«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»

В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы. Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых. Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках. Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры. И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал. Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых. Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам. Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Система образов как средство раскрытия темы произведения

Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал. И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху. Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль. Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.

И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.

Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».

Тест по произведению

1. Судьба поэта-самородка.
2. Быт и повседневный труд простого народа в лирике Кольцова.
3. Темы любви и одиночества в лирике Кольцова.

A. В. Кольцов родился в 1809 году в семье воронежского торговца скотом. Образование получил самое скудное — его отец Алексея полагал, что для успешной торговли вполне достаточно уметь читать и писать. В 16 лет Кольцов случайно познакомился со стихами поэта И. И. Дмитриева. С этого и началось его увлечение поэзией. Вскоре юноша сдружился с купцом Кашкиным, торговавшим книгами. Благодаря этому Кольцов познакомился с творчеством известных русских поэтов. В это время семинарист А. П. Серебрянский организовал в Воронеже литературный кружок. Членом этого кружка стал и Кольцов. В 1831 году молодой поэт познакомился с Н. В. Станкевичем, который высоко оценил его стихи и опубликовал одно стихотворение в «Литературной газете».

Станкевич познакомил начинающего поэта с В. Г. Белинским, ввел его в круг московских литераторов. В 1835 году вышел небольшой сборник стихов Кольцова. Не только Белинский, но и А. С. Пушкин,

B. А. Жуковский, А. И. Одоевский обратили внимание на самобытность поэтического дара Кольцова. Однако известность в литературных кругах России не принесла поэту счастья. Среди своих родных он не находил понимания, напротив, подвергался насмешкам и оскорблениям, о чем сам он с горечью сообщал в письмах к Белинскому. Кольцов скончался от чахотки в возрасте 33 лет. Однако его стихи не были забыты — некоторые из них стали песнями, которые звучат и до сих пор: «Хуторок», «Последний поцелуй».

Чем же так привлекают к себе внимание стихи Кольцова? В первую очередь, наверное, тем ощущением неохватного простора, которое так близко сердцу русского человека, которое роднит поэзию Кольцова с устным народным творчеством: Ах ты, степь моя, Степь привольная,

Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Стихи Кольцова искренни, безыскусны и всем понятны. Однако эта простота отнюдь не умаляет творческого мастерства поэта. И темы, и то, как поэт передает свои чувства и переживания — все это индивидуальное, ни на кого не похожее. Конечно, как и любой поэт, делающий первые творческие шаги, Кольцов не избежал в своей лирике распространенных речевых штампов и традиционных образов. Однако сама тематика произведений Кольцова требовала иного подхода. Труд пахарей, косарей, жнецов — оказывается и о таких повседневных вещах можно писать стихи! Поэт не стремится приукрасить тяжелую однообразную работу; он действительно видит красоту человеческого труда, описывает его правдиво и поэтично:

Весело на пашне.
Ну! тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.

«Мать-земля сыра», «красавица зорька», «вода ключевая» — все эти образы народной поэзии удивительно вписываются в повествование о жизни народа, о жизни реальной, а не сказочного житья-бытья. Но в поэзии Кольцова и обыденная реальность обретает волшебные, сказочные черты:

Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.

Нужно отметить и особую напевность стихов Кольцова. Неслучайно же некоторые из них были положены на музыку. Многие творения самим автором названы песнями. Песенное звучание также сближает лирику Кольцова с народной поэзией. Легко представить, как поют эти песни крестьяне, работая в поле или коротая зимние вечера в избе. Тема труда в творчестве Кольцова порой переплетается с любовной тематикой, как например в стихотворении «Молодая жница». Поэт убедительно передает ощущение палящего летнего зноя, обессиливающего девушку. Но не жара и тем более не ленность являются главной причиной ее недостаточного усердия в работе. «Душно, жарко ей» не только от зноя, но и от взгляда и песни молодца, заронивших «небывалое» в сердце «красной девицы»:

Разминется с ней,
Будто нехотя,
И стоит, глядит
Как-то жалобно.

Для любовной лирики Кольцова вообще характерно печальное и даже трагическое звучание, которое связано с реальными событиями и переживаниями, имевшими место в жизни поэта. В юности он был влюблен в крепостную девушку — служанку своих сестер. Молодые люди мечтали пожениться, но отец поэта узнал об этом и, отправив сына в деловую поездку, продал девушку. Вернувшись, Кольцов пытался найти свою любимую; долго он не мог ничего узнать о ее судьбе, но затем до него дошло известие о ее смерти. Вероятно, потому так сильны в лирике поэта мотивы одиночества, раз-луки, страдания:

Мне ль приветливым казаться,
С хладным сердцем вновь любить?
Мне ль надеждой обольщаться?
Беспробудно друг мой спит...

