Русский литератор Н.М. Карамзин во время долгожданной поездки по странам Европы написал серию стихотворных произведений в стиле сентиментализма. Посещение в 1789 году Швейцарии, а именно – города Женевы, вдохновило его на создание стиха с обыденным неприметным названием – «Осень», но с глубоким философским смыслом.

В содержании произведения можно образно выделить несколько сюжетных линий. Начинается оно со словесной зарисовки пейзажа природы: в темной роще гуляет холодный ветер, срывая наземь пожелтевшую листву; цветущие и плодоносящие не так давно сады приобрели пустынный вид; затих птичий щебет, последние гуси покидают заброшенную природу; невзрачный серый туман окутал долину своей пеленой.

Дальше описание природных изменений резко прерывается и выступает перед читателями следующая сцена: поэт вводит в содержание стихотворения персонажа – загадочного странника. Этот герой, вполне вероятно, является проекцией личности самого стихотворца. Лирический герой пребывает в состоянии

меланхолическом, он погружен в мрачные думы, все в его образе выразительно повествует о подавленном настроении: печальный взгляд на описанную выше картину, унылое вздыхание. Карамзин в следующих строках обращается к тоскливому страннику с жизнеутверждающими речами. Как будто желая пробудить его от навеянного увяданием природы сна, поэт говорит: «утешься!». Ободряющие слова о наступлении весны затем сменяются вновь неутешительными размышлениями. Завершающая сцена – упоминание о старце, для которого зима жизни наступает и весной вопреки возрождению окружающей природы.

«Осень» заставляет читателя оживиться, задуматься о собственной жизни, возрадоваться любому состоянию погоды пока не пришел закат существования – неизбежная старость и смерть. Вечная сменность времен года противопоставляется тленности человеческого жизненного пути.

«Осень» написана белым стихом: отсутствие такой важной составляющей стихотворения как рифма не ощущается благодаря слаженному ритму и чередованию метра. Строки дактиля сменяются хореем. Протяжность трехсложного дактиля и прерывистость двухсложного стихотворного размера позволяет добиться элегического настроения.

Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в лучших традициях европейского сентиментализма. Карамзин с юности увлекался немецкой и французской литературой, мечтая проявить себя на этом поприще, однако по желанию отца вынужден был строить сперва военную, а после политическую карьеру. В так любимую Европу ему удалось попасть лишь в зрелом возрасте, разменяв пятый десяток. Тем не менее, поездка оказалась весьма успешной, и благодаря ей русская литература обогатилась новым жанром – путевыми заметками. Также в этот период был создан целый цикл очень сентиментальных стихов с легким философским налетом, одним из которых стало произведение , написанное в Женеве (1789 год).

Первая часть этого стихотворения носит описательный характер – поэт рассказывает о красоте европейской природы, попутно пытаясь найти в ней черты родных лугов и лесов. Однако дубрава видится автору мрачной, поэт отмечает, что «пение в рощах умолкло», и запоздалые стаи птиц улетают на юг. Мастерски нарисовав безрадостную, полную тоски и безысходности картину, обращается к неизвестному страннику, призывая его утешиться, так как изменения в природе временны. «Все оживится, все обновится весною», - отмечает поэт, привнося нотки оптимизма в стихотворения и напоминая всем нам о том, что жизнь циклична. За осенью непременно приходит зима, укрывая землю белоснежным одеялом, а с наступлением весны «снова Природа восстанет в брачной одежде».

При этом Карамзин отмечает, что подобная смена времен года очень похожа на человеческую жизнь, состоящую из различных периодов. Молодость у поэта ассоциируется с весной, зрелость с летом, а осень является первым признаком надвигающейся старости. Но если природа живет по своим законам, и с наступлением весны весь мир преображается, то человек лишен возможности такого обновления. Именно поэтому «старец весною чувствует хладную зиму ветхия жизни».

По жанру «Осень» — элегия. Расцвет этого жанра приходится на эпоху сентиментализма, ярким представителем которого является Карамзин. Это стихотворение заложило основу психологизма в пейзажной лирике. Стихотворение написано белым стихом, без рифмы, что сближает его с прозой.

«Осень» начинается с описания унылого осеннего пейзажа. Осенняя картина становится поводом для размышлений странника, сопоставляющего свою судьбу с состоянием природы. В настроении лирического героя преобладают мотивы увядания, прощания с жизнью, одиночества. Это создается благодаря перечислению привычных явлений, которые приходят с осенью. Веют осенние ветры, на землю падают желтые листья, сады и поля опустели, поздние гуси к югу стремятся, опустились «седые» туманы. Лирический герой «взором унылым» окидывает «бледную» картину. В повествование включается автор. Он обращается к герою с жизнеутверждающим призывом:

Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время...
Все оживится,
Все обновится весной...
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Это гимн весне, побеждающей смерть. В последнем четверостишии автор сравнивает осень природы с осенью жизни. Вечное обновление природы противопоставляется бренности человека:

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.