Аркадий Францевич Кошко был выходцем из богатой белорусской шляхетской семьи. Он выбрал карьеру военного, закончил Казанское пехотное юнкерское училище, но поступив на службу, быстро понимает, что это не его. Жизнь был беззаботной, монотонной, дни протекали спокойно. Не об этом мечтал, зачитывающий до дыр детективные романы, Кошко. Он оставил военную службу, хотя семья и была против этого решения. В 1894 году он поступает рядовым инспектором в Рижскую полицию. С первых же дней новичок проявляет талант и смекалку, ему удалось очень быстро себя зарекомендовать. Кошко впервые сталкивается там с убийствами, причем с тяжкими. Но его личная смелость, любознательность и применение на практике последних тенденций в криминалистике быстро дают свои плоды. Уже через три года он раскрыл 8 убийств и поставил своеобразный рекорд.

К своей работе Кошко подходил творчески: он использовал маскировку и грим, переодевался, не гнушался отправляться в самые злачные места города, чтобы проникнуть в криминальную среду и разведать обстановку. Первым его громким делом стало раскрытие и арест в Риге банды шулеров. Кошко неплохо играл в карты и, чтобы проникнуть в криминальное сообщество, решил обучиться карточному блефу у шулеров, которых уже успела задержать полиция. Кошко снимает квартиру, где очень быстро начинает ошиваться различный криминалитет. Он довольно быстро проникает в банду и вызывает ее главаря на своеобразную дуэль — ставит на кон 10 тысяч рублей. В день решающей игры, по сигналу Кошко, полицейские ворвались в его квартиру и арестовали всех присутствующих.

Аркадий Кошко (справа) и начальник Петербургской сыскной полиции Владимир Филиппов.

С Запада в Россию приходит дактилоскопия и антропометрия, которые начал изучать Кошко. Уже через несколько лет он смог применить свои знания на практике, что очень помогало сыскному делу. Кошко стал настоящей грозой местных преступников. Банды объявили на него охоту и назначили награду за его голову. Планировалось устроить засаду и схватить сыщика, но благодаря донесению агентурной сети план злоумышленников удалось раскрыть. Кошко тайно вывозят из Риги под охраной в Царское Село, где теперь ему предстоит возглавить сыск.


В 1906 году он поступает на службу в столицу. Он приступает к реформированию петербургской полиции, создает разветвленную агентурную сеть, агентов подбирает и вербует лично. Его громкой победой становится раскрытие крупной сети фальшивомонетчиков, которые из Риги привозили фальшивые рубли. Тогда Кошко придумал хитрый план: через своих агентов он пустил слух, что некто продает крупную партию бриллиантов. Мошенники, конечно, клюнули на уловку и в момент сделки продавец драгоценностей, который был тайным агентом полиции, дал сигнал и преступников арестовали. Об успехах Кошко были осведомлены лично император Николай II и Петр Столыпин. Столыпин вообще питал нескрываемую симпатию к деятельности сыщика и стал его покровителем. Под влиянием Кошко в 1908 году был принят Закон о сыскной части, который регламентировал создание сыскных отделов по всей стране.


В том же году Столыпин принимает решение отправить Кошко для наведения порядка в Москву. Город погряз в преступлениях и коррупции, местная полиция была дезорганизована. Подлоги, вымогательство, взятки, превышение полномочий и запущение дел — таков был стиль управления московского градоначальника графа, А Рейнбота и даже получил название «рейнботовщина». Новый обер-полицмейстер начинает чистку рядов с самой верхушки. Под судебное преследование попадают градоначальник и начальник московской сыскной полиции Моисеенко за превышение власти. Кошко быстро реорганизует работу всей полиции. При каждом из полицейских участков находился надзиратель из сыскного отдела, имевший под своим началом нескольких постоянных агентов и сеть агентов-осведомителей из числа дворников, бродяг, извозчиков, актеров и других.


За деятельностью чиновников и надзирателей также шел неустанный и тайный контроль. Около 20 секретных агентов, выбранных лично Кошко, докладывали ему о работе его подчиненных. Один агент проверял другого и одновременно сам подвергался проверке. Такой подход позволял находить в системе кротов и нечистых на руку сотрудников, кроме того, это защищало от утечки информации в криминальную среду. Помимо агентурной сети Кошко активно использовал в своей работе облавы, как способ борьбы с кражами. Особенно много преступлений совершалось на большие праздники — Рождество, Пасха, Новый год. В эти дни в Москву стягивался разнообразный контингент. Мелкие облавы не давали должного эффекта, поэтому Кошко прибегнул к более крпным операциям, которые проводились несколько раз в год. До последнего момента все держалось в строжайшей тайне, нельзя было допустить утечку, в таких облавах принимали участие до тысячи человек. Кошко приезжал на место на машине в сопровождении журналистов, которые оповещались об облаве за час. Преступники были схвачены, а полицейские и их начальник становились героями. Такой метод доказал свою эффективность и уже через несколько лет на большие праздники не было зафиксировано ни одной крупной кражи.


Одной из заслуг лично Кошко стало формирование картотеки преступников на основе дактилоскопии и антропометрии. В сыске был специальный «стол приводов» — кабинет с архивом данных и дактилоскопической картотекой. Там происходило опознание преступников и их регистрация, «снимали с них фотографии и дактилоскопические снимки, производя вместе с тем и антропометрические измерения». Полицейские измеряли рост, объем черепа и след ноги преступника. Кошко также разработал систему, которая позволяла быстро находить и сравнивать только что снятые отпечатки пальцев с теми, которые уже были в картотеке. Этот метод потом взяли на вооружение в Скотланд-Ярде. Вскоре Кошко был назначен заведующим всем уголовным розыском Российской империи, а в 1913 году российский сыск был признан лучшим в мире.


Блистательную карьеру Кошко и результаты его трудов вмиг перечеркнула революция 1917 года. После февральских событий тюрьмы были разрушены, а преступники отпущены на свободу. Количество преступлений по сравнению с прошлым годом возросло практически в 10 раз. Институт полиции был разрушен. После октября Кошко пытался найти себе место. Он был отправлен в отставку и уехал с семьей в имение в Новгородской губернии. Потом смог вернуться в Москву и устроиться представителем аптеки, но тут пришла новость о его скором аресте. Кошко вместе с сыном бежал в Киев осенью 1918 года, сумел перевезти туда остальных членов семьи. Они перебрались в Одессу, после прихода красных бежали в Севастополь. Говорят, что там при Врангеле Кошко вновь был занят в уголовной полиции. После захвата красными Крыма Кошко с семьей отплыл в Турцию. Там он открыл частную детективную практику, искал неверных мужей и жен, раскрывал кражи, иногда консультировал коллег. Но и из Турции ему пришлось бежать, во Францию. В 1923 году он получил там политическое убежище. Кошко нашел работу в магазине, торгующем мехами, но в глубине души надеялся на то, что вскоре кошмар прекратиться и он сможет вернуться на родину. Найти работу по специально во Франции он не смог, хотя его звали на работу в Скотланд-Ярд. Но для этого надо было принять британское подданство, и Кошко отказался. Эмиграция далась ему тяжело, в своих мемуарах он писал: «Тяжелая старость мне выпала на долю. Оторванный от родины, растеряв многих близких, утратив средства, я, после долгих мытарств и странствований, очутился в Париже, где и принялся тянуть серенькую, бесцельную и никому теперь не нужную жизнь. Я не живу ни настоящим, ни будущим — все в прошлом, и лишь память о нем поддерживает меня и дает некоторое нравственное удовлетворение». 24 декабря 1928 года Аркадий Кошко скончался в Париже.

Аркадий Кошко - известный московский сыщик, детектив, начальник Московской сыскной полиции. Родился в 1867 году в богатой дворянской семье. Аркадий Кошко с детства увлекался детективными рассказами, интересовался всем, что связано с частным сыском. Получил высшее военное образование. В 1894 году Аркадий Кошко поступил в должности инспекторана службу в Рижскую полицию. Отдел Кошко показывал выдающиеся результаты по раскрытию самых сложных и громких дел тех времен. В 1908 году Аркадий Кошко за отличные профессиональные результаты был назначен начальником Московской полиции, затем начальником всего уголовного розыска Российской империи. Его собственная судьба - детективный роман, а жизнь - история русского сыска. Рига, Петербург, Москва, Крым, Константинополь - места его службы. И везде его имя наводит страх на преступников. Сам себя он называл "главный сыщик Российской Империи", а в Англии его величали "русским Шерлоком Холмcом". На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений. И неудивительно: возглавлял сыск Аркадий Кошко. Аркадий Кошко является автором разработчиком новой системы опознания личности, а также создателем фотографической, антропометрической и дактилоскопической картотеки преступников. Данная система была заимствована Скотланд-Ярдом. В годы революции Аркадий Кошко эмигрировал в Киев, затем в Одессу, Турцию, в конечном итоге Кошко и его семья получила политическое убежище во Франции. Неоднократно Аркадий Кошко был приглашен на должность начальника сыска Скотланд-Ярда, однако российский детектив от подобных предложений отказывался. Умер Аркадий Кошко в Париже в 1928 году, там же был и похоронен. В фильме также рассказывается о том, как Кошко сумел побороть коррупцию в полиции и так организовать сыск в огромном городе, что в течение первых трех лет управленческой деятельности в Москве он практически в одиночку расправился со всей организованной преступностью...

Московский Шерлок Холмс

В начале века жулики и грабители всех мастей при одном упоминании его имени истово крестились: "Пронеси, Господи". Он был первый, кто применял на практике новейшие методы криминалистической науки, в том числе дактилоскопию и антропометрию. И вот результат: в 1913 году во время Международного съезда криминалистов в Швейцарии Московская сыскная полиция по раскрываемости преступлений заняла первое место. Возглавлял её Аркадий Францевич Кошко.

Всероссийскую известность ему принесло расследование одного нашумевшего уголовного дела, интерес к которому проявила и царская семья. Весной 1910 года рано утром Кошко домой позвонили из Управления сыскной полиции, располагавшейся тогда в Малом Гнездниковском переулке. Дежурный срывающимся от волнения голосом сообщил, что в Кремле в Успенском соборе совершено неслыханное по дерзости ограбление. Неизвестный каким-то образом забрался в храм и пытался вынести из него, видимо, драгоценности. Когда всходило солнце, солдат, охранявший собор, увидел человека со свёртком, пытавшегося вылезти из узкого окна бойницы. Он окликнул его, тот не ответил, и тогда солдат произвёл выстрел. Человек скрылся в бойнице. Ворота собора заперты с вечера, на территории Кремля никого посторонних нет...

К тому времени Кошко уже два года возглавлял Московский уголовный сыск. На его счету были сотни раскрытых убийств, бандитских налётов, причём, не только в первопрестольной, но и в других городах страны. Он раскрывал дела мошенников и аферистов высшей категории, накопил богатый криминалистический опыт, выезжал за границу для обмена им с коллегами. Но кто мог осмелиться залезть в старинный охраняемый собор пятнадцатого века, возведённый ещё итальянскими мастерами, в котором были выставлены реликвии, близкие сердцу каждого россиянина? Такого он не мог себе представить.

Вся сложность свалившейся на него проблемы заключалась в том, что внимание к этому делу, безусловно, будет проявлено не только со стороны московского духовенства, но и со стороны императорской фамилии. Значит, начнут торопить. Так и случилось. В то же утро, узнав о происшедшем в Кремле, Николай Второй распорядился в течение ближайшего времени поймать виновных и доложить. Удастся ли московскому полицейскому за несколько дней раскрыть ограбление Успенского собора?

Едва Кошко прибыл в Кремль, как тотчас распорядился закрыть все ворота. За счёт своих агентов усилил патруль на близлежащих территориях. Но войти в собор и произвести там обыск не мог — не было ключей. Шло время. Он ждал духовенство и нервничал. Наружный осмотр ничего не дал. На земле никаких следов не заметили. Часовой под присягой поклялся, что поста своего не покидал, на выстрел к нему на помощь прибежали ещё солдаты, так что выйти из храма преступник не мог.

