Глаголы,
несоотносительные по виду

Несоотносительные глаголы несов . вида

К несоотносительным глаголам сов. вида относятся также глаголы, которые при помощи суффиксов -ну 2 -, -ану - (см. § ) или при помощи префиксально-суффиксальных формантов образованы от основ глаголов несов. вида и отличаются от них по лексическому значению. Так, например, гл. крикнуть не является парным глаголом по отношению к первичному глаголу несов. вида кричать , так как он имеет свое собственное значение одноактного действия. Это значение глагола сов. вида не позволяет говорить о тождестве лексического значения глаголов кричать крикнуть , т. е. о наличии здесь видовой парности; глаголы соснуть , вздремнуть не соотносительны по виду с глаголами спать , дремать , так как имеют дополнительное значение (поспать, подремать немного) ; в гл. толкануть (прост.) есть значение одноактности и оттенок экспрессивности действия (см. § ), что делает его несоотносительным по виду с многоактным гл. толкать .

§ . Глаголы накопительно­суммарного способа действия дополнительно к значению достижения результата означают охват действием ряда объектов (или сложного, множественного объекта) – с оттенками накопления, полноты охвата или уничтожения действием. Глаголы этого способа действия образуются от переходных и непереходных глаголов. В образовании этих глаголов участвуют различные префиксы. Накопительно­суммарный способ действия имеет две разновидности: накопительную , при которой в дополнение к значению достижения результата выражается значение накопления; суммарную , при которой выражается суммарный охват или уничтожение действием чего­либо.

1) Глаголы накопительной разновидности означают накопление и формируются при помощи префикса на ­: а) в значении накопления объектов или результатов действия: напилить (дров), нарвать (цветов), настрелять (дичи), наловить (рыбы), надоить (молока), наварить (варенья); б) в значении накопления меры самого действия: набедокурить , набезобразничать , наглупить , надышать ; в) в значении накопления определенной меры объекта – от глаголов движения: набегать , наездить , налетать , наплавать (столько­то часов, километров). Присоединяясь к префиксальным переходным глаголам, префикс на ­ вносит значение обилия, полноты: насбивать (яблок) (прост.), насбирать (ягод) (прост.), нарассказать (разг.), навыдумывать (историй) (разг.).

2) Глаголы суммарной разновидности означают суммарный охват или уничтожение действием чего­либо. Они формируются при помощи префиксов об ­, с ­, вы ­, из ­.

Глаголы с префиксом об ­: обшить , обстирать (всех); от гл. движения: оббегать (разг.), облазить (все углы) (разг.).

Глаголы с префиксом с ­: в знач. (уничтожить действием) : скормить (весь корм), сносить (все платья), сглодать (все кости) (разг.).

Глаголы с префиксом вы ­ в знач. (уничтожить действием) : выбить (разг.) (Больше половины офицерского и солдатского состава было выбито . А. Н. Толст.); выжать (рожь) (разг.); выпоить (пойло) (разг.); в ырезать (кого); от глаголов движения со знач. заполненности пространства действием: в ыходить (много дорог) (разг.).

Глаголы с префиксом из ­ со знач. (уничтожить действием) : исписать (все чернила), исстрелять (все патроны); от глаголов движения со знач. охвата действием всех объектов: исходить (все дороги), излазить (все кусты) (разг.).

§ . Распределительный , или дистрибутивный , способ действия дополнительно к значению достижения результата означает действие, поочередно распространяющееся на ряд объектов или исходящее от ряда субъектов. Такие глаголы образуются от переходных и непереходных беспрефиксных и префиксальных глаголов при помощи префиксов по ­ и
пере ­.

Глаголы с префиксом по ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов образуются от переходных беспрефиксных глаголов: покусать , порубить , покидать , поснимать , поделать , пошить , поморить (все – разг.); объектно­дистрибутивное значение часто подчеркивается специальными лексическими показателями: всех порубили , покидали , покусали ; всё поснимали , поделали , пошили ; от непереходных глаголов – со значением постепенного поочередного участия в действии нескольких субъектов: повянуть , попадать , погореть , померзнуть .

Глаголы с префиксом пере ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов от переходных беспрефиксных глаголов: перебить , перебраковать , переделать , переглотать , переломать , перенумеровать ; от глаголов движения: переносить (все вещи в дом), переводить (всех детей в театр), перекатать , перевозить (всех подряд); от непереходных глаголов – в знач. действия, исходящего от нескольких субъектов или охвата действием ряда объектов: переболеть (всеми болезнями), перемереть (прост.), перегаснуть , перебывать , перехворать .

Глаголы распределительного способа действия образуются также от префиксальных глаголов как сов., так и несов. вида. В этом случае формантом является только префикс по ­. При мотивации глаголами как сов., так и несов. вида образуются глаголы сов. вида. От переходных глаголов со знач. поочередного распространения действия на ряд объектов (все – разг. или прост.): повытолкать и повыталкивать ; повыбить и повыбивать ; пооткрыть и пооткрывать ; поубить (Старших сыновей поубило на войне . Шукш.) и поубивать (Для чего разбойникам в церковь забираться ?... сторожей поубивать . Чех.); повыкидать и повыкидывать ; повывернуть и повыворачивать ; повыспросить и повыспрашивать ; повытащить и повытаскивать (Весь скарб из лавки повытащат . А. Невежин; Все лишнее повытаскивали . А. Серафимович); от непереходных глаголов сов. и несов. вида: повстать и повставать , повскакать и повскакивать , повыскочить и повыскакивать , повыпрыгнуть и повыпрыгивать .

Глаголы распределительного (дистрибутивного) способа действия всегда – несоотносительные глаголы сов. вида.

Словообразовательные характеристики глаголов, описанных в разделе "Вид глагола", даются в разделе "Словообразование глаголов”.

Изучение особенностей вида различных по семантике глаголов привело к выделению лексико-грамматических разрядов, которые принято называть способами глагольного действия. Это группы глаголов, объединяемых на основании общности характера протекания действия.

Например, такие различные по семантике глаголы, как закричать, поплыть и т. д., имеют общий семантический компонент значения - значение начала действия.

Способы глагольного действия делятся на характеризованные и нехарактеризованные. В характеризованных общее значение передается при помощи специальных морфем, а в нехарактеризованных заключено в самом корне.

Глаголы, выражающие различные способы глагольного действия, чаще всего одновидовые.

ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900).

Значение начинательности выражается приставками. Так, при- ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать)\ к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть-запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно небольшим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезным читателем (П.) ; Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть (П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Ограничительное значение выражается приставкой по-у которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничите л ьный способ действия. Общее значение таких глаголов - действия, охватывающие определенный промежуток времени. Например: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (Кр.)’> Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени (П).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть - просиживать, простоять - простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее значение - действия, смягченные в своей интенсивности. Например: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты поднаторел за войну в технике (Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам (поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.)."Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами (приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.)."

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать - подрабатывать, приподнять - приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи."

5. Результативный способ д е й с т в и я." Глаголы этой группы имеют общее значение: значение реального достижения результата или направленности на достижение результата. Например: Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (П.); Михаил Аверьяныч скоро со всеми перезнакомился (Ч.).

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия - значение действия, произведенного за один прием, один раз.

Например: Пес как прыгнет, завизжит (П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А." Н. Т.). Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания (ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия (мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов - суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть): Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов - просторечие.

1. Глаголы длительн о-п рерывистого способа действия. Общее значение - значение нерегулярной расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел, На братца поглядывает боком (П.); Генеральша мелко, не переставая, смеялась. Генерал тооісе похохатывал (Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

2. Глаголы сопроводительного способа действия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с другими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами... (П.); Это был брат моего отца... в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю Москвы (А. Шаров).

Способ образования - префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления - разговорная речь.

3. Глаголы в з а и м и о-д лительного способа действия. Общее значение - значение действия, которым обмениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чиновников, которые между собой перешептывались (П.); Когда адмирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеивались (Станюк.).

Способ образования - префиксально-суффиксально-постфик- сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться).

Это глаголы стилистически нейтральные или разгозорные.

4. Глаголы многократного способа действия. Общее значение - значение повторяющегося действия. Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто (В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами, Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в палисаднике (Коч.).

Способ образования - суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления - разговорная.

НЕХАРАКТЕ РИЗО BA II И Ы E СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, гнаться - гоняться, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, катить - катиться, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, нестись - носиться, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать, тащиться - таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторону (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более разнообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась подальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы - характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного действия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать - убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать - убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе русского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).

1.1. Общие теоретические положения по вопросу о способах действия русского глагола как лексико-грамматической категории

1.1.1. Вопрос о выделении и определении способов глагольного действия русского глагола

Учение о способах глагольного действия в русском языке основано на длительной научной традиции.

У истоков развития теории «способов действия » стоят А. А. Потебня, Г. Ульянов, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, которые теорию вида глагола связывали с подвидами и степенями действия и включали в эту теорию явления, которые в современной лингвистике именуются «способами глагольного действия ». В трудах В. В. Виноградова , Е. А. Земской, Л. А. Быковой теория «способов действия » получает значительное развитие, но в них рассматриваются лишь словообразовательные типы глаголов и возможности их видовых корреляций. (см.: Н. С. Авилова, 1976: 260).

