1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум)

Согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума);

2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие);

3) по длительности (протяженности по времени) выделяются долгие (длительные) и краткие звуки;

4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие .

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки...

    Литературная энциклопедия

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки речи. Ф. З. Р....

    Словарь литературных терминов

  • - строит. материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - непоражающие акустические излучения, которые снижают качество функционирования радиоэлектронных систем, работающих на принципе приема и преобразования акустических сигналов...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - акусти́ческие материа́лы предназначаются для снижения уровня шума в помещениях. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Энциклопедия техники

  • - см. Сигнализация акустическая...

    Технический железнодорожный словарь

  • - Материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ...

    Строительный словарь

  • - строительные материалы и изделия, предназначенные для создания звукового комфорта - акустического благоустройства зданий. Акустические материалы подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Строительный словарь

  • - горных пород - определяют характер распространения упругих волн в г. п. Hеобратимые потери энергии при распространении упругих волн связаны c акустич. поглощением г. п., обусловленным в основном...

    Геологическая энциклопедия

  • - измерения величин, характеризующих звуки и шумы по их интенсивности и по различным качественным признакам...
  • - Подразделяются на звукопоглощающие материалы и звукоизоляционные прокладочные материалы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - метод установления акустической структуры звуков речи, представляющих собой сложный, непрерывно изменяющийся во времени акустический сигнал, образующийся рядом частотных составляющих с различной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Подведение звуков под общее основание, заключающееся в том, что во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. При их классификации учитываются следующие особенности: 1) функциональные...
  • - Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляции близко расположенных звуков друг на друга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - вызванные произносительными позициями – положением звука по отношению к ударению или местом в слове: 1) редукция – ослабление и изменение безударных слоговых звуков, обычно гласных...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Подражательная гармония представляет собой такой подбор звуков, при котором слуховое впечатление, производимое ими, кажется выражающим смысл тех слов, в какие эти звуки входят...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"акустические классификации звуков речи" в книгах

Акустические сигналы

автора Акимушкин Игорь Иванович

Акустические сигналы

Из книги Проблемы этологии автора Акимушкин Игорь Иванович

Акустические сигналы О том, как общаются животные с помощью запаха, уже говорилось. Но есть и другие органы чувств, которые решают эту же задачу - слух и зрение.Людей, которые привыкли изъясняться с помощью голосовых связок, не очень-то удивляет, когда они слышат, как

1. Акустические планы

Из книги Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa автора Кормильцев Илья Валерьевич

1. Акустические планы Дух экспериментаторства, охвативший группу во время презентации «Крыльев» и приведший к появлению на сцене МДМ видеоряда, симфонического оркестра, лебединых перьев и многоярусной конструкции, породил идею сделать акустическую программу - впервые

Акустические плиты

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Акустические плиты Акустические плиты обладают звукопоглощающим свойством благодаря тому, что они изготовлены из мягкого и рыхлого по структуре стекловолокна, и наличию микроперфорации в плитах (множество маленьких отверстий, поглощающих

Ихтиология (Акустические концерты 83–84 гг.). 1984

Из книги Краткая история "Аквариума" (1971-1986) автора Старцев Александр

Ихтиология (Акустические концерты 83–84 гг.). 1984 1 сторонаКлючи от моих дверейРыбаВозвращение домойСтранный вопросДитя рассвета10 прекрасных дамКомната, лишенная зеркал2 сторонаРождественская песняНовая жизнь на новом постуСторож СергеевЛети, мой ангел, летиДвижение в

Теплоизоляционные и акустические материалы

автора Онищенко Владимир

Теплоизоляционные и акустические материалы Качество и стоимость жилья, решение проблем энергосбережения и экологической чистоты напрямую связаны с используемыми в строительстве изоляционными материалами. При сооружении новых и реконструкции старых жилых,

Акустические материалы и изделия

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Акустические материалы и изделия Под звуком понимают волнообразно распространяющееся колебательное движение частиц упругой среды (воздуха, воды, твердого тела). Частотный диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, лежит в пределе от 15 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 кол/с). Волны с

Акустические измерения

БСЭ

Акустические материалы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Спектральный анализ звуков речи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Акустические блесны

Из книги Как правильно ловить рыбу спиннингом автора Смирнов Сергей Георгиевич

Акустические блесны Среди блесен необходимо выделить приманки, обладающие звуковым и противозакручивающим леску эффектами. Лидером среди них являются блесны «Vibrax» фирмы «Blue Fox». Необходимый эффект достигается за счет встроенного в корпус блесны ротора, вращающегося в

2.3. Акустические микрофоны и преобразователи

Из книги "Шпионские штучки" и устройства для защиты объектов и информации автора Андрианов Владимир Ильич

Акустические системы

автора

Акустические системы С появлением на рынке Hi-End компонентов: проигрывателей компакт-дисков, магнитофонов, тюнеров и т. д. - для искушенных меломанов сразу стало понятно - без использования соответствующей по классу акустической системы не имеет смысла покупать

Стойки под акустические системы

Из книги Тысяча и один совет по дому и быту автора Поливалина Любовь Александровна

Стойки под акустические системы Акустическая система, которая может состоять из напольных колонок, аудиомониторов, сателитов и сабвуфера, само собой должна где-то располагаться. Несомненно, правильно выбрав место расположения, вы добьетесь наилучшего звучания. К

Акустические системы

Из книги Музыкальный центр на компьютере автора Леонтьев Виталий Петрович

Акустические системы В главе, посвященной звуковым платам, мы уже говорили, что для хорошего звука самой дорогой и продвинутой «звуковушки» недостаточно! Львиная доля ответственности за качество звучания лежит именно на акустических системах (в просторечии –

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

Разделы фонетики

Фонетика уже давно стала хорошо разработанной дисциплиной. Она делится на:

1) Общая фонетика – занимается изучением природы звука речи как единства аккустическо-физиологических и лингвистических аспектов. Т.е. занимается изучением общих условий образования звуков речи, учением о слоге, общей теорией ударения, интонации и т.п.

2) Частная фонетика

1. Описательная фонетика – занимается изучением вышеперечисленных проблем в приложении к данному языку в синхроническом плане.

2. Историческая – в диахроническом плане.

Прикладные аспекты фонетики:

  • Обучение письму
  • Хорошее и четкое произношение (дикторы)
  • Ораторское искусство (публичная речь)
  • Обучение глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика)
  • Логопедия
  • Создание письменности для бесписьменных народов
  • Совершенствование орфографии старописьменных языков
  • Дря решения различных технических щадач (телеония и радиотехника) – степень разборчивости и понятности речи при передаче
  • Проблема распознавания речи
  • Криминалистика

2 билет: Методы фонетических исследований

1) артикуляционный (анатомо-физиологический ) – звук рассматривается как продукт работы произносительных органов человека. Исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический ) – звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, выраженные органами речи. Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический ) – звук рассматривается в процессе функционирования и выполнения смысла различительной и строительной функций.

4) интроспективный – заглядывание в себя и анализ речи.

3 билет: Физиологическая база фонетики - артикуляция. Строение речевого аппарата.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще:

Движущая сила

2. тело , колебания ко­торого дадут тоны и шумы

3. резонатор для оформления тембра звуков.

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией.

Артикуляция складывает­ся из трех частей:

1. из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”),

2. выдержки - когда органы “выходят на работу”[i] средней части

3. рекурсии - когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа

4. когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части :

1) всё, что ниже гортани

Гортань

3) всё, что выше гортани

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи , выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диа­фрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образова­ния звуков в качестве движущей силы ; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж - гортань - состоит из двух больших хря­щей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого об­ращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком ” или “кадыком ”.

Эти два хряща образуют остов гортани , внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулис­тые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к се­редине.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют - голосовыми связками . Голосовые связки очень мус­кулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться , I. Пространство между голосовыми связка­ми называется междусвязочной щелью ; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью . Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель , Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель.

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба , ре­зонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны , а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со­мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки , где расположен хрящ надгортанника , и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую ; разделяет эти две полости нёбо , передняя часть которого твер­дая, это твёрдое нёбо ; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо , иначе -нёбная занавеска, закан­чивающаяся маленьким язычком .

Если мягкое нёбо приподнято , а маленький язычок прижат к, задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и).

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резо­натор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль­ный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта , наоборот, может всячески менять свою фор­му и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгор­танника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании англий­ского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (глав­ным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округ­ляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может обра­зовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Язык - самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразде­ляемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно вы­делить кончик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвиж­ности: наибольшей подвижностью обладает кончик

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смы­каясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р ).

Надгортанник слу­жит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источ­ником струи воздуха, которая используется при образовании зву­ков речи как движущая сила; 2) гортань является источником го­лоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в по­лости рта при смыкании и сужении органов возникают различ­ные шумы.

