Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Как известно, идеальных людей не бывает, и у каждого из нас имеется хоть и небольшой, но недостаток: у кого-то проблемная кожа, кто-то страдает от лишнего веса или чрезмерной худобы, а для некоторых предметом недовольства является форма носа или цвет волос. Конечно же, большинство внешних недостатков можно если не исправить, то замаскировать с помощью косметики или одежды. Однако встречаются и такие недостатки, которые нельзя спрятать, с ними можно только бороться с помощью специалистов. К одним из таких недостатков относятся дефекты речи, избавиться от которых помогают логопеды.

Отметим, что в современном обществе профессия логопеда имеет особое значение, поскольку ее представители помогают нам лучше понимать друг друга. Ведь если человек не заикается или правильно выговаривает все буквы, то он не только свободнее себя чувствует во время общения с другими людьми, но и его гораздо легче понять. Кстати, если вы думаете, что стать логопедом может любой человек, то глубоко заблуждаетесь. И прочитав данную статью, в которой мы постараемся рассказать обо всех особенностях этой профессии, вы поймете почему.

Кто такой логопед?


Высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи - по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться "богатым" прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, "возрастное" разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к "пациентам". Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать логопед?


Дефекты речи зачастую становятся причиной различных комплексов, которые иногда могут проявляться в агрессии или депрессивном состоянии, поэтому в своей работе логопедам приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Кроме того, эффективно выполнять свои обязанности логопедам помогут такие личностные качества, как:

  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность;
  • тактичность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • способность быть убедительным.

Конечно же, все эти личностные качества не помогут, если логопед не будет иметь за плечами огромнейший багаж знаний. Причем не только в сфере логопедии (в том числе, владеть самыми современными методами и приемами коррекции того или иного дефекта речи), но и педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как психологические, так и физиологические нарушения, и логопед должен не только выявить эту причину, но и порекомендовать человеку специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта (например, если проблема речи возникла из-за врожденного дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи).

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно "полезности" и возможности помогать людям. Однако помимо "духовных" преимуществ эта профессия имеет и несколько "материальных". К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую "географию" трудоустройства - логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность - услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).

Недостатки профессии логопеда


Но не стоит думать, что логопеды "катаются, как сыр в масле", и не имеют никаких проблем. Имеются в их работе и недостатки. Основным недостатком профессии логопед можно назвать огромные затраты эмоциональных и физических сил. Достаточно часто логопеду приходится выступать и в роли психотерапевта, готового не только выслушивать, но и сопереживать.

Еще одним явным недостатком этой профессии многие логопеды называют необходимость ведения огромного количества различной документации (особенно, если специалист трудится в госучреждении). При этом "бумажная" работа, как правило, не включена в основное рабочее время, из-за чего специалистам приходится тратить свое свободное время на "писанину".

Ну и самое главное, логопед никогда не может быть полностью уверен в успехе своей работы, поскольку очень многое зависит не только от уровня его профессионализма, но и от желания и работоспособности самого "пациента".

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения - постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.).

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России , которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся.

ББК 74.3

Рецензенты:

Корнева Елена Павловна, зам. директора МАДОУ д\с «Жемчужинка», г. Нижний Тагил

Евсюкова Т.А., старший преподаватель кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей

П 79 Проектирование деятельности логопеда в контексте ФГОС дошкольного образования / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал; авт.-сост. О. Н. Сенова, Т. В. Лисина, М. В. Уманская. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 79 с.

В методических рекомендациях раскрываются подходы к организации и содержанию профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также представлено программно-методическое обеспечение деятельности логопеда на основе опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.

© НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016

Введение…………………………………………………………………….4

1. Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования……………………………………………….6

2. Проектирование содержания деятельности логопеда в дошкольной образовательной организации…………………………………………………..20

3. Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности логопеда (из опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил)………………………………………………………………………….…..30

Заключение…………………………………………………………………..66

Список литературы………………………………………………………….67

Приложение 1………………………………………………………………70

Приложение 2………………………………………………………………..73

Приложение 3………………………………………………………………..77

Введение

На сегодняшний день развитие образования претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни.

