Интервью - это вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя. В определении места интервью среди вербально-коммуникативных методов существуют некоторые разночтения. По мнению одних авторов, Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1990.

интервью наиболее сходно с беседой, другие сближают интервью с анкетированием, вводя его в общую группу опросных методов. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

По-видимому, эти разногласия связаны с промежуточным положением интервью в системе вербально-коммуникативных методов. С беседой интервью сближает непосредственный характер общения исследователя и респондента, с анкетированием - стандартизация процедуры проведения и наличие вопросника.

Сферы использования интервью достаточно обширны. Интервью применяют в журналистике, статистике, педагогике, управлении, психологии и некоторых других сферах. Особое распространение получило применение интервью в социологии и социальной психологии.

При проведении интервью значительную роль играет процесс общения с респондентом. Здесь не всегда сохраняется установка на равенство общающихся, так как исследователь (интервьюер) определяет тему обсуждения, преимущественно задает вопросы, предусматривает лимит времени и т. п., а респондент отвечает на вопросы, высказывает свое мнение в пределах, устанавливаемых исследователем. Инициатива общения исходит от исследователя, поэтому при использовании интервью гораздо сильнее, чем при проведении беседы, проявляется асимметричность общения.

Одна из главных составляющих интервью - вопросник. От его грамотного составления зависит достижение поставленной исследователем цели. Однако проблема построения вопросника подробно будет рассмотрена в разделе 3.3, посвященном анкетированию, так как при использовании этого метода данная проблема является центральной.

По степени формализации различают следующие типы интервью: свободное, стандартизированное, полустандартизированное.

Свободное интервью - это длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие интервью могут продолжаться до трех часов. Обычно они практикуются на стадии уточнения проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного вопросника, определена только тема. Получаемая в его ходе информация, как правило, ценна сама по себе и не нуждается в последующей статистической обработке. Группы опрашиваемых при свободном интервью невелики (10-20 человек), их ответы записывают с максимальной точностью. Для обобщения результатов применяют контент-анализ (анализ содержания).

Стандартизированное интервью включает общий план опроса, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов. Интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью преобладают закрытые вопросы (см. 3.3). Если число возможных вариантов ответов достаточно велико, то респонденту дают карточку с этими ответами, чтобы он выбрал подходящий для него вариант. Однако в целом стремятся к тому, чтобы вопросы и варианты ответов воспринимались на слух.

При использовании открытых вопросов (см. 3.3) особое внимание уделяют точности регистрации ответов на них. Если интервьюер ведет дословную запись с сохранением лексики респондентов, то это занимает много времени, нарушает психологический контакт с респондентом. В таких случаях желательно использовать магнитофон, диктофон. Иногда интервьюер категоризирует свободные ответы по системе классификации, отмечая нужные позиции в опросном листе, что позволяет ускорить работу, сохранить психологический контакт с респондентом и не навязывать ему конкретную формулировку ответа. В целом интервью с открытыми вопросами позволяет глубже изучить предмет исследования.

В зависимости от цели проведения стандартизированное интервью может быть клиническим или фокусированным. Клиническое интервью направлено на получение глубокой и подробной информации о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого. Фокусированное интервью ориентировано на получение информации по конкретной проблеме, выявление отношения к отдельному явлению. Респонденты специально готовятся к этому - читают статью, книгу, участвуют в семинаре по определенной проблематике, а затем им задаются вопросы, связанные с данной проблемой.

Полустандартизированное интервью - сочетание свободного и стандартизированного. В процессе полустандартизированного интервью допускаются отступления от последовательности вопросов, свободные высказывания респондентов и т. п.

По процедуре проведения интервью можно разделить на направленные и ненаправленные. Направленное интервью проводят многократно с одними и теми же респондентами через определенные промежутки времени. Цель такого интервью - учет изменения мнений респондентов по исследуемой проблеме. Ненаправленное интервью проводится однократно со случайной выборкой.

По типу респондентов различают: интервью с ответственным лицом, предполагающее получение «официальной информации»; интервью с экспертом, предполагающее получение профессионального суждения об изучаемой проблеме; интервью с рядовым респондентом, предполагающее получение суждения по изучаемой проблеме, порожденного обыденным сознанием.

По способу общения между исследователем и респондентом интервью подразделяются на непосредственные («лицом к лицу») и опосредованные (телефонные). Телефонное интервью позволяет более оперативно собрать информацию, не требует больших материальных затрат. При телефонном интервью устраняется эффект «третьих лиц», снижается влияние личности интервьюера на результаты опроса. Однако такое интервью имеет и недостатки: оно ограничено по времени (не может быть продолжительнее 10-15 мин), в целом не является репрезентативным (например, из-за неодинаковой телефонизации в городских и сельских районах).

По количеству участников интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальное интервью - это опрос одного респондента одним интервьюером. Групповое интервью - работа одного интервьюера одновременно с несколькими респондентами. Массовое интервью - это опрос больших популяций респондентов, поэтому при его проведении работает группа интервьюеров.

По технике регистрации ответов интервью подразделяются на протоколируемые и непротоколируемые. При проведении протоколируемого интервью запись ответов ведется в процессе опроса, при непротоколируемом используется отсроченная запись.

Можно выделить следующие достоинства интервью как метода исследования: 1) с его помощью возможно получение глубинной информации о мнениях респондентов; 2) во время интервью имеется возможность наблюдения за психологическими реакциями респондентов; 3) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает полноту реализации опросника, а также более серьезное отношение респондента к опросу.

Вместе с тем у интервью имеются и недостатки: 1) необходимость поиска психологического контакта с каждым респондентом; 2) значительные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой интервьюеров и проведением интервьюирования; 3) проблема сохранения анонимности; 4) сравнимость результатов, полученных разными интервьюерами.

Главной фигурой при проведении интервью является интервьюер. Практика проведения опросов с помощью интервью сформировала некоторые требования к интервьюеру. Среди них: социальная активность, наличие жизненного опыта; общительность, наблюдательность; эрудированность; дисциплинированность, честность; хорошая подготовка (знание темы интервью, техники проведения опроса и фиксации результатов); стрессоустойчивость, физическая выносливость.

Для качественного проведения интервью интервьюеру необходимо соблюдать ряд правил. В частности, он должен:

  • 1) хорошо знать текст вопросника, типы вопросов, варианты ответов на них;
  • 2) работать с респондентом наедине;
  • 3) обязательно представить респонденту организацию, проводящую исследование, ее руководителя, а также представиться самому;
  • 4) ознакомить респондента с темой исследования, дать гарантии анонимности;
  • 5) не допускать изменений, добавлений, пояснений, комментариев к вопросам, так как они могут повлиять на точность ответов. Если вопрос непонятен респонденту, необходимо медленно прочитать его еще раз. Если вопрос остается непонятным, следует просто сделать пометку в вопроснике;
  • 6) не допускать передачи вопросника респонденту, который должен слышать и держать во внимании только один вопрос и варианты ответов к нему;
  • 7) не оказывать влияния на ответ респондента;
  • 8) в случае нерешительности, отказа опрашиваемого отвечать на тот или иной вопрос не принуждать его к ответу. Следует лишь убедить его в необходимости высказать свое мнение;
  • 9) не допускать перестановки и добавления вопросов в вопросник;
  • 10) четко, разборчиво вести записи.

В конце интервью необходимо спросить респондента, не устал ли он, какое впечатление произвели на него вопросы, какие замечания и предложения он хотел бы высказать. Наиболее существенные замечания респондентов заносятся в отчет.

На успешное проведение интервью оказывает влияние также внешний вид интервьюера (аккуратность, выбор одежды с учетом обстановки, в которой ему придется работать, отсутствие броских деталей в одежде и т. п.). Считается, что интервью проходит более эффективно, если интервьюер и респондент одного пола и близки по возрасту.

Успех интервью зависит от места, конкретной обстановки, времени проведения, а также от его длительности. Все эти параметры объединяются понятием «ситуация интервью».

