• Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс (Документ)
  • Боденхамер Б., Холл М. НЛП - практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП (Документ)
  • Булыгин Е. НЛП как оно есть. Практика успеха (Документ)
  • Гагин Т., Кельин А. Кривая коза и грабли мёбиуса (Документ)
  • Холл М. Путь НЛП: Образ действий, смысл и критерии овладения НЛП (Документ)
  • Бэндлер Ричард. Искусство Мастера НЛП (Документ)
  • Грэйс Наталья. НЛП. Нейролингвистическое программирование (Документ)
  • Бейли Р. НЛП-консультирование (Документ)
  • (Документ)
  • Балыко Д. Как стать звездой по жизни? 30 правил НЛП, которые перевернут ваш мир (Документ)
  • Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек - в принцы (Документ)
  • n1.doc

    Упражнение на калибровку

    Первый отслеживает тонкие изменения в состоянии "подопытного", описывая вслух детали изменения его внешности. Надо заметить как можно больше непроизвольных, мелких реакций. А третий подсказывает упущенное.
    · Поначалу эта работа кажется нудной. Но это только до тех пор, пока не окажутся очевидными незаметные с первого взгляда (и часто весьма интересные) подробности. Куда он смотрит, когда погружается в воспоминания? Как он реагирует на вас? На ваши слова? Как часто вздыхает? Дрожат ли пальцы? Напряжены ли мышцы челюсти? Во время такого упражнения, чтобы убедиться, можно даже потрогать…
    На всякий случай: мы не можем заметить все. Сознание человека воспринимает и обрабатывает одновременно семь плюс-минус два объекта. А ведь мы еще и слушаем, что говорит клиент. Конечно, сознательно отследить все не удастся. Но - тренируясь в осознанном внимании к одному, другому, третьему нюансу поведения, мы приучаем себя делать это уже неосознанно, автоматически.
    · Это называется по-разному: интериоризация, актуализация бессознательных ресурсов, неосознанная компетентность, но суть одна: знание становится навыком. И начинает работать.

    Усиливаем выражение

    Это упражнение на усиление мышечных напряжений на лице, чтобы усилить и эмоции. Первый видит мелкие намеки на выражение лица у второго и просит усилить-продолжить напряжение этих мышц до тех пор, пока эмоция не станет ясной. Идея в том, чтобы привыкнуть по мелким намекам на эмоцию угадать, какая она там, в глубине.

    "Да", "Нет", "Не знаю"

    Да-нет: 10 "да", 10 "нет", 10 поочередно "да" и "нет", где эти "да" и "нет" очевидны, а затем 10 вопросов на неизвестный вам ответ. Надо угадать 7 из 10 раз. Три смены ролей.

    Крестики-нолики

    Надо угадать, в какой руке у человека монетка, основываясь на выявленных в предыдущем упражнении невербальных сигналах согласия-несогласия.

    Приятное-неприятное (человек, событие)

    Первый предлагает второму вспомнить сначала приятное событие из недавнего прошлого (и калибрует физиологию), затем неприятное (и тоже калибрует). Потом задает вопросы из серии: "кто из них выше", "какое из них раньше" и по невербалике предугадывает ответ. Обратите внимание на то, что человек сначала сравнивает, поэтому могут быть обе реакции, нас интересует та, на которой человек остановится.

    Согласие-несогласие

    В парах с людьми говорить что-то (необидное), что заведомо неверно - о них (или вообще) и что-то заведомо верное. Калибруем согласие-несогласие.

    Гадалка

    В этих же парах, откалибровав, начинаем гадать о прошлом и настоящем человека, опираясь на откалиброванные сигналы. Пример: "Вы женаты… наверное, нет".

    · Все это надо хорошо отработать, прежде чем пойдем дальше. Недостаточно понять суть, нужно приобрести основу навыка.
    Что калибруем (еще раз):

    Дыхание
    Тональность, тембр и сила голоса
    Скорость голоса
    Вегетативные проявления
    Тонус мышц
    Движения
    Кроме того:
    Направление взгляда по отношению к окружающим
    Предикаты, заключающие репрезентативную систему
    · Об этом сейчас пойдет речь.

    Модальности: ВАК (визуальный-аудиальный-кинестетический)

    Она же VAK (visual-audial-kinestetic)
    Рассказываем о том, как человек получает опыт об окружающем мире - работают пять чувств - пять каналов восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический, вкусовой (gustatory) и обонятельный (olfactory), но применимы традиционно три (вкусовой и обонятельный обычно включаются в кинестетическую модальность). Это и есть ВАК-система. То есть система описания человеческого текущего, прошлого или будущего опыта в трех основных модальностях.
    Каждый имеет свою ведущую модальность (или их сочетание) - по крайней мере на данный конкретный момент времени (есть данные, что с течением времени или изменением ситуации у одного и того же человека ведущая модальность может меняться). При общении важно выделить эту модальность, чтобы говорить с человеком на его языке и его модели реальности.
    · Плюс: "я такой же, как ты": "Со мной безопасно", "Вместе мы можем больше", "Мы с тобой одной крови - ты и я!"
    Отсюда - повышение взаимного доверия.

    Способы определения модальностей: Глаза и Предикаты .

    Чтобы использовать знание о ведущих модальностях для создания и поддержания ситуации взаимного доверия (или наоборот), нужно уметь их выделять у собеседника.

    Глаза:

    Описание схемы глазодвигательных реакций: Верхний этаж - визуальные представления (вправо - конструкции, влево - воспоминания), средний этаж - аудиальный, а внизу справа - кинестетика. Внизу слева - т.н. внутренний монолог, то есть человек про себя проговаривает что-то (не всегда осознанно), а расфокусированный взгляд по центру обычно говорит о визуализации, то есть зрительных представлениях в приближении к трансовому состоянию.
    Полная схема калибровки глазодвигательных паттернов: удостовериться, что у человека все стандартно (как на картинке), задавая вопросы раздельно на каждую из модальностей. Затем, убедившись, задаем вопросы на неочевидную модальность для выявления ведущей РС (реперезентативной системы).
    Зовем добровольцев, показываем группе их глаза в момент ответа на вопросы. Вопросы задаем на разные модальности:
    - Представь зеленого бегемота в оранжевый кружочек. Спасибо.
    - Помнишь, какого цвета глаза у твоей девушки?
    - Ты слышал бой курантов?
    - Если бы ты запел, как бы это звучало?
    - Ты любишь принимать теплую ванну?
    - Ты помнишь вкус Martini? А представить себе можешь?
    Теперь, когда мы удостоверились, что у человека все стандартно (а то у некоторых левшей бывает наоборот, а у басков вообще не так), задаем вопросы на выявление ведущей модальности. То есть предлагаем вспомнить или представить что-то, что можно представить или вспомнить с использованием разных модальностей:
    - Преставь себе трубу (можно увидеть, услышать звук и ощутить гладкий металл),
    - Вспомни шерстяной носок (ощущение или цвет-вид?)
    - Вспомни свою любимую (любая модальность). И т.д.
    Вопросы группе - что видели в глазах.

    Упражнение на калибровку паттернов движения глаз

    Теперь это в тройках: один глядит, один спрашивает, один наблюдает. Две смены ролей. Задача: определить ведущую модальность.
    На всех полчаса.
    Обсуждение. Ответы на вопросы.

    Предикаты (речь):

    ВАК определяется и по предикатам, т.е. словам, которые человек употребляет преимущественно в случаях, где они не обязательны.
    · А еще по высоте голоса и этажу жестикуляции: вверху - визуалы, в середине - аудиалы, внизу - кинестетики.
    Если человек говорит, что "видит луну", глядя на нее же, это еще не говорит о его визуальной модальности как ведущей. Вот если он сообщает, что "видит, о чем идет речь", или "чувствует, что ситуация меняется", то можно делать предположения о ведущей модальности человека.
    Предикаты также могут преимущественно отноститься к одной из модальностей, указывая таким образом на ведущую.

    Примеры сенсорноопределенных слов и выражений (предикатов)

    Нейтральные:
    Решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать намереваться, осознавать, оценивать, решать, учить, мотивировать, изменять, сознательный, относиться.

    Визуальные:
    Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, цена, слепой, визуализировать. перспектива, блестеть, отражать. прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение. зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

    Аудиальные:
    Говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение. внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

    Кинестетические:
    Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый. мягкий, нежный, зажимать, держать, залезать. сносить, тяжелый, гладкий.

    Обонятельные:
    Душистый, ароматный, дымный, спертый, свежий, благоухающий, вонючий.

    Вкусовые:
    Кислый, соленый, сладкий, вкусный, сочный, привкус, горький.

