Идеал – это наилучшее, завершенное состояние явления. И если под эти мерки подгонять человека, абсолютным идеалом будет его , или просто небытие, чье равновесие не должны искажать и тревожить никакие проявления жизни. В общем, полная и окончательная нирвана без всякой надежды на какое-либо «продолжение» с увлекательными подробностями. Но тогда, вся наша жизнь – это какая-то одна большая божественная ошибка, исправление которой ложится на плечи людей, «увлекающихся» духовными учениями. Надеюсь, в этом месте вы улыбнулись. Мы живем в многообразной реальности, и здесь, посреди хаоса явлений, помимо прочего иногда возникают жизнеутверждающие переживания, в ценности которых, я думаю, никого убеждать не нужно. И в этом отношении, идеал – это мечта, светлая и созидательная жизнь, наполненная любовью и радостью.

Жизнь состоит из ощущений, которые происходят в том, что мы называем словом «Я». «Я» – есть тот, в ком происходят мои перцепции, которые складываются в мою жизнь. Мы движемся к тому, что чувствуем, а чувствуем мы то, что происходит в нас самих. Если бы Бога не было в нас, для нас же его не было бы нигде. Наша психика многогранна, наше подсознание уже содержит всю совокупность вероятностей, которые могут с нами произойти. Все религии и учения – краткие инструкции к нашей психике. Идеальный человек уже существует в нашем подсознании, иначе нам было бы не к чему стремиться. Наше развитие – это раскрытие нашего потенциала. Мы движемся к тому, что знаем, или хотя бы тонким намеком предчувствуем, потому что в повседневном сознании проявлены «семена» Его жизни. Совесть не позволяет нам сбиться с пути.

Совесть – это своеобразное психическое зеркало, глядя в которое человек хочет увидеть Бога, а видит в нем себя и расстраивается. Он ощущает разницу между своими ожиданиями и реальным положением дел. Эта разница, ощущается, как муки совести. А совесть, в данном случае – великий мотиватор самосовершенствования. Она – тот психический магнит на теле Бога в нашем сознании, который нас вытягивает из нашей , и протаскивает сквозь жизненные неурядицы к великой цели. И чем ближе мы подбираемся к идеальному человеку внутри себя, тем мощнее сила этого тяготения, тем сильней контраст между идеальным и обыденным, тем сильней муки совести. Чем сильней наша связь с идеальным человеком внутри нас, тем громче звучит его голос, который направляет нас по пути самосовершенствования. И раз этот «идеальный человек» уже внутри нас есть, самосовершенствование сводится к самопознанию.

Чтобы стать лучше, мы должны узнать себя. И неважно, каких религиозных взглядов мы при этом придерживаемся. Мы даже можем быть материалистами. Все эти взгляды – просто – очередной ограниченный способ думать и говорить о жизни. Многие люди всю жизнь покупаются на свое мировоззрение, как на окончательную истину, даже не замечая, как она меняется на новые, более «истинные» истины, на которых базируется очередной слой иллюзий о жизни. Вскоре все окончательные истины будут снова разоблачены. И тогда, о чудо! Придут новые. Когда-нибудь мы перестанем воспринимать их всерьез..

Иногда мы чувствуем, как выходим за свои границы, и понимаем, что вчерашние истины – чепуха, которая сковывала наше сознание. Мы с удовольствием избавляемся от старых концепций, но тут же, всеми силами хватаемся за новые – более тонкие! С усталым видом взрослого человека мы говорим о старых концепциях, и с непосредственной юношеской страстью – о новых. В этом – один из секретов молодости: делать открытия, получать первый опыт, впечатления, узнавать нечто новое для себя. Один из секретов развития заключается в том, чтобы по мере совершения новых открытий – зафиксироваться в их «запредельных» образах. Например, когда мы чувствуем нечто, граничащее с пределами нашего понимания, мы можем попробовать выразить это понимание на словах, чтобы затем на его месте появилась «опора». Сейчас эта опора может стать следующей ступенькой развития. А когда-нибудь она станет бесполезным якорем, блоком, который, чтобы двигаться дальше, мы будем вынуждены разрушить и отпустить. Так развитие и происходит.

Чтобы совершались перемены, мы должны их создавать, впускать в свою жизнь. Но, порой, мы просто не способны принять их суть. Обычно мы хотим, чтобы наша старая жизнь преобразилась и расцвела, чтобы наши старые привязанности достигли своего апогея, в котором не мы бегаем за объектами своей страсти, а эти «объекты» сами бегают за нами. А мы при этом снисходительно позволяем этим объектам пребывать в нашем обществе. Это может выразиться, например, человека, который умоляет нас побыть с ним рядом, хотя бы еще немного. Все это – самообман, реализация которого в нынешней жизни чаще всего невозможна, потому что – бесполезна. Наши привязанности удерживают нас на месте.

Возможно, сегодня наш ум еще не способен вместить, а потом выдержать идеальную жизнь. Мы просто должны признать, что настоящие перемены происходят, когда мы «теряем» нечто важное, а после потери – обретаем способность это «важное» отпускать. Снова и снова. Чем дольше мы держимся за наши привязанности, чем дольше тормозим на месте, тем глубже погружаемся в непрерывно истлевающую трясину текущего , на котором эти привязанности нас удерживают. Как страшно и больно покидать зону комфорта! Как много, порой, этого страха приходится вынести, чтобы обрести вкус жизни, чтобы понять, в какое болото нас заводят наши привязанности, чтобы научиться стоять и двигаться на собственных ногах к собственным целям. Просто порой мы отказываемся понимать, что путь к идеалу пролегает, не через ковровую дорожку, усыпанную цветами, а через психические ухабы, чередующиеся относительно ровной тропинкой свободы и понимания.

Мы не можем измениться, просто устранив «деструктивные» влияния, избавив себя от каких-то «неприятных» людей, или «тягомотных» обязательств. Мы не можем измениться, оставаясь на месте. Мы можем измениться, лишь впуская в свою жизнь нечто новое. Мы можем заменить одно влияние другим, и только тогда потери не заставят нас переживать зияющую пустоту в том месте души, которое занимала наша привязанность до того, как мы ее потеряли. И если мы впускаем перемены в свою жизнь, голос совести разбавляется нашим любопытством, интересом и страстью к неизведанным граням жизни. Это не значит, что нам следует предательски оставлять близких и любимых людей в прошлом. Это значит, что мы меняемся, когда искренне осознаем собственные истинные цели, и движемся к ним, делая открытия, впуская в себя новый мир, о котором знали вчера лишь по тонкому намеку, неуловимому предчувствию в собственном сознании.

Очень часто человек живет не так как хочет, а так как ему говорят другие, он старается иметь безупречную репутацию, чтобы в нем не разочаровались окружающие люди, старается быть во всем правильным, хотя хочется иногда пошалить и почувствовать себя свободным от всех этих навязанных общественных оков. Люди, которых называют ходячей энциклопедией, идеальными во всем чаще всего не получают одобрения со стороны окружающих их людей, а наоборот люди стараются, как можно меньше с ними общаться.

