ЧТО такое деструктивная критика?

1.Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же - радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7.осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)

  1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебе не приходит в голову, что это глупо!»)
    9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты - чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как, гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведении кого-то из семьи («Все вы - уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
    10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Деструктивная критика

  • способна пошатнуть или разрушить веру в себя
  • не позволяет человеку самому определиться, что ему реально следует делать и как поступать
  • снимает личную ответственность
  • вызывает отрицательные эмоции (растерянность, беспомощность, смятение, боль etc)
  • вызывает желание защититься (словом или делом) и (или) дать сдачи

Деструктивная критика может быть

  • непреднамеренной
    (по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),
  • осознанной
    (направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

ПОЧЕМУ трудно справится, когда мы оказываемся под гнётом деструктивной критики?

Любое высказывание - эмоционально-содержательно.
Деструктивная критика всегда имеет гипертрофированный эмоциональный элемент.
Если сравнить с ударом – это резкий сокрушительный удар, поэтому вызывает разный спектр переживаний и чувств, как правило, негативных.
Деструктивная критика - одна из форм агрессии.

Вопрос"s:

Есть среди нас такой счастливчик, который не попадал под сечу деструктивной критики?
Как часто Вы сталкиваетесь с деструктивной критикой в жизни, на сайте профи.ру?
Если не жалко, напишите несколько примеров деструктивной критики (мои примеры – ниже).

Любая критика предназначена для того, чтобы указать на недостаток и исправить его совместными силами с человеком, который допустил ошибку в чем-либо. К сожалению, на сегодняшний день понятие так называемой конструктивной критики полностью отсутствует. Если брать во внимание современное общество, то конструктивная критика переросла в примитивный «троллинг».

Это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем. Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

Существуют определенные правила конструктивной критики , которые нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

Для начала стоит выяснить, как самому реагировать на критику . Принять критику спокойно и уравновешено — это большое искусство. Помните, что наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие. Если вас не критикуют - значит вы никому не интересны. Хотя, бывают случаи, что вас просто боятся критиковать, после того, как вы от очередного не особо желанного разговора в ваш адрес взяли отпуск и ушли лечить депрессию. Так нельзя, потому что критика способна не только указать вам на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы. Если вас критикуют - значит в ваши способности верят и желают, чтобы вы совершенствовались. Необходимо благодарить человека за любую критику . Во-первых, это будет характеризовать вас как человека воспитанного и благоразумного. Во-вторых - у вас будет возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к вашей проблеме и уверен ли он на 100% в своей правоте. Если нет - не стоит говорить: «Я так и знал, это всего лишь твоя субъективная оценка». Иногда субъективная оценка хоть и не совершенна, но способна указать на такие минусы, которые бы не заметили даже люди, оценивающие объективно. Если же вы признаете критику - значит вы принимаете на себя ответственность исправить свои недостатки. Отнеситесь к этому серьезно и посмотрите на себя со стороны.

Пока вы смотрите на себя со стороны, представьте, как бы выглядели вы в ситуации, которая требует от вас критики. А поступать нужно очень терпеливо и спокойно. Ориентируйтесь на поведение человека, критикующего вас , и подумайте, в чем он допускает ошибку и в чем не ошиблись бы вы. Самое время запомнить некоторые правила конструктивной критики.

Никогда не навязывайте свое мнение . Умейте слушать собеседника и не перебивайте его своими, на ваш взгляд, 100%-но правильными доказательствами правоты.

Всегда ведите разговор в доброжелательном тоне . Даже если вам неприятен собеседник - вы не имеете права относиться к нему предвзято и язвить при первой же удобной возможности.

Если вам предстоит критиковать человека, начните с похвалы . Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось». Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики. Это похоже на процедуру перекрывания оценки «3» оценкой «5», чтобы вывести за четверть «4».

Если вы критикуете дело - ни в коем случае не переходите на личности и не смейте в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания. Критика - это не повод унизить человека и сделать его самооценку ниже нуля. Если вы мудрый человек - вы сделаете так, что ваш оппонент не только исправит ошибку, на которую вы указали, но и с большим рвением начнет исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты.

Употребляйте фразы, которые способны мотивировать человека к уверенности в себе. Не бойтесь говорить, например: «У меня были ранее точно такие же проблемы. Но со временем вы привыкнете и все будет стабильно и хорошо. А пока нужно внимательно поработать над собой». Не стоит говорить человеку: «Как же так? Ведь я на вас рассчитывал!». Это напрочь убивает веру в себя. Будьте деликатны, не позволяйте себе никаких грубостей, но и не умалчивайте, если выполненная работа вас не устраивает.

Конструктивная критика - это проявление мудрости человека , который желает выполнить или получить максимально эффективную работу. Если вы, к примеру, работодатель - от конструктивности вашей критики зависит настроение работников и успех вашего предприятия. Если вы связаны с другим поприщем идей и их реализации, помните, что конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика , каким должно быть отношение к критике , как реагировать на критику . Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес.

Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для и движения вперед, для других – наоборот, дестабилизирующим фактором. Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику. И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику – очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным , причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика.

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика – это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;

Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;

Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;

Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;

Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);

Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;

Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

Конструктивная критика позволяет увидеть свои недостатки со стороны и исправить их. При грамотном отношении она может принести немалую пользу в любом деле.

2. Деструктивная критика – это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям;

Зависть. Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать;

Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде;

Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит – безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;

Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: “все плохо”, “все ужасно”, “это неправильно”, “это бесперспективно”, “ну кто же так делает” и т.д.;

Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;

Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;

Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

Деструктивная критика не несет в себе никакой пользы, а несет только вред. Ее главная цель – вывести человека из равновесия, заставить его отказаться от своих дел или мыслей в угоду критику.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Если вы не умеете правильно реагировать на критику, если вы с радостью принимаете похвалу, а любую негативную оценку воспринимаете “в штыки”, вам будет сложно в чем-либо. В этом случае критика будет мешать вам во всех начинаниях, портить ваши отношения с другими людьми, сделает вас злым и раздражительным человеком. Необходимо использовать конструктивную критику себе во благо, а из деструктивной делать выводы. Вы будете подвержены критике в любом случае, даже если будете все делать идеально. Избежать ее не получится, поэтому главное – сформировать у себя грамотное отношение к критике, знать и понимать, как реагировать на критику в той или иной ситуации.

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить – описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть “спрятаны” действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей. А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях – наоборот, заостряйте внимание.

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно – если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа – взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи – воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше – тем более вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же – это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди – следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

Умный и грамотный человек, занимающийся саморазвитием, стремящийся к успеху и самосовершенствованию, должен уметь выявлять не только явную, но и скрытую критику, и оперативно на нее реагировать.

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна – то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на !

Критика

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументаций предполагает также овладение рациональными приемами критики .

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации .

По форме выражения критика бывает неявной и явной .

Неявная критика - это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.

Явная критика - указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная .

Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

(1) Критика тезиса - весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой - показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса . Тезис расценивают как заведомо ложный , если пропонент заранее знал об этом , но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Рассмотрим прямое опровержение тезиса , которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде. Вначале делают апагогический шаг, т.е. условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания .

Опровержение методом «сведения к абсурду» можно представить на схеме, где вводятся следующие обозначения: Т - тезис пропонента; С - вытекающие из тезиса следствия; F - фактические данные:

В итоге «сведение к абсурду» означает следующее: поскольку выведенное из Т следствие С находится в противоречии с фактом F , тем самым оно признается ложным - |С. На этой основе опровергается также условно допущенный тезис - .



В процессе аргументации прямое опровержение выполняет разрушительную , или деструктивную , функцию. С его помощью демонстрируют несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен. Несмотря на чисто критическую функцию, опровержение «сведением к абсурду» часто оказывается полезным. В науке оно служит средством проверки на надежность различного рода гипотез и теорий. В процессе судебного разбирательства с его помощью можно показать несостоятельность выдвинутого обвинителем тезиса.

(2). Критика аргументов . Поскольку аргументация - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса .

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении .

(3) Критика демонстрации - третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным . Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателей в публичной дискуссии прибегают иногда к языковым уловкам вроде следующих: «Со всей определенностью можно сказать, что в данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и т.п.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования .

Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом - неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем - неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односторонности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеологии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструктивная позиция оказывается единственно возможным способом критики . Примером этому может служить уголовное судопроизводство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях - явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.

Отличие конструктивной от обычной критики в том, что предлагается решение по улучшению. При этом все слова говорятся мягко, без желания обидеть. Часто в конце предлагается помощь для трансформации ситуации или сделанного дела, и все это ведет к гармоничным отношениям.

Особенности конструктивной критики

Правильная и полезная критика начинается не с ошибок, а с похвалы. Если человек что-то сделал, это уже хорошо, нужно найти сначала положительные моменты, что было правильно, чем можно гордиться. Если нет подобного в проекте, то можно найти хорошие качества в самой личности. Лесть не уместна, но при внимательном рассмотрении всегда можно найти что-то положительное.

Слова высказываются не ради унижения, а ради улучшения человека. Поэтому соблюдается корректность в выражениях и образах. Слова подбираются аккуратно, чтобы не обидеть. Если человек чувствует агрессию, он не способен воспринимать советы, он начинает защищаться. Именно поэтому необходимо избегать жестких фраз и осуждения.

Чтобы помочь человеку, сделать его лучше и результативнее, нужно объяснить ему, что было не правильно. Иногда сам человек не осознает своей ошибки, не понимает ее последствий, стоит обратить на это внимание, рассказать, почему других это не устраивает. Конструктивная критика дает такую возможность, ведь еще один из ее шагов - рассказ о том, почему все это не идеально.

После такого общения не возникает ощущение обиды и разочарования, не хочется отомстить тому, кто высказал свои замечания. Сразу понятно, что это не метод подчеркивания недостатков, а способ сделать личность лучше и интереснее. После таких диалогов отношения не портятся, а только становятся лучше.

Как принимать критику

Если вы попали в ситуацию, когда вас критикуют, не нервничайте. Это не повод переживать, ведь если бы человек не был заинтересован в вашем совершенствовании, он бы просто не стал вести себя именно так. В таких обстоятельствах важно слушать, что вам говорят, фиксировать все недостатки и искать пути решения задачи. Старайтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно, вникайте в подробности и записывайте советы на будущее.

Обычно людей, которые умеют принимать критику, а потом еще и справляются с работой или общением, используя рекомендации, очень ценят. Они и на работе, и в семье могут быть гораздо счастливее остальных. Правильно принятая критика дает возможность развиваться, достигать более высоких целей и правильно выстраивать любое общение.