В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» показана Россия в тяжелые для неё времена. Страна потрясается Первой Мировой войной и Гражданской войной. На фоне этих тяжких событий автор описывает всепоглощающую и трагичную любовь главных героев.

Григорий Мелехов и казачка Аксинья вынуждены бороться за свою любовь, преодолевать предрассудки общества, упреки и всеобщее осуждение. Герои не собираются сдаваться из-за этих испытаний, что доказывает глубину и искренность их любви.

Григорий не смог устоять перед чарами прекрасной казачки, ухаживая за ней и добиваясь её внимания. Аксинья же, повидавшая немало горестей за свою жизнь, уступила его натиску. Она кинулась в омут чувств по той причине, что страстно жаждала любви. Того, чего она была лишена с детства. В юном возрасте над ней надругался отец, потом она терпела побои и унижения от мужа Степана Астахова. Неудивительно, что она открыла сердце Мелехову, ведь он подарил ей ласку, внимание и заботу, который она так желала.

Но общество, традиции и моральные устои восстали против влюбленных. Отец Григория женил его на Наталье, надеясь тем самым избавить сына от пагубного, по его мнению, чувства. Но этой женитьбой Григорий лишь сделал несчастными двух женщин, каждая из которых по-своему его любила. Он так и мучается, не в силах выбрать одну из них.

Страстная и горячо любящая натура Аксиньи как магнитом тянет Григория. Они решают вместе уйти в работники к помещику Листницкому, чтобы не разлучаться и быть рядом. Они оба готовы терпеть и тяжелую работу, и непонимание родных.

Но и тут любви Григория и Аксиньи мешает начавшаяся война, и влюблённые вынуждены расстаться. Живя у Листницкого, Аксинья и Мелехов переносят немало горя, а уход на войну любимого мужчины разбил Аксинью. Она не смогла не уступить навязчивому вниманию хозяйского сына. Вернувшись, Григорий узнает об измене любимой и уходит обратно к Наталье. Жизнь как будто испытывает их невзгодами и разлуками, играет с ними, то создавая преграды, то вновь сводя влюбленных.

Тяжелое время в стране служит идеальным фоном их трагичной судьбе. Эти события помогли понять всю глубину взаимоотношений двух людей, не представляющих жизнь друг без друга. И Григорий, и Аксинья сумели сохранить любовь, не дали испытаниям сломать её. Не каждому человеку судьба даёт шанс на такую любовь.

Григорию на долю выпадает перенести смерть обеих женщин: сначала жены Натальи, которая не вынесла боли от того, что проиграла сопернице, потом Аксиньи, женщины, ради которой он был готов на все. Несмотря ни на что, он познал искреннее и настоящее чувство, не знающее преград. Горе не сломило его, не ожесточило. У него остался сын, он теперь становится для Григория смыслом жизни.

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 629,

Южного округа г. Москвы, канд. пед. наук, Иншакова Ольга Артуровна

Мой читательский опыт.

Любовь в жизни Григория Мелехова.

(По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»).

(Слайд 1) Любовь – высочайший дар, посылаемый Богом людям. Яркой вспышкой озаряет она внутренний мир человека, увлекает его своим потоком, оставляет глубокий след в жизни, накладывает отпечаток на всю его судьбу. Счастлив тот, кому довелось познать настоящую, большую любовь. Но как тонка грань, отделяющая радость от грусти, страсть от страданий. Волшебный цветок любви, словно прекрасная роза, может и опьянить своим ароматом, и больно исколоть душу. Одним людям выпадает любовь светлая, ясная и спокойная, как полноводная река. Других настигает чувство бурное и мутное, как горный поток, с водопадами и омутами. Вот такой поток и закрутил Григория и Аксинью – главных героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». (вкл.видео на 1 слайде).

(Слайд 2) Завязала любовь их судьбы в тугой узел, окунула их в омут счастья и полной мерой отмерила им горя и страданий. Почему так бывает? Бог ведает.

(Слайд 3) С первых строк романа, показывая, как целует Дон песчаный берег и перламутровые раковины, автор как бы подсказывает читателю, что это книга о любви. И первая глава романа – это написанная на нескольких страницах история большой любви попавшей в русское войско во время боев в далекой стране девушки-турчанки и бравого казака Прокофия Мелехова. Силой пленили девушку победители, но сильнее оружия оказалась любовь, которой пленила она молодого казака. С тонким лиризмом описывает (слайд (Слайд 4)М.А.Шолохов романтическую любовь Прокофия Мелехова и юной турчанки. «…Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до…кургана. Сажал ее там на макушке кургана, … садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь» .

Целый мир открыла Прокофию его молодая жена, мир, который возникает, когда рядом оказываются два любящих человека. Это мир, где бедный становится богатым, слабый – сильным, некрасивый обретает неотразимое очарование. Этот мир не понятен тем, кто не ведал настоящей любви, он пугает их и вызывает ненависть. К сожалению, нередко попытки разрушить этот мир завершаются трагедией.

(Слайд 5) В романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов делает настоящее открытие. Большая, настоящая любовь, полная романтизма и очарования, которая традиционно ассоциировалась с жизнью аристократов, утонченных натур, оказывается, посещает и сердца простых казаков, несущих тяжелое бремя работы в поле и ратных трудов. Любовь Григория Мелехова и Аксиньи вспыхнула, как большой пожар, захватила их целиком, заставила забыть обо всем.

(Слайд 6) Искреннее сопереживание вызывает тяжелая доля Аксиньи, чья искалеченная в юности судьба напоминает красивый цветок, на который кто-то безжалостно наступил. «На что ты, проклятый, привязался ко мне? – говорит Аксинья Григорию. – Что я буду делать? Душу ты мою вынаешь? Сгубилась я…». Хочется, чтобы наконец-то она обрела настоящее женское счастье. Тем более, что и у Григория настоящая любовь - та, что по праву считается даром Божьим. Но не сумел он понять истинную цену этого дара. (Слайд 7) Больно видеть, как тяга к хозяйству перевешивает чашу весов, на которую положена его любовь. «Ну, куды я пойду от хозяйства?» - отвечает Григорий Аксинье, когда она предлагает ему бросить все и уехать на шахты.

(Слайд 8) Убийство любви – самый тяжкий грех. И его совершает Григорий. Из волшебного мира грез, окутанного туманом счастья, он возвращается к серой жизни сельского обывателя. Но так же, как хрупкий стебелек пробивается на свет через асфальтовое покрытие, любовь рушит все привычные представления Григория о жизни. Стремление вернуться в мир любви оказывается настолько мощным, что устоять Григорию не по силам.

(Слайд 9) Война – это еще одна стихия, которая в романе противостоит любви. Аксинья не выдерживает испытание разлукой и горем (у нее умирает маленькая дочь). Она становится любовницей поручика Лестницкого, сына богатого генерала. Но это не настоящее, это мутный поток, в котором Аксинья просто не устояла. Любовь к Григорию не умерла.

Человек есть великая тайна. Тайной является и то, как в нем могут уживаться одновременно физическая близость с одним и настоящая любовь с другим.

(Слайд 10) Война ожесточила Григория, она убила в нем способность ко многим тонким чувствам, но с любовью справиться она не смогла. Бросив Аксинью, Григорий полагал, что всегда будет ненавидеть ее за измену. Однако убить любовь ему не удалось и на этот раз. Любовь затаилась в его душе. «Григорий сидел за столом. Он только что вычистил винтовку…, как скрипнула дверь. (Слайд 11) На пороге стала Аксинья…, на бледном лице с такой исступленной страстью горели расширившиеся злые глаза, что у Григория при взгляде на нее радостно вздрогнуло сердце».

(Слайд 12)Читая роман «Тихий Дон», начинаешь по-настоящему понимать, насколько велико это чувство – любовь. Сейчас, когда настоящая любовь становится все менее популярна, когда ее нередко пытаются подменить различными суррогатами, книга М.А.Шолохова дает основание для уверенности: настоящая любовь спасет этот мир.


Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Это произведение называют романом-эпопеей, потому что в нем полно и многогранно отразились события того времени, образ жизни людей, причины их поступков. Через все произведение «красной линией» проходит любовь главного персонажа Григория Мелехова и Аксиньи. Чувство героев было одновременно и высоким, и трагичным.

Аксинья – гордая донская казачка, много претерпевшая на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья, но беды рано посыпались на ее голову. В шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал отец, через год девушку выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее "смертным боем"; гибель ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив, любил погулять, по ночам уходил из дома, «начесав чуб».

Ее сердце хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому героиня откликнулась на ухаживания Григория Мелехова. Между ними вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем костре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами.

Женитьба Григория на Наташе заставляет страдать Аксинью. После долгой разлуки, увидев его около реки, она почувствовала, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски», слезы застелили глаза, женщина поняла, что невозможно и бесполезно бороться с этим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за любимым, хотя и знает, что все это не по душе матери Мелехова Ильиничне.

Их жизнь в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ребенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество и горе Аксиньи, в недобрый час, подвернувшийся хозяйский сынок-«утешитель». Вернувшись со службы, Мелехов узнает об измене любимой женщины и, оскорбленный, возвращается к Наталье. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что «не лазоревым алым цветом-дурнопьяном цветет поздняя бабья любовь». Жизнь многократно разлучает их и опять бросает друг другу в объятия.

Но, узнав о том, что Григорий встречается с Аксиньей, Наталья едет к ней и упрекает за то, что та отнимает отца у детей. Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется – сам выберет».

Героиня пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную жизнь. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни женщина вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья… Все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками».

Аксинья органично вписывается в природу. Что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Григория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всегда терпеливо ждет Мелехова, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботиться о них. Однако метание Григория между разными политическими лагерями не только не приносит никому счастья и покоя, но и приводит к бессмысленной гибели Аксиньи.

Да, судьба влюбленных сложилась трагично. Но, на мой взгляд, это была самая открытая, искренняя и нежная любовь двух людей друг к другу, какую можно только себе представить. Ощущение своей слитности с любимым – ощущение совершенно фантастическое. Все мы знаем, что в обычном состоянии человек просто не может ощущать чувства других людей, переживать вместе с ним. И только во взлетах сильной любви бывают состояния, когда разные «я» как бы сливаются друг с другом, - будто «токи» любви смыкают между собой две разомкнутые души, будто между любящими перекидываются невидимые мостики, и ощущения одного перетекают в другого, становятся общими. Интересы, радости и проблемы другого человека становятся вдруг твоими.

Страстное чувство Григория к гордой и прекрасной Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, сопоставлена в романе с его размеренной супружеской жизнью с Натальей - прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой и матерью. Строго говоря, Наталью - отнюдь не чужого для Григория человека - Мелехов никогда не любил, женившись на ней по принуждению отца, отчетливо осознавая всю абсурдность родительской затеи, но и не имея права воспротивиться. А свою настоящую, вечную, беспрекословную и непреходящую любовь к Аксинье Григорию суждено было пронести через всю жизнь. Любовь эта явилась своеобразным внутренним стержнем Григория Мелехова, именно она поддерживала донского казака в самые напряженные минуты трудных нравственных решений, с неудержимой силою тянула его в родные края, повергая героя в бездны отчаянного счастья, именно она диктовала Григорию волю к жизни.

Сила этого чувства, развитие, изгибы его переданы Шолоховым с замечательной психологической точностью, согретой живым волнением. Писатель изобразил всепоглощающую страсть, готовность на все жертвы со стороны Аксиньи, замужней женщины, бесстрашно восставшей против хуторских обычаев и нравов, и молодую беспечность Григория, поначалу отступившегося от своей любви, порвавшего с Аксиньей. Страсть роковая, неотвратимая, ибо забыть Аксинью оказалось не под силу казаку, безудержна его тяга к возлюбленной. Любовь к Аксинье, мирившая поначалу грубость и нежность, приобретает все большую одухотворенность. Совместную жизнь в Ягодном часто вспоминает Григорий на фронтах империалистической и гражданской войны как самую счастливую пору своей жизни. И всякий раз, вспоминая Аксинью, Григорий думает о детстве, вспоминая о детстве - думает об Аксинье. Это тонкое психологическое наблюдение писателя лучше многих слов говорит о силе и глубине чувства, связавшего Григория и Аксинью. Аксинья вошла в него навеки, навсегда… Она, как босоногое детство, стала частью его жизни.

