Нагатинскую пойму и район Нагатинский затон свяжут с Печатниками самым длинным мостом через Москву-реку. Строительство начнется до конца этого года.

Нагатинский затон. Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев/

Автомобильный мост через Кожуховский затон будет длиной более полукилометра – 530 метров, ширина проезжей части достигнет шести полос, по три полосы в обе стороны. На нем будет организована также полоса для общественного транспорта. Форсировать реку по мосту смогут и пешеходы, для них организуют трехметровый тротуар.

Мост на "Остров мечты"

Макет парка развлечений "Остров мечты". Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко

Со стороны Нагатинской поймы дорога пойдет в сторону Южного речного вокзала, соединится с Проектируемым проездом № 4062 и выйдет к проспекту Андропова.

Для удобного выезда на проспект планируется построить разноуровневую развязку по типу клеверного листа. На другом берегу Кожуховского затона дорога пересечется со вторым Южнопортовым проездом, на этом месте установят светофоры.

Проспекту Андропова станет легче

Макет парка развлечений "Остров мечты". Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Магистраль будет востребована прежде всего у посетителей парка развлечений "Остров мечты", который сейчас строится в Нагатинской пойме. Строители парка ожидают многомиллионный наплыв посетителей, поэтому новый мост снимет напряжение с основной магистрали – проспекта Андропова, единственной артерии, связывающей центр города с Нагатинской поймой.

Запустить движение по самому длинному мосту планируется в конце 2018 года одновременно с открытием парка "Остров мечты".

Из "московского Диснейленда" в Печатники

Новый мост также свяжет район Нагатинский затон с Южнопортовым районом и районом Печатники.

Проехать до Печатников из района Южнопортовый от второго Южнопортового проезда теперь можно через новый путепровод над железнодорожной подъездной веткой. Автодорогу над путями открыли . Она соединила второй Южнопортовый проезд с Южнопортовой улицей.

Строители возвели двухполосную эстакаду длиной 156 метров за полтора года. Вместе с реконструированными примыкающими к путепроводу проездом и улицей участок обновленной дороги составил почти километр. Для пешеходов сделали тротуары шириной 3,2 метра. Для удобства маломобильных граждан тротуары у наземных переходов понизили до четырех сантиметров, установили пандусы и тактильную плитку.

Мост южной рокады

В следующем году начнется строительство другого моста через Москву-реку – от Шоссейной до Каспийской улицы. Новая магистраль станет частью южной рокады. Она войдет в состав участка от Пролетарской улицы до Пролетарского проспекта. По словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, проектирование этого участка начнется до конца 2017 года. "Сейчас ведется разработка градостроительной документации", – уточнил Андрей Бочкарев.

Длина автомобильного моста составит 250 метров, а движение будет четырехполосным: по две полосы в центр и из центра. От Шоссейной улицы новая четырехполосная трасса пойдет к Проектируемому проезду № 4386 вдоль полосы отвода Курского направления Московской железной дороги, пересечет Проектируемый проезд № 7294, а затем Москву-реку.

На этом берегу проведут реконструкцию улиц. До четырех полос планируется расширить Проектируемые проезды № 4386, 1481, 4294, идущие от Шоссейной улицы к реке. Расширят также Донецкую улицу, проходящую параллельно Шоссейной.

На другом берегу магистраль построят вдоль железной дороги, доведут до Каширского шоссе и соединят ее с Каспийской улицей под шоссе. Длина нового участка составит почти три километра. Всего планируется построить более восьми километров дорог, в том числе эстакады на подходе к мосту длиной 1,97 километра, шесть эстакад съезда с Каширского шоссе на Каспийскую улицу и съезды с Донецкой улицы.

Для пешеходов около платформы Москворечье Курского направления железной дороги через новую дорогу построят наземный переход, а вдоль магистрали – широкие тротуары. Под Каширским шоссе установят светофор.

Новый мост в Царицыно

Магистраль соединит район Печатники на юго-востоке города и Царицыно на юге. Сейчас два района разделяет Москва-река. Попасть из одного района в другой можно только с помощью соседних переправ – Братеевского или Нагатинского моста, в час пик подъезды к переправам перегружены. Строительство моста, продолжение новой дороги и реконструкция существующих улиц значительно сократит путь автомобилистов.

Сейчас Москву-реку пересекают 32 автомобильных моста, семь железнодорожных и шесть пешеходных. Среднее расстояние между транспортно-пешеходными мостами составляет 3,4 километра.

Для более плотных транспортных связей в Москве автомобильных мостов недостаточно, поэтому столичные градостроители в ближайшие годы планируют построить 21 мост и еще четыре реконструировать.

Через Москву-реку на юге столицы построят два моста до 2019 года

Нагатинскую пойму и район Нагатинский затон свяжут с Печатниками самым длинным мостом через Москву-реку. Строительство начнется до конца этого года. Автомобильный мост через Кожуховский затон будет длиной более полукилометра – 530 метров, ширина проезжей части достигнет шести полос, по три полосы в обе стороны. На нем будет организована также полоса для общественного транспорта. Форсировать реку по мосту смогут и пешеходы, для них организуют трехметровый тротуар. Мост на "Остров мечты" Со стороны Нагатинской поймы дорога пойдет в сторону Южного речного вокзала, соединится с Проектируемым проездом № 4062 и выйдет к проспекту Андропова. Для удобного выезда на проспект планируется построить разноуровневую развязку по типу клеверного листа. На другом берегу Кожуховского затона дорога пересечется со вторым Южнопортовым проездом, на этом месте установят светофоры. Проспекту Андропова станет легче Магистраль будет востребована прежде всего у посетителей парка развлечений "Остров мечты", который сейчас строится в Нагатинской пойме. Строители парка ожидают многомиллионный наплыв посетителей, поэтому новый мост снимет напряжение с основной магистрали – проспекта Андропова, единственной артерии, связывающей центр города с Нагатинской поймой. Запустить движение по самому длинному мосту планируется в конце 2018 года одновременно с открытием парка "Остров мечты". Из "московского Диснейленда" в Печатники Новый мост также свяжет район Нагатинский затон с Южнопортовым районом и районом Печатники. Проехать до Печатников из района Южнопортовый от второго Южнопортового проезда теперь можно через новый путепровод над железнодорожной подъездной веткой. Автодорогу над путями открыли 23 октября . Она соединила второй Южнопортовый проезд с Южнопортовой улицей. Строители возвели двухполосную эстакаду длиной 156 метров за полтора года. Вместе с реконструированными примыкающими к путепроводу проездом и улицей участок обновленной дороги составил почти километр. Для пешеходов сделали тротуары шириной 3,2 метра. Для удобства маломобильных граждан тротуары у наземных переходов понизили до четырех сантиметров, установили пандусы и тактильную плитку. Мост южной рокады В следующем году начнется строительство другого моста через Москву-реку – от Шоссейной до Каспийской улицы. Новая магистраль станет частью южной рокады. Она войдет в состав участка от Пролетарской улицы до Пролетарского проспекта. По словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, проектирование этого участка начнется до конца 2017 года. "Сейчас ведется разработка градостроительной документации", – уточнил Андрей Бочкарев. Длина автомобильного моста составит 250 метров, а движение будет четырехполосным: по две полосы в центр и из центра. От Шоссейной улицы новая четырехполосная трасса пойдет к Проектируемому проезду № 4386 вдоль полосы отвода Курского направления Московской железной дороги, пересечет Проектируемый проезд № 7294, а затем Москву-реку. На этом берегу проведут реконструкцию улиц. До четырех полос планируется расширить Проектируемые проезды № 4386, 1481, 4294, идущие от Шоссейной улицы к реке. Расширят также Донецкую улицу, проходящую параллельно Шоссейной. На другом берегу магистраль построят вдоль железной дороги, доведут до Каширского шоссе и соединят ее с Каспийской улицей под шоссе. Длина нового участка составит почти три километра. Всего планируется построить более восьми километров дорог, в том числе эстакады на подходе к мосту длиной 1,97 километра, шесть эстакад съезда с Каширского шоссе на Каспийскую улицу и съезды с Донецкой улицы. Для пешеходов около платформы Москворечье Курского направления железной дороги через новую дорогу построят наземный переход, а вдоль магистрали – широкие тротуары. Под Каширским шоссе установят светофор. Новый мост в Царицыно Магистраль соединит район Печатники на юго-востоке города и Царицыно на юге. Сейчас два района разделяет Москва-река. Попасть из одного района в другой можно только с помощью соседних переправ – Братеевского или Нагатинского моста, в час пик подъезды к переправам перегружены. Строительство моста, продолжение новой дороги и реконструкция существующих улиц значительно сократит путь автомобилистов.

Есть в стольном граде Московии замечательный район - Печатники. И парк в нём есть, вдоль реки Москвы, и люди там живут замечательные. Только вот с транспортом в Печатниках беда - ни въехать в район невозможно, ни выехать. Транспортная жопа эти ваши Печатники. А в чём же эта жопа, собственно, проявляется?

Проблема в том, что дорог, ведущих из Печатников в другие районы, немного, а их ширина крайне мала.

