Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Завершить 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина




Что вершина A совместится с вершиной A 1, а стороны AB и AC наложатся соответ-ственно на лучи A 1 B 1 и A 1 C 1. Рассмотрим ABC и A 1 B 1 C 1, у которых AB=A 1 B 1, AC= A 1 C 1, A = A 1. Так как A = A 1, то ABC можно наложить на A 1 B 1 C 1 так, Докажем, что ABC = А 1 B 1 C 1. Поскольку AB=A 1 B 1, AC= A 1 C 1,то сторона AB совместится со стороной A 1 B 1,а сторона AC – со стороной A 1 C 1. Совместятся стороны BC и B 1 C 1. ABC и A 1 B 1 C 1 полностью совместятся, значит, они равны. ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА. Доказательство Доказательство 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина






Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. Теорема Теорема 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина


Наложим ABC на A 1 B 1 C 1 так, чтобы вершина A совместилась с вершиной A 1, сторона AB – с равной ей стороной A 1 B 1, а вершины C и C 1 оказались по одну сторону от прямой A 1 B 1. Так как, A = A1, B = B 1, то сторона AC наложится на луч A 1 C 1, а сторона BC – на луч B 1 C 1. Поэтому вершина C – общая точка сторон AC и BC – окажется лежащей как на луче A 1 C 1, так и на луче B 1 C 1 и, следовательно, совместится с общей точкой этих лучей – вершиной C 1. Значит, совместятся стороны AC и A 1 C 1, BC и B 1 C 1. Итак, ABC и A 1 B 1 C 1 полностью совместятся, поэтому они равны. ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА. Наложим ABC на A 1 B 1 C 1 так, чтобы вершина A совместилась с вершиной A 1, сторона AB – с равной ей стороной A 1 B 1, а вершины C и C 1 оказались по одну сторону от прямой A 1 B 1. Так как, A = A1, B = B 1, то сторона AC наложится на луч A 1 C 1, а сторона BC – на луч B 1 C 1. Поэтому вершина C – общая точка сторон AC и BC – окажется лежащей как на луче A 1 C 1, так и на луче B 1 C 1 и, следовательно, совместится с общей точкой этих лучей – вершиной C 1. Значит, совместятся стороны AC и A 1 C 1, BC и B 1 C 1. Итак, ABC и A 1 B 1 C 1 полностью совместятся, поэтому они равны. ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА. 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина



Рассмотрим ABC и A 1 B 1 C 1, у которых AB=A 1 B 1, AC = A 1 C 1, CB = C 1 B 1. Докажем, что ABС = A 1 B 1 C 1. Доказательство Доказательство Приложим ABC к A 1 B 1 C 1 так, чтобы вершина A с вершиной A 1, вершина B 1 – с B 1, а вершины C и C 1 оказались по разные стороны от прямой А 1 В 1. 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина


Соединим точки В и В 1 Рассмотрим равнобедренные А 1 С 1 С и В 1 С 1 С 1 = 2; 3 = 4 Значит, А 1 СВ 1 = А 1 С 1 В 1 А 1 С 1 С = В 1 С 1 С по двум сторонам и углу между ними 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина




Рассмотрим равно- бедренный С 1 В 1 С CC 1 B 1 = C 1 CB 1 1 = 2 Рассмотрим равно- бедренный С 1 А 1 С Следовательно, 3 = 4 Таким образом, С 1 А 1 В 1 = СА 1 В 1 7 «А» класс школы 78. Тема «Треугольник. Равенство треугольников» Руководитель проекта А.В. Плаксина


Урок изучения нового материала с использование энтерактивного флипчарта


«1_Титульный лист»

Управление образования администрации

городского округа город Кулебаки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конкурсная методическая разработка урока

по теме

«Третий признак равенства треугольников»


Тема : Третий признак равенства треугольников Предмет : геометрия Класс : 7 Автор : Перевозник Ольга Дмитриевна, учитель математики I кв.категории МБОУ лицей №3

г. Кулебаки,

Просмотр содержимого документа
«2_Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Тип урока : Урок изучения нового материала (с использованием ИКТ).

Класс : 7

Данный урок относится к основной теме «Треугольники. Равенство треугольников» и является первым уроком по теме «Третий признак равенства треугольников».

Основная цель изучения всей темы «Треугольники. Равенство треугольников» сформулирована в программе по математике так – изучить признаки равенства треугольников и сформировать умения доказывать равенство треугольников. К числу обязательных результатов по этой теме отнесены следующие умения: решать типовые задачи на вычисление и доказательство; проводить доказательные рассуждения в ходе решения типовых задач; вычислять значения геометрических величин (длин сторон, углов), применяя изученные теоремы и определения.

Цель урока:

создать условия, при которых учащиеся:

    «откроют» формулировку нового признака равенства треугольников и способ его доказательства;

    установят отличие формулировки и доказательства третьего признака от формулировок и доказательства первого и второго признаков;

    выделят типы задач, которые можно решать с помощью доказанной теоремы.

Учебные задачи:

    найти способ доказательства равенства треугольников, имеющих три пары соответственно равных сторон;

    выявить отличия в формулировках признаков и в способах доказательства признаков;

    установить типы задач, которые можно решать с помощью третьего признака.

