+

«Радость моя, Христос Воскресе!» – так приветствовал всех приходящих к нему преподобный Серафим Саровский. Святой батюшка и вправду всегда был приветлив и радостен, потому что жил с Господом. Вот у кого стоит поучиться радости! А еще смирению, незлобию, милосердию, любви к ближнему и многим другим добродетелям.

Специально для маленьких читателей "Никеи" писатель, публицист и многодетный отец Александр Ткаченко написал еще одну книжку из серии "Жития святых в пересказе для детей". "Каждый русский человек знает – кто такой Серафим Саровский. Потому что преподобный Серафим показал такую любовь к ближнему, которой хватило бы на целый мир. Возможно ли научиться такому великодушию? Любой путь начинается с первого шага. Попробуй для начала простить своему товарищу какую-нибудь обиду. Наверно, это будет не так просто, и сразу простить его не получится. И вот тогда – помолись о нём, как преподобный Серафим молился о своих обидчиках. От такой молитвы душа человека становится большой, в ней тут же появляется место для человека, о котором ты молишься. И чем больше будет в твоей жизни прощения и любви ко всем людям, тем великодушней будешь ты сам".

Для кого эта книга? Книга предназначена для детей от 6 лет и прекрасно подойдет как для самостоятельного, так и для совместного семейного чтения и увлекательного обсуждения.

Для детей среднего школьного...

В бане хорошо. Раскаленный воздух слегка отдает полынью, метелочки которой чья-то заботливая рука положила на выступ под самым потолком. Нахлещешься дубовым веником, разогреешься так, что уже и терпежу никакого не остается.

А тут мужики еще пару ковшей воды горячей на каменку поддали, все им мало. Не зашипела даже вода, ухнула со всхлипом, мгновенно переходя в сухой перегретый пар. И сразу новая волна жара покатилась по парной. Тут понимаешь – эта радость уже не твоя, это – для бывалых. Поскорее с полка, да за дверь. А там… Там – бассейн с ледяной водой! Ну как бассейн… Так, небольшая купель, полтора на полтора метра. Но – с ледяной водой. И вот ты, раскаленный и напаренный, закрываешь глаза и с веселым ужасом плюхаешься в эту холодрыгу с головой. Секунд двадцать висишь под водой. Потом – выпрыгиваешь наружу, фырча и расплескивая воду как тюлень. И – опять бегом в парную, погреться. После ледяной воды, тело обманывается и жаркий пар какое-то время воспринимает как волны прохлады. Лишь спустя пару минут снова начинаешь прогреваться. Но тут уже лучше на прочность себя не проверять. Посидел чуть-чуть на полке, набрал под кожу живительного тепла, и – скорее наружу, мимо помывочного отделения, мимо раздевалки, к заветной дверце, за которой начинается еще одна банная радость – маленький провинциальный атриум. Закрытый дворик, куда можно в любое время года выйти распаренным, посидеть на скамеечке на свежем воздухе, попить чая, кваску или минералки. А самое главное – послушать неспешные мужские разговоры, полюбоваться этими кусочками чужой жизни, которыми люди лениво обмениваются друг с другом.

Я хожу в баню по понедельникам. Про этот день постоянные посетители с иронией говорят – день пенсионеров и бездельников. Ну, то есть – тех, у кого рабочий день ненормированный, кому к восьми на работу вставать не нужно. На пенсионера я пока еще не тяну, поэтому хожу париться по понедельникам в качестве бездельника.

Разговоры у пенсионеров простые: рыбалка, огород, воспоминания о молодости, об общей работе. Ну и, конечно, еще одна магистральная тема – кто умер на прошедшей неделе из общих знакомых.

В основном мужики люди верующие. Правда, очень и очень по-своему, не по церковному. Но Имя Божье чтут, и хулу на него строго пресекают, если найдется случайно в бане такой «умник» с длинным языком. А вот с атеистами умеренного толка подолгу и с удовольствием ведут миссионерские споры. Я в них, как правило, не участвую, ибо совершенно не владею риторикой в стиле: «Надо в лес ездить каждый день, на святой колодец. И три раза окунаться с молитвой – Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Тогда все болезни как рукой снимет. Вот ты не пробовал, а споришь, что нету Бога. Это ума у тебя нету. Лучше уж молчи, чем глупости городить».

