Полнометражный фильм.

Другие названия: «Падение династии Романовых » / «The Fall of the Romanov Dynasty» (международное англоязычное название).

Продолжительность 90 минут (версия – 88 минут).

Жанр: документальный фильм, исторический фильм

Краткое содержание
Из документальных материалов, в первую очередь - официальной царской хроники, Эсфирь Шуб смонтировала фильм, выход которого на экраны был приурочен к десятилетию Февральской революции. Начиная с предвоенного 1913-го года, авторы проследили за воистину эпохальными событиями отечественной и мировой истории. Результатом стало отречение от престола Николая II Александровича, падение правящей монархической династии и установление власти Временного правительства.

В хронике также были запечатлены: Алексей Брусилов, Николай Чхеидзе, император Франц Иосиф I, Александр Гучков, монах Илиодор (Сергей Труфанов), Александр Извольский, Жозеф Жоффр, Вильгельм II, Александр Керенский, Георг V, Александр Колчак, Александр Мильеран, Павел Милюков, Раймон Пуанкаре, Фёдор Родичев, Владимир Пуришкевич, Михаил Родзянко, Алексей Суворин, Владимир Сухомлинов, Владимир Ленин.

Рецензия

© Евгений Нефёдов, 09.11.2017

(при копировании текста на первоисточник обязательна)

Война начинается

Несложно понять чиновников «Совкино», не спешивших одобрять заявку на кинопроизведение к десятилетнему юбилею Февральской революции. Причина крылась не только в том, что Эсфирь Шуб не имела режиссёрского опыта, хотя и прошла отличную школу монтажёра, подготовив к выпуску на экраны ряд зарубежных (буржуазных) кинокартин и приняв участие в создании многих отечественных игровых лент. При всех достижениях Дзиги Вертова, получивших признание и в родной стране, и за границей, предлагаемая концепция виделась по меньшей мере сомнительной. Неужели возможно, взяв за основу царскую кинохронику, в которую по понятным причинам не попали стороны социальной действительности, не отвечавшие официальной точке зрения, правдиво и исчерпывающе поведать о заключительном периоде царствования Николая II?! Одно дело – вложить новый смысл в кадры душещипательной дооктябрьской мелодрамы с Иваном Мозжухиным, как это проделал Лев Кулешов. И совсем другое – извлечь иное, отвечающее истинному положению вещей содержание из готового материала, в поисках которого, к тому же, Эсфирь Ильиничне с единомышленниками (особого упоминания удостоился Марк Цейтлин) пришлось приложить массу усилий. Практика показала, что идея была не просто чрезвычайно удачной, но по-своему гениальной.

Впереди - другая эпоха

Открыв в национальной (и, по-видимому, мировой) документалистике целое направление так называемых монтажных фильмов, Шуб, испытавшая влияние и творчества «Киноков», и вертовских теоретический наработок, по праву заняла в истории киноискусства место рядом с прославленным мастером. Без «Падения династии Романовых», наверное, не увидел бы свет и уникальный « » /1965/ Михаила Ромма, исходившего из аналогичной (но уже применительно к становлению и краху Третьего рейха) предпосылки… Как же оказался достигнут нужный эффект? Самым логичным и, пожалуй, простым приёмом стало введение надписей – интертитров, поясняющих, что зафиксировал очередной оператор (включая конкретных личностей ), сообщающих факты, наконец, выражающих отношение авторов. Допустим, за серией бытовых зарисовок, демонстрирующих «тишь да гладь» в провинциальных городах, следует хлёсткий антиклерикальный выпад: «В монастырях текла сытая жизнь «святых отцов». Однако на поверку это служит режиссёру вспомогательным средством. Так, изображение обширных помещичьих угодий с тучными стадами крупного рогатого скота, роскошных, со вкусом меблированных усадеб сменяет панорама убогих, стоящих в опасной близости друг от друга домов одной из деревень малоземельных крестьян. И по мере того, как над страной сгущаются тучи, растёт напряжение. Всё-таки поразительно: запечатлённые на плёнку военные учения, торжественные парады, производство современных образцов вооружений (дирижаблей, самолётов, кораблей и т.д.) и боеприпасов явно были призваны поднять патриотический дух – а звучат тревожно. Орудия разрушения и смерти не спасли ни монархический строй, шагавший в ногу с империализмом, ни членов венценосной семьи… Лишения солдат на фронтах, усугублённые просчётами Ставки (принятие Николаем II звания Верхового главнокомандующего ситуацию, мягко говоря, не исправило), растущее неблагополучие на селе, стремительно ухудшавшееся положение пролетариата не могли не способствовать возникновению революционной ситуации. Эсфирь Шуб, конечно, не обладала возможностями осветить (подобно Элему Климову в «Агонии» /1981/) закулисную сторону событий, непосредственно предшествовавших отречению самодержца. Однако «монтаж исторических кинодокументов» (как сказано в титрах) позволил нарисовать достаточно ёмкую и достоверную картину того, что произошло в феврале 1917-го, а главное, передать двойственность случившегося. «Открытый» финал с появлением на митинге Владимира Ильича Ленина куда как красноречиво свидетельствует: с падением династии Романовых история России не завершилась – вступила в новую (не идиллическую, но по-настоящему славную!) стадию.