Требования к уровню подготовки учащихся:

в результате учащийся:

    знает формулировку третьего признака равенства треугольников;

    имеет представление о составлении плана доказательства теоремы;

    осознает основные идеи рассмотрения трех случаев для доказательства теоремы; прием использования уже доказанного признака для доказательства нового;

    отличает формулировку третьего признака от других теорем и определений; умеет выделять в доказательстве нового признака изученные определения и теоремы, т.е. обосновывать ход рассуждений;

    умеет выполнять дополнительное построение для выделения пар равных треугольников в новых фигурах;

    знает последовательность решения типовых задач: выделить три пары соответственно равных элементов в треугольниках – доказать равенство треугольников по признаку «сторона-сторона-сторона» - установить равенство соответствующих углов;

    умеет выделять равные треугольники, используя определение и три признака (по готовым чертежам).

Оборудование к уроку:

    интерактивный комплекс (интерактивная доска – компьютер – мультимедийный проектор),

    учебная меловая доска.

    Геометрические инструменты (линейка).

Средства обучения на уроке:

    Мультимедийная презентация, содержащая основы урока и заготовки рисунков к устным упражнениям (рисунки 1-5 для этапа актуализации знаний, рисунки 5, 6, 7 для этапа осознания и осмысления нового, рисунки 8, 9 для первичного закрепления третьего признака равенства треугольников);

    Учебник для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 класс. / Л.С. Атанасян и др.

    Пособие для учителей. Изучение геометрии в 7-9 классах. / Л.С. Атанасян, и др.

Список литературы

Просмотр содержимого документа
«3_Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока по геометрии по теме: «Третий признак равенства треугольников»

Урок рассчитан на 45 минут учебного времени.Тип урока: Урок изучения нового материала

Учебник: «Геометрия 7-9», Л.С. Атанасян и др., 2013г., пункт 20.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Время

Мотивационно-ориентировочная часть

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места. В тетрадях запишем число, классная работа.

Учащиеся записывают число, классная работа.

1 мин

II . Актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами учились сравнивать треугольники и выделять среди них равные. Кто помнит, какими определениями, теоремами мы для этого пользовались? Назовите и сформулируйте их.

Определение: если один треугольник можно совместить наложением с другим треугольником, то такие треугольники называют равными.

I признак равенства треугольников: если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

II признак равенства треугольников: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

6 мин

Хорошо. Вы знаете формулировки. Проверим, как вы их понимаете. На рисунках 1-5 изображены пары треугольников. Попробуйте выделить равные треугольники, ответ обоснуйте. Итак, рис.1. Будут ли равны треугольники? Почему?

Да, по I признаку равенства треугольников.

Слайд 1

Какие выводы можно сделать из равенства треугольников на рис.1 ?

В равных треугольниках против равных (углов) лежат равные углы (стороны), т.е. ВС=С D , ∟ B =∟ D , ∟ BCA =∟ DCA .

Появляются записи на слайде 1

Хорошо. А какие задачи можно решать на основе известных вам признаков равенства треугольников?

Задачи на доказательство равенства треугольников (сторон, углов)б на вычисление сторон (углов).

Рис. 2. Есть ли равные треугольники?

Да, треугольники равны по II признаку равенства треугольников.

Слайд 2

Какие выводы из этого можно сделать? Можно ли найти величину ∟М , если ∟К=48◦?

МР=КР, СК=МС, ∟М=∟К.

М=48◦, т.к. ∟М и ∟К лежат против равных сторон в равных треугольниках.

Появляются записи на слайде 2

III . Мотивация

Перейдем к рис.3 . Можно ли по данным на чертеже определить меру ∟С 1 ? Почему?

Правы и те, и другие. Интуиция подсказывает, что треугольники равны, по по данным рисунка мы не можем воспользоваться ни определением, ни известными признаками, а поэтому и вывод о равенстве треугольников сделать пока не можем.

Учащиеся дают разные ответы: да, нет. Мы не знаем, равны ли треугольники АВС и АВС 1 .

Слайд 3

3 мин

Как в таких ситуациях мы с вами поступали? И как в таких ситуациях поступают математики? Верно. Для этого математики выполняют некоторые дополнительные построения, которые позволяют увидеть известное в неизвестном. Попробуем и мы преобразовать рис.3 так, чтобы найти способ установления равенства этих треугольников.

Еще раз посмотрите на рисунок и назовите, какие пары элементов соответственно равны в данных треугольниках?

Искали пути сведения неизвестного факта к известному.

АС=АС 1 , СВ=С 1 В, АВ – общая сторона.

Появляются записи на слайде 3

Действительно, в треугольниках выделены две пары соответственно равных сторон, а третья – общая. Можно сказать и так: в треугольниках соответственно равны три пары сторон, одна их которых общая.

IV . Постановка учебной задачи

Как сформулировать задачу, которую нам предстоит решать сегодня на уроке?

Найти способ доказательства равенства треугольников, имеющих три пары соответственно равных сторон, одна из которых общая.