    Визуальные выражения:
    Я вижу, что вы имеете в виду.
    Я внимательно рассматриваю эту идею.
    Мы смотрим глаза в глаза.
    Я имею смутное представление.
    У него слепое пятно.
    Покажите мне, что вы имеете в виду.
    Вы посмотрите на это и рассмеетесь.
    Это прольет немного света на существо вопроса.
    Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
    Это прояснилась для меня.
    Без тени сомнения.
    Смотреть скептически.
    Будущее выглядит светлым.
    Решение возникло перед его глазами.
    Приятное зрелища.

    Аудиальные выражения:
    На той же длине волны.
    Жить в гармонии.
    Говорить на тарабарском языке.
    Пропускать мимо ушей.
    Звонить в колокол.
    Задавать тон.
    Слово за слово.
    Неслыханный.
    Давать аудиенцию.
    Держать язык за зубами.
    Манера говорить громко и отчетливо.

    Кинестетические выражения :
    Я связался с вами.
    Я ухватил эту идею.
    Задержаться на секунду.
    Я своей печенкой чувствую это.
    Человек с холодным сердцем.
    Хладнокровный человек.
    Толстокожий.
    Руки чешутся.
    Пальцем не тронуть.
    Палец о палец не ударил.
    Твердое основание.
    Загореться желанием.
    Не хватать звезд с неба.
    Плавно регулировать.
    Обонятельные и вкусовые выражения
    Чуять недоброе.
    Горькая пилюля
    Вкус к хорошей жизни.
    Слащавый человек.
    Кислая мина.
    · (Сделать и раздать распечатки списка примерного списка предикатов).


    Неопределенные (Полимодальные)

    Визуальные

    Аудиальные

    Кинестетические

    Установка

    Перспектива, точка зрения

    Александр Любимов


    Люди умеют делать совершенно восхитительную вещь: говорить не то, что испытывают. Это позволяет сохранять хорошие отношения и не превращать общение в бойню.

    Представьте, вы приходите на работу, а ваши коллеги искренне сообщают вам:
    - Ты выглядишь как проститутка.
    - Я тебя ненавижу.
    - Иванова явно красивее тебя.
    - Я бы сорвал с тебя одежду прямо сейчас и занялся сексом на этом столе.
    - Я бы пристрелил нашего начальника.
    - Чего-то я не то съел и меня пучит.
    - У меня геморрой разыгрался.
    - Всё идёт хуже и хуже.
    Некоторые это всё конечно говорят, но не постоянно. А более продвинутые особи даже умеют немного контролировать выражение своего лица и пытаются скрывать эмоции. Но обычно человек сознательно не способен контролировать себя целиком: контролируешь лицо - руки и туловище показывают что происходит внутри, контролируешь руки - все эмоции на лице.

    То есть люди лгут (в широком смысле этого слова):

    • чтобы поддержать хорошие отношения;
    • так принято;
    • социально одобряемый ответ;
    • чтобы избежать конфликтов;
    • избежать неприятных последствий;
    • казаться лучше;
    • просто сами не понимают, в каком состоянии.

    И по множеству других причин.

    Естественно возникает желание понять, что же там происходит внутри у человека «на самом деле». Но другой человек для нас "черный ящик" - мы можем только догадываться об этом по некоторым внешним проявлениям: изменение голоса, наклон головы, направление взгляда, покраснение кожи, изменение позы, применение определенных слов и т.д.

    Большинство людей этих внешних проявлений не замечают, а если и замечают, то только совсем уж заметные, реагируют же в основном слова. Пока не скажешь, что тебе плохо - никто и не заметит.
    Калибровка - это установленные соответствия внешних признаков и внутреннего состояния человека.

    Вот при помощи калибровки как раз и можно установить, что сейчас человек испытывает. Вне зависимости от того, что оно говорит. И можно понять: согласен он с вашим утверждением или нет, хорошо ли ему сейчас, как он относится к идее съездить в выходные к маме и изменилась ли его реакция после коллапса якорей. В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками.

    Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

    Один из важных принципов калибровки:

    общие признаки одного состояния одинаковы в различных контекстах.

    То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если мужчина соглашается с тем, что сегодня хорошая погода, и у него при этом понижается голос, речь становится медленнее, туловище наклоняется вперед,то скорее всего он будет понижать голос, замедлять речь и наклоняться вперёд, если он согласен подписать договор или пойти вечером в ресторан.
    Так что для калибровки сначала обычно создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо и замечаем эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько его реакция похожа. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). А потом уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы.

    В технике калибровкой называют подстройку прибора. Например, при подстройке весов кладут эталонный груз в один килограмм и подкручивают специальную ручку, чтобы стрелка показывала этот самый килограмм.

    Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи. Например:

    Герои серила «Lie to me» («Теория лжи») как раз профессионально занимаются тем, что в НЛП называют калибровкой.

    Но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

    индивидуального подхода для каждого человека.

    То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами. Для начала нужно установить «нейтральное» состояние от которого можно отталкиваться. Например, если у человека в «нейтральном» состоянии опущены уголки губ - это не будет признаком, например, печали. К тому же более сложные состояния ещё более индивидуальны, и шпаргалки уже не помогут.

    Часто возникает вопрос: насколько морально оправдано использование НЛП при общении с обычными людьми?

    Ответ будет таким: все зависит от того с какой целью вы будете использовать техники НЛП, одно дело если вы воспользуетесь им для знакомства и поддержания беседы с интересным вам человеком, попробуете перенять у него какие-то принципы или стратегии жизненного стиля, честно сказав ему об этом, попробуете избавиться от комплексов которые мешают вам свободно общаться или попытаетесь как-то поддержать своих друзей впавших в депрессию, и совсем другое если вы попытаетесь втереться в доверие к человеку, а потом так или иначе воспользоваться ситуацией. Не стоит пользоваться методами НЛП или гипноза из эгоистичных соображений или желания самоутвердиться за счет других. НЛП - не панацея, а только способ эффективного общения, то есть общения при взаимопонимании людей.

    Калибровка

    Калибровка -- это осознание того факта, что люди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть и которое мы очень часто используем. Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные органы чувств.

    Мы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и разные состояния. Например, если кто-то вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа -- побледнеть, а дыхание стать более поверхностным; тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.

    Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные глаза и уши. Едва ли полезно дожидаться удара кулаком по носу, чтобы узнать, что человек зол, или, увидев сдвинутые брови, предполагать самое страшное.

    В НЛП-тренинге ссылка существует упражнение, которое вы могли бы попробовать сделать с товарищем. Попросите товарища подумать о человеке, который ему очень нравится. В то время как он будет делать это, обратите внимание на позицию его глаз и наклон головы. Отметьте также, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются. Они являются внешним выражением внутренних мыслей. Это тоже мысли, но только в физическом измерении.

    Теперь попросите товарища подумать о человеке, который ему не особенно нравится. Отметьте изменения в этих знаках. Попросите его думать попеременно то об одном, то о другом до тех пор, пока вы не убедитесь, что обнаружили определённые различия. В терминах НЛП вы сейчас калибровали эти два состояния. Вы знаете теперь, как они выглядят. Попросите своего товарища подумать об одном из этих людей, не говоря вам заранее, о каком именно он подумает. А теперь прочтите по физическим индикаторам, о ком он подумал, и скажите ему. Это выглядит как чтение мыслей… Вы можете оттачивать свое умение. Чаще всего мы калибруем бессознательно. Например, если вы спросите любимого, хочет ли он сходить за продуктами, вы узнаете ответ интуитивно и немедленно, ещё до того, как он откроет рот. «Да» или «нет» -- это самый последний шаг в процессе мышления. Нам ничего не остается, кроме как реагировать телом, разумом и языком -- столь глубоко они связаны между собой.

    Педагогические науки/

    4. Стратегические направления реформирова­ния системы образования

    Д. п. н., профессор Подлиняев О. Л.

    Восточно-Сибирская государственная академия образования, Россия

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ

    РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Появление экзистенциального подхода связывают с именем датского философа С. Кьеркегора , провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia – существование) как глубинную сущность«человеческогоЯ». Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем, с позиции С. Кьеркегора, экзистенция – это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот – «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности – человек не рождается человеком, а становится им.

    Наибольшего влияния экзистенциализм как философское направление, достигает вXX веке. Наиболее известными представителями экзистенциализма являются русский философ Н. А. Бердяев; немецкий философ К. Ясперс; французский философ Г. Марсель, французские философы Ж.-П. Сартр; С. Де Бовуар; лауреат Нобелевской премии А. Камю; немецкие философы М. Хайдеггер, П. Тиллих и др.

    Одной из ключевых категорий экзистенциализма является свобода. Свобода – это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом – «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы» ; однако отказ человека от свободы – это также частный случай свободы.

    Согласно экзистенциализму, смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» биологического, животного начала, а «выбирает» самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. «Свобода есть не право, а обязанность» .

    Экзистенциализм оказал сильное влияние на искусство, культуру, философию; особую значимость он приобрел в психолого-педагогической науке и образовании. Идеи экзистенциализма прошли через работы Э. Фромма, К. Хорни, русского психолога С. Л. Рубинштейна (который в советский период за свои убеждения подвергся преследованиям).Среди наиболее известных представителей экзистенциального течения в психологии, можно назвать Д. Бюджентала, Р. Мэя, В. Франкла. К представителям экзистенциальной педагогики относятся О. Ф. Больнов, А. С. Нилл, У. Глассер.

    Образовательные стратегии, основанные на экзистенциальном подходе, основываются на положении, что у каждого человека существуют фундаментальные проблемы, связанные с его личностной сущностью – экзистенциальные проблемы; при этом выделяются четыре основных группы проблем:

    1) проблемы жизни и смерти;

    2) проблемы поиска человеком смысла жизни и смерти; проблемы смысла и бессмысленности существования, деятельности;

    3) проблемы свободы и ответственности, выбора и детерминизма;

    4) проблемы общения и одиночества.

    Экзистенциалисты считают, что почти все жизненные сложности человека являются следствием нерешенных или же неправильно решаемых сущностных, экзистенциальных проблем.

    Что касается первых двух групп проблем, то представители данного подхода (в частности, В. Франкл ) исходят изтого, что основным побудительным механизмом личностного развития и человеческой деятельности является стремление человека к нахождению и реализации смысла собственной жизни.

    Отсутствие смысла жизни, невозможность его нахождения, бесцельность и пустота существования, приводят человека в состояние экзистенциального вакуума (экзистенциального кризиса), который является причиной психических нарушений, девиантных и делинквентных проявлений в поведении и т. п.

    В отношении третьей группы проблем позиция экзистенциалистов следующая: человек является субъектом своего развития и образования, он свободен в выборе собственного жизненного пути. При этом экзистенциальная парадигма не отрицает значительного воздействия на становление личности социальных обстоятельств и, безусловно, признает влияние его биологической природы, в том числе и иррациональных бессознательных сил. Однако нельзя считать социальные или биологические детерминанты доминирующими или, более того, единственными факторами человеческого развития. «Экзистенциальный анализ считает человека существом свободным, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям, в противоположность ходячему психоаналитическому представлению о человеке как о существе, детерминированном преимущественно влечениями и стремящимся к наслаждению» .

    Человек свободен сам детерминировать действующие на негосоциальные и природные силы; в то же время он свободен выбрать путь отказа от этой свободы и подчиниться влиянию внешних или бессознательных воздействий – такой путь ведет к потере индивидуальности, к конформизму, к деструктивному поведению. Таким образом, человек не только свободен осуществлять свой жизненный выбор, но и полностью ответственен за него. Свобода – это всегда ответственность за эту свободу. Если реализация свободы не сопряжена с ответственностью, то она может привести к произволу. В. Франкл считал целесообразным Статую Свободы на Восточном побережье Соединенных Штатов дополнить Статуей Ответственности на Западном побережье .

    В то же время, из данной логики следует, что не может быть и ответственности без свободы. К примеру, в среде работников образования достаточно распространены жалобы на то, что «современные учащиеся абсолютно безответственны». Однако при этом педагоги, как правило, упускают из виду тот факт, что современный ученик в традиционной системе образования не имеет свободы практически ни по одному параметру школьной жизни. Вполне естественно, что полное отсутствие свободы обусловливаетполное отсутствие ответственности. Человек не может и не должен нести ответственность за чужие выборы.

    Следующая группа проблем – проблемы общения и одиночества – также является ключевой для экзистенциального подхода. Человек изначально социален;аффилиация является имманентным его качеством. Люди стремятся к эмоциональным контактам, к любви, к дружбе и фрустрирование потребности в общении, порождающее чувство «покинутости», одиночества, как и потеря смысла, может вызвать экзистенциальный кризис.

    В то же время практическикаждый человек время от времени нуждается в одиночестве, как в особом экзистенциальном состоянии. Более того, одиночество зачастую является необходимым условием реализации творческого потенциала личности. Значительная (еслине большая) часть великих произведений, вошедших в историю мировой науки и культуры, создано их творцами в одиночестве (трудно представить, что, к примеру, роман «Война и мир» мог бы быть результатом коллективного труда). Таким образом, фрустрация потребности в одиночестве несет не меньшую угрозу психической целостности личности, чем фрустрация потребности в общении.

    Основными задачами экзистенциально-ориентированного образования следует считать оказание помощи человеку в выборе собственного уникального и в то же время позитивного пути личностного развития; в поиске и реализации сущностных смыслов; способствование в обретении свободы жизненных выборов и ответственности за эти выборы; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, таки с миром внутренним. По словам В. Франкла: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» .

    Основные группы экзистенциальных проблем можно объединить в пять фундаментальных положений:

    1. Экзистенциальный подход исходит из постулата, утверждающего, что за любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые субъектом) экзистенциальные проблемы. Соответственно, задача педагогов за внешними личностными, социальными и прочими осложнениями обучающихся увидеть породившие их глубинные экзистенциальные причины.

    2. Экзистенциальный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке, на безусловном уважении его индивидуальности и одновременно на признании непознаваемости глубинной сущности его личности. С точки зрения экзистенциализма, никакие психодиагностические методики не могут создать полного и достоверного психологического портрета человека, поскольку он никогда не бывает статичен и всегда находится в процессе становления. Кроме того, он «… сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих «объективные» предсказания и ожидаемые результаты» .

    3. Экзистенциальный подход базируется на феноменологическом принципе, исходя из которого в фокусе внимания психолога (педагога) должно находиться, прежде всего, то, что существует в пределах внутреннего, субъективного мира индивида. С точки зрения феноменологического подхода, поведение человека нельзя понять, не обратившись к его субъективности; таким образом, экзистенциализм противостоит, в первую очередь, бихевиоризму, утверждающему, что поведениелегко объясняется реакцией на внешние «стимульные» ситуации.

    4. Экзистенциальный подход, не отрицая значимости для индивида прошлого и будущего, отдает приоритет настоящему. Реальные изменения в сторону личностного роста возможны только в настоящем. По словам американского психолога Э. Шострома: «Единственное время, где у нас есть возможность жить – это настоящее. Мы можем и должны помнить прошлое; мы можем и должны предчувствовать будущее. Но живем мы только в настоящем» . Данные положения отличают экзистенциализм от глубинных концепций, гдеприоритет отводится прошлому опыту, которым жестко детерминировано как настоящее, так и будущее человека.

    5. Экзистенциальный подход ориентирован в большей степени на конкретные жизненные ситуации и феноменологическое межличностное взаимодействие, нежели на стандартизированные психолого-педагогические технологии. «Экзистенциализм задает скорее определенную направленность, локус осмысления происходящего..., нежелиопределенный набор техник и предписаний» .

    В целом экзистенциальный подход, исходя из признания уникальности бытия отдельного человека, провозглашает человека главным творцом своей личности и субъектом своего образования. Как сказал Сартр: «Человек не что иное как то, чем он делает себя сам» .

    Человек, таким образом, несет ответственность не только за свободу внешних выборов, но и за выборы внутренние, касающиеся как осуществления своих возможностей, так и целенаправленного отказа от их реализации, в случае их противоречия выбранному жизненному пути.

    Личностный рост, самоактуализация, свобода выбора – все это исключительно серьезный труд, тяжелый поиск, требующий максимальной концентрации человеческих ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил. Уход от этих проблем – наиболеелегкий способ существования, но человек в конечном итоге расплачивается за него деперсонализацией – потерей собственного «Я». В любом случае отказ от свободы означает отказ от возможности жить счастливой, полноценной, насыщенной смыслом жизни.

    В целом, экзистенциализм выводит психолого-педагогическую науку на новый уровень представлений о человеке и его развитии. Его влияние распространилось на разнообразные науки, предметом изучения которых является человеческая личность; в том числе экзистенциальный подход может стать стратегией развития современного образования.

    Литература:

    1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. -С. 65 - 70.

    2. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П. В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М.:Республика, 1995. - 383 с.

    3. Братченко С. Л.Экзистенциально-гуманистический подход в психологииипсихотерапии // Психол. газета “Иматон”. - 1997. - № 1. - С. 7.

    4. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

    5. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, 1997. - 304 с.

    6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: Сборник // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др. Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.

    7. Тиллих П. Избранное: теология культуры / Пер. с англ. - М.: Юрист, 1995. - 479 с.

    8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

    9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: Пер. с англ. А. Малышевой. - Мн.: ТПЦ “Полифакт”, 1992 . - 128 с.

    10. Kierkegaard S. The Sickness unto Death. Princeton University Press, 1941. - P. 25 - 29.

    Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.

    Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.

    Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.

    Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.

    Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

    Немецкий экзистенциалист О.Ф. Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.

    Этому очень близка логотерапия В. Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).

    В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.