Андрей Белый(Борис Бугаев)- 14 (26).10.1880— 08.01.1934.

1904 г. - сборник стихов «Золото в лазури». Первостепенная задача сборника передать настроение кружка «Аргонафтов» (московский кружок соловьевцев под предводительством Белого, туда еще входили Эллис, Петровский,Сергей Соловьев) в предчувствии грядущей «зари».Одна из главных идей кружка - жизнетворчество(жизнь, как произведение искусства).

В сборнике много метафизики и соловьевских идей.

Большое количество цветов(для Белого цвета имели символическое значение. Он потом напишет статью «Священные цвета», да и сам псевдоним: Белый-любимый цвет Владимира Соловьева-священный,утешительный цвет, гармония всех цветов).Для одного понятия красный-множество оттенков(пурпурный,алый,огненный).Сочетания по образцу Бальмонта - сложные эпитеты: красно-золотой. Много динамичных,а не статичных эпитетов - огневеющий, голубеющий.Цвета сравнив. С драг камнями(янтареющий)-близко модерну.

Много посвящений. Весь сборник посвящен матери. Открывается стихотворением Бальмонту. Вечный зов посвящен Мережковскому, Не тот - Брюсову, Воспоминание - Л.Д. Блок, Опала - самому Блоку.

Мотивы арлекинады жизни. Типичный образ Шута дополнен образом юродивого Христа ради, при том юродивый и скоморох не различаются у Белого, как в православной традиции. Получается цепь:скоморох-арлекин-безумец-дурак. Выступает как опасный двойник Христа, лже-Христос - стих Жертва Вечерняя(1903):

Стоял я дураком
в венце своем огнистом,
в хитоне золотом,
скрепленном аметистом —
один, один, как столб,
в пустынях удаленных, —
и ждал народных толп
коленопреклоненных…

Новаторство с точки зрения формы- Душа мира(1902г.)

тучкой несется,

беспечной,

улыбкой зыбкой

Грядой серебристой

летит над водою -

Лучисто-

волнистой

Солнце — предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.

Стихотворение “Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое — согласно логике “возврата” — уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым...” Вечный зов(1903г.)),

образы прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):

Блестящие ходят персоны,
Повсюду фаянс и фарфор,
Расписаны нежно плафоны,
Музыка приветствует с хор.(Опала 1903г)

Пепел - 1909г. В том же году выпущен сборник Урна.

В Пепеле эпиграф из из Некрасова(стих «Что ни год - уменьшаются силы…»). Сам сборник Некрасову и посвящен. Лейтмотив сборника - пессимизм при взгляде на современную Россию.

Просветы

Горемыки

Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.

Тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...

«На рельсах», «Станция» - ощущение колеса, которое давит. (У Блока тоже колесо,но там есть надежда на некий выход.) У Белого жел дорога - то,что будет идти по тебе, давить.(У Некрасова хотя бы был подвиг на жел дороге).

Беспросветность, бессмысленность жизни - «Бессмыслица дневная, сменяется ночной»(«Телеграфист»)
Герои Белого без смысла бытия. Нет ни цели, ни смысла.

Лирич герой чувствует свою неприкаянность.

Тип расхристанного хулигана, которому ничего не дорого. Хулиган-дружба со скелетом(написано на мотив Чижика-Пыжика):

Жили-были я да он:
Подружились с похорон.

Приходил ко мне скелет
Много зим и много лет.

Костью крепок, сердцем прост —
Обходили мы погост.

(Хулиганская песенка. 1906г.)

Обыгрывание известных текстов («Коробейники», «Огородник»). Фольклорные мотивы. Ритмическая организация песни - «Веселье на Руси»(плясовая), «Каторжник»(тюремный фольклор).

Тема маскарада. Мрачная арлекиниада. Стихотворения «Маскарад», «Арлекиниада». Мотив хаоса - «Злые шутки, злые маски»(«Маскарад1908г.)

Мотив сумасшествия:

«Утро»1907г. - образ сумасшедшего, вообразившего себя Христом.

Пы.Сы. Как мы можем заметить, какой метафизикой соловьевской не начинай, жизнь некрасовская берет свое. И чем выше в эфирные высоты ты залетишь, тем грубее будет матерьялизЬм…

«Много замыслов в сердце человека,

Но состоится только определённое Господом»

(Из Притчей Соломона).

Счастлива ли я? - Да. Без сомнения скажу: «Конечно!» Слово «счастье» происходит от слова «соучастие»: соучастие в жизни близких и не очень близких тебе людей или когда они принимают участие в твоей жизни. Ещё это бывает взаимно.Тогда становишься счастливым.

Родилась я в весенний майский день на тихой московской улочке в Замоскворечье. Напротив нашего дома был, и есть поныне,чудесный городской парк, который раньше назывался «Сад им.Орджоникидзе». Аромат благоухающей сирени всегда навивает сладкие воспоминания моего счастливого детства. Счастливая пора детства, когда ощущаешь душевный уют и защищённость, когда постоянно чувствуешь заботу и любовь тех, кто рядом, когда все близкие родственники ещё были вместе.

Училась я в Педагогическом Университете,(бывшем МОПИ им.Крупской),на факультете иностранных языков.Чтобы иметь разговорную практику,работала переводчиком английского языка в Министерстве газовой промышленности. Встречала иностранные делегации и участвовала в переговорах по закупке оборудования для газопроводов. Много приятных впечатлений во время летних каникул осталось у меня от поездок по Прибалтике, Крыму, Кавказу и другим уголкам страны. Светлые надежды, лучезарные мечты, радость познания безбрежности мира – вот, в чём я постоянно пребывала и что меня не покидало даже, когда мышцы начали слабеть.

Мышечная слабость ног и рук постепенно нарастала. Лечение улучшений не приносило, а скорее наоборот. «Ваше заболевание – миопатия - мало изучено, - говорили врачи, - или кто-то из предков имел аналогичное, или оно инфекционного характера, когда после перенесённого гриппа или ангины иногда вдруг происходит сбой гормонального питания мышц». Но ни у кого из наших предков подобного заболевания не было. В возрасте 24-х лет мне пришлось уйти с работы.

В следующем году произошло очень значимое событие в моей жизни.Мы с бабушкой поехали в Сергиев Посад,где произошла встреча со священником Отцом Михаилом. Он мне подарил Евангелие и Молитвослов и сказал:" Будешь причащаться и собороваться».С каким трепетом я читала и готовилась прикоснуться к тайнам Богопознания! Когда всё свершилось, я почувствовала, что передо мной открылась дверь в новый мир, который я очень хочу познать.Расставаясь, Отец Михаил сказал: «Болезнь твоя – промыслительная. Теперь увидишь, как Господь будет устраивать твою жизнь».

Вернулась я домой обновлённым человеком.Теперь я знала, что это Бог даёт мне почувствовать красоту мира, вдохновение писать стихи и желание молитвенного общения с Духовным миром. Именно молитвой открываются двери для вхождения Бога.

Неожиданно случилась беда с моей горячо любимой бабушкой: инсульт. В то время мы были на даче. Всё произошло на моих глазах. Не имея возможность вызвать врача парализованной бабушке, я со слезами только молилась Господу о помощи. После этого дня мои ноги и руки резко ослабели, и я совсем потеряла возможность ходить. Мне было уже 26 лет. Бремя забот внезапно навалилось на мою маму – сразу два беспомощных человека. Но она, добрейшей и неунывающей души человек, безропотно стала нести свой крест. Моя милая мама! Ей было очень тяжело, но она никогда ни на что не жаловалась. Папа тоже помогал мне, как мог: сделал мне тренажёры и стульчик на маленьких колёсиках, на котором я стала передвигаться по квартире.

Своё новое состояние мною не воспринималось как гнетуще-обречённое, а наоборот, я считала, что оно временно, и я необъяснимо верила, что у меня всё будет хорошо. В моей душе не угасал огонёк свечечки на пути к Богу, который мне помогли зажечь Отец Михаил и другие встреченные там люди:

Огонёчки небесных свечей

Нам мерцают Божественным светом.

Бог спросить словно хочет: «Ты чей?

И зачем ты на свете на этом?»

Каждый должен подумать всерьёз,

Память, совесть свою теребя,

И ответить на этот вопрос,

Если это волнует тебя.

Мы пришли в этот мир,чтоб любить,

Чтобы радость,тепло всем дарить,

Чтобы новый зажёгся в ночи

Огонёчек небесной свечи!

Скучать мне не приходилось,так как мои подруги и даже молодые люди меня не забывали: часто звонили, приезжали.От этого у меня было тепло на душе. Я очень им всем благодарна, что они старались поддержать, приободрить меня,но, видя меня по-прежнему неунывающей, даже удивлялись, как можно, страдая от болезни – радоваться. Да, это было так, потому что у меня вызывало радость и даже необходимость выслушать, поддержать советом и просто своим участием в решении житейских проблем близких людей. Мне очень близки слова Святителя Григория Богослова: «Страдаю от болезни и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю, как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что всё случающее с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины».

Как-то раз от Отца Михаила ко мне приехал Геннадий Копылов и привёз «Душеполезные изречения из Творений Святых Отцов». Эта работа, примерно из 50-ти листов, была написана аккуратным почерком Отца Михаила, когда он оканчивал Духовную Академию. Как же это интересно и познавательно! Сколько новых открытий в познании Бога и глубин человеческой души свершилось во мне! В свою тетрадь я записывала проникновенные слова Святых Отцов, являвшиеся ответами на многие насущные вопросы.Геннадий служил пономарём-алтарником в храме Св. Адриана и Наталии. Его расссуждения о Боге и человеке всегда придавались философскому осмыслению. Недаром он был хорошо знаком с произведениями религиозных философов Бердяева, Соловьёва, Флоренского. Однажды Геннадий сказал, что может привезти священника, который меня исповедует и причастит. С невообразимой радостью и трепетом я восприняла это известие, о котором я только могла мечтать. Следует сказать, что тот, кто Отца Николая увидит – не забудет, а услышит – захочет ещё услышать его проникновенные слова, потому что это полный духовности и душевности Батюшка просто излучает любовь к людям, благородство и доброту. Отец Николай с матушкой Ниной в прошлом – музыканты: они учились в консерватории по классу скрипки. Гармония и красота их чувств всегда была видна во взаимоотношениях этой образцовой супружеской четы.

Однажды, одна моя знакомая Ирина,собравшись в Псково-Печорский монастырь, предложила мне написать письмо Старцу Иоанну Крестьянкину с каким-нибудь важным для меня вопросом. «Если Отец Иоанн сочтёт нужным, то я привезу тебе ответ». Подумав, я поняла, что чаще всего меня не покидают мысли о моём дальнейшем жизненном пути. Скажу откровенно, что я испытывала искушения при встречах с молодыми людьми: я тоже хотела любить и быть любимой. Постоянно в молитвенных обращениях я просила о милости дарования мне друга, помощника по жизни – супруга, чтобы Господь избавил меня от греховных искушений. Итак, Отца Иоанна я спросила, можно ли мне, будучи в инвалидной коляске, надеяться и мечтать об устройстве своей личной жизни или всё же надо выбросить из головы подобные мысли и посвятить свою жизнь всецело Богу. Откровенно говоря, я ждала услышать второе. В своём ответе Отец Иоанн написал, что устройство моей жизни – в руках Божьих, а дальнейший совет мне даст Духовный Отец. Во мне зажёгся ещё один «огонёчек небесной свечи»: я почувствовала молитвы Отца Иоанна! Значит всё в руках Божьих!

Далее, события в моей жизни начались складываться, как по счастливому сценарию. Месяца через полтора при совершенно случайных обстоятельствах я познакомилась с Фёдором, общаться с которым было легко и интересно. Он сразу покорил меня тем, что прекрасно играл на фортепиано и разговаривал по-французски. С каждой встречей Фёдор открывался с лучшей стороны. При нашей всего третьей встрече он неожиданно сделал мне предложение «руки и сердца». Раньше я сочла бы этот шаг легкомысленным, но тогда я без сомнения почувствовала, что всё серьёзно, и он именно тот, кого я ждала. От Фёдора исходила надёжность и искренность. Всё же я предложила ему подождать хотя бы полгода, чтобы проверить свои чувства, но для него было «проверять – значит не доверять».

Мне нельзя ошибаться. Да и ты, сможешь ли нести бремя постоянной заботы обо мне? Он ответил: «Любить – значит заботиться. А помогать во всём – привык.Я ухаживал за своей прикованной к постели мамой».

Как быть? Сразу давать согласие? Во мне вдруг прозвучало напутствие Отца Иоанна Крестьянкина решить вопрос устройства своей жизни с Духовным Отцом.