Запись учебной задачи на левой боковой доске

2 мин

V . Планирование решения учебной задачи

Чтобы увидеть путь доказательства, надо посмотреть, каких данных не хватает для того, чтобы воспользоваться определением или известной теоремой. Назовите, каких данных не хватает?

Для того, чтобы воспользоваться определением, не хватает равенства трех пар углов, а для того, чтобы воспользоваться, например, I признаком, не хватает одной пары соответственно равных углов.

2 мин

VI . Изучение нового материала

В тетрадях пропустите 1 строку для записи темы урока.

Выполните рис.3 у себя в тетради.

Поэтому будем преобразовывать рис.3 так, чтобы получить пару равных углов (это проще, чем доказывать равенство трех пар углов).

Давайте выделим равные элементы одинаковыми цветами. Какие пары сторон равны? Кто видит, какие треугольники начали выделяться? Правильно.

Учащиеся делают рис.3 в тетрадях.

Два равнобедренных треугольника. Но нужно построить отрезок СС 1 .

Появляются

соответс-

твующие

обозна-

чения и

записи на слайде 3

15мин

Строим отрезок СС 1 , получаем равнобедренный треугольник с красными боковыми сторонами и равнобедренный треугольник с зелеными боковыми сторонами.

Появляются

на слайде 3 отрезок СС 1

Какой вывод можно сделать, рассматривая эти треугольники?

Углы при основании равнобедренного треугольника равны.

Верно. Отметьте углы соответственно красным и зеленым цветами. Сравните теперь ∟С и ∟С 1 ? Почему?

Они равны.

Состоят из равных углов.

Появляются

соответству-ющие

обозна-

чения

на слайде 3

Отметим их равными дугами. Равенство каких треугольников теперь можно установить? Почему?

Треугольников АВС и АВС 1 , по I признаку равенства треугольников.

Появляются

соответс-

твующие

обозна-

чения на слайде 3

Подведем итог.

Что было дано?

Что доказали?

АВС, АВС 1 , АС=АС 1 , ВС=ВС 1 , АВ – общая.

АВС= АВС 1 .

Появляются

соответс-

твующие

записи на слайде 3

Попробуйте сформулировать доказанное утверждение о равенстве этих треугольников.

Запись утвержде-

ния на доске

Решена ли поставленная нами задача? Какие приемы лежат в основе найденного нами способа доказательства?

Да. Прием дополнительного построения отрезка.

Верно. Подумайте и обсудите в парах ответы на следующие вопросы:

а) будет ли верно это утверждение, если убрать условие – одна сторона общая?

б) верна ли теорема применительно к рис.4 ? Почему?

Да. Если заменить его парой равных сторон.

Да, потому что их можно приложить сторонами АВ и А 1 В 1 .

Слайд 4

Только ли этими сторонами? Почему? Хорошо.

Нет. Любыми двумя парами других равных сторон.

Как теперь сформулировать учебную задачу урока?

Найти способ доказательства равенства двух треугольников, имеющих три пары соответственно равных сторон.

Учебная задача на доске исправляется

Сделайте в тетрадях рис.4. Обозначьте цветом пары соответственно равных сторон.

Выполняют указания учителя.

Запишите, что дано и что нужно доказать.

Дано: АВС, А 1 В 1 С 1 , АС=АС 1 , ВС=ВС 1 , АВ=АВ 1 .

АВС= А 1 В 1 С 1 .

Появляются

соответс-

твующие

записи на слайде 4

Попробуйте восстановить ход доказательства и составить план доказательства. С чего начнем?

Приложим А 1 В 1 С 1 к АВС так, чтобы вершина А 1 совместилась с вершиной А, а вершина В 1 с вершиной В.

Есть у нас в тетрадях такой рисунок? Отметьте на нем совпавшие точки А(А 1 ), В(В 1 ).

Как записать выполненный шаг доказательства в плане?

Чем отличается запись доказательства от записи плана?

1. Приложить А 1 В 1 С 1 к АВС равными сторонами.

В плане указывается только то, что надо сделать, и не приводятся обоснования выполненных действий.

План доказательства записывают на правой боковой доске

2. Выполнить дополнительное построение – построить отрезок СС 1 .

Что затем установили? Верно.

Для записи доказательства и его плана надо красные углы обозначить ∟1 и ∟2 , а зеленые - ∟3 и ∟4 .

Получим: АС=А 1 С 1 , значит, САС 1 ∟1=∟2; ВС=В 1 С 1 , значит СВС 1 равнобедренный, следовательно, ∟3=∟4 .

САС 1 ∟1=∟2;

СВС 1 равнобедренный, следовательно, ∟3=∟4 .

Появляются

соответс-

твующие

записи на слайде 4

Сделайте эти обозначения на рис.4 , сформулируйте выполненный шаг доказательства, так, чтобы его можно было записать в третий пункт плана.

3. Выделить равнобедренные треугольники и обозначить равные углы при основаниях.

Появляются

соответс-

твующие

обозначения на слайде 4 и записи на боковой доске

Действительно, из того, что ∟1=∟2, ∟3=∟4, следует, что ∟1+∟3=∟2+∟4, т.е. ∟С=∟С 1 .

Нашли сумму попарно равных углов.

