Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
определять цепь
и сеть питания,
различать звенья
цепи
классифицировать
цепи
составлять цепи и
сети питания
сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных
естественных наук;
развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
творческих способностей
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание
учебника,
умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить
биологическую информацию (в
научно
тексте
литературе,
популярной
биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал;
Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.
Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма.)
предположите
сегодняшнего урока?
тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой
предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
пищевые отношения, кто кого ест.
растения являются домом;
животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения;
постановке
хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
представить себе, что вы
изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация
Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёныеэкологи,
необходимо
объяснить
ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь,используя
стихотворение «Хулиганы
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):
Же
–
Хулиганыворобьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зернато:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.
Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести
хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию
«Цепь питания»
деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры.
Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос:
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
продуценты, консументы, редуценты;
возможно появится другое звено,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)
Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске.
Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
виды цепей питания
звенья цепей питания
сети питания
распространение энергии
Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.
Стимулирует активное
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.
вариант пользуясь
учебника,
текстом
рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант пользуясь
текстом
учебника,
и
рисунками,
Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причиннослед
ственных
обобщение
связей,
Личностные:
Ответственное
отношение к вы
полнению
учебных
задач;
III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради
вариант пользуясь
взаимопроверку
результатов.
работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос
научной
приятию
картины
мира,
первое
звено
растение(производитель)
Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.
Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения
Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.
часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.8792
вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.
Ставлю проблему перед детьми.
Я знаю, что у снега есть какие-то тайны.
Может ли снег о них рассказать сам?
Мы с вами наблюдали за снегом на переходе на нашей крыше детского сада.
Что видели?
И я видела, на крыше с одной стороны снега еще много, целый сугроб, а с другой стороны крыши уже снега нет.
Везде одинаково снег тает?
Проблематизация: почему снег тает не везде одинаково, быстро.
Как узнать это?
Как вы думаете что означает это место в группе?
Может быть мы там найдем ответ?
И тогда мы кто?
И я пришла в лабораторию.
Как узнать температуру воды в красной баночке?
Какая вода на ощущение?
А в синей баночке какая вода?
Какая вода?
Напоминаю проблему.
Мы не забыли, нам надо выяснить: «Почему снег тает не везде одинаково, быстро».
Давайте опустим снег в баночку с холодной водой.
(проделываем вместе)
Что происходит со снегом?
А теперь надо проверить как будет вести себя снег в горячей воде?
Ставлю поисковые задачи.
Где снег тает быстрее в горячей или в холодной воде?
Запишем это на нашей магнитной доске.
Писать будет, Никита, а мы посмотрим правильно ли он запишет знаками и прочтем.
Никита, посмотри на знак горячей воды. Прочитай его.
А холодная?
Куда поставим ответ?
Делаем вывод.
Быстро снег тает где?
А медленно где?
Эту тайну нам рассказал сам снег.
Как мы ее узнали?
Активизирую поиски способов получения информации о снеге.
Наверное, это не все тайны снега.
Всегда ли снег тает?
Я думаю, что ответ на этот вопрос мы найдем где?
Знакомы ли вам эти книги?
И мне знакома эта книга.
Читаю: «Почему».
Тут и страница интересная есть и рассказ на эту тему.
Постановка проблемы.
Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем?
В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником . Ледник- это огромная масса спрессованного снега , который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.
Вот мы и нашли ответ на наш вопрос.
Запишем его на доске.
Поиски ответа на поставленную проблему из текста.
Где снег никогда не тает?
А сто там происходит со снегом?
Как выглядит снег в горах, послушаем?
Обращение к тексту.
Это спрессованная масса, которая превратилась в лед.
Как это мы запишем?
Читаем запись.
Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?
Обобщение.
В энциклопедии можно много узнать и о других явлениях природы.
Приходилось ли вам видеть снег в горах?
Где вы его видели?
Обобщение.
Значит, можно получить интересующую нас информацию еще и по телевизору…….
Ребята, снег в основном, какой?
Интересно, а поэты, каким видели снег.
Давайте послушаем какого цвета снег стихотворении Н. Брауна.
«Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно- розов.
Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.
На какой картине художник увидел снег таким нежно-розовым?
Поясняю.
На какой картине художник рассказал нам о таком цвете снега. Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце восходит.
А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.
Вдали- в тени, в низине-
Голубой и даже
Подойдите к ней.
Поясняю.
Что можете сказать о снеге на этой картине?
Вот такая голубизна снега, бывает, когда чистое голубое небо и это отражается на белом снегу.
И снег становится?
Загадочным.
И все это увидел художник.
Давайте отметим и запишем, какого снега может быть снег?
Будем отмечать, наклеивая элемент снежинок.
Так от чего зависит цвет снега?
Как вы узнали об этом?
Проблематизация.
Когда снег бывает темным и серым?
