Версия первая – обывательская

Она звучит примерно так. Я родился в этом мире, чтобы вначале стать взрослым, а затем - человеком самостоятельным и независимым (т.е. пройти стандартные начальные этапы - детский садик, школу, институт).

Заработать много-много денег.

Купить дом, машину, яхту, самолёт и ещё что-нибудь красивое и престижное.

Завести семью, родить наследника...

Всё понятно. Наш обыватель в дальнейших рассуждениях зашёл в тупик. Ну, раз такое дело, мы ответим за него, логически завершив начатый диалог.

Дальше ему – удачливому, допустим, бизнесмену - в один прекрасный день на склоне лет надлежит (простите за грубость!) "сыграть в ящик", передав эстафету наследнику. Покидая этот мир, обыватель признается самому себе, что ничего в жизни так и не понял.

Зачем он жил? Во имя чего? Может быть, во имя того, чтобы у детей не стояло насущных задач по добыче жизненных благ? Чтобы дети без всяких преград сразу перешли к двум последним пунктам родительской программы - завести семью и тоже, в свою очередь, наслаждаться жизнью?... Однако, положа руку на сердце, обыватель признается себе вот в чём: он - их отец - своим детям вовсе не авторитет. Дети, воспитанные в духе "вырвать у общества своё когтями и зубами", выросли своеобразными хищниками. Они втайне желают, чтобы отец быстрей сошёл со сцены, чтобы затем поделить наследство.

Удручающий финал? Безусловно. Горькое сожаление по итогам столь короткой жизни? Именно так.

Закономерный вывод окажется следующим.

Что-то в самом начале биографии было понято неправильно, и жизнь пошла не так. Она оказалась похожа на красивый мыльный пузырь, который только и делал, что надувался и надувался.. Он, переливаясь радужными оттенками, стал, в конце концов, впечатляюще большим... Он величественно вращался в пространстве, занимая огромный объём и вызывая жгучую зависть у множества других пузырей, объёмом существенно меньше... Однако, конец у всех этих воздушных созданий один: лопнуть, не оставив следа.

Версия вторая - духовная

Я пришёл в этот мир, как дитя Бога, меня сотворившего. К сожалению, мир оказался жесток и несправедлив, поскольку в нём помимо светлых сил наличествуют и силы тёмные. Сегодня главный инструмент воздействия тёмных сил на людей - это ложь, которой пронизаны все взаимоотношения в людском сообществе. Я пришёл в мир как исполнитель Божьей воли, то есть как борец с ложью и злом.

Я научусь Любви ко всем проявлениям жизни в этом мире, поскольку Любовь - главный инструмент в борьбе с Тьмой. Я полюблю своего Творца, как самого себя, поскольку Он есть Любовь, которую я всегда буду культивировать в своём сердце. Через любовь я буду получать помощь Провидения на всех жизненных поворотах, поскольку я - член команды Света! Придёт время, я создам семью – тоже обязательно по любви! Я воспитаю своих детей в духе Любви. Дети с самого начала будут знать, что Любовь к ближнему и к природе – первична, а материальные блага этого мира - вторичны..

В команде сил Света я неустанно буду бороться с ложью и Тьмой. Я сделаю всё, чтобы этот мир после меня стал светлее и чище!

Финал жизни я встречу спокойно, поскольку дети продолжат начатые мною дела. Я знаю, что человеческая душа бессмертна, и в конце своего пути мне придётся оставить изношенную плоть. Но я продолжу бытие в другой - более светлой и совершенной реальности. Земной путь есть нелёгкая школа, а следующая реальность - интересный и желанный университет...

Вот таков он – взгляд на жизнь человека духовного. Конечно, большинство людей предпочитают жить где-то посередине между первым и вторым вариантами. Формально они не отрицают Бога. Фактически же они от Бога очень далеко. Их можно понять в плане чисто житейском: да, жить трудно и сложно, и главная сложность - добыча для семьи хлеба насущного. С другой стороны приходится констатировать, что до духовной зрелости таким обывателям - как до Луны. Что ждёт подобных людей в финале жизни – Вы можете узнать из материала "Исчерпывающе о грехах" .

О людях богатых разговор особый. В нашем мире практически невозможно быть успешным бизнесменом, и, одновременно – человеком нравственным. Герой первой версии в финале жизненного пути оказывается лицом к лицу перед неожиданным личным открытием: он – грешник! И не простой, а махровый, то есть грешник в отягчённом варианте. Уход из жизни – это вовсе не конец, а начало "платы по счетам".

Информация Розы Мира по поводу дальнейшего бытия после земного пути (и после обязательного искупления совершённых нравственных промахов и ошибок) изложена в материале "А что это такое - космическое существо?"

Кстати, в широко известной книге писателя Раймонда Моуди "Жизнь после жизни", где описываются истории "возвращения с того света" людей, переживших клиническую смерть, большинство возвратившихся одинаково рассказывают о своих переживаниях.

Когда останавливалось сердце - после серьёзной травмы или на операционном столе - практически все испытали полёт по чёрному тоннелю с яркими вспышками по краям.

Большинство оказались после полёта в розовом облаке, и всячески ощущали огромную любовь к своей персоне, излучаемую из светящегося средоточия этого облака.

И большинству задавался примерно такой вопрос: что доброго ты сделал в этой жизни? Кому и каким существам помогал выживать? Кому облегчал страдания? Кому подставлял плечо?

Врать оказалось бесполезно, поскольку люди сразу после вопросов видели потрясающе реалистичный фильм о собственной жизни. В качестве носителя информации использовалась память человека, которому задавался вопрос. Там, перед небесными инстанциями эта память, словно компьютерная флешка, непостижимым образом раскрывалась. В фильме оказалось отражено всё: и доброе, и злое, и самые-самые тайные дела, тщательно скрываемые от всех. Оказалась развенчанной ложь корыстных воров и убийц: если нет свидетелей, значит, никто ничего не узнает.

Одновременно с другой стороны открылась глубокая правда, которая в человеческом сообществе сегодня всячески уничтожается методом забалтывания. То есть эту истину повторяют так часто, к месту и без повода, что она стала восприниматься просто как набор звуков. А звучит эта истина так: нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным.

Имеющий уши да услышит!

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» Константин Бальмонт

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!

Анализ стихотворения Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным.

Конечно, молодой Бальмонт, увлекающийся символизмом и еще не познавший горечь разочарований, идеализирует свои представления об окружающем мире и пытается отстоять ту точку зрения, которая близка ему в этот момент. Он убежден, что является властелином вселенной, и она должна подчиняться законом, придуманным им самими. Поэтому автор утверждает, что пришел в этот мир «чтоб видеть Солнце и выси гор», а также «море, и пышный цвет долин». Себя Бальмонт позиционирует как созерцателя, считая, что он «заключил мир в едином взор». И благодаря этому вознесся над другими людьми, которые не способны постичь законы мироздания и найти свой путь, единственно верный.

К этому времени Бальмонт уже осознает себя поэтом и знает, что именно творчеству будет посвящена вся его оставшаяся жизнь. Однако он именует себя не литератором, а певцом, считая, что по силе слога ему просто нет равных. Заявление звучит весьма самонадеянно, ведь автор рассчитывает при помощи собственных стихов изменить этот мир к лучшему, еще не понимая, насколько его идеи иллюзорны. Тем не менее, Бальмонт признается: «Мою мечту страданья пробудили, но я любим за это». Тот жизненный опыт, который уже успел приобрести поэт, позволяет ему вести речь о собственной избранности и уникальности. Конечно же, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, однако Бальмонт верит, что ему удастся совершить невозможное – остановить бег времени и предотвратить глобальную катастрофу, причину которой автор видит в равнодушии, ограниченности и разобщенности людей.

Автор утверждает, что даже если случиться непоправимое, и мир в привычном его образе перестанет существовать, солнце погаснет и все погрузится во мрак, он сможет возродить жизнь на земле собственными стихами, которые полны энергии, чистоты и энтузиазма. «Я буду петь… Я буду петь о Солнце в предсмертный час!», — заявляет Константин Бальмонт, считая, что это его жизненное предназначение. Стоит отметить, что подобные убеждения автор сохранит на долгие годы и лишь в зрелом возрасте осознает, насколько был далек от истины и романтичен в своих побуждениях заставить вселенную стать частью себя самого.

Я вылезал на свет, зажмурив глаза, уже недовольным. Кричал громко, плакал. Возмущался, протестовал против чего-то... Сразу же не соглашался со всем: с чересчур яркой лампой, режущей глаза, с голодом, со своей абсолютной беспомощностью, которая могла бы убить меня, если бы вокруг не было заботливых взрослых. Строгие врачи делали свою работу, родители светились от счастья, лишь я один горько плакал. Наверное, это было предчувствие. Расплывчатое, неоднозначное... Просто привет из будущего. Странно, но это чувство надолго поселилось во мне. Я научился ходить-говорить, чуть позже считать и писать и, в конце концов, думать. Конечно, я уже не плакал каждую минуту. Разумеется, потерял небольшую часть зависимости от родителей. Но недовольство оставалось. Даже когда все шло хорошо, стоило мне только выглянуть на улицу, где с печальной торжественностью падали на землю листья, как сразу становилось страшно и тревожно на душе. Чуть теплый дождь наполнял чашу недовольства, а осенний ветер навевал суровую злость. И опять все эти эмоции были беспричинными, непонятными, но такими острыми. Не помню кто, как и когда сказал мне, что люди умирают. На глаза навернулись слезы, обида твердым комом стала в горле, хотелось кричать и ненавидеть. Смешно. Я плакал так, как, наверное, больше никогда не заплачу, но в тот момент я не осознавал и половины всего ужаса смерти, который пришел ко мне гораздо позже. Тогда я думал, что стоит умереть, и ты будешь понимать, что тебя больше нет в мире живых. Что наедине с тобой, скрашивая вечность, будет хотя бы эта мысль. Конечно, меня уже пугало жуткое слово - "вечность". Внезапно в голове что-то перевернулось, и так навсегда осталось перевернутым: "...и пустота". Вечность и пустота. Вечность пустоты. Убийственное сочетание. Проблемы появлялись, исчезали, и снова появлялись, жизнь менялась, и я менялся вместе с ней. Учеба с охотой и без, обиды по делу и от нечего делать, смех счастливый и сквозь слезы... И только одно не только оставалось прежним, но и росло во мне. Недовольство, тревога, злость... беспомощность. Называйте как угодно. Обрывки прошлого и будущего, сны наяву, видения становились частыми гостями в моей голове. Я их не звал, они приходили сами, без стука. Насколько внезапно они появлялись, настолько же быстро и бесследно пропадали. Иногда, пытаясь удержать их и понять, я оставался наедине с ощущением опустошенности и сильным ароматом тайны. Так и жил. Взрослел, обрастал достоинствами и их двойниками - недостатками, радовался теплу и ежился от холода. Видения и смутные чувства настолько меня полюбили, что стали даже считаться со мной, спрашивать разрешения, прежде чем погостить минуту-другую. Мое отношение к тревоге, недовольству и снам-обрывкам менялось со временем только к лучшему. Когда я возвращался в реальный мир, в мир живых людей, со мной приходило непередаваемое пьянящее ощущение приближающейся разгадки, часть которой я увидел в царстве снов и иллюзий. Расплывчатое воспоминание о великой тайне окрыляло, дарило стимул, желание что-то менять... утоляло чувство недовольства. На столе заманчиво сиял своей белизной лист бумаги... Так я и начал писать. Жизнь совершала очередной оборот, в который раз давала шанс и ставила подножку в самый ответственный момент. В школе говорили: "Любого, даже самого отъявленного злодея, можно оправдать". И что все люди равны, одинаковы по сумме своих лучших и худших качеств. Как-то незаметно пришло понимание того, что и жизнь совершенно к тебе нейтральна. Весь вопрос в том, как к ней относиться, попытаться оправдать или, наоборот, осудить. И так со всем в нашем мире. Все относительно. А значит, и смерть, эта вечность пустоты, не исключение. Полюби смерть, и она улыбнется в ответ. Тут же услужливо всплыло всегдашнее чувство недовольства, до боли знакомое еще с раннего детства. Искра, идея, прикосновение к тайне, путешествие в царство иллюзий - и стало совершенно ясно, откуда взялся этот страх, недовольство и тревога. Крошечному существу, делающему первый глоток воздуха, вырванному из уютной утробы матери, не хочется жить. Его заставляют вдыхать и выдыхать, а он кричит, вырывается, протестует... Еще бы, ведь он столько времени провел наедине с тайной, с разгадкой, с ответом на вечный вопрос о смысле жизни. Он жил в этом самом царстве иллюзий, ему передавались труды, мысли и опыт поколений, которые жили задолго до него. Кроха общался с великими умами прошлых веков, вбирал в себя вечную мудрость, наслаждался миром мертвых. И все для того, чтобы после своей смерти, присоединиться к миллионам прочих, и учить наравне с другими новые поколения. И так до бесконечности. Вечность. Без пустоты. Вечность жизней. Когда я погружаюсь в это царство, когда прикасаюсь к тайне, я общаюсь с поколениями предков. Иногда мне кажется, что я слышу их голоса. Может быть, читатель подумает, что я какой-то особенный, не такой, как все. Это так. Нет одинаковых людей. Просто все мы одинаковы по сумме наших лучших и худших качеств. Нет плохих и хороших, для всех найдется место в мире мертвых. Все мы равны. Сижу и пишу эту работу, а сам блуждаю то там, то тут. То на меня глядит лист бумаги, то где-то далеко-далеко чей-то голос советует, о чем написать дальше. Становится сладко и приятно оттого, что во мне есть частичка ушедших людей, всех до единого, и что меня ждет такая же участь - стать частичкой и быть в каждом. И делается очевидным, что я пришел в этот мир, чтобы жить и набираться мудрости, которую я буду дарить будущим поколениям, чтобы быть в каждом. Я буду сразу всем и в то же время всего лишь частичкой. Я бессмертен. Я в тебе, и ты во мне. И все это так понятно и легко, как будто я всегда об этом знал.

