С самого начала 1611 года является движение, которое окончательно вывело государство из разрухи. Оно возникло в уездных, посадских и волостных мирах (общинах) Севера, привычных к самостоятельности и самоуправлению. Эти общины, получившие уездные и земские учреждения 16 века, более широкую организацию и приобщение к задачам государства управления, сами строили свой быт, разрабатывали свои внутренние отношения и даже ведали обороной от врагов, содержа казаков и даточных людей, которых меж себя набирали, под весьма мягким руководством и воздействием центральной власти.

Историческая справка

Не затронутые развитием служилого землевладения города и области Севера были свободными от резкого сословного расчленение населения. Там не было сильного разделения на богатых и бедных, поэтому они были социально сплоченной силой. Зажиточные и энергичное население городов поморских пробудилась к борьбе с переустройством земли и обороны государства, как только столкнулося с озарением от воровских шаек Тушинского вора.

То есть эти силы были патриотические, только нужно помнить, что в истории идеализма бывает очень мало. При том, что среди этих людей было много искренне православных и патриотических, ясно было совершенно, что хозяйничание поляков в Москве, ослабление государственной власти - ведет их к материальным убыткам, ломает им торговлю. То есть у них был не только национально-классовый, но и материальный интерес, чтобы вышибить поляков из Москвы, и чтобы в Москве была сильная Центральная власть. Строго говоря, первая волна этого движения возникла еще в 1609 году, и объективно ее лидером мог бы стать Скопин-Шуйский. Но в 1609 году ситуация была еще слишком запутанной. А вот в 1610 году ситуация изменилась.

Первое Земское ополчение

Возникло так называемое первое Земское ополчение. Его возглавили братья Липуновы (Прокопий и Захар), а также Иван Заруцкий, который когда-то был за Тушинцев, и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (так называемый триумвират). Всё это были авантюристы, но это нормальная черта для Смутного времени в России. Именно такие Люди и выходят на первый план во время Смуты.

В это время поляки находятся в Кремле. В марте 1611 года первое ополчение во главе с триумвиратом стало штурмовать Москву, чтобы выбить оттуда поляков. Взять город не удалось, но блокада Кремля продолжалась. Поляки дошли до трупоедства. Почему оно приняло весьма организованный характер. Если умирает человек в одной роте - его едят только представители этой роты. Это был действительно ужас.

Но поляки держались. Кстати, во время этого восстания поляки подожгли город, и Москва почти вся сгорела. И здесь начинается конфликт между казаками и дворянами, потому что Липуновы были предводителями дворянской части, а Заруцкий и особенно Трубецкой - казаков. Это использовали поляки. Они подбросили письмо, по которому якобы Липунов собирался войти с поляками в какое-то соглашение. Казаки поверили этому и Липунова убили. После гибели Липунова дворянская часть ушла, и казаки остались одни. Между тем в Пскове объявился очередной Царевич Дмитрий. Правда, все знали, что никакой это не Дмитрий, а Сидорко из местных. Но Трубецкой его признал. В некоторых областях целовали крест Марине Мнишек и ее сыну, которого официальные власти называли "Воренком", то есть сыном вора. Считалось что он сын Лжедмитрия 2, но на самом деле он был сыном Ивана Заруцкого. В этих условиях в провинции начался новый этап Земского движения.

Второе Земское ополчение


Возникло второе Земское ополчение во главе с Кузьмой Мининым, который сначала просто собрал средства и была снаряжена прежде всего пехота, но нужен был военный предводитель. Военным предводителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который происходил из князей Стародубских. То есть он был потомком Всеволода Большое Гнездо. И у него были более чем серьезные основания сесть на русский трон.

Собственно второе ополчение на Москву шло под гербом князя Пожарского. Другое дело, что Пожарскому не удалось стать русским царем, а Романовы потом сделали всё, чтобы его оболгать и никогда не обращать внимания на то, что гербом второго ополчения был герб Пожарского. То есть второе ополчение шло для того, чтобы посадить на трон именно Пожарского. Но это не входило в планы Романовых. Движение во главе со вторым ополчением охватило все Поволжье и всё это войско пришло в Ярославль, где они находились 4 месяца. В Ярославле были созданы альтернативные органы управления. Здесь были собраны средства, и был созван собор Всея Земли. Этот Собор стал временным правительством. Были учреждены временные приказы. В Ярославль прибыло посольство из Новгорода, которое предложило звать на царство шведского королевича Карла Филиппа. Хитрые купцы в Ярославле ничего и никому не отказывали. Они просто тянули время, давая туманные обещания.

В это время Заруцкий и Трубецкой объявляют Минима и Пожарского мятежниками. Кроме того между самим Трубецким и Заруцким происходит конфликт. Заруцкий забирает Марину Мнишек и уходит сначала в Калугу, а потом на юг. В 1614 году он будет захвачен на Яике и посажен на кол, а его сына повесят. То есть царствования Романовых началось с убиения ребенка. И вот это вот историческая симметрия... Когда говорят о том, что жалеют в царевиче Алексее, которого расстреляли большевики в 1918 году, забывают, что в этом есть какая-то историческая симметрия. Романовы начали свое правление с убийства ребенка, потому что этому ребенку, сыну Марины Мнишек, многие целовали крест, как возможному наследнику престола. И это как бы бумерангом историческим вернулась через много-много лет. Саму Марину не то утопили, не то задушили, но она тоже в 1614 году исчезает.

Изгнание поляков из Москвы

Но вернемся к текущим событиям. В Москве остался Трубецкой, который послал наемных убийц к Минину и Пожарскому, чтобы они убили по крайней мере Пожарского. Из этого ничего не вышло и в августе 1612 года ополчение во главе с Мининым и Пожарским подошло к Москве. В Москве ситуация такая: поляки сидят в Кремля, Трубецкой со своими казаками тоже сидит в Москве (но не в Кремле). Минин и Пожарский приходят в Москву, но на выручку полякам идет гетман Ходкевич. Встречаются гетман Ходкевич и ополчение Минина и Пожарского около Крымского брода (там где сейчас Крымский мост). Тогда там моста не было был брод. И вот они стоят друг на против друга. 22 августа случился первый бой (он больше был разведовательным), а 24 августа развернулось главное сражение. Русская конница не выдержала удара, но Нижегородская пехота спасла положение.