Шолохов довольно скуп на лишнее описание чувств Григория. Когда в самом начале восстания Мелехов приходит арестовывать Степана, не желающего воевать, он старается даже не смотреть на Аксинью, которая стоит тут же, у печи. Что он думает, чувствует, заходя в курень Астаховых, увидев Аксинью, которую продолжает любить? Об этом не сказано ни слова. И в этом проявление той экономности, которая является существенным признаком художественности.

Упоминание о чувствах Григория к Аксинье нарушило бы художественную цельность, а потому не нужно было в этом месте. Ведь Григорий кипел тогда от ярости, в нем ощетинился собственник, поднявшийся с оружием против советской власти. Только о борьбе и мести думал тогда он, только это его и занимало. Дорогой ценой платит Григорий за свои заблуждения. Мучительно тяжелой, ненужной показалась ему собственная жизнь. Шолохов с проникновенным мастерством доносит до читателя всю глубину трагической опустошенности Григория: встретился он с Аксиньей, с новой силой вспыхнула их любовь, но в данный момент и она не в силах заполнить холодную пустоту в душе Мелехова. Повторяется ранее звучавший мотив поисков счастья на этой изобильной земле. Весь мир кажется Аксинье ликующим и ярким: «Аксинья с живым любопытством осматривала заснеженную, сугробистую степь, натертую до глянца дорогу, далекие, тонущие во мгле горизонты; улыбаясь тому, что так неожиданно и странно сбылась давно пленившая ее мечта - уехать с Григорием куда-нибудь подальше от Татарского…» .

Но и тут судьба поворачивается по-своему. Аксинья в дороге заболевает тифом. Чтобы спасти жизнь Аксинье приходиться оставить ее в деревне у чужих людей. Вместе с Прохором Григорий отправляется на Кубань. Война близится к завершению. Все чаще Григорий вспоминает в разлуке Аксинью. Сутра он садился в сани, ехал по заснеженной степи, к вечеру, приискав где-нибудь место для ночлега, ложился спать. И так изо дня в день.

Но болезнь не обходит стороной и Григория. Он живет как во сне: часто теряет сознание, ему тяжело разговаривать. Он с трудом поднимает свою помутневшую голову, чтобы посмотреть на небо. К счастью, через некоторое время Григорий пошел на поправку. Выздоравливает и Аксинья, возвращаясь из незнакомого поселка в родные Вешки. В ожидании возвращения Григория дни тянутся долго и томительно. В душе рождается надежда, что после долгих и томительных разлук, Григорий и Аксинья будут вместе.

За долго до рассвета прискакал в хутор Татарский Григорий, привязал лошадей к знакомому с детства сухому караичу, пошел в станицу. И вот, наконец, Дон, старый мелеховский курень, темные купы яблонь, окно Аксиньи, ее руки. Аксинья опускается перед ним на колени, прижимаясь лицом к мокрой шинели, сотрясаясь от рыданий. Любовь Аксиньи самозабвенна. В ощущении призрачности сбывшегося счастья-сна, она с радостью откликается на зов Григория бежать с ним. Григорий зовет ее на юг, на Кубань, почти повторяя когда-то сказанные ею слова: «На Кубань или дальше. Проживем, прокормимся как-нибудь, а? никакой работы не погнушаюсь. Моими руками работать надо, а не воевать…» .

Последний раз, не ведая того, Аксинья и Григорий спускаются к Дону. Последний раз принимает возлюбленных Дон, степь. Случайная пуля обрывает это свидание-бегство в поисках своей доли. Раненная Аксинья, истекая кровью, умирает на руках Григория, так и не встретив нового рассвета, во мраке ночи.

История Григория Мелехова и Аксиньи - это история трагической любви, история выгоревшей, испепеленной жизни. Любовь их - такая великая в своей страсти и взаимном стремлении, такая величественная в самой жгучей потребности любить, такая желанная в своей запретности - не приносит героям счастья, попросту не успевает реализоваться в полной мере.

Так завершается долгая пляска смерти. Начатая убийством на войне австрийского солдата, она кончается гибелью самого дорогого Григорию человека. Такова логика войны: взмаху шашки, за который так казнил себя Григорий, назначено отозваться нелепой пулей, доставшейся Аксинье.

