В связи с чем запятая может ставиться и не ставиться в одинаковых, на первый взгляд, случаях? Русская пунктуация не дает на этот вопрос однозначного ответа, по праву считаясь одной из труднейших в мире. Множество предлогов, союзов и частиц могут требовать выделения или же оставаться, как есть. Почему же так происходит? Как известно, случайных явлений в языке не бывает. Попытаемся найти все возможные объяснения по сложному союзу "в связи с чем".

Коротко о союзах

Уже из названия ясна функция союза. Эта небольшая служебная конструкция призвана логически соединять части распространенного предложения, показывать их взаимосвязь. Классификация союзов многообразна, коротко остановимся на основных моментах.

Соединяют равноправные части предложения (я купил яблок и груш), подчинительные выделяют главный и зависимый элементы (мы ушли домой, потому что было холодно).

Простые союзы состоят из одного слова (и, или, но), также они могут повторяться. Составные союзы (так как, имеют в составе два слова и более.

Тесно связана с предыдущей градация союзов на производные и непроизводные. Разница в том, что производные союзы можно легко перепутать с другими частями речи, если не вдавать в контекст (благодаря, в то время как). А непроизводные на такие трансформации не способны.

Наш сегодняшний герой - союз "в связи с чем" - является подчинительным, составным и производным. Последнее определение будет представлять для нас наибольший интерес. Ведь именно от производности зависит, ставится ли перед "в связи с чем" запятая, или нет.

Сложноподчиненные предложения

Логично будет предположить, что используются в сложноподчиненных предложениях. В чем их особенности?

Как и сложносочиненные, такие предложения состоят из нескольких грамматических основ. Но дальше начинаются сплошные различия. Сложноподчиненное предложение обязательно будет иметь в своем составе главную и управляемую основу.

Мне приходится выполнять много дополнительной работы, в связи с чем я забираю часть заданий домой.

В этом примере перед "в связи" ставится запятая. И в ее необходимости нет сомнений, ведь мы четко разграничиваем две основы, где первая является причиной, а вторая (главная) - следствием. В данном случае союз указывает на следствие (человек берет работу домой), которое происходит по определенной причине (у человека много дополнительной работы).

А вот ставится ли после "в связи с чем" запятая? Ответ отрицательный. Союз должен быть тесно связан с основой, к которой он относится.

Необычное превращение

Однако есть один случай, когда ставится запятая и после рассматриваемого нами союза. Это конструкция "в связи с тем, что". Попробуем изменить пример выше и проследить за изменениями. Смысл предложения остался тем же. Но сейчас союз "в связи" указывает уже на причину:

В связи с тем, что мне приходится выполнять много дополнительной работы, я забираю часть заданий домой.

Я забираю часть заданий домой в связи с тем, что м не приходится выполнять много дополнительной работы.

Как видно из примеров, причина и следствие могут меняться местами. Теперь к союзу добавилась еще и относительная конструкция "тем, что" - она всегда имеет в своем составе запятую. Однако и в этом случае возле союза "в связи" ставится запятая только с одной стороны.

Простые предложения

Далеко не всегда союз "в связи" употребляется в сложных предложениях. Докажем это с помощью следующего примера:

Разжигание костров строго запрещено в связи с повышением пожароопасности.

"Повышение пожароопасности" - это не самостоятельная основа, а всего лишь обстоятельство причины, на которую указывает союз "в связи". Нужна ли запятая в этом случае? Не нужна.

Стоит отметить, что таким обстоятельством вполне возможно начать предложение, если наша цель - подчеркнуть причину.

В связи с повышением пожароопасности р азжигание костров строго запрещено .

Канцелярский оборот

Производные союзы прочно укрепились в разговорной речи, публицистике и официальных документах, приняв их специфический словарь и построение фраз. Так и появилась чисто канцелярская фраза "в связи с изложенным". Возможен и более изощренный вариант - "в связи с вышеизложенным".

В связи с вышеизложенным прошу принять на рассмотрение кандидатуру Новосельцева А. Е. на пост начальника отдела легкой промышленности.

Ясно, что перед этим в документе перечислялись достоинства работника и обосновывалась его компетентность. Все это "вышеизложенное" и послужило причиной подачи заявления, но в данном предложении мы его не видим. Поэтому после "в связи с изложенным" запятая также не ставится.

Вопросительные предложения

Вернемся к первому предложению статьи. На этот раз оно станет примером.

В связи с чем запятая может ставиться и не ставиться в одинаковых, на первый взгляд, случаях?

Данное предложение также имеет всего одну грамматическую основу, а значит, не требует дополнительных запятых. Мы легко можем заменить "в связи с чем" на простое "почему" или более сложное "по какой причине". Эти обороты запятыми также не выделяются, так как сами по себе существовать не могут.