Когда появилось встревоженное духовенство во главе с митрополитом Владимиром, ворота в собор наконец открыли. Вокруг уже бегали вездесущие газетчики. Несколько вооружённых полицейских осторожно осмотрели храм изнутри. Никого в нём не обнаружили. Побывали во всех подсобных помещениях, заглянули в библиотеку, спустились в подвал, затем слазили на самый верх, на колокольню. Ни одной души, не считая мирно ворковавших голубей. Человек как сквозь землю провалился. А что он украл? И тут священники обратили внимание, что из главной святыни храма, из Владимирской иконы Божией Матери пропали самые большие и дорогие камни: бриллиант и изумруд. Работал грабитель, разбирающийся в ценностях, причём делал всё ночью, так как до позднего вечера в соборе находились люди.

Люди, собравшиеся на площади перед Кремлём, требовали выдачи преступника. Узнав о пропаже, они поклялись караулить день и ночь и были готовы разорвать негодяя на части. Кошко приходилось не раз выходить к ним, успокаивать. Он обещал в ближайшее время найти осквернителя и просил всех разойтись.

Затем Кошко отправился в управление. Он пригласил к себе на беседу известных воров, содержателей малин. Все они как один отрицали своё участие в ограблении Успенского собора. Из Кремля по телефону поступали те же неутешительные вести. Всё сходилось к тому, что преступник оставался в храме. Но где прятался? Он же не птица, не мог летать по воздуху? Скорее всего, скрывался за гигантским иконостасом, занимавшим всю стену от каменного пола до самого верха. Правда, было непонятно, каким образом он мог туда пробраться? Расстояние между стеной и иконами составляло всего несколько сантиметров. Снимать иконы митрополит категорически запретил. Пришлось сыщикам принесёнными длинными баграми прощупывать всё свободное пространство. Результатов никаких.

Кошко упросил митрополита оставить на ночь в храме своих вооружённых людей. Митрополит опять с неохотой согласился — утром нужно было проводить богослужение, он запретил всякий шум и крики, тем более открывать стрельбу.

Ночь Кошко провёл без сна. Ждал телефонного звонка. И рано утром, не вытерпев, сам поехал в Кремль. Сыщики доложили, что ночь прошла спокойно, никто не объявился. И снова Кошко пришлось упрашивать митрополита не начинать богослужение. Он опасался, что именно этого момента дожидается и скрывающийся в соборе человек, ждёт толпы, чтобы раствориться в массе. У него уже сложилось впечатление, что преступник должен быть невысокого роста и щуплым. Очень щуплым, почти ребёнком. Только такой невесомый мог пробраться за иконостас.

Три дня продолжалась осада. И, в конце концов, она принесла свои плоды. Ночью сыщики услышали какие-то шуршащие звуки, на пол неожиданно шлёпнулся свёрток, а затем из-за иконостаса выползла тонкая грязная фигурка и тут же упала в обморок. Это был худенький мальчишка лет четырнадцати. В обморок он упал от истощения и жажды.

Прибывший по звонку Кошко тайно вывез юного грабителя, так как справедливо опасался мести толпы. Он сжалился над мальчишкой, который поднял на ноги всю Московскую полицию, взбудоражил Государя. У себя в управлении он, прежде всего, напоил его, накормил, и тот, не без нажима со стороны сыщика, чистосердечно рассказал ему всю историю своих злоключений.

Грабителем оказался Сергей Сёмин, ученик ювелира. Именно он замыслил осуществить кражу драгоценностей и спрятался в храме. Потом вместе со свёртком камней пытался вылезти наружу через окно. Но его остановила пуля. И в страхе он три дня скрывался за иконостасом, ждал, когда снимут осаду и начнётся богослужение, и, как обезьяна, перелезал из одной ниши в другую, питался сухими просфорами, которые находил за иконами.

Это чистосердечное признание, тем не менее, от сурового наказания Сёмина не спасло. Суд присяжных приговорил его к восьми годам каторжных работ...

К чести Кошко , следует добавить, что именно в этот же период ему довелось раскрыть ещё одно преступление, куда более страшное, — убийство в Ипатьевском переулке, где в одном нежилом доме сыщики обнаружили сразу девяти трупов. Все три комнаты были залиты кровью, вскрытые сундучки свидетельствовали, что мотивом для расправы с жертвами явилась обычная жажда наживы. Вскоре выяснилось, что убита была семья молодого крестьянина, приехавшего из деревни в Москву с женой и детьми на заработки. Убийцей оказался тот самый знакомый, который дал им приют. Он приходил в гости и знал, что в сундучках хранились деньги от продажи жилого дома.

Именно одновременное раскрытие этих двух громких дел прибавило славы знаменитому московскому сыскарю . И ещё он удостоился величайшей похвалы — император выразил своё удовлетворение успешно завершённым раскрытием кражи в Успенском соборе. Известный журналист Амфитеатров посвятил ему даже хвалебную статью, в которой высоко оценил его сыщицкий талант. По его словам, если бы таких руководителей уголовной полиции насадить в каждую губернию, то в России быстро переловили бы всех воров и жуликов, и тогда позорные тюрьмы следовало бы просто закрыть. Наивный Амфитеатров и не предполагал, что воров и жуликов в России ловить не переловить, поэтому и тюрьмы к 2000 году останутся заполненными до отказа.

...Но вернёмся к Кошко . Профессиональным сыщиком он стал не случайно. Родился в 1867 году в Минской губернии, с детства любил подвижные игры, занимался спортом, мечтал о героических приключениях. И зачитывался криминальными романами. Книги Амброза Бирса и Эдгара По, Уильяма Коллинза и Анны Рэдклиф были настольными. Позднее им на смену пришёл французский писатель Эмиль Габорио , создавший ловкого и мужественного сыщика Лекока , который ещё задолго до появления Шерлока Холмса применил новый метод — нередко гримировался и переодевался, ставил себя на место преступника и своими умозаключениями доводил расследование до логического завершения. Так литературный герой Лекок , человек крепкого спортивного склада и проницательного ума, долгие годы служил молодому Кошко образцом для подражания.

