Примером революционера стал для него старший брат Александр. Однако юный тогда Володя не поддерживал его метод борьбы – терроризм, поэтому после казни брата за участие в покушении на жизнь царя Александра III в 1887 году он дал себе слово, что пойдёт другим путём. Этот путь – путь революции, захвата власти.Профессиональным революционером стал в 1893 году.
  • Характер Ленина был достаточно сложный. Он не имел друзей — только были соратники по борьбе. Современники отмечали его огромное самомнение, высокомерие, речи его была свойственна язвительность, он практически не считался с мнением других, только свою точку зрения считал правой.
  • Нельзя не сказать ещё об одной черте Ленина — его жестокости. Именно по его приказу начался страшный террор в стране, гибли миллионы в ходе Гражданской войны, была расстреляна царская семья. Именно в первые годы советской власти появились такие выражения, как « шаг вправо, шаг влево — расстрел», « кто не с нами — тот против нас».
  • Это была сильная личность. Именно Ленин стал вождём пролетариата, объединив все силы и встав во главе борьбы за новую, советскую власть.
  • Деятельность Ленина по-разному оценивалась в нашей стране. От возвеличивания (по словам М.Горького, это был « самый человечный человек») , практически культа его личности в СССР до жесточайшей критики. Скорее всего, однозначную оценку всё же дать невозможно. Да, при нём началось складывание тоталитарной системы, формировалась централизация власти, но именно Ленин долгие годы был идеалом для советских людей, с его именем совершались великие стройки, с именем Ленина-Сталина гибли советские люди, защищая страну от фашизма. Несомненно, роль Ленина в создании нового государства – СССР — была велика.

Основные идеи В.И.Ленина

  • Главная цель коммунистической партии — осуществление коммунистической революции, создание коммунизма- бесклассового общества.
  • Существует только классовая мораль. У каждого класса — свои принципы, идеи. В основе морали пролетариата лежит всё т, что отвечает его интересам. С этой точки зрения могут быть оправданы жестокие действия, если они направлены на уничтожения эксплуатации, способствуют победе социалистической революции.
  • Революция может произойти сначала в одной стране, а не сразу во всём мире, как предполагал К.Маркс. Затем эта страна поможет другим провести революции. «Марксизм не догма, а руководство к действию».
  • На рубеже столетий капитализм перешёл в свою высшую стадию — империализм, для которого характерно создание международных монополистических союзов (империй), делящих между собой мир. Каждый такой союз прежде всего стремится к получению выгоды, а значит, войны неизбежны. О признаках империализма Ленин написал в статье« Империализм как высшая стадия капитализма» в 1916 г.
  • Успех революции во многом зависит от захвата коммуникаций — почты, телеграфа, вокзалов.
  • Социализм — это переходный этап к коммунизму. При социализме уже нет эксплуатации, но нет и материального изобилия, которое позволило бы удовлетворить все потребности людей.
  • Экономические взгляды Ленина: государственный социализм, в котором все работают по найму государства, становятся рабочими всенародного государственного « синдиката», создаётся система принудительного труда (« Кто не работает- то не ест»), наличие строгой дисциплины на производстве, командно-административные методы руководства экономикой.
  • Ленин был уверен, что коммунизм будет построен в 1930-50 годах.
  • Знаменитая фраза « учиться, учиться и учиться» была изложена в статье «Понятное направление русской социал-демократии», написанной в 1899 году и опубликованной в 1924 г.

Исторический портрет В.И.Ленина

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Создание партии и основ идеологии большевиков. 1895- стал одним из создателей « Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Революционная деятельность в эмиграции: издание газеты « Правда» в 1900г, при помощи которой была создана огромная сеть партийных организаций пропагандирующих марксизм.

7 апреля 1917 году в газете « Правда» , в 1902 году принятие своего псевдонима -Ленин, написание статьи« Что делать?», в которой изложил своё видение будущей партии — немногочисленной, строго централизованной организации, которая должна стать авангардом рабочего класса.

Во время революции 1905-1907 годов вернулся в Россию, после поражения — снова за границей, занимался подготовкой революции.

После Февраля приезжает в Россию, а в Октябре — руководит восстанием.

В апреле 1917 года опубликованы « Апрельские тезисы» Ленина, призывающие к революции, захвату власти большевиками,установлению власти Советов, в них он призывал к окончанию войны, конфискации помещичьих земель, национализации земель и банков.

Итогом данной работы явилось создание партии большевиков (коммунистов), которая была руководящей силой в стране в течение 70 лет с лишним лет.

Захват власти большевиками и удержание её, преодоление контрреволюционного сопротивления.Создание Красной армии — главной силы большевиков. 25-26 октября 1917г.- Октябрьская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

23 февраля 1918 года- создание Красной армии (РККА- Рабоче-крестьянская Красная армия, в 1946 году переименованная в Советскую)

1918-1920- Гражданская война. Преодоление сопротивления белогвардейцев.

Победа Красной армии.

Итоги деятельности : под руководством В.И.Ленина была установлена власть Советов, одержана победа в Гражданской войне с помощью новой армии — РККА.

Борьба за единство партии. Установление однопартийной системы в России (разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года), принятие в 1921 году резолюции « О единстве в партии», которая запрещала все фракции, установила власть большевиков- РКП (б).

Письмо Ленина к съеду (написано в 1922 г, оглашено Н.Крупской в 1924 перед 8 съездом партии), предостерегающее партию от политики Сталина, стремления его сосредоточить власть в одних руках.

Конец 1920-начало 1921- кризис в партии в связи с«профсоюзной дискуссией». Ленин считал, что партия не должна упускать главный рычаг управления — профсоюзы, контролировать их деятельность.

Итог деятельности : в РСФСР, а затем в СССР была установлена однопартийная система, произошло слияние партийного аппарата с государственным. Генеральный секретарь партии имел большие полномочия.

Создание новой — советской государственности, укрепление диктатуры пролетариата. Создание законодательной базы нового государства. На 2 съезд РСДРП были созданы высшие органы власти – ВЦИК и Совнарком (во главе которого встал Ленин),

28.10.1917- милиция,

7.12. 1917- ВЧК.

Высший орган законодательной властиВсероссийский съезд Советов.

30 декабря 1922 – начало образования СССР, появление новых органов власти: Советов народных депутатов СССР, высший орган власти- Всесоюзный съезд Советов, ЦИК.

Принятие Конституций:1918- РСФСР, 1924-СССР

Итоги деятельности: в период деятельности
Ленина была создана советская государственность, с новыми органами высшей власти, руководящей силой стала партия коммунистов.

Поднятие экономики России, складывание командно — административной системы в управлении экономикой.Вывод России из послевоенной разрухи. Ленин стремился укрепить экономику, установить полный контроль за ней со стороны власти.

2 декабря 1917 г. был создан единый орган хозяйственного руководства в общегосударственном масштабе — Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

Задачи военного времени требовали мобилизации всех средств и ресурсов. Поэтому была проведена политика« военного коммунизма» в 1918-1920гг. со всеобщей трудовой повинностью, продразвёрсткой, отменой частной торговли и др., что позволило победить в Гражданской войне, но в то же время усилило напряжённость в стране.

Введение НЭПа в 1921году: разрешение частной торговли, введение фиксированного продналога, отмена трудовой повинности.

1918-1919-проведение национализации помещичьих земель, предприятий, банков.12 апреля 1919 года был проведён первый коммунистический субботник на станции Москва-Сортировочная.

1921(январь-февраль) – голод, массовое недовольство экономической политикой страны, массовые крестьянские и рабочие выступления, в феврале-марте – восстание моряков в Кронштадте. Все восстания были подавлены при помощи войск.

Принятие плана ГОЭЛРО- Государственная комиссия по электрификации России, февраль 1920г.

Итоги деятельности : при Ленине началась складываться прочная система нового государственного руководства экономикой- командно-административная, вся экономика находилась под строгим контролем органов власти. Экономика основывалась на собственности государства. Вся частная собственность на средства производства национализировалась.

Создание СССР. 22 декабря 30 декабря было подписано соглашение о создании СССР.

В него входили РСФСР, УССР,БССР ЗСФРП

В течение нескольких последующих лет в СССР вошли:1922- РСФСР,УССР,БССР, Армянска, Азербайджанская, Грузинская- в составе ЗСФСР1924-Туркменская, Узбекская1929-Таджикская1936-Казахская, Киргизская1940-Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская.

Итог деятельности : Ленин стал инициатором создания СССР по принципу федерализма, с правом наций на самоопределение вплоть до отделения. Были заложены основы нового сильного государства.

Проведение социальной политики Вводилась диктатура пролетариата (Декрет о власти 1917 года), образовывались классы рабочих, крестьян и интеллигенции.

1919-Декрет « О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», началось строительство школ, создавались пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы),становление новой — рабочей интеллигенции.

Был введён 8-часовой рабочий день.

Итоги деятельности : ликвидация сословий, формирование трёх классов, составляющих трудовой народ страны.

Были предприняты позитивны меры в социальной политике по созданию достойной жизни советских граждан. Особенно большая роль отводилась образованию, ликвидации безграмотности, формированию новой интеллигенции.

Создание философских и политических трудов, изложение своих взглядов, видения будущего страны. Наиболее известные труды В.И.Ленина:«Что делать?» 1902г.

«Материализм и эпмириокритицизм» 1909г.

« Апрельские тезисы» 1917г.

« Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов»1894

«Развитие капитализма в России» 1899

« Шаг вперёд, два шага назад» 1904

« О праве наций на самоопределение» 1914

«Государство и революция» 1917

« Задачи союзов молодёжи» 1920

Итог деятельности : Ленин продолжил идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, создал основы идеологию коммунизма – ленинизм с идеей строительства нового коммунистического общества.

В своих работах Ленин критиковал оппозиционеров, врагов советской власти, излагал своё видение решения проблем времени.

Развитие культуры советской страны. Введение единой официальной коммунистической идеологии, единого метода культуры — социалистического реализма.

Проведение антирелигиозной политики, Декрет 1918 об отделении церкви от государства, а школы от церкви.

1918- Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, начали воздвигаться памятники известным людям (первым стал памятник Радищеву в 1918г. скульптора Л.Шервуда).

1919-образованиеГосиздата. Большое внимание уделялось выпуску книг и журналов, пропаганде советского образа жизни.

Итоги деятельности: было положено начало создания официальной идеологии- марксизма-ленинизма, вводился тотальный контроль за деятельностью работников культуры, которые должны были выполнять заказы государства, были запрещены все методы, кроме социалистического реализма, что значительно сдерживало проявление творчества, индивидуальности деятелей культуры.

Молодёжная политика. Созданы идеологизированные детские и молодёжные организации: октябрятская (входили дети 7-9 лет, основана в 1923 году, распущена в 1991),пионерская ( создана 19 мая 1922 г., ликвидирована в 1991г.,входили дети с 9 – 14 лет),комсомольская ВЛКСМ(29 октября 1918г, распущена в 1991г., возраст от 14-28 лет)

Итоги деятельности: именно при Ленине началась идеологизированная политика среди детей и молодёжи, приведение к стандарту процесса воспитания будущих строителей коммунизма.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Установление мира, выход из Первой мировой войны. 3 марта 1918 был подписан Брестский мир с Германией, по которому Россия выходила из войны.

Условия мира были очень тяжёлыми(Россия потеряла большую часть территории: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Западную Украину, Западную Белоруссию, Молдавию и часть Армении)

.Итоги деятельности : выход из войны позволил создать Красную армию, подготовиться к отпору белой гвардии в годы Гражданской войны, создать основы нового советского государства.

Участие в создании международной организации революционного движения – Коммунистического Интернационала. 1919- создание Коминтерна — международной организации по объединению коммунистических партий мира. Коминтерн просуществовал до 1943 г.

Итоги деятельности : Коммунистический Интернационал, созданный при активном участии Ленина, позволил Стране Советов значительно влиять на международное революционное движение в мире, навязывать свою политику многим странам, прежде всего- странам Восточной Европы.

Проведение политики признания СССР в мире. 1920-21 г.- мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Литвой.

1921- с Турцией, Ираном, Афганистаном

1921-1922- с Англией, Австрией, Данией, Норвегией и др.

С 1924- полоса дипломатического признания СССР практически со всеми странами Запада, с крупными государствами мира.

Лишь с США дипломатические отношения сложились позже — в 1933 году, уже при Сталине.

Итоги деятельности : сложно, медленно, но постепенно новую страну- СССР — признали в мире как суверенное независимое государство, сложились дипломатические отношения со многими странами мира

Участие в войне с Польшей(28 января 1919- 18 марта 1921) По итогам войны часть территорий Западной Украины и Западной Белоруссии перешли Польше (в 1939 году в результате раздела Польши часть территории вернётся СССР).

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Ленина как руководителя революционного движения России в 1917 году привела к победе партии большевиков, установлению Советской власти на всей территории страны.
  • Успешное руководство страной в годы Гражданской войны и интервенции позволило выиграть Гражданскую войну, защитить Советскую власть.
  • Величайшим событием в годы правления Ленина стало образование ССС в 1922 году, в последующем ставшем одним из сильнейших государств мира.
  • Экономическая политика, проводимая под руководством Ленина, способствовала восстановлению хозяйства, разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами.
  • Успешной была и социальная политика: велась борьба с безграмотностью, строились школы, больницы, создавались рабочие места, проводилась политика всеобщей занятости населения.
  • Ленин был автором многих философских и политических трудов, в которых излагал своё видение будущее. Все годы Советской власти эти книги были основой политического образования советского народа (« Что делать?» другие.)
  • Однако политика централизации власти, диктатуры пролетариата привела к становлению однопартийности в стране, что станет в будущем основой тоталитаризма Сталина.
  • Борьба за власть дорого обошлась народу страны: миллионы погибших от военных действий, голода, ухудшение положения народа в первые годы становления нового государства- это всё вызывало гнев и недовольство народа, выливавшиеся в массовые выступления.
  • Внешняя политика Ленина имела целью сохранить власть Советов любой ценой. Этой ценой стали огромные промышленные и сельскохозяйственные территории, потерянные в результате Брестского мира. Однако удачная дипломатическая политика страны, усиливающаяся мощь СССР привели к полосе признания государства на мировой арене. В этом немалая заслуга вождя – Ленина.

Таким образом. В.И.Ленин — величайшая личность в истории России. Несмотря на многие перегибы в его политике, нельзя не признать его огромной роли в жизни народа и страны в течение достаточно большого периода времени — более 70-лет существования советской власти в стране.

Хронология жизни и деятельности В.И.Ленина

1870-1924 Годы жизни В.И.Ленина
22 апреля 1870 Родился Ленин в семье инспектора народных училищ, в Симбирске.
1887 Был казнён старший брат Ленина- Ульянов за участие в покушении на Александра III.
1887 Ленин принят в Казанский университет, но в декабре этого же года исключён за участие в студенческих волнениях.
1894 Знакомство с Н.К. Крупской — будущей женой.
1885 Начало профессиональной революционной деятельности. Едет за границу, чтобы ознакомиться с революционным движением на Западе и установить связь с марксистской группой «Освобождение труда», которая борется за права просто народа.
1895 Ленин арестован в Петербурге.
1897, февраль- 1900 Объявлен приговор, Ленин выслан в Сибирь на 3 года в село Шушенское(Енисейская губерния)
1900, июль Первая эмиграция, длившаяся 5 лет. Жил в Лондоне, Брюсселе.
1901-1902 Работал над книгой « Что делать?»
1903, 30 июля – 23 августа Участвовал в работе 2 съезда РСДРП.
1903, 25 апреля – 10 мая 3 съезд РСДРП в Лондоне.
1905, 21 ноября Ленин возвращается в Петербург.
1906, сентябрь- 1907, декабрь Первое финское подполье.
1908-1917 Ленин живёт и работает за границей: в Швейцарии, Лондоне, Праге, на о. Капри.
Апрель 1917 « Апрельские тезисы», опубликованы в газете « Правда» , призыв к революции..
С июля 1917 Ленин снова в подполье, скрывается в Финляндии.
1917, 23 октября Конспиративное собрание большевиков, неизбежность восстания.
25-26 октября 1917 Октябрьская революция, арест Временного правительства. Власть – в руках большевиков во главе с Лениным. Декреты о мире, земле, власти.
  1. январь
Разгон большевиками Учредительного собрания.
1918, 3 марта Подписание сепаратного мира с Германией, выход России из войны.
1918, март Переезд советского правительства в Москву.
1918, август Покушение на Ленина Ф.Каплан.
1919, март 1-ый конгресс Интернационала
1920, июль- август 2-ой конгресс коммунистического интернационала.
1921, февраль-март Подавление Кронштадтского мятежа.
1921, март Ленин подписывает « Наказ СНК о проведении в жизнь начал НЭПа»
1922, май Первый приступ болезни Ленина (склероз сосудов головного мозга)
1922 декабрь Резкое ухудшение состояния здоровья Ленина
1922, декабрь Ленин диктует « Завещание»
1924, 21 января Смерть Ленина. Тело Ленина покоится в Мавзолее в Москве.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Портреты личностей , которые можно использовать при написании сочинения.

А.М.Горький

Организованная учением Маркса и Ленина энергия передовых отрядов рабочих и крестьян ведёт за собой массу трудового народа Союза Советов к цели- смысл которой выражается в трёх простых словах: создать новый мир. В Союзе Советов даже дети-пионеры понимают- что для создания нового мира- новых условий жизни необходимо:

сделать невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств- которые всюду выжимаются и всегда выжимались из крови и пота рабочих- крестьян;

уничтожить деление людей на классы- уничтожить всякую возможность эксплуатации меньшинством трудовой и творческой энергии большинства;

разоблачить ядовитую ложь религиозных...

Дополнительная информация

  • Читать:
  • Скачать:

Случайный отрывок из книги:

Теперь у нас есть Красная Армия, армия бойцов, каждый из которых хорошо знает, за что он будет драться.

И, если, окончательно обезумев от страха перед неизбежным будущим, капиталисты Европы всё-таки дерзнут послать против нас своих рабочих и крестьян, необходимо, чтобы их встретил такой удар словом и делом по глупым головам, который превратился бы в последний удар по башке капитала и сбросил его в могилу, вполне своевременно вырытую для него историей.

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые напечатано в газете "Правда", 1930, номер 314, 15 ноября. В тот же день под заглавием "Если враг не сдаётся, - его истребляют" опубликовано в газете "Известия ЦИК СССР и ВЦИК".

В годы ВОВ слова М.Горького "Если враг не сдаётся, - его уничтожают" напомнил народу И.В.Сталин в приказе 55 от 23 февраля 1942 г.: "Война есть война. Красная Армия берёт в плен немецких солдат и офицеров, если они сдаются в плен, и сохраняет им жизнь. Красная Армия уничтожает немецких солдат и офицеров, если они отказываются сложить оружие и с оружием в руках пытаются поработить нашу Родину. Вспомните слова великого русского писателя Максима Горького: "если враг не сдаётся, - его уничтожают" (И.Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, Госполитиздат, М. 1950, стр. 86-87).

Под заглавием "Если враг не сдаётся, - его истребляют" статья включалась в первое и второе издания книги М.Горького "Публицистические статьи".