Доверимся Отцу Николаю. Благословит ли он нас на брак? Положимся на совет Духовного Отца.

Каково было моё изумление, когда ответ Отца Николая содержался всего в двух словах: « А когда венчание?» Значит, не только у меня, но и у него не было сомнений, что всё идёт по воле Божьей и по-другому быть не может. Всё складывалось стремительно и легко, словно происходящие события свершались по уже определённому предначертанию, а я просто участвую в них.

На Рождество Христово мы подали заявление в ЗАГС. Мне было уже 34, а ему 41 год. Некоторые мои родственники и знакомые были в недоумении: не могли понять Фёдора, почему он, будучи физически здоровым мужчиной и имеющий свою собственную двухкомнатную квартиру, хочет создать семью именно со мной. Но так было угодно Богу. Случается так, что человек вдруг неожиданно оказывается на тропинке, и тогда он обязательно идёт по ней вперёд.

Свадьбу мы праздновали четыре дня: с четверга, когда наш брак был зарегистрирован, и по воскресенье, когда мы венчались в храме Иоанна Предтечи в Ивановском. В то время Отец Николай служил там настоятелем. Я пребывала во внеземном состоянии, когда в храме и в наших руках сияли «огонёчки небесных свечей» и звучали проникновенные слова: «Венчается раба Божия Наталия рабу Божиему Феодору... И в радости и в горести...». Фёдор нёс меня на руках вокруг аналоя, а у меня от счастья капали слёзы...

Божьим чудом явилось то, что ровно через девять месяцев у нас родилась дочка Верочка! Фёдор очень хотел дать ей имя своей мамы. Беременность я перенесла с Божьей помощью очень легко и, главное, Господь давал мне радостное расположение духа. Я была бесконечно счастлива и благодарна всем за все Божьи благодеяния!

Рождение доченьки открыло полноту смысла всей нашей жизни. Ни с чем не сравнимые чувства испытываешь, когда есть рядом твой родной человечек, твоё продолжение. Рождение ребёнка – это самая удивительная тайна жизни!

Особо хочу сказать о моей мамочке: столько любви и тепла своего сердца и материнских рук она отдавала и отдаёт мне и своим внукам! Кланяюсь и благодарю тебя, родная, за всё! Однажды устами младенца, нашей дочки Верочки, было произнесено следующее пророческое пожелание: «Родите мне сестрёнку. Машеньку!» Воистину Бог творит чудеса! 7 февраля 1994 года появилась на свет вторая доченька и без сомнения - Машенька! По Божьей воле она родилась накануне праздника святых Ксенофонта и Марии. Мы были бесконечно счастливы и благодарны Богу за все Его благодеяния!

В жизни, как известно, солнечные дни неожиданно сменяются пасмурными.

Когда детям было 5 лет и полгодика, и мы находились на даче, моя жизнь «висела на волоске». Я не сразу распознала аппендицит, а когда через два дня меня привезли в сельскую больницу, врач воскликнул: «Срочно на операцию! До Москвы не довезёте. Гнойный перитонит разлился в брюшной полости. Поможет только чудо». И опять Господь сотворил со мной чудо! Я осталась жива. Выхаживали меня Фёдор и мама. Я им так благодарна! А ещё своим доченькам: я видела их детские улыбки и слышала самые проникновенные слова «Мама!», от которых сразу становилось тепло и радостно.

С годами, а точнее после пятидесяти лет, недостаток движений стал отражаться на всех системах организма. Стали сильно опухать и синеть ноги, а на правой – образовались многочисленные мокнущие трофические язвы. Ничто не помогало. Вытекающая лимфа и кровь превратили ногу от пальцев до колена в сплошную страшную рану. Не хочу отягощать читателей описанием дальнейшего ухудшения состояния моей ноги, но,попав в хирургическое отделение больницы, я ожидала, что ампутация ноги будет избавлением от мучительных болей. Врачи сказали, что помочь мне ничем не могут, так как это была не гангрена. В действительности, от обездвиженности некоторые сосуды перестали функционировать, а по другим – кровь больше не могла подниматься вверх, если нога находилась в опущенном вертикальном положении. Но с Божьей помощью всё преодолимо!