4 билет: Акустика речи. Физические параметры акустических колебаний. Акустические характеристики звуков. Понятие форманты, их значения для гласных русского языка.

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

1. Высота – высота звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Измеряется в 1 Гц. (самая низкая частота, которую можно взять голосом – 43,2 Гц; высоким (детский) – 4000Гц; 500-4000Гц – основные частоты, на которых люди общаются; >90 - ультразвук).

2. Сила – определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подвязочном пространстве. Сила звука измеряется в Дб – децибелах (30 Дб – спокойное общение; 60 Дб – вспышка гнева; 60-80 Дб – крик).

3. Длительность – измеряется в секундах. Бывает долгой и краткой.

4. Тембр – голос приобретает силу и тембр в резонаторных областях. Все окружающие нас звуки является сложными, они состоят из одного составного тона определяющего гл. тональность и сопровождающуюся рядом гармоничных тонов – они имеют более высокие частоты. Для обертонов резонаторами являются околоносовые пазухи – нотные, верхне-челюстные и тд, а так как объем этих пазух постоянен, поэтому резонируют одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую окраску.

Составляющие, которые для образования того или иного звука – форманты .

Форманта – это зона частот, усиленная резонаторами, совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Для характеристики гласных обычно указывают 3 форманта. F1-основная – это форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом, остальные форманты в сочетании с основной определяет окраску звука и его тембр.

У разных людей форманты могут варьироваться, но их соотношение остается.

Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные, относительно усиленные области частот , так называемые харакгерпетические тоны Гельмгольца, но которым наше ухо и различает один гласный звук от другого.

Есть и другие характерные области частот, в некоторых гласных их четыре-пять, но основные - две. Эти области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных . Каждый гласный звук характеризуется двумя такими главными областями усиления, причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая - резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно потому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту (следовательно, одинаковый их резонанс), форманты не смогут образоваться, и гласные не возникнут.

Формантные области для гласных русского языка по факту равны: а - 700 и 1000 гц, 0 - 535 и 780 гц, у - 300 и 650 гц, е - 440 и 1800 гц, и - 240 и 2250 гц.

Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности и-е-а-о-у.

Но и ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта гласного и. На гласном и глоточная полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотою в 400 гц, и в ней образуется глоточная форманта гласного и. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного и к гласному у в последовательности и-е-а-о-у. Глоточная же уменьшается при переходе от и к е и а, на о и у снова увеличивается.

Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.

Артикуляционная классификация очень удобна, проста и широко применима в языковедение, но недостаточно точна с акустической точки зрения. Однако просто уточнить артикуляторную классификацию акустическими данными, получаемыми с помощью приборов, окозалось невозможным.

На основании акустического анализа звука, точно установить, каким укладом речевых органов он произведен, невозможно. Один и тот же акустический импульс произведен разными артикуляционными способами.

Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука речи. (или основной) является форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом. Остальные форманты в сочетании с основной определяют окраску звука, его тембр.

Если учитывать только некоторые форманты звука, то можно попробовать акустическую классификацию связать с артикуляционной.

Якобсон, Фант и Халле предложили такую классификацию – УНИВЕРСАЛЬНУЮ , целью которой было учесть все возможные речевые звуки.

В основе этой классификации лежат 12 пар различительных или дифференциальных признаков . Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира.

Универсальная классификация:

I признак ВОКАЛЬНОСТЬ – НЕВОКАЛЬНОСТЬ

к вокальным относятся гласные и сонорные согласные

к невокальным – шумные согласные

II признак КОНСОНАНТНОСТЬ – НЕКОНСОНАНТНОСТЬ

К консонантным – все согласные

К неконсонантным – все гласные

III признак ВЫСОКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ – НИЗКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Высокая тональность – звук с большой частотой колебания

Низкая – звук с низкой частотой колебания.

Если звук речи создается низкими формантами, то затемнение будет внизу спектрограммы. Соответственно и высокие. Высокие звуки – гласные переднего ряда, зубные и передненебные согласные и средненебные звуки. Низкие – все остальные.

IV признак ДИФФУЗНОСТЬ – КОМПАКТНОСТЬ

Если у звука одна из формант лежит близко к центру речевого спектра (около 1000Гц), а другая не отстоит от нее очень далеко, то это звук компактный . Звук диффузный , если хотя бы одного из этих свойств нет.