Когда союз не является союзом

В первой главе статьи мы указали на производный характер союза "в связи". Предлог "в" и существительное "связи" настолько часто употреблялись вместе, что стали единым смысловым целым - союзом. Однако есть и нечастые случаи, когда каждый из этих элементов употребляется в своем прямом, изначальном значении.

На данный момент в связи с центральным командным пунктом есть небольшие помехи.

Сразу же обращает на себя внимание ударение в слове "связи" - теперь оно падает на первый слог. Это верный показатель того, что слово употребляется в прямом значении, возможно, имеется в виду радиосвязь или телеграф. Предложение по своему составу простое, с одной грамматической основой, а здесь не нужны.

Стоит отметить, что такие случаи употребления крайне редки и ограничиваются специфическими сферами применения. Чаще всего "в связи" используется в речи именно в качестве сложного союза, указывающего на следствие или причину.

Еще раз о союзах

Итак, когда ставится запятая - перед или после союза "в связи"? А может, с обеих сторон?

  • Если предложение сложноподчиненное, запятую стоит поставить перед этим союзом, если он, конечно, не находится в самом начале.
  • Если мы имеем дело с конструкцией "в связи с тем, что" - запятая ставится только после союза.
  • В простых и вопросительных предложениях союз запятыми не выделяется.
  • Если это не союз, а существительное с предлогом, они также не маркируются на письме какими-либо знаками пунктуации.

В целом можно заметить, что союз "в связи" никогда не выделяется запятыми с обеих сторон, так как он, являясь подчинительным, всегда тесно связан с одной из грамматических основ.

Расстановка знаков препинания в русском языке только на первый взгляд кажется сложным заданием. Если хотя бы немного вдуматься в причины, по которым в предложении присутствует запятая (или же ее нет), все можно без особого труда разложить по грамматическим полочкам. Многократное повторение обязательно выработает чувство интуиции в самых запутанных случаях.

Правильные и запоминающиеся примеры на каждый пункт правила также хорошо помогают преодолеть затруднения. Придумывайте свои краткие и смешные примеры - с ними грамматика великого и могучего будет совсем не страшной!

Слаб человек, в связи с этим постоянно нуждается в самоутверждении.

Сегодня у нас сбой в связи, с этим мы уже работаем, совсем скоро всё наладится.

Эти высказывания объединены использованием одного и того же сочетания. И в каждом случае разные. Разберёмся в этой проблеме вместе.

Запятая между словами не нужна

«В связи с этим» - нужна ли запятая между словами?

Когда имеем дело с сочетанием «в связи с этим», должны анализировать все возможные случаи постановки запятой. Стоит в этом потренироваться. Далее предлагем вам специальные тексты, которые можно использовать именно с этой целью.

Текст № 1

Прочитайте текст. В какой роли выступает данное сочетание?

Мало кто знает, что первые сокращения, или аббревиатуры, появились очень давно - вместе с письменностью. Сокращения, в большом количестве присутствовавшие в тексте, были необходимостью, так как материал, на котором писали книги, стоил дорого. Ещё дороже был труд переписчика, месяцами трудившегося над одной только книгой, в связи с этим стали появляться стандартные сокращения, которые должен был знать каждый образованный человек. Обычно это были имена собственные, называющие знаменитых людей, часто употребляемые глаголы и самые известные библейские и церковные слова.

Было два способа сокращения: либо по первой и последней букве (при этом над сокращением ставилось специальное титло), либо вместо слова оставалась лишь одна буква.

Ответ на вопрос: это союз, который соединяет главное предложение и придаточное со значением следствия.

Текст № 2

Прочитайте текст. Найдите данное сочетание и определите его роль в предложении.

что в наше время язык во многом отличается от старославянского, имеют всё ту же функцию - они преследуют цель экономить место и время. Ведь не в пример быстрее и проще использовать коротенькое сокращение из трёх букв, чем выписывать длиннющее определение или название, состоящее из нескольких, порою очень сложных, слов.

Однако использование таких сокращений требует учитывать тонкости и преодолевать определённые трудности. В частности, нужно определять род аббревиатур и уметь их склонять. Есть неизменяемые слова, например, МГУ, ООО и тому подобные, однако имеются и настолько устойчивые сокращения, которые в сознании людей имеют статус целого слова и изменяются соответствующим образом. В связи с этим возникают трудности употребления аббревиатур. Избежать этих сложностей можно, запомнив одно простое правило: род определяется по главному слову: МГУ - университет (муж.род), ООН - организация (жен.род).

Ответ на вопрос: это предлог с местоимением.