Собственно, книги, спорт, жажда романтики и приключений привели его к решению поступить на военную службу. Он без согласия родителей отправился в Казанское пехотное юнкерское училище. И после его окончания получил назначение в пехотный полк, расквартированный в Симбирске.

Правда, однообразная служба: подъём, зарядка, завтрак, марширование на плацу, затем тоскливые и однообразные занятия в классах не очень устраивали молодого офицера. Армейская жизнь не имела ничего общего с юношескими мечтами, с которыми ему совсем не хотелось расставаться. И в 1894 году он подал прошение об отставке.

Его желание исполнилось в Риге, куда он переехал из Симбирска, — там в полицию требовался инспектор по уголовным делам. И бывший военный решил попробовать себя в "криминальном" деле. Он с большим интересом знакомился с методикой раскрытия уголовных дел по "горячим следам", расширял агентурную сеть, умело допрашивал свидетелей, создавал свою картотеку. Его умение распутать, казалось бы, самое безнадёжное дело упрочило не только его авторитет и служебное положение. Причём пользовался он приёмами любимого им Лекока — переодевался в лохмотья, гримировался, бродил по притонам. И заводил знакомства. Метод "опускания" в нижнюю социальную среду позволил ему опознать многих преступников и пополнить свою картотеку. Уже через шесть лет, когда кривая преступности поползла вниз, ему предложили занять пост начальника Рижской полиции, а ещё через пять лет слава о нём дошла до Петербурга, и его вызвали в северную столицу и с высочайшего позволения предложили место заместителя начальника полиции в Царском Селе.

Но, всё же, наиболее значимым и плодотворным оказался его период работы и жизни в Москве, когда он был назначен не только начальником Московской сыскной полиции, но и заведующим уголовным розыском всей империи. Он любил своё дело и всецело был ему предан, не представлял себя без полиции. И, несмотря на свой высокий чин и обширный штат сотрудников и агентов, как в Риге и Петербурге, не гнушался сам взяться за распутывание сложного преступления. Вот когда пригодилась ему практика переодеваний и гримировки. Так, с его прямым участием в Москве была раскрыта банда мошенников, промышлявшая поддельными миллионными векселями. Был схвачен главарь налётчиков, грабивших в Подмосковье дорогие поместья, известный и неуловимый Васька Белоус. И вполне возможно, что с большой преступностью в Москве удалось бы скоро покончить, но, увы, грянула Октябрьская революция.

После 1917 года судьба к Кошко , ставшему к тому времени генералом, повернулась обратной стороной. Вторая половина его жизни сложилась не столь удачно. Он не принял большевиков и диктатуру пролетариата и в 1918 году был вынужден уехать в Киев, затем из Киева в Одессу. И уже оттуда под нажимом красных на пароходе едва добрался до Турции.

Жизнь на чужбине была тяжёлой. Небольшие накопления, которые удалось вывезти, быстро закончились, и бывшему полицейскому пришлось туго — семью требовалось кормить, одевать, обувать. Он создал своё частное детективное бюро в Константинополе. Вот где пригодились его опыт и знания. Начал с советов и рекомендаций. Люди к нему пошли, появились заказы. Он сам выслеживал неверных мужей и жён, находил награбленное, давал ценные советы богатым, как сберечь своё имущество от воров. И постепенно дело стало приносить неплохой доход. Он изготовил даже вывеску "Частное детективное бюро...". Однако судьба и здесь вмешалась. Среди российских переселенцев неожиданно пополз тяжёлый слух, говорили, что Кемаль-паша собирается выслать всех эмигрантов из России назад к большевикам. Всех до одного. Соглашение готовится к подписанию. Спастись можно только бегством. И снова срочные сборы и поездка на пароходе из Константинополя теперь уже во Францию.

В Париже, где обосновалась семья Кошко , ему долго не удавалось найти работу, в полицию не брали — годы были уже не те, на создание детективного бюро требовались деньги. С трудом удалось устроиться управляющим в магазин по торговле мехами. Тяжёлое наступило время. Он всё ещё надеялся, что строй в России изменится, ждал, что власть большевиков долго не продержится, найдутся умные люди, его попросят вернуться на Родину...

К нему поступали, правда, предложения от англичан, которые его хорошо знали и готовы были предоставить ему ответственный пост в Скотланд-Ярде, предлагали переселиться в Лондон, но он отказывался, верил, что в России грядут перемены и он понадобится в Москве, будет там помогать бороться с преступностью. Не дождался. Начал писать мемуары, которые снова (о, проказы судьбы) похвалил всё тот же Амфитеатров, оказавшийся вместе с ним в эмиграции... Скончался генерал Кошко в Париже 24 декабря 1928 года, там же и похоронен.

По сути говоря, о его существовании как начальника Московской сыскной полиции, заведующего всем уголовным розыском империи, основоположника российской криминалистики, этого московского Шерлока Холмса, завоевавшего в Европе признание у специалистов, мы бы долго ничего не знали, если бы не те самые мемуары, которые вышли сначала в 1926 году во Франции и только в начале девяностых годов смогли появиться у нас в России. Именно в них он подробно описал свои наиболее громкие расследования. С появлением этой книги в Москву как бы вернулся дух изгнанного из своей земли, дух знаменитого сыщика Кошко .

Аркадий Кошко. Гений русского сыска



Аркадий Кошко: Среди убийц и грабителей

Приключения в жизни начинаются с книг о приключениях.

Жюль Верн

Для многих из нас любовь к книге, чтению началась именно с приключенческих романов. А для открывающих радость чтения детей «приключения» становились часто первой самостоятельно прочитанной книгой.

Перед вами список из 10 лучших приключенческих романов , как русских, так и зарубежных авторов. Этот список – выбор библиотекарей, мы рады будем услышать и ваши предпочтения в этом жанре. Надеемся, что увлекательные приключения, будь то на море, суше, или на другой планете принесут вам незабываемое удовольствие.