Если задуматься о причине избегания общества таких людей, то причина проста, дело в том, что такой человек находиться в постоянном нервном напряжении, которое передается другим. Такой человек, постоянно чувствует подсознательный страх, что может совершить ошибку и его перестанут уважать, над ним начнут смеяться, унижать его и так далее. Обычному человеку, у которого отсутствуют такие завышенные требования к себе, тяжело понять идеального человека, так как обычный человек не боится признать, что чего-либо не знает, не боится выглядеть смешным и он не испытывает такого постоянного нервного напряжения. Идеальный человек, добившись какого-либо результата, ставит ориентир покорить новую вершину и при этом не дает себе возможности психологически расслабиться, боясь, что его сочтут не идеальным.
Человек живет с воображаемым идеалом, который он придумал для себя сам, и который для него недостижим. У такого человека занижена самооценка, он не испытывает любви к себе, он не может принять самого себя как личность, таким как его создала природа со всеми плюсами и минусами. Только полюбив себя, начав себя уважать, такой человек начнет нормально жить, и он никогда не испытает чувство одиночества. Ошибка идеальных людей в том, что часто они ставят себя выше окружающих, стараясь унизить тех, кто не обладает такими знаниями как они, тем самым еще больше вызывая презрения у окружающих людей. Каждый раз, когда идеальный человек исправляет кого-либо, он чувствует, что становиться тем идеалом, которого он создал в своем воображении. При этом обычный человек может даже не обратить на это внимание.
Следует помнить, что имея в своем кругу общения идеального человека, никогда не пытайтесь завоевать его уважение и симпатию, такой человек никогда не бывает, доволен, потому что он не доволен самим собой. Идеальный человек никогда не сможет признать ваши плюсы, так как он не может допустить, что кто-то лучше него, а вот ваши минусы, он увидит с легкостью и постарается на них надавить, чтобы лишний раз показать насколько он идеален. Таким образом, у обычного человека может начаться неуважение к самому себе, появиться неуверенность и внутренний страх постоянных неудач, другими словами человек станет замкнутым и потеряет интерес к жизни.
Прежде всего, не воспринимайте слова идеального человека близко к сердцу, дело в том, что такой человек не умеет любить себя и воспринимать себя настоящим, он не уважает самого себя, поэтому не может уважать и других, отсюда и все его придирки. Даже оказывая помощь, идеальный человек , сделает все так, что вы почувствуете себя мелкой букашкой, а не личностью. Все намного проще, так как идеальный человек, это ребенок, которому с детства навязали правила, по которым он должен жить и теперь став взрослым он боится совершить ошибку, так как его тут же начнут осуждать, а это заденет его болезненное преставление об идеале. Это внутренне уставший человек, который очень сильно одинок, так как детство его прошло в основном за книгами, он не играл с другими детьми и не проказничал, как все дети, потому что ему говорили, что это плохо. Но неужели плохо быть самим собой? Скорее всего, нет, так как именно понятие человека и принятие самого себя, таким как его, создала природа, что может быть лучше.

Человеку, который стремится к воображаемому идеалу, не хватает искренней и настоящей любви, ведь никто им такой любви не давал, их любили, если они делали все правильно, поэтому повзрослев, они считают, что любить их можно только, если они будут идеальны. Перестаньте думать о мнении других людей, живите, радуйтесь жизни и не бойтесь казаться неправильными. Попробуйте просто пройти по улице, загадочно улыбаясь, и вы увидите, как вам начнут сигналить машины и улыбаться прохожие. Полюбите себя, полюбите окружающий мир, и он ответит вам взаимностью. Тогда обязательно найдутся те, кто полюбит вас просто за то, что вы есть.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Идеальный человек, каков он? Многие люди стремятся к некому стандарту, пытаются стать теми, кем они не являются. Хорошим примером является современное помешательство на стандартах красоты. У женщин есть даже точные размеры до сантиметра (90 — 60 — 90), а мужчины непременно должны быть подкачаны и брутальны.

Стандарты кругом. Есть стандарты заработка, стандарты профессионального успеха, стандарты красоты, стандарты юмора и так далее. Эти стандарты задают тон всей нашей жизни. Существует не так много людей, которые могут на все это наплевать, ведь мы социальные существа.

Многие люди бросаются из крайности в крайность, то пытаясь соответствовать стандартам на 100%, то совсем отрицая их.

Идеальный человек, он существует?

Мне вспомнилась одна история, к сожалению не помню где ее читал. Суть в следующем. После второй мировой войны американцы заказали исследование, какая эргономика должна быть в кабине самолета: расстояние до штурвала, высота кресла, расположение приборов и т.д.

Ученые тут же провели исследование, провели замеры у сотен летчиков и составили список усредненных размеров человеческого тела, такой “средний летчик”.. Казалось бы, задача выполнена. Однако нашелся один ученый, который решил проверить, какой процент летчиков подходит под описание этого “среднего”. И знаете, что получилось? Он не нашел ни одного. После этого кабины настраиваются только под конкретного пилота.

Этот пример хорошо иллюстрирует, что никакой нормы не существует. Причем ее не существует не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, в социальном и так далее. Каждый из нас представляет собой некую уникальную единицу, с совершенно индивидуальным набором свойств.

Идеального человека не существует, но существуют стандарты и ими не следует пренебрегать.