С. А. Дружилов определяет понятие «профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит задачу создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянно­го профессионального развития. Несмотря на выделение образо­вательной области «Речевое развитие», задачи развития речи включены во все образовательные области. ФГОС ДО в разделе «Коррекционная работа» делается акцент не столько на исправление недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализацию дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

В Профессиональном стандарте педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) в качестве главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстри­ровать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым дей­ствиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества. Ключевой понятийной категорией выступает профессиональная компетенция, которая рассматривается, согласно Профессиональ­ному стандарту, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

Лого­педическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление рабо­ты с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сфор­мированности всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

На сегодняшний день для логопеда возникает необходимость включить задачи по коррекции речевых проблем у дошкольников во все аспекты образовательной деятельности в ДОО, тем самым расширить контекст решения логопедических задач, а значит, обогатить кон­текст развития дошкольника с речевыми нарушениями.

ФГОС ДО ориентирует логопеда на существенные изменения профессиональной па­радигмы собственной деятельности, когда инновационность касается не только освоения новых приемов коррекции разных сторон речи, а в значительно большей степени форм организации коррекционного процесса, как в целом, так и отношении его дидактических единиц, например, занятий.

Традиционная парадигма логопедической коррекции на сегодняшний день имеет ряд специ­фических проблем, которые, с одной стороны, мешают достижению максимально возможных результатов, а с другой – не позволяют логопеду интегрировать свою деятельность в единое образовательное пространство ДОО. Фиксируя свое внимание на преодолении недостат­ков речи (постановка звуков, отработка лексических и грамматических категорий и т. п.), нередко упускаются такие важные приоритеты, как охрана и укрепление психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, развитие доброжелательных отношений.

Типология этих проблем в деятельности логопеда может быть условно представлена в трех составляющих (по аналогии с систематикой методических ошибок в работе детского сада Л. Г. Богославец и О. И. Давыдовой):

Стратегические (в качестве цели выдвигается выработка правильной речи, а не нормализа­ция развития ребенка или его социализация);

Тактические (приоритетом выступает направленная педагогическая позиция во взаимодей­ствии с детьми, демонстрирующая приоритет процессов коррекции, заданной взрослым, над процессами развития и саморазвития ребенка в широком смысле);

Технические (организационные промахи, выражающиеся в невнимании к эмоциональной, мотивационной составляющей деятельности ребенка, которую организует логопед).

Решение этой проблемы возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю, но, все, же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование, а в качестве направлений развития профессиональной компетентности современного логопеда необходимо выделить:

Реализацию системно-деятельностного подхода, т.е. ухода от репродуктивного способа решения логопедических проблем ребенка к активной деятельности ребенка в процессе коррекции нарушений речи;

Необходимость выхода деятельности логопеда за рамки логопедических занятий и переход к осуществлению логопедического и/или психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при реализации образовательных областей;

Развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных усло­вий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

Развитие умения использовать разные формы сотрудничества с родителями (законными представителями).

При условии реализации всех указанных выше направлений работы можно будет говорить о том, что деятельность логопеда будет качественно меняться не только с точки зрения ее организации, но и будет обновляться ее содержательное наполнение в соответствии с современными требованиями.

Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в ДОО. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

Придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

Более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

Существенное повышение мотивации и интереса к учению;

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Согласно ч. IV ФГОС ДО, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

Ребенок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

Ребенок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

Ребенок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

Ребенок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

Ребенок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Обозначенные планируемые результаты напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей.

Логопедическая диагностика;

Коррекция речевых дефектов;

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка.

Задачи диагностического направления:

своевременное выявление речевых нарушений;

предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями;

Определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

2. Коррекционно-развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

Работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

Проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

Задачи коррекционно-развивающего направления:

А) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:

Исправление дефектного звукопроизношения,

Сформировать звукослоговую структуру слова,

Развить фонематические процессы.

Б) формирование лексического компонента речи:

Уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

В) формирование семантической структуры слов:

Развитие лексической системность и семантические поля;

Формирование навыков словообразования.

Г) формирование грамматической стороны речи:

Устранение имеющихся аграмматизмов;

Формирование грамматических и морфологических обобщений.

Д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:

Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

Расширение фразы до необходимого объема;

Развитие навыка построения связного речевого высказывания.

Е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

Мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

Свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

Зрительную и речеслуховую память;

Временные и пространственные представления;

Мелкую моторику;

Динамическую организацию двигательного акта;

Сенсомоторные взаимодействия.

Ж) формирование коммуникативных умений и навыков:

Самостоятельное планирование речевых высказываний;

Умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

Диалогические и монологические высказывания;

Умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

Умение обращаться к логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

Воспитание толерантности, культуры речевого общения.

З) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности

И) формирование нравственных установок ребенка через смысловое содержание речевого материала.

