135 лет назад родился Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо - основоположник кубизма и художник, который признан не только самым дорогим, но и самым «популярным» у похитителей. Немного о том, как ему удалось добиться такого успеха, расскажут эти истории.

У Пикассо однажды заболела любимая собака - у бедняги опухло, загноилось горло. Художник пригласил к себе знаменитого профессора-ларинголога. Осмотрев больного пса, профессор выписал лекарство и назначил программу лечения.
Пикассо сердечно поблагодарил его и на прощание объяснил:
- Знаете, мне хотелось обратиться к выдающемуся в этой области специалисту. Моя собака стоит этого.
Через несколько дней Пикассо пригласили к этому профессору-ларингологу.
- Я хотел бы, - сказал тот, - расписать свою кухню. Не могли бы вы исполнить мой заказ?
Горячая испанская кровь Пикассо тут же вскипела. Но, когда художник немного остыл после этого предложения, профессор миролюбиво сказал:
- Видите ли, мне хотелось обратиться с этим вопросом к наиболее знающему специалисту. Потому что моя кухня этого достойна.

Когда Пабло Пикассо впервые полетал на самолете, он заявил:
- Мир сверху похож на некоторые мои холсты.

Некий знакомый Пабло Пикассо, осмотрев его новые картины, искренне сказал ему:
- Ты меня извини, но я не могу этого понять. Такие вещи просто не существуют.
На что Пикассо отвечал:
- А китайский язык ты понимаешь?
- Нет, конечно.
- Вот видишь! А все же он существует.

Пабло Пикассо предложил своему другу, русскому писателю Эренбургу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел как следует расположиться в кресле, как Пикассо уже крикнул:
- Все, готово!
- Так быстро? Ведь не прошло и пяти минут! - удивился друг.
- Но ты, кажется, забыл, что я тебя знаю почти сорок лет, - ответил Пикассо. - И всю жизнь учился писать портреты за пять минут.

Пабло Пикассо однажды водил по дому гостей и показывал им свои творения.
- Вот это - мой автопортрет.
Гости оглядели вполне «кубическое» полотно с совершенно искаженными чертами лица.
- А это портрет моей жены, - объяснил Пабло Пикассо.
Еще хуже.
Один из гостей растерянно пробормотал:
- Надеюсь, детей у вас нет?

Пабло Пикассо. Автопортрет

Один настойчивый «ценитель искусства» приставал к Пабло Пикассо со своей критикой.
- Вы пишете ужасно, - говорил он. - У вас люди совсем не такие, как в жизни: совершенно нереальные, искривленные, изломанные.
- Допустим, - ответил Пикассо, - а вы можете привести пример, как должны выглядеть люди по-настоящему?
- Конечно, - заявил сразу «ценитель» и достал фотокарточку. - Вот это - моя жена.
- Точно как в реальности? - уточнил Пикассо. - Как на самом деле?
- Совершенно так.
- Вы хотите сказать, что она у вас такая крошечная и такая плоская?

Пикассо заказал краснодеревщику набор мебели для загородного дома. Для наглядности он быстро набросал эскиз и спросил:
- Сколько это будет стоить?
- Нисколько! Только подпишите эскиз.

Один известный врач подошел к Пикассо и важно сказал:
- Я неплохо знаю анатомию человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших картинах вызывают некоторое сожаление и недоумение.
- Вполне возможно, - согласился Пикассо. - Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.

Однажды, посетив выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
- Когда я был в их возрасте, но потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они.

«Старый рыбак» (1895) - картина, написанная 13-летним Пикассо

Однажды Пикассо посетил одну французскую школу. Художника встречали с большой торжественностью и радушием в школе. И чтобы показать Пабло Пикассо, насколько глубоки знания изобразительного искусства у детей, один из преподавателей попросил учеников назвать имена великих художников всего света. Одна малышка тут же подняла руку, вызвавшись ответить, и произнесла:
- Гойя, Сезанн, Дега... и Пикассо.
- А почему именно Пабло Пикассо? - спросил педагог, желая доставить удовольствие знаменитому гостю.
Но девочка не знала, что ответить. По ее щечкам сразу потекли слезы. Тогда Пабло Пикассо подошел к ней, потрепал ласково по плечу и сказал:
- Не плачь, девочка, я ведь тоже не знаю.

В студию Пабло Пикассо пришла миллионерша. Она всё осмотрела вокруг и заинтересовалась одной картиной, написанной в кубической манере:
- А что здесь нарисовано? - спросила она.
- Двести тысяч долларов, - ответил сразу художник.

Однажды в присутствии Пабло Пикассо разгорелся спор о современной молодежи - что она не похожа на предыдущее, значительно лучшее поколение.
- Да, правда, - сказал Пабло Пикассо, - нынешняя молодежь - такая ужасная. Однако самое ужасное то, что мы к ней уже не принадлежим!

ВАШИНГТОН, 25 мая — РИА Новости. Команда Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) одержала победу в чемпионате мира по спортивному программированию ACM ICPC (International Collegiate Programming Contest), сообщили организаторы по итогам прошедшего в среду в городе Рапид-Сити (Южная Дакота, США) финала.

За победу боролись Иван Белоногов, Владимир Смыкалов и Илья Збань. Ребятам удалось решить 10 из 12 задач быстрее и грамотнее соперников. Готовил команду тренер Андрей Станкевич. В прошлом году он получил престижную награду ACM ICPC Senior Coach Award, которую вручают тренерам, чьи подопечные 15 и более лет выходят в финал конкурса.

© Ruptly

Путин в шутку предложил поддержать слухи о планах России создать телепорт Путину пожаловались, что СМИ выдернули из контекста информацию о развитии квантовой телепортации, в результате чего слово "квантовая" выпало, а новость о телепортации широко разлетелась в сети.

Как рассказала РИА Новости представитель ИТМО Лидия Перовская, "с каждым годом задачи чемпионата становятся сложнее, происходит непрерывная гонка знаний и задается очень высокая планка". Она призналась, что "хотя победа (команды) была вероятной, она все равно стала неожиданной" и "совершенно невероятной".

Второе место заняла команда Варшавского университета, третьими стали ребята из Сеульского национального университета, четвертое место завоевали чемпионы прошлого года — команда Санкт-Петербургского университета (СПбГУ). Команды еще двух российских вузов — МФТИ и Уральского федерального университета — вышли в финал и также стали призерами чемпионата.

В ежегодном чемпионате принимали участие более 130 команд со всего мира, 13 из них — российские. Последние годы Кубок мира передают друг другу две российские команды — СПбГУ и Университет ИТМО. На счету последнего семь чемпионских титулов — это абсолютный рекорд ACM ICPC. На втором месте находится СПбГУ с четырьмя кубками, а у ближайших зарубежных соперников — американского Стэнфорда и китайского университета Джао Тонг — по три победы.

Чемпионат ACM ICPC под эгидой компании IBM проводится ежегодно с 1977 года, за это время его золотая медаль и кубок победителя стали одним из "самых уважаемых компьютерных наград в мире". На счету российских вузов 12 чемпионских званий.

В ACM ICPC участвуют команды по три человека, в их распоряжении всего один компьютер. Финальный поединок длится пять часов. Побеждает команда, которая правильно решит наибольшее количество задач за наименьшее время. Каждое задание включает описание некой выдуманной ситуации (легенду), примеры тестов и формальные ограничения. Чтобы решить задачу, участникам нужно "перевести" условия на язык математики, затем разработать алгоритм решения и написать код.

Размер премии для победителей ACM ICPC 2017 составил 15 тысяч долларов США.

Следующий финал чемпионата мира пройдет в 2018 году в Пекине (КНР).

С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 мая — РИА Новости. Команда Санкт-Петербургского государственного университета победила на студенческом чемпионате мира по программированию Ассоциации вычислительной техники (ACM-ICPC), сообщается на сайте вуза. Кроме того, команда МФТИ заняла на этом чемпионате 4 место и получила золотые медали, а еще три российских вуза — ИТМО, УРФУ и ННГУ — стали призерами.

"Наши студенты — Игорь Пышкин, Алексей Гордеев, Станислав Ершов — под руководством Андрея Лопатина решили несколько сложных задач за кратчайшее время и показали лучшие результаты", — отмечается в сообщении.

Представители Петербургского университета обошли соперников из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Шанхайского университета Джао Тонг, Московского университета, а также петербургского университета ИТМО, команда которого заняла второе место.

Студенты СПбГУ уже выигрывали чемпионат мира в 2000, 2001 и 2014 годах. Университет ИТМО (университет информационных технологий, механики и оптики) становился абсолютным чемпионом ACM ICPC в 2004, 2008, 2009, 2012, 2013 и 2015 годах.

МФТИ, в свою очередь завоевал второе в своей истории золото —первые медали программисты из Долгопрудного завоевали в 2012 году, на чемпионате в Варшаве.

"Мы начали активно заниматься олимпиадами по программированию в МФТИ примерно одновременно с запуском учебных программ по Computer Science в 2011 году. С тех пор мы регулярно выходим в финал ACM ICPC. Финал этого чемпионата — это сотня сильнейших команд, сотня сильнейших вузов в области ИТ. Просто попасть в их число — это уже очень престижно для многих", — рассказывает Алексей Малеев, директор Центра развития ИТ-образования в МФТИ.

Российские программисты на чемпионате мира: привычка побеждать На минувшей неделе в Марракеше наши программисты выиграли чемпионат мира, заняв два первых места. Об особенностях этой победы рассказывает побывавший на чемпионате Андрей Анненков.

На протяжении трех последних десятилетий чемпионат ICPC — самое престижное в мире интеллектуальное состязание молодых программистов. Соревнование проводится под эгидой международной Ассоциации вычислительной техники ACM при поддержке компании IBM.

По правилам соревнования в составе каждой команды — три студента. Им предоставляется один компьютер и комплект математических задач. Побеждает команда, решившая наибольшее число задач, а в случае равенства правильных ответов — команда, затратившая меньше времени.

Первое командное соревнование по программированию под эгидой ACM прошло в Техасском университете в 1970 году. Нынешний формат чемпионат принял в 1977 году, когда его первый финал был проведен в рамках ежегодной конференции ACM по информатике.

DataArt давно дружит с командой ИТМО по спортивному программированию и помогает ей. Этим летом в гости в наш петербургский центр разработки пришли Илья Збань, Иван Белоногов и Владимир Смыкалов. Чемпионы мира 2017 года рассказали о том, как именно программисты соревнуются между собой, о тренировочных сборах, любимых задачах и сильнейших соперниках.

Олимпиада по программированию

Главное соревнование программистов - международная студенческая олимпиада под эгидой ACM (ACM-ICPC, или просто ICPC) - проходит с 1970-х, а в виде, близком к сегодняшнему, оформилась в 1989 году. Олимпиада предназначена для студентов и аспирантов, за редким исключением к соревнованиям не допускают программистов старше 24-х лет. К тому же, испытывать силы в финале можно только дважды, а в региональных отборах разрешается участвовать всего пять раз. На ранних этапах, проходящих по всему миру, соревнуются тысячи команд. Около сотни лучших доходят до финала.

Основные правила

Команды состоят из трех человек, при этом в распоряжении каждой команды - только один компьютер. Перед началом соревнования всем выдаются конверты с задачами алгоритмического или математического характера - от восьми до 13 штук - которые нужно решить за пять часов. Решение задачи - программа, считывающая текстовый запрос и выдающая текстовый ответ. Для проверки решение прогоняется примерно на сотне тестов, заранее подготовленных жюри, - верным оно признается, только если ответ получается правильным в каждом из тестов.

Правила ICPC очень доходчиво изложены в ролике , выпущенном к чемпионату Урала по программированию - одному из первичных этапов отбора на Олимпиаду. Они едины для всех регионов и с 2013 года остались без изменений.

Языки и среда

В финале 2017 года можно было использовать языки Java, C++ и Python. Впрочем, понятно, что Python в принципе не очень быстрый - жюри не гарантировало, что на нем можно будет сдать задачу. Однако оно давало гарантии, что у них есть решения, написанные на этих языках, которые проходят все тесты.

На разных соревнованиях набор языков может быть различным. Например, на онлайн-платформе Codeforces допускается около 20 языков: от C++ и Java до Haskell и Perl.

Большинство команд в финалах пишет на C++ , поскольку на первый план выходит скорость. В качестве среды разработки многие команды используют VIM (в нем, например, работали Иван и Илья) или Gina (в ней работал Владимир). Те, кто все же пишет на Java, как правило пользуются средой вроде Eclipse, поскольку писать на Java без автокомплита гораздо сложнее.

В ближайшее время можно ждать изменений, поскольку финалы теперь будет спонсировать JetBrains (20 лет до конца мая 2017 года спонсором ICPC был IBM). Это значит, что на них появится и продукция спонсора: IDEA для Java и CLion для С++. Возможно, после этого команды начнут широко пользоваться отладчиками, хотя пока чаще справляются без них.

Эволюция задач

В начале 2000-х преобладали задачи на перебор с небольшими ограничениями, сейчас стало больше задач на структуры данных. При этом в мире есть несколько достаточно обособленных школ спортивного программирования: если в Польше любят идейные, часто математические, задачи, в Китае предпочитают сложные технические, где приходится писать много кода, - например, считать комбинаторику.

Цель всегда - придумать и реализовать решение, которое работает быстро. Любую задачу можно хоть как-то решить, например, написав программу, которая просто переберет все возможные варианты. Но в последние годы задачи, предполагающие написание переборов, практически не встречаются.

Существуют ограничения по времени и памяти, однако на практике проблемы с тем, что решение использует слишком много памяти, возникают нечасто. Ограничение по времени на каждый тест обычно от одной до трех секунд в зависимости от задачи - это тоже указывается в условии.

Примеры задач

Задачи бывают разными: на графы, строки, геометрию и т. д. Допустим, рассчитать кратчайший путь между городами на карте. Или построить максимально длинную взлетно-посадочную полосу на острове, представленном в виде невыпуклого многоугольника. Задачей может быть сравнение текстов - поиск наибольшей общей подстроки для пары строк.

Еще один формат - интерактивные задачи, где вам предлагают поиграть в какую-нибудь игру с системой, написанной жюри. В одном из полуфиналов нужно было написать программу, способную в 90 % случаев выигрывать у предложенного алгоритма в крестики-нолики. Задачи с прошлых финалов, включая последний, можно посмотреть .

Процесс решения

В основном участники команд разбирают листы с условиями в зависимости от личных предпочтений: кто-то больше любит задачи на строки, кто-то - на геометрию. В целом индивидуальная работа здесь преобладает над командной.

Первым делом нужно придумать алгоритм решения одной из задач. Иногда автор решения обсуждает его с командой, чтобы убедиться - решение получается математически правильным. После этого автор садится писать код - двое других участников в это время продолжают думать над решениями остальных задач. Когда код написан, его можно проверить на тестовых примерах, которые обычно прилагаются к условию, и отправлять в систему для оценки. Поскольку компьютерное время ограничено (напомним, что компьютер у участников всего один), на соревнованиях всегда присутствует принтер: если решение не работает, кто-то - обычно его автор - ищет ошибки, распечатав код на бумаге.

Особенности кода

С одной стороны, люди, занимающиеся спортивным программированием, умеют писать код быстро и четко, причем в стрессовых условиях. С другой стороны, их нередко критикуют за то, что этот код содержит непонятные переменные и трудно читается. В коде, который пишется на соревнованиях, действительно нет длинных понятных названий переменных - ведь его не придется поддерживать через год. Впрочем, на высоком уровне эта проблема так остро не стоит, поскольку код все же должен быть понятен товарищам по команде.

Еще одна особенность спортивного программирования в том, что тестовой системой никак не оценивается освобождение памяти - решение работает всего несколько секунд.

Алгоритмы

Мы знаем довольно много алгоритмов, используем разные структуры данных: дерево отрезков, дерево Фенвика, декартово дерево и т. д. Иногда сбалансированное дерево поиска приходится писать самостоятельно, параллельно модифицировав его так, чтобы оно считало информацию, определенную условием задачи. Например, в языке С++ есть структура множества, которая умеет поддерживать множество чисел и, например, находить следующее. Задача же может требовать найти не следующее число, а сумму всех чисел, меньших или равных заданному. Стандартными структурами реализовать это не получится.

Приносить какие-то фрагменты коды с собой нельзя, но на чемпионате мира разрешается пользоваться так называемым team reference - распечатанным на бумаге набором алгоритмов. Хотя многое мы умеем писать с ходу, в этом году немало времени потратили на его подготовку - тестировали более сложные алгоритмы. Но в итоге записями не воспользовались вообще.

Объем кода напрямую не влияет на итоговую оценку, другое дело, что 1000 строк написать за отведенное время сложно. А придумав красивое лаконичное решение, можно уложиться всего в 10–15 минут. Именно под поиск таких изящных путей и заточены большинство условий: средний объем решения - 100-200 строк кода, хотя в некоторых случаях он может доходить до 300. В обычной жизни 300 строк не так уж много, но здесь у тебя есть всего пять часов на решение всех задач. Писать нужно быстро, а если в трех сотнях строк будет допущена ошибка - задача не пройдет, значит, все время на ее решение будет попросту потеряно. К тому же, чем длиннее код, тем труднее найти ошибку в распечатанной версии.

Другие турниры и тренировки



Денежные призы далеко не основная мотивация участников турниров. На фото: Иван Белоногов и Илья Збань - призеры VK Cup 2015 (источник - страница Ивана Белоногова). В 2017-м призером VK Cup стал третий участник чемпионской команды ИТМО Владимир Смыкалов.

Мы постоянно участвуем в индивидуальных турнирах - их проводится очень много. Например, соревнования на российском сайте Codeforces регулярно собирают по несколько тысяч человек, из которых россиян обычно около 20 %. Стандартный тур здесь состоит из пяти алгоритмических задач, которые нужно решить за два часа. Самое главное в сложившемся вокруг этого ресурса сообществе - личный рейтинг, рассчитанный по системе Эло, как в шахматах. Успешно выступая на турнирах, программисты получают очки - их определенное количество автоматически меняет цвет ника. Те, у кого ники красные, получают не только просьбы о помощи, но и предложения от работодателей. А главное, как любые спортсмены-чемпионы, пользуются всеобщим уважением - для многих участников «красный ник» сам по себе служит достаточным стимулом для борьбы.


Круче красных ников, только красные ники с первой черной буквой. 13 июля в двадцатке лучших на Codeforces было восемь россиян, по двое украинцев, поляков и китайцев и по одному представителю Швейцарии, Австралии, Кореи, США, Тайваня и Беларуси. При этом белорусский программист сейчас возглавляет рейтинг, хотя в принципе перестановки в таблице происходят постоянно.

Крупные соревнования проводят Mail.ru , Яндекс , Facebook , Google и другие компании. Например, в первом раунде текущего турнира Google Code Jam участвовало 20 тысяч человек. Тысяча лучших получили фирменные футболки, 25 - поедут на финал, который в этом году пройдет в Дублине.

Помимо Google Code Jam, Google проводил еще один турнир - Hash Code , финал которого в проходил в головном офисе компании. Участникам, в частности, выдавались планы зданий , которые нужно было максимально покрыть сетью Wi-Fi-точек, используя как можно меньше роутеров и проводов. Оптимального решения у такой задачи не существует, но решить ее лучше других, конечно, возможно.


Одним из зданий, в котором организаторы Google Hash Code предлагали расставить роутеры, была парижская Гранд-Опера.

Отдельный вид соревнований представляет AI Cup , где нужно написать программу искусственного интеллекта, способную играть против оригинальной программы, предоставленной организаторами в виде библиотеки. Игры создают специально для турниров, т. е. поиграть в них руками в принципе нельзя. Но сценарии подбирают так, чтобы писать для них стратегии было интересно.


В этом году игра была похожа на современные MOBA: решение должно было управлять командой из пяти волшебников, обеспечив между ними обмен командами с помощью кодовых слов.

Подобные соревнования постоянно проходят на французском сайте CodinGame . И приятно, что в турнирах AI мы добиваемся неплохих результатов, занимая места в первых двух двадцатках при полном отсутствии тренировок. Все-таки в спортивном программировании главный навык - сесть, подумать и написать код.


Школьная сборная США сезона 2017/18. Успеха в спортивном программировании в Америке в основном достигают молодые люди с азиатскими корнями.

Самыми загадочными соперникам кажутся программисты из Северной Кореи, которые в условиях ограниченного доступа к интернету все-таки тренируются и часто выступают довольно прилично. Правда, в этом году на финал в США они не приехали, а на Codeforces у них сложилась репутация читеров. В частности, северо-корейских участников онлайн-турниров обвиняли, что с одного аккаунта код пишут явно разные люди. А это строго запрещено правилами.


В этом году в десятку лучших на международной Олимпиаде вошла всего одна команда из Западной Европы - студенты Королевского технологического института из Стокгольма.

Успехи России выглядят вполне объяснимыми, поскольку здесь - и очень сильная математическая школа, и сложившаяся тусовка олимпиадников, готовая помочь начинающим. В России, помимо ИТМО, очень сильные команды представляют СПбГУ (чемпионы прошлого года), МГУ, московский Физтех, вузы Екатеринбурга и Саратова, хотя время от времени хорошие составы удается собрать и другим университетам.


На фото еще одна команда ИТМО: Артем Васильев и Бориса Минаев и Геннадий Короткевич - чемпионы мира 2015 года. Кубки Международной олимпиады по программированию не переходящие - теперь в ИТМО хранится уже семь. Добавить метки

В Рапид-Сити (США) 24 мая состоялась кульминация Чемпионата мира по программированию ACM ICPC-2017 . Абсолютными чемпионами стала команда Университета ИТМО, решившая 10 задач из 12 быстрее и грамотнее соперников. Таким образом, петербургский вуз установил новый рекорд в истории контеста: сборные Университета ИТМО в седьмой раз стали победителями ACM ICPC, что еще не удавалось ни одному вузу в мире. Чемпионский кубок над головой подняли студенты кафедры компьютерных технологий Владимир Смыкалов, Иван Белоногов и Илья Збань. В этом году в финале самого престижного соревнования среди программистов участвуют 133 команды из всех регионов мира, состязания проходили уже в 41 раз.

Награждение команды Университета ИТМО

Сборная вуза смогла правильно решить 10 задач из 12, потратив на это наименьшее количество времени. Именно время решения задач и меньшее число неудачных попыток их сдачи обеспечило команде седьмой кубок ACM ICPC. Другие «золотые» команды, составившие четверку лидеров контеста, также решили по десять задач. Буквально на пятки чемпионам мира наступала команда Варшавского университета, бывшая фаворитом ACM ICPC-2017. На третьей позиции программисты из Сеульского национального университета. С четвертым результатом финишировала команда СПбГУ - чемпион прошлого года. Сборная Университета ИТМО состоит из студентов факультета информационных технологий и программирования Владимира Смыкалова (первый курс магистратуры кафедры КТ), Ивана Белоногова (четвертый курс бакалавриата кафедры КТ) и Ильи Збаня (четвертый курс бакалавриата кафедры КТ). Главным тренером команды выступил доцент кафедры компьютерных технологий , кандидат технических наук Андрей Станкевич , который подготовил не одно поколение спортсменов-программистов. В 2016 году он получил престижную награду ACM ICPC Senior Coach Award за то, что в течение 15 лет его подопечные проходили в финал конкурса.