1. Южнопортовая улица, которая проходит по стрёмной промзоне. Она соединяет Печатники и Южнопортовый район, а оттуда недалеко до ТТК. Дорога узкая, по одной полосе в каждую сторону.
2. Шоссейная улица, которая проходит через весь район Печатники и тянется до Волгоградского проспекта и станци метро Текстильщики. Две полосы в каждую сторону, хотя на скорости они превращаются в одну.
3 и 4. Уёбищные однополосные(!) тоннели под курским направлением ЖД, построенные аж в 1908 году. Изначально - скотопрогонные тоннели, ведущие на городскую бойню (была в районе современного Микояновского мясокомбината на Волгоградке). Теперь по этим тоннелям вместо скота гоняют автомобыдло. Ну так жить нельзя же. По одной полосе в каждую сторону, третий тоннель - на выезд (в Люблино), четвёртый - на въезд (из Марьино). Само существование узких однонаправленных тоннелей в крупном городе, в двадцать первом веке - стыд и позор.

Получается, в Печатники (и обратно) ведут две с половиной дороги (говнотоннели не достойны зваться полноценной дорогой), отсюда - транспортная жопа изолированность. И как же решить эту проблему? Как обеспечить район, в котором проживают 75 тысяч человек (не учитывая деревню Курьяново), достойной транспортной инфраструктурой? И возможно ли при этом разгрузить другие улицы, страдающие от утренне-вечерних пробок?

Я могу ответить на эти вопросы. Да, возможно разгрузить Люблинскую улицу с проспектом Андропова и одновременно обеспечить жителей Печатников двумя шикарными выездами из района.

Сквозной проезд через микрорайон Курьяново по Новобатюнинской улице соединяет Марьино и Коломенское, заодно даёт жителям Печатников отличную альтернативу "пьяной" Южнопортовой улице и непозволительно узкой (для такого траспортного потока) Шоссейной.
Шаг 1 : Постройка Курьяновского тоннеля под действующими ЖД-путями.
Скорее всего, Курьяновский тоннель будет строиться методом продавливания, как и Нахимовский (строился под путями Павелецкого направления ЖД). После открытия Курьяновского тоннеля необходимо забетонировать и засыпать Южный путепровод (бывший скотопрогонный тоннель), Иловайская улица в таком случае соединится с Подольской. Автобусы, курсирующие по 646 маршруту, будут проезжать по новому тоннелю, других изменений в маршруте не требуется.
Шаг 2 : Продление Новобатюнинской улицы и возведение Коломенского моста.
Коломенский мост протяжённостью свыше 400 метров соединит Кленовый бульвар в Коломенском и Новобатюнинскую улицу в Печатниках (микрорайон Курьяново). Сам мост имеет три основных опоры - две на берегах реки и одну центральную. Пролёты моста, получается, не превышают двухсот метров по длине. На центральной опоре для пешеходов организованы две обзорные площадки, соединённые подземным переходом (под автодорогой).

Эта конструкция (тоннель + мост) выполняет сразу несколько задач.
1. Разгружает Люблинскую улицу и проспект Андропова.
2. Разгружает Братеевский и Нагатинский мосты.
3. Обеспечивает дополнительную связность между районами, даёт водителям альтернативу радиальным трассам (просп.Андропова, Люблинская ул., Волгоградский просп.).
4. Обеспечивает районы Печатники и Курьяново полноценными выездами, увеличивает привлекательность этих районов для (возможных? будущих?) жителей.

Как только этот участок дороги будет открыт, с маршрутным транспортом в Коломенском, Марьино и особенно в Печатниках произойдут весьма радикальные изменения. Их я спрогнозировать не могу, только предполагаю - будут как сквозные маршруты (Марьино-Коломенское), так и маршруты до м.Печатники. Большое число автобусов и маршрутов - меньше интервал между ними, меньше время ожидания, больше альтернатив для жителей.

И как бы я не расписывал положительные стороны своей идеи, в полной мере эта идея раскрывается только как часть масштабного замысла - децентрализации Москвы. Загруженность центра и утренне-вечерняя миграция жителей - настоящий бич столицы, рабочие места необходимо выносить из центра и распределять. Разумеется, насильные методы (указ мэрии - "вынести рабместа за пределы ТТК", например) - это отвратительно. Наилучший вариант - увеличить привлекательность окраин, создать качественную транспортную инфраструктуру и инвестиции сами потекут в нужные районы =)

И ещё одной частью такой инфраструктуры может стать Люблинский тоннель.

После того, как будет открыт сквозной проезд через Курьяново, транспортная обстановка в Печатниках значительно улучшится, улица Полбина перестанет стоять в утренне-вечерней пробке. Именно после этих событий возможно начать постройку Люблинского тоннеля. Этот новый тоннель станет продолжением улицы Кухмистерова (со стороны Печатников) и Кубанской улицы (со стороны Люблино), а двух полос в каждую сторону, ящтаю, хватит для того, чтобы выдерживать даже утренне-вечерние потоки. Тем более, когда у жителей Печатников есть альтернатива - мост и тоннель в микрорайоне Курьяново.

А о том, какие изменения ждут Курьяново через несколько лет после постройки сквозного проезда Марьино-Коломенское, я расскажу в следующий раз:3

В последние годы в Москве с опозданием на десятилетия продолжается строительство транспортной инфраструктуры. Тратятся гигантские бюджеты, далеко не всегда честно и рационально, но, тем не менее, определённый прогресс имеется, и сегодня на эту тему есть о чем написать статью. Вполне нормально, что среднестатистический житель Москвы узнаёт о новой дороге, эстакаде, мосте, тоннеле или метро в своём или соседнем районе только тогда, когда сам воспользуется этим транспортным объектом, а через пару месяцев он уже считает, что это всегда так и было. Однако если информация о планах строительства утекла к представителям общественности раньше времени, то через некоторое время проекты часто обрастают мифическими «подробностями» и «былинами»; путается всё, что можно — власти скрывают , но мы-то знаем! Зато важные детали упускаются из внимания и выплывают неприятным сюрпризом уже на поздних этапах, когда их исправление становится и дорогим, и долгим. Постараюсь в этой статье развеять мифы и домыслы обо всех транспортных стройках, которые могут быть интересны жителям нашего района.

Для начала краткий ликбез. Что является основным источником мифов?

  1. Неверная официальная информация — либо устаревшая (планы изменились, а старые новости и схемы остались в интернете), либо стремление карманных городских СМИ приукрасить действительность, выдавая желаемое за действительное.
  2. Некомпетентность писателей текстов и их редакторов. Повсеместная экономия на кадрах оборачивается отсутствием москвичей среди работников городских и районных СМИ. Они не знают городскую географию и топонимику, легко ведутся на ошибки в официальных пресс-релизах, написанных такими же понаехавшими.
  3. Общее отсутствие интереса к строительству транспортной инфраструктуры среди жителей города (слышал звон, да не знает, где он). Не в последнюю очередь это вызвано непрекращающимся размытием коренного населения Москвы огромным количеством приезжих со всей страны и отсутствием возможности москвичей влиять на свою власть.

Проекты по строительству метро и дорог на юге и юго-востоке Москвы

Метро

В ближайшее время в Нагатинском Затоне должно начаться двух станций так называемого Третьего пересадочного контура (ТПК) — «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон».

ТПК — это, по сути, второе метрокольцо, оно же — Большая кольцевая линия, маленькая часть которой от «Каширской» до «Каховской» была построена в прошлом веке, а все остальные станции и туннели планируется построить в ближайшие пять лет.

Станция «Кленовый бульвар» будет располагаться на кругу между улицами Новинки, Коломенской и Кленовым бульваром. Вторая станция — «Нагатинский затон» — должна быть построена на мысу, в начале Коломенской улицы (владение 2), там, где сейчас гаражи.

Сначала у нас в районе хотели построить только одну станцию — на кругу с названием «Нагатинский затон», а возле конечной автобусов, напротив «Перекрёстка», должен был располагаться эвакуационный выход (положен по технике безопасности на длинных перегонах), но позже вместо него решили сделать полноценную станцию с названием «Нагатинский затон», а будущую станцию на кругу переименовали в «Кленовый бульвар». Отсюда идёт много путаницы, связанной с изменившимися планами.

Еще один источник мифов — планировавшееся при Лужкове так называемое «Четвёртое кольцо», включающее в себя участок от Коломенского проезда до Печатников. Под Коломенским парком дорога должна была проходить в автометротуннеле диаметром 19 метров, затем метро планировалось пустить под реку, а автомобили по мосту. Но при новой власти проект четвёртого кольца был похоронен из-за чрезмерной дороговизны и сомнительной эффективности, а вместе с ним — и автотрасса в Печатники.

Осталось только метро. От «Каширской» до «Кленового бульвара» туннели будут однопутными, а сама станция на кругу будет берегового типа (как «Технопарк»), далее туннели будут двухпутными, а станция «Нагатинский затон» — тоже берегового типа, то есть пути посередине, и две платформы вокруг них, как на «Технопарке». В Печатники под рекой пойдёт такой же один двухпутный метротуннель. Автотуннеля не будет, моста не будет!

Так выглядит классическая станция берегового типа

Что касается сроков окончания строительства ТПК в нашем районе, три года назад чиновники обещали, что метро в Нагатинском Затоне поедет уже в 2018-2019 году. Сейчас конец 2017 года, только недавно подписали контракт на строительство и объявлен конкурс на дизайн станций, но мы видим, что стройплощадки еще даже не огородили. Поэтому на сегодняшний день, учитывая с какими трудностями идёт строительство метро в Москве, наиболее реальным пуск нашего участка представляется не ранее 2023 года.

На станции «Кленовый бульвар» должен быть предусмотрен задел под пересадку на перспективную линию из Бирюлёво в Коммунарку. Реализация планов по строительству этой линии пока намечена на 2030-е годы.

Симоновская набережная, бывший ЗиЛ, Нагатинская пойма и Печатники

Набережные левого берега Москвы-реки от Садового кольца на юг сейчас являются двухкилометровым дублером Симоновского вала. Решено расширить проезжие части до двух полос в каждую сторону, а Симоновскую набережную продлить вдоль реки рядом со стадионом «Торпедо» на территорию бывшего ЗиЛа (там она будет называться набережной Марка Шагала).


Мост через Кожуховский затон. Рендер: stroi.mos.ru

Оттуда по вновь построенному мосту через затон Новинки дорога выйдет на нынешний Проектируемый проезд №4062 вдоль Москвы-реки, а затем мимо строительства парка развлечений в Нагатинской пойме — на шестиполосный мост, который через Кожуховский затон выведет дорогу на 2-ой Южнопортовый проезд. На первый взгляд, может показаться, что это проект победителя конкурса на самый бесполезный мост: ведь он должен соединить путь из центра в центр. Но готовятся другие проекты, которые дают основания не считать этот мост торжеством абсурда.


Проект развития территории бывшего ЗИЛа

Есть планы строительства магистрали ТТК — Южнопортовая — Печатники — Люблинская — МКАД, но по какой точно трассе она пойдет до Люблинской улицы, пока еще не ясно, скорее всего, вдоль железнодорожных путей на востоке Печатников.

Другой проект предполагает строительство моста через Москву-реку вдоль железнодорожных путей МЦК, который свяжет территорию бывшего ЗиЛа с Варшавским шоссе и Нагорным проездом. Строительство этого моста запланировано после 2020 года. Таким образом, в будущем мы получим горизонтальную связку между Варшавкой и юго-востоком. После моста из поймы можно будет либо повернуть налево и через Южнопортовую улицу выехать на Третье кольцо, либо повернуть направо и по новой магистрали доехать до Бесединской развязки с МКАД.

С мостом в Нагатинской пойме есть еще один момент: поскольку он номинально связывает районы Нагатинский Затон и Печатники, то нередко нерадивые писатели новостей выдают его за мост с Коломенской улицы в Печатники , хотя, на самом деле, к нашему полуострову он не имеет никакого отношения. Кроме того, есть информация о проблемах с подрядчиком строительства, и начало работ сдвигается минимум на год-два, а на окончание строительства можно надеяться не ранее 2019–2020 гг. Предпосылок же к строительству моста между Коломенской улицей и Печатниками сейчас нет , и вряд ли они появятся в ближайшее время.

Однако очевидно, что Нагатинский мост уже сейчас не справляется с текущим трафиком, а дальше будет еще хуже, и вопрос о дополнительной переправе между югом и севером так или иначе будет снова подниматься. На текущий момент, с моей точки зрения, наиболее адекватным выглядит отмена А-полосы на мосту в обе стороны, а дальше, при ухудшении ситуации, как вариант — строительное увеличение числа полос до 3+А на мосту и проспекте Андропова до Коломенского проезда. Или автотуннель под рекой.

Кроме продления Симоновской набережной и моста через Москву-реку к Варшавке, на территории бывшего ЗиЛа совсем скоро должна открыться эстакада через пути МЦК по Проектируемому проезду 4965, которая свяжет дороги около метро «Технопарк» и улицу Тюфелева Роща. Таким образом, в самое ближайшее время должен появиться прямой путь между Нагатинским и Автозаводским мостами.

Эстакада через МЦК на территории бывшего ЗИЛа.

А совсем недавно, в конце октября, открыли другую эстакаду — путепровод через железнодорожные пути между 2-м Южнопортовым проездом и Южнопортовой улицей.


Спрямление Южнопортовой улицы

Это спрямление избавило нас от необходимости петлять по «пьяной» дороге при езде в Печатники через улицу Трофимова.

Второй надземный пешеходный переход через проспект Андропова должны построить напротив станции метро «Технопарк». Это позволит убрать последний пешеходный светофор в пойме и немного улучшить движение по проспекту. Но простые переходы властям строить неинтересно — это будет еще одно монструозное сооружение с траволаторами (!), рассчитанное на толпы отдыхающих . Московское чиновничество обещает закончить строительство перехода аж в 2019 году! Во всяком случае траты в АИПеАдресно-инвестиционная программа заложены с 2016 по 2019 гг.

Южная рокада

Про магистраль от Рублёвки до Капотни многие в курсе: большая ее часть была построена в советские времена. В настоящее время идёт работа над ее восточной частью, а именно строительство участка от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта и проектирование трассы в сторону Братеево и МКАД.


Южная рокада в месте пересечения с Варшавским шоссе и ж/д путями Курского направления. Рендер

В сентябре этого года была введена в эксплуатацию эстакада Варшавского шоссе над Балаклавским проспектом, но дальше строительство упёрлось в железную дорогу Курского направления. По проекту в этом месте должны быть построены две железнодорожные эстакады над будущей дорогой, затем перенос движения поездов на новые пути и разборка старых. По имеющейся информации, РЖД саботирует согласование начала работ по строительству обходных путей, тем самым задерживая пуск столь необходимого транспортного объекта. На строймосру обещают открыть данный участок в конце 2018 года, хотя госконтракт предусматривает окончание работ в третьем квартале 2019 года, но и по этой дате есть сильные сомнения.

После Кантемировской улицы теоретически трасса должна пойти на улицу Борисовские пруды, затем через новый мост в Капотню и далее на МКАД. Однако, как именно дорога с расширенной Кантемировской улицы попадёт на Борисовские пруды, пока не решено. Скорее всего по эстакаде над ООПТОсобо охраняемая природная территория и Каширским шоссе (бонус — нормальный заезд с Каширки на улицу Борисовские пруды). Но это очень сложный и дорогой проект, который будет реализован еще нескоро. А пока трафик с запада предполагается завернуть на новый мост в продолжение Каспийской улицы в Печатники.

Мост Каспийская - Шоссейная

Планы строительства моста через Москву-реку вдоль железнодорожных путей Курского направления рядом с платформой Москворечье были давно.

В Москве дефицит мостов через реки, и еще один мост для связки юга и юго-востока был бы очень кстати, ведь по реке расстояние между соседними Братеевским и Нагатинским мостами 14 км! Но до последнего времени не было достаточных обоснований для столь сложного и дорогостоящего проекта. И вот недавно они появились: продление Южной рокады на юго-восток и Юго-восточной хорды (от Авиамоторной) на юг.


Проект моста между Каспийской и Шоссейной улицами и развязки с Каширским шоссе

К тому же на восточном берегу реки возводится новый жилой комплекс «Домашний» на несколько тысяч квартир с проблемной транспортной доступностью. Продажники этого ЖК уже обещают скорое строительство восьмиполосной трассы в створе Каспийская - Шоссейная, которая в теории должна позволить новым жителям быстро и удобно выбираться в город. На сегодняшний день решение о строительстве моста принято, и определена компания-проектировщик. Реализация проекта будет сложной, так как там много непростых эстакад через Каширское шоссе и железную дорогу в условиях недостатка свободного места. Тем не менее есть надежда, что мост с развязкой будет готов в 2020–2022 году.

Развязки на МКАД

После не очень удачной реконструкции развязки Каширского шоссе с МКАДом наконец-то дошла очередь и до развязки с Бесединским шоссе.

Самый неудобный выезд на МКАД должны превратить в удобную современную развязку к концу 2020 года . Подрядчик определён, завезены бытовки для строителей. Ждём начала строительства.

Следующим этапом работ на МКАДе будет реконструкция развязки с Липецкой улицей и трассой «Дон». В следующем году должен начаться снос близлежащих гаражей, а начало строительных работ следует ждать к концу 2018 года.

Таким образом, в ближайшие несколько лет нам снова предстоит постоять в долгих пробках южной части кольцевой автодороги.

О планах сооружения одного из сложнейших участков будущего Четвертого транспортного кольца рассказывает главный специалист НИиПИ Генплана Москвы Станислав МЯГКОВ

Недавно разработаны предпроектные предложения по сооружению участка Четвертого транспортного кольца (ЧТК) от Каширского ш. до Коломенской наб. Они предполагают, в частности, реконструкцию действующей транспортной развязки в том месте, где к Каширке с одной строны примыкает Нахимовский пр-т (кстати, также часть будущего Четвертого кольца), а с другой — Коломенский пр.

В западном направлении магистраль проляжет по вышеупомянутому Коломенскому пр., который также, естественно, предстоит серьезно модернизировать. Впереди — территория уникального музеязаповедника «Коломенское», его трогать строителям, конечно, никто не позволит.