Текст № 3

Прочитайте текст. Найдите нужное сочетание и определите его роль в предложении.

Я абонент МТС, и у меня часто бывают перебои в связи, с этим я обратилась в ближайший офис упомянутого провайдера. Но и там мне ничем не смогли помочь. Далее приехала в другой салон, там работал молодой человек, который вообще ничего нормально не знал. Единственный адекватный сотрудник оказался в третьем салоне. Услышав о перебоях в связи, с этим вопросом обратился к кому-то по телефону. Вскоре всё наладилось. Но всё равно я с тех пор расшифровываю МТС как «местами тебя слышно».

Ответ на вопрос: в этом тексте два случая употребления сочетания, в обоих из них слова являются самостоятельными: « в связи» - существительное, «с этим» - указательное местоимение.

Иммунная система представляет собой совокупность особых тканей, органов и клеток. Это достаточно сложная структура. Далее разберемся, какие элементы входят в ее состав, а также каковы функции иммунной системы.

Общие сведения

Основные функции иммунной системы - истребление чужеродных соединений, попавших в организм, и защита от различных патологий. Структура представляет собой барьер на пути инфекций грибковой, вирусной, бактериальной природы. Когда у слабый или происходит сбой в его работе, повышается вероятность проникновения чужеродных агентов в организм. В результате могут возникнуть различные заболевания.

Историческая справка

Понятие "иммунитет" было введено в науку русским ученым Мечниковым и немецким деятелем Эрлихом. Они исследовали существующие которые активизируются в процессе борьбы организма с разными патологиями. Прежде всего ученых интересовала реакция на инфекции. В 1908 году их работы в области изучения иммунной реакции были отмечены Нобелевской премией. Кроме того, значительный вклад в исследования внесли и труды француза Луи Пастера. Он разработал методику вакцинации от ряда инфекций, представлявших опасность для человека. Изначально существовало мнение, что защитные структуры организма направляют свою активность только на устранение инфекций. Однако последующие исследования англичанина Медавара доказали, что иммунные механизмы срабатывают при вторжении любого чужеродного агента, да и вообще реагируют на любое вредоносное вмешательство. Сегодня под защитной структурой главным образом понимают устойчивость организма к разного рода антигенам. Кроме того, иммунитет - это ответная реакция организма, нацеленная не только на уничтожение, но и на устранение "врагов". Если бы не было защитных сил у организма, то люди не смогли бы нормально существовать в условиях окружающей среды. Наличие иммунитета позволяет, справляясь с патологиями, доживать до старости.

Органы иммунной системы

Они подразделяются на две большие группы. Иммунная система центральная участвует в формировании защитных элементов. У людей в эту часть структуры входят тимус и костный мозг. Периферические органы иммунной системы представляют собой среду, где созревшие защитные элементы обезвреживают антигены. В эту часть структуры входят лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань в пищеварительном тракте. Также установлено, что защитными свойствами обладают кожа и нейроглия ЦНС. Кроме перечисленных выше, существуют также внутрибарьерные и забарьерные ткани и органы иммунной системы. Первая категория включает в себя кожу. Забарьерные ткани и органы иммунной системы: ЦНС, глаза, семенники, плод (при беременности), паренхима тимуса.

Задачи структуры

Иммунокомпетентные клетки в лимфоидных структурах представлены преимущественно лимфоцитами. Они рециркулируют между составными компонентами защиты. При этом считается, что они не возвращаются в костный мозг и в тимус. Функции иммунной системы органов следующие:


Лимфоузел

Этот элемент образован мягкими тканями. Лимфоузел имеет форму овала. Его размер - 0.2-1.0 см. В нем присутствуют иммунокомпетентные клетки в большом количестве. Образование имеет особое строение, которое позволяет формировать большую поверхность для обмена лимфы и крови, протекающей сквозь капилляры. Последняя поступает из артериолы и выходит по венуле. В лимфоузле происходит иммунизация клеток и формирование антител. Кроме того, образование фильтрует чужеродные агенты и мелкие частицы. В лимфоузлах в каждом участке тела присутствует собственный набор антител.

Селезенка

Внешне она напоминает большой лимфоузел. Выше указаны основные функции иммунной системы органов. Селезенка выполняет и некоторые другие задачи. Так, например, кроме продуцирования лимфоцитов, в ней фильтруется кровь, хранятся ее элементы. Именно здесь происходит разрушение старых и неполноценных клеток. Масса селезенки составляет порядка 140-200 граммов. Ее представлена в виде сети из ретикулярных клеток. Они располагаются вокруг синусоидов (кровеносных капилляров). В основном селезенка заполнена эритроцитами или лейкоцитами. Эти клетки не контактируют друг с другом, изменяются по составу и количеству. При сокращении гладкомышечных капсульных тяжей происходит выталкивание некоторого числа подвижных элементов. В результате происходит уменьшение селезенки в объеме. Весь этот процесс стимулируется под воздействием норадреналина и адреналина. Эти соединения выделяются постганглионарными симпатическими волокнами либо мозговым участком надпочечников.

