Обучение дошкольников (и детей 1-2 класса) чтению — это тема, вызывающая столько вопросов, что я решила не писать о ней в про дошкольников, а выделить это в отдельную статью. Итак, сегодня про самые актуальные вопросы обучения чтению на английском языке.

Очень часто родители, вспоминая как учили язык они когда-то, задают этот, уже почти классический, вопрос:

А как же транскрипция?

Во первых, транскрипция не учит читать . И никогда не учила. Те, кто изучал транскрипцию, признайтесь: читая текст на английском, представляете ли вы его, записанным транскрипционными значками? Конечно, нет. Для того, чтобы читать, транскрипция не нужна.

Транскрипция помогает узнать, как произносится незнакомое слово. Раньше чуть ли не единственным способом это узнать, когда рядом нет учителя, был бумажный словарь. Поэтому, изучая правила чтения (в пятом, кстати, классе) сразу брали и транскрипционные значки, чтобы дети могли дома воспользоваться словарем. Повторю, не для чтения, для пользования словарем! Но теперь то в нашем распоряжении очень много всевозможных ресурсов. Есть и учебник с аудиоприложением, где озвучены новые слова, тексты, песни и т.д; есть компьютер, смартфон или планшет с озвученными словарями, да в крайнем случае практически любой онлайн-словарь предоставляет возможность послушать новое слово. В бумажный словарь дети заглядывают все реже и реже. И это нормально. Это прогресс.

Во вторых, маленького ребенка транскрипция только запутает . Ее можно давать, начиная с младшего подросткового возраста. В том же пятом классе вполне можно, хотя теперь уже и не обязательно. А представьте, дошкольник или первоклассник, только недавно выучил русский алфавит, изучает английский алфавит — это уже две знаковые системы, которые он должен держать в голове. И тут некоторые вводят третью знаковую систему, которая нужна, чтобы расшифровать вторую. Правда, сложно звучит? А теперь представьте, как сложно ребенку. Нет, ребенок с хорошей памятью, конечно, и такое освоит. Но зачем? Всему свое время.

Почему нельзя подписывать слова русскими буквами?

Иногда вижу, что некоторые родители и даже (о ужас!) коллеги подписывают ребенку под словом как оно читается русскими буквами. Так делать нельзя. Никогда. Вообще.

Во первых , русскими буквами нельзя передать английские звуки. Записывая слова русскими буквами, вы сами портите ребенку произношение. Которое, кстати, в детском возрасте формируется наиболее естественно.

Во вторых , если слово подписано по-русски, что будет делать ребенок? Правильно, он будет его читать. Не запоминать как оно пишется по английски, а читать эти самые русские буквы. Как слово звучит, он запомнит, но, встретив это слово в новом тексте, скорее всего не узнает.

С дошкольниками и младшими школьниками обучение чтению начинается с алфавита и звуков . И главную роль играет не алфавит, а именно звуки. Запомнить алфавит очень легко — достаточно регулярно включать ребенку алфавитные песенки, которых на YouTube великое множество . А вот, чтобы начать читать, ребенок должен усвоить, какая буква алфавита какой звук дает. Для этого мы с учениками (используя игры с карточками, видео, TPR — о нем ) на каждую букву алфавита запоминаем ее звук и одно или два слова, которые с этого звука начинаются. Например, видя букву Bb, дети сразу вспоминают мяч — ball, а значит и звук /b/. Дома можно дополнительно послушать такие вот phonics songs .

Для обучения детей чтению существует два способа. И наилучший эффект будет, если использовать оба способа одновременно.

Метод целых слов.

Этот способ обучения чтению предлагают авторы большинства детских учебников. Согласно данному методу, новые слова даются следующим образом: картинка + слово. Дети смотрят в учебнике на картинки с подписанными к ним словами, слушают, повторяют за диктором, играют с карточками. Обычно, учитель использует два набора карточек: карточки с картинками и карточки со словами. В специальных учебных играх с этими карточками дети запоминают, какое слово подходит к какой картинке.

То есть механизм такой — ребенок не разбирает слово на звуки, он соотносит зрительный образ целого слова с его звучанием (благодаря этому, метод целых слов можно начинать использовать параллельно с изучением алфавита и звуков, не дожидаясь, пока все буквы будут изучены). Потом, видя изученное слово в тексте, ребенок вспоминает, как оно звучит и может его прочитать. Этот метод хорош тем, что в английском чуть ли не половина слов — исключения, которые читаются не по правилам и иного способа выучить эти слова как запомнить просто нет.

Метод обучения по фониксам.

Одного метода целых слов все же недостаточно. Чтобы ребенок действительно хорошо зачитал, лучше подкрепить учебник с его методом целых слов изучением чтения по правилам. Для этого с малышами лет с 6 используются фониксы — это такие пособия, где слова собраны группами, в зависимости от того, по какому правилу он читаются. Слушая и читая эти группы слов, ребенок выводит закономерности чтения. Например, прослушав, повторив за диктором и, возможно, обыграв в играх слова cat-fat-mat-bat, большинство детей сами смогут прочитать слово sat и ему подобные.

Обычно, фониксы — это красивые книги с картинками, аудио- и иногда видео-приложением (из тех, что мне нравятся — Oxford Phonics World для дошкольников и Sounds Great для началки, оба в 5 частях), есть также интерактивные программы (Starfall , Teach Your Monster to Read) и видеокурсы (например, потрясающий курс Hooked on Phonics ). Некоторые авторы дают фониксы прямо в учебнике, например, в учебнике Family and Friends фониксы есть, но они растянуты аж на несколько лет (!) изучения. На самом деле, для изучения всех правил чтения малышам достаточно одного учебного года.

И как же быстро научиться данному навыку?

Для того, чтобы достигнуть цели, нужно разбить ее на этапы достижения. Как же быстро научиться данному навыку?

Выделим несколько составляющих:

  1. Первое — необходимо выучить алфавит и особое внимание обратить на произношение букв.
  2. Второе — выучить буквосочетания, употребляемых в составе слов в английском языке. К примеру, буквосочетания гласных -ch, -sh и т.д.).
  3. Третье — необходимо не только учить слова, но и особое внимание уделять их транскрипции, то есть правильному произношению.
  4. Научиться читать фразы и предложения, правильно употреблять интонацию.

Из статьи вы узнаете:

Как научиться самостоятельно читать по-английски с нуля

Теперь рассмотрим подробнее, как именно быстро освоить умение читать.

При освоении алфавита, обязательно нужно выучить транскрипцию каждой буквы и при этом знать, что произношение той или иной буквы английского алфавита может быть разным в зависимости от слова и порядка букв. Не подписывайте транскрипцию русским буквами — так вы сразу устраните проблему «ломаного английского».

Особое внимание уделите второму этапу — буквосочетаниям, слогам. Выучите . Правила чтения открытого, закрытого слова, употребления буквосочетаний — их немного, но если чем больше вы обратите внимание на подобные мелочи, тем быстрее продвинетесь в обучении.

Правильное произношение разных сочетаний гласных и согласных букв — вот основной ключ к быстрому освоению чтения.

После освоения слов, обратите внимание на интонацию — это уже игра голосом.

Как научиться читать по-английски правильно

Как отмечалось выше, ни в коем случае не используйте учебники или словари, где транскрипция написана русскими буквами. ТАк вы исковеркаете свое произношение.

В английском языке всего лишь 6 гласных — A, O, E, I, U, Y и у каждой буквы насчитывается 4 способа произношения в зависимости от типа слова.

Также гласные в сочетании с другими образуются дифтонги и трифтонги (выучить которые не так сложно — всего из 8 и 2 соответственно.

И тут на помощь приходит транскрипция. При самостоятельном обучении чтению на английском языке, стоит особое внимание обратить именно на написанные в словаре справа в квадратных скобках значки греческого и латинского алфавита.

Для того, чтобы обозначить долготу того или иного звука, в транскрипции ставится двоеточие после него. Таким образом транскрипция расшифровывает звуковой образ любого слова английского языка.

Произношение — главная составляющая успешного освоения чтения

1. Особенности артикуляции. Английские слова необходимо произносить как будто с силой, выдыхая и напрягаю мышцы рта.

2. Положение языка . У носителя английского языка язык лежит плоско, а его коник загнут вверх и будет находиться у альвеол (бугорки над верхними зубами) или чуть до них не дотягиваться.

Это важный момент. Вы можете держать язык во рту прижатым к верхним бугоркам над верхними зубами, и таким образом через некоторое время очень хорошо и внятно читать на английском с минимальным акцентом.

Очень хорошо смотреть видео, на которых в доступной форме дается ответ на вопрос — как же быстро и хорошо читать по-английски.

Справочный материал при самостоятельном обучении чтению

Научиться читать по-английский можно и наиболее правильно в данном случае — использование англо-русского словаря с транскрипцией. Каждое незнакомое слово необходимо смотреть в словаре и тут же выучивать его произношение (в этом вам поможет транскрипция).

Большинство родителей хотят, чтобы их дети начали обучение иностранным языкам как можно раньше. Научить их читать, понимать, разговаривать. И это правильно, хотя подразумевает большую нагрузку на чадо. И сегодня мы расскажем как научить ребенка читать по английски. Приступать к занятиям можно начиная с трех лет , а идеальным возрастом для обучения чтению на английском считается пять лет. Чтобы этот процесс проходил с максимальной эффективностью и безболезненно для детей, родителям нужно следовать определенным рекомендациям.

Сначала требуется установить четкую последовательность обучения. Каждый урок должен быть поделен на отдельные части, общая продолжительность всего занятия не превышает одного часа. Подача материала осуществляется в доступной детскому пониманию форме. Для дошкольников, только начинающих знакомство с английским языком, подойдут яркие картинки . Большое количество практики – ключ к успеху.

Как научить ребенка читать по английски: общие принципы

Первое, следует начать с освоения алфавита . Каждая буква изучается в отдельности. Родитель произносит ее, а после малыш повторяет за ним. Уже со второго занятия стоит дополнить программу повторением изученных букв, чтобы закрепить материал.

Английский для детей должен учитывать определенные особенности языка:

  1. Некоторые буквы читаются по разному с учетом их расположения в слове: G может произноситься как «дж» либо «г», C как «с» или «к», S как «с» или «з» и пр.
  2. При этом отдельные буквы английского алфавита имеют внешнюю схожесть с русскими (Н, Х, В, Р и пр.). Нужно не запутаться, ведь читаем мы эти звуки по разному, к примеру, «a» английская и русская хоть и пишутся абсолютно одинаково, но произносятся иначе – как «а» в русском языке и как «эй» в английском.
  3. Комбинации двух букв могут давать совершенно иной звук, к примеру, the, sh и т.д.

Несоответствие произношения многих слов их написанию вызывает у детей затруднения. Психологически перестроиться чаду, только недавно освоившему русский алфавит, довольно трудно.

Особую важность приобретает правильная транскрипция, под которой понимается графическое отображение произношения букв. Это выглядит сложным лишь на первый взгляд, на деле все гораздо проще. Ниже приведена таблица произношения гласных в английском зыке:

Отдельно стоит остановиться на сочетании гласных звуков, которые произносятся по-другому:

Каждая гласная буква в английском языке читается либо как в алфавите, либо иным образом. В соответствии с алфавитом обычно читаются буквы «a, e, i, o, u» в тех словах, окончанием которых является буква «у» либо в составе которых более одного слога. В коротких словах из одного слова, окончанием которых служит согласная, следует читать указанные буквы по-другому. Это правило крохе нужно обязательно усвоить. Аналогичным образом обстоит ситуация и с буквой «y». Однако логика тут иная: в коротких словах она читается как в алфавите, если является окончанием, в длинных словах — по другому. Необходимо регулярно перечитывать с крохой примеры слов, чтобы они лучше отложились в памяти.

Освоив отдельные буквы, можно переходить к чтению слов на английском. Эффективно действует упражнение, подразумевающие группировку слов по звукам. В ходе их чтения ребенок запоминает буквенные сочетания, тем самым в его голове происходит формирование четкого понимания, как следует читать конкретное слово. Например:

  • Lay, may, say, stay, play, pay, way
  • Game, came, make, Kate
  • Sun, gun, fun, nut, cut, but
  • Sky, shy, by, my, buy

Занятия по английскому языку с детьми младшего возраста должны начинаться с чтения самых легких слов, состоящих из одного слова: dog – собака, box – коробка и т.д. Постепенно можно переходить к более трудным словам. Принцип «от простого к сложному» является основополагающим в ходе обучения.