Солнечным утром в глубоком яру хоронит Григорий свою Аксинью. Безмерно горе, обрушившееся на Григория. После смерти Натальи Григорий метался, страдал. Перед нами был все же живой человек, но раненый, мучимый болью. Смерть Аксиньи была так страшна, что в Григории, словно все обмирает. Теперь ему незачем и некуда торопиться. Все свои духовные искания, все свои надежды, всю свою жизнь хоронит Григорий. Он и себя хоронит заживо: Григорий прощается с мертвой Аксиньей, «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго». Теперь и жить ему незачем.

Любовь к Аксинье составляла весь смысл существования Григория, являлась главной движущей силой всей жизни его. Трагизм заключается в том, что искра страсти, пробежавшая между Григорием и Аксиньей в самом начале романа, изначально была обречена полыхнуть ярким светом и погаснуть от грубого вторжения исторических катаклизмов. Богатый мир героев, мир ярких чувств и первозданных эмоций, не способен втиснуться в жесткие схемы классовой борьбы, смысл которой даже не до конца ясен персонажам шолоховского романа. Григорий и Аксинья, созданные для счастья, как и миллионы других людей, потеряли свою хозяйскую роль в сюжете и в жизни, попали в жестокое подчинение силам, им не подвластным, остались наедине с собственной судьбой и оказались отчаянно бессильны что-либо изменить.

Женские образы романа "Тихий Дон" необычайно выразительны: гордая и смелая Аксинья, трудолюбивая и кроткая Наталья, величественная и мудрая Ильинична, непосредственная и юная Дуняша. Произведение это, созданное Михаилом Александровичем Шолоховым, выходило частями в период с 1928 по 1940 год. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" будет рассмотрен в этой статье.

Коротко об Аксинье

Аксинья в произведении являлась сначала любовницей, а затем и незаконной женой Она сопровождает его на протяжении всего романа. Эта девушка - коренная казачка, которая привыкла к тяжелому крестьянскому труду и была подвержена в полной мере предрассудкам своего сословия. Аксинья - цельная, сильная натура, обладающая эмоциональным, прямым характером. Она способна на решительные поступки, не может лгать и довольствоваться легкими отношениями. В ее жизни главное - реализация ее женской сущности. Такова вкратце Аксинья ("Тихий Дон"). Характеристика может быть дополнена различными деталями. Представим ее более подробно.

Внешний облик героини и ее внутренняя суть

Описывая образ Аксиньи в романе "Тихий Дон", следует непременно остановиться на ее внешности. Эта героиня - женщина большого обаяния, пленительной внутренней и внешней красоты. У нее пухлые, жадные губы, налитые плечи, смуглая точеная шея. Девушка гордится своей манящей, вызывающе яркой красотой. Однако не внешний облик, а одухотворенную, страстную и сильную натуру, внутреннее богатство героини, великую силу ее любви поэтизирует в произведении Шолохов.

Положение в семье Аксиньи

Аксинья с детства несчастна. Она познала очень рано горечь рабского положения женщины в непростое дореволюционное время. Жизнь со Степаном Астаховым, нелюбимым мужем, была продолжением такой безрадостной доли. Выданная на побои и поругание, каторжный труд и унижения девушка не хотела подчиняться самодурству своего супруга.

Начало романа с Григорием

Во время первой встречи у Дона с Григорием, а затем в эпизоде рыбной ловли героиня отстраняет ласки этого мужчины, страшится упорства, с которым Григорий Мелехов заигрывает с ней. Однако вскоре обнаруживает, к своему ужасу, что ее тянет к этому парню. Аксинью пугало новое чувство, заполнявшее ее всю. Она не в силах побороть его и поэтому приходит сама к Григорию. С этих пор девушка будто переродилась. Любовь ее выпрямила. Она теперь ходит гордо, неся высоко свою счастливую голову, не таясь и не совестясь людей.

Большая и решительность у Аксиньи сочетаются с цельностью и тонкостью чувств, с человеческой добротой и чуткостью. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" был бы неполным, если не упомянуть о том, как она заботится о детях. Она относится с нежностью к маленькой дочери, переживает глубоко ее смерть. Материнской заботой и лаской Аксинья подкупает Мишатку. Она по-настоящему заменит после гибели Натальи мать детям Григория.