«Соревнование прошло удивительно гладко, - делится впечатлениями Иван Белоногов . - В некоторых задачах мы интуитивно положились на факты, которые не могли доказать полностью, и чутье нас не подвело. Нам удалось сдать 10 задач фактически за четыре часа, и это дало хороший запас уверенности. Но только в самом конце, когда мы сдали десятую задачу, я подумал: "Окей, видимо, получится взять золото!"».

Призерами стали также другие российские команды: команда МФТИ уедет с «серебром» ACM ICPC, а Уральский федеральный университет с «бронзой» контеста . Всего в этом году Россию представляли 13 команд - на одну больше, чем в прошлом году, в том числе по три из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из других городов: Саратова, Перми, Петрозаводска, Новосибирска, Самары, Томска и Екатеринбурга. Команды из РФ участвуют в чемпионате с 1993 года, а с 2000 года побеждали в соревновании уже 12 раз, включая этот год.

С полной таблицей результатов можно ознакомиться по ссылке .

«Все команды, вошедшие в ТОП-12, не раз назывались в списках фаворитов - больших сюрпризов не было. По сравнению с прошлым годом, мощный рывок показали азиатские вузы: в прошлом году им досталось всего две медали, а сейчас - целых семь. Однако в каждом регионе много сильных команд, и конкуренция все обостряется» , - комментирует наставник команды Университета ИТМО Андрей Станкевич .

Последний час соревнований, признался тренер, был для него не менее волнующим, чем для его подопечных.

«После того как турнирная таблица замораживается, никаких способов показать тренеру, сдана ли задача, у ребят нет, но в этот раз, видя изображение с экрана их компьютера в ходе трансляции, я заметил, что после отправки последней задачи, G, они быстро переключились на страницу с результатами, и подумал: значит, все хорошо, сдали. Это была не та задача, от которой стоило бы отказаться при неправильном ответе» , - делится тренер.

Традиционно, как и в этом году, контест проходил в течение пяти часов. За это время участники должны решить практико-ориентированные задачи. Особенность соревнований в том, что команды из трех человек сидят перед одним компьютером. Поэтому помимо логики и умения работать под давлением, они должны проявить навыки командной игры и правильного распределения ролей. Для того, чтобы решить некоторые задачи, достаточно лишь аккуратности и внимательности, отмечают организаторы чемпионата. Для других же заданий требуется углубленное знание различных алгоритмов. Результатом работы команды чаще всего является некое программное обеспечение, которое соответствует поставленным условиям. Задачи проверяются автоматически по тестам, которые заранее составляются жюри, проверка решений идет в реальном времени. Учитывается полнота и скорость выполнения задания, а также количество попыток, которое сделала команда при решении той или иной задачи. Не всегда команды успевают справиться со всеми. Такие жесткие условия соответствуют реальной жизни: ведь клиент может просто отказаться от услуг программиста, если второй впустую тратит время и ресурсы первого.

Чтобы попасть в финал ACM ICPC, нужно было сначала пройти местный отбор в собственном университете. Обычно в этих мероприятиях участвуют более 300 тысяч человек. Затем проходят , в которых определяются лидеры, достойные финала. Чемпионы ICPC получает кубок Чемпионата мира и солидную денежную премию, которая в этом году равняется 15 000 долларов США. Остальные команды-призеры также не уезжают без материального вознаграждения.

Чемпионат по спортивному программированию International Collegiate Programming Contest проводится ежегодно c 1977 года под эгидой Ассоциации вычислительной техники (ACM, штаб-квартира в Нью-Йорке). В этом году ACM ICPC вновь поставил новый рекорд по количеству участников. Всего в региональных отборочных этапах участвовал 46 381 студент из почти трех тысяч университетов. В прошлом году в ходе чемпионата состязались чуть более 40 000 программистов. По статистике организаторов мероприятия, количество участников увеличилось на 2000% с 1997 года, года, когда чемпионат стала поддерживать компания IBM.