Но недавно все же пришлось подключиться. Потому что заспорил с мужиками о Боге мой старый знакомец – Алик. Мы с ним когда-то учились в одной школе в параллельных классах. Лет тридцать вообще не виделись, а тут в бане снова встретились и рады были друг другу, хотя по школе особо не дружили.

Красивый, стройный, с благородным лицом – ни за что на свете не скажешь, что ему уже под пятьдесят – Алик и вел себя как-то очень достойно, под стать внешности: когда заходил в парную, первым делом начинал наводить порядок – выметал налетевшую с чужих веников листву, прутья, веточки и другой банный мусор. Причем, делал это очень просто и без демонстративности, не было ни капли упрека окружающим в этом его труде на общее благо. А еще он приводил в баню своего старенького папу. Тот уже потихоньку выживал из ума, и Алик водил его по бане как маленького ребенка, мыл, парил, помогал одеться.

Но вот к религии Алик относился резко отрицательно. Обычно в споры не вступал, предпочитал потом уже высказываться, когда спорщики расходились кто куда:

Вот же завелись-то! Еще чуть-чуть и головы друг другу проломят за своего Бога. Как дети малые, честное слово. А попы не будь дураки – кадилами машут, «аллилуйя» поют, стригут потихоньку свою денежку с них, бестолковых. Вот это бизнес! Не то что я – холодильники чужие ремонтирую (у Алика – небольшая мастерская, где он чинит сломанную бытовую технику).

Но, повторюсь – все это он высказывает уже потом, когда страсти улягутся.

А тут – завелся сам. Причем, что называется – на ровном месте. Мужики стали говорить о том, что в святой колодец окунаться, оно, конечно, для здоровья пользительно. Но и врач хороший тоже здоровье может поправить, не хуже, чем Божья благодать. Простая, вроде бы мысль. Но Алик вдруг, вопреки своему обыкновению, решил возразить:

Ну да. Только что-то ваши церковники этих хороших врачей на кострах жгли, когда те пытались анатомию изучать на трупах. Что, скажете не так?

Банные апологеты тут же накинулись на него с традиционным «ты ничего не понимаешь, лучше помолчи, сходи сам окунись в колодец». Однако Алик не давал себя сбить, вновь и вновь возвращая спорщиков к исходному тезису:

Да, но врачей-то сжигали, или нет? За то, что они трупы резали? Сжигали. Вот и все.

Тут уже я попросил мужиков минутку помолчать, и спросил:

Алик, вот смотри, какая странная вещь. Ты говоришь, Церковь в Европе сжигала врачей за вскрытие трупов. Однако и академическая медицинская наука, и первые анатомические атласы появились именно там, в Европе. Значит, разобрались в конце концов. А сжигать людей – у Церкви вообще таких полномочий не было. Смертные приговоры могло только государство выносить, или феодалы. Ну а для городского суда – сам прикинь – как такое дело выглядело: сомнительные люди втихаря по ночам выкапывают из могил только что похороненные тела, куда-то их везут, потрошат… И как же должны на это реагировать органы охраны правопорядка? Уголовщина же натуральная. Вот и прихватывали всех, кто этим занимался, включая врачей. Потом, видимо, как-то договорились с университетами и медиками. А так – да, был период, когда исследователям приходилось несладко. Слишком уж дело тогда было новое и щекотливое в моральном отношении.

В общем, как-то мы этот вопрос замяли. Сошлись на том, что просто разные книжки читали по этой теме. И пошли в парную.

Так получилось, что на этот раз в парной кроме нас с Аликом никого не было.

Чтобы сгладить неловкость от только что вспыхнувшего спора, я решил перевести разговор на банные темы:

Ох и накидали пацаны сегодня на каменку! Аж уши в трубочку сворачиваются.

Но Алик неожиданно решил продолжить начатый разговор о вере и Церкви.

Сань, вот правда – я в высшую силу верю. Верю, что есть над нами что-то такое, что нами управляет и с нас спрашивает. А в эти вот ваши религии-церкви-святые-колодцы не верю, хоть ты как мне доказывай. Все это люди придумали, для обмана наивных.

Смотри, вот были в Египте боги с собачьими головами. А у нас вахлаки в лесу пню молились. Потом оказалось, что Бог – это ваш Иисус Христос. Ему теперь кланяются. А пройдет еще лет пятьсот – объявится другой бог, опять с головой какой-нибудь коровьей. И будут опять дурачки ему кланяться да попам свою трудовую копейку нести. Нет, я в эти игры не играю.

Спорить я не стал. Сказал лишь:

Знаешь, я на все это иначе смотрю. Вот прожил я больше половины. Ну сколько там еще осталось, ежели все нормально будет? Лет двадцать-двадцать пять, может, чуть больше. И мне, честно сказать, вообще без разницы – какие там будут расклады через пятьсот лет, и кто кому тогда будет кланяться. Мне сейчас самое главное – понять, как с этой высшей силой, в которую ты веришь, отношения наладить. Эта сила, она ведь не просто так существует. Ты же сам говоришь, что она с нас еще и спрашивает. Вот я и хочу научиться жить так, чтобы под этот спрос попасть хотя бы немножко готовым.

Алик усмехнулся:

Как же тут угадаешь, когда, например, вы говорите – подставь другую щеку, а те же мусульмане – не подставляй, а совсем наоборот? Не-е, я вообще в это не лезу. Понавыдумывали себе правил – сами по ним и живите. А я – сам по себе.

Ну представь себе – высшая сила спросит с мусульман, с христиан. А ты где окажешься при этом?

А я – прямо посередке, - засмеялся Алик. Между ними и вами. Но тут же посерьезнел:

Ваших правил не признаю, да. А жить стараюсь по совести. Вот и все мое правило. Так чувствую, так и живу.

Ну чего ж… Хорошее правило. Немногие по нему живут. Только… совесть такая штука… с ней ведь и договориться можно. Особенно в острых ситуациях.

А в острых ситуациях, Саш, никто за себя не знает заранее. Кто-то, может, с совестью будет договариваться, кто-то с богом своим. Ладно, пойду. Мне еще батю мыть.

Потом, в моечной я исподволь наблюдал, с какой заботливостью намыливал Алик своего немощного отца, как терпеливо вел его в душ, придерживая под локоть, как помогал ему бриться.

Смотрел на это все и думал… Да ничего я такого не думал, если честно. Просто любовался этой тихой сыновней любовью. И думал, что если доживу до преклонных лет, то очень бы хотел, чтобы мои сыновья обращались со мной так же. А еще думал, что такой человек – живущий по совести, чтущий родителей, с готовностью служащий ближним – обязательно будет призван Христом в свое время. И что рано или поздно, мы непременно встретимся с ним не только в бане, но и в храме Божьем. Потому что Господь наш …трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы.

Как Ваш писательский путь начался?

Это долгая и запутанная история. Сначала я учился на музыканта, но потом началась вся эта чехарда с распадом СССР… У меня как раз всё как бы сошлось в одной точке: крушение СССР, создание семьи, рождение первого ребенка, приход к вере, гиперинфляция… Ты можешь себе представить, что такое инфляция в 2000%? Музыкой заработать тогда было невозможно, и я пошел на стройку. И остался там лет на 15 в общей сложности. Стал каменщиком. Будучи по натуре сугубым гуманитарием!

К слову сказать, ничуть об этом не жалею. Это был важный очень для меня этап: мне посчастливилось устроиться работать на строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Жиздра Калужской области.

Потом, когда храм построили, я какое-то время памятники делал на кладбище. Ездил в Москву шабашить – строил людям печи, камины… И в какой-то момент понял, что занимаюсь не своим делом, что это занятие меня разрушает потихонечку. Нужно менять род деятельности.

Ну а что я умею еще? К музыке возвращаться не хотелось по ряду причин. У меня к тому времени уже была пара удачных публикаций в областной газете, и я решил попробовать писать. Купил себе компьютер, научился печатать десятью пальцами, «вслепую». В моем представлении это было необходимым условием – чтобы мысль сразу трансформировалась в текст (может быть это музыкантское, потому что там примерно то же самое происходит – играешь «вслепую»).

Написал текст, отправил его в «Фому» («Фома» ‒ православный журнал для сомневающихся –ред. ). И мы как-то сразу очень удачно друг другу подошли: я пришелся что называется – «ко двору», ну а мне очень понравился и сам журнал, и люди, которые его делают. С тех пор работаю там, пишу для «Фомы» и не вижу для себя нужды, да и возможности писать для кого-то еще.

Кредо малопишущего человека

Как родились книжки, которые Вы издаете сейчас в «Никее»?

Вообще-то я человек малопишущий. Есть люди «писучие», у них с этим делом просто – сел и написал. А у меня процесс рождения текста сродни рождению ребенка: сначала надо текст «зачать», потом «выносить», и только потом ‒ «родить». Все это занимает определенное время, иногда может застрять на каком-то этапе – на несколько месяцев, а порой и лет… Но уж если я взялся о чем-то писать, это именно такая – выношенная мысль, которая мне очень дорога и близка.

Поэтому, отбирать тексты для этих книжек не было нужды: все опубликованные мною тексты – уже результат отбора, раз я их не забраковал еще на стадии работы над ними. Я берусь писать только о том, что мне интересно, дорого, что меня тронуло, «дернуло», задело. Поэтому, пишу мало. Но зато и с отбором текстов потом нет хлопот – все отборные (смеется).

Труд Владимира Гурболикова

В Ваших текстах нет ни грамма морализаторства, попытки «учить, как надо жить». Так писать ‒ само собой получается, или над этим пришлось трудиться, работать?

На самом деле секрет очень простой – интонация, о который ты говоришь – это вовсе не авторская интонация, это интонация журнала «Фома» где я работаю с 2005 года. По-другому для «Фомы» писать нельзя. Поэтому, трудиться над моим авторским почерком пришлось не столько мне, сколько Володе Гурболикову . Он долго и терпеливо объяснял мне, что вместо назидания, или хлесткой полемики, в тексте должен быть спокойный рассказ о том, что мне самому показалось интересным в наследии Церкви, в моей духовной жизни, вообще – в мире. Поправлял, критиковал, советовал. Ну а я просто оказался способным учеником.

Писатель «понарошку»

Вы никогда о себе не говорите, как о писателе, публицисте. Стихийный мыслитель, писатель-самоучка… Так все-таки Александр Ткаченко – писатель, или нет?

Честно говоря, когда ты спросила про новые книжки, я хотел сказать, что у меня ощущение, будто все это происходит не со мной и не всерьез, а так… понарошку.

Дело в том, что новая эта моя деятельность никак не отразилась на моем образе жизни. Я как жил раньше, когда кирпичи клал, так и сейчас живу. А писатель… Что такое писатель? Это человек, который сидит в кабинете, пишет, встречается с читателями, дает интервью, выступает по телевидению, записывается на радио. У меня это тоже бывает иногда. Но, понимаешь… мою жизнь писательская эта работа не изменила ни в чем – я не стал богаче, не переехал в другое место, не стал «медийной персоной». Все осталось по-прежнему: тот же дом, тот же сад, те же лица соседей на улице. Просто теперь я другим способом зарабатываю на жизнь.

К слову сказать, была у меня забавная история с писательской самоидентификацией. Когда пять лет назад у меня вышла первая книжка «Бабочка в ладони», я работал на очередном строительном заказе – клал печку одному хорошему парню. И так получилось, что именно он привез мне «Бабочку» из Москвы. Первую в своей жизни книгу я получил из рук человека, которому клал печь. По-моему символично, как думаешь? Ну так вот, я его спросил: «Прочитали, книжку-то?». Он: «Да, конечно. Почти до утра читал, не отрываясь». «Ну и как оно вам?» И тут он выдает фразу, которая, как мне кажется, в полной мере отвечает на вопрос – писатель я, или нет: «Если честно, то такое впечатление, будто Вы и автор книги – два разных человека».

Поэтому для меня мое писательство ‒ это как бы разновидность ролевой игры: «А сейчас поиграем в писателя!» (смеется).

А Вас самого это как-то меняет?

Конечно. Я ведь уже сказал, что пишу только о том, что меня зацепило. А если что-то зацепило, значит, есть проблема, которую надо решать. Или хотя бы выяснять, как эту проблему решали другие люди. И в процессе такой работы над статьей потихоньку открываешь в себе какие-то новые вещи, которых раньше не видел, не чувствовал даже.

Поэтому, невозможно оставаться таким, каким ты был до написания статьи. Специфика жанра!

Ценность оголтелой ругани

На свои статьи отзывы получаете?

О, еще сколько! Охапками. И на бумаге, и на сайтах, и в соцсетях.

Отзывы самые разные – от оголтелой ругани до хвалебных панегириков. И для меня это очень важная часть моей работы. Причем, когда ругают, это куда более важно и ценно. Я ведь и сам примерно знаю, за что меня можно похвалить, я же старался. А вот когда ругают, то иногда выплывает что-то, чего я сам не смог увидеть сам в процессе работы над текстом.

Естественно, первой реакцией бывает: «Что?! Меня ругают?! Ах, они такие-сякие!» Но я же все-таки психолог (смеется). Я не должен вестись на собственные эмоции. Начинаю разбираться, почему человек меня ругает, что за этим стоит – и порой нахожу серьезные вещи, которые мне потом по-настоящему помогают в дальнейшем избегать подобных ошибок.

Стихи рождаются как музыка

Поэтом Вы себя ощущаете?

(вдруг серьезно) Поэтом – да, ощущаю. Не в смысле, как ‒ поэт-литератор, а поэт как состояние души. Оно заключается в умении видеть нелинейные связи в мире, и создавать их потом в стихах.

А откуда оно берется, это умение?

Я считаю, что оно изначально есть у каждого человека, только потом потихоньку у многих затухает под накопившимся грузом бытовых забот. А от рождения каждый – поэт, писатель, мыслитель, танцор и художник. В любом человеке Господь заложил абсолютно все таланты, только вот раскрываются они в каждом из нас по-разному, в зависимости от обстоятельств. Помню, лет пятнадцать назад, когда я сильно захворал, дети притащили мне пластилин – ну, чтобы утешить больного папу. И я, с температурой под сорок, впервые в жизни лепил им разных зверушек – кенгуру, медведя, лося… Ах, какой же это был лось, ты бы видела! Шикарный просто! Потом я смотрел на эти фигурки и не мог поверить, что такую красоту вылепил сам.

А стихи рождаются также неспешно и долго, как статьи?

Нет, стихи рождаются как музыка. От строчки, от первой фразы. Появляется в голове строчка, как будто «ни о чем», вне контекста. Но в ней есть уже какой-то ритм, есть звукопись, фонетика, размер. И вот эта строчка становится точкой кристаллизации. Ты уже сидишь и думаешь – откуда этот фрагмент? Что за паззл такой? От какой картинки? И ‒ начинаешь достраивать. Получается стихотворение.

По-моему, в Вас музыкант трансформировался в поэта…

А это все одно и то же, на самом деле, только в различных проявлениях! Это все нормальные природные человеческие качества. Человек творец по натуре своей. Странно, что даже христиане иногда воспринимают эту мысль, как какой-то парадокс, или откровение. Ведь все знают, что мы сотворены по образу и подобию Божию. А кто такой Бог? Творец! Или – Поэтос, если по-гречески.

Значит, люди тоже ‒ поэты и творцы по самой своей сути, они сотворены такими, это – их природа.

Нарушение закона гравитации

Как говорить о Боге неверующим людям?

Понимаешь, вера – результат встречи человека и Бога. Если этой встречи не произошло – ну как ты будешь человеку рассказывать о том, что в его опыте отсутствует? По-моему, разговор с неверующими людьми о христианстве не должен вестись в категориях веры. С ними нужно говорить о том, что для них важно и интересно.

И что же это такое?

Интереснее всего человеку – он сам. Когда мы смотрим на мир, на других людей, на их поступки, мы все это примеряем к себе и на себя, так или иначе. Это естественно. Почему и говорят, что писатель всегда пишет о себе, про кого бы он не писал. Так вот, с неверующим человеком можно говорить о вере только имея в виду его самоощущение. «Как сделать так, чтобы мне было хорошо, или хотя бы не было плохо?» Этот язык понимают все.

Я попытался найти какие-то моменты, которые вне зависимости от отношения к религии, переживались бы ими одинаково. А это чаще всего опыт негативный, опыт страданий.

Ведь в духовной жизни действуют столь же непреложные причинные отношения, как и в законах физических. Ну вот, к примеру – решил человек в магазин за продуктами сходить, но лень ему по лестнице спускаться, он и решил с балкона прыгнуть. Прыгнул. Сломал ногу. Попал в больницу. Лежит, больно ему, а он смотрит на гипсовую култышку, и не понимает ‒ как так получилось! А просто он закон тяготения пытался проигнорировать. Это, конечно, утрированный пример, шутка.

Но вот в нашей духовной жизни происходит ровно то же самое, и уже на полном серьезе. Есть духовные законы, нарушение которых неминуемо ведет человека к разрушительным последствиям. Для верующих они известны и очевидны, для неверующих ‒ нет, но последствия и для тех, и для других абсолютно одинаковы – это страдание, боль, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни. И я подумал, что можно попробовать говорить с неверующим человеком о Боге и о духовной жизни на языке его боли. Рассказать прыгнувшему с балкона о законах гравитации, объяснить получившему удар электротоком, для чего на столбе была повешена табличка с надписью: «Не влезай, убьет». И когда неверующий читатель сопоставит прочитанное со своим опытом, он, быть может, подумает: «Так это же правда! Выходит, не только кадилом машут эти бородатые дяди в церкви! Они же дело говорят!» И, возможно, уже не совершат потом очередной «прыжок с балкона».

Ну, во всяком случае, я надеюсь, что хотя бы иногда происходит именно так.

Отзывы, которых ждешь и отказ от лирического героя

Были ли какие-то запомнившиеся отзывы, отклики на Ваши статьи?

Иногда на статьи, которые написаны как ответ на письмо в редакцию, ждешь ответа. Не похвалы какой-то: «Ах, спасибо, Вы разрешили все мои сомнения!», нет. Просто это же общение… а оно ‒ раз! ‒ и оборвалось.

Есть пара статей, на которые я очень ждал отклика. Одна из них ‒ «Исправитель зла» – старая. Я писал ее в ответ на письмо в редакцию. Письмо очень тяжелое, трагичное. Там видна была настоящая боль. И я очень надеялся, что после публикации будет какой-то его отклик, мне хотелось продолжить разговор, поддержать человека… Но, к сожалению, он так и не ответил.

Бывали случае, когда общение продолжалось?

Бывали. Когда я написал антиалкоголическую статью, основанную на собственном опыте («Танца на краю. Исповедь алкоголика»), несколько человек совершенно мне незнакомых, бросили пить! Один из них в редакцию пришел (меня в это время там не было): «Где Ткаченко? Я хочу его увидеть». Понимаешь, человек перестал пить, прочитав статью! Я, говорит, прочитал ее и понял, что со мной происходит. Вы хотя бы, говорит, телефон дайте. И мы с ним созванивались потом несколько раз, беседовали. Для меня это очень дорого.

Пределы открытости

Вообще по поводу этой статьи мне все в «Фоме» говорили: «Может быть, не будешь писать о себе? Давай заменим тебя на лирического героя, который, вроде бы как – рассказал это все о себе?» А я тогда хотя и не имел психологического образования , но интуитивно понимал – нет, так нельзя делать. Реальный мотивирующий эффект будет только когда люди увидят, что это действительный человек, что алкоголизм ‒ это проблема не каких-то синеносых дядек в подворотне, но и вполне благополучных людей. Я считал, что это важно.