Весь тот мучительный период мои слёзные молитвы к Господу, Божьей Матери и святым целителям были непрестанными! Когда боль перекрывала сознание, непрерывная Иисусова молитва звучала во мне отрывистым стоном и мне становилось от этого легче. Ещё мне очень помогал Праведный Иов Многострадальный, его жизнеописание. Нужно быть довольным тем, что есть и укреплять себя в терпении, зная,что все от Господа, и тем самым предаваться Его Святой воле. Каждый день мой муж Фёдор окроплял мои ноги святой водой из Новоиерусалимского монастыря и мазал их соборным маслом. День праздника Святой Троицы стал для меня незабываемым и переломным в течении моей болезни. За последние четыре месяца моих страданий мне стало как-то необыкновенно светло и легко. На меня вдруг нахлынуло всепоглощающее чувство огромной благодарности всем, кто молился и переживал за меня и особенно моим близким: мамочке, мужу Феде, моим доченькам. Как же я благодарна Вам, дорогие, за заботу, уход, сопереживание, за то, что Вы со мной рядом! Я ощутила это, как никогда, и от этого лились слёзы счастья... Хочется часто повторять слова Апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Господи, благодарю Тебя за всё – за то, что Ты ведёшь меня по жизни!

После этого лучезарного и просветлённого состояния нога стала очищаться.

Так каков же путь исцеления от греха, от болезни? Исцеление – это труд. Труд – это терпение. Терпение – это страдание. Страдание – это очищение. Очищение – это исцеление... Господь даёт всё по нашим силам и хочет, чтобы мы стойко, не ропща, шли по этому пути вперёд к Нему - источнику Жизни. Мы вверяем своё будущее в руки Божии, говоря словами из проникновенной молитвы Оптинских Старцев: «Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу».

И вновь за окном весна, чудесное время года пробужденья и обновления природы и человеческих душ. Фёдор вывез меня на улицу, и в лицо хлынул пьянящий аромат весны. Ощущения были настолько сильны, что сразу вылились в строки стихотворения, которое я назвала «Ода Весне»:

Весна! Хрустальный звон капели

Звучит волшебно так и ясно.

Подобно гимну, птичек трели

Нам возвещают: «Жизнь прекрасна!»

Весна! Природы пробужденье

Восславит Божие творенье!

Мы песнь любви Тебе поём!

Весны Творец! Ты исцеляешь,

Людские души очищаешь

Небесным светом и дождём!

Как ты прекрасен, дождь весенний!

Хочу я слушать твой концерт

Оркестра капель шум падений

«Привет всем! Слышите? Привет!»

О,чудо! Сразу дождь весенний

Вдруг пробудил весны росток.

Пусть же исчезнут ночи тени!

Расти и радуйся, цветок!

Какой ты нежный, милый цветик!

Мечтай и пой о скором лете,

Ведь ты достоин восхищенья!

Ликуй и празднуй вновь, весна!

Ты пробуждаешь ото сна

И даришь жизни обновленье!

Ласковое солнышко своими тёплыми лучами,играя,отражается и сверкает в каплях на появившихся блестящих листочках и траве. Душа радостно кричит всему живому: «Христос Воскресе!» и тут же слышит ответный возглас: «Воистину Воскресе!»

Посвящаю эту книгу дорогой матери


Бальмонту

1
В золотистой дали
облака, как рубины, -
облака, как рубины, прошли,
как тяжелые, красные льдины.
Но зеркальную гладь
пелена из туманов закрыла,
и душа неземную печать
тех огней – сохранила.
И, закрытые тьмой,
горизонтов сомкнулись объятья.
Ты сказал: «Океан голубой
еще с нами, о братья!»
Не бояся луны,
прожигавшей туманные сети,
улыбались – священной весны
все задумчиво грустные дети.
Древний хаос, как встарь,
в душу крался смятеньем неясным.
И луна, как фонарь,
озаряла нас отсветом красным.
Но ты руку воздел к небесам
и тонул в ликовании мира.
И заластился к нам
голубеющий бархат эфира.
Апрель 1903
2
Огонечки небесных свечей
снова борются с горестным мраком.
И ручей
чуть сверкает серебряным знаком.
О поэт – говори
о неслышном полете столетий.
Голубые восторги твои
ловят дети.
Говори о безумье миров,
завертевшихся в танцах,
о смеющейся грусти веков,
о пьянящих багрянцах.
Говори
о полете столетий:
Голубые восторги твои
чутко слышат притихшие дети.
Говори…
3
Поэт, – ты не понят людьми.
В глазах не сияет беспечность.
Глаза к небесам подними:
с тобой бирюзовая Вечность.
С тобой, над тобою она,
ласкает, целует беззвучно.
Омыта лазурью, весна
над ухом звенит однозвучно.
С тобой, над тобою она.
Ласкает, целует беззвучно.
Хоть те же всё люди кругом,
ты – вечный, свободный, могучий.
О, смейся и плачь: в голубом,
как бисер, рассыпаны тучи.
Закат догорел полосой,
огонь там для сердца не нужен:
там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.
Там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.

Золотое руно

Посвящено Э. К. Метнеру


1
Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:
«Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно
Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.
Апрель 1903
2
Пожаром склон неба объят…
И вот аргонавты нам в рог отлетаний
трубят…
Внимайте, внимайте…
Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!
Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
«За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!..»
Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.
Земля отлетает…
Вино
мировое
пылает
пожаром
опять:
то огненным шаром
блистать
выплывает
руно
золотое,
искрясь.
И, блеском объятый,
светило дневное,
что факелом вновь зажжено,
несясь,
настигает
наш Арго крылатый.
Опять настигает
свое золотое
руно…
Октябрь 1903

Солнце



Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много
зла сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
Серебряный Колодезь

Вечный зов

Д. С. Мережковскому


1
Пронизала вершины дерев
желто-бархатным светом заря.
И звучит этот вечный напев:
«Объявись – зацелую тебя…»
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым, -
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
И веков струевой водопад,
вечно грустной спадая волной,
не замоет к былому возврат,
навсегда засквозив стариной.
Песнь все ту же поет старина,
душит тем же восторгом нас мир.
Точно выплеснут кубок вина,
напоившего вечным эфир.
Обращенный лицом к старине,
я склонился с мольбою за всех.
Страстно тянутся ветви ко мне
золотых, лучезарных дерев.
И сквозь вихрь непрерывных веков
что-то снова коснулось меня, -
тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
2
Проповедуя скорый конец,
я предстал, словно новый Христос,
возложивши терновый венец,
разукрашенный пламенем роз.
В небе гас золотистый пожар.
Я смеялся фонарным огням.
Запрудив вкруг меня тротуар,
удивленно внимали речам.
Хохотали они надо мной,
над безумно-смешным лжехристом.
Капля крови огнистой слезой
застывала, дрожа над челом.
Гром пролеток, и крики, и стук,
ход бесшумный резиновых шин…
Липкой грязью окаченный вдруг,
побледневший утих арлекин.
Яркогазовым залит лучом,
я поник, зарыдав, как дитя.
Потащили в смирительный дом,
погоняя пинками меня.
3
Я сижу под окном.
Прижимаюсь к решетке, молясь.
В голубом
все застыло, искрясь.
И звучит из дали:
«Я так близко от вас,
мои бедные дети земли,
в золотой, янтареющий час…»
И под тусклым окном
за решеткой тюрьмы
ей машу колпаком:
«Скоро, скоро увидимся мы…»
С лучезарных крестов
нити золота тешат меня…
Тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
Полный радостных мук,
утихает дурак.
Тихо падает на пол из рук
сумасшедший колпак.
Серебряный Колодезь

Заветнейшие черти эзотеризма Белого выразились в его поэтическом сборнике «Золото в лазури» (1904). Сочиненные на природе, в Серебряном Колодезе, эти стихи — прогулки средь полей, претворенные в слова. «Пленэризм» Белого сродни манере художника-символиста Петрова-Водкина. Сборник «Золото в лазури», как и первый том Блока, движется от отчаяния в пору ante lucem к встрече с солнцем. На смену торжественным, медленным гимнам, на смену трепетным, словно пуантилистские гравюры Силина или Феофилактова, молитвам, на смену написанным ритмической прозой "кошмарам", вызывающим в памяти произведения Сологуба, приходит своего рода хвалебная песнь солнцу, написанная верлибром с длинными прилагательными в духе тютчевских:

В волнах далеких солнце утопало.
В слезах вечерних, бледнозолотистых
Твое лицо искрилось и сияло.

Брачные улыбки заката и брачные венцы гор Белого напоминают о брачной заре Блока. Здесь — та же география облаков, что и в симфониях («Возврат»), здесь человечество приглашается на пир — сосать «разорванные солнечные части». Многие стихи, как мистические, так и бурлескные, вдохновлены мифом об Аргусе. Целый раздел сборника, «Прежде и теперь», составлен из стилизаций и «силуэтов» в духе XVIII века. Здесь, безусловно, сказалось влияние «Мира искусства»: эти миниатюры с их архаическим, обветшалым словарем созданы под влиянием Сомова и Бенуа.

В «Золоте в лазури» Белый облекает себя «броней из солнечной ткани» и, рисуя лирический пейзаж, свободный от всякого натурализма, гибким размером, нередко приближающимся к свободному стиху, сублимирует кошмары (страх перед распятием) или утопии (полет Икара), сопровождавшие его на протяжении всей жизни. Позже, после 1914 года, когда, пережив «второе свидание» (с антропософией), Белый начнет иначе смотреть на свое прошлое, он четыре или пять раз переработает сборник, но потеряет самую значительную из новых редакций в берлинском трамвае. В 1927 году он напишет, что «период «Золота в лазури» есть период остановившейся, ставшей и под-остывшей в душе симфоничности».

«Золото в лазури» — книга стихов Андрея Белого. В итоговой для раннего периода творчества книге Белый объединил стихотворения и лирические отрывки в прозе, написанные в 1900—1903 годах (вышла в свет в 1904 г. в Москве). Она — вместе с лирическим циклом А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» — воспринимается как уникальный памятник религиозно-философских и эстетических исканий младосимволистов.

В сборнике «Золото в лазури» отразилась напряженная духовная жизнь поэта «аргонавтического» периода его творчества. В начале века Белый воспринимает древнегреческий миф о путешествии героев Эллады на корабле Арго за золотым руном как остро современный. Странным образом он сопрягается в сознании поэта с эсхатологическими идеями В.С. Соловьева, возвестившего о конце всемирной истории, о борьбе с Антихристом, об осуществлении в конечном итоге мировой гармонии и окончательном слиянии земного и небесного начал. Устремления из обреченной и косной современности в будущее актуализировали для Белого (и людей близкого ему круга) образ корабля Арго. Символическое отплытие в будущее, искание «золотого руна» уподоблялось стремлению к солнцу. Это центральный лейтмотив сборника «Золото в лазури» Белого, особенно его первого раздела, одноименного общему заглавию. Белый подробно разрабатывает систему художественных метафор для построения утопии о стране солнца: «солнце» («золотое руно») — цель «путешествия» его лирических героев и одновременно их «щит»; «сияющие латники» летят к солнцу на «солнечных броненосцах». В стихах возникают ослепительные пейзажи неба, переданные в динамической смене оттенков света и цвета. Книгу характеризует яркость картины мира, избыточность и чрезмерность поэтического языка. Образы пира, кубков с вином, праздничного опьянения служат восторженно-вдохновенному воспеванию «страны солнца». «Золото в лазури» (и прежде всего — первый раздел) — книга молодая и дерзкая, проникнутая пафосом оптимистического дерзания, готовности к действию и подвигу. Важно отметить, что Белый сознавал себя «теургом», т.е. символистом-практиком, для которого собственная биографическая жизнь равнозначна произведению искусства. Художественное творчество имело для него ценность ровно в такой степени, в какой соответствовало жизненной практике, реальному и конкретному деланию будущего. Белый не столько писал стихи, сколько записывал, подобно хронографу, состояния своей души, ее дионисийские порывы. Сразу отмеченные современной критикой небрежность и формальное несовершенство его стихов были неотделимы от поразительно яркого и оригинального мировосприятия поэта, сознававшего себя в эти годы пророком «новой жизни».

Книга «Золото в лазури» Белого важна и в том отношении, что окончательно закрепила за Борисом Николаевичем Бугаевым его псевдоним — Андрей Белый. Белый цвет — это символ абсолютной полноты бытия. В стихах сборника отразилось переживание «белых начал» жизни, в которых воплощается, по словам самого поэта, «веяние наступающей великой эры пришествия Софии Премудрости и Духа Утешителя». «Выбор псевдонима, — пишет А.В. Лавров, — стал таким образом утверждением причастности совершающемуся «преображению» и помазанием на жизнетворческий подвиг». В непосредственной связи с псевдонимом воспринимается и внешний облик Белого. Многим он казался вестником иных миров, постоянно подмечалось его «ангелоподобие» и «светоносность».