Речь Аксиньи

Образ Аксиньи (роман "Тихий Дон") можно дополнить характеристикой речи этой героини. В речи Аксиньи сказываются теплота и безмерная сердечность. Она наполнена уменьшительно-ласкательными словами ("дружечка моя", "колосочек мой", "детишки", "Мишатка"). Резко меняется речь героини тогда, когда она отстаивает своего возлюбленного, борется за Григория. В порыве гнева Аксинья в романе "Тихий Дон" не скупится на грубые выражения, в которых ощущается ее непреклонность и настойчивость.

Стареющая Аксинья

Шолохов говорит с мягким лиризмом о переживаниях своей героини, когда она начинает стареть. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" в это время меняется. Писатель сравнивает героиню с увядающим одиноким ландышем. Аксинья рассматривает сквозь слезы умирающий, но вспыхнувший внезапно под солнцем цветок. Она вдыхает запах ландыша, видит, что его коснулся смертный тлен. Героиня вспоминает собственную молодость, бедную радостями долгую жизнь. Аксинья засыпает, схоронив заплаканное лицо в ладонях.

Писатель подмечает заметные перемены во внешнем облике героини романа "Тихий Дон". Образ Аксиньи дополняется новыми чертами. Она перед встречей с Григорием рассматривала взволнованно свое постаревшее, но все еще сохранившее красоту лицо. "Манящая красота" осталась, однако осень жизни кинула уже на щеки блеклые краски, пожелтила веки, в впряла редкие паутинки седины. Из глаз глядела скорбная усталость, что отмечает Шолохов ("Тихий Дон"). Аксинья уже не та цветущая девушка, с которой мы знакомимся в начале романа.

Отношение героини к революционным событиям

По-своему пыталась найти эта героиня путь к лучшей жизни. Аксинья была далека от того, чтобы участвовать в революционных событиях. Однако именно от их исхода зависела ее судьба. Аксинья тянулась к свободе. Ради нее она готова была пожертвовать в любое время хозяйством, покоем, уйти "хучь на край света" из родных мест. Однако интересующая нас героиня была ослеплена любовью. Эта ее ограниченность, порожденная условиями, в которых выросла девушка, отражена в романе "Тихий Дон". Образ Аксиньи таков, что она живет вне интересов общества, не знает других путей борьбы за собственное счастье, за справедливое отношение к себе, кроме последовательности и искренности в любви к Григорию Мелехову, веры в него, самозабвенной преданности своему возлюбленному. Для нее не существовало ничего, кроме Григория. Когда он отсутствовал, мир для нее умирал и заново возрождался, когда Григорий был рядом. Аксинья, не интересуясь тем, за что сражается Мелехов, идет слепо за ним, думает лишь о нем и любит одного его.

Преданность Аксиньи

Аксинья с возрастающим напряжением проникалась все более тревогой за человека, с которым связывала всю свою жизнь, все надежды на обретение счастья. Она разделяет с все невзгоды. Аксинья в поисках "своей доли" идет с ним безрассудно в неизвестность, манившую ее "призрачным счастьем". Героиня признается честно, что ее "скрутила" тоска о возлюбленном. Аксинья, сама не ведая, что ожидает ее впереди, зачем и куда она идет, признается, что готова отправиться хоть на смерть вместе с Григорием. Она пролила много слез бессонными ночами. Однако весь мир вновь казался ей светлым и ликующим после того, как Григорий вернулся.

Образ Аксиньи таков, что даже любовь к ребенку является для нее продолжением страсти к Мелехову, а не чувством, которое коренится в патриархально-семейных отношениях. Усугубляется трагедия смертью ребенка и непониманием социальных потрясений, происходящих в обществе. Аксинья в итоге окончательно теряет возможность "укоренения в семье" - того, что является в ее среде главным для женщин. Верит Аксинья и на этот раз, что "свою долю" найдет с любимым человеком, и погибает трагически с этой верой в пути.

Значение образа Аксиньи

Издавна в литературоведении установилось сочувственное отношение к страсти Аксиньи. Ее запретная любовь в 30-е годы трактовалась как протест против общественных норм старого мира, даже как гимн свободной любви. Образ Аксиньи находится в ряду героинь, любящих беззаветно, но в силу трагических обстоятельств не имеющих возможности соединиться с любимым. Тех, которые дают своему возлюбленному ощущение смысла жизни и ее полноты. Такова Аксинья ("Тихий Дон"), характеристика которой была представлена в этой статье.