Костный мозг

Этот элемент представляет собой мягкую губчатую ткань. Располагается она внутри плоских и трубчатых костей. Центральные органы иммунной системы продуцируют необходимые элементы, которые далее распределяются по зонам организма. В костном мозге вырабатываются тромбоциты, эритроциты и лейкоциты. Аналогично прочим кровяным клеткам, они становятся зрелыми после того, как приобретут иммунную компетентность. Другими словами, на их мембранах сформируются рецепторы, характеризующие сходство элемента с другими ему подобными. Кроме создают условия для приобретения защитных свойств такие органы иммунной системы, как миндалины, пейеровые бляшки кишечника, тимус. В последних происходит созревание В-лимфоцитов, обладающих огромным количеством (в сто - двести раз большим, чем у Т-лимфоцитов) микроворсинок. Кровоток осуществляется по сосудам, которые включают в себя синусоиды. Посредством их в костный мозг проникают не только и прочие соединения. Синусоиды являются каналами передвижения кровяных клеток. При стрессе ток снижается практически вдвое. При успокоении кровообращение повышается до восьмикратных объемов.

Пейеровы бляшки

Эти элементы сосредоточены в кишечной стенке. Они представлены в виде скоплений лимфоидной ткани. Основная роль принадлежит системе циркуляции. Она состоит из лимфатических протоков, соединяющих узлы. По этим каналам транспортируется жидкость. Она не имеет цвета. В жидкости присутствует большое количество лимфоцитов. Эти элементы обеспечивают защиту организма от заболеваний.

Тимус

Его называют еще вилочковой железой. В тимусе происходит размножение и созревание лимфоидных элементов. Вилочковая железа выполняет эндокринные функции. Из ее эпителия в кровь выделяется тимозин. Кроме того, тимус - это иммунопродуцирующий орган. В нем происходит формирование Т-лимфоцитов. Этот процесс происходит благодаря делению элементов, имеющих рецепторы к чужеродным антигенам, проникавшим в организм в детстве. Формирование Т-лимфоцитов осуществляется вне зависимости от их количества в крови. Не влияет на процесс и содержание антигенов. У молодых людей и детей тимус активнее, чем у людей более старшего возраста. С течением лет вилочковая железа уменьшается в размере, а работа ее становится не такой быстрой. Подавление Т-лимфоцитов происходит при стрессовых воздействиях. Речь может идти, например, о холоде, тепле, психоэмоциональном напряжении, кровопотере, голодании, чрезмерной физической нагрузке. У людей, подверженных стрессовым ситуациям, иммунитет слабый.

Прочие элементы

К органам иммунной системы относится и червеобразный отросток. Его еще называют "кишечной миндалиной". Под воздействием изменений в деятельности начального отдела толстой кишки меняется и объем лимфоткани. Органы иммунной системы, схема которых расположена ниже, включают в себя также миндалины. Они находятся по обеим сторонам глотки. Миндалины представлены небольшими скоплениями лимфоидной ткани.

Главные защитники организма

Выше описаны вторичные и центральные органы иммунной системы. Схема, представленная в статье, показывает, что ее структуры распределены по всему организму. Главными же защитниками являются лимфоциты. Именно эти клетки отвечают за уничтожение больных элементов (опухолевых, инфицированных, патологически опасных) или чужеродных микроорганизмов. Самыми важными считаются Т- и В-лимфоциты. Их работа осуществляется в комплексе с прочими иммунными клетками. Все они предотвращают вторжение инородных субстанций в организм. На начальном этапе происходит в некотором роде "обучение" Т-лимфоцитов отличать нормальные (собственные) белки от чужеродных. Этот процесс происходит в тимусе в детском возрасте, поскольку именно в этот период вилочковая железа наиболее активна.

Работа защиты организма

Следует сказать, что иммунная система формировалась в течение продолжительного эволюционного процесса. У современных людей эта структура действует как отлаженный механизм. Он помогает человеку справляться с негативным влиянием окружающих условий. В задачи структуры входит не только распознавание, но и выведение проникших в организм чужеродных агентов, а также продуктов распада, патологически изменившихся элементов. Иммунная система обладает способностью определять большое количество инородных веществ и микроорганизмов. Основной целью структуры является сохранение целостности внутренней среды и ее биологической индивидуальности.

Процесс распознавания

Как иммунная система определяет "врагов"? Этот процесс происходит на генном уровне. Здесь следует сказать, что у каждой клетки есть своя, характерная только для данного лица генетическая информация. Ее анализирует защитная структура в процессе обнаружения проникновения в организм или изменений в нем. Если генетическая информация попавшего агента совпадает с собственной, значит, это не враг. Если нет, то, соответственно, это чужеродный агент. В иммунологии "врагов" принято называть антигенами. После обнаружения вредоносных элементов защитная структура включает свои механизмы, начинается "борьба". Для каждого определенного антигена иммунная система продуцирует специфические клетки - антитела. Они связываются с антигенами и нейтрализуют их.

Аллергическая реакция

Она является одним из механизмов защиты. Это состояние характеризуется усилением реагирования на аллергены. К этим "врагам" относят предметы либо соединения, которые негативно воздействуют на организм. Аллергены бывают внешними и внутренними. К первым следует отнести, например, продукты, принимаемые в пищу, лекарства, различные химические вещества (дезодоранты, духи и прочее). Внутренние аллергены - это ткани самого организма, как правило, с измененными свойствами. К примеру, при ожогах защитная система воспринимает мертвые структуры как чужеродные. В связи с этим она начинает вырабатывать против них антитела. Аналогичными можно считать реакции на пчел, ос и прочих насекомых. Развитие аллергической реакции может происходить последовательно либо бурно.

Иммунная система ребенка

Ее формирование начинается уже в самые первые недели вынашивания. Иммунная система ребенка продолжает развиваться после его рождения. Закладка основных защитных элементов осуществляется в тимусе и костном мозге плода. Пока малыш находится в материнском утробе, его организм встречается с небольшим числом микроорганизмов. В связи с этим его защитные механизмы неактивны. До рождения ребенок защищен от инфекций иммуноглобулинами матери. Если на нее будут неблагоприятно воздействовать какие-либо факторы, то правильное формирование и развитие защиты малыша может нарушиться. После рождения в этом случае ребенок может болеть чаще, чем другие дети. Но все может произойти по-другому. К примеру, в период беременности мама ребенка может перенести инфекционное заболевание. А у плода может сформироваться стойкий иммунитет к данной патологии.

После рождения на организм нападает огромное количество микробов. Иммунная система должна им сопротивляться. В течение первых лет жизни защитные структуры организма проходят своеобразное "обучение" по распознаванию и уничтожению антигенов. Вместе с этим происходит запоминание контактов с микроорганизмами. В итоге формируется "иммунологическая память". Она необходима для более быстрого проявления реакции на уже известные антигены. Надо полагать, что иммунитет у новорожденного слабый, он не всегда способен справиться с опасностью. В этом случае на помощь приходят антитела, полученные внутриутробно от матери. Они присутствуют в организме в течение приблизительно первых четырех месяцев жизни. В течение последующих двух месяцев белки, полученные от матери, постепенно разрушаются. В период с четырех до шести месяцев малыш наиболее подвержен болезням. Интенсивное формирование иммунной системы ребенка происходит до семи лет. В процессе развития организм знакомится с новыми антигенами. Иммунная система в течение всего этого периода обучается и подготавливается к взрослой жизни.

Как помочь неокрепшему организму?

Специалисты рекомендуют позаботиться об иммунной системе ребенка еще до его рождения. Это значит, что будущей матери необходимо укрепить свою защитную структуру. В дородовой период женщине нужно правильно питаться, принимать специальные микроэлементы и витамины. Умеренная физическая нагрузка также важна для иммунитета. Ребенку в первый год жизни необходимо получать материнское молоко. Рекомендуется продолжать грудное вскармливание как минимум до 4-5 месяцев. С молоком в организм малыша проникают защитные элементы. В этот период они очень важны для иммунитета. Ребенку можно даже закапывать молоко в носик во время эпидемии гриппа. Оно содержит очень много полезных соединений и поможет малышу справиться с негативными факторами.

Дополнительные методы

Тренировка иммунной системы может проводиться различными способами. Наиболее распространенными считаются закаливание, массаж, гимнастика в хорошо проветренном помещении, солнечные и воздушные ванны, плавание. Существуют также различные средства для иммунитета. Одним из них являются прививки. Они обладают способностью к активизации защитных механизмов, стимулируют выработку иммуноглобулинов. Благодаря введению специальных сывороток формируется память структур организма к вводимому материалу. Еще одни средства для иммунитета - это специальные препараты. Они стимулируют деятельность защитной структуры организма. Называются эти медикаменты иммуностимуляторами. Это препараты интерферона («Лаферон», «Реаферон»), интерфероногены («Полудан», «Абризол», «Продигиозан»), стимуляторы лейкопоэза — «Метилурацил», «Пентоксил», иммуностимуляторы микробного происхождения — «Продигнозан», «Пирогенал», «Бронхомунал», иммуностимуляторы растительного происхождения — настойка лимонника, экстракт элеутерококка, витамины и мн. др.