3. Методическое. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

Консультирование педагогических работников;

Консультирование родителей;

Выступления на семинарах логопедов;

Проведение открытых логопедических занятий;

Выступления на родительских собраниях;

Публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

Работа по теме самообразования;

Осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

Пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

Профилактика речевых нарушений;

Логопедическая диагностика;

Коррекция речевых дефектов;

Формирование всех сторон (компонентов) речи;

Развитие невербальных психических функций;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Формирование нравственных установок ребенка.

Коррекция нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста может осуществляться как в условиях логопедической группы, так и в условиях логопедического пункта в ДОО.

В логопедической группе обычно контингент детей не меняется в течение одного или нескольких учебных лет, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. Прием и выпуск детей с логопедического пункта в ДОО осуществляется в течение учебного года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

Традиционно считается, что в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, III, осложненные формы ФФНР, дислалия, дизартирия, аллалия) дети имеют примерно одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

В отличие от ДОО с логопедическими группами основной задачей в дошкольных образовательных организациях, выступает реализация основной образовательной программы, в которой не предусмотрено времени, специально отведенного для занятий с учителем-логопедом. В таком случае логопедические занятия – дополнительная услуга, реализуемая с соблюдением нормативов СанПиН по максимально допустимому количеству дополнительных занятий в неделю и их продолжительности. Для детей пятого и шестого года жизни (средняя и старшая группы) не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут. Для детей 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 30 минут.

В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп (5-7 лет), поэтому возникает необходимость подстраиваться под расписание общеразвивающих занятий и режимные моменты нескольких групп таким образом, чтобы не мешать реализации основной образовательной программы и не нарушать нормативы СанПиН по продолжительности и максимально допустимому количеству групповых занятий с детьми. В связи с этим расписание занятий в ДОО составляется таким образом, чтобы логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности и не в ущерб организованной деятельности. Например, в одной из групп, часть детей которой зачислена в логопункт, по расписанию идет по подгруппам. Половина детей занимается с воспитателем, остальные – с помощником воспитателя свободной деятельностью. Из этой второй половины логопед набирает детей на свои индивидуальные или подгрупповые занятия. Состав детей в подгруппах воспитатели согласовывают с логопедом.

Организация коррекционно-речевой работы зависит от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов. При достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), отсутствии выраженных ФФНР и ОНР логопедическую помощь можно организовать в дошкольном логопедическом пункте, комплектуя временные группы на первое, а затем и на второе полугодие. В этих случаях организационная и содержательная стороны деятельности логопедического пункта будут идентичны организации коррекционно-речевого процесса в группах компенсирующей направленности для детей с НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков).

При осуществлении коррекции нарушений речи у детей в условиях логопедического пункта в ДОО учреждениях фронтальные логопедические занятия не проводятся, основными организационными формами являются индивидуальные. При этом возможно проведение подгрупповых занятий с детьми одного возраста, с идентичным речевым заключением.

Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы логопеда логопедической группы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, которые относятся к организованной образовательной деятельности. Продолжительность организованной образовательной деятельности детей регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с планом образовательной деятельности (учебным планом).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в последние годы в составе одной такой группы могут быть дети как с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) I уровня, так и с ОНР III уровня, заикание, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.

Это связано с тем, что с введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных образовательный организациях совместно с типично развивающимися сверстниками.

Исходя из того, что в детских садах, реализующих основную образовательную программу из специалистов дефектологического профиля, в основном имеются только логопеды, то, как правило, они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом следует учитывать, что практика работы логопедов в ДОО долгое время основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

В настоящее время логопед любой ДОО должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и познавательной деятельности у них различен, так же, как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это касается всех направлений деятельности логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и адаптации методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевыми нарушениями.

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной К. С. Лебединской и О. С. Никольской.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Отбор методов и форм организации работы также зависит от особенностей психофизического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применению методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

Так, для детей с системным недоразвитием речи, обусловленным нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

С такими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря. Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь. Для всех детей, имеющих нарушения, важно темпо-ритмическое развитие: ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям.

Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо переходить от индивидуальных занятий к планированию занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1-3 нормально развивающимися детьми.

На занятие отбираются задания, доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми мини-группы. На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскостную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

Такая форма совместной организации занятия позволит расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Благодаря этому особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию.