Григорий Адамов "Тайна двух океанов"

Уникальная подводная лодка «Пионер» отправляется в полное опасностей и таинственных происшествий плавание через два океана. Ей предстоит обогнуть мыс Горн, сразиться с японским крейсером, пережить столкновение с диверсантами…

Классический приключенческий роман, один из первых и лучших образцов научной фантастики для подростков. Многие технические идеи, изложенные в нем, до сих пор поражают своим научным предвидением. Впервые увидев свет в 1938 году, книга по сей день пользуется популярностью у читателей.

Жюль Верн "Путешествие к центру Земли"

Расшифровав старинную записку, профессор Лиденброк и его племянник Аксель становятся обладателями тайны, способной потрясти человечество. Оказывается, наша планета – полая изнутри, и в центре Земли находится загадочный мир, о котором людям ничего не известно. Кто знает, что ждет исследователей, отважившихся спустится туда по кратеру потухшего вулкана? Профессор решает организовать экспедицию – и выяснить это как можно скорее! Знаменитый роман классика приключенческой литературы Жюля Верна завоевал сердца многих поколений читателей. Сегодня эта книга входит в золотой фонд приключенческой литературы.

Артур Конан Дойл "Затерянный мир"

Эдуарду Мелоуну, молодому и многообещающему журналисту «Дейли газет», срочно требовалось совершить подвиг. Это условие поставила перед ним красавица Глэдис, чьей руки добивался Эдуард. Так Мелоун оказался в составе экспедиции профессора Челленджера – эксцентричного ученого, посмевшего утверждать, что в джунглях Южной Америки до сих пор живут динозавры… Кто бы мог подумать, что эта невероятная гипотеза подтвердится, и отважные исследователи собственными глазами увидят кусочек загадочного и опасного древнего мира?!

Александр Дюма "Граф Монте-Кристо"

Александр Дюма, французский классик и знаменитый автор «Трех мушкетеров», нашел однажды в парижских полицейских архивах историю моряка Франсуа Пико, оказавшегося в тюрьме по доносу недоброжелателей и сумевшего много лет спустя отомстить виновным.

Этот подлинный случай Дюма превратил в главный в истории мировой литературы приключенческий роман, популярность которого не ослабевает и в наши дни. В этой книге читателя ждут невероятные события и происшествия, захватывающие повороты сюжета, искусные описания человеческих пороков и страстей, смех, слезы, любовь, мщение и торжество справедливости.

Вениамин Каверин "Два капитана"

Мальчишкой Санька решил во что бы то ни стало отыскать пропавшую экспедицию капитана Татаринова. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – с таким девизом Санька шел по жизни к поставленной цели. Эта удивительная книга о переплетении судеб, стойкости и слабости характера, патриотизме и малодушии, предательстве и верности уже многие годы не оставляет равнодушным ни взрослого, ни юного читателя.

«Два капитана» – одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX в. Он неоднократно переиздавался и был экранизирован как в России, так и за рубежом, по его мотивам был поставлен мюзикл "Норд-Ост".

Джек Лондон "Сердца трёх"

«Сердца трёх» – жемчужина творческого наследия Лондона.

Завораживающая история кузенов Френсиса и Генри Морганов, далеких потомков великого пиратского капитана, отправившихся на поиски сокровищ своего легендарного предка, и прекрасной Леонсии, в которую влюблены они оба, не однажды экранизировалась – как на Западе, так и в нашей стране.

Но даже самым удачным экранизациям все-таки не удалось в полной мере воплотить всё обаяние и увлекательность бессмертного романа Джека Лондона...

Патрик О`Брайан "Командир и штурман"

«Командир и штурман» – первый роман знаменитой исторической серии Патрика О"Брайана, посвященной эпохе наполеоновских войн. В нем завязывается дружба между капитаном британского королевского флота Джеком Обри и судовым врачом Стивеном Мэтьюрином. Их шлюп «Софи», курсируя у побережья Испании, показывает чудеса героизма в столкновениях с испано-французскими судами.

Мария Семёнова "Лебединая дорога"

Лебединая Дорога – так называли море викинги, герои исторического романа Марии Семеновой. В середине IX века, когда Норвегия объединялась в государство, многие жители северных земель вынужденно вступали на эту дорогу, переселяясь в другие края, в том числе и на Русь. Об одном из таких путешествий, о встречах с разными племенами, о попытке начать новую жизнь среди славян в книге рассказано ярко, захватывающе интересно, с глубоким знанием и ощущением далекой эпохи.

Генри Райдер Хаггард "Дочь Монтесумы"

Английский писатель и публицист Генри Райдер Хаггард был заядлым путешественником и дотошным исследователем, поэтому в основе его романов лежат личные впечатления и реальные исторические факты. Сочетание увлекательного сюжета и динамичного повествования, обилие достоверных деталей и богатая фантазия автора – все это делает произведения Хаггарда востребованными и сегодня.

Судьба героя романа «Дочь Монтесумы» Томаса Вингфилда – сплошная цепь неожиданностей. Он намеревался стать лекарем, но был объявлен верховным богом ацтеков; вместо мирной жизни в отцовской усадьбе сражался против завоевателя Мексики Кортеса. Он поклялся в любви и верности девушке по имени Лили, но стал мужем принцессы Отоми...

Роберт Штильмарк "Наследник из Калькутты"

Конкурс Копирайта -К2
Жанр приключений – самый популярный, его предпочитают наибольшее количество читателей. Причем читателей самых разных возрастов, уровня интеллекта и социального статуса. Приключения читают все – от пионеров до пенсионеров.
Однако признаваться в этом не особо спешат. И так было всегда. Еще в позапрошлом веке интеллигенция с трибуны заявляла, что признает исключительно Шпенглера, хотя, на самом деле, взахлеб читала Поль де Кока. С той поры много чего поменялось в науке, технике и общественном устройстве, однако по итогам I полугодия 2012 года самым продаваемым романом стал детектив Марининой «Бой тигров в долине». Против цифр не попрешь.

А литературоведы как не любили приключенческий роман, так и продолжают убеждать нас, что приключения – это литература второй свежести. Так ответим же этим, прости господи, филологам на ихнем языке!

Разделение литературы на «серьезную» и какую-то другую является искусственным.
Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием.
Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.
Более того, сам литературный процесс в значительной степени направляется эволюцией приключенческих – низких, по мнению филологов, - жанров.
Вот!

Ну, а теперь, когда этих надоедал сплавили, поговорим о приключенческом жанре всерьез.

Приключенческий жанр включают в себя практически все атрибуты, необходимые для интересного и увлекательного чтения – динамичность и сложность сюжета, храбрых и красивых героев, любовные перипетии и неожиданные повороты.

Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX века.
Предшественниками авантюрного романа XIX века были произведения Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Виктора Гюго. А блеск жанру придали, конечно же, Дюма и Стивенсон.
Конец XIX - начало XX века – золотой век приключений. Писатели пошли косяками. Это Луи Буссенар, Эдгар По, Мелвилл, Саббатини, Теофиль Готье, Джек Лондон, Брэм Стокер, Жюль Верн, Конан Дойл, Майн Рид, Герберт Уэллс и многие другие.
В России в приключенческом жанре работали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Беляев, Г. Адамов, А. Рыбаков.
Какие имена! Классики! Все они прошли испытание временем и, бесспорно, стали именами в истории литературы.

Массовую любовь к приключенческой литературе принято рассматривать как ответную реакцию на литературу приземленную (то есть реализм), которую интересовали только будни обыденной жизни. А читатели хотели раздвинуть мир, им нужны были произведения, в которых бы кипели страсти, действовали необыкновенные герои, со сказочной легкостью проходящие через самые сложные испытания и добивающиеся успеха. Короче, нужен был удивительный, таинственный, захватывающий мир приключений.

«Более всего ей нравится в романах длинная, хитро задуманная и ловко распутанная интрига, великолепные поединки, перед которыми виконт развязывает банты у своих башмаков в знак того, что он не намерен отступить ни на шаг от своей позиции, и после которых маркиз, проткнувши насквозь графа, извиняется, что сделал отверстие в его прекрасном новом камзоле; кошельки, наполненные золотом, небрежно разбрасываемые налево и направо главными героями, любовные приключения и остроты Генриха IV, - словом, весь этот пряный, в золоте и кружевах, героизм прошедших столетий французской истории» (Куприн. Яма)

Что же отличает приключенческий жанр от прочих?

Прежде всего, ФАБУЛА.
При внешнем сюжетном многообразии приключенческих произведений фабула их довольно проста. Это – бегство, путешествие, плен, чудесное спасение.
Любовная история может присутствовать, однако в центре внимания лежат не психология отношений влюбленных, а преодоление внешних обстоятельств, которые мешают их счастливому воссоединению.

Как правило, главный герой пускается на поиски – любимого человека, сокровища, зачарованного места или какой-то идеи.

Сходу вспоминаются:
Конан Дойл. «Затерянный мир». Профессор Челленджер с компанией отправляется в Южную Америку на поиски некоего горного плато, где, по слухам, обитают динозавры и примитивные люди каменного века.
Джек Лондон. «Сердца трех». Молодой потомок пирата Моргана, который оставил ему богатое наследство, отправляется на поиски сокровищ своего предка.
Жюль Верн. «Вокруг света за 80 дней». Филеас Фогг побился об заклад, что сумеет обогнуть земной шар в срок не более 80 дней, что было в то время предельно возможной скоростью.

Как вариант – герой попадает в затруднительное положение и чтобы выбраться из него, герою предстоит преодолеть множество препятствий. (Дюма. Граф Монте-Кристо. Майн Рид. Всадник без головы)

Все мы прекрасно помним эти (и другие) романы благодаря ВЫСОКОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАКАЛУ ДЕЙСТВИЯ.
Героя ждут экстраординарные события – стрельба, хищники, природные катаклизмы.

Интрига, лежащая в основе произведения, предусматривает МНОЖЕСТВО СЮЖЕТНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ.
Герои постоянно попадают в из огня да в полымя. Например,

Экипаж шхуны «Пилигрим» погибает в результате схватки с китом (Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан»). Командование принимает младший матрос Дик Сэнд. Все бы хорошо, да злобный кок Негоро оказывается агентом работорговцев и обманом меняет курс корабля (помните топор под компасом?). Герои вместо Южной Америки приплывают в Африку (ну, ошиблись маненько). И тут опять - злодей, на этот раз подельник Негоро. Он опять же обманом завлекает героев вглубь страны. Все попадают в рабство. Но один негр таки сбегает и спасает Дика. Снова опасные приключения, в результате которых герои спасают женщину с ребенком и малахольного ученого-энтомолога.

Или
Трансатлантический корабль «Вениамин Франклин» тонет во время шторма (А. Беляев. «Остров погибших кораблей»). Тонет, тонет, да не потонет. И герои оказываются занесенными куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. А там не абы что, а целое государство, состоящее из непотонувших жертв кораблекрушений. Злодей губернатор (самозванный) хочет жениться на красавице героине, но положительный герой ему это сделать не дает. Герой быстренько чинит германскую подводную лодку, и вся компания отчаливает с острова. Возвращаются в Америку, и там выясняется, что положительный герой оправдан (до этого его обвиняли в преступлении, но все обошлось). Герои женятся и опять отправляются на Саргассово море (ну прям неймется им).
А за время их отсутствия там происходят драматические события. Все думают, что злодея губернатора пристрелили, и его преемник распоряжается строить мостки к соседним останкам кораблей. И тут объявляется этот самый убиенный губернатор, который, оказывается, выжил в заварушке. Его быстренько арестовывают, но пока приезжая экспедиция занимается исследованиями подводного мира, злодей сбегает и прячется на одном из заброшенных кораблей. Понятное дело, осада. В это время накурившийся опиума китаец взрывает резервуар с нефтью.