Ю. С. Маслов первый отграничил проблему вида от проблемы способов действия как «семантических (именно семантических, а не словообразовательных) разрядов глаголов. Они выделяются на основе сходства в типах протекания и распределения во времени глагольного действия...). (см.: Н. С. Авилова, 1976: 261 – 262). По мнению Ю. С. Маслова, понятие «способ действия » выкристаллизовалось довольно четко в современной аспектологии. Определяя характер поисков лингвистов в данной области, Ю. С. Маслов отмечает, что «дальнейшая разработка этого понятия могла бы идти по линии его подразделения, т. е. по линии выявления отдельных его разновидностей» (см.: Ю. С. Маслов, 1965: 71).

Однако, несмотря на известные достижения в исследовании в русском языке, ряд вопросов данной проблематики остается все еще нерешенным. Одним из этих основных воросов является вопрос о выделении и определении способов действия .

В работах Ю. С. Маслова, и вслед за ним А. В. Бондарко , глаголы классифицируются по способам действия на основании их семантики, отражающей характер протекания действия во времени, независимо от их структурных различий. По мнению Ю. С. Маслова, способы глагольного действия – это «семантические разряды глаголов», которые «выделяются на основе сходства в типах протекания и распределения во времени глагольного действия. Они могут быть морфемно выраженными (Например: начинательный способ (заплакать, засмеяться ), инхоативный способ (крепнуть, мокнуть )), морфемно невыражеными (Например: статальный способ (сидеть, лежать ), реляционный способ (относиться, преобладать )), а также морфемно непоследовательно характеризованными (Например: одноактный способ (махнуть, мелькнуть ), многоактный способ (стучать, толкать )). Этой точки зрения придерживаются также А. В. Бондарко, М. А. Шелякин и многие другие последователи. А. В. Бондарко в своей книге «Русский глагол» дает такое определение: «Способы действия – это семантические (отчасти словообразовательные) группировки глаголов, выделяемые на основании общности типа протекания действия.» (см.: А. В. Бондарко, Л. Л. Буланин, 1987: 11).

То явление, которое обычно называют способом действия , А. В. Исаченко называет «совершаемостью ». Он различает «совершаемость » и «характер глагольного действия ». Признаками совершаемости (способа действия), по мнению автора, являются:

Отсутствие соотносительных глаголов

Выражение определенной общей особенности лексического значения внешними (формальными) средствами, т.е приставками или суффиксами.

А характер действия – это те общие значения глаголов, которые не выражаются приставками или суффиксами. Под этим термином будут понимать самые общие семантические свойства простых (бесприставочно-бессуффиксных) глаголов. Характер действия может быть определен на основании логического анализа значений большого числа индивидуальных глаголов.

А. В. Исаченко выделяет общие особенности значения совершаемости – «начинательность », «ограничительность », «сатуративность », «однократность » действия, которые в каждом отдельном случае выражены особыми морфемами. (см.: А. В. Исаченко, 1960: 209 – 334).

Существует и иная точка зрения на теорию «способы действия ». Развивая идеи А. А. Шахматова, В. В. Виноградова, В. Н. Сидорова, П. С. Кузнецова и ряда других лингвистов, данная теория выявляет формально выраженные характеристики глагольного действия со значениями начинательности , ограничительности , многократности , то есть развивает намеченное в русской традиционной грамматике и восходяшее к А. А. Потебне, Г. Ульянову, Ф. Ф. Фортунатову учение о структурно-семантических типах глаголов, выражающих модификацию действия, названного простым глаголом (см.: Н. С. Авилова, 1976: 264). Эту точку зрения принимают и развивают Н. С. Авилова, Г. Г. Кухтенкова, Г. А. Акнисимов и другие лингвисты.

Мы придерживаемся точки зрения, которая считает, что способы глагольного действия выражают модификацию значения действия, названного исходным глаголом, в направлении количественно-временных уточнений его протекания и специальных характеристик результативности , причем эта модификация обязательно формально выражена.

Исходя из изложенного понимания о способах глагольного действия нам представляется, что определение, данное в Академической грамматике 80, является более полным и четким: «Способы глагольного действия – это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов, в основе которых лежат формально выраженные модификации (изменения) значений бесприфексных глаголов с точки зрения временных , количественных и специально результативных характеристик.» (Русская грамматика, 1980: 596).

По сведениям многих аспектологов в русском языке, способы глагольного действия подразделяются на три группы, различающиеся по своим самым общим значениям:


  • уточнения характера протекания действия во времени

  • количественно-временной характеристики действия

  • уточнения характера достигаемого действием результата.
Все эти значения выражены формально – присоединением к глаголу

того или иного форманта.

Первая группа включает временные способы действия: начинательный , ограничительный , длительно-ограничительный , финитивный .