Поляки стали перестраиваться для следующей атаки, и Пожарский объяснил Минину, что ополченцы не выдержат второго удара. Тогда Пожарский обратился к Трубецкому за помощью. Но Трубецкой отказал, потому что казаки сильно ненавидели всех у кого было или могли быть хоть немного лучшее материальное положение. И тогда схитрил Минин... Началось сражение, успех стал клониться на сторону поляков, и тогда Минин решил дело. Он послал казакам Трубецкого гонца с обещанием, что если казаки помогут и ударят во фланг, то весь обоз Ходкевича будет их. Для казаков это всё решило (обоз – святое дело). Казаки ударили во фланг, гетман Ходкевич был разбит и в результате казаки въехали в русскую историю с обозом. Забегая вперед - казаки на возу и выйдут из русской истории.

Второе народное (нижегородское) ополчение , второе земское ополчение - ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле - июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России, нерусских народностей Поволжья. Руководители - Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года - полностью освободило столицу.

Предпосылки создания второго ополчения

Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленно-торговых людей Нижнего Новгорода, важного хозяйственного и административного центра на Средней Волге. В Нижегородском уезде проживало в то время около 150 тыс. человек мужского пола, имелось до 30 тысяч дворов в 600 селениях. В самом Нижнем имелось порядка 3,5 тысяч жителей мужского пола, из них около 2,0÷2,5 тысяч посадских людей.

Бедственная ситуация в Нижегородском крае

Нижний Новгород по своему стратегическому положению, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город стал инициатором всенародного патриотического движения, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области страны. Следует отметить, что нижегородцы включились в освободительную борьбу ещё за несколько лет до образования второго ополчения.

После убийства в мае 1606 года Лжедмитрия I и воцарения Василия Шуйского по России пошли гулять новые слухи о скором пришествии второго самозванца, якобы спасшегося Лжедмитрия I. В конце 1606 года в Нижегородском уезде и смежных с ним уездах появились крупные шайки, которые занимались грабежами и бесчинствами: жгли селения, деревни, грабили жителей и насильно угоняли их в свои таборы. Эта так называемая «вольница» зимой 1607 года заняла Алатырь, утопив в реке Суре алатырского воеводу Сабурова, и Арзамас, устроив в нём свою базу.

Узнав о бедственном положении в Нижегородском крае, царь Василий Шуйский направил для освобождения Арзамаса и других городов, занятых мятежниками, своих воевод с войсками. Один из них, князь И. М. Воротынский, разбил отряды мятежников около Арзамаса, взял город и очистил прилегающие к Арзамасу районы от скопищ вольницы.

С приходом на русскую землю Лжедмитрия II поутихшая вольница опять активизировалась, тем более что на сторону нового самозванца перешла часть бояр московского и уездного дворянства и детей боярских. Взбунтовались мордва, чуваши и черемисы. Многие города тоже перешли на сторону самозванца и пытались склонить к этому и Нижний Новгород. Но Нижний твёрдо стоял на стороне царя Шуйского и своей присяге ему не изменил. Более того, когда в конце 1608 года жители города Балахны, изменив присяге царю Шуйскому, напали на Нижний Новгород (2 декабря), воевода А. С. Алябьев по приговору нижегородцев ударил по балахонцам, отогнал их от города и 3 декабря после ожесточённого боя занял Балахну. Руководители мятежников Тимофей Таскаев, Кухтин, Суровцев, Редриков, Лука Синий, Семён Долгий, Иван Гриденьков и изменник, балахнинский воевода Голенищев, были захвачены в плен и повешены. Алябьев, чуть успев вернуться в Нижний, снова вступил в борьбу с новым отрядом мятежников, напавшим на город 5 декабря. Разбив и этот отряд, он затем овладел гнездом мятежников Ворсмой, сжёг её (см. Сражение под Ворсмой) и снова поразил мятежников у Павловского острога, захватив много пленных.

В начале января 1609 года на Нижний напали войска Лжедмитрия II под начальством воевод князя С. Ю. Вяземского и Тимофея Лазарева. Вяземский послал нижегородцам письмо, в котором писал, что если город не сдаётся, то все горожане будут истреблены, а город сожжён дотла. Нижегородцы ответа не дали, а решились сделать вылазку, несмотря на то, что у Вяземского войск было больше. Благодаря внезапности нападения войска Вяземского и Лазарева были разбиты, а сами они были взяты в плен и приговорены к повешению. Затем Алябьев освободил от мятежников Муром, где остался в качестве царского воеводы, и Владимир. Успехи Алябьева имели важные последствия, так как вселили в людей веру в успешную борьбу против Самозванца и иноземных захватчиков. Ряд городов, уездов и волостей отрешились от Самозванца и стали объединяться в борьбе за освобождение России.

Развал Первого ополчения

Подъём национально-освободительного движения в 1611 году вылился в создание первого народного ополчения, его действия и мартовское восстание москвичей, возглавленное зарайским воеводой князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Неудача первого ополчения не ослабила этот подъём, а наоборот, усилила его. Многие из первых ополченцев уже имели опыт борьбы с интервентами. Имели этот опыт и жители городов, уездов и волостей, не покорившихся самозванцам и интервентам. И неслучайно, в связи с вышесказанным, что оплотом дальнейшей национально-освободительной борьбы русского народа за свою независимость и форпостом создания второго народного ополчения становится именно Нижний Новгород.

Летом 1611 года в стране царила неразбериха. В Москве всеми делами вершили поляки, а бояре - правители из «Семибоярщины», рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу. Патриарх Гермоген, будучи в заключении, выступал за объединение освободительных сил страны, наказывая не подчиняться распоряжениям военачальников подмосковных казацких полков князя Д. Т. Трубецкого и атамана И. М. Заруцкого. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий, наоборот, призывал всех объединяться вокруг Трубецкого и Заруцкого. Вот в это время в Нижнем Новгороде и возник новый подъём патриотического движения, имевшего уже свою традицию и снова нашедшего опору в посадских и служилых людях и местном крестьянстве. Мощным импульсом этому народному движению послужила грамота патриарха Гермогена, полученная нижегородцами 25 августа 1611 года. Неустрашимый старец из темницы Чудова монастыря взывал к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков.