Как записать в плане этот шаг доказательства?

4. Установить равенство ∟С и ∟С 1 , вычислив сумму градусных мер попарно равных углов.

Появляется запись на боковой доске

Какой вывод теперь можно сделать о треугольниках? Почему они равны?

АВС= А 1 В 1 С 1 (АС=А 1 С 1 , ВС=В 1 С 1 ,. ∟С=∟С 1 ) по I признаку равенства треугольников.

Появляются

соответс-

твующие

записи на слайде 4

Запишите этот шаг доказательства в план.

5. Сделать вывод о равенстве треугольников по доказанному ранее первому признаку.

Появляется запись на боковой доске

Итак, мы рассмотрели два треугольника, у которых три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого. Доказали, что такие треугольники равны.

Это есть новая теорема, по которой можно устанавливать равенство треугольников.

Попытайтесь ее повторить. (Уточняем, если нужно, формулировку.)

Прочитайте формулировку теоремы на странице 38 учебника. Выделите условие и заключение.

Эту теорему называют третьим признаком равенства треугольников .

Запишите тему урока: «Третий признак равенства треугольников».

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Слайд 5

VI . Закрепление изученного материала

Проверим, как вы поняли формулировку этой теоремы. Посмотрите на рисунки 5, 6, 7. Равны ли пары треугольников на этих рисунках?

На рис. 5 нет, т.к. не выполняются условия определения и известных признаков. На рисунках 6, 7 – да, по третьему признаку равенства треугольников.

Слайд 6

27 мин

Как вы думаете, сохранится ли план доказательства теоремы, если на рис.6 треугольники приложить сторонами DK и D 1 K 1 , а треугольники на рис.7 – сторонами РК и Р 1 К 1 ?

Ответ поясните. Дома попробуйте это проверить.

Наверное, сохранится.

Вернемся к рис.2 . Как можно изменить условия, чтобы треугольники были равны по третьему признаку? Измените и докажите равенство треугольников.

Нужно изменить, что РК=РМ, КС=СМ. Тогда сторона РС – общая . Следовательно, РКС= РСМ по третьему признаку.

Слайд 7

К рис.2 добавлю такое условие: ∟КРС=26◦.

Какие еще можно сделать выводы? Почему?

Можно найти ∟СРМ, ∟СРМ=26◦, т.к. РКС= РСМ , а в равных треугольниках против равных сторон КС=СМ лежат равные углы ∟КРС=∟МРС .

Можно найти ∟КРМ: КРМ=52◦

Появляются

соответс-

твующие

обозначения и записи на слайде 7

Чем является луч РС для ∟КРМ?

Биссектрисой.

Попытайтесь сформулировать по рис.2 различные задачи, пользуясь полученными выводами. Запишите условия одной из задач к себе в тетрадь.

Появляются варианты ответов учащихся .

Задача 1. Дано: РК=РМ, КС=СМ, РС – общая .

Доказать: РКС= РСМ.

Задача 2. Дано: РК=РМ, КС=СМ, ∟КРС=26◦.

Найти: ∟СРМ, КРМ.

Задача 3. Дано: РК=РМ, КС=СМ.

Доказать: РС – биссектриса ∟Р.

Задача 4. Дано: РК=РМ, КС=СМ, РС – общая, ∟К=40◦ .

Найти: ∟М.

Запись на доске

Итак, повторим еще раз, в чем же суть третьего признака равенства треугольников?

Он позволяет установить равенство двух треугольников по трем попарно равным сторонам.

Попробуем сделать вывод о том, для чего его можно использовать в решении задач?

Учащиеся с помощью учителя называют варианты ответов .

1. для доказательства равенства треугольников;

2. для доказательства равенства углов;

3. для вычисления градусных мер углов;

4. для доказательства того, что общая сторона двух треугольников может являться биссектрисой.

Слайд 8

Всегда ли справедлив вывод 4 ? Приведем контрпример. Учитель помогает учащимся составить контрпример или приводит сам (рис.8).

Слайд 9

А теперь выясним, как использовать новый признак в решении задач.

Задача 1 (рис. 8). В четырехугольнике ABCD проведен отрезок В D . Докажите, что BCD= DAB .

Учащиеся делают чертеж в тетради и записывают решение:

BC = DA , CD = AB , BD – общая, значит, BCD = DAB по III признаку равенства треугольников.

Слайд 9

Сравните углы в этих треугольниках.

A =∟ C , ∟ ABD =∟ CDB ,

ADB =∟ CBD .

Задача 2 (рис.9). Здесь изображена трапеция, мы с этой фигурой познакомимся в 8-м классе, а сейчас попытаемся открыть одно свойство.

Запишите условие задачи по рисунку. Равные отрезки отмечены одинаковым цветом.

Дано: ABCD – трапеция, AB = DC , AC = DB , ∟ BAC =40◦, ∟ ADB = 20◦.

Слайд 10

Нужно найти ∟А, ∟ D .

Найти ∟А, ∟ D .

Составьте устно план задачи. Как будем находить углы?

Попробуем доказать, что искомые углы равны известным углам в условии задачи.

Что для этого необходимо сначала доказать?

Равенство треугольников, которым эти углы принадлежат.

