Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает восемнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»


Александр Сергеевич Пушкин

А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

Материалы к урокам литературы в 6-м классе


Теория литературы:

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.


История романа

Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».


Сообщение П.В. Нащокина

В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.


Другие источники…

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.


















Урок в 6 классе.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи:

    Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

    Определить характер героев.

    Работа со словарём.

    Учиться анализировать текст.

Методы : аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

2. Слово учителя:

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год . Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина , который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства . Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

Творческий путь Пушкина с самого его начала - непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

Пушкин задумывал роман об исключительной личности, дерзкой, удачливой, обиженной богатым помещиком и судом и мстящей за себя

3. Эвристическая беседа.

Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём;

Словарная работа.

На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А. С. Пушкина авантюрно - приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

    Характеристика романа. Элементы композиции.

Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять

Имущественное положение героев романа?

Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба

их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.

(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).

Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?

(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого было отнято у Дубровских имение.)

Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского? (« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)

Как во время ссоры проявились характеры героев?

(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние.

Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)

Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?

(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)

Как изменился старый Дубровский со времени суда? (« Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии . Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)

Вывод: Какой итог можно подвести в конце нашей беседы? (Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.) («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом».)

Домашнее задание.

Подготовить характеристику Дубровского. (с цитатами из текста)

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.