__________
– В частности, сотрудничала с Сергеем Эйзенштейном над «Позолоченной гнилью» – прокатной версией «Доктора Мабузе, игрока» /1922/ Фрица Ланга.
– Что, заметим, познавательно: галерея портретов политических, духовных, военных деятелей Российской империи в канун краха красноречива сама по себе.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Часть (к/п) №1

Кинохроника 1900-1917гг.

Территория Кремля, Царь-пушка.

Проходят священники.

Стоят военные, проходят вооруженные отряды.

Народ на Красной площади.

Проходит пристав.

Здание Государственной Думы в Петербурге.

Заседание Государственной Думы в Петербурге.

Крупные планы членов Государственной Думы – Родзянко, Шульгин, Крупенский,

Пуришкевич, Милюков, Маклаков, Некрасов, Родичев и другие.

На санях проезжает губернатор.

Провинциальный город.

По улице проходят мужчины, женщины, дети.

Публика в парке.

Купола собора.

Здание монастыря.

Священник проходит по пасеке.

Священники разговаривают с мальчиками.

Помещичьи земли.

Стадо коров на лугу.

Помещичья усадьба.

Бедные деревни.

Дом калужского губернатора.

Крестьянки в поле вяжут снопы.

Губернатор с женой пьют чай в саду, прислуга убирает со стола.

Проходит придворная знать.

Стоят, разговаривают сенаторы и чиновники.

Глава монархической печати Суворин – кр.

Газета «Новое время».

Выступает монарх Иллиодор.

Проходят зажиточные крестьяне («кулаки»).

Газета «Русское Знамя».

Николай 2 принимает хлеб-соль от купцов.

Часть (к/п) №2

Кинохроника 1900-1917гг.

Николай 2 с группой военачальников.

Проходят лейб-гвардейские и Павловский полки.

Николай 2 с царевичем Алексеем на яхте «Штандарт» обходят строй матросов.

Дочери Николая 2 великие княжны на палубе корабля танцуют мазурку.

Крестьяне копают землю, валят лес, тянут лодку, пашут, косят, вяжут снопы,

молотят хлеб.

Дымят заводские трубы.

Рабочие идут на работу.

Работа в цехах.

Шахтеры спускаются в шахту, работают в забое, откатывают вагонетки.

Работа в каменоломне.

Крестьяне с мешками садятся в поезд.

Политзаключенные выходят из вагона поезда.

Конвоиры ведут заключенных.

Здание Александровского централа (каторжная тюрьма под Иркутском)– пнр, общ., кр.

Каторжане работают в порту – таскают тюки на корабль.

Проходят члены императорской фамилии, великие князья и княгини – разн.

Проходят Николай 2 с императрицей Александрой Федоровной.

«дядька» на руках несет царевича Алексея.

Часть (к/п) №3

Кинохроника 1914-1916гг.

Здание биржи, люди у здания.

Мужчина запирает сейф.

Биржевые брокеры на ступеньках у здания биржи.

Работают банковские служащие.

Золотые слитки в хранилище.

Мужчины сгружают с транспортера мешки с деньгами.

Нарядно одетые дамы выходят из экипажа.

Богатая публика проходит по ковровой дорожке.

Стоят, разговаривают иностранные генералы.

Беседуют генерал Жоффр и военный министр Мильеран.

Президент Франции Пуанкаре и премьер-министр Бриан садятся в стоящий у здания экипаж,

экипаж отъезжает.

Король Англии Георг Y в карете.

Проезжает карета.

Георг Y проходит в окружении слуг.

Император Австрии Франц-Иосиф обходит строй солдат.

Император Германии Вильгельм 2 принимает парад.

Подготовка солдат к войне – солдаты прыгают через окоп, отрабатывают приемы штыкового боя.

Колонны солдат проходят по улицам – разн.

Военная техника – аэростат, самолеты.

Летчик надевает шлем, крутится пропеллер.

Производство снарядов на военном заводе – разн.

Готовые снаряды, ящики с боеприпасами – пнр.

Цех военного завода – пнр.

Спуск на воду военного корабля.

Военные корабли в море.

Николай 2 и генералы обходят строй кирасир, солдаты салютуют саблями.

Военный министр Сухомлинов стоит в группе военных, беседует.

Военный завод Второва – дымят заводские трубы.

Здание завода – пнр.

Владелец заводов Второв – кр.

Рабочие в цехах у станков – разн.

Производство снарядов – разн.

Готовые снаряды – пнр.

Военные корабли на судостроительной верфи.

Солдаты отрабатывают технику штыкового боя.

Проходят «потешные» полки, сформированные из учащихся училищ.

Попечитель округа выступает перед строем «потешного» полка.

Военные корабли в море.

Матросы драят палубу.

Офицеры корабля обедают в офицерской кают-компании.

Строй моряков во время молитвы.

Офицеры пьют кофе, кормят собаку.

Корабельные пушки – кр.

Военный корабли в море.

Волны – кр.

Русский посол во Франции Извольский проезжает в открытом экипаже.

Президент Франции Пуанкаре, прибывший в Россию, проезжает в карете.

Военный парад в честь президента Пуанкаре.

Военные корабли в море – разн.

Часть (к/п) №4

Кинохроника 1914-1917гг.

20.07.1914г. – Указ Николая 2 о вступлении России в войну.

Манифестация на Дворцовой площади.

Проходят со знаменами и лозунгами военные, штатские.

Проходят священники.

Священник благословляет солдат перед отправкой на фронт.

Приказ о введении военного положения.

Дымят заводские трубы.

Через заводские ворота выходят рабочие – разн.

Строем проходят войска.

Мобилизация крестьян.

Отплывает корабль, провожающие на берегу машут руками.

Погром немецких фирм в Лондоне.

Мобилизация солдат в странах Европы.

Проходят солдаты иностранных армий – разн.

Проезжают военные эшелоны.

Иностранные войска на Востоке, в Египте.

Иностранный военный эшелон проезжает мимо военно-полевых лагерей.

Иностранные легионы идут на боевые позиции.

Проезжают тачанки, проходят солдаты.

Солдаты в окопах.

Военные корабли и подводная лодка в море.

Часть (к/п) №5

Кинохроника 1914-1917гг.

Маяк (снято ночью).

1-ая Мировая война:

Взрыв – кр.

Солдаты у пушки, танк, стреляют пушки, солдаты бегут в атаку – разн.

Скачет конница, проходят вооруженные солдаты, взрывы.

Солдаты в окопах.

Взлетают аэропланы.

Аэроплан в воздухе.

Падает подбитый аэроплан.

Стреляют корабельные орудия, матросы заряжают орудия.

Взрывы на воде, тонет корабль.

Военные корабли ведут огонь.

Погружается подводная лодка.

Убитые солдаты в окопах.

Разрушенные города и селения.

Проходят солдаты, несут раненых на носилках.

Раненых сажают в санитарный поезд.

Медперсонал поезда оказывает помощь раненым солдатам.

Проезжает обоз с беженцами.

Горящие хлебные поля.

Николай 2 и генерал Алексеев в Ставке.

Штаб царской армии.

Командующие фронтами - генералы: Брусилов, Юденич, адмирал Колчак и Николай

Николаевич Романов.

Тыл - ведут пленных солдат, женщины работают на военном заводе, очереди за

продовольствием.

