8

Цитаты и Афоризмы 18.05.2018

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим о величайшем сокровище, которое подарила людям цивилизация – это книги. Они появляются в нашей жизни еще в раннем детстве и сопровождают потом всю нашу жизнь. Они помогают нам научиться мыслить, развивают фантазию, повышают грамотность.

Скажи мне, что ты читаешь – и я скажу тебе кто ты…Их важность и ценность для человечества очень точно и ярко отражена в цитатах и афоризмах про книги.

Книга в жизни человека

«Книга — это памятник ушедшим в вечность умам. Это история, в которой жизнь течет, как кровь по венам. Это альфа и омега всякого знания, это начало начал каждой науки. Книга — это немой учитель человека».

«Там, где есть книга, человек уже не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего».

Стефан Цвейг

«Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком».

Максим Горький

«Книга - чистейшая сущность человеческой души».

Томас Карлейль

«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют».

Екатерина II Великая

Исаак Бабель

«Книга должна быть ледорубом для замёрзшего моря внутри нас».

Франц Кафка

«Всюду, где есть пашня, всюду, где есть ум человеческий, должна быть книга».

Виктор Гюго

«Законы умирают, книги - никогда».

Эдуард Джордж Булвер-Литтон

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас».

Франческо Петрарка

Как хорошо уметь читать…

«Тот, кто не читает, не имеет никаких преимуществ перед тем, кто не умеет читать».

Марк Твен

«В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто».

Оскар Уайльд

«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение».

Андре Моруа

«Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения».

Шарль Луи де Монтескье

Герман Гессе

Плиний Младший

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Дени Дидро

Паскаль Блез

Чтение – вот лучшее учение!

В цитатах про книги и чтение собраны все аргументы, почему так важна для человека способность читать и осмысливать прочитанное. Ведь книги заставляют нас мыслить глубже и яснее, буквально оттачивая наш ум и развивая его.

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».

Федор Михайлович Достоевский

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать».

Френсис Бэкон

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Дени Дидро

«Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела».

Джозеф Аддисон

«Чтение книг юность питают, старость забавляют, счастье украшают, в несчастии доставляют утешение и убежище, дома избавляют от скуки, вне дома не мешают…»

Великие люди о книгах

О том, что в жизни каждого думающего человека книги занимают очень важное место, высказывались многие писатели, деятели искусства, ученые, философы. Стоит прислушаться к их словам, ведь в цитатах и афоризмах великих людей о книгах собрана вся мудрость поколений.

«Книга — немой учитель».

«Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду».

Джозеф Аддисон

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней – память человеческого рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».

Василий Розанов

«Там, где сжигают книги, будут жечь людей».

Генрих Гейне

«Книга — чистейшая сущность человеческой души».

Чарльз Лэм

«Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это – собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча».

Алишер Навои

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник».

Эрнест Хемингуэй

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Френсис Бэкон

«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».

Артур Шопенгауэр

«Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге».

Марина Цветаева

«Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».

Рене Декарт

«Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души».

Марк Туллий Цицерон

«Когда у меня появлялось немного денег, я покупал книги. И если что-то оставалось — покупал себе еды».

Эразм Роттердамский

«Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания - это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, - все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг».

Томас Карлейль

О хороших и плохих книгах

Давно прошло то время, когда книги стоили баснословно дорого. Сейчас на книжных полках нас встречает такое изобилие литературы, что впору растеряться. И не всегда ее стоимость сопоставима с ее ценностью. Не все то, что облачено в переплет, может нести свет и знания и носить великое звание книги. Именно эта мысль отражена в афоризмах и цитатах о хороших и плохих книгах.

Плиний Младший

«Некоторые книги следует только отведать, другие — проглотить и только немногие — пережевать и переварить».

Томас Маколей

«Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи».

Генри Филдинг

«Книги, которые называют аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Дешевые издания великих книг могут быть прекрасны, но дешевые издания великих людей совершенно невыносимы».

Оскар Уайльд

«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество».

Клод Адриан Гельвеций

«Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы».

Уистен Хью Оден

«Неразборчивое и избыточное чтение книг вредит человеку так же, как обильный прием еды. Иногда лучше побыть голодным».