Хорошо. Найдите равные треугольники, а затем равные углы.

1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

1. BAC и CDB : AB = CD , AC = BD , BC – общая, значит, BAC = CDB по III признаку, значит ∟ BAC =∟ CDB =40◦.

2. ABD и DCA : AB = CD , AC = BD , AD – общая, значит, ABD = DCA по III признаку, значит ∟ BDA =∟ DAC =20◦.

3. ∟A=∟D=60◦.

Почему ∟A=∟D ?

Они состоят из пар соответственно равных углов.

Мы с вами обнаружили свойство трапеции : если боковые стороны (АВ и DC ) трапеции равны, то и углы при основании (СВ и D А ) равны.

На какое свойство знакомой вам фигуры оно похоже?

На свойство равнобедренного треугольника.

Рефлексивно-оценочная часть

VII . Итог урока

Подведем итоги урока.

Итак, как можно установить равенство треугольников?

Какие задачи можно решать с помощью третьего признака равенства треугольников? Сформулируйте его еще раз.

Какую роль в усвоении новой темы играет составленный нами план доказательства? Зачем он нужен?

По определению или по любому из трех признаков.

План состоит из основных этапов доказательства, поэтому позволяет кратко формулировать выполняемые действия. Зная план доказательства, можно воспроизвести и само доказательство теоремы.

3 мин

Формулировку нового признака мы повторили несколько раз, но этого бывает недостаточно, чтобы его запомнить. Поэтому дома надо выучить формулировку этой теоремы и научиться ее проговаривать в процессе решения задачи №136 . Важно и уметь доказывать теорему. Поэтому, дома, пользуясь учебником и записями в тетради, попытайтесь доказать третий признак так, чтобы суметь пересказать его на следующем уроке.

Желающим предлагаю провести доказательство по рисункам 6, 7 и ответить на поставленный ранее вопрос: изменится ли план доказательства и ход рассуждений.

Слайд 11

В тетради постройте отрезок длиной 1см. на этом отрезке поставьте точку правее середины отрезка, если материал урока был вам интересен, вызвал желание выполнить самостоятельно домашнее задание, включая названный выше дополнительный вопрос.

Если же тема урока, решаемые на ней задачи оставили вас равнодушными или вам было сложно с ними справиться, то поставьте точку на отрезке левее его середины.

IX . Домашнее задание

Запись домашнего задания: п.20, доказать теорему, №136.

Запись домашнего задания в дневниках.

1 мин

Просмотр содержимого документа
«4_Список литературы»

Список литературы

    Рабочая программа по геометрии. 7-9 классы. Авторы-составители: Е.В.Курова, Г.А.Буканова, Ю.А.Феоктистова. (в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по геометрии (базовый уровень). «Примерной программы для основного общего образования по геометрии 7-9 классы. Москва.: Просвещение, 2008 (Бурмистрова Т.А.).

    Геометрия. 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2013.

    Изучение геометрии в 7-9 классах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. 7-е изд. ­– М.:. Просвещение, 2013.

    Геометрия: дидактические материалы для 7 класса. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

    Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: книга для учителя. / В.А. Далингер. – М: Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого презентации
«5_Презентация к уроку»




С 1


С 1

А 1

В 1


Третий признак равенства треугольников

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.


рис. 5

D 1

K 1

B 1

Р 1

рис. 6

M 1

K 1

рис. 7



Применение III признака равенства треугольников

1. для доказательства равенства треугольников;

2. для доказательства равенства углов;

3. для вычисления градусных мер углов;

4. для доказательства того, что общая сторона двух треугольников может являться биссектрисой.




Домашнее задание

п.20, доказать теорему, решать задачу №136.

Дополнительно:

провести доказательство по рисункам 6, 7 и ответить на поставленный ранее вопрос : изменится ли план доказательства и ход рассуждений.

Правописание Н и НН в существительных

В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.

    нн пишется:

1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина), рябин-ник (рябина); беспридан-ниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон), полен-ниц-а (полено);

2) если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия: болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенность (доверенный), жеманн-ица (жеманный), избалованн-ость (избалованный), избранн-ик (избранный), изгнанн-ик (изгнанный), конн-ица (конный), коренн-ик (коренной), лиственн-ица (лиственный), нечаянн-ость (нечаянный), образованн-ость (образованный), общественн-ик (общественный), организованн-ость (организованный), пленн-ик (пленный), посланн-ик (посланный), привилегированн-ость (привилегированный), производственн-ик (производственный), пшенн-ик (пшенный), ремесленн-ик (ремесленный), родственн-ик (родственный), священн-ик (священный), семенн-ик (семенной), собственн-ик (собственный), современн-ик (современный), согласованн-ость (согласованный), туманн-ость (туманный).

2. Н пишется в словах: багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный), гостин-ица (гостиный), дровян-ик (дровяной), коноплян-ик (конопляный), копчен-ости (копченый), костян-ика (костяной), маслен-ица (масленый), мудрен-ость (мудреный), овсян-ица (овсяной), торфян-ик (торфяной), смышлен-ость (смышленый) и т.п., а также в словах ольша-ник, омшан-ик.

