Критерий Виды памяти
Сенсорная модальность
  • зрительная (образная, визуальная),
  • моторная (двигательная, кинестетическая),
  • звуковая (аудиальная),
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • болевая,
  • эйдетическая
Содержание
  • образная,
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • социальная,
  • пространственная
Организация запоминания
  • эпизодическая,
  • семантическая,
  • автобиографическая,
  • процедурная
Время хранения
  • ультракратковременная,
  • кратковременная,
  • долговременная
Физиологические принципы
  • долговременная,
  • кратковременная
Наличие цели
  • произвольная,
  • непроизвольная
Наличие средств
  • опосредованная,
  • неопосредованная
Уровень развития
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • словесно-логическая

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.

В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.

Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.

В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.

Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Звуковая (аудиальная) память

В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.

Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

Вкусовая память

Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.

Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Болевая память

Этот тип воспоминаний нужен, чтобы с больным зубом пойти к врачу, не дожидаясь осложнений. Однажды порезанный палец напомнит хозяйке о том, что резать овощи следует осторожно.

Болевые воспоминания побуждают к осмотрительности, учат беречь свое здоровье и родных, что продлевает в конечном итоге жизнь.

Эйдетическая память

Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.

Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Социальная память

Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.

В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Эпизодическая память

Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.

Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Автобиографическая память

Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.

Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

Ультракратковременная память

Другими словами, мгновенная, хранит события в своей ячейке всего лишь миг. Воспоминание может относиться к неважному событию. Если, к примеру, надо выключить свет в незнакомой комнате. Вы туда больше не вернетесь никогда, нет необходимости помнить, где расположен выключатель.

Иногда миг может быть важным, но человека отвлекли, и он сразу забыл ситуацию. Некоторые события, которые не повторяются, могут исчезать из памяти бесследно, если были в мгновенной ячейке.

Кратковременная память

Помогает решать человеку текущую задачу. Когда в саду человек собирает виноград, он помнит, что срезанную гроздь надо осторожно положить в ящик, чтобы не подавить ягоды.

Убирать надо все спелые грозди, двигаясь по ряду виноградника, в направлении от уже очищенного куста к веткам еще полным ягод. Чтобы успешно выполнить эту процедуру, нужно ненадолго запомнить порядок работы.

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Произвольная память

Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.

Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.

Непроизвольная память

Срабатывает, когда вы просто осматриваете окружающую местность. Впервые увиденный красивый пейзаж может врезаться в память навсегда. А те кварталы, которые видны из окна троллейбуса по дороге на работу ежедневно, бывает иногда трудно вспомнить детально.

Непроизвольно запоминается все, что попадает в угол зрения. При желании можно развивать способность человека запоминать детально все, что он видит вокруг себя. Произвольная и непроизвольная памяти могут быть одинаково длительными и короткими.

Опосредованная память

Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.

Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

21 17 650 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

Многие люди сталкиваются с проблемой, что им сложно
вспомнить какой-либо объект, лицо другого человека или
событие. За это отвечает наша визуальная память, и у мно­
гих она развита не так, как им бы хотелось.
Если вы хотите научиться визуализировать, помнить лица
людей и события, точно воспроизводить увиденное и видеть
цветные сны, то необходимо развивать визуальную память.
На самом деле каждый человек способен визуализиро­
вать, просто когда-то мы сами отключили эту возможность.
Так, если маленький ребенок увидел что-то страшное в сво­
ей жизни, то в целях защиты его подсознание отключает
возможность помнить это событие. Одно такое событие
способно изменить всю нашу жизнь и усложнить все про­
цессы запоминания событий, лиц, текстов, снов, то есть
ограничить наши возможности полноценно восприни­
мать мир. Выражение «лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать» может показаться довольно банальным,
но суть от этого не меняется. Использование зрительных
образов позволяет вам закодировать большое количество
воспоминаний. Каждое визуальное изображение несет в се­
бе множество слов, запомнить которые гораздо труднее,
чем какой-либо зрительный образ.
Слова, вызывающие определенные зрительные образы,
более эффективны в качестве будущих воспоминаний, чем
слова, не имеющие подобного свойства. Двойное кодиро­
вание информации создает более мощное воспоминание,
поскольку вы кодируете не только слово, но и соответству­
ющий ему зрительный образ.
Сила зрительных образов может сохраняться в вашей
памяти на протяжении многих лет. Чтобы доказать это,
воспользуемся следующим примером. Оторвите взгляд
от этой страницы и посмотрите на какой-либо объект, на­
ходящийся в вашей комнате, например на стул или на
стол, после чего закройте глаза. Через несколько секунд
перед вашими глазами появится так называемое оста­
точное изображение данного объекта. Но как только вы
обратите внимание на другой объект или подумаете о чем-
то другом, это изображение исчезнет. Теперь вернитесь
к чтению книги и на стул больше не смотрите. Заметьте,
что различные детали стула постепенно стерлись из ва­
шей памяти. Более того, готов поспорить, что мысленное
7-8ирегратуа1 изображение стула стало уже не таким четким, каким оно
было прежде.
Внешний вид увиденного объекта оказывает опреде­
ленное влияние как на ваше настроение, так и на мысли,
возникшие после того, как вы его увидели в первый раз.
Теперь, когда вы попытаетесь визуализировать этот объ­
ект, возникший образ уже не будет его объективным изо­
бражением, так как он получит определенную эмоцио­
нальную окраску, соответствующую вашему настроению
и мыслям.
Чтобы использовать зрительные образы в качестве «уси­
лителей» памяти, «фотографическая» память вам не потре­
буется. Простое визуальное изображение может нести в се­
бе ассоциации, связанные с любой абстрактной концепцией,
тогда как простому слову это не под силу. Допустим, вам
необходимо активизировать в памяти абстрактное понятие
«религия». Для этой цели можно воспользоваться схемати­
ческим изображением церкви, храма или мечети. Подобное
изображение несет в себе значительно больший смысл, чем
такие слова, как церковь, храм или мечеть.
Ниже приведены примеры использования зрительных
образов для улучшения запоминания той или иной ин­
формации.
Вам необходимо запомнить абстрактную концепцию
«расположение». Эта концепция включает в себя озеро, за­
помнить которое значительно легче. При использовании
слова «озеро» вы получаете возможность визуализиро­
вать его образ. Можно даже оживить созданную картинку,
введя в этот образ солнце, отражающееся в неподвижной
воде. Слово «озеро» может даже вызвать у вас опреде­
ленные личные ассоциации. Возможно, каждое лето вы
отдыхаете на озере. Или наоборот, вы относитесь к числу
бесстрашных любителей зимней рыбалки, которые проси­
живают целый день напролет у проруби. Теперь подумай-
те о слове «расположение». Расположение чего? Может
быть, озера?
Допустим, вам необходимо запомнить имена последних
римских императоров эпохи упадка, к которым относятся
Калигула и Нерон. Попробуйте представить себе пирше­
ство римских граждан в белоснежных тогах, которые с жад­
ностью набивают животы самой разной едой и даже бро­
саются объедками друг в друга. Запомнить подобную сцену
гораздо легче, чем вбить себе в голову слова «Калигула»,
«Нерон» и «эпоха упадка».
Вам нужно не забыть отправить морем документы своей
сестре, которая живет в другом городе. Попробуйте запом­
нить слова «корабль» и «пакет». Для этого представьте себе
большой пакет с двумя высокими мачтами и парусами, на­
дутыми ветром.
Вы держите дома кота, поэтому вам приходится посто­
янно пылесосить ковер, чтобы хоть немного очистить его
от кошачьей шерсти. Только бы не забыть об этом. Пред­
ставьте, например, своего кота, чистящего ковер. С помо­
щью этого образа вы связываете кота, ковер и пылесос
в одно целое. Вообразите также, что на помощь вашему
коту пришли его многочисленные друзья (причем каждый
со своим пылесосом) и теперь они все вместе лихорадоч­
но чистят ковер. В этой сумасшедшей гонке коты цепля­
ются пылесосами и сталкиваются друг с другом, изо всех
сил стараясь осчастливить вас. Если хотите, можете заме­
нить пылесосы сверхмощными магнитами, с помощью ко­
торых кошачья армия будет собирать свою наэлектризо­
ванную шерсть.
«Очеловечивание» домашнего питомца делает его образ
значительно более ярким. А в том случае, когда вы все-таки
забываете об уборке, этот образ навязчиво возникает перед
вами, особенно если вы лежите на ковре и представляете,
как кошачья шерсть прилипает к вашей нежной коже!
Вообразите себе, что вы океанолог и после работы соби­
раетесь с друзьями играть в баскетбол, если, конечно, не за­
будете об этом. Попробуйте представить себе дельфинов,
играющих в баскетбол. Они выпрыгивают из воды, стара­
ясь перебросить мяч через сетку на половину противника.
Вообразив эту сцену, вы никогда не забудете о запланиро­
ванном баскетбольном матче.
Выберите какой-либо образ, соответствующий той ин­
формации, которую вы хотите запомнить, и представьте
его в гиперболизированном виде. Однако это всего лишь
примеры улучшения, но не совершенствования вашей
зрительной памяти. Чтобы ее усовершенствовать, вам
понадобится позаниматься по методикам, представлен­
ным ниже.

Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

  • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
  • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
  • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
  • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
  • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

Как развить зрительную память у детей?

Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

  • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
  • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
  • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
  • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

Мы получаем от мира огромное количество информации. Как известно, более 80% приобретается нами благодаря глазам. Что - то проходит бесследно, что - то оставляет в нашей душе след и возвращается в нашу голову через некоторое время.

Зрительная память наполняет наши воспоминания яркими картинками прошлого, большим количеством деталей, элементов, которые описать словами очень сложно и очень долго. Мы помним нашу жизнь яркой и наполненной благодаря слаженной работе наших глаз и нашего мозга.

Что же такое зрительная память? Как она работает, как сочетается с памятью от других органов чувств? Как улучшить зрительную память и зачем это нужно? Об этом и о многом другом написана данная статья.

Зрительная память, что это?

Зрительная память… Объяснить, что это такое, не так и сложно. К примеру, вы куда - то едите на автобусе, в другую страну, скажем. С вами вместе – около сорока человек, которых вы в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, вы, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.

Или вот еще пример. Предположим, лет 10 назад вы побывали в Сербии. И теперь, при одном лишь упоминании о ней по телевизору, либо в разговорах с друзьями, вы представляете себе ярко и отчетливо картинку: холмистые горы в зелени, а среди них – небольшой красивый домик.

Теперь пришло время дать определение зрительной памяти. Что это, все - таки, такое?

Зрительная память - вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зрительных образов.

Бывает нескольких видов.

Иконическая. Ее длительность меньше секунды. Информация, которая не была использована в это время, теряется.

Кратковременная. Длится до 30 секунд.

Долговременная. Особо длительная зрительная память.

Эйдетическая память, что это?

Также в отдельную группу выделяется эйдетическая память. Это способность, которой обладают не все люди, чаще всего – дети, подростки, художники. Представляет собой возможность удерживать в голове яркие и четкие образы увиденных предметов длительный период времени. Эйдетики хорошо видят картинку даже после того, как она пропала из их поля зрения.

Эйдетизм – хорошо развитая фотографическая память. Некоторые используют данное понятие как синоним зрительной памяти, мы же рассматриваем фотографическую память как часть зрительной.

Вспомните, вы наверняка слышали истории о том, что какой - то человек с поразительной точностью воспроизводит детали увиденной им некоторое время назад картины. Или же о людях, которые готовы без остановки читать наизусть самые различные стихи. Это все личности, обладающие хорошо развитой эйдетической или фотографической памятью.

Есть уникальные случаи эйдетизма. К примеру, итальянский библиофил Антонио Мальябеки, живший в конце 17 – начале 18 веков, в конце своей жизни мог наизусть продекламировать каждую из прочитанных им книг. А их было более 40 000… Или вот 40 - й президент США Рональд Рейган запоминал тексты, лишь взглянув на них.