Учимся читать в игровой форме – подобный вариант для маленьких детей оптимален. Можно воспользоваться вариантом игры с карточками или кубиками. На них нанесены яркие рисунки – изображение одного предмета: книги, стола, чашки и пр. Подобная форма обучения позволяет объединить в голове написание конкретного слова, его произношение и визуализацию.

Далее можно переходить к целым фразам. Предложения должны быть доступны для понимания чада благодаря словам, изученным им на подготовительной стадии. Вместе с тем следует уделить внимание пополнению словарного запаса крохи. Для решения задачи прекрасно подойдут простые фразы, наполняемые различной лексикой:

  • I can see a …cow, three pens, boy
  • I can … jump, run, swim

Чтобы облегчить процесс чтения предложений, можно воспользоваться картинками с отдельными словами.

Следующий этап – чтение простых текстов на английском. Они должны состоять из уже изученных ребенком фраз. Некоторые примеры текстов:

  • Meg is a cat. Meg is small. Meg is black and white. Meg can run and jump.
  • Мэг – кошка. Мэг маленькая. Мэг черно-белая. Мэг может бегать и прыгать.

Отлично подойдут для того, чтобы научить детей читать, небольшие стишки. По мере наполнения словарного запаса более сложными словами можно переходить к чтению текстов большей насыщенности. Занятия в игровой форме позволят детям научиться правильно читать и получить от этого процесса максимум удовольствия. Не забывайте хвалить кроху за каждое достижение.

В приоритете не скорость чтения, а понимание материала. Нужно не заставлять малыша зубрить, а просить читать на английском языке с переводом прочитанных слов. На данном этапе окажут пользу аудиозаписи, которые обучат ребенка правильному произношению. Ребенку необходимо обучиться умению перевести текст. В случае непонимания смысла прочитанного нужно разобрать предложения на отдельные слова и переводить их. Главное – правильное произношение, постановке которого следует уделить пристальное внимание с самого начала процесса обучения.

Описанные советы, как научить ребенка читать на английском, окажут несомненную пользу в этом нелегком деле. Главное в ходе обучения – безграничное терпение родителей. Не стоит торопить малыша: медленно, но верно вы придете к желаемому результату. Побольше практики – и все получится.

У множества людей, только начинающих изучение этого востребованного языка, часто возникают трудности с тем, как научиться читать по-английски. Подобные проблемы связаны с непростыми правилами: многовариантностью произношения некоторых букв, необходимостью запоминания связанных с этим языковых норм, наличием немалого числа исключений. А ведь приходится их еще и в слова соединять, причем произносить те достаточно быстро, чтобы не ускользал смысл текста. Порой люди, взявшиеся за подобное начинание, испытывают почти отчаяние, полагая, будто упустили нужный момент для обучения в детские годы. Это только заблуждение — если прислушаться к некоторым советам, с задачей они справятся.

Научиться читать по-английски с нуля: старт с азов

Тем, у кого нулевые знания этого языка, придется знакомство с ним начинать с алфавита. Требуется соотнести графическое начертание каждой буквы с ее названием. Увидеть весь англоязычный алфавит, послушать произношение названия букв удастся по этой ссылке . Понимание, как научиться правильно читать по-английски, не придет и без осознания особенностей чтения транскрипции. Зная ее, человеку удастся прочесть любое найденное самостоятельно в словаре слово либо выражение. Таблица транскрибирования звуков .

Как научиться правильно читать на английском языке: трудности с гласными

Основные затруднения при поиске правильного произношения возникают в связи с гласными. Согласные обычно произносятся приблизительно одинаково во всех словах, за исключением тех случаев, когда они встречаются в буквосочетаниях , но и у тех транскрипцию запомнить несложно. С гласными значительно сложнее, поскольку способы их произнесения сильно варьируются от соседства с другими буквами, открытости-закрытости слогов. Ключевые варианты, с соответствующим транскрипционным изображением, приведены на этом веб-сайте .