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных

    Нн пишется:

1) у прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: искусственный, клюквенный, соломенный, операционный, сессионный, станционный и др.; сюда же можно отнести и прилагательные, образованные от существительных на мя (время, пламя и др.): временный, пламенный, семенной, именной, племенной и пр.

В прилагательном ветреный пишется одна н, так как оно образовано не от существительного ветер, а от глагола ветрить с помощью суффикса -н-, что не противоречит правилу правописания н в отглагольных прилагательных: выветренный, обветренный, заветренный - образованы от глаголов;

2) у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный и др;

3) у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая -н- суффикс прилагательного): длинный (длина), истинный (истина), миллионный (миллион), старинный (старина), холстинный (холстина) и др.

Прилагательные типа бараний, сазаний, тюлений пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -j- .

Слова пряный, румяный, юный пишутся с одной н (непроизводные прилагательные); в производных от них словах также пишется одна н: пряность, румяненький, румяна, юность (но: юннат, так как это слово образовано из сочетания юный натуралист).

2. Н пишется у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный (голубь), гусиный (гусь), куриный, орлиный, лебединый, кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный, дровяной и др.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Необходимо различать прилагательные, орфография которых зависит от их значения:

а) ветреный - «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» - перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной - «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс -ян-, ср.: ветрянка - разг.;

б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица); масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»);

в) серебрёный - «подвергшийся серебрению, покрытый серебром» (серебрёная ложка); серебряный - «сделанный из серебра» (серебряная ложка);

г) солёный - «содержащий соль» (соленая рыба); соляной - «состоящий из соли» (соляные копи, соляной столб). В сочетании соляная кислота у прилагательного пишется суффикс -ян-.

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Полные формы. Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- (-енн-). Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других – с одним н.

1. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать), например: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный, разлинованный, реорганизованный.

2. Пишутся также с нн причастия не на -ованный (-ёванный, – еванный) глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.

а) Примеры форм, образованных от приставочных глаголов: выбеленный, выстиранный, довязанный, изжаренный, исписанный, окрашенный, очищенный, обруганный, покрашенный, подсчитанный, распутанный, сделанный.

б) Перечень форм исконно бесприставочных глаголов, а также некоторых глаголов, приставка в которых может быть выделена только этимологически: брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый.

По этому правилу пишутся и формы двувидовых (имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида) глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый.

Исключения. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье.

3. Причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный) глаголов несовершенного вида (они образуются только от бесприставочных глаголов) и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн, прилагательные – с одним н, например: гружённые дровами повозки, жаренная на масле рыба, писанная маслом картина, стриженные парикмахером волосы и коротко стриженные волосы, крашенные зелёной краской скамейки, давно не метённый пол, ещё не белённые стены, уже не раз считанные деньги, деланное много раз предложение; но: гружёная баржа, жареная рыба, писаная красавица, стриженые волосы, крашеные скамейки, метёный пол, белёные стены, считаные минуты, деланое равнодушие; аналогично вязанный и вязаный, глаженный и глаженый, плетённый и плетёный, чищенный и чищеный; так же пишутся: жёванный и жёваный, клёванный и клёваный, кованный и кованый.

По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить. Ср.: контуженный в голову боец, тяжело раненный солдат, раненный в ногу солдат, только что крещённый младенец, но: контуженый командир, раненый солдат, крещёный ребёнок.

Как видно из примеров, причастие опознается по наличию зависимых слов. Бывают, однако, редкие случаи, когда зависимое слово не является признаком причастия. Напр., следует писать: у него усики явно крашеные (явно искусственные, где слово явно употреблено при прилагательном); стены, раньше белёные, теперь покрыты зелёной краской (стены, раньше белые).

В словах с приставкой не- , в сложных словах и в некоторых сочетаниях?повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном (без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора) употреблении. Примеры:

1. Слова с приставкой не-:

Пишутся с нн: необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый;

Пишутся с н: небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный.

2. Сложные слова:

Пишутся с нн: высококвалифицированный, цельноштампованный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый;

Пишутся с н: гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный.

3. Сочетания-повторы с приставкой пере- во второй части, имеющие усилительное значение. В них вторая часть пишется так же, как первая (с нн или н), например:

Пишутся с нн: заложенный-перезаложенный, решённый-перерешённый;

Пишутся с н: латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный.

Исключения. Пишутся с нн вместо н:

а) прилагательные желанный, жданный и (в составе устойчивых сочетаний) виданное ли дело?; слыханное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать.

Особые случаи: прилагательные надёванный и (в составе устойчивого сочетания) разливанное море; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать, т. е. от глаголов с суффиксом -ва- , которые закономерно не образуют страдательных причастий прошедшего времени;

б) прилагательные с приставкой не-: неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный и (в составе устойчивого сочетания) недреманное око;

в) сложные прилагательные долгожданный, доморощенный и (в составе собственного имени) Андрей Первозванный.

Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида.

Краткие формы. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, например:читан, читана, читано, читаны; прочитан, прочитана, прочитано, прочитаны; мечен, мечена, мечено, мечены; помечен, помечена, помечено, помечены. Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр.: накурено, насорено, езжено, хожено, езжено-переезжено, хожено-перехожено.

Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн, например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный ‘обнаруживающий результаты хорошего воспитания’); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный ‘привыкший к исполнению своих прихотей’); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный ‘полный высокого содержания’). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.

Сравните попарно следующие примеры с краткими формами причастий и прилагательных: Она воспитана дальней родственницей. – У нее хорошие манеры, она воспитанна. Она избалована хорошими условиями – Она капризна и избалованна.

Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо ‘испытывающий привязанность’ – Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо ‘полный, проникнутый’ – Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо ‘хорошо осведомленный’ – Мы наслышаны о его проделках.

Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы. Например, разное написание кратких форм слова преданный: Она добра и преданна и Она предана делу. В первом примере преданный – такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный, у него есть сравнительная степень преданнее; во втором – такое же, как привязанный, исполненный, послышанный (требует зависимых слов: кому-, чему-либо).

Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. Например: Она взволнована (она испытывает волнение) – Ее речь взволнованна (ее речь обнаруживает, выражает волнение). В первом случае возможно и написание взволнованна (которым подчеркивалось бы, что ее облик выражает волнение), а во втором случае написание взволнована невозможно (так как речь не может ‘испытывать волнение’).

В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому «Русскому орфографическому словарю».

Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный, пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т. е. образующие формы сравнительной степени, имеют краткие формы (кроме формы мужского рода) с нн; прилагательные, не допускающие по значению форм сравнительной степени, имеют краткие формы с одним н, например :

Благовоспитанна, -нно, -нны; благоустроенна, -нно, -нны; самоуверенна, -нно, -нны; целенаправленна, -нно, -нны; целеустремлённа, -нно, -нны (есть формы сравнительной степени благовоспитаннее, благоустроеннее, самоувереннее, целенаправленнее, целеустремлённее);

Взаимосвязана, -но, -ны; взаимообусловлена, -но, -ны; общепризнана, -но, -ны; противопоказана, -но, -ны (нет форм сравнительной степени).

Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н, пишутся так же, как полные. Например: делана, делано, деланы (от деланый ‘неестественный, принуждённый’); путана, путано, путаны (от путаный ‘нелогичный, сбивающий с толку’); учёна, учёно, учёны (от учёный ‘основательно знающий что-либо’). Так же пишутся формы сравнительной степени (деланее, путанее, учёнее) и наречия на -о (делано, путано, учёно).

Такие прилагательные немногочисленны; подавляющее большинство соотносительных с причастиями прилагательных на -ный не имеют качественного значения; таковы варёный, кипячёный, мочёный, сушёный, точёный и т. п.

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

Наречия на -о, образованные от прилагательных/страдательных причастий, пишутся с нн или н в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное/причастие. Например:

Пишутся с нн: нечаянно, неслыханно (от нечаянный, неслыханный), взволнованно, взволнованность (взволнованный), уверенно;

Пишутся с н: путано (путано рассуждает), путаник, путаница (от путаный), учёно (весьма учёно выражается), ветрено (сегодня на дворе ветрено).

В именах прилагательных одна буква Н пишется в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Например: лебединый (в суффиксе -ИН - пишется одна буква Н), кожаный (в суффиксе

-АН- пишется одна буква Н), шерстяной (в суффиксе -ЯН - пишется одна буква Н).

Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква Н, очень легко. Надо знать первую букву алфавита и последнюю - А и Я . Добавляем к ним по одной букве Н и получаем суффиксы - АН, ИН, ЯН .

Можно выучить стишок, который поможет запомнить суффиксы имен прилагательных, которые пишутся с одной буквой Н.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках,

Когда АН, ИН, ЯН , то Н одно

И больше никаких излишков.

Суффикс -ИН- называют «звериным».При помощи суффикса ИН образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.

МЫШИН ЫЙ = МЫШЬ + ИН

КОМАРИН ЫЙ = КОМАР + ИН

СОЛОВЬИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ + ИН

В прилагательных МЫШИН ЫЙ, КОМАРИН ЫЙ, СОЛОВЬИН ЫЙ пишется «звериный» суффикс -ИН - с одной буквой Н.

Суффиксы -АН-, -ЯН - пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:

КОЖАН ЫЙ= КОЖА + АН

ПЕСЧАН ЫЙ= ПЕСОК + АН

СЕРЕБРЯН ЫЙ= СЕРЕБРО + ЯН

ШЕРСТЯН ОЙ= ШЕРСТЬ + ЯН

ГЛИНЯН ЫЙ = ГЛИНА + ЯН

Имена прилагательные КОЖАН ЫЙ, ПЕСЧАН ЫЙ, СЕРЕБРЯН ЫЙ, ШЕРСТЯН ОЙ, ГЛИНЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв А, Я .

Следует запомнить три прилагательных, суффикс которых начинается с буквы Я, но букв Н в нем пишется не одна, а две. Это слова-исключения: ДЕРЕВЯНН ЫЙ, ОЛОВЯНН ЫЙ, СТЕКЛЯНН ЫЙ.

Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ОКНО:

поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная.