В своей любовной лирике Кольцов показывает всевозможные препятствия, с которыми сталкиваются влюбленные: это и упрямство родителей, не желающих отдавать дочь за бедняка, нередко выдающих ее за немилого, но богатого, и непонимание между самими молодыми людьми, приводящее к разрыву, и даже измена одного из них. Кольцов показывает, как больно бьет неискренность того, кому ты доверился:

Говорил так друг, прощаючись,
А з душе его был замысел:
Не к отцу идти — а в ином селе
Замуж взять вдову богатую...

Но и разделенное чувство, не замутненное расчетами и недомолвками, тоже нередко становится причиной страданий:

Жил один я, в одиночестве —
Холостая жизнь наскучила;
Полюбил тебя, безродную,
Полюбивши — весь измучился.

Тема одиночества в лирике Кольцова нередко соседствует не только с мотивами бедности и неприкаянности, но и с горестным осознанием утраты прежней «силы крепкой», которую «нужда горькая / По чужим людям / Всю истратила». Интересно преломляется мотив одиночества в стихотворении «Всякому свой талант», лирический герой которого сетует на разлуку с «красной девицей», а на то, что «волей своей доброю» женился по совету родни:

Ах, жена моя, боярыня!
Когда умной ты родилася,
Так зачем же мою голову
Ты сгубила, змея лютая?

Тема одиночества обретает в лирике Кольцова и другое, еще более мрачное, зловещее воплощение — предчувствие и даже желание смерти, которое прозвучало в стихотворении «Элегия» в 1830 году, за 12 лет до своей смерти:

В твои объятья, гроб холодный,
Как к другу милому, лечу,
В твоей обители укромной
Сокрыться от людей хочу.

Художественное своеобразие Кольцова с особенной силой обнаруживается в его пейзажной живописи. В его стихотворенияхприрода неотделима от людей и от их труда, от повседневных человеческих забот, радостей, печалей и дум.

По словам Салтыкова-Щедрина, тем и «велик Кольцов, тем и могуч талант его, что он никогда не привязывается к природе для природы, а везде видит человека, над нею парящего».

Созданные Кольцовым картины родной земли свежи и новы. «Красавица зорька В небе загорелась» («Песня пахаря»), а зреющая рожь «Дню веселому улыбается» («Урожай»). В стихотворении «Что ты спишь, мужичок?..» (1839) Кольцов находит неповторимые краски для описания поздней осени:

Ведь уже осень на двор

Через прясло глядит...

— и русской деревенской зимы:

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит.

Кольцов умеет по-своему сказать и о привольной русской степи. Читая стихотворение «Косарь» (1836), кажется, видишь всю ее бескрайнюю ширь, дышишь запахом ее трав и цветов. Для кольцовского косаря она не только просторна, но и как-то по-особенному радостна и светла:

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась...

В стихотворении «Урожай» (1835) медленно надвигающаяся туча темнеет, растет, «ополчается громом, бурею, огнем, молнией», и тут же как бы после минутного затишья она

Ополчилася —

И расширилась,

И ударила,

И пролилася,

Слезой крупною...

В этой строфе, состоящей почти из одних глаголов, самый ритм и подбор звуков (прежде всего звонких согласных «р» и «л») немало способствуют изображению мощных раскатов грома и хлынувшего дождя. Особенно большую динамичность, широту, силу придает глаголам стоящий перед ними звук «и».

Одной из особенностей поэтического мастерства Кольцова является точность, конкретность, почти зрительная ощутимость изображения при исключительной экономичности, лаконичности художественных средств. Органически восприняв народно-песенную речь, поэт выработал свой отвечающий теме стиль, свою образность, свой особый голос.

Кольцов добивается свежих и точных слов (в смысле передачи определенного психологического состояния), сравнений и метафор, родственных самому духу народно-песенного творчества. Эта особенность реалистической поэтики Кольцова ярко проявляется в песне «Доля бедняка» (1841), где автор сумел просто и вместе с тем совершенно по-новому передать скрытую от взоров людей горечь переживаний крестьянина-бобыля:

Из души ль порой

Радость вырвется, —

Злой насмешкою

Вмиг отравится.

Речевые элементы, которые непосредственно идут из фольклора («И сидишь, глядишь, Улыбаючись; А в душе клянешь Долю горькую!»), у поэта естественны и художественно оправданы.

Самобытное мастерство мы видим и в инструментовке, мелодике, метрике и ритмике кольцовских стихов. Широко применяемые Кольцовым пятисложник и трехстопный ямб с дактилическими окончаниями, внутренние рифмы, повторы и аллитерации придают его стихам отмеченные уже выше смысловую выразительность и музыкальность.

И когда вчитываешься, например, в песню «Не шуми ты, рожь...», то ясно видишь, что даже самый размер ее очень подходит к тому горестному настроению, которым исполнено это стихотворение:

Тяжелей горы,

Темней полночи

Легла на́ сердце

Дума черная!

Не менее выразительна и такая кольцовская песня как «Последний поцелуй». В ее инструментовке обращают на себя внимание первая и вторая строки, где хорошо слышатся звуки «л», «п» («поцелуй, приголубь, приласкай»), третья и четвертая — с выделяющимся в них звуком «р» («Еще раз, поскорей, поцелуй горячей»).

Обнаруживаются также повторения слов и внутренние рифмы («Не тоскуй, не горюй, Из очей слез не лей»). Все это придает лирической интонации песен Кольцова музыкальность, которую так высоко оценил М. Балакирев, написавший на слова этого стихотворения свой известный романс. По отзывамЦ. А. Кюи, романс представляет совершеннейший образец слияния музыки с текстом в одно гармоническое целое.

Вообще следует отметить, что Кольцов сыграл исключительную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. Его строки вдохновили на создание замечательных творений таких композиторов как Глинка, Варламов, Гурилев, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рубинштейн, Рахманинов, Гречанинов, Глазунов и др.

Кольцов обогатил нашу поэзию безыскусственной русской речью. Избегая каких-либо нарочитых «красивостей», он вносит в свои стихи обычные слова, взятые из живого народного языка, придавая им особый поэтический колорит. По определению Белинского, в песни Кольцова «смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи — и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии» (9, 534).

Используя разговорную речь крестьян, Кольцов тщательно отбирает в ней самое типичное, что помогает ему ярче выразить чувства и мысли народа, правдиво показать жизнь простолюдинов. Во «Второй песне Лихача Кудрявича» (1837) читаем:

Кафтанишка рваный

На плечи натянешь,

Бороду вскосматишь,

Шапку нахлобучишь,

Тихомолком станешь

За чужие плечи...

Для Кольцова чрезвычайно характерно частое употребление уменьшительно-ласкательных речевых форм, которые в наибольшей степени соответствуют народному стилю:

Пала грусть-тоска тяжелая

На кручинную головушку...

Ты возьми мою кручинушку...

Типичны для песен Кольцова пословицы и поговорки, органически вкрапленные в речь его лирического героя. Например, в «Горькой доле» (1837):

Без любви, без счастья

По миру скитаюсь:

Разойдусь с бедою —

С горем повстречаюсь!

Значение Кольцова в истории отечественной литературы определяется нерасторжимой связью его с народом, которая, по мнению Белинского, нашла яркое выражение в художественномвоспроизведении поэтом крестьянского быта и особенностей характера, склада мыслей и чувств простых русских людей. Именно эти важнейшие стороны кольцовского творчества оказали наиболее плодотворное воздействие на русскую поэзию.

Опираясь на литературно-эстетическую концепцию Белинского, революционные демократы 60-х гг. рассматривали поэтическое наследие Кольцова в соответствии с выдвинутыми эпохой новыми и повышенными требованиями всестороннего отображения жизни в существенных ее проявлениях.

Добролюбов в первых же высказываниях о Кольцове (1858) определяет его как поэта, который по самой сущности своего дарования был близок к народу. Вместе с тем критик прямо и, пожалуй, даже чрезмерно категорически указывал на недостаточную связь кольцовских произведений с общественно-политической проблематикой.

По убеждению Добролюбова, «Кольцов жил народной жизнью, понимал ее горе и радости, умел выражать их. Но его поэзии недостает всесторонности взгляда; простой класс народа является у него в уединении от общих интересов...».

Добролюбов смог выделить и высоко оценить ту «реальную здоровую» сторону стихотворений Кольцова, которую, по словам критика, необходимо было «продолжить и расширить». Добролюбов подчеркнул нерасторжимую связь передовой русской поэзии с кольцовскими традициями. О значении этих традиций для русской литературы писал и Салтыков-Щедрин: «Весь ряд современных писателей, посвятивших свой труд плодотворной разработке явлений русской жизни, есть ряд продолжателей дела Кольцова».

Художественное наследие Кольцова было особенно дорого Н. А. Некрасову. Говоря о Кольцове как о действительно самобытном поэте, он ставил его в один ряд с величайшими нашими поэтами — Пушкиным, Лермонтовым, Жуковским, Крыловым.

В творчестве Некрасова нашла дальнейшее продолжение введенная в поэзию Кольцовым тема труда. Некрасов придал ей ту политическую остроту, какой недоставало Кольцову. Некрасову был несомненно близок выраженный в песнях Кольцова народный взгляд на физическую и духовную красоту трудящихся людей.

Опытом Кольцова было во многом подготовлено и обращение Некрасова к фольклору, к живой разговорной речи крестьян. Некрасова в какой-то мере можно считать продолжателем Кольцова и в области стихосложения. Весьма показательна в этом отношении поэма «Кому на Руси жить хорошо», в которой широко применяется идущий от Кольцова преимущественно трехстопный ямб с дактилическими окончаниями.

Традиция Кольцова ощутима и в творчестве поэта некрасовского лагеря И. С. Никитина. Опираясь на художественный опыт своих предшественников и прежде всего Кольцова, он обращался непосредственно к простонародной жизни, черпал в ней темы и образы. В стихотворениях Никитина («Зашумела, разгулялась...», «Песня бобыля», «Наследство», «Ехал из ярмарки ухарь-купец...», «Отвяжись, тоска...» и др.) явственна ориентация на народно-песенное начало, которое так полно представлено у Кольцова.

В русле традиций Кольцова развивается также творчество поэта-демократа И. З. Сурикова. Воздействие автора «Косаря» чувствуется в таких широкоизвестных его произведениях, как «Эх, ты, доля...», «Голова ли ты, головушка...», «В степи» и др. Суриковское стихотворение «В зеленом саду соловушка...» является развитием поэтического мотива женской доли, разработанного Кольцовым в его песне «Ах, зачем меня...».

Следы влияния Кольцова заметны также в творчестве поэтов-песенников С. Ф. Рыскина (1860—1895), Е. А. Разоренова (1819—1891), Н. А. Панова (1861—1906) и др. Проблематика и поэтика стихотворений Кольцова нашли дальнейшее развитие в творческой практике С. Д. Дрожжина: отраженная в его стихах тема крестьянского труда генетически восходит к «Песне пахаря» и «Урожаю».

Кольцов оказал особенно большое и плодотворное влияние на художественное становление Сергея Есенина. В стихотворении «О, Русь, взмахни крылами...» поэт прямо пишет о себе как о последователе Кольцова. Лирические мотивы и образы русского песенника имеют прямой отзвук в стихах М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова и других советских поэтов, творчество которых глубоко и органично связано с народной песней.

Художник новаторского склада, А. В. Кольцов сумел создать такие самобытные, глубоко национальные образцы демократической поэзии, что его имя по достоинству заняло одно из первых мест в ряду замечательных русских поэтов.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

«Русские звуки поэзии Кольцова должны
породить много новых мотивов русской
национальной музыки. И придет время,
когда песни Кольцова пройдут в народ и
будут петься на всем пространстве
беспредельной Руси».