Стандарты

У каждого человека свой набор индивидуальных качеств. Но это не значит, что мы должны этими качествами пренебрегать, раз все-равно нет двух одинаковых людей.

Наоборот, следует на эти качества ориентироваться. Но в каких случаях? Только в случаях, когда это целесообразно и оправдано.

Например, не имеет смысла набирать в ученые-ядерщики людей с низким интеллектом. В данном случае должна быть проведена некая граница интеллектуальных способностей, некий стандарт, ниже которого нельзя опускаться при отборе в эту профессию.

Тоже касается и стандартов красоты. Например, целесообразно и оправдано, что в модели набирают худых и высоких женщин с определенными чертами лица. Но нужно помнить, что модельеры выбирают именно таких женщин по причине того, что на них хорошо смотрится одежда, а не потому, что они идеальны.

Однако, из-за того, что наш мир стал сильно информационно связан, получился странный эффект. Люди имеют доступ практически к любой информации. Если человек узнает, что в модельном бизнесе наблюдаются высокие стандарты на внешность моделей, человек начинает воспринимать внешность эти стандарты, как идеальные. А иначе зачем отбор? Хотя на самом деле они такими не являются, а просто отвечают стандартам профессии.

Так же происходит и со стандартами заработка. Возьмем к примеру бизнес. Чтобы быть в нем успешным, необходимо обладать определенным набором личностных свойств. Однако, необходимо помнить, что эти бизнес-стандарты тоже не являются идеальными, а просто отвечают параметрам, которые задает профессия бизнесмена. Нам же кажется, что раз они зарабатывают больше, то они чем-то лучше нас. Это не так. Они больше зарабатывают только потому, что их профессия подразумевает операции с деньгами.

Может показаться, что я пытаюсь обесценить идеалы. На самом деле это не так, они нужны, но не для того, чтобы им соответствовать, а чтобы задать нам систему координат, чтобы мы могли ориентироваться в том, какие качества необходимы для определенной деятельности.

Сильные и слабые стороны

У каждого из нас свой набор качеств. У каждого человека есть качества, благодаря которым, он или она превосходит остальных. Также есть качества, которые у нас недостаточно развиты.

Идеальный же человек — это тот, у кого все качества развиты в максимальной степени. Конечно же такого человека нет.

Что же делать нам? Если мы хотим быть наиболее эффективными(а не идеальными), необходимо определить наши сильные и слабые качества. Делается это только опытным путем. После чего перед каждым человеком встает творческая задача, которая должна ответить на следующие вопросы. Какая деятельность наиболее полно задействует наши сильные качества и не затрагивает слабые? Какая стратегия поведения наиболее успешна в моей деятельности?

Если человек сумеет найти ответы на два этих вопроса, то он сможет быть успешным. Если же он начнет реализовывать себя без оглядки на свои качества, а ориентируясь на идеал, то скорее-всего его ждет разочарование.

То же касается и наших ожиданий. Ожидать, что другой человек будет соответствовать идеалу несколько неразумно.

Довольно часто можно услышать рассуждения о том, каков же идеальный человек. И каждый раз, зависит от настроения, погоды и еще бог знает чего, идеалы могут быть разными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что если спросить конкретного человека сегодня, и, скажем, через 3 года об идеальном человеке, можно услышать описание очень разных людей. Именно поэтому, нельзя назвать и представить себе идеального человека. Он лишь образ, который меняется время от времени. И, зачастую это образ просто растворяется, при встрече с человеком, который очень далек от воображаемого образа, но почему-то невероятно привлекателен.

Психология не могла проигнорировать этот вопрос и утверждают, что образ идеального человека закладывается с раннего детства.

Конечно же, идеального человека невозможно представить без широкой ослепительной улыбки. Чтобы улыбаться хотелось все чаще и чаще необходимо поддерживать все свои зубы в полном порядке. Это просто! Ведь вам всегда рада прийти на помощь клиника стоматологии Астра Дент .

Зайдя на официальный сайт клиники astradent.com.ua, вы увидите, что лечить зубы совсем не страшно и даже очень приятно. Лечите зубы без боли и отрицательных эмоций.

Тогда вам захочется улыбаться все чаще и чаще, и вы станете значительно ближе к идеалу.

Кого же можно считать абсолютно идеальным человеком? Что делает его столь уникальным? На самом деле, идеальные человек не является человеком в обычном смысле этого слова. Это даже не конкретные черты характера или какие-то физические данные. Идеал это то, на что реагирует человек. Ощущения, испытываемые рядом с конкретным человеком, могут определить степень его идеальности. Ощущения – вот, что особенно важно.

И не удивительно, что каждый человек стремиться к идеальности, он хочет испытывать те самые ощущения. Легкость, радость, влюбленность, осознание, возможность быть самим собой и не одевать масок.

Поэтому и происходит подмена понимание того, что же это за идеал такой. Человек не может описать свои ощущения, они происходят на других уровнях жизни, поэтому начинает описывать образ, слепленный из десятков или даже сотен людей. Выдает его за того, с кем хочется прожить всю жизнь. Кстати, такой человек может и появиться в жизни, но это не означает, что он сможет дарить то, что от него ожидается.

Идеальный человек

Цели и задачи: познакомиться с вечной загадкой человека, смыслом его существования, понимать сущность природы человека; понимать отличия человека от животных; биологические признаки наследственности и факторы, влияющие на нее.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек , социальное , наследственность , инстинкты , эмоции) для раскрытия сущности загадки человека; находить, анализировать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; метапредмет- ные - 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; точно и грамотно выражать свои мысли; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

    познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок-проект.

Ход уроков

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

    Послушайте рассказ и ответьте на вопрос.

По традиции в вечер накануне Рождества вся семья садится полукругом в отчем доме и слушает рассказы мудрого деда. Внучке, которой едва исполнилось пять лет, было интересно, о каком это идеальном человеке говорят ее родители.

    Дедушка, есть ли идеальный человек? - спросила внучка.

    Есть, - ответил дедушка. - Давным-давно, еще во времена Иисуса Христа, жил мужчина, который посвятил свою жизнь поиску всего идеального: идеальных вещей, идеальных зверей, идеальных морей и океанов, идеальной планеты и идеального человека. Долго бродил он по миру, но все встреченные им люди и звери были со своими недостатками и изъянами. Однажды он услышал об Иисусе Христе и решил присоединиться к его ученикам. Много ли времени с тех пор прошло, не знаю, но понял мужчина, что идеальным человеком является сам Иисус.

    О, Иисус, ты и есть идеальный человек! - воскликнул мужчина.

    Ты не прав, сын человеческий. Идеальный человек тот, который живет в твоем сердце, - ответил Иисус с улыбкой.

Не понял мужчина этих слов, и Иисус, видя это, сказал: «Ступай, человек, с миром по миру да ищи идеального человека». Так он и поступил. Только теперь он просто наблюдал за жизнью и людьми.

Прошло без малого два года, и повстречал мужчина женщину. Она ему очень понравилась, как и он ей, и посему, после нескольких месяцев общения, решили они жить вместе.

Прошло несколько месяцев, и одним хмурым утром мужчина понял, что значат Иисусовы слова. Он понял, что для него идеальным человеком является та женщина, что живет с ним, а именно она живет в его сердце.

После того как дедушка закончил повествование, в комнате воцарилась тишина. Каждый думал о своем; внучка же думала о том, что для мамы идеальный человек папа, а для папы - мама.

Вопрос к классу

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Идеальный человек».

Проблемные вопросы уроков

    Можно ли сформировать идеального человека?

    Почему люди стремятся к идеалу?

    Каким должен быть идеальный человек?

    Идеальный человек - это хорошо или плохо?

    Введение в новый материал

Не решив проблемы стремления человека к идеальному образу, человечество может остаться без будущего. Необходимо не только понимать, как себя вести в обществе, но и быть готовыми жить по законам морали и нравственности.

    Как создать идеального человека?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе работы над проектом.

    Работа по теме уроков

Проект «Как создать идеального человека» предполагает исследовательскую деятельность учащихся 6 класса, с использованием содержания и материалов предметов «Обществознание», «Литература», «История».