Туннель «нырнет» у пр-та Андропова

В итоге решено строить один из самых протяженных в нашей стране автомобильных туннелей глубокого залегания. Для его сооружения будет использован горно-проходческий комплекс, по своим техническим характеристикам значительно превосходящий щит, сначала прокладывавший путь Третьему кольцу под Лефортово, а затем Звенигородскому

пр-ту под Серебряноборским лесничеством.

Почему? ЧТК на всем протяжении должно иметь как минимум по четыре полосы в каждом направлении. Это относится и к туннелю, которым ЧТК пройдет под «Коломенским», а прежний «крот» в состоянии рыть трассы только в три полосы.


Монтажную камеру, предназначенную для гигантского проходческого щита (с этого места он начнет уходить под землю), а также строительную площадку предполагается разместить около пересечения пр-та Андропова с Коломенским пр. Ну а участок рамповой части туннеля по Коломенскому пр. на подходе к монтажной камере — начнется примерно в 500 м за Каширским ш. — будет сооружаться открытым способом.

Преодолев под территорией музея-заповедника приблизительно 2,6 км, проходческий щит «вынырнет» из-под земли только у Нагатинского затона. Варианты дальнейшего прохождения трассы в настоящее время рассматриваются.

Форсировав Нагатинский затон (где-то за 350 м от берега Москвы-реки, таким образом общая длина туннеля составит около 4,6 км), магистраль в районе примыкания к Коломенской ул. взберется на эстакаду, которая вместе с Коломенской ул. (тоже «получит» эстакаду) и Коломенской наб. станут частью мощнейшей трехуровневой транспортной развязки, многочисленные направленные съезды которой обеспечат беспрепятственность движения транспорта во всех направлениях.

По мосту поезда метро не поедут


Достигнув Москвы-реки, Четвертое кольцо выйдет на мост. До недавних пор в СМИ неоднократно сообщали о том, что он, как и туннель под «Коломенским», будет использоваться для проезда не только автомобилей, но и метропоездов (таким способом организовано движение, скажем, в аналогичном подземном сооружении на Звенигородском пр-те).

В результате в Москве появится новая метроветка — от станции «Каширская» до «Печатников», которая свяжет сразу три радиальные линии московской подземки (этот будет первым отрезком грядущего Большого метрокольца в российской столице).


Да, появится, но... На самом деле «двухэтажным» в настоящее время предполагается сделать только туннель под «Коломенским» (проект разрабатывают специалисты ОАО «Метрогипротранс»): верхний ярус отдадут машинам, нижний — поездам.

Ну а дальше к «Печатникам», как сейчас предусмотрено, подземные вагоны с пассажирами поедут по «индивидуальному» метротуннелю. Между прочим, через будущую станцию «Нагатинский затон», которая должна расположиться прямо в уникальном «двойном» туннеле под музеем-заповедником «Коломенское».

Мост же будет исключительно автомобильным, десятиполосным (по пять полос в каждую сторону): четыре — основного хода ЧТК, а еще две, боковые, «обслужат» съезды/выезды в различных направлениях.

К «Хрустальному острову»

Один из подобных съездов выведет Четвертое кольцо на «Хрустальный остров» — гигантский культурно-деловой комплекс в виде ажурной башни высотой почти 450 м, проект которой разработал знаменитый британский архитектор Норман Фостер.

Его собираются возвести в западной части полуострова, где расположен парк Нагатинской поймы, ну а напротив, через Нагатинский рукав (новое русло Москвыреки), напомню, в настоящее время сооружается супертехнопарк общей площадью до 1 млн кв. км.

«Кольца» свяжут набережные

Этим масштабным новостройкам, конечно, требуются нормальные транспортные подходы. Так вот, эстакадная трасса, которая отойдет от моста на ЧТК, соединит Четвертое кольцо с ныне безымянной набережной у «Хрустального острова».

В перспективе вдоль левого берега Москвы-реки предлагается «пробить» и другие набережные — сначала до Автозаводского моста, а впоследствии до Симоновской наб. В итоге по ним из центра мегаполиса можно будет добраться как до «Хрустального острова», так и попасть (через пр-т Андропова) в технопарк «Нагатино-ЗИЛ».

Наконец, «цепочка» соединенных набережных по левому берегу Москвы-реки плюс эстакадная трасса, ведущая к «Хрустальному острову», напрямую свяжут Третье и Четвертое транспортные кольца между собой.

До ш. Энтузиастов «по воздуху»

Однако вернемся к «нашему» участку ЧТК... Преодолев Москву-реку (примерно 700 м над водой), на противоположном берегу оно придет в район Печатники, где, не спускаясь на землю, эстакадой проляжет вплоть до ш. Энтузиастов.