В. Г. Белинский

Имя Алексея Васильевича Кольцова по праву считается одним из значимых в музыкальной поэзии. Неподдельность народного колорита, искренность поэтического высказывания и яркая фольклорная основа способствовали необычайному успеху «песен Кольцова» у композиторов во все времена.
Поэзия Кольцова привлекла внимание многих русских композиторов еще при жизни поэта; первые музыкальные произведения на стихи Кольцова вышли в свет в 1837 и 1838 годах, когда он только начинал приобретать известность в широких читательских кругах. Некоторые стихотворения были положены на музыку раньше, чем они были опубликованы в печати. Всего на стихи Алексея Кольцова было сочинено и опубликовано еще при его жизни свыше двадцати песен, романсов и хоров. Среди них: романс М. И. Глинки «Если встречусь с тобой», популярные песни-романсы А. Е. Варламова (1801-1848) «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой» и А. Л. Гурилева (1802-1857) «Грусть девушки», «Жарко в небе солнце летнее», сочинения мастера русской хоровой музыки Г. Я. Ломакина (1812-1885), собирателя народных песен И. А. Рупина (1792-1850) и целого ряда других.
Важнейшей чертой поэзии Кольцова, привлекательной для композиторов, была необычайная напевность речи и музыкальность стиха. П. И. Чайковский высоко ценил музыкальность песен Кольцова, его поэзия вдохновила композитора на создание двух пьес для фортепьяно из знаменитого цикла «Времена года».
Наиболее благотворное влияние поэзия Алексея Кольцова оказала на развитие старинного русского бытового романса. Целый ряд таких романсов на стихи Кольцова сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить: «Соловьем залетным» В. Т. Соколова, «Грусть девушки», «Не шуми ты рожь», «Разлука» А. Л. Гурилева; «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой», созданные А. Е. Варламовым; «Хуторок», «Ночь» («Не смотря в лицо, она пела мне») и другие.
Первым русским композитором, создавшим крупный вокальный цикл на стихи Кольцова, был Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), который в 1849 году написал сразу восемь романсов. Им также написан дуэт «Светит солнышко, да осенью» и хор «Из лесов дремучих». Лучший романс А. Г. Рубинштейна на стихи Кольцова - «Дуют ветры», с очень выразительной, полной настоящего драматизма мелодией.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) обращался в своем романсовом творчестве к лирике А. В. Кольцова на протяжении многих лет. Первые сочинения Даргомыжского на стихи Кольцова - дуэт «Если встречусь с тобой» (1849) и вокальное трио «Приди ко мне». За ними последовали пять романсов, написанных в период с 1851 по 1856 год.
М. А. Балакирев (1835-1910) в течение долгих лет вынашивал план создания большого вокального цикла, широко отображающего различные стороны русской народной жизни. Первыми изданными сочинениями Балакирева были «12 пьес для голоса и фортепьяно», напечатанные в 1858 и 1859 годах. Среди них пять романсов на стихи Кольцова; наиболее широкую известность из них получил романс «Обойми, поцелуй». Но лучшими из этого цикла являются «Приди ко мне», и «Мне ли, молодому-разудалому». Другие романсы Балакирева на стихи А. Кольцова были созданы в 1867 и 1893-1896 годах. Среди них - «Песня старика» в русском народном стиле и лирический романс «Я любила его».
Увлекаясь поэзией Кольцова, М. А. Балакирев обращал на нее внимание остальных композиторов, членов своего кружка. Уже в 1858 году были сочинены Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) романс «Веселый час» и Ц. А. Кюи - дуэт «Так и рвется душа». В 1865 году Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) создал завоевавший мировую известность романс «Пленившись розой, соловей», который художественный критик В. В. Стасов называл «поразительным по красоте и поэтичности». Тонким изяществом и выразительностью отмечены романсы и вокальные ансамбли на стихи Кольцова Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918) и романс «Пленившись розой, соловей» Александра Константиновича Глазунова (1865-1936). Замечательным вкладом в сокровищницу русского классического романса являются произведения на стихи Кольцова, созданные в 1903-1906 годах Сергеем Васильевичем Рахманиновым (1873-1943): романсы «Кольцо», «Я был у ней» и дуэт «Два прощания».
На слова Кольцова также писали романсы такие композиторы как А. Н. Корещенко (1870-1921), Н. Н. Черепнин (1873-1945) и С. М. Ляпунов (1859-1924).
В середине XIX века песни и стихи Алексея Кольцова завоевали такую огромную популярность, что к поэзии Кольцова начали обращаться зарубежные композиторы: польский композитор Станислав Монюшко (1819-1872) создал романс «Ты не пой, соловей»; французская певица Полина Виардо (1821-1910) сочинила романсы «Грусть девушки» и «Я любила его»; украинский композитор П. П. Сокальский (1832-1887) написал хор на текст думы Кольцова «Лес» («Что, дремучий лес, призадумался»). Свидетельством популярности песен на стихи Кольцова является концертная фантазия для скрипки с оркестром: «Воспоминание о Москве», польского скрипача и композитора Генриха Венявского (1835-1880).
Поэзия нашего земляка оказала благотворное влияние на развитие русской музыкальной литературы для камерных вокальных ансамблей и на развитие хоровой литературы XIX - начала XX века. Первыми авторами вокальных ансамблей на стихи Кольцова были А. Е. Варламов и А. Л. Гурилев, еще при жизни поэта создавшие песни, которые имели большой успех. Вокальные дуэты и трио на стихи Кольцова писали А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, В.С. Калинников (1866-1900), А.Т. Гречанинов (1864-1956) и другие.
Стихи Кольцова вызвали к жизни целый ряд замечательных произведений для хора: одни из них написаны еще авторами старинных бытовых романсов, другие - крупнейшими русскими композиторами (Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Танеевым) и третьи - выдающимися русскими хоровыми дирижерами. Песня «Соловьем залетным» В. Г. Соколова приобрела известность и сделалась народной именно в переложении для хора. Большую художественную ценность представляют: мужской хор а капелла «Веселый час», сочиненный С. И. Танеевым (1857-1915), а также хоры Виктора Калинникова («Лес») и П. Г. Чеснокова («Крестьянская пирушка», «Лес», «Могила»). Интерес представляет «Старая песня» Н. Н. Черепнина для хора с оркестром (1899), как первое вокально-симфоническое произведение на стихи Кольцова.
Значительный вклад в воплощение поэзии Кольцова в музыке внесли советские композиторы. Особенно много сделали в этом направлении композиторы М. М. Ипполитов-Иванов (1859-1935), В. А. Золотарев (1872-1964), Р. М. Глиер (1875-1956), А. Б. Гольденвейзер (1875-1961), Н. Н. Чуркин (1868-1966) и А. Ф. Гедике (1877-1957). В последующие годы новые песни и романсы на стихи Кольцова создали В. Кирсанов, Н. Полянский, Н. С. Речменский (1897-1903) и А. Стырча, а хоры и вокальные ансамбли - П. Барчунов, А. А. Егоров (1887-1959), Н. П. Иванов-Радкевич (1904-1962), А. А. Николаев и другие.
Творчество Алексея Кольцова всегда было источником вдохновения для его земляков, создающих музыку. (1905-1979) написал несколько произведений на стихи Кольцова для русского народного хора. Среди них «Погубили меня твои черные глаза» (1960), «Не скажу никому» (1882), сюиты, кантаты, опера-песня «Край родной». В 1959 году, к 150-летию со дня рождения поэта, (1905-1982) сочинил «Кантату памяти Кольцова» в семи частях для двух солистов, смешанного хора и симфонического оркестра.
Большим событием в художественной жизни Воронежа была постановка в году коллективом государственного драмтеатра спектакля-песни «Жизнь Кольцова», который с громадным успехом был показан в Москве и позднее в других городах. Весь спектакль шел на фоне музыки (хора и оркестра), составленной из лучших классических произведений на стихи Кольцова.
Широко известен романс «Сяду я за стол» (1959) и хор «Затрубили трубы бранные», «Элегия памяти Кольцова» для гитары и струнного квинтета (1990).
Из десятков произведений членов Воронежского регионального отделения Союза композиторов России, связанных с кольцовским поэтическим наследием, значительную часть составляют отдельные хоры для разных составов или сочинения для вокала с инструментальным сопровождением. Типично также объединение нескольких вещей в хоровой (вокальный) цикл или сюиту. Нередко подобные циклы называются «Песни Кольцова» (такое название использовали Вячеслава Александровича Овчинникова «На заре туманной юности».
В 1981 году фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка «Страницы русской поэзии (XVIII-XX вв.). А. В. Кольцов. И. С. Никитин» ФОТО 55 Эта пластинка с архивными записями появилась на свет благодаря настойчивости О. Г. Ласунского, который выступил составителем стихотворений. На одной стороне пластинки записаны стихи А. В. Кольцова в исполнении артистов В. Хохрякова, А. Покровского, П. Шальнова, Т. Заборовской и М. Ульянова.

Воронцов Ю. Песни Кольцова в русской классической музыке и советской музыке // Песни на стихи А. В. Кольцова. 1809-1969. - Воронеж, 1969. - С. 3-22.
. А. В. Кольцов и музыка: указ. лит. / Воронеж. обл. б-ка им. И. С. Никитина; сост. А. В. Хорошилова, под ред. Е. Д. Медведицыной. - Воронеж, 1969. - 40 с.
. Лютая Р. В. Нескучный Кольцовский сад (А. В. Кольцов в творчестве воронежских композиторов) // Университетская площадь: Худож.-публ. альманах. - Воронеж, 2009. - № 2. - С. 10-14.
. «И слово, в музыку вернись». Алексей Кольцов в музыке воронежских композиторов // Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края / Е. Трембовельский, А. Шалагина. - Воронеж, 2010. - С. 198-204.