Несмотря на то, что осуществление деятельности логопеда в ДОО общеразвивающего вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи или с другими нарушениями развития, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

В таблице 1 раскрыты направления деятельности логопеда в зависимости от места реализации:

Таблица 1

Направления деятельности логопеда

Направление деятельности логопеда На логопункте В логопедической группе
1. Диагностическое -паспорт логопедического кабинета; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -экран звукопроизношения; -карта логопедического обследования ребенка; – выписки из протоколов заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; – список детей, зачисленных на занятия. -тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии; -карта логопедического обследования ребенка; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -список детей логопедической группы, утвержденные ДОО
2.Коррекционно-развивающее - индивидуальные речевые карты; – индивидуальные планы логопедической работы на учебный год; – рабочая программа логопеда; – планы подгрупповых занятий с детьми; – планирование индивидуальных занятий с детьми. -планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп; -конспекты групповых занятий; -план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год; -индивидуальные планы занятий с ребенком; -индивидуальная тетрадь ребенка; -тетрадь учета посещаемости детьми занятий.
3.Методическое -план взаимодействия логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса, который может быть включен в рабочую программу логопеда; -план самообразования логопеда (индивидуальный образовательный маршрут); – отчет учителя-логопеда за учебный год. -паспорт логопедического кабинета. -тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей; -тетрадь взаимодействия со специалистами ДОО; -отчет логопеда за учебный год; -план самообразования логопеда.

При осуществлении коррекционно-развивающей работы логопед всегда осуществляет взаимосвязь с педагогами и другими специалистами ДОО, что позволяет создать единую речевую среду. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, позволяет улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в группе, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики.

В сравнительном контексте практика совместной деятельности логопеда и воспитателя ДОО представлена следующим образом:

Таблица 2

Особенности совместной деятельности воспитателя и логопеда в ДОО

Деятельность логопеда Деятельность воспитателя
‒ изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и определяет основные направления и содержание коррекционно- логопедической работы с каждым; ‒ формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма, выразительность речи, послоговое чтение; ‒ работает над просодической стороной речи интонацией, ударением, темпом; ‒ корректирует недостатки звукопроизношения и слоговой структуры слова; ‒ совершенствует фонематические процессы; ‒ отрабатывает новые лексико- грамматические категории; ‒ предупреждает нарушения письма и чтения. ‒ учитывает лексические темы при проведении занятий в группе в течение недели. ‒ пополняет, уточняет и ак­тивизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; ‒ закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; ‒ следит за грамматическими формами речи детей; ‒ включает отработанные грам­матические конструкции в ситуации естественного общения; ‒ формирует связную речь; ‒ заучивает стихотворения, потешки и тексты; ‒ знакомит детей с художественной литературой; ‒ работает над пересказом и составлением различных видов рассказа; ‒ развивает понимание речи, внимание, память, логическое мышление, воображение в игровых упражнениях.

Существуют различные варианты взаимодействия логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы.

1. Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т.е. подготавливают детей к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.

2. Воспитатель закрепляет учебный материал. Очень важна его роль в проведении занятий. Он четко должен знать особенности методики обуче­ния детей в коррекционных группах, задачи и содержание занятий воспитателя.

Логопед и музыкальный руководитель ‒ специалисты, которые взаимодействуют по множеству параметров. Основные ‒ музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, координации движений также объединяет цели обоих специалистов. Эта работа является неотъемлемой частью работы с детьми на музыкальных занятиях в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Раздел «Музыка». Музыкальный руководитель формирует общие предпосылки для речевого развития, включая в занятия упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти.

Далее представлены виды деятельности детей, рекомендуемые для включения в музыкальные занятия с целью развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, темпо-ритмического развития речи (Г.А. Волкова, Г.Р. Шишкина).

Ритмизированные стихи (ритмодекламации, песни) с мимическими картинками;

Пальчиковые игры без музыки, пальчиковые песни;

Координационно-подвижные игры, игры в парах, «массаж»;

Песни с импровизацией;

Мелодекламации;

Импровизационное движение

Игра на детских музыкальных инструментах

Указанные виды деятельности будут сближать музыкально-ритмические занятия с логоритмическими. Даже при отсутствии выделенного для логоритмики времени логопед всегда может использовать доступные для его него логоритмические приемы на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а если взаимодействие с музыкальным руководителем налажено, то проблема логоритмического воспитания будет решена на музыкальных занятиях.

В речевых группах взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем может осуществляться достаточно легко (взаимопосещения, педагогические советы, подготовка к совместным мероприятиям).