Печатается по тексту газеты "Правда", сверенному с авторизованными печатными текстами (Архив А.М.Горького).

Горький Максим

А.М.Горький

Если враг не сдается - его уничтожают

Организованная учением Маркса и Ленина энергия передовых отрядов рабочих и крестьян ведёт за собой массу трудового народа Союза Советов к цели, смысл которой выражается в трёх простых словах: создать новый мир. В Союзе Советов даже дети-пионеры понимают, что для создания нового мира, новых условий жизни необходимо:

сделать невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств, которые всюду выжимаются и всегда выжимались из крови и пота рабочих, крестьян;

уничтожить деление людей на классы, уничтожить всякую возможность эксплуатации меньшинством трудовой и творческой энергии большинства;

разоблачить ядовитую ложь религиозных и национальных предрассудков, которые разъединяют людей, делая их непонятными, чужими друг другу;

вытравить из жизни трудящихся все воспитанные вековым рабством дикие и грязные бытовые навыки;

уничтожить всё, что, затрудняя в трудовом народе рост сознания единства его жизненных интересов, позволяет капиталистам создавать человеческие бойни, посылая миллионы трудящихся на войну друг против друга, - на войны, основная цель которых всегда одна: укрепление права капиталистов на грабёж, укрепление их бессмысленной жажды наживы, их власти над трудящимися.

В конечном счёте это значит: создать для всех людей и для каждой единицы свободные условия развития своих сил и способностей, создать равную для всех возможность достижения той высоты, до которой поднимаются, излишне затрачивая множество энергии, только исключительные, так называемые "великие люди".

Это - фантазия, романтика? Нет, это - реальность. Фантазией, романтикой называют это движение масс к строительству нового мира враги рабочих и крестьян, люди, которые, - как недавно написала мне "Русская женщина" - представляют "тонкий слой образованных и европейски мыслящих" и которые, - как пишет она, - убеждены, что:

"Разум - достояние немногих, нельзя искать разума в массах".

"Культура - создание немногих, высокоодарённых людей".

В этих словах "Русская женщина" грубо, но правильно выразила весь смысл и всю нищету буржуазной идеологии, выразила всё, что буржуазная мысль может противопоставить духовному возрождению пролетарских масс. Духовное возрождение пролетариата во всём мире - неоспоримая действительность. Рабочий класс Союза Советов, идя впереди пролетариев всех стран, прекрасно утверждает эту новую действительность. Он поставил перед собой грандиозную задачу, и его концентрированная энергия успешно разрешает её. Трудности решения - огромны, но, когда хочешь, - можешь! Десять лет назад рабочий класс, почти безоружный, разутый, раздетый, голодный, вышвырнул из своей страны богато вооружённые капиталистами Европы белые армии, вышвырнул войска интервентов.

За тринадцать лет, работая над строительством своего государства с небольшим количеством честных, искренно преданных ему специалистов, прослоенных множеством гнусных предателей, которые отвратительно компрометируют и своих товарищей и даже самую науку, работая в атмосфере ненависти мировой буржуазии, в змеином шипении "механических граждан", которые злорадно подмечают все мелкие ошибки, недостатки, пороки, работая в условиях, о тяжести и ужасе которых он сам ещё не имеет ясного представления, - в этих адских условиях он развил совершенно изумительное напряжение подлинно революционной и чудотворной энергии.

Только героическое мужество рабочих и партии, выражающей его разум разум революционной массы, может создавать при всех данных отрицательных условиях такие подвиги, как, например, то, что по плану на 1929-30 годы рабочие должны были поднять промышленность на 22 процента, а подняли на 25, колхозы должны были дать 20 миллионов гектаров, а мы имеем уже 36! Вместе с этим, затрачивая силы свои на строительство индустрии, руководя реорганизацией деревни, рабочий класс и крестьянство непрерывно выделяют из массы своей сотни даровитых выдвиженцев, ударников, рабкоров, писателей, изобретателей и вообще - новую, свою интеллектуальную силу.