4.5. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Бородина Е.Н., аспирантка Московского нового юридического института, преподаватель юридических дисциплин в Московском колледже профессиональных технологий

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова: субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию, содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Borodina Elena Nikolaevna, post-graduate student MNUI, the teacher of legal disciplines in the Moscow college of professional technologies

Annotation: Article is devoted consideration of the question, the concerning maintenance of legal relationship on obligatory social insurance and subjects of relations on obligatory social insurance.

Keywords: subjects of legal relationship on obligatory social insurance, the maintenance of legal relationship on obligatory social insurance

Правоотношение - это связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Содержание правоотношения составляют права и обязанности субъектов.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники соответствующих отношений. К ним относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

Центральным субъектом социально-страховых правоотношений является застрахованное лицо, т.к. вся система обязательного социального страхования направлена на реализацию его прав Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Работающие по трудовому договору граждане как субъекты обязательных социально-обеспечительных

страховых правоотношений и их правомочия, как правило, определены законодательно. Трудовой кодекс РФ в ст. 1 рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми, т.е. входящими в предмет трудового права, относя их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников выступает в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.2 ТК РФ). В ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование, а ТК РФ ст. 22 - обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование работников. Нормы ТК РФ о социальном страховании являются отсылочными, т.к. данные общественные отношения регулируются специальными федеральными законами.

Работник считается застрахованным лицом с момента начала выполнения трудовой функции. Он автоматически становится субъектом обязательных социально-страховых правоотношений, т.к. они возникают в силу закона независимо от волеизъявления лица. Обязанность по страхованию работников по найму возложена на работодателя как на страхователя в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Адвокаты, индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ .

Для граждан, работающих по гражданско-правовому договору услуг или подряда, как субъектов данных правоотношений социально-страховые отношения

становятся обязательными при наличии соглашения сторон - заказчика и исполнителя и последующей регистрации в исполнительных органах ФСС РФ .

На иностранцев и апатридов распространяется так называемой иностранный режим т.е. они пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и российские граждане. Привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел при наличии заключения органа занятости населения .

Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, застрахованное лицо должно обладать таким юридическим качеством как правосубъектность. Правосубъектность - это способность иметь права и осуществлять обязанности, быть субъектом правоотношений. Дееспособность- это качество субъекта права, необходимое ему для того, чтобы самостоятельно приобретать права и выполнять обязанности, становится участником правоотношений. В основном социальностраховом правоотношении застрахованное лицо выступает как управомоченный субъект. Обязанности, связанные с реализацией права на обеспечение по социальному страхованию, охватываются содержанием процедурных правоотношений по назначению соответствующих выплат. Поэтому недееспособное лицо может выступать субъектом основных социальностраховых правоотношений, которые являются материальными. В процедурных правоотношениях выступает его законный представитель .

Единой позиции среди специалистов по вопросу о моменте возникновения социально-страховой правоспособности нет. Признавая абстрактный характер со-

циально-обеспечительной правоспособности Р.И.

Иванова выделяла специальную правоспособность -видовую и подвидовую.

Если рассматривать социальное страхование как вид социального обеспечения, то социально-страховую правосубъектность граждан можно назвать видовой. Появляется она с того момента, когда гражданин становится застрахованным. Например, для наемного работника - это момент заключения трудового договора, для индивидуального предпринимателя - регистрация в качестве плательщика страховых взносов и т.д. подвидовая правосубъектность застрахованного лица возникает в различные сроки в зависимости от вида страхового риска. Если социальное страхование носит ярко выраженный рисковый характер, что имеет место, например, при страховании на случай инвалидности, то правосубъектность наступает с момента регистрации лица в качестве застрахованного потому что субъективное право на обеспечение по «рисковым» видам социального страхования не зависит от стажа работы или страхования. В других видах страхования правосубъектность как бы «накапливается» в течение трудовой деятельности одновременно с увеличением продолжительности трудового (страхового) стажа и возраста .