Назначить данные средства может только иммунолог либо педиатр. Самостоятельное применение препаратов этой группы крайне не рекомендовано.

На здоровье человека влияют различные факторы, но одной из главных является иммунная система. Она состоит из множества органов, выполняющих функции защиты всех остальных составляющих от внешних, внутренних неблагоприятных факторов, противостоит болезням. Важно поддерживать иммунитет в порядке, чтобы ослабить вредные воздействия извне.

Что такое иммунная система

В медицинских словарях и учебниках говорится, что иммунная система – это совокупность составляющих ее органов, тканей, клеток. Все вместе они образуют комплексную защиту организма от заболеваний, а также истребляют уже попавшие в тело чужеродные элементы. Свойства ее заключаются в препятствии проникновения инфекций в виде бактерий, вирусов, грибков.

Функциями иммунной системы считаются:

Центральные и периферические органы иммунной системы

Появившись как помощник в борьбе за выживание у многоклеточных организмов, иммунная система человека и ее органы стали важной составляющей всего тела. Они соединяют органы, ткани, защищают организм от чужеродных на генном уровне клеток, веществ, поступающих извне. По своим параметрам функционирования иммунная система аналогична нервной. Сходством является и устройство – система иммунитета включает в себя центральные, периферические составляющие, реагирующие на разные сигналы, включающие большое количество рецепторов, обладающих специфической памятью.

Центральные органы иммунной системы

  1. Красный костный мозг является центральным органом, поддерживающим иммунитет. Он представляет собой мягкую губчатую ткань, расположен внутри костей трубчатого, плоского типа. Его главной задачей считается производство лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, образующих кровь. Примечательно, что у детей этого вещества больше – все кости содержат красный мозг, а у взрослых – только кости черепа, грудины, ребра, малый таз.
  2. Вилочковая железа или тимус расположена за грудиной. Она вырабатывает гормоны, повышающие количество Т-рецепторов, экспрессию В-лимфоцитов. От возраста зависит размер, активность железы – у взрослых она меньше по размеру и значению.
  3. Селезенка – третий орган, внешне напоминает большой лимфатический узел. Помимо хранения крови, ее фильтрации, сохранения клеток, считается вместилищем лимфоцитов. Здесь разрушаются старые неполноценные кровяные клетки, образуются антитела, иммуноглобулины, происходит активация макрофагов, поддерживается гуморальный иммунитет.

Периферические органы иммунной системы человека

Лимфатические узлы, миндалины, аппендикс относятся к периферическим органам иммунной системы здорового человека:

  • Лимфоузлом называется овальное образование, состоящее из мягких тканей, размер которого не превышает сантиметра. В нем содержится большое количество лимфоцитов. Если лимфоузлы прощупываются, видны невооруженным глазом, это свидетельствует о воспалительном процессе.
  • Миндалины тоже представляют собой небольшие скопления лимфоидной ткани в форме овала, найти их можно в глотке полости рта. Их функция – защита верхних дыхательных путей, снабжение организма нужными клетками, формирование микрофлоры во рту, на небе. Разновидностью лимфоидной ткани являются Пейеровы бляшки, расположенные в кишечнике. В них созревают лимфоциты, формируется ответ иммунитета.
  • Аппендикс долгое время считался рудиментарным врожденным отростком, не нужным для человека, но это оказалось не так. Это важная иммунологическая составляющая, включающая в себя большое количество лимфоидной ткани. Орган участвует в производстве лимфоцитов, хранении полезной микрофлоры.
  • Еще одной составляющей периферического типа считается лимфа или лимфатическая жидкость без цвета, содержащая множество белых кровяных телец.

Клетки иммунной системы

Важными составляющими по обеспечению иммунитета являются лейкоциты, лимфоциты:

Как работают органы иммунитета

Сложно устроенная иммунная система человека и ее органы работают на генном уровне. Каждая клетка обладает своим генетическим статусом, который органы анализируют при проникновении в организм. В случае несовпадения статуса включается защитный механизм выработки антигенов, которые являются специфическими антителами для каждого вида проникновения. Антитела связываются с патологией, ликвидируя ее, клетки устремляются к продукту, уничтожают его, при этом можно видеть воспаление участка, затем образуется гной из погибших клеток, который выходит с кровотоком.

Аллергия является одной из реакций врожденного иммунитета, при которой здоровый организм уничтожает аллергены. Внешними аллергенами считаются пищевые, химические, медицинские средства. Внутренние – собственные ткани с измененными свойствами. Это могут быть мертвые ткани, ткани с воздействиями пчел, пыльцы. Аллергическая реакция развивается последовательно – при первом воздействии аллергена на организм антитела накапливаются без потери, а при последующих – реагируют симптомами высыпания, опухоли.

Как повысить иммунитет человека

Для стимулирования работы иммунной системы человека и ее органов нужно правильно питаться, вести здоровый образ жизни с физическими нагрузками. Нужно включить в рацион овощи, фрукты, чаи, проводить закаливание, регулярно гулять на свежем воздухе. Дополнительно улучшить работу гуморального иммунитета помогут неспецифические иммуномодуляторы – лекарственные препараты, которые можно приобрести по рецепту врача в период эпидемий.

Видео: иммунная система организма человека

Организм человека это совокупная система, продуманная природой до мельчайших деталей. Выходя из строя какой-либо механизм нарушает целостность структуры и развивается заболевание. Для предотвращения изменений необходимо не только вести здоровый образ жизни, но и правильно укреплять работоспособность внутренних органов, что отвечает за иммунитет.

Из чего состоит иммунитет человека

Резистентность - защитная система, способствующая сохранению постоянства процессов в гомеостатических механизмах, выработке антител к болезнетворным агентам и подавлению мутаций собственных клеток.

Гомеостаз - внутренняя среда, жидкостный компоненты: кровь, лимфа, соли, спиномозговая, тканевая, белковые фракции, жироподобные соединения и другие вещества, которые образуют обменные процессы необходимые для нормального течения физиологических и химических реакций обуславливающих полноценную здоровую жизнедеятельность. Сохраняя относительное постоянство процессов человек защищен от болезнетворных и опасных микроорганизмов. Изменение гомеостатических показателей говорит о наличии сбоя в функционировании сопротивляемости и нарушении полноценной работоспособности всего организма.

Иммунная система состоит из врожденного, генетически заложенного резистентного статуса, а так же из приобретенного видов невосприимчивости к чужеродным агентам.

Неспецифический тип отвечает за защиту на 60%. Появляясь во внутриутробном состоянии, после рождения резистентность у ребенка способна:

  • Различать клеточные структуру по принципу свой или чужой;
  • Активировать фагоцитоз;
  • Систему комплимента: глобулины, вызывающие последовательность возникновения специфического иммунного ответа;
  • Цитокины;
  • Гликпротеиновые связи.

Благодаря отлаженным механизмам и реакциям в организме при наличии угрозы срабатывают процессы по обнаружению, поглощению и уничтожению чужеродных агентов.

Специфический тип сопротивляемости вырабатывается при непосредственном контактировании с антигеном. Совершенствует механизмы на протяжении всей жизнедеятельности. Осуществляется:

  • Гуморальными реакциями - образование белковых антител иммуноглобулинов. Различают по структуре и функционалу: А, Е, М, G, Д;
  • Клеточный - предпологает активное участие в уничтожении болезнетворного объекта телами лимфоцетарной системы типа Т - тимус зависимыми, к ним относятся супрессоры, киллеры, хелперы, цитотоксические.

Все структуры, как специфического так и не специфического работают в совокупности и обеспечивают сильную защиту, образуя рост иммунной реакции от локального, то есть местной сопротивляемости, до активирования всех резистентных механизмов по мере распространения инфекции.

Классифицируется на:

  • Врожденный - индивидуальная генетическая особенность, предотвращающая или вызывающая заболевание определенного вида. Например человек не восприимчив к тяжелыми патологиям, поражающие животные организмы;
  • Приобретенный - проявление функции по запоминанию чужеродного объекта и усилению действия механизмов защиты на повторное вторжение инфекции, так как иммунитет выработался в форме антитела.

Так же рассматривается в видах резистентности:

  • Естественного, вырабатываемого при непосредственном контакте с антигеном;
  • Искусственного - получаемого путем введения вакцин, сывороток, иммуноглобулинов.

Сопротивляемость организма, так же как и любая другая система подвержена заболеваниям, классифицируемым по наличию и активности течения реакций:

  • Аллергия;
  • Неадекватная воздействие на родные клетки;
  • Дефицит способностей к невосприимчивости.

Для обеспечения надежной защиты используются методы профилактики и укрепления сопротивляемости:

Где находится

Что входит в иммунную систему человека - каждая часть несет на себе определенный функционал и подразделяется условно на:

  • Центральную;
  • Периферическую.

Какой орган отвечает за иммунитет человека - полноценная резистентная совокупность соединяет между своими частями все ткани и центральные анатомические структуры.

Наглядно расположение основных элементов иммунитета показывают схемы строения человека:

  • Аденоиды, миндалины;
  • Яремная вена;
  • Вилочковая железа;
  • Лимфатические узлы и протоки: шейные, подмышечные, паховые, кишечные, афферентные;
  • Селезенка;
  • Красный косный мозг.

Так же в организме человека распространена сеть лимфа узлов, обеспечивающая контроль над каждым участком тела.

В крови и других жидкостях постоянно циркулируют компетентные клетки резистентной системы, обеспечивающие мгновенное распознавание, распространение информации об обнаружении чужака и подбор механизмов атаки для уничтожения возбудителя болезни.

Как вырабатывается

В организме человека какой орган отвечает за иммунитет имеет большое значение, так как механизм начала и течения иммунного ответа состоит из совокупных последовательных реакций и функций неспецифического сопротивления, гуморальной и клеточной защиты.

Первичная линия обороны направлена на предотвращение проникновения инфекции во внутренние структуры. К ним относятся: здоровая кожа, слизистые, естественные секреторные жидкости, гематоэнцеалогические барьеры. А так же особые белковые соединения - интерферон.

Второе направление защитных элементов активирует активность, когда в организм непосредственно проникла инфекция. Различают системы:

  • Распознавания антигенов - моноциты;
  • Исполнения и уничтожения - лимфоциты типа Т, В;
  • Иммуноглобулины.

Так же аллергическая реакция замедленного или быстрого вида на раздражитель считается частью резистентного ответа.

В организме человека защитные иммунокомпитентные клетки формируются:

  • В первом, случае в селезенке: фагоциты, растворимые тельца: цитокины, ситема комплимента, интерлейкины, гликопротеин;
  • Во втором - элементы проходят процесс образования из стволовых клеток попадая в тимус. Созревшие они распространяются по всему телу и накапливаются в лимфоидной ткани, узлах.

Механизм иммунного ответа:

  • При проникновении образуется хемокин, вызывающий воспаление и привлекающий резистентные тельца;
  • Рост активности фагоцитов и макрофагов;
  • Формирование иммуноглобулинов;
  • Подбор реакции для обеспечения связи антитело-антиген.

Функции

Главные особенности внутренних структур входящих в систему резистентности лучше всего рассматривать в форме таблицы

органы иммунитета

характеристика

Красный косный мозг

Полужидкое вещество губчатой консистенции с темным бордовым оттенком. Располагается в зависимости от возраста: ребенок - все кости, подростки и старшее поколение - черепные кости, таз, ребра, грудина, позвоночник.

Обеспечивает кроветворение: лейкоциты, тромбоциты. эритроциты, полноценную сопротивляемость: лимфоциты (Поддерживает процесс созревания типа В, связь с клетками Т вида), макрофаги, стволовые элементы.

Вилочковая железа

Появляется внутриутробном периоде. С возрастом сокращается. Расположена в верхней части грудины в виде долей охватывающих трахею.

Формирование иммунных гормонов, развитие защитных антител. Участвует в обменных процессах, в том числе регулирует минерализацию костной структуры. Обеспечивает нервно0мышечную связь.

Селезенка

Овальный орган в виде железы. Находится вверху брюшины за желудком.

Хранит запас крови, защищает от разрушения телец. Содержит запас зрелых лимфоцитов. Образует способность вырабатывать антитела и иммуноглобулины. Активирует гуморальные реакции. Главными функциями считаются: распознавание болезнетворных объектов, а так же переработка и утилизация старых и неполноценных телец гемы.

Типы лимфоидной ткани:

Миндалины

Расположена в глотке.

Обеспечивает местный пограничный иммунитет верхних дыхательных путей. Поддерживает микрофлору слизистых во рту.

Пейеровы бляшки

Распространены в кишечнике.

Формируют резистентный ответ. Препятствуют росту условно-патогенной и болезнетворной фауны. Нормализуют и отвечает процесс созревания лимфоцитов.

Находятся в подмышках, паху, в других местах по пути тока лимфы. В организме их около 500. имеют самую разнообразную форму.. представляет собой капсулу, покрытую соединительной тканью с внутренней системой синусов. С одной стороны - вход для артерий и нервов, с другой - сосуды и венозные каналы.

Способствуют задержке возбудителей, проникших в лимфу.

Активно принимает участие в процессе образования иммунных и плазматических клеток.

Иммунокомпетентные клетки

Лимфоциты типа:

В - антителопродуценты;

Т - стволовые тельца красного костного мозга, созревающие в тимусе,

Обеспечивают резистентный ответ, определяют силу реактивных процессов, формируют гуморальные механизмы. Способны к запоминанию антигена.