Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
­ определять цепь
и сеть питания,
­ различать звенья
цепи
­
классифицировать
цепи
­ составлять цепи и
сети питания
­ сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
­ развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных

естественных наук;
­ развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
­
творческих способностей
­
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание

учебника,
­ умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить

биологическую информацию (в
научно­
тексте
литературе,
популярной

биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
­
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал;

Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.

Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по­
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма.)

­
предположите
сегодняшнего урока?

тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой

предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
­ пищевые отношения, кто кого ест.
­ растения являются домом;
­ животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения;

постановке
­ хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
­ с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
­
представить себе, что вы
­ изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация

Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёные­экологи,
необходимо
объяснить

ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь,используя
стихотворение «Хулиганы­
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):

Же

Хулиганы­воробьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зерна­то:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.

Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести

­ хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию ­
«Цепь питания»

деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
­ представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
­
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
­ цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры.

Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос:
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
­какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
­продуценты, консументы, редуценты;
­ возможно появится другое звено,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)

­ Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске.

Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
­ виды цепей питания
­ звенья цепей питания
­сети питания
­распространение энергии
­ Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.

Стимулирует активное
­
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.

вариант ­ пользуясь
учебника,
текстом

рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант ­ пользуясь

текстом
учебника,
и
рисунками,

Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причинно­след­
ственных
обобщение
связей,

Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;

III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради

вариант ­ пользуясь

взаимопроверку
результатов.

работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос­
научной
приятию
картины
мира,

первое
­
звено
растение(производитель)

Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.

Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения

Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.

часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.87­92

вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94­
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.

Ставлю проблему перед детьми.

Я знаю, что у снега есть какие-то тайны.

Может ли снег о них рассказать сам?

Мы с вами наблюдали за снегом на переходе на нашей крыше детского сада.

Что видели?

И я видела, на крыше с одной стороны снега еще много, целый сугроб, а с другой стороны крыши уже снега нет.

Везде одинаково снег тает?

Проблематизация: почему снег тает не везде одинаково, быстро.

Как узнать это?

Как вы думаете что означает это место в группе?

Может быть мы там найдем ответ?

И тогда мы кто?

И я пришла в лабораторию.

Как узнать температуру воды в красной баночке?

Какая вода на ощущение?

А в синей баночке какая вода?

Какая вода?

Напоминаю проблему.

Мы не забыли, нам надо выяснить: «Почему снег тает не везде одинаково, быстро».

Давайте опустим снег в баночку с холодной водой.

(проделываем вместе)

Что происходит со снегом?

А теперь надо проверить как будет вести себя снег в горячей воде?

Ставлю поисковые задачи.

Где снег тает быстрее в горячей или в холодной воде?

Запишем это на нашей магнитной доске.

Писать будет, Никита, а мы посмотрим правильно ли он запишет знаками и прочтем.

Никита, посмотри на знак горячей воды. Прочитай его.

А холодная?

Куда поставим ответ?

Делаем вывод.

Быстро снег тает где?

А медленно где?

Эту тайну нам рассказал сам снег.

Как мы ее узнали?

Активизирую поиски способов получения информации о снеге.

Наверное, это не все тайны снега.

Всегда ли снег тает?

Я думаю, что ответ на этот вопрос мы найдем где?

Знакомы ли вам эти книги?

И мне знакома эта книга.

Читаю: «Почему».

Тут и страница интересная есть и рассказ на эту тему.

Постановка проблемы.

Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем?

В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником . Ледник- это огромная масса спрессованного снега , который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.

Вот мы и нашли ответ на наш вопрос.

Запишем его на доске.

Поиски ответа на поставленную проблему из текста.

Где снег никогда не тает?

А сто там происходит со снегом?

Как выглядит снег в горах, послушаем?

Обращение к тексту.

Это спрессованная масса, которая превратилась в лед.

Как это мы запишем?

Читаем запись.

Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?

Обобщение.

В энциклопедии можно много узнать и о других явлениях природы.

Приходилось ли вам видеть снег в горах?

Где вы его видели?

Обобщение.

Значит, можно получить интересующую нас информацию еще и по телевизору…….

Ребята, снег в основном, какой?

Интересно, а поэты, каким видели снег.

Давайте послушаем какого цвета снег стихотворении Н. Брауна.

«Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно- розов.

Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.

На какой картине художник увидел снег таким нежно-розовым?

Поясняю.

На какой картине художник рассказал нам о таком цвете снега. Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце восходит.

А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.

Вдали- в тени, в низине-

Голубой и даже

Подойдите к ней.

Поясняю.

Что можете сказать о снеге на этой картине?

Вот такая голубизна снега, бывает, когда чистое голубое небо и это отражается на белом снегу.

И снег становится?

Загадочным.

И все это увидел художник.

Давайте отметим и запишем, какого снега может быть снег?

Будем отмечать, наклеивая элемент снежинок.

Так от чего зависит цвет снега?