Как научиться читать по английскому языку: регулярное пополнение лексикона

Сложности с тем, как научиться хорошо читать по-английски, неизменно будут подстерегать того, кто предпочтет обходиться имеющимся небольшим запасом стандартных слов и выражений, не стремясь к их пополнению. Последнее — обязательное условие улучшения познаний по иностранному языку, увеличения скорости чтения и осознания, что за конкретным набором символов скрывается. Пополнение лексикона происходит в процессе просмотра иностранных кинофильмов, прослушивания зарубежных музыкальных композиций, общения с англоязычными иностранцами. Подспорьем в усвоении новых слов станут и тренажеры от Lingualeo .

Как быстро научиться читать на английском языке: совершенствование грамматики

Без усвоения грамматических правил сложно добиться полноценного понимания прочитанного. Грамматические конструкции создают основу, скелет любого текста, на который уже нанизывается семантика. На скорости чтения подобное обстоятельство непременно сказывается. Письменная речь, в отличие от устной, не обходится без сложных грамматических структур. Необходимо знать, когда и какая из них уместна. Закреплять освоенное надо на практике — путем регулярного прочтения текстов.

Как быстро научиться читать по-английски: специальный электронный сервис

Жаждущие научиться читать на английском языке самостоятельно обычно сталкиваются с одной общей проблемой: прочтение книг сопряжено с постоянным заглядыванием в словари, что превращает процесс в мучение вместо удовольствия. Во избежание подобного стоит перейти на электронные англоязычные книги, текст которых предварительно прогонять через этот сервис . После экспресс-анализа содержимого он поможет понять, какие словесные конструкции встречаются чаще всего, выдаст переводы непонятных слов/фраз.

Как научиться читать и понимать английский язык: умение анализировать

Один из ключевых моментов улучшения читательских навыков — понимание того, что сказано в тексте. Надо научиться чувствовать логику языка, особенности построения его фраз, семантические нюансы. Если достигнуто понимание смысла, переводить для себя предложения не обязательно. Стоит подхватывать в прочитываемых книгах характерные для иностранного языка фразы, стремиться запомнить их и употреблять в устной речи при случае. Закрепить их в памяти поможет

Собственно, Вы по адресу, уважаемый (-ая)! Многие взрослые, подчеркиваем, используют эту фразу, потому что в ней видна сознательность. Дети, понятное дело, в большинстве своем начинают учить английский сугубо в школе и исключительно "из-под палки". Те, что прониклись любовью к английскому языку сами, - в меньшинстве, но они есть.

Вообще, процесс обучения чтению зависит а) от возраста и б) от уровня имеющихся знаний. Хотя, какой там уровень?! Мы же только хотим научиться читать? Получается, что нужно стартовать от "нулевой отметки". Кем-то когда-то доказано, что чем старше человек, тем меньше способностей к усвоению новых знаний у него имеется. Зато опыта в общении на родном языке у взрослых больше. Он пригодится для того, чтобы сравнивать особенности произношения букв в русском языке и в английском.

У более "опытных" граждан есть возможность заниматься и по самоучителю, но все же рекомендуется нанять педагога, который будет наблюдать за развитием ваших способностей к чтению и произношению. А уж детям наставник в этом процессе просто показан.

Просто и понятно

Если всю теорию обучения чтению на английском свернуть в элементарный порядок действий, в нем получится всего 5 основных пунктов.

  1. С родным языком мы знакомимся еще в раннем детстве. Начинаем сразу со слов, значения которых мы понимаем из связи с предметами, называемыми этими словами. Потом складываем их в предложения. Но, вспомните, с чего началось ваше сознательное освоение русского языка? - С алфавита, верно, молодцы! Так и в английском для начала нужно сложить воедино графическое изображение букв и их произношение.
  2. Научитесь записывать звуки английского языка при помощи транскрипции. Этот метод хоть и "дедовский", но действенный. Многие современные языковые школы уже от него отошли, мотивируя тем, что они учат слушать звуки и сопоставлять их с буквами. Мы же настаиваем на том, что человек должен "видеть" звук, а не только слышать его. Освоить транскрипцию - значит уметь прочитать слово, какими бы особенностями оно не обладало. Ведь помимо правил нередко встречаются и исключения. Так что если у вас возникли сомнения по поводу того, как читать слово, можно всегда свериться с его транскрипцией в словаре.
  3. Не предавайте английским словам "русскую орфографию". Бытует мнение, что "так легче запомнить", если записать слово из английского языка понятными нам символами (a cat - э кэт). Запомнить, конечно, легче. Но, во-первых, это режет глаз и слух, а, во-вторых, наша цель - не просто запомнить, а понять, как научиться читать по-английски ("по-английски" - ключевое слово).

