Мы часто сталкиваемся с несправедливой критикой. Крайне тяжело ее воспринимать спокойно, потому что именно несправедливость по отношению к себе человек переносит крайне болезненно. Но реагировать на инстинктах при помощи крика и - это разрушительная стратегия. Тогда как же поступить? Для начала нужно поработать над своей мгновенной реакцией. Не отвечать на автомате на раздражитель - признак очень сильного духом человека, но в нашем конкретном случае такой подход поможет справиться с неконструктивной критикой.

Работа над первичной реакцией

Мгновенная реакция на критику является невероятно важной - от того, как вы себя поведете, будет зависеть очень многое. Вы можете втянуть оппонента в конфликт или очень грамотно выйти из ситуации.

Вот четыре шага, которые стоит сделать для того, чтобы не наговорить в ответ лишнего:

Оставайтесь спокойным

Очень легко выйти из себя, если вас несправедливо обвиняют и обдать всех праведным гневом, однако при этом значительно испортить свою репутацию. Поэтому сразу после того, как вы подверглись неконструктивной критике, возьмите паузу и ни о чем не думайте. Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь успокоиться. Размышлять будете потом.

Найдите точку опоры

Не давите на себя, желая найти наиболее идеальный ответ, потому что скорее всего в такой момент ничего дельного вам на ум не придет. Вместо этого используйте старый трюк: спокойно повторите критическое замечание этому человеку, чтобы убедиться в том, что вы поняли его правильно. Посмотрите человеку прямо в глаза и спросите: «То есть вы имеете в виду, что…» и передайте его критику своими словами. Так вы ему покажете, как именно вы восприняли его слова.

Если его слова и правда можно трактовать нелепо, значит критика была необоснованна. Однако будьте осторожны, говорите по делу и избегайте соблазна преувеличить то, что вам сказал человек. Например, если он говорит, что ваша система продаж дает посредственные результаты, ни в коем случае не отвечайте так: «То есть вы хотите сказать, что моя стратегия продаж угробит компанию?». Такой ответ поставит вас в оборонительную позицию и покажет, что вы настроены на . Вместо этого дайте понять, что хотите искренне добраться до сути дела.

Есть три способа реакции на неконструктивную критику:

  • Отвечать агрессивно и пойти на конфликт.
  • Промолчать, почувствовать себя подавленно и затаить обиду.
  • Сфокусироваться на своей реакции и вернуть человеку его критическое замечание. Вы не принимаете и не отклоняете ее.

Раскройте обе точки зрения

Тактика объективного повторения и возврата замечания может вывести критика из себя и заставить его отступить. Если так, то самое время начать настоящую конструктивную дискуссию. Если вы выбираете этот способ, то как можно чаще начинайте фразу так: «С моей точки зрения…», а когда будете чувствовать, что человеку стыдно за свою критику и его самолюбие ущемлено, можете использовать эту фразу: «У нас возникло недопонимание. Такое со всеми бывает, не переживайте». Так вы не только вызовете уважение, но и продолжите конструктивную беседу. Также попытайтесь увидеть ситуацию с его точки зрения. Возможно в чем-то прав и он.

Оставайтесь вежливым

Если все же после того, как вы вернули критику обратно человеку, она снова возвращается к вам, значит наступило время выиграть немного времени для хорошего ответа. Вы дали понять, что восприняли слова именно так, как они и подразумевались. Можете поблагодарить человека за обратную связь, особенно если это ваш клиент. Не проявляйте злости, потому что это может раскачать маятник.

Безусловно, это очень трудно. Всегда хочется ответить грубо и со злостью человеку, который вас несправедливо в чем-то обвинил. Однако подобная тактика не имеет преимуществ. Самый лучший способ реакции - не обижаться вообще. Настройте себя таким образом, чтобы на любую критику или даже оскорбление реагировать совершенно спокойно: «С чего ты взял, что я дурак?». Не забывайте о том, что, если человек взбешен, а вы спокойны, это заметно публике и люди видят, кто есть кто на самом деле.

Неконструктивная критика от босса

Если вас критикует ваш босс, тогда проблема становится более запутанной. Назначьте ему встречу один на один и выслушайте его. Вы уверены, что критика неконструктивна? Если все-таки понимаете, что он прав, сделайте соответствующие выводы.

Если же вы уверены, что были обвинены безосновательно, оставайтесь тактичным и выскажите свою точку зрения. Старайтесь не оправдываться, просто скажите ему, что думаете на этот счет. Стоит понимать, что даже если ваш босс и поймет, что был неправ, это может ущемить его самолюбие. Поэтому постарайтесь максимально сгладить углы и дать ему понять, что просто возникло недопонимание. Ни в коем случае не убеждайте босса в его неправоте. Никто не виноват, такое бывает.

Перевод дискуссии в конструктивное русло - самый лучший способ справиться с несправедливой критикой.

Повышение самооценки

Конечно, после подобной критики страдает уже ваше самолюбие. Даже если вы знаете, что все делали правильно и не заслуживаете такого отношения, ваша может понизиться. Поэтому прежде всего позаботьтесь о том, чтобы повысить уверенность в себе и своих силах.

Помните, что недостаток содержится именно в критике и восприятии другого человека, а не в вас. Вы не стали хуже, вы не получили хорошую обратную связь, а значит нет поводов беспокоиться. Практикуйте и оставайтесь оптимистично настроенным. Будьте для того, чтобы понимать, что ваши навыки достаточно хороши, а критика необоснованна.

Желаем вам удачи!

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Что такое критика?

Википедия нам говорит следующее:
Критика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор
  • разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку;
  • отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения
Конструктивная критика — та, в которой конкретное суждение или оценка подкреплены обоснованием (для того, чтобы хоть как-нибудь оно претендовало на объективность).

Мои "измышлинизмы" на эту тему. Я считаю, что конструктивную критику от неконструктивной ещё отличает ряд критериев. Например, причина по которой человек хочет высказать своё, часто отрицательное, мнение относительно чего-либо вообще. Итак, какими могут быть причины:

А вообще, Интернеты на то и интернеты, что здесь можно говорить всё что угодно сраться до потери пульса и выставлять свои срачи за конструктивную критику. Но срачи обычно полны эмоций. А значит, ну какая тут вам объективность?

Хотя любое мнение человека уже изначально субъективно. И только в случаях, где уже к определённым ситуациям, к определённым объектам сформированы какие-то утвержденные критерии "качества", можно считать - что есть от чего отталкиваться. Это, так сказать, к вопросу: "А судьи КТО?".

Я в Интернетах редко встречаю конструктивную критику, в основном срачи. Ну тут каждый выбирает по себе. Как и с кем общаться. Но часто чувство иллюзорной безнаказанности играет в сторону отрицательного героя, который живет внутри нас...и многих просто начинает "нести".
Сама я выступаю за конструктивную критику. Она вообще можно сказать - один из движков дальнейшего развития человека. Но только в том случае, когда она не вызывает сразу же желание долбануть битвой по голове того, кто тебе это пишет:). Человек вообще очень ранимый и многие из нас не умеют воспринимать критику. Так если вы хотите реально "достучаться" до человека, гонимые благостными желаниями пролить свет на его тёмную голову, то выбирайте формулировки более вежливые...так, чтобы человек это мог воспринять.
Я, конечно, сама далека от совершенства и не мне остальных учить что, да как. И я часто руководствуюсь эмоциями больше, чем разумом. Мои суждения могут быть необъективными, но я стараюсь не оскорблять людей. И думаю, что это неплохо.

Примеры неконструктивной критики:

  • У тебя руки из жопы растут? Почему такой корявый дизайн?
  • Ты мудак что ли?
  • Ты сделал говно, потому что я считаю это говном. А я крутой специалист.
  • Этот сайт убог, потому что он голубого цвета, а голубой - мой нелюбимый цвет.
  • Ты точно мудак.
  • Ты поёшь отстойно, потому что Селин Дион поёт круче тебя.
  • Твоя работа *уйня, потому что ты меня тупо раздражаешь. И можешь вообще ничего не делать, потому, что ты все равно всегда будешь меня раздражать. И все что будешь делать ты, всегда будет для меня *уйнёй.
Пост не претендует на истинность. Поэтому можете писать свои мысли, дискутировать и оставлять свои примеры неконструктивной критики...
А вообще...друзья, конструктивная критика приветствуется;)
_