Похороны погибших.

Часть (к/п) №6

Кинохроника 1917г.

По улице Петрограда проезжают сани, автомобили.

Люди расчищают снег.

1-ая Мировая война:

Отправка на фронт отрядов пополнения.

Священник благословляет уходящих на фронт солдат и офицеров.

Награждение солдат на фронте.

Солдатам раздают посылки.

Февральская революция 1917г.

Народ на Знаменской площади в Петрограде.

Проходят солдаты, проезжают машины с вооруженными отрядами.

Солдаты на броневике.

Вооруженные отряды идут к Таврическому дворцу.

Проходят демонстранты с транспарантами.

Революционерка Вера Фигнер – кр.

Члены правительства – Гучков, Милюков.

Пуришкевич среди солдат.

Текст Воззвания Исполкома Петроградского Совета рабоче- крестьянских депутатов – фото.

Заседание Исполкома Петроградского Совета.

Сидят члены Совета – общ.

Чхеидзе, Церетели, Керенский – кр.

Революционные события в Москве:

Проходят вооруженные солдаты.

Проезжает машина с вооруженными солдатами.

Демонстрация на Страстной площади.

Демонстранты на Красной площади.

Идут колонны рабочих завода Второва с транспарантами «Свобода, равенство, братство» и др.

Проходят инвалиды 1-ой Мировой войны.

Толпа на площади у здания Государственной Думы.

Фильм №0

Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II, что миссия генерала Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко через генерала Рузского заявил по телеграфу, что сохранение династии Романовых возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регентстве младшего брата Николая II - Михаила. Государь поручил генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение командующих фронтами. На вопрос о желательности отречения Николая II положительно ответили все (даже дядя Николая, великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом), за исключением командующего Черноморским флотом адмирала

А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался. Предательство руководства армии было для Николая II тяжелым ударом. Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость победителя, т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна.

Перед царем встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если Главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов императора.

Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал. Утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы о своем намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской губернии. Несколько часов спустя, он приказал позвать к себе в вагон профессора С.П.Федорова и сказал ему: -Сергей Петрович, ответьте мне откровенно, болезнь Алексея неизлечима?" Профессор Федоров ответил: -Государь, наука говорит нам, что эта болезнь неизлечима. Бывают, однако, случаи, когда лицо, одержимое ею, достигает почтительного возраста. Но Алексей Николаевич, тем не менее, будет зависеть всегда от всякой случайности. Государь грустно сказал: - Это как раз то, что мне говорила Государыня... Ну, раз это так, раз Алексей не может быть полезен Родине, как бы я того желал, то мы имеем право сохранить его при себе."

Решение было им принято, и вечером 2 марта, когда приехали из Петрограда представитель Временного Правительства А.И.Гучков - военный и морской министр и член исполкома Думы

В.В.Шульгин, он передал им акт отречения.

Акт об отречении был отпечатан и подписан в 2-х экземплярах. Подпись царя была сделана карандашом. Время, указанное в Акте, - 15 часов, соответствовало не фактическому подписанию, а времени, когда Николаем II было принято решение об отречении. После подписания Акта Николай II выехал обратно в Ставку, чтобы попрощаться с армией.

3 марта, пятница: "Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный. Говорил со своими о вчерашнем дне. Читал много о Юлии Цезаре. В 8.20 прибыл в Могилев. Все чины штаба были на платформе. Принял Алексеева в вагоне. В 9.30 перебрался в дом. Алексеев пришел с последними известиями от Родзянко. Оказывается, Миша (младший брат царя) отрекся в пользу выборов через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто его надоумил подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились - лишь бы так продолжалось дальше"*.

Так, через 300 лет и 4 года после застенчивого шестнадцатилетнего мальчика, неохотно принявшего престол по просьбе русского народа (Михаил I), его 39-летний потомок, тоже по имени Михаил II под давлением Временного Правительства и Думы утратил его, пробыв на престоле 8 часов с 10 до 18 часов 3 марта 1917 года. Романовская династия прекратила свое существование. Наступает последний акт драмы.

В московском музее Дом иконы и живописи им. С.П.Рябушинского проходит выставка «Романовы. Падение династии», открывает которую икона святых Царственных страстотерпцев, выполненная Анатолием Этенейером.

На выставке можно увидеть иконы, перед которыми молились члены царской семьи (например, икону святого благоверного князя Александра Невского, Казанскую икону Божьей Матери из Феодоровского собора в Царском селе), книгу «Феодоровский государев собор в Царском селе» с дарственными подписями государя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны.

Здесь и трон цесаревича Алексея, и его тросточка, на которую мальчику приходилось опираться в периоды нездоровья. Игрушка царских детей…

Часть одной из стен зала превращена в экран, на котором сменяют друг друга фотографии. Начиная от времени, когда царственные супруги еще были молоды, полны ожиданий и надежд, и заканчивая последними, тобольскими фотографиями - когда до мученического конца оставалось совсем немного.

Вот на фото появляются две сестры – императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, они – рядом с большим креслом. Тем самым, что представлено в экспозиции. Кресло в неоготическом стиле (выполнено на фабрике Николая Свирского по эскизу архитектора Николая Набокова) из императорской библиотеки в Зимнем дворце. Красивое кресло вдруг перестает быть просто молчащим экспонатом…

Среди экспонатов – портреты императора и императрицы, выполненные придворным художником Александром Маковским еще при жизни царственной четы. Эти портреты до конца 2011 года находились в Швеции, в доме фрейлины Великой княгини Ольги.

В «уголке» великой княгини Елизаветы Федоровны, под ее иконой – личные вещи: икона святого преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Елизаветы (иконописец Михаил Тюлин), ее фотография с автографом, «Серафим» – копия с эскиза Виктора Васнецова для росписи святого князя Владимир в Киеве, сделанная, предположительно, самой Елизаветой Федоровной…

Искусство, культуру, экономику страны обычно принято ассоциировать с тем человеком, который управлял страной. С оценкой эпохи правления Николая II сложилась странная ситуация. Реформы, достижения экономики, науки, культуры как-то особо не связываются с его именем. Хотя понятно, что без прямого участия самодержавного правителя, без его поддержки – ничего в таких масштабах развиваться бы не могло. Почему-то с именем последнего русского царя связывают только гибель страны. Но ведь тот расцвет, взлет культуры, искусства, экономики, который наблюдался в России на рубеже XIX-XX веков – это время его правления. Его эпоха. В Доме иконы зрителю предоставляется возможность прикоснуться и к ней.

Эпоха государя Николая II

Рубеж XIX-XX веков в России. Русский модерн. Это, пожалуй, несколько больше, чем определение конкретного стиля (при всех элементах общности с общемировым явлением, при всех особенностях, которые перечисляются в любом учебнике по истории искусств). Время культурного, экономического взлета, время надежд.

Для той эпохи характерен поиск корней, интерес к прошлому (от дворянско-усадебного до далеко-былинного). В произведениях музыки, изобразительного искусства, в литературе, начинают звучать ноты, связанные с народным творчеством.

Открытие древнерусской иконы на рубеже веков обозначило тот высочайший духовно-эстетический уровень культурного «прошлого».

Попытки обрести «корни», то, за что можно удержаться, чтобы не унесло, не смело, наверное, были необходимы не только в эстетическом смысле. Хотя, казалось бы, какие могли быть тогда предчувствия? До крушения – далеко, расцвет – почти во всех смыслах…

Экспозиция музея – не просто показ отдельных экспонатов (которые и сами по себе – восхитительны), но и попытка погрузить зрителя в саму эпоху, показать русский модерн в разных его проявлениях – начиная от быта и заканчивая церковным искусством.

Зритель откидывает тяжелую портьеру и вот он в символической гостиной Серебряного века. Обои для этого зала готовились на заказ – по рисункам обоев рубежа веков. В «прихожей» – шкафчик, на створках которого – богатыри. Шкафчики, полочки, зеркала в «неорусском стиле», с текучими «модерновскими» линиями – действительно произведения искусства, которые совсем еще недавно выполняли вполне функциональные задачи…

Предметы мебели, картины на стенах (в том числе Ильи Репина, Михаила Нестерова), разные мелочи, вроде визитницы или подсвечника – все это нам дает картину быта. Быта, в котором не просто пересыпали ночь, чтобы утром бежать куда-то, а – жили. Который, казалось, должен был защитить от всех перипетий внешнего мира. Стоит только задернуть шторы. Кремовые или нет – уже нюансы. На выставке – представлены такие шторы. По предположению – они из петербургского дома Федора Шаляпина и выполнены Федором Шехтелем.

Изящное подвенечное платье начала прошлого века. А рядом – женский потрет, сделанный Михаилом Нестеровым. Яркая иллюстрация: вот такие девушки и надевали подобные платья.

В одном из залов второго этажа – произведения изобразительного искусства. В том числе показывающие попытки художников эпохи русского модерна сказать новое слово в церковном искусстве более современным языком. Насколько они были удачны – другой разговор.

Изучая представленные на выставке эскизы монументальных произведений (например, «Богоматерь с Младенцем» Михаила Нестерова, эскиз к росписи собора святого Владимира в Киеве или эскизы росписей Вильгельма Котарбинского из цикла «Дни творения» для этого же собора), можно увидеть, как эти произведения выглядят в оригинале уже «на объекте»: одна из стен превращена в огромный экран, на котором постоянно меняются изображения.

Религиозная тематика в этом зале соседствует со сказочно-былинной: здесь можно увидеть работу Павла Корина «Преподобный», «Спас на Престоле» Виктора Васнецова и – «Витязь на распутье» того же художника.

На третьем этаже музея – иконы, напоминающие о стиле русский модерн. В том числе – драгоценными окладами, по которым часто пущен растительный орнамент, произведения фирм-поставщиков Императорского и Великокняжеских дворов Павла Овчинникова, «П. Оловянишникова сыновья» и прославленных мастеров золотого и серебряного дела Кузьмы Конова, Дмитрия Смирнова, Сергея Жарова…

О подобных масштабных экспозициях можно сказать «выставка удалась», если посетитель не просто посмотрел и оценил экспонаты, а буквально – погрузился в представляемую эпоху. В Доме иконы так и происходит. Ты ходишь из зала в зал, с этажа на этаж, вглядываешься, возвращаешься к увиденному. А потом, посмотрев в зеркало той эпохи (интересно, кто смотрелся в него сто лет назад?), с удивлением увидишь себя и почувствуешь полную неуместность собственного, вроде бы вполне подходящего для XXI века вида здесь - в изысканном Серебряном веке









Экспозицию, на которую свои личные вещи музею «Дом Иконы» передали более 40 российских коллекционеров, экспонаты предоставили 4 государственных музея, «Собрание русских икон при поддержке фонда Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного», можно будет в течение всего 2013 года по адресу Москва, ул. Спиридоновка, 4, стр. 1.

Фотографии Владимира Ештокина

К 101-летию второй Русской революции

27 февраля (12 марта) всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, революционные действия рабочих сомкнулись с движением солдатских масс.

Первыми в этот день восстали солдаты учебной команды Волынского полка, затем солдаты Преображенского и Литовского полков.

Утром 27 февраля к восстанию присоединились свыше 10 тыс. солдат, днём – свыше 25 тыс., к вечеру – около 67 тыс., а на исходе следующего дня – 127 тыс. Солдаты Петроградского гарнизона вставали под знамя революции.

Совместными усилиями вооруженные рабочие и солдаты 27 февраля почти полностью овладели Петроградом.

В их руки перешли мосты, вокзалы, Главный арсенал, телеграф, Главный почтамт, важнейшие правительственные учреждения. Были разгромлены полицейские участки и захвачены тюрьмы, выпущены политические заключённые, начались аресты царских министров.

Генерал Хабалов с незначительным числом войск попытался укрепиться в здании Адмиралтейства, но 28 февраля (13 марта) вынужден был капитулировать. Пали последние бастионы царизма: Петропавловская крепость, Зимний дворец.

Попытка царя организовать карательную экспедицию во главе с генералом Н. И. Ивановым потерпела крах. Министры последнего царского правительства были арестованы и вскоре заключены в Петропавловскую крепость. Революция победила в столице.

27 февраля большевики выпустили Манифест ЦК РСДРП, который призвал к созданию Временного революционного правительства, установлению демократической республики, введению 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель, немедленному прекращению империалистической войны.

В ходе революционных событий пролетариат Петрограда приступил к созданию Советов рабочих депутатов.
На предприятиях города выборы в Совет начались 24 – 25 февраля

«… В феврале 1917 года, – писал Ленин, – массы создали Советы, раньше даже, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг. Само глубокое народное творчество, прошедшее через горький опыт 1905 года, умудренное им, – вот кто создал эту форму пролетарской власти» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 6).

Большевики стремились возглавить движение за создание Советов.

27 февраля Выборгский районный комитет организовал инициативную группу по выборам в Советы рабочих депутатов, которая обратилась к рабочим и солдатам с прокламацией:
«Настал желанный час. Народ берет власть в свои руки… Прежде всего выбирайте депутатов, пусть они свяжутся между собой. Пусть под защитой войска создастся Совет депутатов» («Революционное движение в России после свержения самодержавия. Документы и материалы», 1957, с. 5).

Вечером 27 февраля 1917 года в Таврическом дворце состоялось первое заседание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.
Выполняя волю революционного народа, Совет первыми актами проявил себя, как боевой орган революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, как «рабочее правительство» (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 18), хотя ещё неофициальное и неразвитое.

Совет пользовался безоговорочной поддержкой восставших рабочих и солдат, реальная власть находилась в его руках. Он приступил к созданию рабочей милиции и формированию районных органов народной власти, издал Приказ № 1, закрепивший революционные завоевания солдатских масс. Но революционную деятельность Совета тормозили меньшевики и эсеры.

Революция подняла к активной политической деятельности громадные мелкобуржуазные массы. Это придало размах революции, но в то же время способствовало распространению мелкобуржуазных настроений и иллюзий. Поднявшись на гребне гигантской мелкобуржуазной волны, меньшевики и эсеры сумели взять руководство в Совете в свои руки, направить его деятельность по пути соглашения и подчинения либеральной буржуазии.

О событиях начала 20 века: Февральской революции 1917 года и падении династии Романовых.

Лента полностью смонтирована из дореволюционной кинохроники, которую Шуб собрала в различных киноархивах, и материалов дворцового киноархива Николая II. Фильм положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии - документально-историческому кино.

Режиссер: Эсфирь Шуб
1927 г.

Каково историческое значение февральской буржуазно-демократической революции?

В феврале 1917 года петроградские рабочие поднялись на восстание против самодержавия. Потребовалось всего восемь дней, чтобы разрушить монархию Романовых.

В. И. Ленин, анализируя исторические условия, в которых произошло это «чудо», главную роль отводил революции 1905-1907 годов, вооружившей пролетариат богатым политическим и боевым опытом. Первая революция «глубоко изрыла почву, выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян, показала друг другу и всему миру все классы (и все главные партии) русского общества в их действительной природе, в действительном соотношении их интересов, их сил, их способов действия, их ближайших и дальнейших целей. Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907-1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до «последней черты», раскрыла всю ее гнилость…» (т. 31, с. 12).

Буквально на другой же день после победы Февральской революции в буржуазной печати появилась версия о том, что свержение царизма якобы дело русской либеральной буржуазии. С тех пор и по сей день некоторые буржуазные историки описывают февральский переворот как революцию, которую бескровно совершили думские либералы. Деятельность партии большевиков, утверждают они, не наложила отпечатка на Февральскую революцию, так как она будто бы еще не имела влияния в массах. Буржуазная историография преувеличивала и преувеличивает стихийность Февральской революции. Другая концепция сводится к утверждению, что против царизма «единодушно» выступали все классы России, все они якобы «делали» революцию. Правда, в последние годы часть зарубежных авторов отошла от этих явно антиисторических концепций. В их работах имеется признание того, что главной силой революции были массы, а буржуазная оппозиция тормозила революцию и искала сделки с царизмом.

Историческая действительность такова. Либеральная буржуазия в революции вплоть до самого крушения царизма добивалась соглашения с ним, чтобы совместными усилиями предотвратить революционное выступление народных масс и спасти монархию от неминуемого краха. Буржуазные политики в бурные дни конца февраля лишь обсуждали в Думе вопрос о дележе власти с самодержавием, тогда как рабочие и солдаты на улицах Петрограда с оружием в руках боролись за победу революции. В эти дни в столице было убито и ранено 1382 человека.

