Урок биологи в 5 классе по теме «Вода как среда жизни организмов»

Тип урока: урок решения учебной задачи. Форма организации упд : групповая, фронтальная. Планируемые результаты: 1. Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы 2. Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование учебной деятельности, оценка личных учебных достижений), формирование приемов работы с информацией, развитие коммукативных умений. 3. Предметные: объяснять возможные причины гибели живых организмов водоемов; называть основные абиотические факторы водной среды обитания; приводить примеры обитателей водной среды; наблюдать за водными организмами; выделять особенности строения организмов. Оборудование: компьютер, проектор, рисунки организмов обитающих в воде. Ход урока

    Орг. Момент. Подготовка к уроку.

    Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос, составление схемы.

Ребята с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке (среда обитания, экологические факторы).Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Приведите примеры организмов обитающих в этих средах. Что такое экологические факторы? На какие группы делятся экологические факторы. Какие факторы относятся к абиотическим, биотическим, антропогенным. Приведите примеры.

    Изучение нового материала. Ребята тема нашего урока «вода как среда жизни организмов». О какой среде обитания сегодня мы будем говорить?. Какую оболочку земли образует вода?. К каким экологическим факторам относится вода?.

    Ребята давайте с вами сформулируем цель нашего урока: изучить свойства воды и приспособления организмов к водной среде обитания.

    Запишите в тетрадь тему урока.

    Ребята давайте вспомним известные вам свойства воды: агрегатное состояние (жидкое, твердое и газообразное), вода растворитель, вода медленно нагревается и остывает, вода подвижна.

    Слайд «Водные организмы»

    К чему же должны приспособиться организмы в водной среде: 1. К содержанию кислорода. (электронное приложение: Состав воздуха- сравнение, Роль кислорода в дыхании, приспособления водных животных и растений)

    Просмотр видео фрагмента- к чему должны приспособиться водные организмы (к плотности воды) Физминутка

    Подвижность – особенность воды.

    Стабильность – водной среды. (Электронное приложение) В заключении урока – выполним тест. Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр

    Взаимопроверка. «5» - все правильно «4» - одна ошибка, «3» - 2 ошибки Ответы.1.А 2.А,Б.Г,Е. 3.В, 4. А,Г,Д,Е, И.5. А,Б,В, Е.Дом.зад. п.6 Итоги урока выставление оценок Рефлексия. Нарисовать человечка.

Приложение. Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е)наличие жабр ________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е)наличие жабр _______________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр

Технологическая карта
Биология 5 класс.
Тема урока
Вода как среда жизни организмов.
Цель урока Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.
Задачи урока Образовательные: Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.
Развивающие: развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в группе;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.
Планируемые
результаты Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов.
Личная значимость изучаемого материала для обучающихсяВода - одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.
Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.
Задачи для обучающихсяУзнать, как связано строение живых организмов и свойств воды?
Методы обучения Частично-поисковый: найти информацию в учебнике.
Приёмы деятельности учителя Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.
Организация деятельности обучающихсяИзучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, заполнение таблицы, отвечают на вопросы, работа в рабочих листах;
Опорные понятия урока гидросфера

Новые понятия урока; Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.
Источники информации; Учебник параграф № 6.
Электронное приложение «Вода как среда жизни организмов». (6).
Презентация к уроку «Вода как среда жизни организмов»
Ход урока
1.
Доброе утро! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Поприветствовали кивком головы гостей. Спасибо. Присаживаемся.
Нам предстоит очень необычная работа. И даже я слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобится ваша помощь.
Согласны ли вы сотрудничать со мной, друг с другом и творчески подойти к делу. Вы готовы?
Позволю напомнить, что знания по биологии каждому из нас по- разному будут нужны: для будущего профессионального определения, для расширения кругозора и обогащения интеллекта, для использования знаний для работы на участке, для элементарного умения читать и разбирать аннотации к лекарственным препаратам …, впрочем список можно продолжать и мы будем об этом еще говорить на последующих уроках.
Еще раз, хочу обратить ваше внимание на правила работы на уроке: слушать и слышать, мыслить, рассуждать, открывать.
Сегодня мы будем писать книгу. И каждый из вас сегодня получит авторские права на ее издание. Приступаем к работе.
Не забыли, что на каждом уроке мы открываем новый мир знаний для себя.
Открытие 1 Слушаем, думаем и выражаем свое мнение.
Внимание: давайте познакомимся с гостями нашего урока. Вас приветствует комнатное растение, классный журнал, указка, химическая посуда, учебник.
Вопрос: на какие две группы их можно разделить?
Ответ: живая и неживая природа.
Вопрос: кто представил живую и неживую природу
Живая природа
Неживая природа.
Живой организм.
Тела
Спасибо. Молодцы. Поскольку мы на уроке биологии, то, пожалуй, ключевое слово (КАКОЕ?) - Живой организм. Обратите внимание на обложку вашего учебника, на которой написано «Биология. Живой организм.» Ура, мы сделали открытие! Нам- бонус!
Подписываем обложку своей книги и в нижнем правом углу указываем фамилию и имя автора.
Открытие 2. Открываем 1 страницу
Выразите свое эмоциональное состояние на уроке словом, рисунком.
Открытие 3. Решите ситуационную задачу: середина августа. Неожиданно выпал снег. Живая природа по – разному отреагировала на данное событие. Одни радовались, другие печалились, а третьи …Что делали третьи и кто эти третьи?Ответ: растения, животные. Приспосабливаться к новым условиям среды обитания.
Записываем вывод: приспособленность организма к среде обитания, передача наследственной информации, реагирование на окружающую среду.
Открытие 4. Вопрос: озвучьте схему (на картинке условно обозначена внутренняя среда организма и вокруг внешняя среда).
Рассуждаем: какие экологические факторы среды влияют на живой организм.
Ответ: воздух, температура, свет, вода.
Отметьте полезную информацию в прогнозе погоды. Цитирую один из прогнозов погоды, составленный на прошлом уроке.
Вопрос: о какой среде обитания живых организмов мы говорили на прошлом уроке?
Ответ: о наземно- воздушной.
Открытие 5.
Ребята, тела, которые пришли к нам в гости на урок, не бездействуют, они тоже желают принять участие в работе. Планета Земля отправила нам послание:

Зачитываем: Советский ученый В. И Вернадский писал «Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней, по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества- минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено.» о каком веществе идет речь.
Ответ: вода.
Водная среда занимает 71% от S земного шара. Более того скажу, что знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде, «ты – сама жизнь».
Итак, берем ключевое слово вода, дополняем среда обитания, живой организм и формулируем тему
Открытие 6.
ТЕМА: ВОДА как СРЕДА ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ.
Открытие7.
Проанализируйте информацию и укажите показатели
Гидросфера как водная среда жизни занимает около 71 % площади и 1/800 часть объема земного шара. Основное количество воды, более 94 %, сосредоточено в морях и океанах. В пресных водах рек, озер количество воды не превышает 0,016 % общего объема пресной воды. Соотношения эти постоянны, хотя в природе, не переставая, идет круговорот воды.
Каждая среда обитания характеризуется своими условиями для существования живых организмов.
Давайте отдохнем. Сделаем паузу. Вдохнули полной грудью. Наполнили легкие газом. Газ побежал по клеточкам человеческого организма, достиг головного мозга и продолжает инициировать его работу.
Вопрос: какой газ является жизненно важным для организма?
Ответ: кислород.
Обитателям водной среды тоже нужен кислород.
Открытие 8.
Работаем с информацией. Выделите свойства, характеризующие водную среду обитания
Текст: водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. Только потом организмы овладели наземно-воздушной, создали и заселили почву и сами стали четвёртой специфической средой жизни. Вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Кроме того, водоемы и их отдельные участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха. В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определённое давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода.
Вопрос: какой водный бассейн вы выберите: Мертвое море, озеро Яровое или реку Обь, если плавать вы не умеете, а есть огромное желание удержаться на поверхности воды?
Подтверждаем свойство воды опытом «Опыт ЯЙЦО в соленой воде».
Физкультминутка.
Встали. Повторяем движения за мной. Слушаем и поднимаем руку при ответе.
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ).
На дворе переполох- с неба сыплется горох, съела шесть горошен Нина, у нее теперь ангина. (ГРАД).
И это было все о воде.
Продолжаем работу.Открытие 9.
Найдите соответствие между конкретным живым организмом и его индивидуальной особенностью позволяющей обеспечить подвижность в водной среде. .Молодцы!РефлексируемД/З: выписать полезную информацию из учебника(о чем мы не проговорили на уроке)
ОБРАЗЕЦ КНИЖЕЧКИ (скрепляем степляром).
1 страница
Ваше эмоциональное состояние на уроке. 2 страница
Решите ситуационную задачу: середина августа. Неожиданно выпал снег. Живая природа по – разному отреагировала на данное событие. Одни радовались, другие печалились, а третьи …Что делали третьи и кто эти третьи?3 страница
Озвучьте схему
4 страница
Добрый день, уважаемые 5 -классники. Я- Земля! Отправляю вам на урок свою модель для того, чтобы вы определили какие среды обитания на моей планете есть.
Внимание! Прошу внести черный ящик!
Зачитываем: Советский ученый В. И Вернадский писал «Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней, по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества- минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено.» О каком веществе идет речь?
5 страница
ТЕМА:
6 страница
Задание:
S
V
Количество воды в морях и океанах
Количество воды в пресных водах
Вывод (д/з)
7 страница
Текст: водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. Только потом организмы овладели наземно-воздушной, создали и заселили почву и сами стали четвёртой специфической средой жизни. Вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Кроме того, водоемы и их отдельные участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха. В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определённое давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. 8 страница
1. дельфин 3.бобер
2. ондатра 4.жук- плавунец
Подпишите соответствие:а) плоский хвост – руль; б)обтекаемое тело; г)ножки похожи на весла;д) мех не смачивается водой. Обозначьте буквой.

Страница 9.
Рефлексия.
Страница 10.
Экспертиза учебной информации(д/з)
Выпишите полезную информацию из параграфа учебника.