Опережающее задание. Используя материалы изученных вами курсов «История», «Обществознание» и «Литература», сформулируйте факторы, формирующие в человеке идеальные черты.

(Проверка выполнения задания.)

Исследование факторов формирования идеального человека помогает участникам проекта оценить эти качества в себе, привлечь учащихся к этой проблеме, наработать практические умения по данному направлению самопознания и самосовершенствования. Таким образом, проект посвящен одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством, - формирование и воспитание идеального человека.

В проекте должны содержаться конкретные рекомендации д ля взрослых и школьников, как им себя вести в обществе, что имеет огромное воспитательное значение.

Проблемное задание. Учащиеся на уроке создают презентации на темы: «Идеальный человек - какой он?», «Идеальный герой

в истории», «Идеальный герой в литературе», «Идеальный герой в обществе» и т. д.), напишут статьи и практические рекомендации по формированию и воспитанию идеальных черт характера. Лучшие разработки учащихся по данной проблематике можно представить в школьных изданиях (например, в рубрике «Мудрое перо»).

Работая над проектом, учащиеся должны ответить на следующие вопросы.

Учебные вопросы

    Насколько хорошо вы владеете словарным запасом по теме проекта?

    Какие черты характера идеального человека вы считаете наиболее важными?

    Как будет взаимодействовать идеальный человек с окружающими людьми?

    Какие проблемы у него будут возникать в ходе взаимодействия и каких он сможет избежать?

    Надо ли стремиться к образу идеального человека?

    Какие факторы способствуют появлению идеального человека?

    Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?

Работа над проектом проходит в три этапа.

    й этап - подготовительный. Ознакомление с целями и задачами проекта. Вводная презентация проекта. Планирование работы. Формирование групп с учетом выбранных направлений.

    й этап - основной. Определение методов и инструментов исследования. Ознакомление учащихся с критериями оценивания проекта. Работа групп. Представление работ. Защита проектов. Рефлексия.

    й этап - заключительный. Анализ и обсуждение результатов проекта. Самооценка и взаимооценка групп. Оценка учителем деятельности групп и индивидуальной работы учащихся. Проведение итоговой конференции.

Задания выполняются в следующей последовательности.

    Определить гипотезу: «Возможна ли идеальная личность в обществе людей?»

    Составить план работы над проектом.

    Определить сроки выполнения и распределить задания между учащимися.

    Собрать необходимую информацию по теме проекта.

Уроки 34, 35. Идеальный человек

235

    Получить консультацию по теме проекта у учителя.

    Подобрать соответствующую информацию по теме.

    Провести исследования и обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Распределение заданий между учащимися может выглядеть следующим образом. Класс делится на несколько «тематических» групп.

Задание для группы лингвистов: составить словарь проекта: идеал, идеальные черты характера, идеальный человек, благородство, мужество, верность и др.

Задание для группы графиков : обсудить наиболее важные черты идеального человека, систематизировать и схематически их отразить.

Задание для группы психологов : исследовать принципы взаимоотношений идеального человека с обществом и изобразить на листе ватмана графически свои выводы.

Задание для группы социологов : обсудить и проанализировать возможные проблемы во взаимоотношениях идеального человека в обществе и выработать стратегию их решения.

Задание для группы философов: обсудить вопрос «Надо ли стремиться к образу идеального человека?» и написать статью (эссе, мини-трактат) на эту тему.

Задание для группы художников: обсудить вопросы: «Какие факторы способствуют появлению идеального человека?», «Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?» и создать комиксы на эту тему.

Критерии оценивания работы групп

    Работа выполнена творчески.

    Использована достоверная и фактическая информация.

    Идеи и задачи, поставленные перед участниками проекта, полностью описаны и раскрыты.

    Работа включает в себя умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

    Поставлены интересные, трудные, но достижимые цели,

    Содержание работы полностью соответствует теме.

    Использованы графические изображения.

    Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения). Нарисуйте образ урока. (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов уроков

Вот и закончилась наша работа над проектом. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Думаю, что опыт, полученный на наших уроках, пригодится вам в жизни.

Домашнее задание

Написать пожелания на следующий учебный год: «В следующем учебном году на уроках обществознания я хочу...»