Вторая группа подразделяется на две подгруппы.


  1. В первой подгруппе действие уточняется в отношении одноакности или краткости его совершения; это одноактный и уменьшительно-смягчительный способы действия.

  2. Во второй подгруппе действия представлены как неограниченно-длительные, кратно повторяющиеся; это многократный , прерывисто-смягчительный , длительно-дистрибутивный , сопроводительный , осложненно-интенсивный и длительно-дистрибутивно-взаимный способы действия.
Третья группа включает глаголы, которые выражают дополнительные оттенки результативности; это специально-результативные способы действия: терминативный , комплетивный , интенсивно-результативный , накопительно-суммарный и дистрибутивный .

Все перечисленные группы способов действия и составляют систему способов действия , которые, с одной стороны, отличаются от глагольного вида , а с другой стороны, тесно связаны и взаимнодействуют с ним.

Переидем к рассмотрению вопроса о взаимоотношении между видом и способами глагольного действия .

1.1.2. Взаимоотношение между способами глагольного действия и видом русского глагола

Различие и взаимодействие вида и способа глагольного действия раскрыты и обоснованы в работах Ю. С. Маслова на материале болгарского и русского языков. Выделив проблему способов глагольного действия из чисто видовой глагольной проблематики, Ю. С. Маслов подчеркнул, что рассмотрение способов глагольного действия должно проводиться отдельно от видов , хотя и они находятся в тесной связи с ним. Сущность способов глагольного действия лежит в иной плоскости, чем виды .

Способы действия противопоставлены прежде всего видам глагола как в плане содержания, так и в плане выражения. В традиционной русской лингвистике значение видов глагола, основанное на признаке ограниченности или неограниченности глагольного действия внутренним пределом, относится к области грамматической абстракции. Действие, обозначенное глаголом совершенного вида, характеризуется как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе. Действие, выраженное глаголом несовершенного вида, представляется в его течении, в осуществлении без указания на предел. В этом смысле признак предельности / непредельности носит характер двучленного противопоставления, охватывающего всю глагольную лексику. Причем важно подчеркнуть, что противопоставление глагольных видовых форм в принципе может проходить внутри одного глагольного слова, внутри одного и того же лексического значения. (Например решать – решить ) (см. Виноградов В. В., 2001, стр. 497)

Критерий выделения видов русского глагола определяют разные аспектологи по-разному: одни исследователи считают, что совершенный вид наделяется признаками результативности и недлительности , а несовершенный – длительности и нерезультативности ; другие считают, что совершенный вид определяется на основании понятия законченности , завершенности действия. Наиболее предпочтительным представляется следующее определение, которое рассматривает «целостность» и «нецелостность» как главный признак, по которому противопоставлются глаголы совершенного и несовершенного видов. Такая точка зрения отражена в ряде работ по аспектологии. Например у А. В. Бондарко: «совершенный вид обозначает действие как неделимое целое (целостность ), а несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия (процессность ). (см.: А. В. Бондарко, 1987: 30 – 31). Значение неделимой целостности дейтсвия следует понимать прежде всего как невозможность деления действия на отдельные фазы.

Иную картину мы наблюдаем в определении семантики способах действия , которые связаны прежде всего с модификацией лексического значения глаголов. Способы действия выражают добавочные оттенки, вносимые словообразовательной морфемой, и фиксируют внимание на отдельных моментах проявления или совершения названного производящей основой действия. Так, глаголы запеть, попеть, допеть, подпевать, распеться являются в семантическом отношении модификацией исходного бесприставочного глагола петь . Благодаря структурным различиям этих производных глаголов создается возможность по-разному представлять совершаемое действие:

запеть сообщает о наступлении начального момента действия (начинательный способ действия)

попеть обозначает действие, ограниченное во времени или в полноте своего проявления (ограничительный способ действия)

допеть обозначает завершение конечной фазы действия, доведения его до конца (завершительный способ действия)

Таким образом, если значение вида квалифицирует основное лексическое значение глагольного слова с точки зрения целостности / нецелостности действия, то значение способа действия характеризует действие с точки зрения фазисности , кратности или количества его проявления. Вид как главная грамматическая категория в русском языке пронизывает всю глагольную лексику, а способ глагольного действия ограничен кругом определенных производных глаголов.

Вид и способ действия принципиально различаются не только по значению, но и по выражению. Категория вида представляет собой систему противопоставленных друг другу рядов грамматических форм совершенного и несовершенного видов. Ряд форм несовершенного вида объединяет формы разных времен (рассказывал , рассказываю, буду рассказывать ), разных наклонений (рассказываешь, рассказывал бы, рассказывай ), разных лиц и т.д., но все эти формы объединяются принадлежностью к несовершенному виду и противостоят другому ряду форм – форм различных, но объединяемых принадлежностью к совершенному виду. В отличие от видов способы действия не образуют таких четких парадигматических оппозиций. Они не опираются на специальную систему форм. Как отмечает Г. А. Акнисимов: «В области способов действия мы не находим структуры, присущей морфологическим категориям. Здесь нет рядов грамматических форм, нет грамматического противопоставления таких рядов. Способы действия по своей природе – это подклассы глагольной лексики , лексико-грамматические разряды» (см.: Г. А. Акнисимов, 1974: 90 – 91).

Различия в значении и выражении видов глагола и способов действия связаны и с тем, что обозначаюшие их значения формальные показатели неоднородны по своей функции. Так, еще С. Агрель, выделяя образующие способ действия приставки, отмечал необходимость отграничения значения способов действия от значений вида , когда приставки или придают глаголу новое лексическое значение, или изменяют вида. Например: колоть и наколоть (дров) (способ действия), лететь и налететь (новое лексическое значение), писать и написать (значение совершенного вида).

Нужно отметить, что приставки представляют собой словообразовательный способ, когда они являются лексико-грамматическими средствами, одновременно и формообразовательный, когда они – чистограмматическими , например, чистовидовыми. «Чистовидовой префикс не обладает словообразовательным значением и не выполняет словообразовательной функции. Его роль сводится к выражению грамматического значения совершенности.» (см.: А. Тихонов, 1998: 19).

Следовательно, не все глаголы с приставками образуют способы действия . Глаголы с «чистовидовой », десемантизированной приставкой не создают способа действия , а создают видовую сооносительность. Не образуют способа действия и глаголы с приставками, изменяющими лексическое значение мотивирующих основ.

Трудность в разграничении видов и способов действия обусловлена прежде всего тем, что эти категории хотя и лежат на разных плоскостях, но активно взаимодействуют, входя в смысловую структуру глагольного слова. Как виды , так и способы действия , служат для выражения характера протекания действия. Иначе говоря, глагольное слово не только называет действие, но и характеризует его. Вследствие этого действие представляется как сложное целое, в котором отдельные элементы спаяны друг с другом воедино.

Противопоставление форм совершенного и несовершенного вида отражает наиболее отвлеченную видовую абстракцию. Категория вида пронизывает все пласты глагольной лексики, в том числе и способы действия . Однако сами лексические группы небезразличны к видовому противопоставлению и нередко накладывают отграничения на принадлежность глаголов к тому или другому виду. Речь идет о соотносительности или несоотносительности глаголов по виду, о наличии или отсутствии видовых корреляций, что в значительной мере обусловлено характером способов глагольного действия. Например: глаголы ограничительного способа действия (типа побегать, погостить ) употребляются только в форме совершенного вида, а глаголы типа распевать , типа постукивать , типа присвистывать имеют форму только несовершенного вида.

Принадлежность глаголов того или иного способа действия к одному из видов определяется в основном тем, противоречит или не противоречит их семантика идее целостности или процессности действия. Так как ограничительные глаголы (типа побегать ) обозначают действие, ограниченное во времени, то, естественно, их значение сочетается только со значением совершенного вида. Действия , выражаемые глаголами других способов действия (говаривать, наскакивать, расхаживать, прищелкивать ), не предполагают никакого ограничения, завершения, предела. Поэтому значения этих глаголов совмещаются со значением несовершенного вида.

Поскольку глаголы отдельных способов действия могут быть представлены одновремнно в обоих видах, то особенности взаимодействия глагольного вида и способов действия следует искать не только в полноте или неполноте видовой парадигмы, но и в условиях их функционирования.

То или иное значение вида нередко выступает в языке не в чистом виде, а в осложненном дополнительными характеристиками (оттенками результативности , мгновенности , исчерпанности совершения действия или оттенками многократности , прерывистости действия), составляющими с ним одно целое. Иными словами , проходя «через призму» способов действия , значения совершенного и несовершенного вида приобретают особую окраску. Например: глаголы заговорить, поговорить, отговорить, наговорить (вздору), разговориться, договориться (до того, что всех обидел) (совершенный вид) или говаривать, поговаривать, переговариваться, приговаривать (несовершенный вид).

Благодаря взаимодействию видов и способов действия русский глагол получает «такую живость и определенность оттенка в отношении к образу действия, которая в большей части случаев не может быть выражена на других языках». (см.: Г. А. Акнисимов, 1974: 93). Поэтому нельзя рассматривать вопрос о способах действия , не уделяя внимание их взаимодействию с видами глагола.

Глаголы количественно-временных способов действия, означающих длительность или неоднократную повторяемость, в «Русской грамматике» подразделяются на глаголы многократного, прерывисто-смягчительного, длительно-смягчительного, длительно-дистрибутивного, сопроводительного, осложнённо-интенсивного и длительно-дистрибутивно-взаимного способов действия.

Глаголы многократного способа действия со значением неоднократной повторяемости в современном русском литературном языке составляют очень небольшую, всё уменьшающуюся группу глаголов. Они образованы присоединением суффиксов -ива-/-ва-/-а- к ограниченному кругу основ некоторых глаголов несовершенного вида со значением неоднонаправленного движения, восприятия, речи, существования и изменения положения в пространстве, конкретного физического действия: хаживать, шивать, езжать (и езживать), бегивать, певать, говаривать, сиживать, видывать, слыхивать. Эти глаголы называют многократными или формами давно прошедшего времени, так как они употребляются преимущественно в форме прошедшего времени. «Употребление многократных бесприставочных образований преимущественно в форме прошедшего времени отмечается исследователями русского языка начиная с М.В. Ломоносова». (15, стр.82). Формы типа сиживал, хаживал обладают несколько осложнённой семантикой. Они обозначают не только повторявшееся в (отдалённом) прошлом действие, но подчёркивают также, что это повторявшееся действие в момент речи больше не повторяется. Е.Н. Прокопович в книге «Стилистика частей речи» (стр.78) выделяет в системе экспрессивных форм прошедшего времени многократные бесприставочные формы с суффиксами -а-/-ва-/-ива-(-ыва) типа говаривал, едал, знавал, писывал, которые являются носительницами особых значений: неоднократной (многократной) повторяемости действия и длительности действия в прошлом.

А.В. Исаченко (7, стр.430-432) утверждает, что формы прошедшего времени от многократных глаголов имеют значение давнопрошедшего времени. Давнопрошедшее время выражает процессы, имевшие место в прошлом (по отношению «к моменту речи»), но в настоящее время (в «момент речи») больше не повторяющиеся. Отнесённость процессов, выраженных формами хаживал, писывал , к «давнему прошлому» вытекает из общего значения форм прошедшего времени несовершенного вида. Любая форма прошедшего времени несовершенного вида обозначает разобщённость данного процесса с моментом речи.

Достаточно широко рассматриваемые формы были распространены в литературном языке восемнадцатого века. Они встречаются в сатирических журналах Новикова, в комедиях Фонвизина, в сатирических поэмах Майкова и других произведениях русской литературы, тесно связанных по своему языку и стилю с народно-разговорным языком того времени. В первой половине девятнадцатого века многократные бесприставочные формы довольно широко использовались в произведениях русской художественной литературы того времени: в баснях Крылова, в комедии Грибоедова «Горе от ума», в поэзии и прозе Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

В своей работе Е.Н. Прокопович (15, стр.79) отмечает, что перелом в употреблении рассматриваемых форм наступает в русском литературном языке второй половины девятнадцатого века. Они становятся непродуктивными, резко сокращается их употребительность. «Оказавшись в результате исторического развития вне живой системы видовых отношений, теряя свою употребительность в живом языке, многократные бесприставочные формы все же остаются в нем. При этом они получают новое назначение и выполняют новые функции, входя в арсенал изобразительных средств языка русской художественной литературы». (15, стр.78). Многократные глаголы служат средством архаизации стиля, употребляются преимущественно при изображении народного быта.

«Ещё более узким становится круг употребительных в языке многократных форм с отрицанием не и значением сильнейшего отрицания ». (15, стр.102). Многократные глаголы в форме прошедшего времени с отрицанием имеют экспрессивно-усилительный характер.

Глаголы многократного способа действия образуются также от приставочных глаголов движения несовершенного вида (заходить, проводить, приводить, залетать) с помощью морфов -ива- и -ва- : проваживал, захаживал, приваживал, залётывал. Все они имеют стилистическую окрашенность. Эту способность приставочных глаголов движения несовершенного вида образовывать многократные приставочные глаголы движения со значением неправильной повторяемости действия, со значением «действовать время от времени» отметил В.В. Виноградов. (1, стр.296-297).

Глаголы прерывисто-смягчительного способа действия означают длительное и ослабленное в своем проявлении действие, осуществляемое время от времени. Такие глаголы образуются от глаголов несовершенного вида с помощью префикса по - и итеративных суффиксов -ива- / -ыва- / -ва- / -а - : похаживать, посвистывать, поговаривать, посматривать, поглядывать, пошучивать, похваливать, поживать, потирать, побаливать, позванивать, посмеиваться. Префикс по- указывает на прерывистость и неполноту действия, вносит оттенок смягчительного действия, а суффикс - на длительность или неоднократную повторяемость. Н.С. Авилова (1, стр.296) отмечает, что глаголы этого способа действия образуются от глаголов несовершенного вида с разными значениями: от глаголов чувственных и зрительных восприятий ( поглядывать, посматривать) ; от глаголов состояния ( побаиваться, похварывать) ; от глаголов со значением положения в пространстве (посиживать, полеживать, постаивать); от многофазисных глаголов (постукивать, попрыгивать) ; от глаголов, выражающих явления цвета, запаха (поблёскивать, пованивать) ; от глаголов существования (поживать) ; от переходных глаголов активного действия, направленных на объект (побирывать, поискивать) . Образование глаголов прерывисто-смягчительного способа действия от переходных глаголов активного действия непродуктивно. Все глаголы этого способа действия имеют разговорную окраску и приводятся обычно с пометой «разговорный язык». «Это правильно в том смысле, что глаголы этого типа редко встречаются в книжных (научных, публицистических) жанрах, но язык лучших русских прозаиков изобилует глаголами этого способа действия, причём не только в диалогических пассажах, но и в авторской речи». (7, стр.282-283).

Глаголы длительно-смягчительного способа действия означают длительное и при этом ослабленное действие. Такие глаголы образуются прибавлением морфов -ива-, -ыва- и -ва- и префиксов при-, под- и, очевидно, пере-, на-, вз- к основам глаголов несовершенного вида с разными значениями: от глаголов со значением «быть занятым чем» (подгуливать, подшучивать, подворовывать, прищёлкивать, приторговывать) ; от глаголов звука и речи (подвывать) ; от глаголов отношения (подлюбливать, подзуживать) ; от глаголов состояния (прихварывать) ; внешних проявлений чувств (придуриваться) . Сюда же, очевидно, следует отнести глаголы в том же значении ослабленности длительного кратного действия, образованные с приставкой пере- : перезванивать, перетрусывать; с приставкой на- : напевать, накрапывать, насвистывать, нашёптывать, наигрывать; с приставкой вз- преимущественно от основ с кратным многоактным значением: взлизывать, взблёскивать, вспыхивать, вздрагивать, взбрыкивать, взмахивать, взмыкивать, взмётывать.

Глаголы длительно-дистрибутивного способа действия означают неторопливо протекающее действие, занятие чем-нибудь. Н.С. Авилова указывает, что длительно-дистрибутивный способ действия придаёт глаголам значение «распространять действие в разных направлениях» или «проводить время за каким-нибудь занятием с оттенком неторопливости в его совершении». (1, стр.298). Глаголы этого способа действия образуются при помощи префикса раз- и морфов -ива-, -ыва- и -ва - от некоторых глаголов неоднонаправленного движения и близких к ним: расхаживать, разгуливать ; от многофазисных глаголов: размахивать; от глаголов со значением «быть занятым чем» раскуривать; от глаголов речи и звуковых явлений: распевать, разговаривать. Глагол разговаривать в современном языке ослабил это значение.

Глаголы сопроводительного способа действия означают, что названное действие, несколько ослабленное в своем протекании, сопровождает собою другое действие. Такие глаголы образуются при помощи префиксов при - и под- и морфов -ива -, -ыва- и -ва - от глаголов звука и речи и многофазисных глаголов: прищёлкивать, притопывать, приговаривать, присвистывать, приплясывать, припевать, подпевать, поддакивать, подвывать, подсвистывать, подмычивать. А.В. Исаченко (7, стр.284) отмечает, что «некоторые глаголы, образованные посредством приставок при- или под- в сочетании с суффиксами, имеют в русском языке такой оттенок значения: действие, выраженное глаголом, не следует считать главным, основным действием, а лишь второстепенным, совершающимся совместно с другим действием и, следовательно, несколько ослабленным в интенсивности своего проявления». Все они имеют разговорную окраску, относятся к несовершенному виду и не образуют видовых пар.

Глаголы осложнённо-интенсивного способа действия в русском языке представлены слабо и не очень отчётливо. Глаголы этого способа действия означают, что действие производится усиленно, с повторением и выделением отдельных своих компонентов. Они образуются при помощи префиксов вы-, от-, на- и морфов -- ива- , -ыва- и -ва - от глаголов звука: вызванивать, выщёлкивать, вызвякивать, высвистывать, названивать; от глаголов со значением «быть занятым чем»: выделывать, выплясывать, нахлестывать, отплясывать, откалывать(номера), выкамаривать, наяривать. Они также имеют разговорную окраску.