Взаимосвязь с инструктором по физической культуре осуществляется по нескольким направлениям.

1. Развитие речевого дыхания ‒ включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, плавность и длительность выдоха и т.д.

2. Развитие моторики:

Развитие общей моторики ‒ учет на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными речевыми нарушениями;

Развитие ручной и пальчиковой моторики ‒ включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики;

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ ……………….……………………………………………...…… 3

1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ ………………………………………………........ 5

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности …………………………………………………………………..… 5

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование ……………………...….... 8

1.3. Профессиональная «Я-концепция» педагога …………………….…... 26

1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности ……………... 28

1.5. Педагогическая рефлексия и её виды ……………………………..…... 33

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...… 40

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ………………………………………………...…... 41

3.1. Изучение потребности учителей-логопедов в изучении учащихся..... 41

3.2. Контент-анализ педагогической рефлексии …………………….....…. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…. 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………..…...... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..…........ 56


Введение

Актуальность. Проблема педагогической деятельности и её продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии. Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же взаимодействует со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Исследуемая в курсовой работе тема способствует пониманию самосознания учителя-логопеда; помогает понять степень сформированности рефлексии у учителей-логопедов; помогает увидеть сформированность функции анализирования, оценивания, понимания себя и индивидуального своеобразия своих учеников. Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.

Цель исследования – изучить степень сформированности рефлексивности как профессионально значимого личностного качества учителя-логопеда.

Объект исследования – педагогическая рефлексия.

Предмет исследования – рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителей-логопедов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические исследования по теме работы.

2. Выявить сформированность рефлексивности у учителей-логопедов.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Опросные методы – анкетирование.

Контент – анализ.

Гипотеза исследования. Рефлексивность является профессионально значимым личностным качеством учителя-логопеда. Источниками самосознания и рефлексии учителей-логопедов является субъекты коррекционно-образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители, руководство). В педагогической рефлексии отражены взаимоотношения логопеда с учащимися и их педагогическая позиция.

Научно-теоритические основы работы: составили научные исследования таких учёных как Л.М. Митина, Р. Бернс, У. Джемс, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, И.И. Чеснокова и др.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (33) и приложения.

1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности

Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес­кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци­вилизации в целом, преемственность поколений во многом обус­ловлены ролью Школы - Учителя. В меняющемся мире про­фессий, общее количество которых насчитывает несколько де­сятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизмен­ной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и ка­чественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де­ятельности, педагог в то же время представляет собой общест­венный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди­няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще­культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че­ловек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определя­ется следующими качествами человека: устойчиво хорошим са­мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого челове­ка, быстро понимать намерения, помыслы, настроение

других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хоро­шо

помнить и держать в уме знание о личных качествах мно­гих и разных людей и т.д. (11) Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу­ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ­кий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; реше­ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, рабо­тающего по схеме «Человек-Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Про­тивопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погружен­ность в себя, необщительность, выраженные физические недо­статки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие призна­ков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так». Это как бы обобщенный портрет субъекта профес­сии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагоги­ческая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные - профессиональная компе­тентность и дидактическая культура.

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учи­теля в обстановке обучения занимает первое место, те или дру­гие свойства его будут повышать или понижать воспита­тельное влияние обучения» (10) . П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские свойства», к которым он отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в сте­пени научной подготовки по данной специальности, по родст­венным предметам, в широком образовании; потом - в зна­комстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с ко­торой учителю приходится иметь дело; второе свойство - субъ­ективного характера и заключается в преподавательском ис­кусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает педагогический такт, педагогиче­скую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель дол­жен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Все современные исследователи отмечают, что лю­бовь к детям следует считать важнейшей личностной и профес­сиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к это­му склонность человека работать и общаться с детьми (5) . Но также большое значение для учителя имеет желание самосовершенство­вания, саморазвития, так как точно еще отметил К.Д. Ушинский: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. В общем виде она может быть представлена следующим образом:

Свойства учителя:

Специальные: объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант)

Личностные: нравственно-волевые качества.

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

учителя-логопеда Янчи Виктории Юрьевны

в соответствии с образовательной программой муниципального

общеобразовательного учреждения МКОУ «Кодинской средней общеобразовательной школы №2»

Красноярского края Кежемского района города Кодинска.