И вот несколько было откликов – очень живых, радостных для меня.

Вы часто в статьях пишите о себе, о своем личном опыте. Как определяете для себя предел откровенности?

Ну, во-первых, я пишу о своем личном опыте не так уж и часто. А во-вторых, я очень хорошо вижу границу, за которую нельзя заходить в таких рассказах, и ясно понимаю, где нужно остановиться. А граница такая: я пишу о себе только то, что типологически считаю общим для большинства. Про то, что и у других людей есть, но о чем они стесняются сказать. И тогда я рассказываю им про это на своем примере.

Потому что знаю, что это будет поводом для читателя идентифицировать прочитанное со своим опытом, и может быть, поможет ему сдвинуть уже свои проблемы с мертвой точки. В конце концов, так и бывает, я видел это не раз.

Для меня разговор о личном опыте ‒ это возможность более точно в эмоциональном ключе донести мысль до читателя. И никакого «выворачивания» себя наизнанку, или слезливой сентиментальности в этом нет. Просто – еще один прием в работе, еще одна краска. Хотя, все написано совершенно искренне и от души.

Впрочем, могу с полной определенностью сказать, что есть такие вещи, о которых я про себя никогда никому не скажу. Разве что – священнику, на исповеди.

Радость как индикатор

Индикатор этой важности – радость?

Да. А радость вообще индикатор всего, что делает человек. Ее можно по-разному называть. «Чувство глубокого удовлетворения», как в советские времена говорили (смеется). Или, как в Священном Писании сказано – «веселие». Это разные оттенки одной и той же положительной эмоции.

Ну вот человек что-то сделал, смотрит, на свое произведение, а оно его не радует. Он думает: а вот попробую еще тут подкрутить! Опять ‒ не радует. Так, ну значит нужно вот тут добавить, а это вообще оторвать все и выбросить. Смотрит – теперь все получилось, как хотел! И ему радостно. Вот как это словами описать?

С «писаниной» происходит ровно – то же самое. Ты читаешь написанный текст – не то… Почему? Да не знаю я – почему. Просто – не то, и все тут! И я буду над этим текстом работать до тех пор, пока он меня не обрадует.

  1. Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала «Фома».
  2. В 2014 году Александр получил диплом о высшем психологическом образовании.

Вы прочитали статью Александр Ткаченко. Кредо малопишущего человека . Читайте также.

В Севастополь приехала "… могучая кучка" - Булат Окуджава, Аркадий Арканов и Александр Ткаченко. Тот самый Саша Ткаченко, который поднял "бунт на корабле", то есть, поднял гвалт в журнале "Юность", расколол "споенный" коллектив, руководимый безоблачным во все времена Андреем Дементьевым, отколол часть сотрудников, и создал новую "Новую юность".
Так начинается мой документальный рассказ «О Булате Окуджаве замолвить словечко хочу…» , - он есть и на ПРОЗЕ! -

Сейчас Саша какой-то начальник в российском Международном ПЕН – клубе … .

Я уж не думал, что встречусь с кем-то из этой троицы на этом свете
(с Булатом уж точно не встречусь!) , ан нет …человек предполагает, а жизнь располагает!
Получаю по электронной почте письмо из Союза писателей Израиля с крупной шапкой:

« ПИСАТЕЛИ РОССИИ И ИЗРАИЛЯ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВ ТЕРРОРА »

И в солнечные ноябрьские дни, сговорившись-созвонившись с двумя талантливыми писательницам Еленой Минкиной и Любой Лурье, едем на машине (за рулём, как более талантливая из из нашей троицы, – Елена Минкина) в Тель - Авив - в конференц-зале лучшей гостиницы «ДАН ПАНОРАМА» и проводится этот Форум.

И встречаю уже в коридоре, главного участника Форума, Генерального председателя ПЕН клуба России Александра Ткаченко!
Объятья … рукопожатия … воспоминания … И запечатлела всё это, моя супруга Анна, которая, по чистой случайности, то ж оказалась в машине и в «Дан-Панораме» .
После этой встречи осталась лёгкая грусть и десятки фотографий...
+++
7 декабря 2007 года в Москве на 63-м году жизни умер поэт, писатель, правозащитник, генеральный директор русского ПЕН-центра Александр Ткаченко
+++
Александр Ткаченко был правильным интеллигентным человеком современной России. В его биографии есть один неожиданный эпизод: он начинал футболистом. Он родился в Крыму и с 1967-го был нападающим крымской « Таврии». (Тогда я с Сашей и познакомился! – М.Л.) . Играл до 27 лет, а потом получил травму позвоночника и ушел из профессионального спорта, пишет в "Коммерсанте" Григорий Ревзин.

А потом -- все как у правильных людей. Учился в Крымском университете, попал в Москву на Высшие литературные курсы, стал поэтом, подружился с будущими авторами альманаха "Метрополь" -- Андреем Битовым, Василием Аксеновым, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским. Василий Аксенов писал в его крымском доме свой знаменитый « Остров Крым ». Он работал в журнале "Юность", в 1992-м был одним из лидеров "Группы 13" -- журналистов, взорвавших редакцию, ушедших из нее и основавших « Новую Юность». В 1994-м стал генеральным директором русского ПЕН-центра (президент ПЕН-центра -- его друг Андрей Битов). Опубликовал десять книг.
Александр Ткаченко -- это камерная, достаточно авангардная поэзия человека одинокого, не обращающегося ни к кому, кроме себя самого. Сведение опыта чтения Камю, Ницше, Хемингуэя, Толстого, Достоевского, Чехова, Фолкнера и т. д. с опытом проживания в малых пространствах Крыма, Москвы, Парижа, Иерусалима, в малых позднесоветских и послесоветских временах. Проза -- эссе и мемуары, почти с теми же характеристиками. Философски -- экзистенциализм, русский вариант заострения темы абсурдности собственного бытия. Внесоциально, аполитично, лично, трагично - атеизм наедине с собой. Камю. Трудно сказать, как это осознанное экзистенциальное одиночество соединяется с темпераментом футбольного форварда. Наверное, и не соединяется, темперамент выразился в другом. Русский ПЕН-центр как общественная правозащитная организация -- это в значительной степени детище Александра Ткаченко.
Защита Эдуарда Лимонова при неприятии его политических взглядов. Защита Григория Пасько, по инициативе ПЕН-центра признанного Amnesty International узником совести. Борьба против закона об НКО. В итоге -- преследования со стороны государства в лице налоговой инспекции, в 2006-м заблокировавшей счета организации, пытавшейся закрыть русский ПЕН-центр и возбудить уголовное дело о неуплате налогов лично поэтом Ткаченко.
Когда пытаешься мысленно свести друг с другом две эти ипостаси одного человека, они, откровенно сказать, не сводятся. Не знаю, были ли у него кумиры, но те поэты и писатели первой половины XX века, и английские, и французские, которых он чтил, как-то соединяли активную критичность политической позиции (и нонконформизм жизни) с авангардностью творчества, что, собственно, и делало их творчество делом не столько личным, сколько все же и общественным. Здесь прямо противоположная позиция.
Это был человек с активным общественным темпераментом, который старался обуздывать его, не пуская в собственное творчество.
Теперь, когда он вдруг умер, понимаешь, что это не слияние одного с другим -- родовая черта его поколения. В творчестве -- частный человек наедине с собой, избегающий пафоса, учительства и пророчества.
В общественной жизни -- либерал и правозащитник, готовый за эти ценности пойти достаточно далеко. Эта родовая черта и есть сегодняшняя мера порядочности и благородства, кодекс поведения для человека, желающего вести себя достойно. По большому счету другое предложить трудно.
Это мера поведения русского интеллигента, считающего, что в основе общественного бытия -- либеральные ценности, а в основе личного -- абсурд собственного рождения и смерти. Он родился 19 апреля 1945 года в Крыму, а умер 6 декабря 2007 года в Москве.