Роль Кузьмы Минина в организации второго ополчения

Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Российского государства от иноземных врагов. Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Военачальник второго ополчения князь Пожарский

«Выборный человек» Кузьма Минин в своём призыве поставил вопрос и о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода - Рюриковичем в двадцатом колене. В 1608 году, будучи полковым воеводой, разбил близ Коломны скопища тушинского самозванца; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в 1610 году, во время недовольства рязанского воеводы Прокопия Ляпунова царём Шуйским, удержал в верности царю город Зарайск; в марте 1611 года доблестно бился с врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен. Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета»-, как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землею».

Начало организации второго ополчения

Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек. Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей из смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками. В аналогичном положении оказались вязьмичи и дорогобужцы, которые тоже влились в состав ополчения. Ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек. Все ополченцы получили хорошее содержание: служилым людям первой статьи назначили денежный оклад - 50 рублей в год, второй статьи - 45 рублей, третьей - 40 рублей, меньше же 30 рублей в год оклада не было. Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из украинных городов и др.

Хорошая организация, особенно сбор и распределение средств, заведение собственной канцелярии, налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения - всё это привело к тому, что в отличие от Первого ополчения во Втором с самого начала утвердилось единство целей и действий. Пожарский и Минин продолжали собирать казну и ратников, обращаться за помощью в разные города, посылали им грамоты с воззваниями: «…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати» (грамота из Нижнего Новгорода в Вологду и Соль Вычегодскую в начале декабря 1611 года). Власти Второго ополчения фактически начали осуществлять функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых Д. Т. Трубецким и И. И. Заруцким. Первоначально ополченское правительство сформировалось в течение зимы 1611-1612 г.г. как «Совет всея земли». В него вошли руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода, представители других городов. Окончательно оно оформилось при нахождении второго ополчения в Ярославле и после «очищения» Москвы от поляков.

Правительству Второго ополчения пришлось действовать в сложной обстановке. На него с опасением смотрели не только интервенты и их приспешники, но и московская «семибоярщина» и руководители казацкой вольницы, Заруцкий и Трубецкой. Все они чинили Пожарскому и Минину различные препятствия. Но те, несмотря ни на что, своей организованной работой укрепляли своё положение. Опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Своевременно посланные им отряды князей Д. П. Лопаты-Пожарского и Р. П. Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда отряды братьев Просовецких.

Поход второго ополчения

Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля - начале марта 1612 года через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. В Балахне и Юрьевце ополченцев встретили с большой честью. Они получили пополнение и большую денежную казну. В Решме Пожарский узнал о присяге Пскова и казацких вождей Трубецкого и Заруцкого новому самозванцу, беглому монаху Исидору. Костромской воевода И. П. Шереметев не хотел пустить ополчение в город. Сместив Шереметева и назначив в Костроме нового воеводу, ополченцы в первых числах апреля 1612 года вступили в Ярославль. Здесь ополчение простояло четыре месяца, до конца июля 1612 года. В Ярославле окончательно определился и состав правительства - «Совета всея земли». В него вошли и представители знатных княжеских родов - Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых и др. Возглавляли Совет Пожарский и Минин. Поскольку Минин был неграмотным, то вместо него подпись на грамотах ставил Пожарский: «В выборного человека всею землёю в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарской руку приложил». Грамоты подписывались всеми членами «Совета всея земли». А так как в то время неукоснительно соблюдалось «местничество», то подпись Пожарского стояла на десятом месте, а Минина - на пятнадцатом.

В Ярославле ополченское правительство продолжало замирение городов и уездов, освобождение их от польско-литовских отрядов, от казаков Заруцкого, лишая последних материальной и военной помощи из восточных, северо-восточных и северных областей. Одновременно оно предприняло дипломатические шаги по нейтрализации Швеции, захватившей Новгородские земли, путём переговоров о кандидатуре на русский престол Карла-Филиппа, брата шведского короля Густава-Адольфа. В это же время князь Пожарский провёл дипломатические переговоры с Иосифом Грегори, послом германского императора, об оказании императором помощи ополчению в освобождении страны, Тот взамен предложил Пожарскому в русские цари двоюродного брата императора, Максимилиана. Впоследствии этим двум претендентам на российский престол было отказано. «Стояние» в Ярославле и меры, принятые «Советом всея земли», самими Мининым и Пожарским, дали свои результаты. Ко Второму ополчению присоединились большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь. Функционировали правительственные учреждения: при «Совете всея земли» работали приказы Поместный, Разрядный, Посольский. Постепенно устанавливался порядок на всё более значительной территории государства. Постепенно, с помощью отрядов ополченцев, она очищалась от воровских шаек. Ополченское войско уже насчитывало до десяти тысяч ратников, хорошо вооружённых и обученных. Власти ополчения занимались и повседневной административной и судебной работой (назначение воевод, ведение разрядных книг, разбор жалоб, челобитий и пр.). Всё это постепенно стабилизировало обстановку в стране, приводило к оживлению хозяйственной деятельности.

В начале месяца ополченцы получили известие о продвижении к Москве двенадцатитысячного отряда гетмана Ходкевича с большим обозом. Пожарский и Минин незамедлительно выслали к столице отряды М. С. Дмитриева и Лопаты-Пожарского, которые подошли к Москве соответственно 24 июля и 2 августа. Узнав о приходе ополченцев, Заруцкий со своим казачьим отрядом бежал в Коломну, а затем в Астрахань, так как перед этим он заслал убийц к князю Пожарскому, но покушение не удалось, и замыслы Заруцкого были раскрыты.

Выступление из Ярославля

Второе народное ополчение выступило из Ярославля на Москву 28 июля 1612 года. Первая остановка была в шести-семи верстах от города. Вторая, 29 июля, в 26 верстах от Ярославля на Шепуцком-Яме, откуда ополченское войско пошло дальше на Ростов Великий с князем И. А. Хованским и Козьмой Мининым, а сам Пожарский с небольшим отрядом отправился в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь, - «помолиться и родительским гробам поклониться». Догнав войско в Ростове, Пожарский сделал остановку на несколько дней для сбора ратников, прибывших в ополчение из разных городов. 14 августа ополчение прибыло в Троице-Сергиев монастырь, где радостно были встречены духовенством. 18 августа, выслушав молебен, ополчение двинулось из Троице-Сергиева монастыря к Москве, не доходя до которой пяти вёрст, переночевало на реке Яузе. На другой день, 19 августа, князь Д. Т. Трубецкой с казацким полком встретил князя Пожарского у стен Москвы и стал звать его встать станом вместе с ним у Яузских ворот. Пожарский не принял его приглашения, так как опасался вражды со стороны казаков по отношению к ополченцам, и встал со своим ополчением у Арбатских ворот, откуда ожидали нападения гетмана Ходкевича. 20 августа Ходкевич был уже на Поклонной горе. Вместе с ним пришли отряды венгров и малороссийские казаки.

Освобождение Москвы

Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды полковников Струся и Будилы, засевшие в Китай-городе и Кремле. В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Находился в Кремле и мало кому ещё известный в то время будущий российский государь Михаил Романов со своею матерью, инокиней Марфой Ивановной. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, - писал он, - я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского.

22 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину.

Историк Казимир Валишевский писал о осаждённых воинами Пожарского поляках и литовцах:

Они пользовались для приготовления пищи греческими рукописями, найдя большую и бесценную коллекцию их в архивах Кремля. Вываривая пергамент, они добывали из него растительный клей, обманывающий их мучительный голод.

Когда эти источники иссякли, они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мертвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополченца, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.

Пожарский предлагал осажденным свободный выход со знаменами и оружием, но без награбленных сокровищ. Они предпочли питаться пленными и друг другом, но с деньгами расставаться не желали. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября поляки сдались и покинули Кремль. Будило и его полк попали в стан Пожарского, и все остались живы. Позднее они были высланы в Нижний Новгород. Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили. 27 октября был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков.

Историография

Нижегородское ополчение традиционно является важным элементом российской историографии. Одним из наиболее основательных исследований является работа П. Г. Любомирова. Единственной работой, подробно описывающей начальный период борьбы нижегородцев (1608-1609), является фундаментальный труд С. Ф. Платонова по истории Смуты.

В художественной литературе

События 1611—1612 года описываются в популярном историческом романе М. Н. Загоскина Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.

Память

  • 20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
  • 27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учрежден государственный праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона об учреждении праздника отмечалось:
  • 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Первое и второе земское ополчение»

План

Введение

1. Смутное время. Польско-Шведская интервенция против России

2. Первое земское ополчение

3. Второе земское ополчение. Роль Минина и Пожарского

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На рубеже XVI - XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. Формально причиной Смуты стал династический кризис и вопрос о престолонаследии в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты. Реальной же причиной - острейший внутренний социально-экономический кризис, когда абсолютно все социальные слои того времени были недовольны своим положением. Новый русский царь Борис Годунов (1598 - 1605 гг.., избранный на царство Земским собором, не сумел обеспечить стабилизации. В результате страна вступила в период всеобщего междоусобия, политической и социальной розни.

В период Смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол многочисленных законных и незаконных претендентов (за 15 лет их было более 10. через возводимых и свергаемых с престола царей, «самозванство» крестьянско-казацкие выступления, польско-шведскую, польскую оккупацию Москвы.

Угроза потери независимости, угроза православной вере ускорили национальную консолидацию, вызвали формирование всенародных ополчений для борьбы с иноземными войсками. Силами второго всенародного ополчения, решающую роль, в создании которой сыграли купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в октябре 1612 г. Москва была освобождена от захватчиков.

Целью настоящей работы является рассмотрение роли в российской истории первого и второго народного ополчения.

1. Смутное время. Польско-Шведская интервенция против России

Рубеж XVI - XVII вв., получивший название Смутного времени, был тяжелым и тревожным для России. Обстоятельства социальной и политической действительности обнажили ряд серьезных политических проблем, требующих неотложного разрешения.

Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. Однако в результате крайне непоследовательных реформ территория центральной России обезлюдела. Происходил самозахват лесных земель в удаленных от центра районах и их сведение под распашку, одновременно с забросом и зарастанием земель в неспокойных центральных районах. Возможно, крупные изменения в структуре земельных угодий явились одной из главных причин голода начала XVII в., первого в России крестьянского восстания 1606 г. (под предводительством Ивана Болотникова.. В 1601 - 1602 годах случились подряд два неурожая, которые породили страшный голод и унесли множество жизней (одной Москве умерло около 127000 человек.. Правительственные меры борьбы с голодом - раздача хлеба и денег голодающим - успеха не имели. Процветало ростовщичество и спекуляция хлебом, крупные землевладельцы (бояре, монастыри. не пожелали выдать свои хлебные запасы.

Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства - Северская Украина, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.

Чтобы ослабить социальное напряжение, был разрешен временный ограниченный переход крестьян от одного помещика к другому. Однако массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Особенно много людей уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета правительства Годунова.

В 1603 г. нарастает волна многочисленных восстаний голодающего простонародья, особенно на юге страны. Крупный отряд повстанцев под командованием Хлопка Косолапа, действовал под самой Москвой. Правительственным войскам с трудом удавалось подавлять такие «бунты».

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии называли Расстригой.

Патриарх Иов (большой сторонник Годунова., прослышав о самозванце, понял, что это не кто иной, как Григорий Отрепьев. Иов обратился с разоблачительными грамотами к Раде Речи Посполитой и гетману Войска польского Константину Осторожскому. Однако убедить поляков в обмане не удалось.

Некоторые польские паны согласились помогать самозванцу, и в октябре 1604 г. Лжедмитрий вошел в Московские переделы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича от злодейских умыслов Бориса Годунова, и он призывает население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население Северной Украины переходило на сторону претендента на московский престол, и города отворяли ему свои ворота.

На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Борис послал против мятежников большое войско, но в его войске была «шаткость» и «недоумение», - не идут ли они против законного царя?.. А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605 г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605 г.. с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия.. Затем разъяренная толпа, ворвавшись в Успенский собор, набросилась на Иова, сорвала с него патриаршее облачение и поволокла на Лобное место. Униженного и избитого, его отправили в Старицкий монастырь под строгий надзор.

Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшем на прародительском престоле. Он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.

В ночь на 17 мая 1606 г., подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли. Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский «был, не скажем, избран, но выкрикнут царем». Новый царь разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова.

Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. «С осени 1606 г. в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на другое». Города Северской Украины поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»., а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников. Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, частью, чтобы отомстить своим угнетателям, частью «ради получения скороприбытного и беструдного богатства», по выражению современника. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети, боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти.

Современники точно и правильно пишут: «воры из всяких чинов», т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским» лагерем, а между тем «у Вора были представители очень высоких слоев московской знати». «Воровские люди» - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все, же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были Троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.

Итак, нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606 г.. мы наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: «собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восстал сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлечет меч, и многое кровопролитие христианское учинилося». интервенция смута земское ополчение пожарский

Вмешательство польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II. Польский король был заинтересован иметь послушного царя в России, не оставляли идеи распространить на нее католичество и иезуиты. Наиболее известными предводителями польско-литовских казаков были Лисовский и Сапега.

Лжедмитрий II был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою карьеру или приобрести «беструдное богатство». Под знаменами самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся за счет неразумных и метущихся в междоусобии «русаков». Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: «Тушинский вор».. Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх; таковым стал (как говорят современники - по принуждению. митрополит Ростовский Филарет - бывший боярин Федор Никитович Романов. В тушинский лагерь пришло из Москвы немало князей бояр, хотя они знали, конечно, что они идут служить явному обманщику и самозванцу.

Одной из светлых страниц этого времени была знаменитая успешная защита Троице-Сергиева, осажденного поляками, литовцами и русскими ворами с сентября 1608 г. до января 1610 г.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войска. Во главе московского войск стал в это время молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России, двинулся к Москве.

Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил использовать московскую Смуту в интересах Польши. В сентябре 1609 г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное героическое сопротивление.

Приближение Скопина Шуйского и ссоры с поляками заставили Тушинского вора осенью 1609 г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610 г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.

В марте 1610 г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями, которые разошлись в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и ожидала от него новых подвигов и успехов в борьбе против неприятелей, но в апреле Скопин внезапно заболел и умер (по слухам - от яда..

Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского; при с. Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет; 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.

После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась боярская дума - «князь Ф.И. Мстиславский и товарищи» (так называемая «семибоярщина».. Однако это боярское правление не могло быть длительным и прочным. Приближение Тушинского вора, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех «лучших людей». Чтобы избавиться от вора и его притязаний бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.

После того, как Жолкевский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему будущему государю с условием, что он обещает охранять православную веру. На последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не допускал возможности занятия московского престола неправославным.

Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства.

Однако планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей стороны побудили «смоленских сидельцев» к сдаче.

Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского, который скоро уехал, оттуда передав команду Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и «торговый мужик» Федор Андронов, которые и пытались управлять страной от имени Владислава. Летом (в июле. 1611 г. был занят шведами Новгород Великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения.

Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского. вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Итоги к исходу лета 1611 г. совсем незавидны: после очередного штурма польских войск в июне пал Смоленск; опираясь на приговор Совета ополчения и позицию местной верхушки, шведские войска вошли в Новгород, а затем оккупировали новгородские земли, зафиксировав в договоре право шведского королевича на русский трон или на Новгородскую область. Наконец, кризис в казачьих таборах под Москвой достиг угрожающего уровня.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещания не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был, подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и «великому стоянию» против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

2. Первое земское ополчение

Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания... был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля».

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80.000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8.000 человек.

Двухлетняя осада Смоленска закончилась уничтожением города и его населения, а также полным истреблением всего живого в уезде. Довольно близкую к истинному положению вещей оценку причин падения Смоленска дал Мартин Вер в своей „Летописи Московской". Он писал: „Осажденные могли и долее обороняться, но между ними появилась тяжкая болезнь, происшедшая от недостатка в соли и уксусе; при взятии Смоленска нашлось не более 300 или 400 здоровых людей, которые уже не могли защищать его обширных укреплений, имевших целую милю в окружности... Смоляне даже без пушек, пороха, копии, сабель легко могли бы отбить неприятеля, если б при каждом отверстии в стене было, хотя по одному человеку".

О разорении Смоленского уезда Мартин Бер пишет так: „Сия двухлетняя осада погубила 80000 человек, разорив в конец область Смоленскую, где не осталось ни овцы, ни быка, ни коровы, ни теленка -- враги все истребили".

Таким образом, после двухлетней осады Смоленский уезд превратился в пустыню, а город лежал в развалинах. Смоленск погиб, но зато спас страну от порабощения польскими интервентами.

Значительная часть Москвы в марте 1611 г. подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько тысяч жителей. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дм. Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпуннова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами».

Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети, боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву.

3. Второе земское ополчение. Роль Минина и Пожарск о го

Исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и никаких жертв.

Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил начальными шагами - сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с не запятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин.

Кроме того, ядро второго ополчения составили дворяне Смоленской земли, оставшиеся без имений и средств существования.

Несколько месяцев совместной работы доказали взаимно дополнение руководителей ополчения: опытный и удачливый воевода, человек твердых убеждений, Пожарский возложил текущее управление на Минина, обеспечивающего главный нерв - финансы и снабжение.

В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе 1612 г. ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее сочувствие и поддержку со стороны населения.

Узнав о движении нижегородского ополчения, Михаил Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. «...Он же рече им…»…да будет им от Бога милость и от нашего смирения благословление; на вас же изменниках да излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем вице и в будущем»… и оттоле начаша его гладом томити и умре от глада в 1612 году февраля в 17 день, и погребен в Москве в Чудове монастыре».

Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4-х месяцев; это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к Москве, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение Пожарского двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекши с собой несколько тысяч «воровских» казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить.

В сентябре подмосковные воеводы договорились, «по челобитью и приговору всех чинов людей», чтобы им вместе «Москвы поступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости», и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского.

22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян.. Сравнительно легко договорились о том, чтобы «литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть». Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и Смуты, ибо среди «великородных» московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата.

Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других «быть в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовать меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей наши христианские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стоять крепко», а потом «выбрать бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы». Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, «чтоб нам, по совету всего государства, выбрать общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорился»..., «и выбрать б нам государя все Землею... всемирным советом».