Диффузные звуки – гласные вертикального подъема (и), губные и зубные согласные.

Компактные – гласные неверхнего подъема (у), согласные передне-, средне- и задненебные.

V признак БИМОЛЬНОСТЬ – НЕБИМОЛЬНОСТЬ

Бимольные – гласные (о, у), согласные после губных гласных.

Небимольные – а, э, и, ы

П˚ или П˳ - огубленость

VI признак ДИЕЗНОСТЬ – НЕДИЕЗНОСТЬ

Повышенные звуки

Недиезность – пат, тот

Диезность – пять, тетя (гласная между двумя мягкими согласными)

VII признак ПРЕРВАННОСТЬ – НЕПРЕРВАННОСТЬ

Смычные, кроме носовых все гласные, щелевые согласные и носовые согласные

VIII признак РЕЗКОСТЬ – НЕРЕЗКОСТЬ

Ц, ч, р все остальные

IX признак ЗВОНКОСТЬ – ГЛУХОСТЬ

Все вокальные

(гласные и сонорные звуки +шумные)

X признак НАПРЯЖЕННЫЙ – НЕНАПРЯЖЕННЫЙ

XI признак РОТОВОЙ – НЕРОТОВОЙ (НОСОВОЙ)

XII признак ГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ – НЕГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ

  1. Эта классификация строго дихотомична, каждый звук можно описать с помощью наборов + и –
  2. Классификация хорошо корреспондирует артикуляцию
  3. Эта классификация позволяет преодолеть различия между согласными и гласными. Они описываются одним и тем же наборов терминов.

Все звуки в процессе речи встречают в отношении друг с другом.

Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Акустическая классификация звуков.:

  1. Классификация аномальных (побочных) респираторных звуков на основе классификации Американского общества изучения грудной клетки.
  2. 1) Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Все звуки, в том числе и звуки речи, образуются колебательными движениями различных физических тел. Эти колебательные движения вызывают в окружающем их воздухе звуковые волны, которые передаются уху и, раздражая слуховые нервы, вызывают у слушающего ощущение звука.
Различия в звуках зависят от характера колебаний звучащего тела: при периодических колебаниях, т. е. правильно повторяющихся в равных промежутках времени, получается ощущение музыкального звука, в котором ясно звучит тон определенной высоты; колебания непериодические, неправильные, вызывают ощущение шума, т. е. звука без определенного характерного тона.
Музыкальные звуки различаются по силе, высоте, тембру.
Сила звука зависит от амплитуды, г. е. размаха, колебаний звучащего тела. Сила звука воспринимается человеческим ухом как громкость, однако здесь отсутствует прямая зависимость: звуки одинаковой силы, но разной частоты кажутся нам звуками разной громкости.
Высота звука зависит от частоты его колебания. Длительность - это «время звучания».
Тембр (окраска звука) зависит от состава и силы побочных тонов, сопровождающих основной тон звука.
Звуки бывают музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).
Музыкальные звуки - это звуки, издаваемые посредством гармонических колебательных движений. При этом частоты разных колебаний, слагающие тембр, находятся в кратных соотношениях. В шумах присутствуют колебания разных частот.
Источником гармонических колебательных движений являются голосовые связки. Если воздушная струя не встретит значительных преград в артикуляционном отделе, то характер этих колебаний не изменится. Так образуются вокальные звуки. К ним относятся гласные и сонорные. Остальные звуки - невокальные. Соотношение тона (голоса) и шума в различных звуках можно представить следующим образом:
Сила гласных звуков значительно больше, чем сила согласных. Согласные звуки - слабые. Их называют консонантными (от лат. consonantis - согласный). Гласные звуки - сильные, неконсонантные.
Классификацию звуков по их силе можно представить в ви-
де градационной шкалы (от лат. gradatio - постепенное повышение):
Глухие звонкие сонорные гласные
В зависимости от абсолютной частоты колебаний все звуки делятся на звуки высокой тональности (высокие) и звуки низкой тональности (низкие). К высоким звукам относятся: гласные переднего ряда, зубные и передненёбные согласные (кроме [л] и [/]).
С высотой, но только относительной, связано деление звуков на диезные и недиезные. Диез - это музыкальный знак, показывающий, что следующую за ним ноту нужно взять на полтона выше. На полтона выше произносятся все мягкие согласные по сравнению с парными твердыми. К диезным относятся и все гласные звуки, находящиеся между мягкими согласными. К недиезным - все твердые согласные и гласные между ними.