1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".

"Бессонница. Гомер. Тугие паруса" 1915.

Анализ стихотворения "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…". 1915.

Мандельштам утверждает в своих стихах единство культурных пластов. По воспоминаниям А. Ахматовой, на вопрос, что такое акмеизм, поэт ответил: "Тоска по мировой культуре". Неслучайно в его стихи, неразрывно связанные с современностью, органично вплетены образы, мотивы Гомера и Расина, Пушкина и Диккенса, готика и ампир, античность и классицизм.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На головах царей божественная пена —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

1. Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызывало? Какие образы создаются? Какие строчки отражают главную мысль?

2. Какова история создания этого стихотворения?

3. Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?

Вопросы для анализа стихотворения в группах.

В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.

Образ кораблей.

1. Почему образ кораблей мы лучше всего видим?

2. Какие корабли: движущиеся или неподвижные? Обратите внимание на глаголы, типы предложений, размер стиха.

3. Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?

Образы ахейцев и Елены.

4. Какая роль отводится слову журавлиный ? С какими ассоциациями связано это слово у вас?

5. Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?

6. Почему в стихотворении слово Елена рифмуется с сочетанием ? Как вы понимаете эту строчку?

Образы моря и Гомера.

7. Какие ассоциации у вас возникают в связи с парой слов: и море и Гомер , объединённых союзом и и словом всё (море+Гомер=всё)?

8. Как вы полагаете, в каком значении употреблено поэтом словослушать?

9. Какой образ моря создаётся в стихотворении? Какой общий эмоциональный тон эпитетов? Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?

Предполагаемые ответы.

1. Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызвало? Какие образы создаются? Какие строчки отражают главную мысль?