Зрительная память – важный носитель информации

Интересно, что использование именно зрительных образов позволяет человеку закодировать очень много воспоминаний.

Нам достаточно просто запомнить, к примеру, как выглядит красивый мужчина, которого мы видим в столовой в обеденный перерыв. Вспоминая о нем, мы видим картинку. А теперь представим, что нам нужно описать его подруге, которая ни разу не имела чести встретиться с данным красавцем. Сколько понадобится слов? Сотни. Он и высокий, и широкоплечий, и волосы у него длинные, но не очень, до плеч, как у такого - то актера из такого - то фильма, и борода у него такая, как у кого - то…

Получается, что картинка несет в себе информацию сотен слов, которые запомнить, согласитесь, гораздо сложнее. Вряд ли подруга сумеет повторить все услышанное. Скорее, она будет помнить теперь образ, который у нее сформировался на основе услышанных описаний.

И еще. Кажется, что мы запоминаем только картинку. На самом деле, это не так. Зрительный образ дополняется большим количеством информации, полученной от других органов чувств.

К примеру, пять лет назад вы побывали за границей в известном ресторане. И тут, идя по улице, краем уха слышите, что кто - то посторонний упоминает название данного заведения в разговоре. Перед вами сразу встает картинка: вы сидите, и перед вами шикарный столик с висящей до пола скатертью, собранной в нескольких местах, полумрак, на столе стоит бокал вина, и много - много цветов вокруг.

Все ли это? Нет! Наверняка, вы практически почувствовали еле уловимый запах, который, вероятно шел тогда с кухни. А еще ощутили легкую прохладу, т.к. когда вы были в ресторане, хорошо работал кондиционер, и вы чуточку продрогли. Также, конечно же, в голове пронеслись звуки живой музыки, спокойной и ненавязчивой, которую вы тогда слышали. Ко всему, услышанное название почему - то сразу же улучшило вам настроение. Ведь тогда, 5 лет назад, в этом заморском ресторане ваш теперешний муж сделал вам предложение.

Все это происходит потому, что зрительная память не работает одна. К ней добавляется еще и слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная. Картинка дополняется результатами работы органов чувств, благодаря чему формируется более полный, законченный образ, наполненный большим количеством информации.

У кого зрительная память развита сильнее?

Многих не оставляет в покое вопрос, у кого зрительная память лучше? Чтобы лучше принять ответ на данный вопрос, приведем немного отвлеченный пример. Тот, кто интересуется, знает – у американцев показатели IQ в целом выше, нежели у европейцев. И это притом, что тесты, которыми его проверяют у жителей США, сложнее.

Ученые связывают это с тем, что американцы постоянно, день за днем, вынуждены использовать в своей повседневной жизни те навыки, возможности, которые проверяются в тестах на IQ. Получается, без их активного участия, способности их мозга совершенствуются.

Примерно то же самое и со зрительной памятью. Она хорошо развита у тех, кто ею постоянно пользуется.

Вот, к примеру, эскимосы. Живут там, где жить практически невозможно – на просторах Арктики. Кругом однообразные белые пейзажи, кто - то бы даже сказал – депрессивные. Глазу не на чем остановиться.

И местные жители здесь обладают сверхострой зрительной памятью. Она фиксирует малейшие детали, которые мы, выросшие в большом образном многообразии, и близко бы не уловили. Глаза эскимосов подмечают среди однообразных картин – льдов и снежных гор – различные опознавательные знаки. Именно поэтому, даже в самых тяжелых условиях, эскимос не боится заблудиться. Зимой он легко и быстро найдет свой тайник, в котором еще летом припрятал добытую дичь. В его памяти хранится большое количество визуальной информации, которая помогает ему выжить в сложных условиях.

Также можно услышать точку зрения, что зрительная память у женщин развита лучше, нежели у мужчин. Якобы данные различия связаны с особенностями строения мозга у разнополых людей. Мы же придерживаемся точки зрения, что если отличия и имеются, то связаны они, прежде всего, с разными условиями, в которых растут и живут мальчики и девочки.