2. Две буквы НН в суффиксах прилагательных

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, суффиксы которых начинаются с буквы О или Е. Например, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, СОЛОМЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ.

Запомнить суффикс -ОНН- с НН помогает ООН - Организация Объединенных Наций .

Известно, что суффикс -ОНН - - фанат ООН .

Он во всем стремится быть максимально похожим на ООН. Правда, разница между ними заметна сразу: у суффикса -ОНН- две буквы Н, а у его кумира ООН две буквы О.

С помощью суффикса -ОНН -, в котором пишутся две буквы Н, образуютсяимена прилагательные чаще всего иноязычного происхождения . Например, КОМИССИОНН ЫЙ, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, РЕВОЛЮЦИОНН ЫЙ

Две буквы Н пишутся в суффиксе -ЕНН-.

Имена прилагательные с суффиксом -ЕНН - чаще всего образуются от существительных, основа которых оканчивается на несколько согласных: ИСКУССТВЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ, ЖИЗНЕНН ЫЙ, ОГНЕНН ЫЙ, БОЛЕЗНЕНН ЫЙ.

В русском языке есть слово-исключение, суффикс которого начинается с буквы Е, однако букв Н в нем пишется не две, а одна. Это слово ВЕТРЕНЫЙ.

ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

ВЕТРЕНЫЙ ЮНОША

В слове ВЕТРЕНЫЙ пишется одна буква Н!

Однако если в слове ВЕТРЕНЫЙ появляется приставка БЕЗ, то букв Н согласно правилу пишется две.

БЕЗВЕТРЕННАЯ НОЧЬ (в слове есть приставка)

Запомнить правописание слов ВЕТРЕНЫЙ и БЕЗВЕТРЕННЫЙ помогает следующее стихотворение.

ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!

Запомнить можно без труда:

Одну лишь Н пишу всегда!

БезветрЕННые утро, день иль ночь!

Не применяя правил знанья,

Пиши две Н без колебанья!

3. Две буквы Н на стыке морфем

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н.

РАВНИННЫЙ = РАВНИН А+ Н

ДЛИННЫЙ = ДЛИН А + Н

ИСТИННЫЙ = ИСТИН А + Н

ДИКОВИННЫЙ= ДИКОВИН А + Н

БЛИННЫЙ = БЛИН + Н

Следующее стихотворное правило помогает написать в имени прилагательном удвоенную букву Н.

ТумаН одно имеет Н,

Но если город стал тумаН+Ный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается НН,

Запомни этот случай странный.

4. Следует запомнить

В русском языке есть несколько слов, не имеющих суффикса Н и очень от этого страдающих. Эти слова часто путают и ошибочно пишут в них удвоенную НН.

Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.

5. Анализируем примеры

Определим, сколько букв Н пишется в следующих именах прилагательных и почему.

ГУСИНЫЙ (в этом слове имеется «звериный» суффикс -ИН -, в котором пишется одна буква Н),

ТЕЛЕФОННЫЙ (это прилагательное образовано от существительного ТЕЛЕФОН, основа которого оканчивается на букву Н. Прибавляется суффикс Н. Поэтому слово ТЕЛЕФОННЫЙ мы пишем с двумя буквами Н),

СОЛОМЕННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Е, поэтому мы пишем НН),

ЛЬНЯНОЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Я и обозначает материал, из которого сделан предмет, поэтому пишем одну букву Н),

ВЕТРЕНЫЙ (это слово-исключение, в котором пишется одна буква Н),

ИНФЕКЦИОННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы О, поэтому мы пишем НН),

СТЕКЛЯННЫЙ (это слово-исключение, которое входит в загадку про окно; поэтому пишем НН).

6. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных

Выбирая Н, НН для написания в суффиксе, можете воспользоваться алгоритмом.

Таблица 1. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных ()

7. Н, НН в кратких именах прилагательных

Следует запомнить, что в кратких именах прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: традиционная - традиционна, умная - умна.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Опорная таблица ().
  2. Презентация ().
  3. Дополнительное упражнение ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы Н или НН. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Задание №2

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчи…ую шкуру

Осли…ые губы и ноздри вола.

Б. Пастернак

2. И стоит берёза в со…ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

С. Есенин

3. Ты любишь ледя…ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я - лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

В этом задании необходимы знания о способах образования слов!

Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.

Правило.

В зависимости от части речи правило делится на три части.

Полные прилагательные и причастия.

Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

Помни!

неожида НН ый

медле НН ый

стра НН ый

свяще НН ый

чва НН ый

чека НН ый

жела НН ый

окая НН ый

дела НН ый

невида НН ый

неслыха Н Ный

нечая НН ый

нежда НН ый

негада Н Ный

жема НН ый

рдя Н ый

пря Н ый

зеле Н ый

сви Н ой

бара Н ий

си Н ий

румя Н ый

багря Н ый

ю Н ый

смышле Н ый

назва Н ый (брат)

посаже Н ый (отец)

Различай!


Краткие прилагательные и причастия.

Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни!

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

моше НН ик труже Н ик

племя НН ик прида Н ое

ставле НН ик

да НН ик

бесприда НН ица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1

Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый . Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать , в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц . Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить . Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?) . Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили . В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.