Зачастую, российский клиент бывает такой «неблагодарный», что просит его перевезти на соседнюю улицу, какие уж тут заработки для таксиста. То ли дело аэропорт или другие места, куда сложно добраться даже общественным транспортом. Но, как говорится, в русской поговорке - «голь на выдумку хитра». Некоторые «предприимчивые» водители решили облегчить себе жизнь и устанавливают на своих машинах «левые» GPS-системы, которые искажают их фактическое пребывание и подменяют координаты на более выгодные для таксистов.

Рынок сразу отреагировал на подобный спрос и сегодня в сети можно встретить массу объявлений о продаже «фейковых GPS» на смартфон или планшет. Эти устройства спокойно работают с такими приложениями, как «Максим», «Сити мобил», а также «Таксометр», используемого «Яндекс.Такси». Цена установки приложения - приблизительно 3500 руб.

Обмануть систему

Достаточно активно менять свои координаты с помощью «фейковых» навигационных систем водители такси начали примерно год назад. Тогда же данной проблемой озаботилась и одна из самых крупных компаний в сфере онлайновых пассажирских перевозок - Gett. Представители компании отмечают, что особенно активно подменяется местоположение таксистов именно в аэропортах. Проходимость там большая, клиентов много и лучше быть в начале «очереди», нежели в ее конце. Именно там формируются самые выгодные заказы. Водители, пытающиеся обмануть систему, стараются зафиксировать свое пребывание, как можно ближе, к потенциальному клиенту, который вызывает такси чуть ли не на взлётной полосе. По мнению онлайн-компаний, на пользователей такие «махинации» никак действуют, что уже отрадно.

«Яндекс.Такси» также сталкивается с подобной проблемой. Особенно часто используют «ложные» приложения московские водители, которые предпочитают получать заказы, находясь за пределами аэропорта на бесплатной стоянке. Никаких дополнительных затрат. При желании можно сидеть дома и пить чай или читать русскую классику. Заказ приходит, водитель его выполняет и возвращается к своему приятному времяпровождению.

Подменой своих координат с помощью «фейковых GPS» занимаются не только таксисты массового сегмента, но сервисы, где тарифы более высокие. Так, например, компания Wheely, предоставляющая своим клиентам автомобили не ниже бизнес-класса, также выявила использования «левых» приложений. И опять же в большей части это происходит в аэропортах. При этом, вылавливая выгодных клиентов в аэропорту, водители до получения непосредственного заказа могли свободно ездить по городу или также сидеть дома. По мнению специалистов, «фейковый GPS», на самом, деле выгоден только для аэропортов.

Борьба с недобросовестными водителями

Рынок онлайн-такси на конец прошлого года составлял приблизительно 441,0 млрд. руб. На конец 2014 года в России насчитывалось около 338,0 тыс. такси, сотрудничающих с онлайн-компаниями, специализирующихся в сфере пассажирских перевозок. 40,0 тыс. автомобилей были подключены к «Яндекс.Такси» и 36,0 тыс. - к Gett.

Многие эксперты полагают, что компании онлайн-такси в большей степени озабочены другими проблемами, а не подменой водителями своих координат (что тоже для них неприятно). Их волнуют незаконные операции, с помощью которых происходит неправомерное получение денежного вознаграждения за поездку.

Агрегаторы пытаются бороться с недобросовестными водителями. Так, по мнению специалистов Gett, они даже при желании не могут удлинить поездку и получить соответственно больше денег, так как ее закрытие происходит уже не с помощью GPS, а посредством другого механизма.

Компания Uber в России не стала комментировать проблему с искажениями водителями своих данных о месте пребывания, зато рассказала о неприятных случаях с их компанией в Китае. В этой стране их службой безопасности были раскрыты мошеннические схемы ряда водителей, которые действовали следующим образом. Они покупали взломанный смартфон, на котором несколько номеров и аккаунтов и с одного водитель делал заказ, а с другого его принимал. При этом они обслуживали, как правило, еще одного клиента. Но, со слов представителей агрегатов, работающих на территории России, они сталкиваются с такими и им подобными проблемами не так часто. Обычно, если водители пытаются мошенничать - их ловят. Далее, как, минимум, их отключают от приложения. При более серьезных нарушениях компания может обратиться в суд или следственные органы.

Достаточно удобный и приемлемый сервис «Яндекс такси» всегда привлекал мое внимание. Казалось бы, ничего не должно смущать - с момента заказа и до подачи машины, проходит мало времени, диспетчера любезные и доброжелательные, а если учитывать еще и тот факт, что сервис ввел фиксированную стоимость, которая не изменяется на протяжении поездки, так заменять приложение иным и вовсе не возникало желания! Если бы не одно «но»!..

Довольно неприятная ситуация произошла со мной, из-за водителя сервиса «Яндекс такси».

Не так давно, я, уже не просто по привычке, а по сложившейся традиции, вызвал машину через Яндекс такси. Водитель приехал быстро, да и движение начали сразу, без задержек. Спустя некоторое время после начала поездки, водитель предложил закрыть заказ, ссылаясь на то, что из-за фиксированной стоимости сервиса, он платит большие проценты, теряя при этом свой «кровный» заработок. Как я понял, процент оплаты водителя Яндекс такси зависит стоимости. Например, если стоимость поездки изначально 500 рублей, то он заплатит приложению 125 рублей. А если закроет заказ после начала движения, то заплатит процент из 100 рублей, а это, получается, 25 рублей. Я, конечно, все понимаю, что каждый зарабатывает, как может и все дела, но кто подумает о нас? Случись что во время поездки, например, авария, после закрытия заказа, то получается, что меня в машине не было, ведь водитель «высадил меня», раз закрыл заказ.

Так вот... водитель спросил меня, можно ли закрыть заказ, на что я ему, конечно же, ответил нет. Для меня стоимость поездки особо не так и важна, просто погода была далеко не идеальной, а сумки тащить самому действительно тяжело. Казалось бы, обычный ответ и никакой агрессии с моей стороны, вызвали не просто возмущение водителя, а, скорее, ярость. Он стал настойчиво спрашивать, почему я против и все такое, на что я вежливо попросил продолжить движение.

Как я понял, водителя это не устроило. Он просто мне заявил, что не намерен выполнять свою работу, ведь в таком случае, делать этот заказ ему просто не выгодно, и пригрозил, что высаживает меня. Дальше вести меня он был точно не намерен, даже не смотря на то факт, что мы уже довольно далеко уехали от места посадки. Да и до ближайших домов было очень далеко! А с такой погодой, тогда шел снег, было темно, да и еще мой багаж был не легким, я бы неизвестно как добрался!
Поняв, что толка от такой поездки уже не получится, я попросил водителя отвезти меня туда, откуда он меня забрал, естественно, не бесплатно! Даже несмотря на то, что это - его заработок (по его словам), он мне отказал, сказав что никуда меня не повезет. Кроме этого, он заглушил мотор и, выйдя из машины, направился к пассажирскому сиденью, где до этого ехал я. Открыв дверь, он стал орать на меня и требовать, чтобы я вышел из машины. Как не странно, угроз с его стороны не было, но сказать, что он был адекватным - я не могу. Настолько грубо и агрессивно он себя вел. Тем более, если учитывать тот факт, что он тянулся к бардачку и намеревался оттуда что-то достать, при этом, продолжая дна меня орать.

Естественно, я испугался. Решив, что так дело добром не кончится, я позвонил в таксопарк, где работал этот водитель. Меня выслушали и пообещали принять меры, однако результата никакого не произошло, а водитель был просто в бешенстве! Скорее всего, моим спасением стал тот факт, что я, устав ждать помощь из таксопарка, вызвал полицию.
Узнав об этом, водитель такси, вызвал мне другую машину, уехать на которой мне не пришлось, из-за того, что нужно было ждать полицию. Увидев, что я также настроен серьезно и не намерен терпеть такое поведение, водитель сказал, что отвезет меня до места посадки.
Во время поездки, мне позвонили из полиции и поинтересовались, нужна ли мне еще их помощь, на что я, конечно, согласился. Не зная и боясь дальнейшего поведения водителя, попросил их приехать к назначенному месту посадки.

Прибыв на место, сотрудники полиции внимательно выслушали нас и записали мои контакты, после чего, мы разъехались - они по своим делам, а я - на вызванном заново такси, водитель которого, добросовестно выполнял свою работу и не требовал закрывать заказ.
Казалось бы, ничего особенного, но у меня до сих пор страх, больше не за себя, а за то, что приложением Яндекс такси пользуется моя жена с маленьким ребенком. От одной только мысли о том, что такой «неадекватный» водитель может сделать, у меня волосы «встают дыбом»! И что тогда?

Я не мог оставаться равнодушным и просто обратился в Яндекс такси, где меня поблагодарили за информацию и пообещали разобраться в этом вопросе Но вот беда, они мне не сказали, что конкретно делать в том случае, если водитель попросил закрыть заказ намного раньше, чем мы приехали до места. Вот что они написали:
«Если водитель предлагает завершить заказ сразу после начала движения, пожалуйста, сообщите об этом нам. Это абсолютно недопустимо и мы примем самые строгие меры к таким водителям. Вплоть до отстранения от заказов нашего сервиса.
Благодарю вас за интерес к нашему сервису и предоставленную информацию. Я уверен, что вместе мы сможем сделать сервис лучше.
И, пожалуйста, дайте мне знать, если у вас возникнут ещё какие-либо вопросы, буду рад помочь.

C уважением,
Служба поддержки Яндекс.Такси»

Боюсь, что они забыли указать номер телефона для того, чтобы я сообщил им о случившимся, а воспользовавшись формой обратной связи по почте и ждать день-два ответа это очень долго, не будем же мы это время стоять на дороге и ждать ответа

Олег Чанчиков из петербургской компании «Доступный город» - партнёра крупных такси-сервисов - рассказал сайт о способах фрода, которые могут применять таксисты, и объяснил, как пассажирам их избежать.

В закладки

Олег Чанчиков

Привет, я Олег, и иногда я рассказываю о том, как устроено такси изнутри. Вот писали про девушку, пытавшуюся обмануть Uber. Сегодня я расскажу о том, как и кого еще фродят таксисты.

Моя компания придумывает и реализует интеграционные решения для водителей такси - от аренды автомобилей до финансовых инструментов для выплаты денег за безналичные заказы. Мы находимся между провайдерами заказов и водителями такси. Это на наш счет приходят деньги от Uber, и это мы выплачиваем их дальше - тому, кто вас везет.

Один из продуктов нашей компании - моментальные выплаты. Мы умеем выплачивать деньги водителям сразу после выполнения заказа - при том, что деньги от провайдеров приходят с задержкой от трех дней до месяца. Любая попытка обмана со стороны водителя - наш риск не получить деньги от провайдера. Так появился проект «Антифрод», который нужен нам, чтобы быстрее провайдеров узнавать о том, как еще водитель такси может обмануть пассажира или провайдера.

Что-то мы рассказываем провайдерам - когда фрод угрожает нашему бизнесу. Что-то не рассказываем совсем - когда дырка очевидна всем (и самому провайдеру в том числе). С чем-то работаем самостоятельно и не выносим сор из избы - как правило, с новичками, решившими, что уж их-то точно никто не заметит.

Жизнь богаче фантазии и то, с каким фродом мы столкнемся завтра, наверняка удивит нас еще больше, чем эта статья.

Как любой нормальный человек, водитель хочет денег. Не всегда больше, но всегда - легче. Ему не важно, кто именно эти деньги заплатит - пассажир или провайдер. Главное, чтобы никто не заметил и все остались довольны.

1. Дублер

«Яндекс.Таксометр» (софт для водителей «Яндекс.Такси») позволяет водителю, помимо заказов самого провайдера, работать с заказами «от борта» - пойманными на улице. Водитель может создать для таких заказов любой тариф, который его устроит.

В начале поездки по такому тарифу софт произнесет ровно те же слова, что и при заказе от «Яндекс.Такси»: «Добро пожаловать. В целях безопасности просим вас пристегнуться». И интерфейс ничем не будет отличаться от того, который и вы, и водитель видите, когда едете по заказу от «Яндекс.Такси».

Алгоритм обмана вас не слишком сложный:

  • Водителю на устройство А поступает заказ «Яндекс.Такси». Он его принимает, подает автомобиль и ставит статус «На месте».
  • Пока вы выходите, водитель включает таксометр «от борта» на дублирующем устройстве Б с фейковым тарифом. Устройство Б находится на самом видном месте автомобиля - так, чтобы вы всегда видели, сколько именно стоит ваша поездка, это важно.
  • Вы садитесь в автомобиль. Водитель незаметно ставит статус «В пути» на устройстве А и убирает его в карман. Вам приходит SMS о начале поездки.
  • Водитель ставит статус «В пути» на устройстве Б. Магия начинается.