На этом отрезке ЧТК мощные транспортные развязки обеспечат водителям все необходимые маневры на его пересечениях последовательно с будущим дублером Волгоградского прта, который протянется немногим южнее этой трассы, но севернее и практически параллельно линии перегона метро между станциями «Печатники» и «Люблино», а затем Волгоградского и Рязанского пр-тов.

Все эти развязки будут трехуровневыми — везде направленные съезды, а не пресловутый «клеверный лист». Чисто технически особенно интересна та, что соединит ЧТК с дублером Волгоградского пр-та. Она будет очень компактной, причем дублер, как намечено, здесь пройдет по земле, Четвертое кольцо — третьим «этажом», а эстакадные съезды — вторым.

Впрочем, об этом дублере и других участках ЧТК позже — они требуют отдельного, более подробного разговора

Требуется более мощный щит

Не так давно в Минтрансе РФ, как уже сообщал «АвтоМир» (№ 17/08), состоялось официальное подписание российско-немецкого контракта на изготовление самого большого в мире проходческого механизированного комплекса для сооружения туннелей диаметром 19 м, которому скорее всего и придется «заняться» строительством объектов ЧТК под «Коломенским».

Его по заказу московского ЗАО «Инфраструктура» (аффилированного с фирмами Романа Абрамовича) выпустит знаменитая немецкая компания Herrenknecht AG.

Детали сделки строго конфиденциальны. Но, по некоторым сведениям, проектирование и производство мощного «крота» (все это оплатит ЗАО «Инфраструктура») потребует порядка 100 млн евро и займет около двух лет.

Напомним, что именно проходческий щит Herrenknecht AG, но менее солидный — диаметром «всего» 14,2 м — прокладывал Лефортовский и Серебряноборский туннели. Теперь его вероятнее всего «бросят» на туннель под парком «Царицыно».

Это подземное сооружение появится на первоочередном участке (Балаклавский пр-т — Каширское ш.) так называемой Южной рокады — бессветофорной магистрали, которую собираются проложить через весь мегаполис от западных до восточных границ МКАД.

Как проляжет суперкольцо?

74 километра эстакад, развязок, мостов и туннелей! Строительство «стартовой» восточной дуги ЧТК фактически уже началось. Первый участок — от ш. Энтузиастов до Измайловского ш., второй — от него до Щелковского ш. и третий — от Щелковского ш. до Открытого ш., включая транспортную развязку на последнем.

Практически на всем протяжении восьмиполосная трасса проляжет здесь вдоль внешней стороны Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Четвертый участок пройдет от ш. Энтузиастов в противоположном направлении — до Рязанского ш., на подходе к которому на ЧТК предстоит возвести крупную транспортную развязку плюс для перераспределения автомобильных потоков соединить его дорожной связкой с действующим Третьим транспортным кольцом.

Лосиный остров пройдет туннелем

Но вернемся к верхней (если смотреть по карте) оконечности стартовой дуги ЧТК. За Открытым ш. на пути магистрали до Ярославского ш. — заповедные земли Лосиного острова. Поначалу их собирались преодолеть транзитной эстакадой (никаких въездоввыездов), которая должна была максимально близко «прижаться» к МК МЖД, а кое-где, возможно, пройти прямо над «железкой». Однако сейчас, как и в случае с музеем-заповедником «Коломенское», принято принципиальное решение прокладывать и здесь туннель глубокого залегания.

Затем сложнейшая развязка появится на пересечении ЧТК с пр-том Мира — Ярославским ш., далее суперкольцо общей протяженностью примерно 74 км проляжет между станциями метро «Ботанический сад» и «Свиблово», минует Алтуфьевское и Дмитровское ш., потом — Ленинградское и Волоколамское (везде мощные транспортные развязки). Наконец, в районе ул. Берзарина (там появится вторая связка Четвертого кольца с Третьим — через Звенигородский пр-т или по прямому «лучу» на ММДЦ «Москва-Сити») будущее «кольцо» отойдет от путей МК МЖД и достигнет уже существующего участка ЧТК — ул. Народного Ополчения (конечно, она требует реконструкции, в частности, увеличения числа полос). Там — пересечение трассы с также бессветофорным Звенигородским пр-том и соответственно транспортная развязка.

«Крот» нужен и Филевскому

После Звенигородки ЧТК достигнет — скорее всего эстакадами Карамышевской наб., преодолеет район Нижние Мневники, второй раз «форсирует» Москву-реку, а затем «нырнет» под Филевский парк (третий туннель глубокого залегания).

За ним вплоть до Каширского ш. ЧТК пойдет по фактически уже имеющимся участкам (естественно, как и ул. Народного Ополчения, они требуют модернизации). Это Минская ул., Ломоносовский и Нахимовский пр-ты. (О том, как суперкольцо проляжет от Нахимовского пр-та до Рязанки, в публикации выше.)