Наиболее типичные места проведения интервью - рабочее место респондента, отдельное помещение на производстве, квартира респондента, официальное учреждение (помещение), нейтральное место, улица. Выбор места проведения интервью зависит от темы и стандартизации вопросника. Практика исследований показывает, что хороших результатов можно добиться, проводя интервью на рабочем месте респондента, - при таких условиях в ответах преобладают деловой настрой и критический характер. Интервью на рабочем месте целесообразно проводить при изучении проблем, связанных с работой, обучением. В этом случае обстоятельства, связанные с процедурой опроса, актуализируются более подробно.

По месту жительства проводятся интервью по вопросам досуга, культуры, работы коммунальных служб и т. п. В домашней обстановке человек располагает большим временем и обычно более охотно отвечает на вопросы, чем в служебном помещении.

Благоприятная обстановка интервью характеризуется наличием изолированного места, отсутствием третьих лиц и отвлекающих факторов (звонки, шум и т. п.). Прерывать начатое интервью нежелательно.

Наиболее благоприятен для проведения интервью утренний период, так как респондент еще не утомлен. Менее благоприятны обеденный перерыв, вторая половина дня, вечернее нерабочее время.

Продолжительность интервью зависит от изучаемой проблемы и объема вопросника. Как показывает опыт, респонденты охотнее соглашаются на короткие интервью, но иногда наблюдаются и противоположные тенденции: если интервью длинное, значит, проблема важная. Время проведения интервью зависит и от темпа задавания вопросов. При быстром темпе респондент не имеет времени на обдумывание и дает спонтанные ответы, при медленном темпе его ответы более обдуманны. Обычно продолжительность интервью составляет от десяти минут до полутора часов.

ИНТЕРВЬЮ (в психологии) (от англ. interview - беседа, встреча) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций; б) использование И. в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов И. и достоверности получаемой информации; в) современный этап характеризуется координацией практических, теоретических и методологических проблем И. в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) И. ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов И. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются И. клиническое и И. диагностическое.
ИНТЕРВЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (от греч. diagnosis - распознавание) - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. И. д. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы И. д. оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям, искажениям, то к личности ведущего И. д. предъявляются высокие требования: он должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, несогласие, понимание и др. Диагност должен хорошо знать словарь своего пациента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого. Различают И. д.: 1) управляемое-от полностью запрограммированного (по типу анкеты - неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при совершенно свободной тактике); 2) неуправляемое ("исповедальное" - инициатива на стороне отвечающего). Стандартизированное И. д. позволяет количественно выразить результаты и занимает мало времени; к его недостаткам относятся: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта с пациентом, активизация механизмов защиты. Поэтому в клинической работе полностью стандартизированное И. д. применяется очень редко.
ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ (от греч. klinike - уход за больным, врачевание) - метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии И. к. используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. И. к. относится к наиболее свободным формам беседы, так как поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.). Существенной предпосылкой успешности И. к. является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях И. к. может иметь непосредственный психотерапевтический эффект;при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход И. к. строятся на предварительных данных диагноза.


Введение

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так - подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

3. Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:

раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» - это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситу­ацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ог­раниченное пространство. Оптимальный вариант про­странственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 мет­ра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психо­логи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Пер­вым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от ле­карств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным тер­мины (среди них наиболее пугающий клиентов тер­мин - «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданно­го вопросом-предложением психолога:

Слушаю вас, или:

Расскажите о себе, или:

Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходи­мо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство уп­равления клиентом. Повторение имени создает усло­вия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психо­лог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все дета­ли исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопро­сы о ходе событий, об участниках событий и их конк­ретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. При­мерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

Умение общаться с людьми, умение предложить свои услуги, умение рассказать о себе так, чтобы с тобой захотели работать – это очень серьезный навык, который необходим каждому предпринимателю, особенно на начальном этапе, когда ты еще ничего собой не представляешь, и тебе надо пустить пыль в глаза, будущего партнера или клиента

  • Самообладание . Седьмой, и последний в моем повествовании, секрет успеха, также относится к навыку коммуникации с людьми, но его я выделил особо. Не бывает лидеров, которые орут на людей. Бывают такие начальники, это правда, но орущий на человека лидер – это фантастика!
  • Любой предприниматель это лидер! Лидер, это такой человек, за которым люди идут сами! Идут добровольно, потому что он им интересен как личность или потому что они верят в то, что он может решить их проблемы.