Целью педагогической деятельности является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Осуществляю деятельность в соответствии с заключением и рекомендациями ТПМПК

Разработала рабочую программу на основе инструктивно – методического письма под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой с использованием региональных авторских программ Е.В. Мазановой, С.П Цукановой «Коррекция письменной и устной речи младших школьников» , которая получила положительную оценку методического совета образовательного учреждения. Особое место отводится в данной программе диагностическому этапу коррекционно-логопедической деятельности. Изучение личности ребенка позволяет выявить причины нарушений. С мая месяца каждого учебного года совместно с учителями начальной школы включаюсь в программу психологического мониторинга младших школьников «Готовность будущих первоклассников к школе». В 2017-2018 уч. году у 25% учащихся был выявлен низкий уровень готовности к школе.

За три года для индивидуальных и групповых занятиий выявленно 62 обучающихся с нарушениями речи: 32 ребенка с ОНР, 23 ребенка с СНР, 7 с ОНР.

Наблюдается стабильная динамика результатов работы с детьми, имеющие речевые нарушения: 2015-2016г. - средний и высокий уровень речевого развития детей - 56%, 2016-2017 г. – 73%, 2017-2018г. - 94% детей.

Показатели развития познавательной деятельности учащихя 1-4 классов с нарушением речи.

показатели

2015-2016

2016-2018

2017-2018

Познавтельная активность

Общая осведомленность

Зрительный гнозис

Социально-бытовая ориентировка

Слуховой гнозис

Тактильный гнозис

Внимание

Пространственный гнозис

Мнестическая деятельность

Мыслительная деятельность

Речевое развитие

Основой логопедических занятий является деятельностный и личностно-ориентированный подход. На занятиях в системе мною используются программы «Игры Бабы-Яги», «Игры для Тигры», «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», «Домашний логопед», которые инвидуализируют деятельность ребенка на занятии. Сохранение физического и психологического здоровья учащихся обеспечиваю через здоровьесберегающие технологии: Е.А. Дьяковой логопедический массаж; А.Л. Сиротюк кинезиологические упражнения; Е.А. Алябьевой логоритмические упражнения, элементы развивающего обучения - проектную деятельность; технологию проблемной ситуации. В 2016 году совместно со специалистами образовательного учреждения(учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, учитель) были разработаны адаптированные образовательные программы для следующих категорий обучающихся с ОВЗ: обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Мною систематизированы данные и составлены индивидуальные карты развития обучающихся, при помощи которых можно совершать постоянный контроль прохождения программы и отслеживания динамики развития.На каждого ребенка ведется протокол логопедического обследования, разрабатывается индивидуальная программа логопедического сопровождения.

Положительная динамика в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

Показатели результативности речевого развития детей, имеющих системное недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным образовательным программа для детей с умственной отсталостью 2 класс.

показатели

2016-2017 (1 класс)

2017-2018 (2 класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

По представленным данным в таблице отслеживается улучшение речи учащихся, посещающих индивидуальные и групповые занятия.

Показатели результативности речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программа для детей с задержкой психического развития 2 класс.

показатели

2016-2017(1 класс)

2017-2018 (2 класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

К концу 2017-2018 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации.

Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия на развитие фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста.

Показатели результативности комплексного речевого развития детей

имеющих тяжелые нарушения речи обучающихся по специальным индивидаульным программам развития 3-4 класс.

показатели

2016-2017 (1класс)

2017-2018 (2класс)

Грамматический строй

Импрессивная речь

Навык чтения

Навыки языкового анализа

Связная речь

Словообразование

Фонематическое восприятие

Экспрессивная речь

Результатом, целенаправленное проведение занятий со школьниками с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры речевого дефекта, уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи в значительной степени способствует коррекции имеющихся речевых расстройств и всестороннему психоречевому развитию.

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе школьного и районного методического объединения учителей-логопедов и дефектологов.

Темами самообразования служили: "Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития", "Формирование грамматического строя речи у детей с нарушение м интеллекта"

Представляю наработанный опыт и результаты деятельности педагогическому сообществу образовательного учреждения и законным представителям обучающихся.

На образовательном педагогическом портале Мультиурок создан персональный сайт https://сайт/logopedistviktoriayurievna/files, где публикую методический материал наработанный и обобщённый мною.

2017 г.- выступления на РМО учителей – логопедов и дефектологов по темам: «Инновационные методы и методики в обучении детей с ОВЗ» 2018г. «Комплексное сопровождение обучающихся с РАС».

Совместно с родителями и классными руководителями готовлю необходимую документацию на ТПМПК, провожу в системе индивидуальные консультации с родителями.

Активно работаю с родителями Регулярно выступаю на родительских собраниях с темами: «Итоги обследования первоклассников», «Дисграфия», «Организация логопедической работы в школе», Данные темы являются интересными для родителей вызывают много вопросов. Для оптимизации работы с родителями мной ежегодно оформляется и пополняется стенд «Для Вас, родители». Провела открытые занятия для родителей по коррекции нарушений звукопроизношения: «В школу вместе со сказочными героями», «Волшебный язычок» «Повторяй за мной, делай как я».

В 2016-2017 учебном году приняла участие в международном конкурсе при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» и одержала победу в направлении «Игра со смыслом». В результате на территории образовательного учреждения МКОУ «КСОШ№2» построены две инклюзивные детские игровые площадки общей стоимостью в 1 млн. 800 тысяч, удалось создать пространство для общения сверстников с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.

С 2014 г являюсь классным руководителем. Привлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности: внеклассные учебные и спортивные мероприятия (Осенний клип – 2 место, 1 место – «Бережливый урожай», 2 место - Школьного смотра песни и строя, посвященного Дню защитника Отечества, 2 место – «Россия, судьба моя»).

В последнее время наиболее востребованной образовательной технологией является проектный метод, что поясняет актуальность разрабатываемых социальных проектов совместно с детьми старшего школьного возраста по поддержки и организации образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году мы приняли участие в конкурсе «Социальные проекты» при Центре Детского творчества, заняв 2 место.

Показателем эффективности моей работы с родителями является их интерес к классным и школьным мероприятиям и желание участвовать в них (посещаемость составляет 90 – 95%).

Сообщаю о себе следующие сведения:

2009 г. - окончила Красноярский педагогический колледж № 2 по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста с сохранным и девиантным поведением в развитии» (диплом с отличием)

2013 г. - завершила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» (заочная форма) по специальности «Логопедия» Специализация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с проблемами в развитии»

Стаж педагогической работы 9 лет, в данной должности 7 лет; в данном учреждении 7 лет.

Сведения о повышении квалификации:

2015г. - обучение по программе «Организационно-управленческие и методические аспекты введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью» в объеме 24 учебных (ККИПКиППРО)

2015 г.- обучение по программе «Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Содержание и механизмы реализации» в объеме 108 часов («Центр повышения квалификации» по дополнительной профессиональной программе»)

2015 г. - обучение по программе «Актуальные вопросы введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в объеме 72 часа (ККИПКиППРО)

Награды и достижения:

2018 г. Благодарственное письмо Кежемского района совета депутатов

2016 г. Грамота Управления образования администрации Кежемского района

2015 г., 2016 г., 2017г., - Грамота за качественную и высокопрофессиональную работу.

Имею активную жизненную позицию ежегодно участвую в районной спартакиаде работников образования Кежемского района.

Ирина Щепетинникова
Образец примерной характеристики учителя-логопеда ДОУ

Характеристика-представление

Фамилия, имя, отчество, должность

(в родительном падеже,

полное наименования ДОУ в соответствии с Уставом,

дата рождения,

образование : наименование учебного заведения,

год окончания, специальность,

квалификация по диплому,

трудовой стаж,

педагогический стаж,

стаж в должности,

курсовая переподготовка, название ДПП,

№ удостоверения, дата прохождения,

ведомственная награда

(если имеет,

год награждения.

Галина Васильевна - опытный, ответственный педагог, с фундаментальным знанием организации логопедической работы. Обладает высокими профессиональными качествами, всегда добивается стойких положительных результатов в своей деятельности. Достигает намеченных целей, тандема с участниками образовательных отношений , создает насыщенную развивающую речевую среду для детей с ОВЗ. В ходе определения «зоны ближайшего развития» - всегда полные педагогические прогнозирования. Учителю -логопеду присуще грамотное определение стратегии индивидуального речевого развития ребенка, что обеспечивает осуществление комплексного логопедического воздействия на высоком качественном уровне.

Осуществляя дифференцированный и индивидуальный подходы к детям, педагог строит свою работу на основе программ : «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Н. В. Нищевой, 2007 г., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) » Н. В. Нищевой, 2009 г. Также вариативно использует технологии авторов : Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др.

При определении причин и механизмов нарушений у детей учитель -логопед использует различные методы, результаты диагностического обследования, информационный материал. Осуществляет комплектование подгрупп по результатам диагностики с учетом структуры нарушения, психофизических особенностей и возможностей воспитанников. Развивает компенсаторные возможности каждого ребенка, выполняет ориентированную коррекцию, следит за динамикой и продвижением. Для выработки оптимальных путей коррекции взаимодействует с педагогом-психологом, воспитателем.