В каком месяце?
Давайте посмотрим на календарь природы.
Что это за дни месяца?
Значит, снег бывает темным и серым, когда?
Как мы об этом узнали?
Каким мы еще видели снег, когда наблюдали, расскажем?
После первого снегопада, снег какой?
Мы лепили снежную бабу.
Снег, был какой?
Когда гуляли в морозную погоду?
Когда солнечные лучи ппопадают на снег и он?
Обобщение.
Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.
Елена Перевалова
Технологическая карта занятия по экологии в подготовительной группе «Красная книга России»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41
e-mail- [email protected] ИНН 3704003660 КПП 370401001
Конспект занятия (НОД) на тему : «Красная книга России » (животные)
в подготовительной группе
ФИО : Перевалова Елена Николаевна
Цель : Формирование экологической культуры и экологического сознания детей .
Задачи :
Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.
Познакомить детей с Красной книгой , её структурой.
Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.
Раскрыть причины сокращения численности особей животных.
Развивающая предметно-пространственная среда : Выставка книг о животных , дидактические игры на экологическую тему , стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов» , «Животные жарких стран» , «Кто живёт на полюсе» .
Цель применения ИКТ в НОД : Информационно-познавательный материал, демонстрационно-иллюстративный материал для поддержания интереса детей к занятию и удовлетворения их познавательных интересов и мотивации их к деятельности.
Методы и приемы :
Наглядный метод : Использование ИКТ, картинок с изображением животных, выставки книг про животных .
Словесный метод : Рассказ воспитателя о Красной книге , чтение художественной литературы, чтение стихов, беседа, проблемные вопросы к детям, коллективное обсуждение, обсуждение в малых группах .
Практический метод : Творческая работа по созданию книги , вырезывание по контуру, размещение фигур животных по типу игры «Вкладыши» .
Планируемые результаты :
Разовьётся интерес детей к родной природе, появится осознание того, что человек своим неразумным поведением губит природу и что от каждого из нас зависит наше будущее, т. к. человек это часть природы, появится желание беречь и охранять природу.
К детям придёт осознание того, почему нужно бережно относиться к природе и побуждение учить этому остальных.
Ребята будут побуждены больше узнавать о редких, исчезающих видах животных, самостоятельно добывать информацию, делиться ею с друзьями, знакомыми.
Предпосылки УУД : Умение внимательно слушать, активно участвовать в коллективной беседе, работать в команде, запоминать информацию, осмысливать её и делать выводы, выполнять задание педагога, доводя начатое до конца; видеть проблему и находить пути её решения.
Материалы, оборудование : Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные) », заготовка обложки книги , заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги , рассказ «Морская корова и Красная книга » , картинки животных с красных и зеленых страниц книги , ножницы.
Предварительная работа : Рассматривание книг о животных , настольные игры о животных «Зоологическое лото» ,
«Кто где живет?» , просмотр научно-познавательных фильмов о природе и животных, просмотр фильма «Московский зоопарк зимой» , Рассматривание альбома «Дикие животные лесов Ивановской области» , беседы с детьми о заповедных местах России .
Учебно-методический комплект : С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог » система работы в подготовительной к школе группе детского сада , Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
№п/п Этапы занятия Содержание этапа ,
деятельность воспитателя Деятельность обучающихся (воспитанников) Экологический компонент
1. Организационный /мотивационный -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг .
Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены ? (книги о животных ) Совершенно верно - это все книги о животных . А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных . (ответы детей) .
Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии !
Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога. Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание.
2. Основной Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой , которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных .
Посмотрите на экран вот эта книга . Она и впрямь красного цвета
Вспомните, что он означает? (правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь .
В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда)
Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА»
В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания.
Эта книга необычна еще и тем , что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного , желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.
Самые мрачные страницы этой книги черные . На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т. е. человек их никогда не сможет встретить в природе.
На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения.
Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается.
Белые страницы книги . Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало.
Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах.
Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает.
Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились .
Красная книга подает сигнал о том , что ….
И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги , которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных)
Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга » приложение №1
Что произошло с моряками в океане?
Что спасло их от голода?
Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого океана и почему?
Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли?
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу . Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц , а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами . Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги , а другая - красную . Кто в какой группе будет работать , мы определим при помощи вот этих волшебных карточек . Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки , проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными . Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе.
Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге . Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу , но и использовать её в качестве игры.
Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги . Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения.
Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять)
Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги , их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах .
Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана.
Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира, благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Вот такие две странички получились в нашей Красной книге .
Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу ?
Что значит охранять животных?
А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу» : Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его.
Я люблю животных, поэтому я ….
Мне нравится, когда все красиво в природе , поэтому я …
Нашу книгу мы будем пополнять . Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга ? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу.
Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии , отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги , самостоятельно добывая о них информацию. Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги . Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу.