СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН - ФРАНЦИССКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Дни памяти: Июнь 17, Сентябрь 29 (Обретение мощей)


Великий Чудотворец, чудесами своими наполнивший весь мир, прославлен Русской Православной Церковью за границей 19 июня/2 июля (по новому стилю)1994 г. Строгий аскет, кормитель обездоленных, безмездный целитель, Христа ради юродивый, апостол последних времен, подвизавшийся в Азии, Европе, Америке. Никогда не ложился спать, постоянно бодрствовал, ночи его проходили в молитве. Сам Господь открывал ему, кто нуждается в помощи. Владыка проходил сквозь стены, изгонял бесов из одержимых, отвечал на незаданные вслух вопросы; исцелял безнадежно больных, обреченных на смерть людей; неожиданно являлся там, где был особенно необходим; заранее знал нужды и печали приходивших к нему. От него исходила сила, привлекавшая людей более, чем бесчисленные чудеса: то была сила любви Христовой. Еще при жизни на просьбы, обращенные к Владыке, он не только находил слова утешения, но и сразу же начинал действовать. Для верующих всего мира святитель Иоанн Чудотворец – скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях, в скорбных и опасных обстоятельствах, хранитель путешествующих, утешитель страждущих.

В нашей стране святитель Иоанн становится все более известным, особенно после воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом: людей пленяет его необыкновенный образ жизни, чудеса, совершающиеся по его молитвам. «Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя - есть чудо аскетической стойкости и строгости», - говорил о святителе Иоанне Шанхайском митрополит Антоний (Храповицкий), рукоположивший его в епископы. В Церкви этого святого называют Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимóвич). Шанхайский - потому что он долгое время был епископом в китайском городе Шанхае, Сан-Францисский - потому что в Сан-Франциско владыка провел последние годы своей жизни и там покоятся его мощи. А Максимович - это просто его фамилия.
Этому святому довелось пожить в самых разных местах нашей планеты: в России и в Америке, в Сербии и в Китае, во Франции и даже на далеком филиппинском острове Тубабао. И удивительное дело: везде, где бы он ни появился, люди очень скоро начинали почитать его как святого уже при жизни. Потому что для него самое главное - любовь к Богу и к людям. Ко всем без разбора: к знакомым и незнакомым, к друзьям и врагам, к каждому, с кем сведет его жизнь.


Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство - через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец - скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
Как выглядит святой человек? Да вот так и выглядит: небольшого роста, с косматой шевелюрой, босой, в поношенной рясе… Не нужно этому удивляться. Ведь не во внешности человека заключается его святость, а в любящем сердце, всегда устремленном к Богу и к ближнему. Именно через таких людей в мир изливается любовь Божия. Как изливалась она через сердце самого необычного епископа Русской Зарубежной Церкви - святителя Иоанна Шанхайского.

Тропарь святителю Иоанну, глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин, / ими же сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя.

МОЛИТВА
О святителю отче Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: аще и умрох, но жив есмь. Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да бодренно воспрянем и Богу возопиим о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия во всяческих путех жизни нашея, яко милостивый сиропитатель и искусный наставник на земли быв, ныне буди нам путеводитель и в смутах церковных Христово вразумление. Услыши стенание смятенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым, и призри на уныние изнемогающих пастырей от утеснения тлетворнаго духа мира сего и томящихся в нерадении праздном, и ускори на молитву, слезно вопием ти, о теплый молитвиниче: посети нас, сирых, по всему лицу вселенныя резсеянных и во Отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию навыкнем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В 300 километрах от Томска, вниз по течению Оби, находится город Колпашево. Небольшое поселение стало городом и административным центром Нарымского края только в 1937 году. Депрессивный, как о нем говорят, с населением в 20 тысяч человек, городок уже через 50 лет скорее всего исчезнет. Он стоит на изгибе реки Обь. Река год за годом подмывает высокий берег, изменяет географию береговой линии и потихоньку смывает поселение. Именно это природное явление стало причиной событий 1979 года.

В мае того года берег Оби в черте Колпашево размыло сильным половодьем. Река в буквальном смысле открыла огромное захоронение: сотни мумифицированных самой природой тел.

Город функционировал как ссыльная тюрьма ещё в досоветский период. В 1937 году здесь разместилась тюрьма НКВД по Нарымского округу. Из архивных данных известно, что в период Большого террора (1937-38 гг.) на специально отведенном участке во дворе тюрьмы вырыли ямы с ведущими к ним помостами. Здесь приводили в исполнение смертные приговоры и хоронили расстрелянных.

В фильме «Дважды казненные Советского Союза» А. Корзюк рассказывает, что после того как захоронения открылись, КГБ и МВД провели в Колпашево «санитарную операцию ». Закрыть зияющий могильник не было возможности. И сверху, из Москвы, был отдан приказ завершить то, что не доделала река. Винтами буксирного теплохода, под который попадали и тела, буквально «рубился», размывался берег. Были организованы специальные бригады на земле и на воде. Одни - перезахоронивали тела без мест обозначения, другие - вылавливали уплывающие трупы на реке и с помощью грузов их топили.

О событиях 1979 года в Колпашево, в интервью «Правмиру» рассказал Василий Ханевич, заведующий отделом Томского мемориального музея истории политических репрессий « Следственная тюрьма НКВД» (филиал Томского областного краеведческого музея), председатель томского общества «Мемориал» и член Правления Международного «Мемориала».

– История Колпашевского яра известна. Она получила большой резонанс ещё в 1989 году. Тогда по заявлению томского и новосибирского обществ «Мемориал» Главной военной прокуратурой СССР было возбуждено уголовное дело по факту вандализма и надругательства над телами умерших. Дело расследовала Военная прокуратура Новосибирского Военного округа. Но надо сказать, что очень быстро (в 1992 году) дело закрыли «за отсутствием состава преступления» и засекретили. Поэтому говорить о том, что дело Колпашевского яра неизвестно, не вполне правомерно. Может быть, в Москве о нем уже не помнят, но у нас в Томске оно на памяти многих.

В Мемориальном музее, который я возглавляю, существует специальный раздел с постоянной экспозицией, посвящённый Колпашевскому яру, как символу нашего забвения. На сайте музея можно найти ссылки на публикации и документальные фильмы о Колпашеве. Мы продолжаем активно собирать информацию, ставим вопрос об увековечении памяти жертв репрессий Колпашевского яра. Мои собственные деды и прадеды, возможно, тоже лежали в этом яру. Это моя личная история, как и для многих других жителей Томского края.

Другое дело, что до сих пор нет памятника репрессированным в Колпашево. И да, Сергей Пархоменко здесь прав: это упрек ко всем нам. Мы не храним память о тех, кто там был расстрелян и чьи останки были варварски уничтожены, этот упрёк мы вправе сделать не только власти, но сами себе.

Насколько изучена история Колпашевского яра? Есть ли какие-то белые пятна, недопонимание в этой истории?

– Ещё в 90 е годы вышла книга Запецкого «Колпашевский яр» (Запецкий В.М. Колпашевский яр. Новосибирск, 1992 – прим. ред.) . Были сделаны десятки публикаций в прессе, причём не только в местной, сняты фильмы. Вообще, о Колпашеве снято несколько фильмов. Главный из них - это работа журналиста Корзюка « Дважды казненные Советского Союза» .

Если говорить о преступлениях, то их сразу два. Это и преступления тридцатых годов, жертвы которых лежали в Колпашевском яру. И «размыв» в 1979 году. Ведь и это тоже преступление. И мы считаем, что оно также не имеет срока давности. Как исследователь, я вижу здесь два преступления - против личности и против памяти жертв политических репрессий. Они сливаются здесь воедино.

Но вы знаете ситуацию: архивы закрыты, и попытки подробно изучить дела 1937-38 годов, как и события 1979 года, натыкаются на запреты, на закрытость архивов и гриф «секретно». В этом смысле мы только в начале пути. Но живы очевидцы тех событий. И мы записываем их воспоминания на аудио и видео, мы собираем рукописные воспоминания. В архиве нашего музея довольно много документов и воспоминаний очевидцев, посвященных Колпашевскому Яру, мы их намерены опубликовать на сайте музея. Это дело было резонансным и в 1979 году, и в 1989, и остаётся таким же по сей день.

– До какого года в Колпашево функционировала тюрьма НКВД?

Обь делает излучину в районе города Колпашево. В послевоенный период, в пятидесятые годы, было принято решение часть зданий тюрьмы перенести на новое место, так как их ждало неминуемое подтопление и обрушение. Двухэтажное барачного типа деревянное здание тюрьмы Нарымского НКВД разобрали и перенесли. А место, где находилась тюрьма, долгие годы (почти тридцать лет) вплоть до 1979 года было заброшенным пустырем. Здесь росла трава и паслись коровы. 1 мая 1979 года в очередной раз подмыло берег, в очередной раз земля обрушилась, но на этот раз подмывание было таким серьёзным, что размыло захоронение с останками тайно расстрелянных людей. Причём оказалось, что сохранность этих останков очень высокая. Можно было многих из жертв идентифицировать и узнать в лицо. Трупы не сгнили, а высохли. Это было связано со спецификой песчаной почвой и тем, как убитых «укладывали» в могильник: штабелями, присыпая известью и прокладывая еловыми лапами.

История вскрывалась постепенно. На берегу в черте города было обнаружено первое тело в нижнем белье и с пулевым отверстием в черепе. Экспертиза показала, что человек был убит давно. Затем стали «выплывать» новые тела и, наконец, обнаружено размытое захоронение. Местная детвора с черепами на палках носилась по городку. Местные жители, приходившие к яру якобы даже узнавали своих родственников, репрессированных в тридцатые годы. О случившемся сообщили в Москву. Для оцепления яра было выделено в дополнение к местному отряду милиции шесть сотрудников КГБ. А когда вскрылся масштаб захоронения и слухи начали активно ползти по региону, сверху было спущено распоряжение немедленно уничтожить захоронение.

– Как долго продолжалась спецоперация МВД и действительно ли местные жители знали о происходящем?

– Операция по ликвидации захоронения длилась почти две недели, день и ночь. Понятно, что само мероприятие было закрытое (территория была оцеплена). Но и яр находится не в центре города. Это окраина. Так что не так все было и очевидно. Матросам теплохода, который занимался размывом берега, рекомендовали сидеть в трюме и на палубу не подниматься. Но многие выходили. Берег мыла отбойная вода работающих винтов буксиров. Но всю реку перекрыть было невозможно. Мимо яра проплывали другие суда, теплоходы, в том числе и туристические. Поэтому о том, что шли работы по размыву берега с помощью техники, знали многие и открыто обсуждали. Причём даже за границей появилась информация о происходящем в Колпашево. Прошёл сюжет на радио Свобода. «Замолчать» историю ну никак не получалось.

Кроме того, мумифицированные тела не тонули, а уплывали. Некоторые из них позже находили в ста километрах от Колпашево. Первые два дня, когда местные жители обнаружили захоронение, не было ни забора, ни охраны. Горожане могли пройти к берегу и увидеть все своими глазами. Совсем недавно у нас появилась фотография тех событий. Понятно, что фотографировать можно было лишь после того, как вода спала и к месту вообще появилась возможность подойти. Такую фотографию останков на берегу мы и получили от очевидцев.

Работники КГБ, участвовавшие в ликвидации, также делали фотографии, но все они засекречены и закрыты в архивах.

Чертеж размыва берега Оби, осуществленный в 1979 году с буксира ОТ -2010. Чертеж выполнен капитаном буксира В. Черепановым в 1989 году по просьбе участников экспедиции Томского общества «Мемориал»

– Что известно о численности жертв? Кем были эти люди?

Конечно, когда захоронение было обнаружено, тут же появилась и версия, что это могильник с уголовниками. Мол, это те, которые уклонялись от мобилизации на фронт и прятались в тайге. Нечего жалеть дезертиров и тем более ставить вопрос о перезахоронении. Возможно, что там и были уголовники, но процент их был ничтожный. Мы все прекрасно знаем июльский приказ 1937 года №00447 , который в том числе коснулся сибирского региона. Именно здесь проводились репрессии в отношении бывших кулаков, уголовного и антисоветского элемента.

О численности жертв Колпашевского яра говорить довольно сложно. На сегодня известны 1400 фамилий, которые были представлены в 1989 году к реабилитации как жертвы Колпашевского Яра. Но я лично считаю, что их было значительно больше.

В 1937 году Колпашево стал центром огромного Нарымского края. Здесь был окружком партии, все органы советской власти, в том числе карательные. Здесь находился отдел НКВД и расстрельная тюрьма, где приводились в исполнение приговоры в отношении осуждённых по 58 статье. Общая численность людей, прошедших по этой статье через Томскую и Колпашевские тюрьмы хорошо известна. Информация о них собрана в пяти томах книги «Боль людская » - книге памяти томичей, репрессированных в 30-40гг. Это почти 24 тысячи человек. Даже если из них вычесть 15 тысяч жителей Томска, то остальные были жителями Нарымского края. Нарымский край - это все северные районы Томской области: Кривошейский, Молчановский, Чаянский, Каргасокский, Александровский и другие. И это всяко не тысяча четыреста человек. Но все ли они лежали в этом могильнике?

Есть показания бывших сотрудников НКВД и о других местах массовых захоронений расстрелянных. Есть сведения о том, что часть приговорённых к высшей мере наказания в мае 1938 года были не расстреляны, а затоплены в барже на Оби. В том числе мои деды. Есть воспоминания сотрудников НКВД, из которых следует, что как только начался ледоход, несколько тысяч человек погрузили в баржи и куда-то увезли. Больше никто их никогда не видел.

Вообще людей из окружающих районов везли в Колпашево на баржах. Ведь до Колпашево можно добраться только по реке, даже сейчас. Если не хватало места в тюрьме, то заключенных так и держали прямо на реке и на допросы водили с барж. У нас и об этом есть документы и воспоминания. Так как тюрьма была маленькая, то зимой людей держали на так называемом Тюремном острове. Один из моих прадедов умер на этом острове из-за голода и вшей прямо на руках у своего сына, моего двоюродного деда, который приходился братом моей бабушке. Ему единственному из всех жителей села (село Белосток Кривошеинского района) дали 10 лет лагерей. Остальные - 64 человека- были приговорены к расстрелу. Дед, отсидев на Магадане, остался жив. Позже рассказывал о последних днях из жизни и своего отца, и о своих односельчанах, об этой затопленной барже…

В живых остались те, кто был осуждён к 10 годам лишения свободы. Все приговорённые к высшей мере наказания, с барж не поднимались, я убеждён. Так что нужно продолжать искать и искать, расследовать, - это важное и большое дело. Нарымский край был местом ссылки самых разных людей. Конечно же здесь были и уголовники, но к высшей мере приговаривали не только их. Говоря о Колпашевском яре, мы имеем в виду прежде всего увековечивание памяти людей достойных и реабилитированных официальными властями.

– Но памятника все-таки в Колпашево нет?

В 90-е годы по инициативе Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Колпашева был поднят вопрос об установке памятника жертвам политических репрессий.

Удалось собрать деньги, которые, впрочем, испарились в ходе инфляции и реформ. Были попытки создать проект памятника, но не очень удачно. Руководство и власть меняется. Новое руководство забывает об обещаниях предыдущего.

Сын Петра Христофоровича Бримерберга, расстрелянного и захороненного в Колпашевском яру, в 1996 году попытался увековечить память отца. Из Харькова привёз памятник. Он представлял собой силуэт человеческого скелета, выполненный из листа железа. Скелет прикрепили к тополю, который рос над обрывом у яра. Но через несколько лет во время половодья тополь смыло в реку.

В 1992 году в Колпашево был установлен памятный знак, указывающий что на этом месте будет когда-нибудь воздвигнут памятник жертвами политических репрессий. Этот знак предусмотрительно установили не на месте Колпашевского яра, поэтому что его уже давно бы снесло в реку, как и тополь с предыдущим памятником. Памятный знак стоит в сквере в нескольких сотнях метров от берега реки, напротив строящегося православного храма. Есть надежда, что со строительством храма и с помощью вновь образованной Колпашевской епархии, мы этот вопрос сдвинем с мертвой точки и памятник будет.

Другое дело, какой это должен быть памятник. В виде креста? Но поклонный крест в Колпашево уже есть. Его в 2005 году установили в сквере у городской пристани. В виде монумента? Но на это нет средств. Наш музей и общество «Мемориал» поддерживают и будут поддерживать по мере сил инициативы по созданию памятника. Причём это должен быть памятник многих конфессий, не только православных. Там в Колпашевском яру были расстреляны представители самых разных национальностей и вероисповеданий. Есть данные, что здесь были расстреляны княгиня Шаховская, князь Долгоруков, причисленный к лику святых митрополит Агафангел. Можно перечислять и другие известные всей России фамилии.

Увы, Томская область, особенно её северные районы, входившие в печально известный Нарымский край – места массовой ссылки в 20-50-е годы ХХ века, вся на костях.

"Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь"

философ Джордж Сантаяна

Редакция сайта сайт продолжает рассказывать о том, как происходило заселение Сибири. Сегодня вы познакомитесь с трагической страницей истории нашего региона. Данная статья была написана сотрудником библиотеки Колпашевского кадетского корпуса Ниной Ситниковой.

Напомним, "Сибиряки вольные и невольные" - совместный проект ГТРК "Томск" и областного Краеведческого музея .

"Колпашево - некогда административный центр Нарымского округа особой территориальной единицы в составе Западно-Сибирского края, определенной для уничтожения "врагов народа". Со всего Союза свозили их сюда. Русло реки Оби медленно, но вполне заметно перемещается правее, ежегодно отнимая у города Колпашево несколько метров суши.

В 1979 году в ночь с 30 апреля на 1 мая в очередной раз обвалился край берега почти в самом центре города, в нескольких десятках метров от того места, где обрывается, упираясь в Обь, улица Ленина. Со стороны реки открылась страшная картина. Из обрыва, начиная с глубины приблизительно двух метров, торчали человеческие останки: руки, ноги, головы.

Открывшийся срез захоронения имел размеры до четырех метров в ширину и до трех метров в глубину. Трупы в могиле были сложены штабелями. И если верхние из них полностью истлели, то нижние сохранились на редкость хорошо, даже по лицам можно было произвести опознание умерших, а вернее - убитых. В затылочной части черепов были пулевые отверстия. Во многих черепах было их по два, причем второе приходилось на височную кость. Первыми обнаружили захоронение мальчишки. На берег хлынул народ.

Городские власти спохватились не сразу, так как в эти часы готовились важные мероприятия, сколачивались праздничные трибуны. Хотя о существовании могилы большинство колпашевцев до мая 1979 года даже не подозревало, вопрос о ее происхождении не возник, потому что здесь, на месте бывшего пустыря, в середине 1930-х был построен городок НКВД.

Берег реки Обь в мае 1979 года после размыва захоронения

Фото из архива семьи Гомелля

Здание окротдела НКВД, со слов очевидцев событий, находилось в 30-40 метрах от берега Оби, окруженное примерно трехметровым забором по периметру 150х150 метров. Кроме того, наверху была натянута колючая проволока. Над забором возвышались три сторожевые вышки. Недалеко от здания НКВД находилось здание тюрьмы, состоящее из 6 камер. Здесь содержались арестованные и приговоренные к расстрелу. Здесь же в одной из камер приводились в исполнение приговоры Особого совещания (тех самых "троек" и "двоек").

Ворота, выходящие на улицу Дзержинского, всегда были заперты. Да и через двери парадного крыльца редко кто заходил в дневное время внутрь. Таким молчаливым и мрачным здание НКВД запомнилось большинству колпашевских старожилов.

События разворачивались следующим образом. Городские власти пришли в себя от первого шока. Уже в течение суток солдаты строительного батальона обнесли место захоронения забором, на помощь прислали дружинников, которые дежурили у могилы и на подступах к ней. Милицейский наряд оставался здесь и на ночь. Большинство людей приходило сюда просто из любопытства. Но было и другое, самое, может быть, страшное.

К разверстой могиле шли родственники тех, кто бесследно исчез в застенках Колпашевского НКВД. Дети и жены, братья и сестры. Многим из них казалось, что среди сложенных штабелями трупов они узнают своих близких.

Городским властям пришлось дать разъяснение (не через печать, разумеется, а через секретарей первичных парторганизаций, профсоюзных работников, депутатов исполкомов - т.е. никого ни к чему не обязывающим образом). Разъяснения сводились к тому, что здесь были похоронены расстрелянные во время войны дезертиры.

Странно. Сибиряки народ не слабодушный. Да и какой смысл свозить в Колпашево дезертиров - все-таки 1420 расстрелянных многовато для маленького сибирского городка, в котором по данным переписи 1938 года проживало 14857 человек. Свозить тайком, чтобы никто не слышал и расстреливать их. Впрочем, сами колпашевцы в россказни о дезертирах не очень-то и поверили. Так что же произошло в Колпашеве в мае 1979 года?

О массовых репрессиях до сих пор нет полной информации. Расстрельные списки, свидетельства жертв и исполнителей позволяют воссоздать картину.

Из показаний непосредственного исполнителя расстрелов Сергея Григорьевича К.: "Тогда действовала бригада, которой для храбрости давали спирт. За забором были устроены трапы, по которым арестованные шли к вырытой яме. Очередной из них доходил до определенного места. Раздавался выстрел из укрытия. Человек падал в яму. Сложилось твердое убеждение, что за тем забором были тысячи невинно осужденных людей…"

К массовым репрессиям понуждали и спускаемые "сверху" контрольные цифры разоблачения и обезвреживания. Многим из них предъявлялись сфабрикованные обвинения о принадлежности к мифической эсеро-монархической организации. Расстрелы явно носили групповой характер - как это и было на самом деле. Сооружались дощатые настилы, их еще называли "коробами". Размеры такого "короба" составляли 3-4 метра в длину, 2-3 метра в ширину и немногим более метра по вертикали. В тюрьму обычно прибывали этапы по 40-50 человек. После приведения приговоров в исполнение трупы плотно укладывались "валетом", присыпались известью (для дезинфекции и чтобы лишний раз не закапывать до прибытия очередной группы в ямах, вырытых во дворе). Впоследствии, когда поток осужденных резко увеличился, расстрелянных стали закапывать под настилом камеры. Ямы с трупами, как указывала инструкция, сравнивались с землей и ничем не обозначались.

Вернемся к тем майским дням. Город Колпашево переживал странные, тягостные, ни на что не похожие дни. Город Томск пребывал в напряженном раздумье. Сигнал тревоги долетел до Москвы. И там решили - это "антисоветские" трупы, их не было и не должно было быть.

3 мая место захоронения было обнесено высоким забором с надписью "Санитарная зона". Возле зоны появилась охрана, чтобы не позволять людям приносить цветы и ставить свечи. Разумеется, никто особо не задумывался над вопросом о перезахоронении останков, как того требовало местное население. Ему, этому населению, было заявлено: "Вот еще, будем мы тут врагов народа перезахоранивать!"

Средства для ликвидации захоронения были выделены значительные. Поначалу была предпринята попытка раскопать могилу с берега и вывезти останки расстрелянных на автомашинах, но скоро от этого отказались по причине непростой конфигурации захоронения (многие местные жители утверждали, что ям было несколько), да и трупов было очень много.

Использование техники на краю обрыва затруднял подвижный песчаный грунт. Тогда было решено - берег попросту размыть. К яру подошел мощнейший двухтысячесильный буксир серии ОТ. Буксир поставили кормой к берегу, намертво закрепив тросом лебедки. На полных оборотах заработали винты, вода ударила под обрыв. Позже для ускорения работ рядом поставили другой двухтысячник. Только один из них сжег 60 тонн горючего.

Один из капитанов теплоходов рассказывает: "Трупы стали падать в воду. Мерзлый верхний слой обваливался большими глыбами по мере размывания нижнего, талого слоя грунта. Было много ям. Трупы были целые, разной величины. В это время на берегу бурили скважины, искали новые, необнаруженные захоронения. Страх был у меня".

А вот слова одного из старпомов: "Двигатели перегревались. Нас обрывало (трос лопался), мы несколько раз отходили. Нам объясняли, что это санитарное мероприятие. Говорили, чтоб мы не распространялись об этом... Ниже по течению работали катера, ловили тех, кто уплыл, кого не размолотило винтами".

Все лето на спасательной станции прожили двое чужаков. И хотя они были одеты в спортивные костюмы, об их обязанностях колпашевцы недолго гадали. Они должны были находить на реке упущенные трупы. Говорят, они за все это время ни разу не обратились друг к другу по имени. На прямой вопрос "Как звать-то?" один из них мрачно пошутил: "Меньше будешь знать - дольше проживешь". Местные жители диву дались, с какой легкостью заезжие «спортсмены» раздобыли два лодочных мотора "Вихрь", крайне дефицитных в здешних краях. И еще больше - той королевской щедрости, с какой легкостью моторы были оставлены "на добрую память". А вот портативные рации были увезены с собой.

То, что происходило затем на Оби у Колпашева, не вполне ясно даже участникам и очевидцам событий. Дальше в Колпашеве происходила "война". Двухнедельная битва живых с мертвыми. Были сформированы отряды из сотрудников МВД, КГБ, а также созданы дружины добровольцев, которых посадили на моторные лодки и перегородили ими реку. С заводов им стали доставлять ненужный железный лом. Задача этих отрядов состояла в том, чтобы подплыть к трупу, привязать груз лома к нему и утопить. Злая ирония заключалась в том, что дружинников-"добровольцев" формировали не так уж добровольно, и более того у большинства из них, вероятно, могли быть родственники в этой яме. Тем не менее, за две недели большую часть трупов удалось "героически" утопить. Некоторые тела были все же этими работниками упущены. По прошествии лета и даже на следующий год попадались плавающие трупы расстрелянных, которых носило со сплавом леса по реке".

Анатолий Потёкин

Яр

Безвинно погибшим в 30-е годы посвящается

Я расстрелян. Судили меня налегке.

Исполнители казни тупы и безлики.

В темноте, в глубине, на кровавом песке

Задохнулись последние крики.

Я расстрелян. А рядом другие тела.

Бессловесны, с открытыми ртами…

Так за что нас, судьбина, сюда загнала,

Навалив друг на друга пластами?

Мы расстреляны и остаемся во мгле,

В этой вечной могильной опале.

Люди! Все, кто еще на земле,

Мы безвинною жертвою пали!

Мы расстреляны. Тут не поверят словам,

Палачей не разжалобить здешних.

Уводили в подвал. Здесь нас всех убивал

Водкой пахнущий энкаведешник.

Мы расстреляны. Боже, хоть ты помоги!

Мы к тебе обращались не часто.

Донеси до живых: мы совсем не враги,

Нам с позорным клеймом не венчаться.

Мы расстреляны. Слезы людей велики,

Кто же выживет, злобу осиля?

В нас остался вопрос от предсмертной тоски:

"Неужели все это Россия?"

Мы расстреляны, наша беда улеглась -

Мы глухие, слепые, немые…

Будь ты проклята, нас погубившая власть,

В годы страшные, тридцать седьмые…

Мы расстреляны. Где то плывут облака,

Над землей нависая, как замять.

Нас забудут совсем, навсегда, на века,

Иль по нам не утратится память?

Фото взято с сайтов: nkvd.tomsk.ru,сибиряки.онлайн, kolpashevo.net, gulagmuseum.org

Добавим, что послушать о "Сибиряках вольных и невольных" можно на "Радио России" и радио "Маяк" . Также есть возможность опубликовать свои семейные истории на сайте проекта.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter

Похожие новости

  • 07 июля 2017 
  • 17 апреля 2017 
  • 31 марта 2017 

Новости партнеров

Популярные новости

Актуальные новости

Как сообщает пресс-служба регионального УГИБДД, с 8 сентября начнут свою работу новые стационарные комплексы по выявлению нарушений ПДД при проезде перекрестков и других участков автомобильных дорог. Сегодня на территории Томска действуют стационарные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения по следующим адресам: улица Клюева, 44; улица Нахимова, 12 «А»; автомобильная дорога Томск-Каргала-Колпашево, 13,1 км; улица 19-й Гвардейской Дивизии, 20; улица Балтийская, 4; улица Иркутский тракт, 134. Комплексы, фиксирующие такие нарушения, как проезд под запрещающий сигнал светофора, остановка за стоп-линией, нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а также превышение скоростного режима, с 8 сентября будут работать на следующих участках: перекресток проспект Ленина - переулок 1905 года; перекресток проспект Ленина - улица Дальне-Ключевская; перекресток проспект Ленина - улица Карташова; перекресток улица Елизаровых - проспект Кирова; перекресток улица Елизаровых - улица Шевченко; перекресток проспект Комсомольский - проспект Фрунзе; перекресток проспект Комсомольский - улица Карташова; перекресток проспект Комсомольский - улица Сибирская; перекресток улица Иркутский тракт - улица 1-ая Рабочая; перекресток улица Пушкина - улица Яковлева; перекресток улица Пушкина - улица Транспортная; перекресток улица Красноармейская - улица Усова; улица Смирнова, 41; проспект Мира, 35; улица Красноармейская (пер. Песочный); улица Мичурина, 98/2; Богашевский тракт, 22; Богашевский тракт, 34; проспект Мира, 1; Иркутский тракт, 183 «А». Новые комплексы будут фиксировать превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановка за стоп-линией, а также нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части. Отмечается, что в 2016 году по результатам работы комплексов в автоматическом режиме, привлечено к административной ответственности более 157 тысяч собственников транспортных средств. С начала 2017 года выявлено более 120 тысяч таких нарушений.

Предварительный прогноз погоды на март 2019 года опубликован на сайте областного МЧС. Среднемесячная температура воздуха ожидается в пределах -7…-10ºС, что около нормы, в северной половине Томской области выше нормы на 1-1,5 ºС. При этом в первой половине месяца, судя по предварительному прогнозу, тепла ждать не стоит. Прогнозируются колебания температуры воздуха ночью от -22…-27 ºС, местами минус -32 ..- 37 ºС, до минус -11…-16 ºС, днем от -12…-17 ºС (местами -22ºС) до -5…-10 ºС. Плюсовые температуры придут в регион лишь во второй половине месяца - преобладающая температура воздуха ночью -10…15°С, днем -2…+3 С. Месячное количество осадков предполагается около нормы, на значительной части области больше нормы (8-23 мм). Снег предполагается в отдельные дни первой и второй декад, и мокрый снег - в большинстве дней третьей декады.

После первых весенних праздников многих интересует, сколько дней можно отдохнуть в мае, а также будут ли в этом году еще одни «длинные выходные». Итак, праздник Весны и труда в России будут отмечать с 1 по 5 мая (5 дней), День Победы - с 9 по 12 мая (4 дня). Такой график отдыха в мае сформировался благодаря переносам выходных с январских праздников (05.01.19 и 06.01.19), а также освободившегося дополнительного выходного дня за 23 февраля, которое в этом году выпало на субботу. Таким образом томичи, как и все россияне, отдохнут 1, 2, 3, 4 и 5 мая, а также 9 и 10 мая (11 и 12 — суббота и воскресенье соответственно).

Ну что же, пять тысяч человек ответили на мой импровизированный опрос в предыдущем посте.

Я спрашивал, говорит ли моим читателям что-нибудь географическое название КОЛПАШЕВО, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ. Или наименование конкретного места – КОЛПАШЕВСКИЙ ЯР.

Коллеги в Мемориале уверяют меня, что история Колпашева известна широко, многократно описана, рассеяна по всему интернету. И в 90-е годы была даже издана небольшая книжка на эту тему.

Однако из 5 000 ответивших у меня в фейсбуке только человек 30-40, наверное, сказали, что да, слышали, знают, с чем связано это имя. Причем, большинство этих людей живут (или раньше жили) в Томске и его окрестностях, так что слышали от родных, от соседей… Остальные ответили: нет, не знаю, не слышал, не в курсе.

Так что можно теперь все-таки рассказать эту историю.

Городок Колпашево (по последней переписи чуть больше 20 000 человек) стоит на высоком берегу Оби. Река там делает поворот, и каждый год «съедает» несколько метров высокого песчаного обрыва, подбираясь все ближе к крайним домам по улицам Ленина и Дзержинского. К этому все в городе испокон веку привыкли.

В 1979 году – аккурат под Первомай, 30 апреля – в воду сползли очередные два метра песчаного откоса. И из вертикальной стенки показались руки, ноги, головы захороненных там людей. Обнажился многометровый могильник, в котором люди были уложены плотным штабелем, слоями. В верхнем слое тела полностью истлели, а в нижних – очень хорошо сохранились, мумифицировались в чистом песке. Говорят, что можно было легко разглядеть одежду, а в ряде случаев даже различить лица, вполне узнаваемые. Там были мужчины и женщины разных возрастов, были и дети. Все в штатском.

Несколько черепов верхнего слоя вывалились из откоса, их подобрали мальчишки, надели на палки, стали бегать по городу, пугать прохожих. Вскоре весь город был в курсе, что случилось. К откосу стали собираться люди, кому-то даже показалось, что он узнает чье-то пальто, видит чье-то лицо… Оцепили милицией и дружинниками. Потом очень быстро – буквально за несколько часов, построили вокруг осыпавшегося склона глухой забор.

Назавтра по городу устроили партсобрания на разных предприятиях и в красных уголках. Партийные агитаторы стали разъяснять населению, что им велели в райкоме: это захоронение предателей и дезертиров времен войны. Как-то получилось неубедительно: а почему в штатском? Почему женщины и дети? И вообще – откуда столько дезертиров в городе с 20-тысячным населением?

Тем временем осыпалось еще немного песка и стало понятно, что могильник – огромный. Тысячи людей.

В городе помнили, что на этом месте в конце 30-х стояла тюрьма. В общем, было известно, что там и расстреливают. Но никто не мог себе представить – сколько. Забор и колючую проволоку давно снесли, саму тюрьму давно закрыли, даже сруб перенесли в другое место, подальше от осыпающегося берега, там много лет было общежитие техникума.

На самом деле (в городе про это мало кто знал), в Колпашевской тюрьме был устроен полноценный конвейер смерти: построили специальный дощатый желоб, по которому человек сам спускался к краю рва, там его убивал из винтовки стрелок, сидевший в специальной будке, при необходимости добивали вторым выстрелом из пистолета, укладывали в очередной слой, валетом с предыдущим трупом, и слегка присыпали известкой. И так пока яма не заполнится. Тогда ее заваливали песком, а желоб переносили на несколько метров в сторону.

Так вот, берег продолжал осыпаться, и несколько трупов упали в воду поплыли по реке вдоль всего города. Люди с берега наблюдали.

В Томске было принято решение избавиться от могильника, трупы убрать. Решение принимал лично тогдашний Первый секретарь обкома Егор Кузьмич Лигачев. Советовался с Москвой, непосредственно с председателем КГБ Андроповым. Колпашевским властям приказано было могильник уничтожить, трупы перезахоронить в другом месте.

Но оказалось, что сделать это не просто: подогнать технику слишком близко к осыпающемуся песчаному обрыву было невозможно. Опасались за сохранность грузовиков, экскаваторов. А на то, чтоб копать вручную, времени не было: начальство подгоняло.

К тому моменту масштаб гигантского могильника был уже ясен. На берег отбуксировали буровую установку (еще раз, медленно: буровую установку), которая пробурила несколько скважин, чтобы определить контуры захоронения.

Тогда из Томска пришло новое распоряжение содержавшее интересное, остроумное инженерное решение. По Оби подогнали вплотную к песчаному обрыву два мощных буксира, привязали их тросами к берегу, кормой к откосу, и включили двигатели на полную мощность. Струя от винтов стала размывать берег, трупы посыпались в воду, большая часть их тут же разрубалась теми же винтами на куски. Экипаж буксиров был обычный, штатский. Никто его специально ради такого случая не подбирал, не заменял.

Жители Колпашева с интересом наблюдали за операцией. Никто не протестовал.

Дальше оказалось, что некоторые трупы все-таки уплывают вниз по течению, не попав под винты. Мумифицированные тела хорошо держались на воде, не тонули. Тогда попрек реки был поставлен кордон из моторных лодок, в которых сидели люди с баграми: их задачей было отлавливать трупы в воде. Эти люди были дружинниками, их навербовали из местных мужиков – рабочих, служащих, трудовой интеллигенции. К лодкам подогнали баржу, нагруженную металлоломом с завода неподалеку. К выловленным трупам надо было привязывать проволокой ненужные железки и тут же топить их в глубокой части фарватера. Эта работа продолжалась несколько дней.

Жители Колпашева продолжали наблюдать за буксирами, молотившими винтами по воде. К буксирам регулярно подвозили солярку: в общей сложности на каждый ушло по 60 тонн. Никто особенно не удивлялся и не возмущался.

Последняя команда – тоже из местных дружинников - работала еще ниже по течению: люди на моторках объезжали берега и собирали те трупы, которые все-таки упустили верхние лодочники с металлоломом. Их иногда закапывали (без опознавательных знаков) на берегу, но чаще топили в реке, разрубив веслами на куски или привязав камни для тяжести. Этот сбор продолжался чуть ли не до конца лета.

Город прожил это лето, в общем, спокойно. Как всегда.

Вот, собственно, и весь рассказ.

Если кто-то не понял, скажу прямо, что мне в этих событиях кажется примечательным. Это история не про сталинские репрессии, не про большой террор, не про НКВД, не про государственную машину уничтожения.

Это история про советского человека. Про наших сограждан, земляков, братьев и сестер. Про сибирский характер. Про моральный кодекс строителя коммунизма.

Про крупнейшую геополитическую катастрофу двадцатого века. Про великую и прекрасную страну, которую мы потеряли, и о которой если кто не сожалеет, - так у того нет сердца.

И последнее.

Егор Кузьмич Лигачев в 1983 году, через 4 года после Колпашева, уехал в Москву на повышение: по предложению Ю.В.Андропова был назначен заведующим отделом ЦК КПСС. Егор Кузьмич жив, до 2010 года был активен, пытался участвовать в жизни родной партии. Большой поклонник стихов Гумилева.

Сам Юрий Владимирович Андропов в 1982 году, через 3 года после Колпашева, стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Задумывал реформы, но так и не осуществил их. Писал стихи, говорят, любил джаз и американские фильмы. Умер, окруженный верными соратниками и любящими домочадцами.

На берегу Оби, прямо напротив улицы Ленина в центре Колпашева, до сих пор сохранилась длинная треугольная промоина в песчаном откосе. Река ее почему-то не размывает.

P.S
Откинул я крышку шкатулки этой, да.

Полный почтовый ящик писем друзей: "А вы слышали про Благовещенскую резню?", "А про остров напротив Назино читали?", "А про Макариху в Котласе - вот тут посмотрите..." И еще, еще, еще названий, имен, историй разных эпох, еще разных дат, аббревиатур гулаговских, с первого взгляда узнаваемых.

Друзья, не знаю, нет. Не читал. Даже и не слышал. Я и про Колпашево два дня назад ничего не знал. А теперь знаю - и написал, как понял.

Напишите и вы, что знаете. Надо всем писать. Надо говорить между собой.

"Концепция государственной политики в области увековечения памяти жертв политических репрессий", подписанная Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, - нас не заменит. И нашего разговора на заменит.

Ни в чем. Ни в одном нашем слове.

В сети активно обсуждается пост Сергея Пархоменко о Колпашевском Яре. Хотя я немало читал о периоде сталинских репрессий и вообще серьёзно интересовался этим периодом, об этой жуткой истории узнал впервые. Она очень символична (об этом есть ниже в тексте энциклопедической статьи): тайна ужасных преступлений была раскрыта с 30 апреля на 1 мая 1979 года - накануне первомайской демонстрации и, по старым поверьям, в ночь "бесовщины". Раскрытие это повлекло за собой новое преступление - дикое, звериное отношение к человеческим останкам, столкновение декларируемой и подлинной морали верховной советской власти и её опоры на местах в эпоху "застоя".
Видится определённый символический смысл повторного массового обращения к этой теме и сегодня.

Общее описание
Каждый год река Обь смывает около 15 метров колпашевского берега. В том месте, где сейчас находится русло реки, когда-то стояли дома. Обь до неузнаваемости изменила высокий правый берег. Ещё в начале XX века он отлого спускался к воде, к пристани, теперь его можно видеть таким только в районе новой, перенесённой городской пристани. Колпашевский Яр - совершенно отвесный обрыв высотой с пятиэтажный дом. Время от времени часть берега подмывается водой и он обрушивается вниз. Чаще это бывает в конце весны или в начале лета, когда заметно прибывает уровень воды в Оби, и особенно в те дни, когда южный ветер гонит на яр волны. В последние годы колпашевцы, живущие рядом с этим обрывом, с тревогой ждут наступления весны. Если Обь продолжит наступление на Колпашево с такой же скоростью, то в ближайшие годы с городской карты полностью исчезнут улицы Дзержинского и Нарымская. Отнимая ежегодно у берега по несколько метров суши, обрыв причиняет немало бед. Практически ежегодно приходится расселять семьи из зоны обрушения.

Немалый интерес представляет Колпашевский яр для археологов. Неоднократно после обрушения, здесь находили останки доисторических животных: мамонтов, шерстистых носорогов и прочие доисторические артефакты.

Всемирную известность место получило после того, как в ночь с 30-го апреля на 1-е мая 1979 года подмытый вешними водами склон яра (часть улицы Дзержинского) обрушился в реку Обь и раскрыл несколько массовых захоронений людей, расстрелянных и иным образом погибших в местном отделе по особому Нарымскому округу НКВД Сиблага в 1930-х годах.

См. также: статья Сиблаг

Событие
Вечером 30-го апреля 1979 года в результате очередного оползня (обрушения высокого берега) на улице Дзержинского (вблизи с выходом к берегу в этом месте центральной городской улицы Ленина) открылось слоённое массовое захоронение людей. Со стороны реки открылась страшная картина. Из обрыва, начиная приблизительно с глубины двух метров, торчали человеческие останки: руки, ноги, головы. Открывшийся срез захоронения имел размеры до четырёх метров в ширину и до трёх метров в глубину. Трупы в могиле были сложены штабелями, и если верхние из них полностью истлели, то нижние сохранились на редкость хорошо, даже по лицам можно было произвести опознание умерших. А вернее - убитых. В затылочной части практически всех черепов были пулевые отверстия. Во многих черепах их было по два, причём второе пулевое отверстие приходилось на височную кость головы.

Событие случилось очень некстати. В стране - пик эпохи «развито́го социали́зма», реабилитация сталинизма (с портретами «Вождя» на лобовых стёклах автомобилей и автобусов в городах и сёлах), а, самое главное, завершение подготовки к широкому празднованию главного в году идеологического праздника всех коммунистов «1-е Мая», к которому готовится как город Колпашево и Колпашевский район в отдельности, так и вся Томская область, вся советская страна в целом. Вся власть, все партийные функционеры задействованы на обеспечении мероприятия, - необходимо быстро сколотить и оформить, украсить трибуну для руководителей города и района, с которой они должны приветствовать праздничную демонстрацию трудящихся - в едином порыве радости должных шествовать едино коммунистов и беспартийных, в красочных колоннах трудящихся местных предприятий и госучреждений.

Первыми обнаружили захоронение мальчишки. Мальчишки всегда далеки от идеологем и порой не ориентируются в вопросах нравственности. Они всегда и везде играют, а если игры удивляют окружающих - это много интереснее. Массовый могильник не испугал их, а наоборот, привлёк. У скелетов (верхний слой трупов за несколько десятилетий успел разложиться) брали черепа и сначала кидали их в воды Оби. Затем, надев черепа на палки, носились с ними по городу с целью пугать девчонок. Стучали этими черепами в окна вторых этажей школы - эффект визгов был сильнее.

Весть об обнаружении сотен мертвых мгновенно облетает весь небольшой город и многие горожане пришли сюда с цветами и поминальными свечами, место и время события становилось неожиданными поминками. Раздавались голоса перезахоронить людей и разверзнувшейся братской могилы. Перезахоронение, с осмотром каждого из погибших, грозило стать грандиозным событием. На берегу собралось много народа: сюда шли как любопытствующие, так и те, кто помнил, что было на этом месте в 1937-м.

Здесь, в самом начале улицы Ленина у возвышенного берега Оби, ещё с конца 1920-х появилась спецкомендатура ОГПУ, а затем строится городок НКВД. Нарымская окружная спецкомендатура вела учёт и контроль отбывания наказания ссыльных спецпереселенцев - с 1928 года в хлеборобных районах Южной Сибири началось беспрецедентное раскрестьянивание (ликвидация крестьянства как класса) по личному тогда распоряжению И.В. Сталина и тысячи крестьянских семей переселялись органами ОГПУ «из Сибири в Сибирь» - в северные, суровые Нарымский и Туруханский края. Большинство продолжали находиться здесь же, так как сроки ссылки в 1930-е - 1940-е по несколько раз продлевались. Руками ссыльных в Колпашеве строились промышленные объекты, административные здания, жилые дома. Некоторые из них, наряду с крестьянскими избами прошлого века, сохранились в городе и поныне. С 1933-1934 гг. режим репрессий в стране ужесточился. Срочно строились новые концлагеря и лагерные пункты системы ГУЛАГ СССР, на территории Западной Сибири и части современного Казахстана появился Сиблаг. Центральное здание колпашевского ОГПУ (позднее - НКВД) было двухэтажным, сложенным из бруса - стояло торцом к улице Дзержинского (выход к панораме реки Оби). Здесь было парадное крыльцо. От здания до склона берега (береговой яр) было не менее 150 метров. Это пространство было огорожено забором высотой 3 метра, создавшего вплотную к зданию Нарымского окротдела НКВД лагерный пункт квадратом 150×150 м по периметру. Над забором, по верху которого были натянуто несколько линий колючей проволоки, возвышались три сторожевые вышки. В состав комплекса городка входило также здание тюрьмы, состоящей из 6-ти камер, в которых содержались арестованные и приговоренные к смертной казни. Расположено оно было недалеко от центрального здания окротдела. В одной из камер тюрьмы приводились в исполнение расстрельные приговоры «двоек», «троек» и Особого совещания. Ворота, выходившие на улицу Дзержинского, всегда были заперты. Да и через двери парадного крыльца редко кто заходил в дневное время внутрь. Таким молчаливым и мрачным здание НКВД запомнилось большинству колпашевских старожилов. В дальнейшем, в связи с размывом берега, это здание перенесли на улицу Горького. Слегка перестроенное, обшитое тёсом, оно долго служило общежитием местного медучилища. Как оказалось, на территории лагпункта была выкопана большая яма под братскую могилу, в которой анонимно складывались тела расстрелянных и иным образом умерших репрессированных в этом домзаке. Тела плотно-плотно укладывались слоем, который засыпался от разложения известью, на этот слой, уже поперёк, вновь укладывались тела нового слоя. По данным томского общества «Мемориал», общее число расстрелянных и похороненных здесь во время Большого террора - около 4000 человек…

По показаниям бывшего работника НКВД/КГБ Спраговского Анатолия Ивановича, 99 % следственных дел на осуждённых были грубо сфальсифицированы работниками Томского и Нарымского отделов НКВД. К массовым репрессиям понуждали и спускаемые «сверху» контрольные цифры разоблачения и обезвреживания. Многим из них предъявлялись сфабрикованные обвинения о принадлежности к мифической эсеро-монархической организации. Расстрелы явно носили групповой характер - как это и было на самом деле в конце 30-х гг. Сооружались дощатые настилы (ещё их называли «коробами»). Размеры каждого такого «короба» составляли 3-4 метра в длину, 2-3 метра в ширину и немногим более метра по вертикали. В тюрьму обычно прибывали этапы по 40-50 человек. После приведения приговоров в исполнение трупы плотно укладывались «валетом», присыпались известью (для дезинфекции и чтобы лишний раз не закапывать до прибытия очередной партии) в ямах, вырытых во дворе. Впоследствии, в 1938, когда поток осуждённых резко увеличился, расстрелянных стали закапывать под настилом камеры. Ямы с трупами, как гласила инструкция, сравнивались с землей и ничем не обозначались. В некоторых «коробах» была отдельно собрана одежда. То, что она не попала в магазин, через который распродавали реквизированные вещи (подобный магазин в Колпашеве существовал), может свидетельствовать в пользу того, что среди уничтоженных были местные жители, и органы НКВД позаботились о том, чтобы избежать любой утечки информации.
(Из статьи Ситниковой Н. Д.)

После полудня городские и районные (коммунистические и исполнительные) власти выходят из первоначального ступора. Городской руководитель тов. Шутов, действовал чётко, по-большевистски. На место срочно выдвинуты солдаты строительного батальона, которые огораживают открывшееся место захоронения забором. Сюда же направлены дружинники (активисты от парткомов и комитетов комсомола предприятий и учреждений), которые организовали дежурство у братской могилы и на подступах к ней, не допуская людей даже краем глаза посмотреть на погибших в годы сталинщины. Милицейский наряд, укреплённый дружинниками, оставался здесь всю ночь и весь следующий праздничный день. Одно дело, отгонять просто любопытствующих и молодёжь, всколыхнувшуюся неординарным событием в местечке. Другое дело - не допустить к месту открывшихся трупов людей, считающих, что здесь сгинул их родственник. …К разверстой могиле шли родственники тех, кто бесследно исчез в застенках Колпашевского НКВД. Дети и жёны, братья и сёстры. Многим из них казалось, что среди сложенных штабелями трупов они по одежде непременно узнают своих близких. Одна пожилая женщина узнала в лицо своего мужа, уведённого ночью из дому за 40 лет до того (в 1938), и невозможно было уверить её в ошибке. Ошибки могло и не быть… В большинстве своём тела мумифицировались, что может быть объяснено происходящим в песке вентиляционным процессом. В могиле видели крестьянские лапти, детские туфельки, трупы женщин и детей. Многие трупы были чуть ли не в идеальном состоянии, часть из них мумифицировались в связи с сочетанием почвы и извести, которой трупы засыпались в яме, куда их складировали после расстрела. На трупах сохранилась большая часть одежды, более того, можно было и опознать трупы по внешним признакам, по чертам лица. Слухи переполняли Колпашево. Городским властям пришлось дать первые разъяснения. А сводились разъяснения к утверждению, что здесь якобы были похоронены расстрелянные во время войны дезертиры.

О случившимся было сообщено в Томский обком КПСС и в соответствующие органы. Начальник горотделения КГБ СССР по Колпашево и Колпашескому району тов. Копейкин доложил о политически опасном происшествии начальнику управления КГБ по Томской области тов. Иванову К. М.

Попыток предпринять судебно-медицинскую экспертизу по трупам (а нижние слои сохранились «как новенькие, вчерашние») не предпринималось, местное начальство решило ждать особых распоряжений вышестоящего начальства. Власть сосредоточила внимание всех руководителей партийно-комсомольского и советского районно-городского аппарата, руководителей промпредприятий, предприятий местной промышленности, городских учреждений, транспорта, связи и воинских частей на проведении первомайского праздника и на отвлечение горожан от открывшейся братской могилы.

После проведения первомайской демонстрации первый секретарь Томского областного комитета КПСС Ю. К. Лигачёв и начальник управления КГБ по Томской области полковник К.М. Иванов об обнаружившемся захоронении поставили в известность ответственных работников ЦК КПСС и КГБ СССР (в частности, членов Политбюро, секретарей ЦК КПСС М.А. Суслова и Ю.В. Андропова). Там было принято решение предотвращения огласки, с целю которой было указано уничтожить и останки, и признаки этого и иных подобных колпашевских захоронений. На совещании в Томске решили ликвидировать могилу с воды, размывать потоком от винтов теплоходов берег, при этом останки трупов окажутся утопленными в реке. Операция по уничтожению захоронения проводилась силами сотрудников подразделений КГБ СССР. На место обнаружения захоронения в город Колпашево лично прибыли начальник облуправления госбезопасности К. М. Иванов и секретарь обкома КПСС А. И. Бортников. Из Москвы прилетел генерал-майор КГБ А. И. Фокин. Под их непосредственным руководством была проведена операция сокрытия. При этом район братской могилы был оцеплен силами солдат прибывших подразделений войск КГБ СССР.

Сокрытие преступления
Колпашевскому городскому прокурору и начальнику ГОВД милиции дано указание никаких проверок по исследованию трупов из этого захоронения не проводить, им сообщили, что захоронение трупов будет сделано без проведения судебно-медицинского исследования на месте обнаружения. Партийным руководителем А. И. Бортниковым был собран партийно-хозяйственный актив города и сообщено, что следует считать, что в обнажившемся захоронении находятся расстрелянные в годы войны дезертиры. Расстреляны они были по законам военного времени. Разговоры, что были увиденные горожанами трупы людей из числа явно невоенннообязанных (женщины, инвалиды, старики, дети), объявлять дезинформацией и антисоветской пропагандой, происками врагов. Однако, после хрущёвской оттепели и происшедшей какой-никакой, но демократизации советского общества, этот запрет на информацию продолжался недолго. Общественное мнение в Томске и Томской области уже в 1980-е негативно оценило факт сокрытия преступлений со стороны партийных руководителей области.

3-го мая место захоронения было обнесено высоким забором с надписью «Санитарная зона». Возле зоны появилась охрана, чтобы не позволить людям приносить цветы и ставить свечи. Разумеется, никто особо не задумывался над вопросом о перезахоронении останков, как того потребовало местное население. Ему, этому населению заявили: Вот ещё! Будем мы тут врагов народа перезахоронивать…
(См. Ситникова Н. Д.)

Поначалу была предпринята попытка всё-таки раскопать могилу сверху, с берега, вывезти останки расстрелянных на автомашинах. Но скоро от этого отказались по причине непростой конфигурации захоронения и опасности обвалов оврага. Решили действовать с реки. Это действие стало непрерывной двухнедельной круглосуточной войной живых с мёртвыми. Для размыва берега сотрудниками КГБ были привлечены два речных теплохода - мощнейшие двухтысячесильные буксиры серии ОТ. Сначала один теплоход, укреплённый стальными тросами к береговым конструкциям, развернувшись винтами в сторону яра и могилы, начал на полной мощности создавать струю воды подмыва склона. Затем был также задействован второй теплоход. Но берег плохо поддавался, да и с трупами тоже возникли проблемы. Часть из них, как и рассчитывали организаторы спецоперации, рубились и измельчались винтами теплоходов. Но бо́льшую часть трупов стало разносить по всей реке. Работой винтов теплохода был подмыт яр высотой около сорока метров. Когда произошло обрушение берега, были обнаружены ещё две ямы массовых захоронений. В одной находились останки людей, в другой сохранившиеся мумифицированные трупы. При размывании берега останки и мумифицированные трупы стали падать в реку. Операция сокрытия обошлась государству в копеечку. Только один из теплоходов сжёг 60 тонн горючего. Плюс бурения скважин на берегу, стройбат, милиция, водоспасательная служба. Плюс другие сопутствующие расходы… Во-истину, простое перезахоронение причинило бы много меньшие затраты бюджету и издержкам страны.

Один из капитанов теплоходов рассказывает: «Трупы из ям стали падать в воду. Мёрзлый верхний слой земли обваливался большими глыбами по мере размывания нижнего талого слоя грунта. Было много ям. Трупы были целые, разной величины… В это время на берегу бурили скважины, искали необнаруженные захоронения… Страх был у меня». А вот слова одного из старпомов: «Двигатели перегревались, нас обрывало (трос лопался), мы несколько раз отходили. Нам объяснили, что это санитарное мероприятие. Говорили, чтоб мы не распространялись об этом. …Ниже по течению работали катера, ловили тех, кто уплыл, кого не размолотило винтами».
(Там же)

Специально организованные команды милиционеров ГОВД, под руководством офицеров КГБ, на нескольких моторных лодках дежурили у теплоходов, они петлями из проволоки ловили неутонувшие трупы, привязывали груз, выводили на фарватер реки и топили… Тех, кто упорствовал, не шёл на дно, рубили на куски вёслами и привязывали им вновь металлические грузила. День за днём, ночь за ночью.

В процессе спецоперации часть трупов была разнесена на большое расстояние по берегам реки Обь. До сентября месяца сотрудники КГБ ниже по течению производили регулярные обследования берегов основного и проточных русел Оби. При обнаружении трупов и останков, не проводя судебно-медицинского исследования, производили их захоронение без обозначения места - в основном переутопление на фарватере.

За давностью лет в 1979 году советскими властями уголовное дело закрыли, поиск виновных в массовых репрессиях, с последующим привлечением их к уголовной ответственности, производить не стали. Не стали возбуждать расследование и при падении власти коммунистов, в 1990-х и позднее, по факту сокрытия следов преступления.

Файл:Колпашевский яр книга.jpg
Книга «Колпашевский яр»
Некоторые последствия
Случившееся, не смотря на усилия партийно-идеологических сил региона о неогласке информации, всё же всколыхнуло общественность Томской области. Факт сокрытия места преступления стал одним из сильнейших ударов по имиджу, по идеологической прочности КПСС и, фактически, стал одной из главных причин падения власти коммунистов в 1989 году в Томской области. При этом и тогда, и сейчас, наиболее одиозные радикалы из числа новоявленных революционеров бросали главное обвинение в «размыве Колпашевского Яра» партийному руководителю области Е.К. Лигачёву. Ведь чтобы стать ярким и значимым надо нападать на наиболее ярких и наиболее авторитетных личностей противной стороны, - особенно если за радикалом нет никаких собственных дел и достижений. Однако, как показывает история, роль Лигачёва в этом событии не была главной и определяющей. Все вопросы решались в Москве, в идеологическом отделе ЦК КПСС и осуществлялись принятые там решения затем силами и средствами общегосударственной системы госбезопасности, силами КГБ СССР.

В 1989 году вышла книга В.Запецкого и пресса страны всколыхнулась обсуждениями. Правящяя партия постаралась сменить акценты, уменьшить суть происшедшего. Статья первого секретаря Томского обкома КПСС В.И. Зоркальцева, опубликованная в главной газете страны «Правда» 16 июля 1989 года пыталась завуалировать события 1979 года и перенести ответственность на колчаковщину, бандитов, дезертиров и разбушевавшуюся реку.

С началом 2000-х годов и с трендами по неосталинизму и ностальгии по 1930-ым гг., тема Колпашевского Яра на официальном уровне была опять предана забвению. Её не забывает лишь общественность, в частности - региональное отделение общества «Мемориал». В 1990 году было возбуждено уголовное дело по факту надругательства в 1979 году над телами умерших. Но так как в стране продолжали действовать всё тот же «истеблишмент» из старой партхозноменклатуры КПСС, то они в 1992 году дело успешно закрыли за отсутствием состава преступления. Больше расследований ни по лагпункту, ни по Нарымскому окружному отделу ЗапСибкрая/Новосибирской области РСФСР, ни по проведению кощунственной спецоперации в мае 1979 года - не инициируется. Более того, в 2013 году рядом с этим местом был даже организован фестиваль в честь Нарымского музея, созданного в память об отсидке здесь, в Нарыме летом 1912 года, 41 дня, ссыльного И. В. Джугашвили (Сталина): сталинизм и вождизм в сознании и в идеологии всё ещё продолжает сохраняться…

Символизм события
Время происшествия:
сутки бесовщины, которые по повериям христианских цивилизаций идут с 30-го апреля по вечера 1-го мая;
время кануна праздника триумфа коммунистической партии и коммунистического строительства в период расцвета социализма и приближающегося неизбежного коммунизма.
Место происшествия - в связи с происшествием упоминаются топонимы коммунистического новояза, основанного на культе личностей деятелей эпохи тотальной диктатуры Партии:
улица Ленина - улица имени Вождя всемирного пролетариата и руководителя коммунистического государства тов. Ленина;
улица Дзержинского - улица имени первого руководителя силовых структур диктатуры коммунистической партии в 1917-1926, организатора первых массовых репрессий, руководителя Красного террора, создателя первых советских концлагерей для «врагов Советской власти» тов. Дзержинского.
Река времени, в роли которой выступила Обь, не сразу приняла к сокрытию следы серийных убиений. В воды истории массовых репрессий колпашевцам пришлось войти дважды.
Память
До сих пор в Колпашево не поставлена точка в этой страшной истории - нет достойного памятника, куда могли бы прийти люди для того, чтобы вспомнить невинно убиенных сограждан.

В районе уничтоженных следов тюрьмы и лагпункта бывшего Нарымского окротдела ОГПУ/НКВД в недавнее время установлены памятные знаки (мемориальные плиты) о месте массового захоронения жертв сталинщины.

Литература
Запецкий В. М. Колпашевский яр. - Новосибирск: Сибир.кн., 1992, - 128 с.
Колпашевский Яр // Каменный мост: лит.-худож. альманах / (ред.кол.: В. Костин (гл.ред.) и др.). - Томск, 2004. - С. 384-399. - Воспоминания участников событий в 1979 года в городе Колпашево.
Крюков Владимир. Как размывали память: избранные статьи / Владимир Крюков; Том.обл.ист.-просвет.правозащ. и благотворит.о-во «Мемориал». - Томск, 2005. - 75 с.: ил.
Исаков, И. Какую Россию мы потеряли, или Отклик на книгу «Колпашевский Яр» / И. Исаков // Томский вестник. - 1994. - 14 янв. - С. 5.
«Грунт обвалился вместе с человеческими останками»: вот что вспоминали об этих событиях очевидцы / В. В. Черепанов (и др.) // Губернские новости. - Томск, 2011. - 25 февр. - С. 19. - Из кн. В. Запецкого «Колпашевский Яр».
Сотников, А. Колпашевский расстрельный яр / А. Сотников // Губернские новости. - Томск, 2011. - 25 февр. - С. 19. - Из кн. А. Сотникова «Чудеса Томска (50 мест Томской области, которые необходимо увидеть, прежде чем умереть)».

Примечания
Перейти В середине XX века улица Дзержинского на протяжении от пересечения с современными переулка Мохового до пер. Пристанского исчезла в результате размыва берега водами Оби и оползнями (обрушения) склонов в воды реки. Но до сих пор береговая полоска в районе улицы Ленина «числится» частью улицы Дзержинского.
Перейти Информация с портала КВТ. Статья «Томская область: Колпашевский Яр и окрестности».
Перейти Эпохой развитОго социализма называл время конца 1970-х главный идеолог главного руководящего и направляющего органа страны ЦК КПСС тов. Суслов. Следом за ним и за другими секретарями ЦК КПСС сначала дикторы всех двух имевшихся каналов ЦТ (телевидения СССР), а затем все партхозфункционеры именно так и говорили: развитОй социализм. Эпоха характеризовалась как демонстрация поступательного развития социализма и плотное приближение уже к стадии коммунизма в СССР. Полное отсутствие в прессе фактов о негативных явлениях в обществе, только информация радужно-лубочного вида сплошных побед, надоев, урожайности, плавок стали и т. д. Никакой критики, только восхваление в стиле «Только СССР - оплот мира, человечности, мудрости и социализма, Слава нам, Слава КПСС!!!». В это же время начинается (впервые после хрущёвской «оттепели» 1960-х) реинкарнация сталинизма - темы, вновь разрешённый идеологами Партии, темы восхваления исторической роли и человеческой личности вождя Партии товарища Сталина; начало наступления коммунистических реакционеров на любую критику сталинизма, начало наложения табу на темы ГУЛАГа.
Перейти В рамках формирования коммунистической идеологии и коммунистического мировоззрения, один из вождей советского коммунизма Лев Троцкий в 1918 году инициировал революционизацию массового сознания: введение коммунистических праздников. Они стали совпадать с датами бесовских (по классическим канонам иудейства - против него тоже восставал тов. Троцкий) праздников.
Перейти До конца 1930-х гг. Казахстан был Казакской АССР в составе РСФСР. Каз.ССР в составе СССР, выделением из РСФСР КАССР, будет образован с 1937.
Перейти Портал «ВТомске.ру». Исторический момент в Томске и Томской области: 31 мая (2014).
Перейти Информация с краеведческого портала «Земля томская», 2012
Перейти Информация портала «Сибирские сети» (Новосибирск) от 22.06.2010
Перейти «ВТомске.ру», Исторический момент…
Перейти В то время обком - главный орган власти, управления и идеологии на территории области.
Перейти Информация из уголовного дела по факту надругательства над телами умерших людей, возбуждавшемуся в 1990-м году. Дело вскоре было закрыто.
Перейти Блоги на «Бобруйском курьере».
Перейти Информация о мемориальных плитах дана на сайте «Новосибирский гид»
Ссылки
Русская Википедия. Колпашевский яр
КВТ. Страница «Томская область: Колпашевский яр и окрестности» (А. Германов)
Краеведческий портал «Земля томская». О Колпашевском яре
Блоги на «Дилетант.ру». Ситникова Н. Д.: «Колпашевский Яр» (часть текста)
Полный текст заметки колпашевского библиотекаря Ситниковой Н. Д. «Колпашевский Яр»
Фото улицы Дзержинского и обрыва Колпашевского Яра в 2007 году (на «Panoramio.com»)
Портал «Предание»: Колпашевский Яр и Томская тюрьма. (Екатеринбург, 19.07.2012)
Блог с материалом «Колпашевский яр». Фото места летом 2010 г.
Портал «Предание» (видео): Колпашевский Яр… Преступление отменяется?
Портал Kolpashevo.net: страницы 950-953 с фотографиями Колпашевского Яра летом 2010 года.
Видео на YouTube: Колпашевский Яр. Преступление отменяется? (Видеослужба Преображенского Братства), 2012