Движущими силами революции, ее творцами являлись только рабочие и крестьяне, боровшиеся за хлеб и мир, землю и свободу. Гегемоном революции выступил рабочий класс.

Многолетняя самоотверженная работа большевиков во многом подготовила те массовые выступления рабочих и солдат в феврале 1917 года, которые буржуазные историки рассматривают как чисто стихийные. В дни Февральской революции большевики были с массами, они руководили вооруженной борьбой на улицах, вовлекали в нее солдат, среди которых преобладали призванные в армию крестьяне, выступали во главе революционных сил, под ударами которых пало царское самодержавие.

Боевой союз двух главных трудовых классов, возглавляемый пролетариатом, стал решающим фактором победы Февральской революции и основой для возникновения и утверждения Советов как органов революционной власти рабочих и крестьян.

Буржуазно-демократическая революция в России, в отличие от буржуазных революций на Западе, ушла далеко вперед и создала важнейшие общественно-политические предпосылки для победы социалистической революции. В. И. Ленин в марте 1918 года говорил: «…После февральской победы… развитие революции пошло с невероятной быстротой. Русская революция дала то, чем она резко отличается от революций в Западной Европе. Она дала революционную массу, приготовленную 1905 годом к самостоятельному выступлению; она дала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, органы, неизмеримо более демократические, чем все предшествующие…» (т. 36, с. 83-84).

Февральская революция показала, что Россия прочно сохраняет роль центра международного революционного движения, каким она стала на рубеже XIX-XX веков. Февральская революция коренным образом изменила политическую обстановку в стране. Народ завоевал политические свободы. Из тюрем и ссылки вернулись тысячи революционеров. Преследуемые при царизме партии стали легальными. Страна с невиданной быстротой покрывалась сетью Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Они упраздняли полицию и другие карательные органы царизма, создавали отряды Красной гвардии и рабочей милиции, действовали во всех областях жизни как революционно-демократическая власть.

Февральская революция вызвала могучий политический подъем трудящихся. Участие в выборных революционных организациях расширяло их политический кругозор, способствовало росту их революционной активности и организованности. Все это, безусловно, облегчало переход к новому, социалистическому этапу революции.

Партия большевиков, пользуясь легальностью, получала возможность вести широкую работу в массах, влиять на их революционное сознание, критиковать соглашательство меньшевиков и эсеров, открыто разоблачать политику буржуазии и органа ее власти - Временного правительства.

Сметя царизм, Февральская революция открыла перед страной два возможных и прямо противоположных по своей классовой сути и направленности пути общественного развития. Пойдет ли Россия буржуазно-реформистским путем к капитализму, свободному от остатков феодализма, или устремится пролетарско-революционным путем к социализму - так был поставлен вопрос историей.

Победа Февральской революции дала России, можно сказать, передовой политический строй. Однако она не разрешила тех глубочайших противоречий, которые лежали в основе кризиса российского общества. Продолжение империалистической войны, разрухи и голода, политика буржуазии в аграрном, национальном и рабочем вопросах - все это свидетельствовало, что выдвинутые в ходе борьбы требования масс не осуществлены и что буржуазные и мелкобуржуазные партии не хотят и не способны их осуществлять. В этих условиях единственным путем выхода из политического, социального и экономического кризиса был переход от буржуазно-демократической революции к социалистической.

Основным во взаимоотношениях классов и партий между Февралем и Октябрем и стала борьба за один из этих путей. Социалистический путь являлся для страны жизненной необходимостью. В. И. Ленин отмечал, что большевики открыто говорили об этом, разъясняя народу, что остановиться на буржуазно-демократическом этапе революция теперь не сможет, «ибо ушла вперед страна, шагнул вперед капитализм, дошло до невиданных размеров разорение, которое потребует (хочет ли этого кто-нибудь или нет), потребует шагов вперед, к социализму. Ибо иначе идти вперед, иначе спасать страну, истерзанную войной, иначе облегчать муки трудящихся и эксплуатируемых нельзя» (т. 37, с. 311).

Кораблёв Ю.И.,

Октябрьская революция. Вопросы и ответы. 1987 г.