Страхователи (работодатели) в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах социального страхования»- это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. По нашему мнению, в основу классификации работодателей на виды должна быть положена совокупность признаков, установленных трудовым законодательством, для признания лица возможным носителем работода-тельской правосубъектности и позволяющих отделить его от работодателей другого вида. Этот термин необходим науке современного трудового права для отражения всего многообразия субъектов, могущих выступать в качестве стороны работодателя при заключении трудового договора. Именно в данном значении можно приравнивать его к термину «носители работо-дательской правосубъектности», т.к. в данном случае он не будет сведен к термину «организационноправовые формы», который пригоден только для характеристики юридических лиц, в силу чего не охватывает всех субъектов, имеющих возможность на основании ст. 20 ТК РФ выступать в качестве работодателя. То же самое можно сказать о филиалах и представительствах, которые не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это не означает, что они лишены и трудовой правосубьектности.

Таким образом, к числу работодателей отнесены:

Юридические лица (организации) вступившие в трудовые отношения;

Физические лица, вступившие в трудовые отношения;

Иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Как правило, в качестве работодателя выступают юридические лица независимо от их организационноправовых форм собственности. Для классификации юридических лиц используют такой критерий, как организационно-правовая форма. Под организационноправовой формой понимают совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. Современное законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО (ЗАО, ОАО), производственный кооператив (артель), федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта федерации и.т.д.

В современной литературе по трудовой праву высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте возникновения трудовой правосубъектности работодателя, - юридического лица. Среди них можно выделить 2 основные:

1. Этим моментом является момент издания административного акта государства, констатирующего наличие трудовой правосубъектности у конкретного лица. В частности, таким актом является акт государственной регистрации работодателей в качестве юридического лица

2. Согласно другой точке зрения, регистрация юридических лиц - это момент возникновения не трудовой, а гражданской правосубъектности, которая является лишь предпосылкой возникновения трудовой правосубъектности. Трудовая правосубъектность возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за нанимаемых работников во внебюджетные фонды .

Момент возникновения гражданской правоспособности юридического лица определен в законе четко - это момент государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Возникновение работодательской правосубъектности у иностранного физического лица закон связывает с получением специального разрешения на работу (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан) .

Не изменяя существа понятия трудового договора, сформулированного в ст. 56 ТК РФ, Закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ внес важные изменения в правовой статус сторон и содержание. Поэтому в ст. 20 ТК РФ в редакции Закона от 30 июня 2006г. №90-ФЗ проводится ветхое разграничение работодателей на две категории: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и физические лица, заключающие трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (секретари, водители, няни и.т.п.).

Основные изменения касаются первой категории. В нее входят несколько групп работодателей. Во-первых, это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - важное условие законности их

предпринимательской деятельности, вытекающее из ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, это частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Хотя эти лица впервые названы в ТК РФ работодателями, их право выступать в таком качестве уже было закреплено в других актах федерального законодательства. В -третьих, это лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности.

Вторая группа работодателей - физических лиц -это физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (водители, секретари, няни, и.т.п.) Поскольку эти работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью, их правовой статус существенно отличается. Работодатели, входящие в группу индивидуальных предпринимателей по своему статусу фактически приравнены к работодателям - юридическим лицам. Они лично представляют свои интересы при проведении коллективных переговоров, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, и.т.д. словом, наделены правами и обязанностями, характерными для работодателя при коллективном кооперированном труде. Естественно, что эти правомочия отсутствуют у физических лиц, наделенных правом заключать трудовые договоры в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания этих лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства, но с письменного согласия их попечителей. В этих же целях могут заключаться трудовые договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными. Договоры в этом случае от имени недееспособных заключают их опекуны . Что касается возможности несовершеннолетнего лица (как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и нет) принимать наемных работников на основании трудового договора, то по мнению большинства ученых, такое право гражданин может приобрести только при условии достижения 18-летнего возраста .

Страховщиками, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщиками выступают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Последние формально не являются страховщиками, но фактически выполняют часть их функций - аккумулирование и распределение денежных средств на ОМС. Указанные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую) правосубъектность . Как отмечает В. П. Галаганов, страховщики в отношениях по обязательному социальному страхованию преследуют исключительно публичные, т.е. общественно значимые цели. Наступление страхового случая отличается высокой степенью вероятности, что затрагива-

ет интересы значительного числа граждан. . В последние годы круг субъектов организационно-управленческих отношений в сфере обязательного социального страхования расширился. Помимо традиционных его участников (страхователи, страховщики, органы государственной власти) в отношения включены органы налоговые и федерального казначейства, НПФ и управляющие компании.

В настоящее время законодательство определяет фонды как некоммерческие организации. Однако, правовой статус фондов, их статус как субъектов оперативного управления социального страхования вызывает множество вопросов.

В соответствии с ч. 2 ГК РФ и положениями ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», для целей своей деятельности некоммерческим организациям разрешено вступать в различные договорные отношения. . Фонды социального страхования в такие отношения вступать не могут, поскольку гражданским законодательством это запрещено. Например, п.2. ст. 143 БК РФ говорит, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяются федеральным законом в соответствии с кодексом. Соответствующие федеральные законы о подобных фондах не приняты. Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом. Учредителями фонда согласно ГК РФ могут быть граждане и (или) юридические лица, но не органы государственной власти, так как передача государственного имущества фондам означала бы отчуждение его в частную собственность, что возможно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о приватизации (ст. 217, 235 ГК РФ). Социально-страховые фонды действуют в организационно-правовой форме учреждения, а не фонда как такого. Наименование фондов государственными учреждениями не соответствует их организационно-правовой форме .

Таким образом, социально-страховые фонды с точки зрения норм гражданского права в силу специфики своей деятельности не могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим организациям, фондам.

Все вышеуказанное позволяет говорить о наличии особого, двоякого рода статуса рассматриваемых фондов: финансово-правовой и условно-правовой статус. Под финансово-правовым статусом понимается правовое положение социально-страховых фондов в финансовых правоотношениях, содержанием которого является совокупность прав и обязанностей, реализуемых через свои органы управления как субъектов права. Правовой статус указанных средств фондов также имеет свои особенности. Они только формально находятся в федеральной собственности, не входят в состав общей бюджетной системы и не подлежат изъятию, имеют строго целевое назначение, установленное законом, хранятся на счетах Центробанка. Правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны фондов определяется как «оперативное управление». Также особенностью статуса фондов можно считать наличие у них бухгалтерского баланса, общего финансового плана, что отличает их от других юридических лиц, которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ должны иметь или самостоятельный баланс, или смету расходов. Несмотря на то, что фонды обязательного социального страхования имеют особый правовой статус, отличающийся от статуса органов исполнительной власти и других государственных учре-

ждений, в них имеется много сходных черт с административно-правовым статусом органов государственного управления. Поэтому их статус условно можно назвать административным . Социальностраховые фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Но несмотря на то, что они не признаны органами государственного управления официально, фактически исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время организационно-правовые основы деятельности фондов нуждаются в совершенствовании. Термин «фонд» в законодательстве РФ многозначен, используется в гражданско-правовом и финансово-правовом аспектах. Статус социально-страховых фондов в качестве финансово-кредитных учреждений не подпадает ни под одно из определений форм некоммерческих организаций, предусмотренных гражданским законодательством.

На современном этапе необходимо создать правовую модель внебюджетных социальных фондов, которая объединяла бы все особенности, необходимые для надлежащего осуществления фондами полномочий в системе социального страхования. Определяющим звеном в правовом статусе фондов должно быть их признание страховщиками в системе социального страхования. Все остальные элементы правового статуса являются второстепенными и призваны обеспечить надлежащее выполнение фондами функций страховщиков .

Необходимо отметить также, что существуют правоотношения, связанные с осуществлением социального страхования, в которых субъектом выступает непосредственно государство. К их числу относятся, например, международно-правовые отношения, опосредующие заключение и реализацию международных договоров и соглашений о социальном страховании.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. В настоящее время система социального страхования включает несколько его видов и обеспечение предоставляется дифференцировано по видам страхования, субъективные права на предоставление тех или иных видов обеспечения по страхованию могут возникать у застрахованного лица в разное время при наличии различных условий. Например, при наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением социально-страхового обеспечения, а страховщик (страхователь) обязаны рассмотреть заявление гражданина в течение определенного срока и принять решение о назначении выплаты или отказе в ней. При принятии положительного решения возникает материальное социально-страховое правоотношение, предусматривающее право гражданина на страховые выплаты, услуги и обязанность страховщика или иного субъекта их предоставить. При отказе в назначении страховых выплат или предоставлении услуг у застрахованного лица возникает право на обжалование решений страховщика в его вышестоящие инстанции, которые обязаны принять заявление и рассмотреть его по существу. В данном случае возникают процессуальные правоотношения.

Страховщик, страхователь исполняют обязанности по формированию фонда денежных средств социального страхования, по предоставлению социальнострахового обеспечения и т.д. Данные обязанности реализуются как в материальных, так и процедурных правоотношениях по социальному страхованию, корреспондируя правам соответствующих субъектов .

Однако, права работника по существу не являются гарантированными, т.к. в законе нет норм об ответственности работодателя, не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Хотя в КЗоТ такие нормы также отсутствовали, государство гарантировало каждому работнику по трудовому договору как застрахованному лицу социальное страхование в силу закона, а не фактической уплаты страхователем страховых взносов за него .

Если бы прежнее правило сохранилось в Трудовом кодексе в порядке преемства, то право на обязательное социальное страхование являлось бы действительно гарантированным, а не производным от воли работодателя, который, как показывает практика, является экономически сильной стороной и, как страхователь в обязательном социальном страховании, не считает себя связанным таким обязательством и обязанной стороной правоотношения данного страхования . В правовом регулировании отношений в сфере обязательного социального страхования обозначилась тенденция наступления на права застрахованных .

Таким образом, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования. Необходимо отметить, что статус страховщиков недостаточно четко определен в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым принять федеральный закон, регулирующий их специфический правовой статус, более конкретно определяющий их права и обязанности в данной сфере общественных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. Однако, как отмечалось ранее, это право в настоящее время не является гарантированным ввиду отсутствия норм об ответственности работодателя не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Для того, чтобы устранить данную негативную тенденцию, предлагается внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми работник будет считаться застрахованным лицом в силу закона, а не фактической уплаты за него страховых взносов и соответственно определить ответственность работодателя за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов, например, в виде денежного взыскания.

Список литературы:

1. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. док.юр.наук., Спб., 2003.

2. В.П. Галаганов Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н., 2009г.

3. Трудовое право России: Учебник/под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., Юристъ. 2002.

4. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства, - Ярославль, 1997.

5. Глазырин В.В. Договоры о труде с иностранными гражданами в России// Справочник кадровика. 2004. №5.

6. Стороны и содержание трудового договора в обновленном Трудовом кодексе РФ В.В. Глазырин// «Цивилист», 2007, №1.

7. Бойченко Т.А. Правовой статус работодателя. Автореферат канд. юрид. наук. - М. 2003.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Норма, 2000.

9. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование// Новый Трудовой кодекс Российской Федерации (материалы Всероссийской научно-практической конференции)/ отв. ред. К.Н. Гусов. - М., 2004.

1. Fedorova M. Ju. Theoretical problems of legal regulation of social insurance: The dissertation of the doctor of jurisprudence, Spb., 2003.

2. V.P.Galaganov Legal regulation of relations on obligatory social insurance (a theory and practice problem) The dissertation of the doctor of jurisprudence, 2009г.

3. The labor law of Russia: S.P.Mavrina, E.B.Hohlova"s

Textbook/under the editorship of.-М, Jurist. 2002.

4. Lushnikova M.V.State, employers and workers: history, the theory and practice of a legal mechanism of social partnership, -Yaroslavl, 1997.

5. Glazirin V.V.Contracts about work with foreign citizens in Russia//the Directory of the personnel officer. 2004. №5.

6. The parties and the maintenance of the labor contract in the updated Labour code of the Russian Federation of V.V.Glazyrin//"Tsivilist", 2007, №1.

7. Boichenko T.A. Legal status of the employer. The author"s abstract the candidate of jurisprudence. - M. 2003.

8. Vinnickii D.V. Subjects of the tax right. - М: Norma, 2000.

9. Tuchkova E.G.Maintenance of the right of workers to obligatory social insurance//the New Labour code of the Russian Federation (materials of the All-Russia scientifically-practical conference) / the editor-in-chief K.N.Gusov. - М, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Е.Н.Бородиной «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию».

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме современного российского трудового права. Легальное включение в предмет трудового права отношений по обязательному социальному страхованию породило целый ряд проблем, связанных с разграничением предмета трудового права и права социального обеспечения. К сожалению, в науке трудового права этой проблеме посвящено незначительное число исследований. В этой связи представляется весьма важным поддержать курс юридической науки на продолжение этой работы.

Статья раскрывает правовой статус субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию, а также раскрывает их содержание. Материал основан на научной литературе, новейшем законодательстве. Представляются конструктивными и предложения автора, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Полагаю, что представленная работа может быть опубликована в научном журнале.

Профессор,

д.ю.н. М.О. Буянова

Благодир А. Л.

На основе действующего законодательства рассмотрена структура правоотношения по обязательному социальному страхованию. Установлено, что в качестве объекта указанного правоотношения является деятельность, определенное поведение страхователя - работодателя в отношении застрахованного лица (работника). Определение объекта правоотношения позволило автору выделить субъекты, субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

В статье представлена рецензия на издание: Nationales Strafrecht in rechtsvergleichender Darstellung. Allgemeiner Teil. Teilband 1. Grundlagen, Teilband 2. Gezetzlichkeitsprinzip internationaler Geltungsbereich., Begriff und Systematisierung der Straftat, Teilband 3. Objektive Tatseite. Subjektive Tatseite. Strafbares Verhalten vor der Tatvollendung/Hrsg. Ulrich Sieber, Karin Cornils. Freiburg: MPI fur auslandisches und internationales Strafrecht. Berlin: Duncker&Humblot, 2008

Предлагаемое читателю издание посвящено актуальным проблемам развития трудового законодательства РФ. В нем содержится значительный материал, включающий в себя все изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с авторским комментарием к наиболее значимым новеллам, а также примерные образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, алгоритм действий сотрудника отдела кадров при приеме работника на работу. Данную книгу следует рассматривать как практическое пособие для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов юридических и кадровых служб, а также может быть использовано для учебных целей студентами, изучающими трудовое право.

В статье анализируются перспективы реформирования трудового законодательства, ТК РФ, реформирование трудового законодательства, принцип недопустимости злоупотребления правом, трудовой договор, испытание при приеме на работу, дифференциация трудовых отношений.

Статья посвящена анализу взаимодействия шариата с современным российским правом. Отмечаются причины внимания к этой проблеме. Приводятся примеры практики реализации норм шариата в нашей стране. Приводятся аргументы за и против обращения к шариату в правовом развитии современной России. Выделяются три основные модели взаимодействия шариата с современным российским законодательством

Под науч. редакцией: В. Каныгин , С. В. Изосимов , А. Чупровая Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 14-15 сентября 2007 года. Публикуемые статьи отражают авторские позиции, в том числе дискуссионного характера. В сборнике анализируется состояние законодательства, определяются пробелы правового регулирования отдельных общественных отношений и предлагаются варианты направлений совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Н. Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр "Юридическая техника", 2007.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21-23 сентября 2006 года.

В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» - научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании института экспертизы диссертаций, спровоцированные отказом ВАК в утверждении его в степени доктора юридических наук.

Идея легализации дачи взятки для некоторых случаев коррупции была высказана К. Басу в 2011 году и получила название подход Басу . В данной работе обсуждаются эффекты, которые может повлечь применение этого подхода в полной мере. С помощью теоретико-игровой модели показано, что хоть сама по себе легализация дачи некоторых взяток может привести к определенным положительным последствиям, возвращать уплаченную чиновнику сумму, как это предлагает К. Басу, иногда может быть плохой идеей. Возможность вернуть уплаченную взятку может стимулировать взяткодателей рисковать большими суммами, тем самым повышая благосостояние чиновников-коррупционеров.

Панченко П. Н. В кн.: Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2007 года. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 60-71.

Анализируется гуманитарное содержание уголовного законодательства, вносятся предложения по восполнению пробелов в нем путем совершенствования соответствующих его положений и практики их применения. Предлагается, в частности, полнее описать принцип гуманизма, конкретизировать обстоятельства, смягчающие наказание, а также ряд статей УК РФ об ответственности за преступления, прямо или косвенно посягающие на интересы личности.

В главе рассматриваются: история развития лизинга; принципы формирования современных лизинговых правоотношений; аналитическая информация о лизинговых компаниях; особенности проведения лизинговых операций; различные виды и формы лизинга; методика расчета лизинговых платежей; преимущества финансового лизинга по сравнению с другими способами финансирования приобретения оборудования.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

ФИЛИМОНОВА Светлана Александровна
преподаватель Института непрерывного образования Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

В теории права отношения, составляющие предмет регу­лирования отрасли права, представляют собой некую научную абстракцию, так как, эти отношения еще не конкретизируют правовых связей потенциальных субъектов, а лишь определя­ют сферу регламентации права в целом и конкретной отрас­ли в частности. Реальные связи субъектов объективно могут существовать лишь в жизни, когда уже не предполагаемые, а действительные участники начнут взаимодействовать между собой. Таким образом, на практике эти отношения выража­ются в конкретной связи субъектов, порождая многообразие правоотношений.

Как известно, в общетеоретическом смысле правоотноше­нием является урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого становятся носителями субъ­ективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством

Само по себе, любое правоотношение представляет слож­ную систему, состоящую из различных элементов и структур­ных связей между ними. В теории права в качестве элементов правоотношения выделяют конкретных субъектов правоот­ношения, их права и обязанности, составляющие содержание правоотношения, объект правоотношения, а также юридиче­ские факты как основания возникновения, изменения и пре­кращения правоотношения.

Проблема определения объекта правоотношения в те­оретическом аспекте относится к наиболее дискуссионным.

Обусловлено это, прежде всего, многообразием отношений, составляющих предмет той или иной отрасли права.

При этом, теория права не дает однозначного ответа в определении общего понятия объекта правоотношения, от­давая инициативу ученым-отраслевикам, поскольку объект правоотношения всегда индивидуален в зависимости от сфе­ры правового регулирования.

В то же время, значение объекта правоотношения при­знается теоретиками существенным.

Так, по мнению Ю. К. Толстого: «Всякое правоотношение выполняет определенную служебную роль по регулированию лежащих в его основе общественных отношений, явлений, процессов. Поэтому безобъектных, т.е. ни на что не направ­ленных, ни на что не воздействующих правоотношений быть не может».

Эту позицию разделяет М. Н. Марченко, обосновываю­щий принципиальность вопроса об объектах правоотноше­ний тем, что только наличие объектов, наряду с субъектами, вызывает необходимость и оправдывает сам факт возникно­вения и существования правоотношения. Отсутствие объекта права лишает смысла существование любого правоотноше­ния. По его мнению, в обществе нет и не может быть правоот­ношений не только бессубъектных, но и безобъектных.

Следует отметить, что в советский период, учеными- правоведами уделялось самое пристальное внимание изуче­нию объекта правоотношения. Как указывает Ю. К. Толстой, в классической теории государства и права того периода суще­ствовало две точки зрения. Согласно первой из них, объектом правоотношения является то, по поводу чего правоотношение устанавливается (здесь автор ссылается на мнение Н. Г. Алек­сандрова). Согласно второй, под объектом правоотношения следует понимать то, на что правоотношение направлено (учитывается мнение О. С. Иоффе) 4 .

Ученый поддерживал вторую точку зрения, указывая, что правоотношение является особым идеологическим отношени­ем, при посредстве которого (через которое) норма права воз­действует на фактическое общественное отношение. Из этого, по его мнению, следует, что норма права и правоотношение имеют один и тот же объект, каковым является фактическое общественное отношение, при этом общественное отношение является общим объектом всякого правоотношения.

Одноименные правоотношения, к примеру, трудовые правоотношения, безусловно, имеют схожие элементы, но при этом, отличаются и особой индивидуальностью, обуслов­ленной конкретикой трудовой деятельности каждого работ­ника - субъекта правоотношения.

К примеру, А. П. Дудин рассматривает объект правоотно­шения, непосредственно, во взаимодействии его с субъектами правоотношения. По его мнению, это необходимо не потому, что так угодно тому или иному автору, а потому, что это един­ственный правильный общий научный философский подход к исследованию специальной правовой проблемы, позволяю­щий при дальнейшем исследовании «рассматривать и «трак­товать» юридические категории «субъект правоотношения» и «объект правоотношения» в их «свободном своеобразии».

Таким образом, объект правоотношения заслуживает са­мого пристального внимания и исследования, поскольку яв­ляется поводом правового взаимодействия субъектов, в части возникновения у них субъективных прав и обязанностей.

Как известно, отношение по обязательному социальному страхованию в настоящее время включено в предмет регули­рования трудового права на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых норматив­ных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Исследуя отношение по обязательному социальному страхованию, как часть предмета трудового права, очень важно на основе рассмотренного выше общетеоретического подхода выявить и такой его элемент, как объект правоот­ношения. Однако, до рассмотрения данного вопроса, целе­сообразно остановиться на субъектном составе исследуемого правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова­ния» к субъектам отнесены: работодатели - организации лю­бой организационно-правовой формы, в том числе и гражда­не (если работодатель физическое лицо), наделенные правом заключать трудовые договоры, и работники - граждане Рос­сийской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовое правоотношение.

Как уже было сказано, вопрос об объекте правоотноше­ния остается в юридической науке наиболее дискуссионным. Не углубляясь в теоретическое обоснование вопроса, а имен­но, монистическую теорию единого объекта, которая в каче­стве объекта рассматривает человеческое поведение, а также плюралистическую теорию, обосновывающую множествен­ность объектов правоотношений, будем исходить из обоб­щенной классификации объектов.

Суммировав и обобщив различные суждения, М. Н. Мар­ченко в качестве видов объектов различных правоотношений выделил следующие:

а) материальные блага, предметы материального вида - вещи;

б) результаты интеллектуального творчества;

в) поведение людей - их определенные действия или без­действие, а также последствия, результаты того или иного по­ведения;

г) личные неимущественные и иные социальные блага, служащие удовлетворению интересов и потребностей участ­ников правоотношений, по поводу которых возникают у сто­рон юридические обязанности и субъективные права.

Следует отметить, что указанная классификация основа­на, прежде всего,на гражданском законодательстве, в котором объекты правоотношений четко определены и закреплены правовой нормой.

Сложнее определить объект правоотношений, в которых субъективные права и обязанности возникают по поводу опре­деленного поведения субъектов, выражающегося в их действи­ях или бездействиях. К примеру, трудовое правоотношение и иные, тесно связанные с ним правоотношения, имеют спец­ифические объекты, обусловленные особенностями трудовой деятельности и спецификой самой отрасли трудового права.

Рассмотрим указанные выше виды объектов примени­тельно к правоотношению по обязательному социальному страхованию.

Как уже говорилось, объект правоотношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. Можно ли рассматривать в качестве объекта право­отношения по обязательному социальному страхованию кон­кретное материальное благо, к примеру страховые пенсии или пособия? Безусловно, нет. Перечисленные виды социального обеспечения будут объектами материального правоотноше­ния, но урегулированного нормами другой отрасли права, а именно -права социального обеспечения.

При этом, само отношение по обязательному социаль­ному страхованию в рамках трудового права следует рассма­тривать в качестве предпосылки возникновения отношений по материальному обеспечению застрахованных работников при наступлении того или иного страхового случая.

Следует заметить, что право на обязательное социаль­ное страхование и право на материальное обеспечение в по­рядке обязательного социального страхования по времени их возникновения могут и не совпадать. К примеру, бывший работник имеет право на выплату пособия по временной не­трудоспособности в случае, если заболевание или травма на­ступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы, то есть, когда правоотношение по обязательному социальному страхованию уже прекращено. В то же время, у застрахованного работника, находящегося в отпуске без со­хранения заработной платы, в случае наступления временной нетрудоспособности в этот период, право на указанное посо­бие не возникает 14 , несмотря на наличие правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, материальное благо не является объек­том правоотношения по обязательному социальному страхо­ванию.

Ошибочно также будет полагать, что страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являются объектом правоотно­шения по обязательному социальному страхованию. Посколь­ку, за счет страховых взносов, в первую очередь, формируется целевой финансовый источник, гарантирующий социальное обеспечение застрахованных лиц. В процессе его формирова­ния работодатели (страхователи) вступают в отношения с вне­бюджетными фондами - Пенсионным фондом России (ПФР), Фондом обязательного социального страхования РФ (ФСС РФ), Фондом обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ), наделенных государством функциями страховщиков. Данные отношения не относятся к предмету регулирования трудового права и регламентированы нормами администра­тивного и финансового права. Следовательно, страховые взно­сы следует рассматривать в качестве объектов правоотноше­ний, регулируемых этими отраслями права.

При определении объекта правоотношения по обязатель­ному социальному страхованию, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из факта его возникновения, исклю­чительно, в силу закона по воле государства. Само название «обязательное» предполагает наличие определенных законом обязательств у работодателей, являющихся страхователями. Надлежащее выполнение работодателем этих обязательств, а именно, совершение определенных действий, регламентиро­ванных законами, и является объектом правоотношения по обязательному социальному страхованию.

К этим действиям следует, прежде всего, отнести обя­зательную уплату (а не сами страховые взносы, как указыва­лось выше) работодателями в установленные сроки и в надле­жащем размере страховых взносов (пункт2 части 2 статьи 12 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования») и целый ряд действий, обусловленных этими платежами. К примеру, «ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов», информирование территориальных органов стра­ховщика «о создании, преобразовании или закрытии обосо­бленных подразделений».

Надо отметить, что одни действия работодателя, такие как обязательность уплаты страховых взносов, будут идентич­ными по всем видам обязательного социального страхования, другие же предполагают определенную специфику, обуслов­ленную особенностями страховых случаев.

Так, законодатель обязывает работодателей (страхова­телей) «расследовать страховые случаи», произошедшие в процессе производственной деятельности. Указанная норма закреплена в трудовом законодательстве в части обеспечения прав работников на охрану труда, а именно, в порядке рас­следования несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной дея­тельности работодателя.

Следовательно, при конкретизации обязательных дей­ствий работодателей как страхователей в качестве объекта правоотношения по обязательному социальному страхова­нию следует исходить, прежде всего, из специфики норм и страховых случаев, регламентированных федеральными за­конами: от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном соци­альном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 15 декабря 2001 г. N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспо­собности и в связи с материнством»; от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Помимо действий работодателя по выполнению своих обязательств в области обязательного социального страхова­ния, в качестве объекта правоотношения, также следует рас­сматривать и право работника, как застрахованного лица, требовать своевременного и в полном объеме, в соответствии с федеральными законами, выполнения этих обязательств.

Данное право, в частности, реализуется в гарантиях бес­препятственного получения от работодателя (страхователя) информации о начислении страховых взносов и осущест­влении контроля за их перечислением, а равно, получении справки о сумме заработка, с которого производились эти начисления. Перечень прав работника, как застрахованного лица, также закреплен в указанных выше нормативных актах.

При этом, следует отметить, что отсутствие кодификации в области обязательного социального страхования, а также единой правовой терминологии приводит к сложности вос­приятия правовых норм, регламентирующих права и обязан­ности субъектов правоотношения по обязательному социаль­ному страхованию.

Таким образом, действия работодателей являются в силу законов их безусловными обязанностями, равно как и права застрахованного составляют не только объект правоотноше­ния по обязательному социальному страхованию, но и фор­мируют его содержание.

Резюмируя изложенное, полагаем, что объектом право­отношения по обязательному социальному страхованию сле­дует считать выполнение работодателем своих обязательств, а именно, совершение определенных действий, вытекающих из законов, и право застрахованного работника требовать в сроки и в объеме, указанные законом, выполнения работодателем этих обязательств.

Вопрос - ответ

В Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными. Так как Ваш ребенок уже освоил программу общего образования, дальнейший выбор учебной программы зависит только от его желания.

Психолого-педагогическая, медицинская или социальная помощь может быть оказана только на основании заявления или согласия в письменной форме родителей/законных представителей (ст.42 Федерального закона № 273-ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) регулирует, что заключение комиссии носит для детей рекомендательный характер. Это означает, что комиссия может рекомендовать обучение в специализированной школе, но последнее слово и решение останется за родителями ребенка.

  • 14.01.2019 - Часто задаваемые вопросы - Статус организации , Сотрудники организации , Допобразование , Дополнительное профобразование

    Наша организация (частное образовательное учреждение допобразования) занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ дополнительного профессионального образования. Специфика - обучение английскому. Пришло распоряжение о проведении внепл

    Вопрос - ответ

    1. Относительно допустимости проведения внеплановой проверки

    В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Под контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам определенных мер. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Вы указали, что Вам пришло распоряжение о проведении внеплановой проверки, однако, в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

    1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

    2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования.

  • 14.01.2019 - Вопросы работников дополнительного образования - Допобразование

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена 07.05.2013г. В приложении к лицензии в графе «Направленность образовательной программы» прописано «Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности». Нужно ли получ

    Вопрос - ответ

    Лицензию необходимо переоформить. Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с данным Законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года. Закон об образовании вступил в силу (за исключением некоторых положений, к которым не относятся положения о лицензировании образовательной деятельности) с 1 сентября 2013 г. Следовательно, лицензии, выданные ранее 1 сентября 2013 г. должны быть переоформлены до 1 января 2017 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации пропущен срок переоформления.

    Здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. Следовательно, нет необходимости получать новую лицензию.

    Рассмотрим вопрос юридической ответственности за допущенный в данной ситуации пропуск срока переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности.

    Статья 19.20 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

  • Статья 14. Язык образования

    • проверено сегодня
    • закон от 01.01.2019
    • вступила в силу 30.12.2012

    Ст. 14 Закон об образовании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Сравнить с редакцией статьи от 30.12.2012

    В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьёй не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.