Сотрудничает с родителями, для чего выступает на групповых родительских собраниях , проводит открытые показы коррекционных занятий, коллективные и индивидуальные беседы, консультации, размещает необходимый информационный материал в родительских уголках, всегда может оказать оперативную, грамотную логопедическую и педагогическую помощь.

Планирование коррекционного обучения ведет, основываясь на приоритеты в работе с особым контингентом воспитанников, различные виды планирования соответствуют современным требованиям. Намечает пути групповой и индивидуальной работы, соотносит свое планирование с планом ДОУ. Четко определяет цели и задачи логопедического воздействия, а также цели конкретного занятия в соответствии со структурой нарушения и степенью его выраженности. Реализует дидактические принципы специального (коррекционного) обучения, придерживаясь доминирующего комплексно - тематического, тем самым усиливая развивающую функцию учебно - воспитательного процесса. Стремится активизировать всех воспитанников, нацеливая на взаимодействие в ходе изучения лексической темы, формирования пропевдической стороны речи.

Отбирает необходимые средства обучения и развития для обеспечения наибольшей эффективности коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ. Активно применяет методы и приемы для предупреждения и исправления отклонений, каждый из них отличается профессиональной отработкой на основе теоретического и практического подходов. При подготовке к занятиям использует элементы ИКТ. Имеет богатейший дидактический материал и картотеки по всем возрастным группам, постоянно их обновляет и пополняет, следит за инновациями в области логопедии.

Во время индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий контролирует психологическую атмосферу детского коллектива. Анализирует уровень усвоения коррекционно -развивающего материала и развития воспитанников по результатам диагностического обследования с периодичностью 2 раза в год. Эффективность логопедического воздействия можно проследить по результатам аналитических справок, представленных за последние 3 года : 2012 -2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы.

Обобщила педагогический опыт по теме : «Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста», для чего отобрала необходимые программы и технологии по проблеме (авторы : Е. Н. Краузе, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская и др.). Обосновала актуальность, новизну, определила цели, задачи, содержание, результативность опыта, представила аналитические данные, многочисленные приложения, сделала выводы, наметила перспективы. Представила свой опыт работы на заседаниях педагогического совета ДОУ (2012-2014 гг.) и заседании РМО КРО на уровне города в марте 2013 года.

С целью достижения положительной динамики при коррекции имеющихся речевых нарушений у детей адаптирует диагностические материалы в соответствии с контингентом группы. Критериально - диагностическая база отобрана с учетом возрастных особенностей и соответствует принципам коррекционного обучения.

В 2012 году входила в состав творческой группы экспериментальной базовой площадки по реализации планов совместной деятельности с ИПК и ППРО ТО, в частности при составлении тематического планирования и отборе материала календарного планирования логопедической работы. Выступила перед коллегами с сообщением на заседании РМО КРО по плану КО (2013) . Стала участником семинара на тему «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» . Разместила статьи для педагогов по проблемам речевого развития детей в условиях логопедической группы и рекомендации для родителей на сайте ДОУ.

Высоко компетентна в области создания условий коррекционного обучения. Создает благоприятную психологическую обстановку на логопедических занятиях, в ходе организации различных мероприятий в возрастной группе. Прекрасно владеет детским коллективом, создает позитивный, эмоционально - положительный настрой при общении с воспитанниками, принимает ребенка таким, какой есть. В соответствии с возрастными психолого - педагогическими особенностями детей использует смену видов деятельности с целью правильного восприятия учебного материала. Логопедический кабинет оборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями, нормами и правилами ОТ, ТБ, СанПиН. Предметно - развивающая среда обеспечивает реализацию задач коррекционного обучения, имеющийся паспорт логопедического кабинета отражает функциональные возможности логопедического воздействия. Проектирует педагогическую деятельность, всегда использует свои возможности в полной мере. Умеет анализировать свою работу, выделять рациональное, точно определяет дальнейшую стратегию. Рейтинг учителя -логопеда определен достижениями педагога в работе над планированием, высокой оценкой индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий, тесной взаимосвязью со специалистами.

Имеет Почетную грамоту Министерства образования и науки (год награждения, грамоты Комитета по образованию МО (год, Департамента образования (год) .

Заведующий ОУ : (подпись) расшифровка

С характеристикой - представлением ознакомлена : подпись (Фамилия, инициалы)