    У англичан в ходу есть пословица о том, что они говорят "Ливерпуль", а писать следует "Манчестер". Это означает то, что английский содержит массу звуков, которых не встретишь в русском языке. Поэтому если мы будем заменять трудные для русского человека звуковые единицы более простыми, мы рискуем заучить слово неправильно и, получается, не выполнить главную цель процесса обучения чтению. Так что тренируйте сложные звуки. Освоите их - дальше будет легче.

  4. Помните об основных правилах чтения. Напугать вас, что ли? - В английском языке всего 6 гласных букв. Не страшно? Зато у каждой из них есть 4 варианта прочтения, плюс некоторые "особые случаи". Это не говоря о дифтонгах и даже трифтонгах!!! - Не испугались? И правильно. Этого "черта" мы так "намалевали", на деле же трудностей можно избежать, группируя слова с одинаковыми сочетаниями букв и, как следствие, звуков. Это поможет отработать правило чтения сразу на целом ряде слов, которые пойдут в ваш начальный словарный запас.

    Скороговорки тоже могут быть вам на руку. Большая их часть как раз и построена по принципу использования одного и того же звукосочетания в нескольких словах. Причем, нередко создается эффект "рифмы", что еще сильнее упрощает усвоение этих слов. А то, что они СКОРОговорки - так это неважно. На этапе отработки звуков и правил чтения как раз и нужно произносить их медленно, с пониманием и вниманием к артикуляции. Увеличить темп вы всегда успеете.

  5. Старайтесь подкреплять текст звуковым сопровождением. Это еще один секрет того, как научиться читать по-английски с нуля. Дети в школе часто выполняют задания для "чтения на оценку". Они смотрят в учебник, где написаны слова, отрабатывающие определенное правило чтения. Учитель произносит эти слова, а дети повторяют. Так учащиеся проводят аналогию между тем, как слово записано и тем, как оно произносится. Взрослые могут прибегнуть к помощи, скажем, аудиокниг, точь-в-точь повторяющих их текстовый вариант. Начинать можно даже с детских произведений, где используются самые простые слова, да и темп речи читающего невысокий. С течением времени можно будет взять более серьезные тексты, принадлежащие "золотому фонду" английской литературы.
И вот, следуя этой нехитрой стратегии, вы точно будете знать, как научиться читать по-английски "с нуля". Подойдет она, как вы понимаете, и детям, и взрослым.

Вы спрашиваете "Как же нам все это осилить"? А как же педагог, который с вами занимается? Впрочем, если вы его не привлекли, можно обойтись и своими силами. Достаточно приобрести аудиокурс для начинающих или найти его в Интернете. Удобство последнего способа в том, что уроки можно загрузить себе в мобильный телефон, планшет или просто в плеер и слушать по дороге от одного пункта до другого. Но лучше, повторимся, заниматься с опытным преподавателем, который сумеет рассказать, где и что у вас не так, да еще и исправит эти огрехи.

Слишком хорошо - тоже плохо

Каждый из нас, ясное дело, стремится показать себя с самой лучшей стороны. Мы думаем, что поедем в Лондон или Нью-Йорк, Вашингтон, или другое место, где говорят на исконном английском, и там нами будут восхищаться. Да только беда в том, что такого понятия, как "исконный" к английскому языку уже давно не применяют. Везде, где только можно, носители языка придумали свои нормы произношения. Речь, услышанная вами на каком-то диске или в аудиокниге, может намного отличаться о той, что будет литься из уст иностранца, попавшегося вам на улице, и вам придется к этому какое-то время привыкать.

В общем, осваивая азы чтения и произношения, постарайтесь все же не переусердствовать. Как гласят строки из небезызвестного произведения Бернарда Шоу "Пигмалион", не нужно добиваться совершенства, потому что если его добиться, то есть риск быть непонятым самими англичанами или американцами. Люди в разных уголках этих стран говорят по-разному. Поэтому не стоит пытаться дотянуться до идеала, а нужно просто знать, как правильно читать по-английски, чтобы ваше произношение было "хорошим".