Франческо Петрарка

«Ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами».

Джон Локк

«Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни одного из них на чтение малоценных книг».

Джон Рескин

«Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете».

«Главное не то, сколько вы потратите, купив книгу. Главное, сколько вы потеряете, не прочитав ее».

О важности чтения для детей

К сожалению, в современном мире наблюдается тенденция к снижению интереса к чтению. И это большая беда. Очень важно с самого раннего возраста научить детей любить и ценить книгу. Ведь чтение дает первые понятия о добре и зле, помогает понять мир и чувства других людей. Все это точно отражено в цитатах о чтении и книгах для детей.

Джордж Карлин

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Василий Сухомлинский

«Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека».

Сэмюэл Смайлс

Олдос Хаксли

«Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать, но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче».

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

«Всем миром нужно решать проблему детского чтения, — чтения, которое не только погружает ребенка в информационную среду, но и лечит, и возвышает душу растущего человека».

Екатерина Лахова

«Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»

Виктор Острогорский

«Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки».

Льюис Кэролл

Место, где живут книги

Говоря о книгах, нельзя обойти вниманием места, где они собраны – библиотеки. Сейчас многие из них, идя в ногу со временем, компьютеризированы, однако по-прежнему они являются теми священными местами, знакомыми нам с детства, где царит непередаваемый книжный запах и воздух буквально пропитан мудростью ушедших поколений. Очень тонко и метко сказано об этом в цитатах и афоризмах о библиотеке и книге.

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть – культура не погибнет в такой стране».

«Пока жива библиотека, жив народ. Умрет она – умрет наше прошлое и будущее».

Дмитрий Лихачев

«Библиотека – это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост»

«Библиотека – это открытый стол идей, за которые приглашается каждый».

Александр Герцен

«Библиотека – это гербарий чувств и страстей, сосуд, где хранятся засушенные образцы всех цивилизаций».

Поль Клодель

«Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку».

Иосиф Бродский

«Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке! Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами мир, достойный богов; вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу».

Чарльз Лэм

«Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо выбрать крупинки золота в массе песка».

Сергей Вавилов

«Коллекция книг – тот же университет».

Томас Карлейль

«Книга – друг одинокого, а библиотека – убежище бездомного».

Сергей Витицкий

«Каждая картина, взятая в галерею, и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, как бы они малы ни были, служат великому делу – скоплению в стране богатств».

Антон Чехов

Русские писатели о книгах

Россия всегда по праву считалась самой читающей нацией в мире. Безусловно, это является поводом для гордости и дает надежду на светлое будущее нашей страны. Особой глубиной и мудростью отличаются цитаты и афоризмы о книгах и чтении русских писателей. Только вслушайтесь в эти строки…

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».

«Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Максим Горький

«Книги — это переплетенные люди».

Александр Пушкин

«Книга – это есть мир, видимый через человека».

Исаак Бабель

«Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем».

Николай Лесков

«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».

Федор Достоевский

«Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются - и старые, и малые».

Виссарион Белинский

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства».

Иван Гончаров

«Единственный заменитель непрожитого нами опыта – литература».

Александр Солженицын

«Не люблю я книг с золотыми обрезами, что нетронутыми стоят на полках. Люблю, когда они зачитаны до дыр».

Михаил Шолохов

«Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

«Без чтения настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гете и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века».

Александр Герцен

О книгах и их соперниках

В современном мире у книг много соперников: это и телевидение, и кинофильмы, и социальные сети. Но и книги не отстают и идут в ногу со временем. Появились электронные книги, аудиокниги, различные справочники в цифровом формате. Ведь фильмы и телепередачи не могут сравниться с книгами в развитии фантазии и творческого воображения, они предлагают нам уже готовые образы. В афоризмах и цитатах о книгах и чтении очень точно подмечены и отображены все преимущества книг над современными способами развлечения.

«В кино я наблюдаю за другими, книга позволяет мне самому на время стать другим человеком».

«Лучший в мире кинозал – это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу».

Ридли Скотт

«Читающие книги всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Фелиция Жанлис

«Нельзя никогда забывать, что книга – это величайшее благо, сгусток умственной энергии, ее никогда не заменит никакая кибернетика».

Дмитрий Урсу

«Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них».

Жорж Элгози

«Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение».

Граучо Маркс

«Книга или кино – сегодня вопрос так даже не стоит. Вы любите, когда вам выносят мозги на скорости 24 кадра в секунду?»

«Читать нужно каждому. От трехлетней девочки до дряхлого старика. Если вы задаетесь вопросом, зачем читать книги, ведь есть интернет, фильмы и музыка, то для вас начинать читать книги либо еще рано, либо слишком поздно. Человека формируют познания, познания самого себя. И в этом, как ничто иное, помогает книга. Будь она плохая или хорошая, она несет пользу. Плохая книга побуждает ценить хорошую, а хорошая помогает увидеть плохое в себе. Читать нужно каждому, всегда и везде».

Книги – это не только способ получения новых знаний. Ничто так не поможет расслабиться и отдохнуть душой, как любимая книга в руках. Ничто не поможет прогнать тоску и скрасить одинокий вечер, так, как это сделает подходящая книга. Ведь если у тебя есть книги – ты уже не одинок.

Читайте, друзья! Открывайте для себя новые миры, которые нам открывают книги. И совершенно неважно в каком виде вы любите читать: в бумажном или электронном, пусть книга сопровождает вас всю жизнь. Закончить же наш разговор хочу своим любимым афоризмом:

«С чем предпочитаете кофе? С сахаром, молоком, корицей?
— Я предпочитаю с книгой»

Предлагаю прочесть другие статьи на блоге на тему книг и чтения:

Являясь натурой тонкой, изысканной время от времени поэт писал пейзажнуй лирику. Тютчев восторгался природой на протяжении всего периода своей жизни. В стихотворении «Чародейкою Зимою» автор сравнивает зиму с женщиной, оставаясь великолепным ценителем красоты.

Написанное в волшебную ночь 31 декабря, оно предстает перед читателем в сказочном настроении. Эпитеты, метафоры и инверсии помогают творцу передать очарование зимы живо и в то же время загадочно. Такого эффекта мастер слова смог добиться, используя старинные слова и уместно вставляя их в пятистишья. В отличие от «пушкинских» тоскливых зим, «тютчевские» зимы поражают своей хрупкой и неповторимой нежностью. Поэт использует, казалось бы, противоречивые метафоры-«легкой цепью пуховой», чтобы передать всю воздушность снежного покрова, а ни как, не тяжесть.

Автор отмечает всю силу чудесницы, растормошить оковы которой не способен даже солнечный луч. То, на что способна природа при помощи снега, заставляет автора в сотый раз задуматься о силе ее могущественности. В данном произведении воображение мгновенно переносит читателя в прекрасный мир зимнего очарования.

3, 5 класс.

Анализ №2

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец») в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой».

Завораживающий образ леса, рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой), оксюморон (легкой цепью пуховой), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет).

Более новые статьи:

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес. который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежное, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», - отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Пройдет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», - отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Чародейкою Зимою. "

Роскошная природа русского леса непревзойденно отображена Федором Тютчевым в стихотворении «Чародейкою Зимою. С первых же строк поэт погружает читателя в свое излюбленную пору - зиму, тайно отожествляя зимний лес с обожаемой им женщиной – баронессой Дёрнберг. Но, возможно, и не с ней, а со спящей красавицей-царевной, которую другой великий русский поэт, Александр Пушкин, описал в своей «Сказке о мертвой царевне…».

У Тютчева лес умиротворен, он «сном волшебным очарован… околдован, не мертвец и не живой», он «весь опутан, весь окован легкою цепью пуховой».

Такая цепь из хрупкого снега и инея, сковавшего гигантскую, дикую мощь, коей являлся в ту пору русский лес, под силу только «Чародейке Зиме». И теперь «в нем ничто не затрепещет», даже луч солнце не способен разрушить ее снежные вериги. Но, влюбленный в дремучие дебри, луч этот, нежный, но дотоле еще слабый, все же заставит лес зардеться в ответных чувствах: «…он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

Однако скоротечно зимнее солнце, высверкнет в небе и погаснет. И теперь под «снежной бахромою», уже стоит другой лес: «не мертвец и не живой». И все же он… жив! «чудной жизнью он блестит».

Как точно подметил поэт состояние спящего леса: «не мертвец и не живой»!

…Примерно в этом ракурсе оценивали это произведение ранее. И никто не подумал, что стихотворение, по существу, являет собой гимн жизни!

Попробуем в этом разобраться.

В русском языке есть выражение, характеризующее человека, как живое существо: стоит «ни жив, ни мертв». Это бывает, когда тот впадает в оцепенение от только что перенесенного потрясения. И в таком состоянии он пребывает, пока какое-либо действие или добрая весть не выведут его из шока. Лес же из зимнего оцепенения выведет Весна, которая раскует «цепи пуховые». Она разбудит его вместе с медведем в берлоге, вместе с муравьями в муравейнике, вместе с закипающим в корнях деревьев питающим их соком. Разбудит для новой жизни…

Но ведь так было всегда и везде: за сонным затишьем океана следует сокрушительный шторм, за ясным небом - грозовые тучи с ливнем, за человеческим сном – кипящее бытие, где есть место всепоглощающей любви и бессмертному подвигу. Вот это и есть жизнь!

Тютчев знал и любил ее, и описал на примере, вроде бы, «не живого» леса. А мог, используя образ, «Спящей Красавицы», но… его опередил Шарль Перро, а потом и Пушкин…

Текст «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», - отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», - отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

«Чародейкою зимою», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основная тема

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна» . Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима .

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет» . Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец» ) в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой» .

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Завораживающий образ леса . рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон ), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован ), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью ). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой ), оксюморон (легкой цепью пуховой ), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет ).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

Слушать стихотворение Тютчева Чародейкою зимою

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Чародейкою зимою

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Борис Пастернак «Снег идет»

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятенье,

Всё пускается в полет,

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и - святки

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.

Снег идет густой-густой,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Константин Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

снежинка белая,

Какая чистая,

какая смелая!

Дорогой буйною

легко проносится,

Не в высь лазурную -

на небо просится.

Под ветром веющий

дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

светло качается.

Его качелями

она утешена,

С его метелями

крутится бешено.

В лучах блистающих

скользит умелая

Средь хлопьев тающих

сохранно-белая.

Но вот кончается

дорога дальняя,

Земли касается

звезда хрустальная.

Лежит пушистая

снежинка мелая.

Какая чистая,

какая белая!

Александр Блок «Ветхая избушка»

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят, -

По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна -

Ан уж дом растаял,

На дворе - весна!

Николай Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Иван Демьянов «Первый снег»

Седы кусты до прутика...

На землю и дома

На белых парашютиках

Спускается зима!

Летят снежинки-звездочки.

Смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки!

Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым-бело!

(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою»)

Зима - необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк. Сколько замечательных стихотворений посвящено этому времени года. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…» тоже о зиме. Они позволяют увидеть зиму по-новому и пережить те же чувства, какие зима вызвала в душе поэтов.

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» зима грустная, холодная, тоскливая. Ночью зимняя дорога кажется поэту «скучной», пустынной. «Ни огня, ни черной хаты. Глушь и снег…», «печальные поляны». Даже колокольчик тройки однозвучный и «утомительно гремит». Долгая зимняя дорога, долгие песни ямщика пробуждают в душе поэта сердечную тоску. В такую зимнюю ночь «скучно, грустно» и невольно мечтается о горящем камине, о встрече с родным человеком.

Но зима бывает и другой. Совсем иной увидел зиму Ф. И. Тютчев. У Ф. И. Тютчева зима - чародейка. Она околдовала лес, покрыла его снежной бахромою. Опутала зима, оковала лес легкой пуховой цепью. Лес стоит очарован волшебным снегом. Когда на

него падают лучи зимнего солнца,

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Волшебная, величественная и прекрасная зима.

Вот какой разной бывает зима. И уныло-однообразной, и царственно — прекрасной. Зима живая. Она играет с нами, меняется, заставляет нас и тосковать, и восхищаться. Зима - чародейка!

«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь . Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива . Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа . «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.