Благодаря этой статье вы узнаете, что такое комедия в литературе, театре и кинематографе. Комедией называется жанр художественного произведения с характерным для него юмористическим или сатирическим подходом. Комедия – это также вид драмы, где момент действенного конфликта или борьба антагонистичных персонажей разрешается специфически. Вот кратко о том, что такое комедия.

Аристотель сравнивал комедию с подражанием в смешном виде людям с дурными привычками (гл. V в «Поэтике»). Комедии, созданные в Древних Афинах Аристофаном, являются самыми ранними из сохранившихся.

Виды комедий

К комедии принадлежат следующие жанры: фарс, интермедия, водевиль, пародия, скетч, оперетта.

Нужно также выделить комедию положений и комедию нравов.

Комедия положений

Комедия положений (т.е. ситуационная комедия, комедия ситуаций) - комедия, где события и обстоятельства являются источником смешного.

В творчестве Шекспира, Мольера, Бернарда Шоу это был один из ведущих жанров.

Можно привести следующие примеры классической комедии положений в творчестве Шекспира: «Двенадцатая ночь», «Комедия ошибок», «Венецианский купец». Мольеру принадлежит комедия «Мещанин во дворянстве».

Начало развитию этого жанра в России положил Д. Фонвизин. Его примеру последовали и другие писатели. Чехов написал произведение «Медведь», Гоголь? «Ревизор» и «Женитьба».

В наше время комедиями считаются кинофильмы, которые построены на внешнем комизме. Это комизм положения, в которое попадает персонаж на определенном этапе развития действия.

В кинематографе этому жанру принадлежат картины Гайдая «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». «Ширли-мырли» Меньшова и «Ирония судьбы, или С легким паром» Рязанова также являются комедиями положений.

К примеру, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» ?это традиционная новогодняя комедия. Сюжет, наверное, Вам известен. Перед самым Новым годом друзья решили попариться, ведь это их ежегодная традиция. Так вот «напарились» до такой степени, что по ошибке отправили в Ленинград совсем не того товарища. Таким образом, Саша попадает в чужую квартиру. Однако адрес у квартиры такой же, как и у него в Москве. Вскоре незнакомца обнаруживает хозяйка…

Комедия характеров

Комедия характеров (т.е. комедия нравов) - комедия, в которой могут быть следующие источники смешного:

  • внутренняя суть нравов (характеров);
  • смешная и уродливая однобокость;
  • гипертрофированная страсть или черта (недостаток, порок).

Часто комедия нравов сатирическая, так как высмеивает определенные человеческие качества. К примеру, это «Тартюф» Мольера.

Таким образом, Вы узнали, что такое комедия. Определение этого жанра дается в школе на уроках русской литературы. Виды комедии разнообразны. Свое отражение этот жанр нашел также в театре и кинематографе.

Комедия это долгое время один из двух основных жанров драматургии - смешной и «низкий», в противоположность трагедии; впоследствии всякая смешная пьеса. Отцом комедии называют Аристофана (около 445 – 385 до н.э.). По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что «одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние» (Поэтика). Если действие трагедии почти всегда происходило в далеком прошлом и греческий театр использовал маски и котурны, буквально приподнимая трагических героев над землей, то для комедии этого не требовалось. Худшим, - говорит Аристотель, - она подражает «не во всей их подлости: ведь смешное есть <лишь> часть безобразного. В самом деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное… Сочинять <комедийные> сказания стали Эпихарм и Формий - это <открытие> пришло сперва из Сицилии, а среди афинян первый Кратет оставил ямбический дух и стал сочинять сказания общего значения» (1449). Т.е. первые комедиографы (Кратет - около 450 до н.э.) начали писать не в духе обличительных ямбов, направленных против пагубных пороков и конкретных лиц, а высмеивали сравнительно неопасное и распространенное «уродство». Возможно, Аристотель не придавал комедии большого значения, писал о ней мало. По другой версии, часть его «Поэтики», посвященная комедии, утрачена. С 4 века н.э. сохранились фрагмент Элия Доната «О комедии и трагедии» и его комментарии к Теренцию, оказавшие влияние на литературную мысль вплоть до 17 века. Отказ от античного наследия привел к исчезновению комедии (как и трагедии) в средние века, хотя в низовой литературе существовал комический жанр драматургии - фарс. Начиная с позднего Возрождения, поэтики восстановили утраченное исконное значение термина. Специально посвящен комедии трактат Ф.Робортелло («О комедии», 1548). По Ю.Ц.Скалигеру («Поэтика», 1561), комедия есть «драматическое произведение, насыщенное событиями, с веселым концом, написанное в простом стиле». Оспаривается мнение, косвенно восходящее к теоретическому положению Аристотеля, об отсутствии в латинской комедии «опасности»-«не только опасности, но и убытки выпадают в комедии на долю и сводников, и соперников в любви, и рабов, и господ». Начало комедии - «бурное и запутанное», действующие лица - «люди низкого происхождения» (Литературные манифесты западноевропейских классицистов). Л.Кастельветро в своем истолковании «Поэтики» Аристотеля (1570) уточнил, что горе и ущерб в комедии не слишком серьезны, а радость «возникает, когда некий человек или близкие ему люди оправдываются от обвинения в постыдном поступке, или избавляются от позора, от которого, казалось, нет избавления, или обретают нечто дорогое, человека или вещь, что было ими потеряно, или достигают исполнения любовных желаний».

Параллельно теоретическим разработкам жанра в Италии к середине 16 века на основе традиций народного театра сформировалась «комедия масок», широко использовавшая буффонаду, т.е. приемы внешнего комизма, которые ранее присутствовали в античных мимах, у Аристофана, в средневековых интермедиях и фарсах (аналогичные приемы встречаются у Шекспира, Мольера, в 18 веке востребованы итальянской оперой-буффа, затем французским водевилем; в 19 веке элементы фарса и буффонады есть у Н.В.Гоголя, в 20 веке - у В.В.Маяковского). В Италии 16 века существовала также «ученая комедия»; во французскую литературу комедия и трагедия приходят с творчеством «Плеяды». На исходе Возрождения и в литературе барокко комедия расцвела в Англии (Шекспир) и Испании (комедии «плаща и шпаги»: Ф.Лопе де Вега Карпьо, Тирсо де Молина, П.Кальдерон). Во всех отношениях практика далеко отошла от античной и ренессансной теории. Формирующийся классицизм стремился достичь их соответствия. В начале 1570-х Ж.де Ла Тай призывал «ввести и усвоить истинные трагедии и комедии, которые, несмотря на все усилия, пока еще у нас не укоренились» (Литературные манифесты западноевропейских классицистов). Классическую французскую комедию создал Мольер, оставшийся и в 20 веке самым популярным во Франции писателем. Он ввел и жанр «высокой комедии» («Мизантроп», 1666). Но веселые мольеровские комедии не устраивали строгих ревнителей классицизма. Н.Буало (Поэтическое искусство, 1674) ратовал за простоту комедийных образов и последовательное подражание природе. Мольер же, по его мнению, ушел в шутовство, чтобы быть признанным вульгарной толпой. Английская комедия периода Реставрации (1660-88) с виртуозным блеском и циничной откровенностью живописала любовные похождения как единственный смысл и содержание жизни (Дж.Этеридж. Она бы хотела, если бы могла, 1668; У.Уичерли. Любовь в лесу, 1671; У.Конгрив. Пути светской жизни, 1700), что было осуждено пуританской английской критикой (книга Дж.Колльера «Краткий очерк безнравственности и нечестивости английской сцены», 1698). В 18 веке в Англии, а затем во Франции, Германии и России появилась комедия слезная, в которой любители «развратной» комедии реставрации находили такое же удовольствие, как и сторонники моральной драматургии («Благоразумные любовники»).

Русские неофиты, приобщившиеся к европейской литературной традиции в 18 века, иногда отрицательно относились к французской комедии как неоригинальной («списку», а не подлиннику). В.К.Тредиаковский признавал за образец только греческую комедию и считал, что комедиографу нужен большой опыт: «На сочинение комедии почитай вдвое надобно искусства против трагедии». Для классицистов комедия гораздо ниже эпоса и трагедии, в первую очередь потому, что в ней труднее добиться правдоподобия. Однако русская литература 18 века едва ли не самых больших успехов достигла в национальной комедии, хотя и соблюдавшей внешние нормы классицизма (Д.И.Фонвизин).

Романтикам с их тяготением к жанровой неоднозначности комедия в общем чужда. С.Т.Колридж в статье «Классическая и романтическая » (1818) предлагал «найти для пьес Шекспира новое название. Это не трагедии и не комедии в античном смысле и не то и другое вместе, а явление иного рода, не просто чем-то больше или меньше от них отличающееся, а другое по своей природе, - это романтические драмы или драматические романы» (Кольридж С.Т. Избранные труды). Романтики вновь после Д.Дидро, призывавшего выводить на сцене не характеры, а общественные положения, признали определяющую роль характеров для комедии. В предисловии к драме «Рюи Блаз» (1838) В.Гюго утверждал промежуточный жанр, полагая очевидным различие трагедии и комедии по предмету: «Драма имеет… нечто общее с трагедией благодаря изображению в ней страстей и с комедией благодаря изображению в ней характеров… Корнель и Мольер существовали бы независимо друг от друга, не будь между ними Шекспира, протягивающего Корнелю левую руку, а Мольеру правую. Так сходятся оба противоположных электричества комедии и трагедии, и вспыхивающая от этого искра есть драма» (Литературные манифесты западноевропейских романтиков). Ранее мадам де Сталь, также высказываясь в пользу комедии характеров, подчеркивала, что в отличие от автора трагедии, показывающего человека вообще, «сочинитель комедии, если он желает снискать одобрение народа, должен знать определенную эпоху, определенную нацию, определенные нравы: зритель плачет над изображением природы человеческой и смеется над изображением людских привычек» (Сталь Ж. де. О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями).

Несмотря на эти рекомендации, западноевропейская комедия 19 века не добилась таких успехов, как в 16-18 веках, будучи жанром откровенно условным, для романтизма и реализма односторонним. Самые выдающиеся комедии 19 века были созданы в России А.С.Грибоедовым, Гоголем и А.Н.Островским. Если традиционная трагедия к тому времени обветшала и сошла на нет, то комедия продолжала развиваться. Островский, демократизировавший русский театр и по вкусу широкой публики создававший в основном благополучные финалы, называл комедию всевозможные пьесы, в т.ч. весьма драматичные и чувствительные: «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884) и др. А.П.Чехов дал подзаголовок «комедия» своей «Чайке» (1896), скорее всего, с целью предотвратить ее восприятие в слишком сентиментальном ключе, а в «Вишневом саде» (1904) старался юмором компенсировать печаль прощания с уходящим прошлым, фактически создав трагикомедию. Чеховской «комедии настроений» составляют на Западе некоторую параллель «комедии идей» Б.Шоу: обилие действия, отличавшее старую комедию, окончательно перестало быть обязательным свойством жанра.

Советская литература отторгала лучшие образцы комедии («Мандат», 1925, и «Самоубийцу», 1928, Н.Р.Эрдмана, пьесы М.А.Булгакова), но в жанре драмы комическое нашло довольно широкое применение. В зарубежной литературе комедия приобрела много жанровых модификаций: социальные комедии, трагикомедии, трагифарсы (в драматургии абсурда). Однако на первый план литературной жизни в 20 веке комедия обычно не выходит.

Слово комедия произошло от греческих komoidia, komos - веселая процессия и oide, что в переводе означает - песнь.

После тяжелого рабочего дня хочется скорее вернуться домой, лечь на любимый мягкий диван и включить какой-нибудь забавный фильм. Откровенно чернушные, абсурдные, но невероятно уморительные ленты скрасят ваш вечер без напряга для мозга.

Реальные упыри

Псевдодокументальное кино о трех соседях и по совместительству бессмертных вампирах, которые всего лишь пытаются выжить в современном мире, где есть арендная плата, фейсконтроль в ночных клубах, губительный солнечный свет и другие неприятности.

Бобро поржаловать!

Начальник почтового отделения хочет получить назначение на юг Франции и ради этого готов даже выдать себя за инвалида-колясочника. Подлог раскрывается, и героя в наказание отправляют на север Франции, в места, о которых рассказывают всяческие ужасы. Начальнику почты нужно научиться понимать своих новых земляков и примириться с местными нравами.

Солдаты неудачи

Весь фильм представляет собой один большой стеб над Голливудом. Здесь будет осмеяно все и вся, от любви американцев к сиквелам до премии Оскар. Обычный зритель будет просто хохотать, а более внимательные оценят каждую шуточку.

Однажды в Ирландии

Буквально первые минуты фильма уже дают нам представление о личности сержанта Джерри Бойла. Став свидетелем аварии пьяных подростков, Бойл, вместо того, чтобы проверить состояние пострадавших, первым делом обшаривает их карманы на наличие наркотических средств, и, найдя марочку кислоты, незамедлительно кладёт её в рот, со словами: «What a beautiful fucking day».

Немножко беременна

Успешная журналистка однажды по пьяни проводит ночь с бездельником-толстяком и «залетает»... В виртуальном списке нетипичных ромкомов «Немножко беременна» занимает одну из лидирующих позиций, так как предлагает зрителю реалистичную лав-стори, без слащавых воздыханий и надуманных страстей.

Четыре льва

Чего можно ожидать от комедии, в которой четыре шахида из Великобритании пытаются взорвать Интернет? Да, пожалуй, ничего не стоит ожидать. Фильм настоятельно не рекомендуется тем, кто не готов смеяться над вопросами расовой, религиозной и интеллектуальной принадлежности.

Сестры

Сестры Мора и Кейт — уже давно взрослые и самостоятельные женщины, но когда они узнают, что их родители решили продать дом, где прошло их детство, героини ведут себя совсем как маленькие девочки. В процессе разбора своих вещей они находят свои дневники, вспоминают юность и решают отмотать годы назад и устроить грандиозную вечеринку, прежде чем дом будет продан.

Руки-ноги за любовь

Эдинбург, 19 век. Парочка мошенников находятся на грани банкротства, а тут еще их постоялец соизволил умереть, так и не выплатив ренту. Друзья решают засунуть его в бочку, дотащить до свалки и там и оставить. По пути, правда, они немного умаялись и зашли выпить в паб, где в случайном разговоре узнали, что один доктор выдает за свежий труп три фунта, а если повезет, то и больше.

Сорокалетний девственник

Главный герой — кладовщик в магазине бытовой техники, коллекционирующий комиксы и игрушки супергероев и никогда не знавший близости с женщиной. Он живет скромной жизнью целомудренного чудака и даже готов состариться и умереть невинным, но за дело берутся его друзья...

Зомби по имени Шон

Двадцатидевятилетний лоботряс Шон все свободное время проводит либо в местном баре со своим другом Эдом, либо дома, играя в видеоигры. Соседям не нравится бардак в доме, а его девушка Лиз жалуется на недостаток внимания. Поэтому неудивительно, что Шон не обращает внимания на сообщения СМИ, в которых вовсю говорится о надвигающейся странной эпидемии.

Девичник в Вегасе

Как нетрудно догадаться, женский ответ «Мальчишнику », причем отправляющий соперника если не в нокдаун, то в растерянную позу. История о том, как неудачнице, жизнь которой полна мелких проблем и крупных незадач, довелось выдавать лучшую подругу замуж и создавать ненавистное веселье.

Ананасовый экспресс: Сижу, курю

История о том, как двое конкретных укурков случайно становятся свидетелями убийства и пускаются в бега от мафии, параллельно обильно и ежечасно употребляя уникальный, самый улетный сорт травки. След этой травки и приводит мафиози к беглецам.

Типа крутые легавые

Очередная комедия для вечера вдали от мыслей и проблем. От всех мыслей, вообще! Много оружия, крови и стрельбы. Самые реальные жизненные проблемы — спасение лебедя, победа над бандой в отдельно взятом ПГТ, а также разбушевавшиеся хиппи возле супермаркета.

Зак и Мири снимают порно

Два лучших друга — Зак и Мири — решают заняться порнобизнесом и снять полноценный порнографический фильм, а по ходу съемок осознают, что испытывают друг к другу большую и светлую любовь...

Миллион лет до нашей эры

Классика комедии, которой не нужно от вас ничего, кроме присутствия. Невероятно замечательный тупнячок, который в хорошем переводе заставить вас называть друг друга Гоги, гордиться своей женой, а также расскажет о том, как жили раньше. Очень раньше.

Все без ума от Мэри

Главный герой, Тэд, полный неудачник во всех смыслах этого слова. В молодости он встречает «девушку своей мечты», Мэри, от которой все сходят с ума. Удивительно, но ему удаётся добиться её внимания и договориться с ней пойти на выпускной бал. К сожалению, свидание отменяется. Проходит время, но герой никак не может забыть ту единственную Мэри, и он понимает, что должен найти свою возлюбленную.

Пол: Секретный материальчик

Пара английских гиков прилетает с туманного Альбиона в США ради того, чтобы посетить фестиваль Comic-Con. Во время поездки за ними вдруг начинает следовать странная машина, которая терпит аварию прямо у них на глазах. Из машины выходит инопланетянин Пол. Он просит помощи у гиков, которые не растерявшись соглашаются ему помочь, только вот «люди в черном» не спят...

Шпион

Если не знаете, как выглядит идеальная американская комедия, посмотрите «Шпиона». Если не знаете, как выглядит идеальная феминистская комедия, посмотрите «Шпиона» еще раз. История спецагента ЦРУ Сьюзен Купер, которая из неудачницы-кошатницы постепенно превращается в супершпиона и огонь-бабу.

Мы — легенды

Увлеченный погоней полицейский не сразу заметит, что вокруг стало подозрительно тихо. Притормозив, он с удивлением убедится, что на улицах Парижа кроме него и улепетывающего вора больше никого нет. Ни туристов, ни машин, ни собак. Идеальная французская комедия о чудаках, которые попадают в нелепые ситуации, нестандартно на них реагируют и убивают наповал своей вывернутой наизнанку логикой.

Занесло

Хозяин небольшого лондонского казино узнал, что его заведение ограбили. Следы потерявших страх налетчиков, удирающих с крупной добычей, вели прямиком в аэропорт, но из-за задымившего вулкана их самолет посадили совсем не там, где они рассчитывали. Славный город Вильнюс, конечно, видал всякое, но таких разборок с участием крутых английских парней на его улицах еще не было.