После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - «послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людях мысли их про государское избрание проведывали, кого хотят государем царем на Московское государство во всех городах. И во всех городах и уездах во всех людях та же мысль: что быть на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...». А по возвращении посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова.

В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство «все православные крестьяне всего Московского государства», а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник...

Заключение

В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.. положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударственной», политические связи между отдельными областями порвались, но все, же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий России в намерении реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию. Под воздействием грамот Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря сформировалась политическая платформа: не брать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины., не приглашать на русский престол любого зарубежного претендента, первая цель -- освобождение столицы с последующим созывом Земского собора для избрания нового царя.

Не менее существенно, что во главе ополчения встали стольник князь Д.М. Пожарский и нижегородский староста К. Минин. Помимо корпораций Среднего Поволжья, местных приборных служилых ядро второго ополчения составили дворяне Смоленской земли, оставшиеся без имений и средств существования.

Величайшая роль Минина и Пожарского в российской истории состоит в том, что под их руководством изгнание поляков из России было успешно завершено армиями замосковных городов.

Список использованной литературы

1. Великие государственные деятели России / Под ред. А.Ф. Киселева. - М., 1996.

2. Ветюгов В.Е. Абсолютизм в русской политико-правовой мысли XVI - XVIII вв. // История государства и права. - 2007. - №9.

3. Государственные учреждения России XVI - XVIII вв. / Под ред. Н.Б. Голиковой. - М., 1991.

4. Дерюгин В.Ю. Государственная сельскохозяйственная политики в России (XVII - XVIII вв.. // История государства и права. - 2006. - №12.

5. История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М., 2002.

6. История России с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. А.Н. Сахаров. - М., 1998.

7. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. - М., 1996.

8. Ключевский В.О. Сочинения. ? М., 1959. ? Т. 2.

9. Курс церковного права: Учеб. пособие. - Клин, 2002.

10. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России. - М., 1997.

11. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. - М., 1983.

12. Платонов С.Ф. Русская история. ? М., 1996.

13. Платонов С.Ф. Смутное время. - М., 2001.

14. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. ? Ставрополь, 1993.

15. Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. - М., 1991.

16. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. ? М., 1960. ? Кн. III.

17. Тимофеев И. Временник. - Л., 1951.

18. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Российское государство конца XVI - начала XVII века. Предводители первого народного ополчения. Поход к Москве и Ярославлю. Подвиг Минина и Пожарского – одно из славных деяний в истории России. Михаил Фёдорович – первый русский царь из династии Романовых.

    презентация , добавлен 15.12.2016

    Причины и предпосылки Смуты. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606). Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор". "Семибоярщина". Поляки в Москве. Первое земское ополчение. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский).

    реферат , добавлен 19.12.2003

    Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия 1 и заговор Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий 2 и двоевластие. Первое и второе ополчение. Выбор нового царя. Последствия интервенции и Смутного времени.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    1610 год в истории русской Смуты: польская интервенция против России, семибоярщина, вступление поляков в Москву. Ополчение Прокопия Ляпунова: просчеты и неудачи. Нижегородское ополчение: формирование, передвижение, боевые действия, освобождение Москвы.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Создание мятежных сил по казачьему принципу - характерная особенность народных движений XVII века в России. Оформление оппозиционного полякам земского правительства - направление народно-освободительной деятельности представителей первого ополчения.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2017

    Исторические аспекты организации первого и второго народного ополчения. Освобождение Москвы от Польских интервентов. Описание военных действий ополчения Пожарского, освободившего русскую землю от интервентов. Законное избрание царя на московский трон.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    События в истории России XVII века. Характеристика польско-шведской интервенции как попытки Речи Посполитой установить свое господство над Россией в период Смутного времени. Деятельность первого и второго ополчения. Начало правления династии Романовых.

    реферат , добавлен 11.03.2015

    Смерть Ивана Грозного. Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХVII века. Причины начала Смутного времени. Важнейшие события периода Смуты. Народное ополчение Минина и Пожарского. Избрание на царство Михаила Федоровича.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2012

    "Смутное время" – один из самых сложных периодов в истории России. Исследование истории Нижегородского ополчения. Борьба русского народа под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за освобождение русских земель от польских захватчиков.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Особенности причин смутного времени в России. Изучение событий, связанных с борьбой за московский трон Лжедмитрия и Бориса Годунова. Начало польской интервенции на российские земли, признание Владислава, московским царем. Восстание народного ополчения.

К концу 1610 года положение России было тяжелейшим: В западных районах и в Москве хозяйничали поляки, на севере - остатки шведского отряда, данного Шуйскому, грабили города, ими был взят Новгород. Юг вообще хотел отделиться. Первая попытка справиться с происходящим была предпринята в 1611 году. Патриарх Гермоген в декабре 1610 г. начал рассылать по городам грамоты, призывая народ на борьбу с захватчиками. Несмотря на то, что самого патриарха за это лишили свободы, его воззвание было принято. Первым собрался дворянин Прокопий Ляпунов, из Рязанской земли. Он стал набирать войско для борьбы с поляками. В него вошли остатки последней армии царя Василия Шуйского и шайки казаков разного происхождения с набранными ими крестьянами. В январе 1611 г. Ляпунов двинулся к Москве. К нему пришли земские дружины из многих городов; даже остатки тушинской армии с боярами, воеводами и военными людьми, служившими второму самозванцу, под предводительством князя Д. Т. Трубецкого и казачьего атамана Заруцкого пошли освобождать Москву. Поляки, после битвы с жителями Москвы и подошедшим ополчением Ляпунова, засели в Кремле и Китай-городе. Положение польского отряда (около 3000 чел.), которым командовал Ходкевич, было очень неприятное, поскольку запасов у него было мало. Сигизмунд не мог помочь своему отряду, потому что сам застрял под Смоленском. Ополчения земские и казацкие соединились и осадили Кремль, но между ними сразу начались раздоры. Тем не менее, рать объявила себя советом земли и стала управлять государством, так как другого правительства не было. Вследствие усиливавшихся противоречий между земским людьми и казачеством в июне 1611г. собрались составить общее постановление. Договор представителей казачества и служилых людей, которые составляли основу земского войска, очень обширен: он должен был устроить не только войско, но и государство. Указывалось, что высшая власть принадлежит всему войску, которое именует себя "всею землею"; воеводы -- только исполнительные органы этого совета, сохраняющего за собой право их замены, если они будут плохо вести дела. Суд исполняют воеводы, но казнить они могут только с одобрения "совета всей земли", иначе им самим грозит смерть. Далее очень много внимания уделялось вопросу о поместьях. Все пожалования Тушинского Вора и Сигизмунда объявлялись незаконными. «Старым» казакам было разрешено получать поместья и следовательно, становиться служилыми людьми, получая их права и обязанности. Затем шли постановления о возвращении беглых холопов, которые именовали себя казаками (новые казаки), прежним их господам; « казацкая вольница» заметно сокращалась. Наконец, было создано приказное управление по образцу того, что существовало в Москве. Из договора становится ясно, что собравшаяся под Москвой рать считала себя представительством всей земли и что на совете главная роль принадлежала земским служилым людям, а не казакам. Этот договор характерен также тем, что свидетельствует о значении, которое постепенно приобретал служилый класс. Но преобладание служилых людей было непродолжительно; казаки не могли быть солидарны с ними. Дело кончилось убийством Ляпунова и уходом земских дружины. Надежда населения на первое ополчение не оправдалась, Москва осталась в руках польского отряда, само ополчение распалось. Часть его вернулась в свои земли, часть осталась под Москвой, но уже не пыталась бороться с захватчиками, а занималась грабежом окрестного населения. Они попытались провозгласить новым царем сына Марины Мнишек, но к подобным заявлениям всерьёз уже никто не относился. Мальчика провали Ворёнком, и позже ребенок был повешен.

Второе ополчение начали собирать в сентябре 1612 года князь Дмитрий Михайлович Пожарский, ставший воеводой, и купец Кузьма Минин, снабжавший войско всем необходимым. Движение началось в северных и северо-восточных землях, наименее пострадавших за прошедшие годы. Оно состояло в основном из служилых людей, посадских, крестьян. Позже присоединились некоторые казачьи отряды (под началом Трубецкого). Собрав войско, князь не стал торопиться, тем более что зимой под Москвой было бы крайне трудно стоять: люди начали бы испытывать недостаток пищи, и войско могло развалиться, как первое. Проведя в Нижнем зиму, пошли на Ярославль, который, тем более, был весьма важным пунктом. Его хотели занять казаки, занявшие враждебную позицию по отношению к новому ополчению. Ярославль был взят; ополчение простояло здесь три месяца, потому что надо было обучить войско; «построить» землю.

В августе 1612 г. Пожарский направил войско к Москве. Сперва оно расположилось на Яузе, в 5 вестах от Москвы, и перекрыло доступ продовольствии в город. В середине осени был взят Китай-город, оставшиеся поляки скрылись в Кремле. Те все еще надеялись на помощь своего короля, и от предложений сдаться отказывались. Наконец, 26 октября, Кремль удалось взять.

Далее правительство, действовавшее в Ярославле, решило созвать Земский собор, чтобы выбрать законного российского царя, который устроил бы всех. Пожарский созвал по десять представителей от каждого города, а также от черных волостей, чего раньше не бывало. Этот собор был оказался самым полным из всех когда-либо состоявшихся. Как приблизительное число историки называют 700 человек. Основные кандидат: В.И. Шуйский, Ф. Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, М.Ф. Романов, В.В. Голицын.

Выборные съехались в январе, и свидетели говорили, что было много споров и выборы были непростые. В ход шли самые разные методы, в том числе незаконные (например, подкуп голосов). Разные кандидаты символизировали разные общественные идеалы. К примеру, князь И.М.Воротынский, древнего, знатного рода, был противником западного влияния, предпочитал приверженность древним русским традициям. Естественно, его поддерживали в основном те, кто разделял с ним эти взгляды. Ф. Мстиславский, потомок Ивана III, был весьма способным человеком, многие отмечали его ум и силу воли. Возможно, оказавшись на троне, он провел бы в России многие реформы, выел её на прогрессивный путь развития, но Мстиславский через некоторое время сам снял свою кандидатуру. Из других претендентов достойным был князь В.В. Голицын, но он в то время находился в плену, в Польше. М.Ф. Романов по родовитости не мог с ними соревноваться, а про его качества и вовсе никто не знал, зато у него был влиятельный отец - Филарет, правда, сделавший карьеру при самозванцах. (Лжедмитрий II сделал его патриархом). Можно сказать, что М.Ф. Романов был «просто» кандидатом.

Филарет настаивал на введении ограничительных условий для нового царя и указывал на своего сына, как на самого подходящего кандидата. Выбран был действительно Михаил Федорович. Избрание это было компромиссом, согласившим враждебные друг другу течения. Несомненно, ему были предложены те ограничительные условия, о которых писал Филарет: "Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах". Избрание состоялось 7 февр., но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за этот срок выяснить, как примет народ нового царя Народ был только рад возникшей определенности, и города один за другим присягнули новому царю. Особенное удовлетворение вызывало то, что царь все-таки оказался русским.

Первое народное ополчение – это собирательное название освободительного движения на Москву в 1611 г. (в период Смутного времени) против иностранных интервентов под руководством Заруцкого, Ляпунова и Трубецкого.

Ополчению предшествовало крайне тяжёлое положение России в начале XVII в. Двухлетняя , норвежская оккупация Новгорода, польская власть в Москве, внутренняя разруха, разбойничьи шайки воров внутри страны – всё это не могло оставаться безнаказанным столь продолжительное время. При этом власть в лице боярской думы теряла свой авторитет. Страна практически оказалась в состоянии анархии. В разных регионах страны признавали власть и польского короля, и Лжедмитрия II, и сына , и местных главарей разбойничьих группировок. В таких анархичных условиях нужны были стремительные и радикальные шаги.

Народное ополчение собирали не в столице. Первыми не выдержали гнёта выборные власти в провинциях. Они желали порвать с властью «изменников», которые засели в Кремле. Для этого властители обменивались друг с другом грамотами, в которых обсуждали шаги по организации и создании всеобщей армии, чтобы освободить Москву, а затем на Земском соборе по всем законам избрать царя.