Стихотворение привлекает спокойствием, таинственностью, величием. Создаются образы ахейцев из "Илиады" Гомера, кораблей, моря, лирического героя. Главная мысль в строчке: всё движется любовью.

2. Привлечём известные факты, связанные с историей создания этого стихотворения.

По одной из версий, на данное стихотворение Мандельштама вдохновил найденный Максимилианом Волошиным, у которого он гостил в Коктебеле, обломок древнего корабля. Однако тематика античности в целом характерна для ранних стихов Мандельштама. Увлечение поэта древним миром - это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.

Тема моря, как и тема античности в стихотворении не случайна, и вызвана не только местом рождения стихотворения: Мандельштам первый раз оказался в Коктебеле именно в июне 1915 г. Многими критиками отмечено, что Мандельштам предпочитает всем стихиям воду. При этом его предпочтение - не стремительные потоки, падающие с небес или мчащиеся по горам; его привлекает спокойное и вечное движение: равнинные реки, озера, но чаще - самая грандиозная форма - океан, величественно катящий огромные валы. Тема моря неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно.

Известен тот факт, что О.Мандельштам в этот период жизни был влюблён в М.Цветаеву, но она не отвечала ему взаимностью.

3. Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?

Лирического героя мучает бессонница. На берегу Чёрного моря он читает Гомера, размышляет о том, что и ахейцы, и Гомер были вдохновлены любовью. Гомер — прошлое - ,молчит. А море, чья божественная пена была на головах царей, шумит, подходит к изголовью лирического героя. И оно движется любовью, связывая прошлое с настоящим.

Ощущение бессонницы великолепно передано действием: "Я список кораблей прочел...". Поэт обращается ко второй песне "Илиады" Гомера "Сон Беотия, или перечень кораблей", посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Список кораблей греков, идущих походом на Трою из "Илиады" Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности этой ночи.

Работа над образом кораблей.

1. Почему образ кораблей мы лучше всего видим?

Образ кораблей: увидеть их помогает эпитет тугие паруса , сравнение с поездом журавлиным, журавлиным клином. Возникает зрительный образ.

2. Какие вы видите корабли, движущиеся или неподвижные? Обратите внимание на глаголы, типы предложений, размер стиха.

Корабли движутся очень быстро, по ветру: тугие паруса. Быстроту движения подчёркивает сравнение с журавлями: корабли летят, метафора над Элладою когда-то поднялся усиливает образ движения-полёта. Кажется, что корабли движутся не по морю, а над землёй.

Попробуем ещё раз перечитать строчки, в которых создаётся образ кораблей. Обычно движение передаётся с помощью быстрой смены глаголов, энергичных слов, большого количества согласных, в которых преобладает голос (сонорных, звонких, требующих сильной артикуляции), энергичного ритма. У Мандельштама в движении кораблей нет стремительности. Напротив, создаётся ощущение замедленности, длительности. Глаголов очень мало, большинство предложений назывные или неполные. Да и имеющиеся глаголы в результате инверсии теряют свою силу: поставлены в конец предложения.

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Это самая длинная из употребительных в русском стихосложении ямбических строк — александрийский стих. Благодаря интонации раздумья, созерцанья этот размер издавна употребляется в философской и медитативной лирике, а также в таком жанре, как элегия. Подобный непринужденный, лишенный поэтической сглаженности ритм создает ощущение свободного прозаического разговора - спокойного размышления вслух. Для передачи движения потребовался бы более энергичный размер: "маршевая" одическая строфа и связанный с нею четырёхстопный ямб. Противоречие между звучанием и видением налицо.

3. Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?

Первая строфа - глаголы прошедшего времени. Когда-то усиливает значение прошедшего времени - так давно, что уже невозможно выяснить точное время события. Вторая строфа-настоящее время: плывёте.

Вывод

Итак, перед нами корабли, если так можно сказать, в неподвижном движении, поэтом создан образ застывшего времени - прошедшего, вечно остающегося настоящим. В реальности культуры время не совпадает с астрономическим. Оно может останавливаться, повторяться, пересекаться с другим. Искусство способно преодолеть время. Культура — связующее начало в истории, она обеспечивает непрерывность и преемственность развития человеческой цивилизации.

Работа над образом ахейцев и Елены.

4. Вы уже заметили, что слово журавлиный употреблено дважды. Какая же роль ему отводится? С какими ассоциациями связано это слово у вас?

Осень. Косяк журавлей. Длинные, изящные, вытянутые очертания. Плавный размах вытянутых крыльев. Светлая грусть. Курлыканье, надрывающее душу. Крик журавлей ассоциируется с плачем (отсюда многочисленные легенды и предания, в том числе и в античной мифологии, связывающие журавлей с плакальщиками на похоронах, душами умерших).

Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей, переходят на цели, ахейцев. И это приводит к мысли, что причина, движущая огромное войско - любовь: "Когда бы не Елена, // Что Троя вам одна, ахейские мужи?"

Это очень напоминает воздействие перечня кораблей у Гомера на слушателей: список кораблей подводит их к философским размышлениям о жизни; у Мандельштама тоже.

5. Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?

Елена — двойственный образ. О ней можно было бы сказать словами Блока: красота страшна. Она приносит и радость, и горе всем, кто её видит.

Происхождение её божественно: отец Елены — сам Зевс, мать — богиня возмездия Немезида. Елена появляется из яйца, Леда её находит и воспитывает. Самим рождением Елена предназначена быть карой судьбы. Прекраснейшая из женщин, она вызывает зависть Афродиты, богини красоты, одновременно являясь сильнейшим её оружием. Сам слух о красоте Елены способен вызвать распри: все эллинские вожди и герои сватаются к ней. Чтобы предотвратить столкновение, они дают клятву защищать честь того, кто станет супругом Елены.

Елена принесёт боль и бесчестье своему мужу Менелаю, смерть Парису, с которым она сбежит, не в силах противиться страсти, внушённой Афродитой. Город, приютивший беглянку — Троя, - будет разрушен до основания. Большинство женихов Елены, отправившиеся к стенам Трои, погибнут.

Ахейское войско, готовое побить царицу камнями, остановится перед её красотой, и она будет возвращена домой, в Спарту, с почётом и торжеством.

Елена — значит факел, светоч .

Это имя-средоточие всех линий стихотворения. Цель движения, порождающая и останавливающая его. Начало жизни и гибель, что проявляется в сочетаниях длинный выводок — поезд журавлиный. Обратимся к словарю Даля. Поезд — несколько совместных повозок, едущих по одному пути; торжественная, обрядовая езда или процессия. В словаре даются два примера наиболее употребительных сочетаний слова во втором значении: свадебный поезд — похоронный поезд . И все смыслы являются реализованными у Мандельштама. Вот откуда сравнение у Мандельштама кораблей именно с журавлями.

6. Почему в стихотворении слово Елена рифмуется с сочетанием на головах царей божественная пена ? Как вы понимаете эту строчку?

Божественная пена и Елена срифмованы не случайно.

Обратимся к словарю Даля. Божественный — свойственный Богу, исходящий от Него; Ему подобный, высокий, превосходный, прекрасный, несравнимый, недостижимый. Выходит, что пена — божественно — прекрасна, она, лёгкая и тающая, прекраснее земного венца настолько, насколько путь к Елене значительнее пути к богатствам Илиона.

Вывод

Путь к Трое — путь к небытию и, одновременно движение к красоте, вызванное любовью, движение, которое и есть полнота бытия, сама жизнь и, в то же время, смерть. Ахейские мужи, мудрые, величественные, сильные, гордые, коронованы божественной пеной на царство. И царство это — вечность.

Работа над образами Гомера и моря.

7. Какие ассоциации у вас возникают в связи с парой слов: и море и Гомер , объединённых союзоми и словом всё ?

В III строфе звучит основная мысль стихотворения. Здесь впервые в стихотворении появляется союз и в усилительном значении. Он усиливает соединение, практически ставит знак равенства между двумя понятиями: море, Гомер — и объединяет их словомвсё.