Или
После долгих мытарств экспедиция Горюнова (Обручев. «Земля Санникова») достигает искомой точки и даже завоевывает симпатии местных жителей – онкилонов. Вместе живут, даже сражаются рука об руку против вампу - людей каменного века. Да тут опять невезуха – начинаются землетрясения. Вулканический остров оказывается под угрозой исчезновения.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни (Ожегов).
Приключение - авантюрное похождение, рискованное предприятие (Ушаков).

Старые карты, хранящие тайны пиратских кладов, случайно найденные письма, подслушанные разговоры – все эти моменты являются отправными точками для длинной череды приключений, в которых испытывается сила воли героя и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Вот ГЛАВНАЯ ИДЕЯ в любой приключенческой книге.

ГЕРОИ, ПЕРСОНАЖИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Герой приключенческого романа - именно герой в эпическом понимании этого слова, непогрешимый борец, отстаивающий идеалы добра и справедливости.
Приключенческая литература не подразумевает глубокого психологизма, поэтому, как правило, характеры герои отличаются цельностью и статичностью. Рефлексия героя не составляет для рассказчика особого интереса.

Раскрытие ОБРАЗА ГЕРОЯ происходит через ЗАОСТРЕНОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Главная характеристика героя – это его поступки.
По ходу действия героев всегда ждут испытания, препятствия, унижения, а в самом конце – исполнение желаний (положительных персонажей) и крушение или разочарование (для отрицательных).

Основные качества характера главного героя – это честность и смелость, преданность идеалам и способность к решительным действиям. Герой непоколебим и умеет совладать со своим страхом. Честь крайне важна для него, герой действительно живет именно по такому закону.

«- Посмотрите, милорд! - сказал Глостер, обращаясь к лорду Фоксгэму. - Вот странная пара. Когда я предложил юноше выбрать себе награду, он попросил помиловать старого пьяного моряка. Я предостерегал его, но он упорствовал в своей глупости. "На этом кончатся мои милости", - сказал я. А он ответил мне с дерзкой самоуверенностью: "Мне придется смириться с потерей ваших милостей". Ну что ж! Так тому и быть!» (Стивенсон. Черная стрела).

Как правило, главный герой молод и достаточно простодушен. А если немолод (как тот же профессор Челленджер), то все равно, его главные свершения - в будущем.
Главный герой не только активен, но еще и умен. Ум его – практический, выдает быстрые - даже молниеносные - схемы оптимального поведения в заданной ситуации.
Природных данных (интеллекта, смекалки, сообразительности) хватает, чтобы взять у жизни все, что она только может дать.

В приключенческой литературе очень силен авторитет инициативного начала и столь же сильно неприятие автоматической, рутинной деятельности. Даже, если главный герой был неприметным клерком, события развернутся таким образом, что ему, как минимум, придется выполнять функции адмирала. И герой с этим отлично справится. В приключенческом романе сухое книжное знание всегда отвергается в пользу активного творческого дела.

Главный герой обладает незаурядным чувством юмора. Остроумной эскападой он искупает неудачи, парирует удары судьбы, пригвождает к позорному столбу своих врагов.
Главный герой экстраверт, много двигается, стремится заполнить собой максимум пространства.
Герой может скитаться по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей. В любом случае, он ничего не ищет для себя, а сражается за идею\свободу, защищает сирых и беззащитных.
Как вариант, герой может быть ученым, добрым чудаком, которого в путь позвала наука.

Призываю обратить внимание на такой интересный момент. С одной стороны, герой объят всепоглощающими, роковыми, непреодолимыми страстями, ослеплен любовью или ненавистью. Но, с другой, герой выказывает способность здраво рассуждать и обдуманно действовать. Не ищите в этом психологического несоответствия – так устроены все приключенческие романы.

Иногда автор позволяет своему герою быть более или менее безнравственным авантюристом и действовать под лозунгом «Цель оправдывает средства». Так, д"Артаньян обманом добивается интима с Миледи, да еще получает в награду дорогое кольцо. И заметьте, читателей этот факт нисколько не обескураживает.

Почти всегда главный герой не обременен семьей, если и есть родственники, то очень дальние и где-то не здесь.
Интересней рассмотреть любовную линию. Поиски любимой, которой еще не было или которая, напротив, была, но исчезла, могут составлять сюжет произведения. В данном случае финал странствий заранее известен. Это - страстное объятие влюбленных и брак. На чем, собственно, все приключения и кончаются, что роднит авантюрный роман со сказочным финалом: «Поженились они и жили долго и счастливо».

«Под пение труб, под лязг оружия, под топот лошадей уходившей армии Дик и Джоанна сидели рядом, любовно держась за руки, и со всевозрастающей нежностью глядели друг другу в глаза.
С тех пор грязь и кровь этой буйной эпохи текла в стороне от них. Вдали от тревог жили они в том зеленом лесу, где возникла их любовь» (Стивенсон. Черная стрела)

Главный герой очень любит поговорить, даже пооткровенничать. И дабы он не делал это с первым встречным, автор находит ему пару – как правило, персонаж, стоящий на самой нижней ступеньке иерархии произведения. Слуга, короче. Как Планше у д"Артаньяна или Консель у профессора Аронакса (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Для чего это нужно? Разговаривая друг с другом, хозяин и слуга разглашают свою внутреннюю жизнь, делая излишними психологические интерлюдии. В отсутствие живого собеседника или исповедника, герой излагает свои замыслы в дневнике. Неплохой прием, кстати. Помогает автору избежать многих лишних объяснений.

Отрицательный герой является полярным повторением или искажением качеств главного героя. (Помните, Протагонист – Антагонист?)
Так вот, приключенческий роман в большей степени, чем прочие жанры, строится именно на противопоставлении героев. Автор заостряет достоинства положительных и умаляет заслуги отрицательных героев.
Практически во всех приключенческих романах наступает момент, когда положительный главный герой проявляет задатки сверхчеловека – совершает небывалое усилие, физическое или умственное, и спасает кого-либо\спасается сам.
У отрицательного героя также сильный характер (иногда – даже сверхъестественно сильный и злобный, типа профессора Мориарти), присутствует воля, ум, решительность и смелость. Но если в тот самый пресловутый критический момент положительный герой превосходит самого себя, то отрицательный - быстро сдувается и проигрывает.

Разработка психологически достоверных и оригинальных персонажей не является значимым для приключенческого романа, в котором все подчинено увлекательности интриги.
Персонажи могут быть типичными до карикатуры. Например, пираты – все, как один, пьяные и кровожадные. В романах Агаты Кристи обязательно присутствует отставной военный и парочка старых дев, у Конан Дойла – выходец из колоний, а у Гарднера – миллионер из Техаса и красотка, бывшая в прошлом танцовщицей. Но это не страшно, главное, что в разных комбинациях из однотипных фигур автор создает весьма оригинальные приключенческие сюжеты.

Рассказчик в приключенческой прозе зачастую выступает как ее герой, особенно когда повествование ведется от первого лица. Но и будучи третьим лицом, рассказчик может иметь регалии персонажа, пускай даже припрятанные.

ЯЗЫК приключенческих романов максимально доступный и живой, чтобы не отвлекать читателя от слежения за сюжетом.

ПОРТРЕТЫ ПЕРСОНАЖЕЙ ПОДАЮТСЯ ДИНАМИЧНО. Внимание акцентируется на наиболее ярких приметах внешности, особенностях поведения, деталях одежды и т.д.
«Из боковой комнаты вышел человек. Я сразу понял, что это и есть Долговязый Джон. Левая нога его была отнята по самое бедро. Под левым плечом он держал костыль и необыкновенно проворно управлял им, подпрыгивая, как птица, на каждом шагу» (Стивенсон. Остров сокровищ).

То же можно сказать о пейзажных зарисовках. Описание природы\погоды вводятся исключительно для того, чтобы читатель смог сориентироваться в декорациях и подготовиться к развитию сюжета на данном этапе повествования.

«Ландшафт, если только его можно так назвать, изменился, но не к лучшему. Все по-прежнему черно до самого горизонта. Только поверхность уже не ровная: она стала волнистой. Цепи холмов перемежаются долинами. Нельзя сказать, что здесь совсем нет деревьев, xoтя тo, что от них осталось, едва ли можно так назвать. Здесь были деревья до пожара - алгаробо, мескито и еще некоторые виды акации росли здесь в одиночку и рощами. Их перистая листва исчезла без следа, остались только обуглившиеся стволы и почерневшие ветки.
- Ты сбился с дороги, мой друг? - спрашивает плантатор, поспешно подъезжая к племяннику.
- Нет, дядя, пока нет. Я остановился, чтобы оглядеться. Нам нужно ехать вот по этой долине. Пусть караван продолжает путь. Мы едем правильно, я за это ручаюсь» (Майн Рид. Всадник без головы)

Большое значение играет МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.

Герои, как правило, исследуют территорию, выходящую за границы их обычного обитания. Поэтому приключенческий роман можно назвать также и романом поисков.

Надо отметить, что современной приключенческой литературе возникла интересная тенденция.
В прошлом веке действие большинства приключенческих романов разворачивалось в средневековых замках, роскошных поместьях. Основным требованием к месту действия было наличие красоты – шикарные интерьеры, экзотическая природа становились фоном для стремительных событий и переживаний героев.
В наше демократическое время богатые виллы и особы королевских кровей (ровно, как и герцоги, графы и лорды) уже не в моде. Герои могут функционировать в более привычных для читателя местах. Вспомним хотя бы роман Глуховского «Метро», где действие разворачивается в московском метрополитене – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.

Изменилась и тактика выбора героев. Если в прошлом герой романа был человеком необыкновенным (ученым – редкая профессия, богачом – недосягаемость статуса, благородных кровей – сказочное везение родиться в нужной семье), то теперь герои – вполне обычные люди. Из толпы.
Прием весьма привлекателен тем, что позволяет автору показать читателю – это твой шанс! Все это могло бы случиться и с тобой, только читай!
Написала и подумала, что это не такая уж и современная тенденция. Вспомните роман Агаты Кристи «Человек в коричневом костюме» (1924), где простая девушка Энн из английской глубинки оказывается в центре международного шпионского заговора. И не где-нибудь, а в центре Африки!

Но что точно унаследовал современный приключенческий роман, так это ТЯГУ ГЕРОЕВ К ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ.
Дэн Браун. «Код да Винчи». Герои последовательно посещают Лувр, американское посольство в Париже, Цюрих, Шато-Виллет (Франция), Кент (Англия), Вестминстерское аббатство (эх, везет же этим членам Евросоюза!) и, наконец, заканчивают в Шотландии.

Происходит быстрое – кинематографическое - мелькание декораций, на фоне которых сильные и красивые герои красиво противостоят злодеям (иногда тоже красивым). Возможно, это следует рассматривать как некий психотерапевтический прием, позволяющий нам компенсировать недостаточную эмоциональность повседневной жизни.

А теперь попробуем подвести итог.

Приключенческая литература была, есть и будет, несмотря на высоколобых эстетов, пытающихся заколоть ее своими вечными перьями. Вот насчёт будущности самих эстетов есть некоторые сомнения.

Приключенческая литература характеризуется стремительностью развития действия, сменой и остротой сюжетных поворотов, преувеличенностью переживаний героев, мотивами тайн, похищений и преследования.

Одной из основных задач приключенческой литературы является не столько поучать, сколько развлекать читателя. (В.С. Муравьев. «Приключенческая литература»).

«Есть люди, которые упорно стараются считать приключение чем-то вроде последнего пункта в программе культмассовых затей, в самом конце, следом за танцами. А приключение - тот оптимистический ритм, что помогает научному и художественному творчеству, обеспечивает успех сложной работе, требующей от своего исполнителя инициативы, дерзания, выдумки». (с)

От себя добавим, что очень хорошая приключенческая литература по ходу ещё и образовывает читателя. Хотя бы в области географии.

Вот, собственно, все, на что я хотела обратить ваше внимание в преддверии нового конкурса, который будет называться «Приключения»

С уважением к любителям разной литературы,
Ива

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213013100491