К примеру, у девочек, вполне вероятно, с детства преобладают увлечения, игры, где активно задействована зрительная память, имеется большое количество зрительных образов. У мальчиков же несколько другой опыт. Поэтому на каком - то периоде жизни могут фиксироваться различия качества зрительной памяти. Но, не будь различий в опыте девочек и мальчиков в их детстве, не было бы и различий в памяти.

И еще немного о животных. Ученые все пытаются выяснить, какая зрительная память у них? Сделать это достаточно сложно. Прибегают к опытам, в течение которых от животных прячут прямо у них на виду еду в одно из нескольких укрытий и ждут, через какой промежуток времени животное сможет вспомнить, куда именно положили еду, в какое укрытие.

Так выяснили, что собака безошибочно бежит к укрытию с едой после 17 минут ожидания, а кот – через 6. Кажется, не очень долго. В то же время, полную картину того, что твориться в голове у животного, представить себе сложно. Ведь у них гораздо сильнее, нежели у нас, развита обонятельная, слуховая память. Поэтому они отлично ориентируются в своих жизненных ситуациях, вспоминают то, что им нужно, моментально, не страдают, в общем.

Как улучшить зрительную память?

Тренировка зрительной памяти способна значительно улучшить возможности человека в целом. Учеба, работа, повседневная жизнь… В каждой из сфер будут одни только плюсы. Человек получает возможность более глубоко воспринимать предметы вокруг, благодаря чему становится более внимательным, сконцентрированным.

Как развить зрительную память? Существует множество способов. К примеру, вы можете найти в интернете специальные игры - тренажеры. В большинстве из них лежит одна и та же идея. Вам в течение определенного промежутка времени показываются различные предметы – картинки, черты лица и прочее, после чего изображения пропадают и предлагается вспомнить, что и в какой последовательности было показано.

Также зрительную память тренируют следующие занятия.

Рисование. Портреты, пейзажи, натюрморты… Суть в том, что мы сначала вычленяем какую - то деталь, затем запоминаем ее, а уж потом переносим на холст. Это хорошо развивает зрительную память.

Игры. Помните детские игры типа «Найди 10 отличий»? Как раз они и направлены на активное развитие зрительной памяти. Найдите усложненные варианты для взрослых, и вперед!

Воспоминания. Это лучший способ тренировки не только зрительной, но и памяти вообще. Заключается в том, что перед сном, лежа в постели, человек вспоминает все, что с ним произошло за день. Главное – чтобы в процессе воспоминаний в голове постоянно возникали соответствующие зрительные образы.

Запоминание образов. Заключается в том, что вы пытаетесь как можно точнее вспомнить какое - то изображение, которое не так давно было у вас перед глазами. К примеру, лицо человека, которого несколько раз видели в метро.

Как улучшить именно фотографическую память?

Есть также хорошее упражнения для тренировки именно фотографической памяти.


Упражнение №1.

Наблюдайте за каким - либо предметом, к примеру, за вашим письменным столом на расстоянии двух метров, 2 минуты. Постарайтесь запомнить как можно больше мелочей. Не отводите от картинки своих глаз все 2 минуты. Теперь зажмурьтесь и постарайтесь представить цвет предметов, пропорции, формы… Все, что только можно. Если что - то забыли, то откройте глаза на несколько секунд. Это позволит вспомнить недостающие детали.

После того, как с предметами вам станет просто тренироваться, начинайте использовать тексты, сложные картины.

Упражнение №2.

Его можно выполнять, когда вы идете домой или едете на работу. Быстро посмотрите на какой - либо предмет, который попался вам на дороге. К примеру, небольшой магазинчик. Отведите глаза и постарайтесь вспомнить, что вы видели, нарисуйте у себя в голове картину. Через некоторое время такое развлечение - тренировка станет вашей привычкой. Вы и не заметите, как улучшение зрительной памяти превратится в удовольствие.