В XVII-XVIII веке слово Гомер писалось Омир или Омер. Слова составлены из одних и тех же букв, перед нами анаграмма. В поэзии цель такого приёма - создать не существующую вне данного текста связь между значениями слов.

Безличное и личность

природа и человек

жизнь и искусство

хаос и разум

стихия и культура

бесформенность и форма

вечность и остановленный человеком миг и т. д.

Вывод

Можно сказать, что это противоположные понятия, составляющее единое целое.

Строгая формула: , казалось бы, должна замыкать стихотворение. Но вот новый вопрос: Кого же слушать мне? И мы возвращаемся в реальность, к лирическому герою.

8. Как вы полагаете, в каком значении употреблено поэтом словослушать ?

Поступать, как заповедано говорящим. От этого зависит судьба лирического героя.

9. Какой образ моря создаётся в стихотворении? Какой общий эмоциональный тон эпитетов? Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?

Море грозное, витийствующее, в вечном движении, чёрное, грохот тяжкий — неизбежность, грозная сила, может быть, даже враждебность. Таков общий эмоциональный тон.

Ассонанс на о . Этот гласный звук считается "тёмным, гулким, грозным". (А — тёплый, светлый — было в словах Елена, божественная пена). Эмоциональный тон сочетается со звукописью.

Вывод

И вот теперь, когда грозная сила, каким бы ни было её имя — стихия, судьба, рок — вплотную приближается к изголовью лирического героя (героя незащищённого) стихотворение завершено. Мало подвести итог: И море, и Гомер — всё движется любовью , нужно ещё отдаться этому движению, подчиниться всеобщему закону, как подчинились року ахейцы, отправляясь к стенам Трои. Вот откуда бессонница лирического героя. Жить полной жизнью, стремиться к красоте, любить - очень нелегко, на это требуется мужество и душевные силы.

Вывод. Особенности поэтики раннего Мандельштама :

  • архитектурность,
  • отношение к слову как к строительному материалу (слово — камень),
  • понимание искусства как связующей нити между поколениями,
  • мотивы созидания, творчества, жизнеутверждения.

Домашнее задание:

Учащиеся читают сборник "Камень". Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно из понравившихся стихотворений.

Примеры домашних работ:

С какими образами стихотворения "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." связано представление лирического героя о жизни?

В стихотворении Мандельштама перед нами проходит ряд образов: лирический герой, Гомер, море. Лирический герой мучается бессонницей, перед ним стоит трудный жизненный выбор. Он размышляет о жизни и поэтому читает поэму Гомера "Илиаду", её вторую главу, где содержится перечень кораблей ахейцев (более тысячи имён и названий), стремящихся в Трою, чтобы выполнить своё обещание и возвратить Елену, похищенную Парисом, её законному супругу Менелаю. Ахейцы, выполнившие свой долг, осмелившиеся противиться судьбе, богам, проявившие мужество, отстоявшие своё человеческое достоинство ценою жизни, венчаны "божественной" пеной на вечность. "Илиада" и её творец Гомер бессмертны, благодаря искусству, по мнению Мандельштама, осуществляется связь поколений. Лирический герой воздаёт должное ахейским мужам и горюет об их трагической судьбе: "сей длинный выводок, сей поезд журавлиный" (в мифологии журавли-плакальщики на похоронах или души умерших, что нашло отражение и в стихотворении Гамзатова "Журавли").

Строчка "И море, и Гомер — всё движется любовью" противопоставляет и одновременно объединяет образы Гомера и моря. И если Гомер здесь — олицетворение искусства, античной культуры, подвига прошлых поколений, то море — природа, составляющей которой является и человек, реальная жизнь лирического героя. "Гомер молчит". Теперь перед лирическим героем стоит выбор: как ему поступать. И сделать его не просто: "И море чёрное, витийствуя, шумит // И с тяжким грохотом подходит к изголовью".

Щёголева Татьяна. 11И. 2009г.