Как вы узнали об этом?

Проблематизация.

Когда снег бывает темным и серым?
В каком месяце?

Давайте посмотрим на календарь природы.

Что это за дни месяца?

Значит, снег бывает темным и серым, когда?

Как мы об этом узнали?

Каким мы еще видели снег, когда наблюдали, расскажем?

После первого снегопада, снег какой?

Мы лепили снежную бабу.

Снег, был какой?

Когда гуляли в морозную погоду?

Когда солнечные лучи ппопадают на снег и он?

Обобщение.

Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.

Елена Перевалова
Технологическая карта занятия по экологии в подготовительной группе «Красная книга России»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15

155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41

e-mail- [email protected] ИНН 3704003660 КПП 370401001

Конспект занятия (НОД) на тему : «Красная книга России » (животные)

в подготовительной группе

ФИО : Перевалова Елена Николаевна

Цель : Формирование экологической культуры и экологического сознания детей .

Задачи :

Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.

Познакомить детей с Красной книгой , её структурой.

Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.

Раскрыть причины сокращения численности особей животных.

Развивающая предметно-пространственная среда : Выставка книг о животных , дидактические игры на экологическую тему , стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов» , «Животные жарких стран» , «Кто живёт на полюсе» .

Цель применения ИКТ в НОД : Информационно-познавательный материал, демонстрационно-иллюстративный материал для поддержания интереса детей к занятию и удовлетворения их познавательных интересов и мотивации их к деятельности.

Методы и приемы :

Наглядный метод : Использование ИКТ, картинок с изображением животных, выставки книг про животных .

Словесный метод : Рассказ воспитателя о Красной книге , чтение художественной литературы, чтение стихов, беседа, проблемные вопросы к детям, коллективное обсуждение, обсуждение в малых группах .

Практический метод : Творческая работа по созданию книги , вырезывание по контуру, размещение фигур животных по типу игры «Вкладыши» .

Планируемые результаты :

Разовьётся интерес детей к родной природе, появится осознание того, что человек своим неразумным поведением губит природу и что от каждого из нас зависит наше будущее, т. к. человек это часть природы, появится желание беречь и охранять природу.

К детям придёт осознание того, почему нужно бережно относиться к природе и побуждение учить этому остальных.

Ребята будут побуждены больше узнавать о редких, исчезающих видах животных, самостоятельно добывать информацию, делиться ею с друзьями, знакомыми.

Предпосылки УУД : Умение внимательно слушать, активно участвовать в коллективной беседе, работать в команде, запоминать информацию, осмысливать её и делать выводы, выполнять задание педагога, доводя начатое до конца; видеть проблему и находить пути её решения.

Материалы, оборудование : Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные) », заготовка обложки книги , заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги , рассказ «Морская корова и Красная книга » , картинки животных с красных и зеленых страниц книги , ножницы.

Предварительная работа : Рассматривание книг о животных , настольные игры о животных «Зоологическое лото» ,

«Кто где живет?» , просмотр научно-познавательных фильмов о природе и животных, просмотр фильма «Московский зоопарк зимой» , Рассматривание альбома «Дикие животные лесов Ивановской области» , беседы с детьми о заповедных местах России .

Учебно-методический комплект : С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог » система работы в подготовительной к школе группе детского сада , Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

№п/п Этапы занятия Содержание этапа ,

деятельность воспитателя Деятельность обучающихся (воспитанников) Экологический компонент

1. Организационный /мотивационный -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг .

Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены ? (книги о животных ) Совершенно верно - это все книги о животных . А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных . (ответы детей) .

Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии !

Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога. Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание.

2. Основной Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой , которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных .

Посмотрите на экран вот эта книга . Она и впрямь красного цвета

Вспомните, что он означает? (правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь .

В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда)

Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА»

В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания.

Эта книга необычна еще и тем , что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного , желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

Самые мрачные страницы этой книги черные . На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т. е. человек их никогда не сможет встретить в природе.

На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается.

Белые страницы книги . Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало.

Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах.

Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает.

Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились .

Красная книга подает сигнал о том , что ….

И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги , которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных)

Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга » приложение №1

Что произошло с моряками в океане?

Что спасло их от голода?

Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого океана и почему?

Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли?

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу . Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц , а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами . Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги , а другая - красную . Кто в какой группе будет работать , мы определим при помощи вот этих волшебных карточек . Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки , проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными . Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе.

Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге . Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу , но и использовать её в качестве игры.

Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги . Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения.

Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять)

Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги , их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах .

Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана.

Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира, благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот такие две странички получились в нашей Красной книге .

Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу ?

Что значит охранять животных?

А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу» : Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его.

Я люблю животных, поэтому я ….

Мне нравится, когда все красиво в природе , поэтому я …

Нашу книгу мы будем пополнять . Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга ? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу.

Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии , отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги , самостоятельно добывая о них информацию. Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги . Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу.