«ОДПУ сняли на поверку. Сколько времени отведено на нее? Может ли РСО в этот период начислять плату по сечению трубы (нагрузке) или применять повышающий коэффициент?»

На вопрос отвечает Иван Молчанов, ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго»

Сразу проведем грань между поверкой ОДПУ и проверкой его показаний.

Поверка и проверка: в чем разница?

Поверка - это метрологическое мероприятие. ОДПУ - это средство измерения. В нашем случае - измерения объема потребленного коммунального ресурса. Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Это закреплено Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). Технически поверка представляет собой проверку измерительного прибора на специализированном оборудовании. Поверке подвергаются средства измерения (СИ), выпускаемые из производства и ремонта, получаемые из-за рубежа, а также находящиеся в эксплуатации и хранении.

Поверку средств измерений могут проводить только аккредитованные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это предусмотрено Законом № 102-ФЗ. Периодическую поверку средств измерений, включенных в перечень, определенный постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, имеют право осуществлять исключительно государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

С поверками определились, теперь перейдем к проверкам . Как исполнитель КУ вы проводите проверки приборов учета. Но это не ОДПУ, а индивидуальные приборы учета. Вы должны проводить проверки состояния ИПУ, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности показаний, предоставляемых потребителем. Эта обязанность установлена п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления КУ).

Поверка общедомовых счетчиков воды

Если говорить о поверках ОДПУ, то им подвергаются счетчики:

  • газа (межповерочный интервал ВКГ-2, ВКГ-3, СПГ742, СПГ761 - 4 года, преобразователя расхода вихревого ИРВИС-К300, вихревых расходомеров-счетчиков газа ВРСГ-1, ИРВИС РС-4 - 2 года);
  • тепла (ТСК-5, ТСК-7, ULTRAHEAT 2WR6, СТУ-1 - 4 года);
  • воды (ПРЭМ, УРЖ2 КМ, ULTRAHEAT 2WR7 - 4 года).

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится по методикам ГОСТ 8.156 (п. 3.4.8) и МИ 1592–99. При поверке ОДПУ воды проводят внешний осмотр счетчика, проверяют его герметичность и определяют его относительную погрешность.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяют:

  • комплектность в соответствии с нормативно-технической документацией на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, мешающих считывать показания;
  • отсутствие загрязнений на стекле, которое закрывает циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Для проверки герметичности счетчиков создают в рабочей полости с помощью гидравлического пресса давление 1,6 МПа (16 кгс/кв. см). Прибор считается прошедшим проверку, если после выдержки под таким давлением в течение 15 мин не появляются отпотевание или течи воды в местах соединений и на корпусе.

Относительная погрешность ОДПУ воды определяется при трех поверочных расходах - минимальном, переходном и номинальном. При каждом расходе выполняют одно измерение. Погрешность, определенная при различных расходах, не усредняется.

  • Общедомовые приборы учета воды: цена, порядок установки, поверка

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Поверка общедомовых приборов учета тепла проводится по методикам Госстандарта России. Заводская документация на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должна содержать раздел «Методика выполнения измерений».

Процедуру поверки ОДПУ тепла можно условно разделить на этапы: внешний осмотр, проверка электрического сопротивления изоляции счетчика и определение его метрологических характеристик.

При внешнем осмотре ОДПУ тепла выявляют внешние неисправности и дефекты и проверяют:

  • соответствие маркировки;
  • исправность защитной арматуры и соединительных проводов;
  • равенство длин проводов термопреобразователей;
  • чистоту поверхности защитной арматуры.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений термопреобразователей при температурах 0 и 100 °С. При этом сопротивления при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики с корректорами (устройствами пересчета результатов измерений объема газа при рабочих условиях к результатам измерений при стандартных условиях) поверяют поэлементно или поканально. Методика приводится в руководстве по эксплуатации прибора. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324–2002. Такая поверка включает внешний осмотр и испытания для определения пригодности счетчика к эксплуатации.

К сведению

Водные счетчики служат до 10–12 лет. Необходимо просто периодически тестировать измерительный прибор - делать поверку. Интервалы для поверки указаны в техпаспорте. Требовать не поверки, а замены ОДПУ ресурсник не вправе.

В комплекте с ОДПУ на поверку должны передаваться: паспорт на счетчик или свидетельство о предыдущей поверке; руководство по эксплуатации; протокол испытаний на герметичность и протокол испытаний на сопротивление изоляции. При внешнем осмотре выясняют, соответствует ли прибор представленным документам, и устанавливают наличие:

Затем проводят опробование счетчика. Сначала пропускают через него поток воздуха с расходом не менее 10% от номинального. Счетчик должен работать устойчиво. Недопустимы посторонние шумы, рывки и заедания. Показания должны равномерно увеличиваться. Затем расход повышают до максимального значения и наблюдают за корректностью работы прибора.

Показания поверяемого счетчика сравнивают с контрольным объемом воздуха, пропущенного через эталонный счетчик - так определяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков снимаются визуально по отсчетному устройству или по числу зарегистрированных импульсов - при наличии импульсного выхода.

  • Как диспетчеризация приборов учета воды экономит деньги ТСЖ

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Порядок проведения поверки ОДПУ электроэнергии установлен ГОСТ 8.584–2004 и ГОСТ 8.259–2004. Однако для разных моделей счетчиков разрабатываются свои методики поверки. В общем виде процедура поверки проходит следующим образом:

  1. Проверяется наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  2. Счетчик осматривают для выявления повреждений корпуса, внешних или внутренних частей прибора, проверяют прочность стекол.
  3. Проверяют электрическую прочность изоляции. Проверку не проводят, если счетчик недавно ремонтировали или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждает неповрежденная пломба.
  4. Проводят опробование и проверку правильности функционирования счетного механизма. Для этого счетчик подключают к источнику питания и прогревают при номинальных значениях напряжения и силы тока. Также допускается измерение частоты вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  5. Подтверждают отсутствие самохода. Для этого при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном значении напряжения источника питания счетчика подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверяют порог чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Схемы проведения поверки, их преимущества и недостатки

Существует несколько видов прохождения поверки:

  1. Поверка без снятия прибора учета.
  2. Поверка в специализированной аккредитованной лаборатории.
  3. Замена прибора на такой же, но уже прошедший поверку.
  4. Замена на новый счетчик.

Преимущество первого вида поверки - это экономия, но не всегда оправданная. Основная проблема: при поверке приборов гарантия на них не продлевается. Продлевается только очередной срок поверки.

Поверка «на месте» часто выливается в выдачу фиктивных документов. Вероятность того, что прибор учета пройдет действительную поверку, довольно мала - примерно 5% (по статистике квалифицированных лабораторий). В остальных случаях вам выдадут фиктивные или даже фальшивые свидетельства о поверке.

  • Инструкция: как передать показания счетчика воды через интернет

Второй и третий метод законны, но счетчики у вас остаются старые, уже без гарантии. В случае поломки даже на следующий день после поверки прибор придется заменить. Так же, как и для первого вида поверки, преимущества для данных методов - экономия.

Если после проведения метрологических процедур ОДПУ признан пригодным для дальнейшей эксплуатации, то вам должны выдать свидетельство о поверке. В техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

По данным из открытых источников, поверка ОДПУ стоит немало, и цена зависит от типа прибора учета. Например, в Москве средняя стоимость поверки тепловычислителя диаметром 150 мм составляет от 10 до 22 тысяч рублей, поверки водосчетчика - 10 тысяч рублей.

  • Как провести проверку индивидуального прибора учета, если он расположен в жилом помещении

Как идут расчеты в период, пока ОДПУ не поверен

Сделайте поверку или замену ОДПУ до истечения межповерочного интервала, и расчеты будут идти по показаниям ОДПУ.

При снятии ОДПУ на поверку после межповерочного интервала первые три месяца расчеты пойдут по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса. Это указано в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Затем порядок расчета с РСО в период проведения поверки ОДПУ происходит в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012. № 124, с учетом особенностей, установленных Правилами предоставления КУ.

Объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемого в целях предоставления КУ по отоплению, поставляемого за расчетный период в МКД по истечении трех месяцев после выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

где: - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;

Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления КУ в случаях, установленных Правилами предоставления КУ;

- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления КУ в случаях, предусмотренных Правилами предоставления КУ;

Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных ИПУ, в соответствии с Правилами предоставления КУ исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;

Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении КУ по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления КУ (если отсутствует централизованное теплоснабжение и (или) ГВС);

VнОДН - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в МКД в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ.

Определение погрешностей средств измерений (газоанализатор, измерительный канал и др.) и установление их пригодности к применению и соответствия классу точности Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Средств измерений совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия характеристик средства измерения… … Википедия

См … Словарь синонимов

Средств измерений определение погрешностей средств измерений и установление их пригодности к применению и соответствия классу точности. Поверка производится организациями метрологической службы при помощи эталонов и образцовых средств измерений … Большой Энциклопедический словарь

Средств измерений, определение погрешностей средств измерений и установление их пригодности к применению. П. производится органами метрологической службы при помощи эталонов и образцовых средств измерений. Обязательной гос. П. подлежат средства… … Физическая энциклопедия

ПОВЕРКА, и, жен. 1. см. поверить. 2. В нек рых сочетаниях: проверка точности (спец.). П. времени. П. измерительных приборов. 3. Перекличка с целью проверить наличный состав людей. Вечерняя п. На поверку (разг.) в действительности, на самом деле … Толковый словарь Ожегова

поверка - поверка. см.: проверка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

поверка - Периодическая аттестация средств измерений, проводимая в установленном порядке. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002] Тематики электросвязь,… … Справочник технического переводчика

Поверка - – изучение и анализ данных с целью подтверждения выполнения заданных требований. Рубрика термина: Виды контроля Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПОВЕРКА - (в (см.)) определение метрологическим органом (государственным или ведомственным) погрешностей средств измерений и приборов с целью установления степени их пригодности к применению и соответствия классу (см.). П. производится в установленные… … Большая политехническая энциклопедия

Книги

  • Испытание, поверка и применение люксметров , П.М. Тиходеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года (издательство "Стандартизация и…
  • Поверка: Повести, рассказы, стихи , . В тематический сборник, посвященный 70-летию Вооруженных Сил СССР, вошли произведения известных поэтов и прозаиков: М. Дудина, Вс. Азарова, Вяч. Кузнецова, О. Цакунова, В. Максимова, Б.…

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Что такое рассказ

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

Что такое повесть

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.


Какие отличия между повестью и рассказом

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

РАССКАЗ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя.

Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой

Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна. Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно). Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Повесть – вид эпического произведения средней формы, построенного в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Граница между повестью и романом не в объеме, а в композиции. В повести материал излагается хроникально. В древнерусской лит-ре повесть – всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть временных лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»). Постепенно значение термина сузилось до настоящего. Единого сюжета с причинно-следственной связью в повести не существует. Есть отдельные эпизоды, которые соединены друг другом по принципу хроники.

Рассказ – малая эпическая прозаическая форма. Это небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (1-2). В рассказе обычно сужены время и место действия. Рассказ характеризуется однопроблемностью и однособытийностью. Среди рассказов различают произведения очеркового (описательно-повествовательного) и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типов. Рассказ с остро развивающимся сюжетом и неожиданной концовкой называют новеллой. Новелла – это правдоподобный рассказ о неслыханном и занимательном событии. Новелла в отличие от рассказа не несет в себе глубокой психологической разработки образа, герой раскрывается в моральной сущности. Очерк – разновидность малой формы, отличающаяся от рассказа отсутствием единого и остро развивающегося конфликта. Условно очерки можно разделить на художественны и худ-документальные. В первых изобр-ся вымышленные лица и события, а во вторых – подлинные лица и факты жизни с точным обозначением мест, дат, имен.

Малые жанры тяготеют к циклизации.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.