    И если вдруг, каким то чудом ты стал таким лидером, за тобой пошли люди, а ты вдруг в какой-то ситуации вышел из себя и стал вести себя несдержанно, то… авторитет, наработанный с таким трудом, рушится мгновенно. Как говорит Трэйси, наш уровень определяется не наивысшими нашими качествами, а низшими, так же как уровень воды в бочке определяется самым нижним отверстием, а не средним или самым верхним.

    Мы можем проявлять сколько угодно великодушия, щедрости и прочих положительных качеств нашей личности, но стоит нам сорваться, и, к нам будут относиться как к человеку, способному на такие реакции. Разрушит ли это сразу ваши отношения в коллективе? Может и нет, но относиться к вам с прежним доверием, уже не станут, это точно!

    И, напоследок, мне бы хотелось, чтобы человек, который вдруг задумается и решит применить, что-то из выше сказанного в своей жизни помнил о том, благодаря чему существуют и действуют эти принципы успеха.

    За счет чего работают аффирмации, за счет чего ежедневное повторение каких-то истин, наконец-то входит в нашу кровь. Вы никогда не задумывались, что раскручивает тот механизм, благодаря которому все эти простые действия, которые я назвал принципами успеха, действительно начинают работать и мечты вдруг становятся явью?

    Есть, на мой неискушенный взгляд, некая личность, которая видя наши стремления, мечтания, старания, в определенный момент дает санкцию на исполнение задуманного нами. То есть, как бы мы ни старались, как бы мы ни упорствовали в достижении своей цели, случится она только после того как разрешение получено.

    Только этим я могу объяснить, почему одним что-то дается легко, а другим с большим трудом.
    Но результат – достижение цели, дается всегда! Необходимо просто проявлять настойчивость и терпение в достижении своих целей.

    Если цель ваша, истинная, то это не очень трудно, поверьте мне. Ибо тогда работа по 17 – 20 часов в сутки становится не работой, а всепоглощающим увлечением, и результат, становится уже не так важен.

    Ты просто настолько поглощен своим делом, что не думаешь о времени и деньгах. Ты думаешь о том, чтобы что-то сделать! Ты становишься творцом, а когда ты творишь, ты начинаешь проявлять свои самые высшие, божественные качества, и это очень щедро вознаграждается, причем тебе кажется, за что?! За что мне платят такие деньги? Я ведь всего лишь занимаюсь любимым делом, но именно в этом и кроется секрет успеха всех успешных людей! Они не работают, они занимаются любимым делом!

    Пробовали ли вы когда нибудь понять, в чем же секрет успеха супер успешных людей? Я всегда считала успех неотъемлемой чертой особых людей. Под “особыми“ я понимаю тех людей, которые обладают определенными качествами, важными для достижения успеха. Если человек имеет сильную волю, то можно быть уверенным в том, что успех будет ему сопутствовать.

    Поэтому никогда нельзя говорить о достижении успеха без упоминания того, что человеку нужно в себе совершенствовать, какие личностные качества и черты характера ему надо развивать.

    Сегодня мы рассмотрим пять важнейших качеств, что определяют секрет успеха всех супер успешных людей.

    Пять важнейших качеств
    супер успешных людей

    1. Успешные люди
    правильно выбирают свое дело.

    Конечно же, упорство очень важно для достижения цели. Но все же есть нечто еще, что превышает это прекрасное и нужное качество, и без чего голому упорству грош цена. Речь идет о страсти, великой любви к тому, чем ты занимаешься. Именно страсть служит той ракетой, что способна поднять человека на вершину успеха.

    Многие люди пытаются найти волшебное средство, что смогло бы их смотивировать на великие подвиги. На самом деле, секрет успеха здесь очень прост: занимайся тем, что приносит тебе наслаждение . А если точнее, то к этим словам надо еще добавить, что эта деятельность обязательно должна быть полезна другим. К успеху приводит то, что нужно другим или же решает какие-то их проблемы.

    2. Успешные люди
    делают упор на сильных сторонах.

    Все успешные люди знают, что никто не идеален. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Но эти люди вовсе не фокусируются на последних. Ибо они знают, что успех есть результатом концентрации на сильных сторонах личности.

    Вот где сокрыт такой вожделенный для многих секрет супер результатов! Все успешные люди хорошо знают себя и особенно свои сильные стороны.

    3. Успешные люди –
    настоящие эксперты.

    И все же, для успеха еще недостаточно правильно выбрать для себя область деятельности. Очень важно, стать экспертом в этой области, настоящим .

    Многие люди, напротив, увлечены энциклопедическими знаниями и развивают себя вширь. Конечно, и такие знания могут привести к успеху. Например, если человек увлечен игрой типа “Что? Где? Когда?“. В остальных же случаях широкие размытые знания ничего не дают.

    Успешные люди – эксперты в своей узкой теме. В ней они знают все (или почти все).

    А для этого они постоянно обучаются , все время углубляя свои знания. Учиться они никогда не прекращают. Всегда ищут кого-то, кто знает больше. Они стараются учиться у лучших, что уже есть признанными специалистами. И даже, если эти люди не ведут отдельных тренингов, у них все равно можно учиться. Можно наблюдать за их работой, анализировать их действия, стараться им подражать . Подражание – вообще отличный метод .

    4. Успешные люди
    четко мыслят.

    О я писала не так уж давно и очень обстоятельно. Советую вам внимательно изучить эту статью. Ибо многие люди привыкли не обращать внимания на стиль своего мышления и речи. А между тем, все это оказывает огромное влияние на нашу жизнь.

    Человек, в голове которого хаос, никогда не сможет эффективно работать на физическом плане, создавать что-либо там. Ведь творчество требует четкой осознанности действий.

    В свою очередь, речь есть отображение того, как человек мыслит. И если он не может кратко и четко выразить свою мысль, это значит, что в голове его хаос. Поэтому успешные люди обязательно учатся говорить. Кто-то занимается сам, кто-то идет в школу ораторского искусства, а кто-то познает эту науку на опыте.

    Самая лучшая школа для этого – личные продажи, в том числе и в рамках сетевого маркетинга. Это очень сильная школа, поскольку здесь человек встречается с массой неприятных вещей. Ему надо уметь устанавливать контакты, находить язык с разными людьми, грамотно вести переговоры.

    Имея такой опыт, можно спокойно строить карьеру в любой области. Ибо, вдобавок ко всему выше перечисленному, человек осваивает еще один важный секрет успеха – как продавать себя.

    5. Успешные люди
    выводят свою формулу успеха.

    По сути, основной секрет успеха в индивидуальности . Успешные люди всегда вне толпы, они осознают себя как личности и всячески стараются выделиться. Прежде всего, это могут быть какие-то необычные черты. Например, особый тембр голоса, интонация, манера вести себя и т.п.

    Особенно это важно в артистической деятельности. Как раз такие качества здесь решают многое. Известные актеры смогли добиться успеха, сделав упор на своей уникальности. Вспомните, для примера, того же Чарли Чаплина, Луи де Фюнеса, и многих других.

    Художник может выделиться необычной манерой работы и даже необычным материалом для своих картин. Сейчас очень успешны те, кто творят картины из шурупов, крышек, старых газет и даже .

    Конечно, свою изюминку, что станет вашей формулой успеха, вы не сможете найти за одну ночь. Но если вы будете упорны в своем поиске, то будете снова и снова пробовать, комбинировать что-то, что-то лучшее брать у других и пытаться подгонять это под себя. Такие действия обязательно дадут результат.

    Как вы видите, весь секрет успеха супер успешных людей заключается в знании себя и грамотном развитии своей личности. Попробуйте и вы выбрать этот путь. Глупо говорить о необходимости больше работать, чтобы больше получать, если вы работаете не там и не над тем. Ищите свою формулу успеха. А успех в ответ сам найдет вас!