Глаголы многократно-дистрибутивно-взаимного способа действия означают складывающееся из многих актов действие, происходящее между несколькими субъектами. А.В. Исаченко (7, стр.285-286) считает, что семантика этих глаголов может быть вскрыта так: «обмениваться теми или иными действиями». Такие глаголы образуются с помощью трёх морфем: префикса пере- , постфикса - ся и суффиксов -ива-/ ыва- / -ва- / -а- : переговариваться, пересмеиваться, перестреливаться, переглядываться, перемигиваться, перекоряться, перекликаться, переписываться, переругиваться, пересылаться. Многократно-дистрибутивно-взаимный способ действия составляет сравнительно небольшая группа глаголов. Глаголы этого способа действия относятся к возвратным и имеют значение несовершенного вида.

Глаголы многократно-дистрибутивно-взаимного способа действия могут рассматриваться как противопоставленные по значению глаголам уменьшительно-смягчительной разновидности типа перемигнуться, перешепнуться, перекивнуться: при общем значении взаимности вторые выражают одноактность и ослабленность действия.

Выше изложенное о количественно-временных способах действия глаголов, означающих длительность или неоднократную повторяемость, можно представить в виде следующей таблицы:

Количественно- временные способы действия глаголов, означающих длительность или неоднократную повторяемость.

Способы действия

глаголов

Семантика

Образование

Глаголы многократного

способа действия

Неоднократная

повторяемость

-ива-/-ва-/-а-

Глаголы прерывисто-

Смягчительного

способа действия

Длительное и ослабленное

в своем проявлении

действие, осуществляемое

время от времени

по- + -ива-/-ва-/-а-

Глаголы длительно-

Смягчительного

способа действия

Длительное и ослабленное

действие

вз-,при-, под-, пере-,

на- + -ива-/-ва-

Глаголы длительно-

Дистрибутивного

способа действия

Неторопливо

протекающее действие,

занятие чем-либо

рас- (раз-) + -ива-/-ва-

сопроводительного

способа действия

Действие, несколько

ослабленное в своем

протекании и

сопровождающее другое

действие

при-, под- + -ива-/-ва-

Глаголы осложнённо-

Интенсивного

способа действия

Действие производится

усиленно, с повторением

и выделением отдельных

своих компонентов

вы-, от-, на-, + -ива-/-ва-

Глаголы многократно-

  • -дистрибутивно-
  • -взаимного способа

действия

Складывающееся из

многих актов действие,

осуществляемое

несколькими субъектами

пере-, + -ива-/-ва-/-а + -ся

Самим характером семантики этой разновидности количественно-временных способов действия определяется то, что к ним относятся только несоотносительные глаголы несовершенного вида.

Глаголы количественно-временных способов действия, означающие длительность или неоднократную повторяемость, в современном русском литературном языке имеют весьма ограниченную сферу применения. Многие из них потеряли свою употребительность в живом языке и встречаются в основном в произведениях художественной литературы. Глаголы количественно-временных способов действия, означающие длительность или неоднократную повторяемость используют писатели, включающие в свои произведения формы устной народной речи. Большинство рассматриваемых глаголов свойственно разговорному стилю. Для некоторых из них характерно тяготение к просторечию.

специальная лексика. Слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

спиранты. То же, что щелевые согласные.

спонтанный (лат. spontaneus - самопроизвольный). Независимый, необусловленный, свободный. Спонтанные звуковые изменения (не обусловленные позицией звука).

способ глагольного действия. Лексико-грамматическая категория глагола, взаимодействующая с категорией вида и выражающая те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и т. д.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия, следующие:

4) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз; вз; за-, по-. Возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;

2) значение ограничения действия во времени, в полноте своего проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками. Полежать, помечтать, поплакать, поплавать, попрыгать, посвистеть, посидеть, постоять, потоптаться, пошуметь, попридержать, пораздумать;

3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса, исчерпанности действия) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-. Проспать (всю ночь), просидеть (брюки), отлежать (руку), отгрузить, отогреться, отужинать, отшуметь, умаяться, иззябнуть, измокнуть, изранить, искалечить, иссохнуть, исписать (всю бумагу);

4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками. Перебелить, переколоть, перекусать, переломать, перемыть, перепортить, побросать, покусать, позакрывать, пооткрыватъ;

5) значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну- .. Грянуть, хлынуть, хохотнуть;

6) значение прерывистости у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-. Побаливать, поглаживать, покашливать, посиживать, постукивать, похаживать;

7) значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а):

Приговаривать, притаптывать, прищелкивать, подмигивать, подплясывать, подпрыгивать. См. также подвид.

способы выражения грамматических, значений. Способы образования форм слова.

Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д. Делать - сделать, писать - написать и т. п. Оправдать - оправдывать, разменять - разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть - запирать, умереть - умирать, набирать - набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать - насыпать, разрезать - разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить - сказать, ловить - поймать и т. п. Человек - люди. Хорошо - лучше, много - больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу - буду писать. Красивый - более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).