Этот способ безопасно использовать, если разница в финальной стоимости поездки не будет превышать 50% от оригинальной - ее все еще можно обосновать пробками, маршрутом и ошибками «Яндекса».

На ваш аргумент «А вот у меня в приложении другая сумма написана» ответят, что в приложении указана примерная стоимость поездки (это не так), а в реальности были пробки, навигатор повел иначе и вообще «Яндекс» считает поездку по прямой от точки А в точку Б, а машина ездит по дорогам (и это тоже не так). В реальности «Яндекс.Такси» по завершении поездки показывает вам точную стоимость этой поездки.

Вы расплачиваетесь, выходите из машины, и у водителя начинается следующий этап магии: надо сделать так, чтобы суммы на устройствах А и Б совпали. Это нужно для того, чтобы ваше приложение показало вам ту же стоимость поездки, что и сумма, которую вы в реальности заплатили.

Это делается так:

  • Водитель не заканчивает поездку сразу, а проезжает еще несколько километров, добиваясь идентичности сумм на устройствах А и Б.
  • Водитель может никуда не уезжать вообще, а просто постоять минут 30 около конечной точки маршрута, не закрывая заказ. Минута ожидания стоит недорого, но зато не надо никуда гонять машину.
  • Водитель всегда может добавить дополнительные услуги - вы этого не увидите. Так вы становитесь владельцем животного или багажа в салоне.

Самый крутой случай из нашей практики - пассажир ехал из Пулково на Московский вокзал и трижды проехал через Кронштадт. Поездка по КАД через Кронштадт по желанию клиента - платная услуга в «Яндекс.Такси», она стоит 400 рублей.

Удивительно, но этот способ работал почти без сбоев. Ключевая задача водителя - сделать так, чтобы пассажир был доволен поездкой настолько, чтобы ему не хотелось разбираться, почему суммы разнятся настолько сильно. Я уже писал о том, что среди водителей такси невероятно высокая доля людей с судимостью за мошенничество: с даром убеждения у коллег все тоже неплохо.

2. Подмена таксометра

Провайдеры, безусловно, хотят, чтобы водители не фродили пассажиров. Каждая новая версия софта для водителей оставляет все меньше и меньше дырок. Но голь на выдумку хитра. В этот способ фрода довольно сложно поверить: настолько он абсурден. Однако я делал это своими руками, и это работало.

Осенью 2015 года «Яндекс.Такси» обновило «Таксометр» с версии 6.37 до версии 6.39, в которой не было функции платного ожидания пассажира (как использовать для фрода - смотрите выше). При выходе обновления старая версия, естественно, перестает работать.

Я совсем не разработчик. Я совсем не понимаю, как устроены мобильные приложения. Однако даже у меня получилось выдернуть из интернета.apk-файл «Таксометра» версии 6.37, разобрать его первым подвернувшимся под руку декомпилятором (или как это правильно называется), поменять номер версии и сборки на 6.39 и собрать обратно.

Вы уже догадались, да, что фейковая сборка заработала, сохранив функциональность оригинальной? Сейчас это, впрочем, уже не работает: «Яндекс» научился бороться с подобным фродом.

3. Другой пассажир

Представьте: вы вызвали автомобиль с оплатой поездки пластиковой картой. И почему-то не вышли вовремя: передумали, уехали на другой машине, задержались в душе. И не отменили заказ - так часто бывает, потому что вы считаете, что это проблема водителя.

Водитель подает автомобиль, ждет пассажира и честно едет из точки А в точку Б, которую вы заботливо указали, когда заказывали машину. Затем водитель закрывает заказ, и с вашей карты списывается стоимость поездки.

Вы, естественно, получаете SMS от банка и пишете провайдеру, что никуда не ездили. А водитель говорит: «Вышел человек, сел в машину. Я его спросил: "В аэропорт" (ну, допустим)? Он сказал: "В аэропорт". Откуда мне знать, что это не тот пассажир?».

Доказать правоту или, наоборот, фрод невозможно - что со стороны водителя, что со стороны пассажира (вам же тоже никто не мешает так фродить). Обычно провайдеры встают на сторону пассажира, возвращают деньги, а водителя блокируют. А наша задача - разобраться с тем, что произошло на самом деле. Фрод по отношению к пассажиру автоматически снижает рейтинг водителя в нашем антифроде, потому что в следующий раз на деньги можем влететь и мы.

4. Подменная координата

Это один из тех фродов, в которые мы не вмешиваемся совсем. Во-первых, они не ведут к прямым финансовым потерям ни с какой стороны. Во-вторых, мы считаем технические дырки провайдеров недоработкой и уверены, что на стороне любого оператора из «большой тройки» больше одного человека отвечает за отсутствие таких дырок.

Чаще всего этот способ используется около вокзалов и аэропортов - там, где парковка платная, заказы есть почти всегда, и их цена сильно выше средней.

Алгоритмы распределения заказов у провайдеров учитывают расстояние от автомобиля до точки подачи и время, необходимое для подачи (факторов в действительности значительно больше). Следовательно, чтобы с большей вероятностью получить заказ как можно быстрее, нужно оказаться как можно ближе к точке подачи.

Водители используют Fake GPS - софт, который подменяет координаты вашего устройства. Вы с его помощью можете, например, свайпить в Tinder в Нью-Йорке без премиум-аккаунта, а таксисты паркуют автомобили на первой линии зоны прилета или на взлетно-посадочной полосе аэропорта.

Выделяются на фоне этого относительно безобидного фрода те, кто нашел и использует Mock Location. Этот софт позволяет достаточно правдоподобно имитировать движение автомобиля по дороге: он будто бы останавливается на светофорах, снижает скорость на поворотах и может выдерживать среднюю скорость на маршруте из точки А в точку Б.

Схема фрода ничем не отличается от фрода с поездками по картам, кроме того что автомобиль не трогается с места совсем.

5. Пустая карта

Провайдеры списывают деньги с вашей карты либо несколькими небольшими частями, либо одним платежом после окончания поездки. Для пассажира это способ обмануть провайдера: некоторые из них оплачивают поездку водителю, даже если не смогли списать деньги с карты пассажира.

Этот же способ работает и для водителей. Главное - создать историю использования карты пассажиром и фродить того провайдера, который точно заплатит.

6. Докат

Вы же наверняка пользовались промокодами на такси? Провайдеры сжигают безумные миллионы денег на привлечение новых пассажиров и удержание старых.

Как правило, один пассажир может использовать один промо-код один раз. То есть даже если у вас промо-код на 500 рублей, а поездка - на 200, вы не сможете использовать оставшиеся 300 рублей. А водитель сможет. Ему для этого достаточно просто не закрывать заказ - либо не предупреждая пассажира (в этом случае есть риск получить плохую оценку), либо просто спросить: «Можно я промокод на максимум закрою?». Пассажиры редко отказывают: чужие деньги мало кто считает.

7. Самокат

Мало кто из пассажиров знает, что все провайдеры доплачивают водителям за существенную часть поездок - ту, где пассажир платит меньше суммы, за которую водители готовы выполнять заказы провайдеров.

Например, в Петербурге у Gett минимальная стоимость поездки для пассажира - 50 рублей, а для водителя - 220; у «Яндекса» - 50 и 130 рублей, у Uber - 50 и 99 рублей, соответственно.

Технически в биллинге доплата мало чем отличается от безналичного заказа: она так же поступает на баланс водителя. А дальше дело везения: как быстро провайдер или партнер поймают водителя на фроде. Если партнер выплатил водителю эти деньги, а провайдер признал поездку фродовой и не оплатил ее, деньги теряет партнер.

Прошлой весной мы потеряли на таком мошенничестве около 60 тысяч рублей за две недели. Самой увлекательной из историй про резко выросшее количество коротких заказов была вот такая (от первого лица):

Стою я на отстое. Подходит бабулька из соседнего дома. Ей дети подарили смартфон и поставили туда «Яндекс.Такси», чтобы она из магазина сумки не таскала, а на машине ездила. А как пользоваться, не объяснили. Вот она приходит ко мне и просит помочь. Я ей показываю, заказ делаю, а он мне прилетает. Ну, я и везу: магазин в соседнем доме. И бабулек таких в нашем районе - пруд пруди. Все узнали, как за копейки на такси можно ездить.

Я, признаться, попробовал представить себе таксиста-отстойщика (это те, у которых посадка в машину начинается от 300 рублей), к которому массово ходят бабушки и который, вместо того чтобы бабушек радостно окучивать, помогает им разобраться с ненавистным этому таксисту «Яндексом», а потом еще и везет этих бабушек. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Особняком стоят водители, которые сами создают короткий заказ на одном устройстве и дожидаются, когда он достанется им на втором устройстве.

У нас работал водитель, который через наши моментальные выплаты так получал деньги на сигареты: ловил заказ, выходил из дома, проходил пешком вокруг квартала, закрывал заказ на 70 рублей, в течение пяти минут получал оплату и оплачивал картой сигареты в соседнем магазине. Круче него, наверное, был только водитель из Краснодара, который даже не выходил из дома.

8. Много SIM-карт

Основной идентификатор вас как пассажира - номер вашего телефона. Именно на него в первую очередь смотрят любые антифрод-алгоритмы. Только после этого идут IMEI устройства, GPS-координаты и все остальное.

Чтобы начать пользоваться приложением, надо получить SMS. Я не настоящий таксист, но у меня есть около 10 SIM-карт, зарегистрированных на меня, и еще столько же - на Санта Клауса. Ну и, конечно, всем нам помогут сервисы аренды номеров.

Коллега из Казани могла не просить пассажира заказать ее еще и по Uber, а сделать это самой. Как правило, алгоритм выполнения заказа позволяет потратить на это пару минут. За исключением случая, когда конечная точка маршрута неизвестна.

Когда провайдер доплачивает за заказ при условии выполнения Х заказов в день, у таксистов включается профессиональная солидарность: сегодня ты закажешь меня, потому что у меня не хватает двух заказов до нормы, а завтра - я тебя.

9. Закрыть заказ раньше

Провайдер и партнеры живут на комиссии - проценте, который они получают с каждого выполненного заказа. Win-win-модель фрода очевидна: водитель предлагает пассажиру заплатить меньше (допустим, 250 рублей вместо 300) и закрывает заказ на как можно меньшую сумму (допустим, на 70 рублей).

В этом случае деньги недополучают провайдер и партнер. Для водителя важны стоимость, после которой ему становится невыгодно мошенничать, и оплата поездки наличными: с картой этот способ работает, только если у водителя есть mPOS-терминал.

10. Отменить заказ

Водитель подает автомобиль и звонит вам: машина ждет. После того как вы подтвердили, что скоро выйдете, водитель отменяет заказ. На ваши вопросы, скорее всего, ответят, что это баг у провайдера.

Даже если с водителя удержат комиссию за отмененный заказ, у него уже есть пассажир, готовый ехать именно с ним, и - это важно - у него больше нет цены, установленной провайдером.

Этот способ редко работает в отрыве от дублера. Справедливости ради, используется он нечасто, и такие случаи, как правило, быстро отлавливаются на стороне провайдеров.

После каждой статьи на сайт находится человек, спрашивающий «Ну и зачем это все?». Вот зачем:

  • Если вы пассажир, следите за руками. Не оставляйте пластиковые карты и экраны своих смартфонов без присмотра. Универсальный рецепт - не указывать конечную точку маршрута при заказе машины, так вас сложнее профродить.
  • Если вы водитель, не попадайтесь на глупостях. Наше отношение к фроду такое: вы делаете это на свой страх и риск. До тех пор, пока это не вредит нам, мы можем не замечать фрод, но не можем не замечать глупость.
  • Если вы провайдер, мы понимаем, что ваши цели и приоритеты впереди - там, где Элон Маск ездит на беспилотной Tesla по Марсу, но прямо здесь и сейчас и мы, и вы теряем деньги. Давайте вместе их не терять хотя бы там, где можем?
  • Если вы партнер провайдера, приходите к нам, мы хотим научиться продавать свой антифрод, и у вас есть шанс попользоваться им бесплатно или очень дешево - пока мы будем на вас тестировать модель монетизации.
  • Если вы инвестор, приходите, у нас открыта вакансия денег. Того, что делаем мы, не делает ни один другой партнер и ни один провайдер.

Ключевое сообщение каждого из моих рассказов про такси, конечно, другое. Локомотивы-провайдеры тянут этот рынок в будущее. Чем лучше мы (или любой другой партнер) понимает это будущее, провайдеров и сам рынок, тем больше у нас возможностей оказаться в будущем теми, без кого оно невозможно. А дальше вы додумаете сами.

В августе этого года прогремел скандал: водители Uber сговорились единовременно выходить из приложения, чтобы задирать цены на перевозки.

Трюк работал эффектно: программа считала, что мало доступных машин, а значит – выше цены. Точно такой же маневр могут провернуть работники любого такси-сервиса. Особенно, если дело происходит в пятницу вечером – высокий спрос можно сделать еще выше.

Но этот случай – не единственный, когда таксисты накручивают лишние десятки (а то и сотни) рублей. Мы вспомнили еще несколько излюбленных таксистами маневров, которые могут оставить вас без денег.

1. Маршрут прокладывается очень длинный


Вы едете три километра, место назначения достигнуто, а программа предлагает расплатиться за… пять километров? Или шесть. Или семь.

Как правило, сейчас такие штуки редко происходят по вине водителей – сбоит система. Но раньше, когда не было фиксированной цены за поездку, водитель специально мог намотать лишние пару кругов, чтобы увеличить ценник.

Уточнение для тех, кто далек от мира шавермы и парадной: везти клиента из аэропорта на любой вокзал через Кронштадт – это очень, очень нагло.

Наверное, разницу в цене водитель объяснял так. Программа, мол, показывает очень примерную сумму поездки (враньё) или вообще считает «по прямой», а таксист-то мчит по дорогам (тоже враньё).

2. Якобы нет «дешевых» машин

Кто знаком с Gett Taxi, должно быть, сталкивался. Вы заказываете машину эконом-класса, а ее попросту нет. И дело не в том, что вы в центре Дубая, и кругом колесят «майбахи» с «вейронами». Просто водители не хотят вести вас «по дешевке», поэтому не спешат запихивать себя в «нищебродскую» категорию.

Само приложение такие вещи никак не регулирует – видимо, тоже польстившись на более весомый чек.

3. Слишком рано «подъехал»

Поскольку тариф во многих случаях фиксированный, водителям больше нет резона караулить вас у подъезда. Путем простого маневра законные 5-10 минут ожидания ужимаются до двух-трех. Таксист показывает, что прибыл, едва заехав во двор.

Не исключено, что ему колесить еще с 15 минут, но на карте он уже давно ждет нерадивого клиента.

Чтобы не попасться на такую удочку, соизмеряйте время приезда водителя и ваши сборы. И не забывайте о таксисте – некрасиво трепаться с друзьями в коридоре, когда извозчик томится уже второй десяток минут.

4. Добавляются лишние услуги

Бывало такое – вы заказывали такси, доезжали до места, платили чуть больше предполагаемой суммы («пробки, брат!»), а потом с удивлением узнавали, что с вас списали гораздо больше?

Ничего необычного. Просто водитель позвонил диспетчеру после вашего выхода из салона и «приплюсовал» вам дополнительные услуги, которых на самом деле не оказывал. Детские сиденья, полный багажник, перенос вещей – чего только не придумают.

Узнать о добавленных услугах в счет поездки получится только после обращения в службу поддержки. Но многие клиенты не хотят заморачиваться, чем и пользуются таксисты.

5. Заказ отменяется или не закрывается вовремя

Суть отмены заказа в следующем. Водитель подъезжает, вы садитесь, и вдруг заказ отменяется. Ушлый извозчик объясняет это багом в системе («уже третий за сегодня») или случайным нажатием не туда, но деваться некуда, надо ехать.

И вы мчитесь по тарифу, который зависит чуть ли не исключительно от жадности таксиста. Даже если в сервисе предусмотрена комиссия за отмену поездки, водитель остается «в плюсе».

У этого метода есть новомодная модификация на тарифах с фиксировнаной стоимостью. Водитель принимает заказ, вы садитесь в машину – и тут он сам предлагает отменить поездку, но поехать по указанной цене.

Причин полно, все обман : на самом деле он просто не хочет делиться деньгами со службой такси.

Закрытие заказа невовремя сейчас наказывается строго, но заметить это может только сам пассажир. Вы «прикатываете» к конечной точке, выходите из авто, идёте по делам, проходит десять-пятнадцать минут… Наконец, прилетает SMS: поздравляем, с вас снято на несколько сотен рублей больше предполагаемого.

Все потому, что водитель просто не отменял заказ еще минут десять, накручивая ценник поездки.

6. Fake GPS и Fake Driver

Fake GPS – распространенный вариант мошенничества, который редко влияет на ваш кошелек, зато отражается на времени ожидания.

Схема такая. Вы заказали машину, водитель принимает заказ и вот-вот должен заявиться – судя по расположению на карте. Однако таксиста все нет, а приезжает он несколько позже, чем предполагалось.

Штука в том, что ушлый водитель запустил одноименную программу. Она перенастраивает GPS-координаты . В итоге автомобиль, который на карте отмечен совсем рядом, может отобразиться где угодно. Такой уловкой пользуются «водилы» в местах большого спроса – тех же аэропортах.

Чтобы не платить адские деньги за парковку, таксист спокойно дежурит возле шлагбаума или вообще сидит дома. Хотя на карте он отмечен совсем рядом, и заказ получит первым.

Такси-сервисы этой проблемой занимаются: ставят «заглушки», пополняют черный список мошенников. Борьба идет с переменным успехом: в Google Play больше сотни приложений, позволяющих сбить GPS. А уж что творится на таксистских форумах…

Что касается другого фейка – с водителем – то тут вопрос не ожидания, а безопасности. Вызываете машину, приложение чирикает: приедет Виталий на белом «Солярисе».

Спустя десять минут приезжает явно не Виталий, явно не на «Солярисе» и явно не на белом. На все вопросы водитель ответит просто – сбой в программе!

На самом деле тот Виталий просто передал заказ другому водителю, которого нет в системе. Есть много причин второму таксисту работать «в черную»: нельзя зарегистрироваться, закрыли доступ, не хватает опыта или не подходит авто.

В итоге страдаете вы, поехав непонятно с кем – ведь про нелегального извозчика ничего не известно.

Вы сами-то сталкивались?

Разумеется, мы не хотим сказать, что всех таксистов надо забирать по 159 статье уголовного кодекса. Большинство тружеников частного извоза – приличные люди, которые просто вышли заработать. Но мошенники среди них встречаются.

30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Этому военному конфликту предшествовали долгие переговоры по поводу обмена территориями, которые в конечном счёте завершились неудачей. В СССР и России эта война по понятным причинам остаётся в тени последовавшей вскоре войны с Германией, а вот в Финляндии до сих пор является эквивалентом нашей Великой Отечественной.

Хотя война и остаётся полузабытой, про неё не снимают героических фильмов, книги о ней сравнительно редки и она слабо отражена в искусстве (за исключением известной песни «Принимай нас, Суоми-красавица»), всё ещё идут споры о причинах этого конфликта. На что рассчитывал Сталин, начиная эту войну? Хотел ли он советизировать Финляндию или даже включить её в состав СССР отдельной союзной республикой, или же главными его целями были Карельский перешеек и безопасность Ленинграда? Можно ли считать войну удачной или, учитывая соотношение сторон и масштаб потерь, провальной?

Предыстория

Агитационный плакат времён войны и фото красноармейского партсобрания в окопах. Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

Во второй половине 30-х годов в предвоенной Европе шли необычайно активные дипломатические переговоры. Все крупные государства лихорадочно искали себе союзников, чувствуя приближение новой войны. Не оставался в стороне и СССР, который вынужден был договариваться с капиталистами, которые в марксистской догме считались главными врагами. Кроме того, к активным действиям подталкивали события в Германии, где к власти пришли нацисты, важной частью идеологии которых был антикоммунизм. Ситуация осложнялась ещё и тем, что Германия была главным советским торговым партнёром с начала 20-х годов, когда и побеждённая Германия, и СССР оказались в международной изоляции, что сблизило их.

В 1935 году СССР и Франция подписали договор о взаимопомощи, явно направленный против Германии. Он планировался как часть более глобального восточного пакта, согласно которому все восточноевропейские страны, включая Германию, должны были войти в единую систему коллективной безопасности, что зафиксировало бы сложившийся статус-кво и сделало агрессию против кого-либо из участников невозможной. Однако немцы не желали связывать себе руки, поляки также не согласились, поэтому пакт остался только на бумаге.

В 1939 году, незадолго до окончания срока действия франко-советского договора, начались новые переговоры, к которым присоединилась и Британия. Переговоры шли на фоне агрессивных действий Германии, которая уже забрала себе часть Чехословакии, присоединила Австрию и, видимо, не планировала останавливаться на достигнутом. Англичане и французы планировали заключить с СССР союзный договор для сдерживания Гитлера. Одновременно и немцы стали заводить контакты с предложением остаться в стороне от будущей войны. Сталин, вероятно, ощущал себя невестой на выданье, когда к нему выстроилась целая очередь «женихов».

Сталин не доверял никому из потенциальных союзников, однако англичане и французы хотели, чтобы СССР воевал на их стороне, что вызывало у Сталина опасения, что воевать в итоге будет главным образом только СССР, а немцы обещали целый ворох подарков только за то, чтобы СССР остался в стороне, что гораздо более отвечало устремлениям самого Сталина (пусть проклятые капиталисты воюют друг с другом).

Кроме того, переговоры с Англией и Францией зашли в тупик из-за несогласия поляков пропускать советские войска через свою территорию в случае войны (что было неминуемым в условиях европейской войны). В конце концов СССР решил остаться в стороне от войны, заключив с немцами договор о ненападении.

Переговоры с финнами

Приезд Юхо Кусти Паасикиви с переговоров в Москве. 16 октября 1939 года. Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org

На фоне всех этих дипломатических манёвров начались долгие переговоры с финнами. В 1938 году СССР предложил финнам позволить ему разместить военную базу на острове Гогланд. Советская сторона опасалась возможности удара немцев со стороны Финляндии и предлагала финнам договор о взаимопомощи, а также давала гарантии, что СССР вступится за Финляндию в случае агрессии со стороны немцев.

Однако финны на тот момент придерживались строгого нейтралитета (по действовавшим законам запрещалось присоединяться к каким-либо союзам и размещать военные базы на своей территории) и опасались, что такие договорённости втянут их в неприятную историю или, чего доброго, доведут до войны. Хотя СССР и предлагал заключить договор секретно, так, что об этом бы никто не узнал, финны не согласились.

Второй раунд переговоров начался в 1939 году. На этот раз СССР хотел арендовать группу островов в Финском заливе, чтобы укрепить оборону Ленинграда с моря. Переговоры также закончились безрезультатно.

Третий раунд начался в октябре 1939 года, уже после заключения пакта Молотова - Риббентропа и начала Второй мировой войны, когда все ведущие европейские державы отвлеклись на войну и у СССР в значительной степени были развязаны руки. На этот раз СССР предлагал устроить размен территориями. В обмен на Карельский перешеек и группу островов в Финском заливе СССР предлагал отдать весьма крупные территории Восточной Карелии, даже превосходящие по размеру те, которые отдавали финны.

Правда, стоит учесть один факт: Карельский перешеек был весьма развитой по части инфраструктуры территорией, где находился второй по величине финский город Выборг и жила десятая часть финского населения, а вот предлагаемые СССР земли в Карелии были хотя и большими, но совсем неосвоенными и там не было ничего, кроме леса. Так что обмен был, мягко говоря, не совсем равнозначным.

Финны были согласны отдать острова, однако не могли позволить себе отдать Карельский перешеек, который мало того, что был развитой территорией с большим населением, так там ещё и располагалась оборонительная линия Маннергейма, вокруг которой базировалась вся финская оборонительная стратегия. СССР же наоборот в первую очередь интересовал перешеек, так как это позволило бы отодвинуть границу от Ленинграда хотя бы на несколько десятков километров. На тот момент между финской границей и окраинами Ленинграда было около 30 километров.

Майнильский инцидент

На фотографиях: пистолет-пулемёт «Суоми» и советские солдаты выкапывают столб на погранзаставе Майнила, 30 ноября 1939 года. Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

Переговоры закончились безрезультатно 9 ноября. А уже 26 ноября произошёл инцидент неподалёку от приграничной деревни Майнила, который был использован как предлог для начала войны. По утверждениям советской стороны, с финской территории на советскую прилетел артиллерийский снаряд, который убил троих советских солдат и командира.

Молотов сразу же направил финнам грозное требование отвести свои войска от границы на 20-25 километров. Финны же заявили, что по результатам проведённого расследования выяснилось, что никто с финской стороны не стрелял и, вероятно, речь идёт о каком-то несчастном случае на советской стороне. Финны в ответ предложили обеим сторонам отвести войска от границы и провести совместное расследование инцидента.

На следующий день Молотов направил финнам ноту, обвинявшую их в вероломстве и враждебности, и объявил о разрыве советско-финского договора о ненападении. Ещё через два дня были разорваны дипломатические отношения и советские войска перешли в наступление.

В настоящее время большинство исследователей считают, что инцидент был организован советской стороной, чтобы получить casus belli для нападения на Финляндию. В любом случае очевидно, что инцидент был лишь предлогом.

Война

На фото: финский пулемётный расчёт и агитационный плакат времён войны. Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

Главным направлением для удара советских войск был Карельский перешеек, который был защищён линией укреплений. Это было наиболее пригодное для массированного удара направление, также позволявшее использовать танки, которых у РККА было в избытке. Мощным ударом планировалось прорвать оборону, овладеть Выборгом и направиться к Хельсинки. Второстепенным направлением была Центральная Карелия, где массированные боевые действия осложнялись неосвоенностью территории. Третий удар наносился с северного направления.

Первый месяц войны стал настоящей катастрофой для Советской армии. Она была дезорганизована, дезориентирована, в штабах царили хаос и непонимание обстановки. На Карельском перешейке армии за месяц удалось продвинуться на несколько километров, после чего солдаты упёрлись в линию Маннергейма и не имели возможности преодолеть её, поскольку в армии банально не было тяжёлой артиллерии.

В Центральной Карелии всё было ещё хуже. Местные лесные массивы открывали широкий простор для партизанской тактики, к которой советские дивизии были не готовы. Небольшие отряды финнов нападали на колонны советских войск, двигавшихся по дорогам, после чего быстро уходили и залегали в лесных схронах. Также активно использовалось минирование дорог, из-за чего советские войска несли существенные потери.

Дополнительно осложняло ситуацию то, что советские войска имели маскировочные халаты в недостаточном количестве и солдаты были удобной целью для финских снайперов в условиях зимнего времени. При этом финны использовали маскировку, что делало их незаметными.

На Карельском направлении наступала 163-я советская дивизия, задачей которой было дойти до города Оулу, что разрезало бы Финляндию надвое. Для наступления специально было выбрано самое короткое направление между советской границей и берегом Ботнического залива. В районе посёлка Суомуссалми дивизия попала в окружение. На помощь ей отправили только прибывшую на фронт 44-ю дивизию, усиленную танковой бригадой.

44-я дивизия двигалась по Раатской дороге, растянувшись на 30 километров. Дождавшись, пока дивизия растянется, финны разгромили имевшую значительный численный перевес советскую дивизию. На дороге с севера и юга были выставлены заслоны, что блокировало дивизию на узком и отлично простреливавшемся участке, после этого силами небольших отрядов дивизия была рассечена на дороге на несколько мини-«котлов».

В итоге дивизия понесла большие потери убитыми, ранеными, обмороженными и пленными, потеряла почти всю технику и тяжёлое вооружение, а командование дивизии, выбравшееся из окружения, было расстреляно по приговору советского трибунала. Вскоре подобным образом было окружено ещё несколько дивизий, которым удалось вырваться из окружения, понеся огромные потери и потеряв большую часть техники. Наиболее примечателен пример 18-й дивизии, попавшей в окружение в Южном Леметти. Вырваться из окружения удалось лишь полутора тысячам человек, при штатной численности дивизии 15 тысяч. Командование дивизии также было расстреляно советским трибуналом.

Наступление в Карелии провалилось. Только на северном направлении советские войска действовали более-менее удачно и смогли отрезать противника от выхода к Баренцеву морю.

Финляндская демократическая республика

Агитационные листовки, Финляндия, 1940. Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

Практически сразу же после начала войны в приграничном городе Териоки, занятом РККА, было сформировано т.н. правительство Финской демократической республики, состоявшее из живших в СССР высокопоставленных коммунистических деятелей финской национальности. СССР сразу же признал это правительство в качестве единственного официального и даже заключил с ним договор о взаимопомощи, согласно которому выполнялись все довоенные требования СССР в отношении обмена территориями и организации военных баз.

Также началось формирование Финской народной армии, в которую планировалось включать солдат финской и карельской национальностей. Однако финны при отступлении эвакуировали всех своих жителей, и пополнять её пришлось за счёт уже служивших в Советской армии солдат соответствующих национальностей, которых было не очень много.

Поначалу правительство часто фигурировало в прессе, однако неудачи на полях сражений и неожиданно упорное сопротивление финнов привели к затягиванию войны, что явно не входило в первоначальные планы советского руководства. Уже с конца декабря правительство Финляндской демократической республики всё реже упоминается в прессе, а с середины января про него уже не вспоминают, СССР снова признаёт официальным правительством то, которое осталось в Хельсинки.

Конец войны

Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

В январе 1940-го активных боевых действий не велось из-за сильных морозов. Красная армия подтягивала на Карельский перешеек тяжёлую артиллерию для преодоления оборонительных укреплений финской армии.

В начале февраля началось генеральное наступление Советской армии. На этот раз оно сопровождалось артподготовкой и было значительно лучше продумано, что облегчило задачу наступавшим. К концу месяца первые несколько линий обороны были прорваны, а в начале марта советские войска подошли к Выборгу.

Первоначальный план финнов заключался в том, чтобы как можно дольше сдерживать советские войска и дождаться помощи от Англии и Франции. Однако от них помощь не пришла. В этих условиях дальнейшее продолжение сопротивления было чревато потерей независимости, поэтому финны пошли на переговоры.

12 марта в Москве был подписан мирный договор, который удовлетворял почти все довоенные требования советской стороны.

Чего хотел добиться Сталин

Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, каковы были цели Сталина в этой войне. Его действительно интересовало перенесение советско-финской границы от Ленинграда на сотню километров или же он рассчитывал на советизацию Финляндии? В пользу первой версии говорит тот факт, что в мирном договоре Сталин сделал главный акцент именно на этом. В пользу второй версии говорит создание правительства Финляндской демократической республики во главе с Отто Куусиненом.

Уже почти 80 лет продолжаются споры об этом, но, вероятнее всего, у Сталина существовала и программа-минимум, включавшая в себя только территориальные требования с целью перенесения границы от Ленинграда, и программа-максимум, которая предусматривала советизацию Финляндии в случае благоприятного стечения обстоятельств. Однако программу-максимум достаточно быстро сняли из-за неблагоприятного хода войны. Помимо того что финны упорно сопротивлялись, они ещё и эвакуировали гражданское население в местах наступления Советской армии, и советские пропагандисты практически не имели возможности работать с финским населением.

Сам Сталин объяснил необходимость войны в апреле 1940 года на встрече с командирами РККА: «Правильно ли поступили правительство и партия, что объявили войну Финляндии? Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было. Невозможно было обойтись без войны. Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно. Там, на Западе три самых больших державы вцепились друг другу в горло; когда же решать вопрос о Ленинграде, если не в таких условиях, когда руки заняты и нам представляется благоприятная обстановка для того, чтобы их в этот момент ударить»?

Итоги войны

Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

СССР добился большинства своих целей, однако это далось большой ценой. СССР понёс огромные потери, значительно большие, чем финская армия. Цифры в различных источниках отличаются (около 100 тысяч убитых, умерших от ран и обморожений и пропавших без вести), но все сходятся в том, что Советская армия потеряла убитыми, пропавшими без вести и обмороженными значительно большее число солдат, чем финская.

Престиж Красной армии был подорван. К началу войны огромная Советская армия не только многократно превосходила по своей численности финскую, но и была значительно лучше вооружена. РККА имела в три раза больше артиллерии, в 9 раз больше самолётов и в 88 раз больше танков. При этом РККА не только не смогла в полной мере воспользоваться своими преимуществами, но и потерпела ряд сокрушительных поражений на первоначальном этапе войны.

За ходом боевых действий внимательно следили и в Германии, и в Британии, и были удивлены неумелыми действиями армии. Считается, что именно по итогам войны с Финляндией Гитлер окончательно убедился в том, что нападение на СССР возможно, поскольку Красная армия чрезвычайно слаба на поле боя. В Британии также решили, что армия ослаблена чистками офицеров и порадовались, что не стали втягивать СССР в союзнические отношения.

Причины неудач

Коллаж © L!FE. Фото: © wikimedia.org , © wikimedia.org

В советские времена основные неудачи армии связывались с линией Маннергейма, которая была настолько хорошо укреплена, что являлась практически неприступной. Однако в действительности это было очень большим преувеличением. Значительную часть оборонительной линии составляли дровяно-земляные укрепления или устаревшие за 20 лет старые сооружения из низкокачественного бетона.

Накануне войны оборонительная линия была укреплена несколькими дотами-«миллионниками» (так их прозвали, потому что возведение каждого укрепления обошлось в миллион финских марок), однако неприступной она всё равно не была. Как показала практика, при грамотной подготовке и поддержке авиации и артиллерии, может быть прорвана даже значительно более совершенная линия обороны, как это произошло с французской линией Мажино.

В действительности неудачи объяснялись рядом промахов командования, как высшего, так и людей на местах:

1. недооценка противника. Советское командование было уверено, что финны даже не будут доводить до войны и примут советские требования. А когда началась война, в СССР были уверены, что победа - дело нескольких недель. РККА имела слишком уж большое преимущество и в личной силе, и в огневой мощи;

2. дезорганизация армии. Командный состав РККА в значительной степени сменился за год до войны в результате массовых чисток в рядах военных. Часть новых командиров просто не соответствовала необходимым требованиям, но даже талантливые командиры ещё не успели получить опыт командования крупными воинскими частями. В частях царили неразбериха и хаос, особенно в условиях начавшейся войны;

3. недостаточная проработанность наступательных планов. В СССР торопились поскорее решить вопрос с финской границей, пока на Западе ещё воюют Германия, Франция и Британия, поэтому подготовка наступления велась впопыхах. Советский план предусматривал нанесение главного удара по линии Маннергейма, при этом разведданные данные по линии практически отсутствовали. В войсках имелись только крайне приблизительные и схематичные планы оборонительных укреплений, а позднее выяснилось, что они вообще не соответствовали реальности. Фактически первые штурмы линии проходили вслепую, кроме того, лёгкая артиллерия не наносила серьёзного ущерба оборонительным укреплениям и для их разрушения пришлось подтягивать тяжёлые гаубицы, которые поначалу практически отсутствовали в наступавших войсках. В этих условиях все попытки штурма оборачивались огромными потерями. Только в январе 1940-го началась нормальная подготовка к прорыву: формировались штурмовые группы для подавления и захвата огневых точек, к фотографированию укреплений была привлечена авиация, что позволило наконец получить планы оборонительных линий и разработать грамотный план прорыва;

4. РККА была недостаточно подготовлена к ведению боевых действий в условиях специфической местности в зимнее время. Не было достаточного количества маскировочных халатов, не имелось даже тёплого обмундирования. Всё это добро лежало на складах и стало поступать в части только во второй половине декабря, когда стало ясно, что война начинает приобретать затяжной характер. В РККА к началу войны не было ни одного подразделения боевых лыжников, которые с большим успехом использовались финнами. Оказавшиеся очень эффективными в условиях пересечённой местности пистолеты-пулемёты вообще отсутствовали в РККА. Незадолго до войны ППД (пистолет-пулемёт Дегтярёва) был снят с вооружения, поскольку планировалось заменить его более современным и совершенным оружием, однако нового оружия так и не дождались, а старые ППД ушли на склады;

5. финны с большим успехом пользовались всеми преимуществами местности. Советские дивизии, под завязку напичканные техникой, вынуждены были двигаться по дорогам и практически не могли действовать в лесу. Финны, почти не имевшие техники, дожидались, пока неповоротливые советские дивизии растянутся по дороге на несколько километров и, блокируя дорогу, наносили одновременные удары сразу в нескольких направлениях, рассекая дивизии на отдельные части. Запертые на узком пространстве советские солдаты становились простой целью для финских отрядов лыжников и снайперов. Вырваться из окружения было можно, но это вело к огромным потерям техники, которую приходилось бросать на дороге;

6. финны применяли тактику выжженной земли, однако делали это грамотно. Всё население заранее эвакуировалось из районов, которые должны были занять части РККА, всё имущество также вывозилось, а опустевшие населённые пункты уничтожались или минировались. Это оказывало деморализующее влияние на советских солдат, которым пропаганда объясняла, что они идут освобождать братьев-рабочих и крестьян от невыносимого гнёта и издевательств финской белогвардейщины, но вместо толп радостных крестьян и рабочих, приветствующих освободителей, они встречали только пепелища и заминированные руины.

Однако, несмотря на все недостатки, РККА продемонстрировала способность совершенствоваться и учиться на собственных ошибках прямо по ходу войны. Неудачное начало войны способствовало тому, что за дело взялись уже по-нормальному, и на втором этапе армия стала значительно более организованной и эффективной. Вместе с тем некоторые ошибки вновь повторились через год, когда началась война с Германией, также крайне неудачно складывавшаяся в первые месяцы.

Евгений Антонюк
Историк