Успех в организации ополчении связан с именем , который с самого начала событий 1611 г. принялся рассылать в российские города грамоту, в которой призывал прекратить расхищение отечества, надругание над храмами и святынями, пролитие невинной русской крови.

Первым отозвался на грамоту рязанский , который очень горячо откликнулся на грамоту патриарха и уже сам начал рассылать грамоту в ближайшие города с просьбой присоединиться к борьбе с . Так же поступал и князь Дмитрий Трубецкой. Узнав о рязанском восстании, поляке призвали малороссийских казаков, чтобы те разоряли города вокруг Рязани. Во время защиты Пронска воевода Ляпунов попал в осаду, хоть и отбил город. Ему на помощь пришли войска князя Пожарского, которым удалось разбить казаков, осаждавших Пронск. Сам Пожарский отправился в Зарайск, где уцелевшие казаки ночью захватили кремлёвский острог в Зарайске, где был воевода Пожарский. Но князю удалось их разбить. Остаток войска казаков разбежался.

Тем временем на грамоты отзывались жители Галича, Костромы, Вологды, ряд Сибирских и Поволжских губерний. В итоге Первое ополчение было созвано. Ополчение под предводительством Ляпунова было значительно усилено прежними приверженцами », по прошествии времени погубившими его предприятие. Среди ополченцев были казаки Просовецкий и Заруцкий со своей «казацкой вольницей». первое земское ополчение возглавил князь Ляпунов.

Поход на освобождение Москвы

Всю зиму 1611 г. в разных городах (Нижнем Новгороде, Владимира и др.) формировались отряды Первого ополчения. Уже к марту 1611 г. эти полки подошли к столице и взяли столицу в осаду.

Осаждённый семитысячный польский гарнизон возглавлял гетман Гонсевский. Образованное войско состояло из 2-х тысяч немецких наёмников. Видя подоспевшие полки соотечественников, москвичи подняли восстание против оккупантов. К тому же передовые отряды Котловского, Пожарского и Бутурлиного из внешнего периметра осады проникли в город. Отряд Котловского сражался с поляками на Замоскворечье, отряд Пожарского – на Сретенке, отряд Бутурлина – на Яузских воротах. К сожалению, внутреннее восстание полякам и их приспешникам из числа русских бояр удалось сорвать.

Не найдя другого выхода, чужеземцы устроили пожар. Для этого они назначали специальные роты, которым было поручено поджигать дома в разных частях города. Видя многочисленные пожары в различных частях Москвы, горожане принялись спасать своих родных, своё имущество. Огонь оказался неконтролируемым и объял почти всю Москву. В общей панике были разграблены многие храмы. Было сохранено менее половины московского посада. Но цель была выполнена: восставшие горожане забыли о своём мятеже. Во время этого восстания, по современным историческим данным, погибло около семи тысяч столичных жителей.

Первое ополчение успело добраться до Москвы и войти в столицу лишь спустя несколько суток после пожара. Сборное войско из разных городов вошло в горевший город.

Контратака Первого ополчения, который находился на Лубянке, была предпринята 20 марта. В этой атаке поляки серьёзно ранили князя Пожарского. Он был увезён в Троицкий монастырь. Но овладеть Замоскворечьем оккупантам не удалось. Им пришлось отступить к Кремлю и Китай-городу.

24 марта была предпринята попытка штурма Москвы подоспевшим казачьим отрядом Просовецкого. Однако он был контратакован и был вынужден отступить, понеся большие потери (около 200 человек). Поляки не стали продолжать атаку перешедших в оборону и оставшихся на месте казаков и отступили к столице.

Основные 100-тысячные силы ополчения подошли к столице лишь 27 марта и остановились у Симонова монастыря. Полностью все силы ополчения были собраны 1 апреля. 6 апреля ополченцы атаковали оборонные башни Белого города, а 22 мая штурмовали Китай-город. Ополчение отбило Белый город и осадило Кремль и Китай-город (которых не коснулся пожар). Осаждённые поляки смогли отбить все попытки штурма этих мощных укреплений.

Провал народного ополчения

Встав под Москвой, ополчение занялось не активными штурмовыми действиями, а восстановлением центральной власти. В составе ополчения были представители разных сословий. На основе штаба ополчения был созван многочисленный Земский Собор, в составе которого были бояре, дьяки, татарские ханы, князья, дворяне, служивые люди, чиновники, казаки и другие сословия.

Причины поражения и распада остаются дискуссионными. Ополчение не обладало выучкой и дисциплиной. Поэтому вскоре в лагере начались раздоры и вражда между казаками, стремившихся только закрепить и увеличить свои вольности, и дворянами, стремившихся укрепить дисциплину и крепостные порядки. Дрова в костёр раздора подбрасывали также поляки и приверженцы Семибоярщины, которые отправляли казакам фальшивые грамоты, в которых упоминалось о намерении воеводы Ляпунова уничтожить казачество как сословие. Это сыграло свою роль и привело к гибели Ляпунова, которого на казачьем кругу казаки обвинили в измене и казнили. Дворяне без своего военачальника вернулись в свои родные поместья и дома. Ополчение стало децентрализовано и полностью распалось. Только часть казачьего войска продолжало стоять лагерем под столицей и периодически штурмовать осаждённых чужеземцев.

Итоги Первого ополчения

Датой окончательного распада 1-го ополчения можно считать 28 июля 1612 года, когда активный участник боевых действий атаман Заруцкий со своим 3-тысячным казачьим отрядом отошёл от Москвы, уступив первенство авангарду . В сентябре 1612 года оставшиеся отряды Трубецкого Дмитрия Тимофеевича вошли в состав . Это принято считать концом 1-го ополчения.

Ополчению так и не удалось освободить Москву от поляков. Положение в государстве было катастрофическим. Первое ополчение ни к чему решительно не привело. Но всё же оно явилось первой попыткой русских людей из разных сословий и социальных групп объединиться и самоорганизоваться. Дворяне воевали бок о бок с людьми воинского чина и казаками. Войско ополчения было добровольным, а воинские чины были выборными. В результате деятельности Первого ополчения были заложены традиции самоорганизации народа для решения общенациональных политических задач.