Содержание статьи

ДЕ ГОЛЛЬ, ШАРЛЬ (De Gaulle, Charles André Marie) (1890–1970), президент Франции. Родился 22 ноября 1890 в Лилле. В 1912 окончил военную академию Сен-Сир. В годы Первой мировой войны был трижды ранен и попал в плен под Верденом в 1916. В 1920–1921 в звании майора служил в Польше при штабе военной миссии генерала Вейгана. В период между двумя мировыми войнами де Голль преподавал военную историю в училище Сен-Сир, служил помощником маршала Петена, написал несколько книг по вопросам военной стратегии и тактики. В одной из них, под названием За профессиональную армию (1934), настаивал на механизации сухопутных войск и использовании танков во взаимодействии с авиацией и пехотой.

Лидер французского Сопротивления в годы Второй мировой войны.

В апреле 1940 де Голль получил звание бригадного генерала. 6 июня был назначен заместителем министра национальной обороны. 16 июня 1940, когда маршал Петен вел переговоры о капитуляции, де Голль улетел в Лондон, откуда 18 июня по радио обратился с призывом к соотечественникам продолжать борьбу с захватчиками. Основал в Лондоне движение «Свободная Франция». После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 в г.Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Де Голль был сначала назначен его сопредседателем (совместно с генералом Анри Жиро), а затем единоличным председателем. В июне 1944 ФКНО был переименован во Временное правительство Французской республики.

Политическая деятельность после войны.

После освобождения Франции в августе 1944 де Голль в качестве главы временного правительства с триумфом вернулся в Париж. Однако голлистский принцип сильной исполнительной власти в конце 1945 был отвергнут избирателями, которые предпочли конституцию, во многом сходную с конституцией Третьей республики. В январе 1946 де Голль ушел в отставку.

В 1947 де Голль основал новую партию – Объединение французского народа (РПФ), главной целью которой стала борьба за отмену Конституции 1946, провозгласившей Четвертую республику. Однако РПФ не удалось достичь желаемого результата, и в 1955 партия была распущена.

В целях сохранения престижа Франции и укрепления ее национальной безопасности де Голль поддержал Европейскую программу реконструкции и Организацию Североатлантического договора. В ходе координации вооруженных сил Западной Европы в конце 1948 благодаря влиянию де Голля французам было передано командование сухопутными войсками и флотом. Подобно многим французам, де Голль продолжал относиться с подозрением к «сильной Германии» и в 1949 выступил против Боннской конституции, положившей конец западной военной оккупации, но не соответствовавшей планам Шумана и Плевена (1951).

В 1953 де Голль отошел от политической деятельности, поселился в своем доме в Коломбэ-ле-дёз-Эглиз и занялся написанием своих Военных мемуаров .

В 1958 затянувшаяся колониальная война в Алжире послужила причиной острого политического кризиса. 13 мая 1958 в алжирской столице ультраколониалисты и представители французской армии подняли мятеж. Вскоре к ним присоединились сторонники генерала де Голля. Все они выступали за сохранение Алжира в составе Франции. Сам генерал при поддержке своих сторонников умело воспользовался этим и добился согласия Национального собрания на создание своего правительства на продиктованных им условиях.

Пятая республика.

Первые годы после возвращения к власти де Голль занимался укреплением Пятой республики, финансовой реформой, поисками решения алжирского вопроса. 28 сентября 1958 на референдуме была принята новая конституция страны.

21 декабря 1958 де Голль был избран президентом республики. Под его руководством возросло влияние Франции на международной арене. Однако в колониальной политике де Голль столкнулся с проблемами. Приступив к урегулированию алжирской проблемы, де Голль твердо проводил курс на самоопределение Алжира. В ответ на это последовали мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960 и 1961, террористическая деятельность Вооруженной секретной организации (ОАС), покушение на де Голля. Тем не менее после подписания Эвианских соглашений Алжир получил независимость.

В сентябре 1962 де Голль предложил поправку к конституции, согласно которой выборы президента республики должны проводиться посредством всеобщего голосования. Столкнувшись с сопротивлением Национального собрания, решил прибегнуть к референдуму. На состоявшемся в октябре референдуме поправка была одобрена большинством голосов. Ноябрьские выборы принесли победу голлистской партии.

В 1963 де Голль наложил вето на вступление в Общий рынок Великобритании, блокировал попытку США поставить в НАТО ядерные ракеты, отказался подписать соглашение о частичном запрещении испытаний ядерного оружия. Его внешняя политика привела к новому союзу Франции и Западной Германии. В 1963 де Голль посетил Ближний Восток и Балканы, а в 1964 – Латинскую Америку.

21 декабря 1965 де Голль был переизбран на пост президента на следующий 7-летний срок. Длительное противостояние НАТО достигло кульминации в начале 1966, когда французский президент вывел свою страну из состава военной организации блока. Тем не менее Франция осталась членом Атлантического союза.

Выборы в Национальное собрание в марте 1967 принесли голлистской партии и ее союзникам незначительное большинство, а в мае 1968 начались студенческие волнения и общенациональная забастовка. Президент вновь распустил Национальное собрание и назначил новые выборы, победу на которых одержали голлисты. 28 апреля 1969, после поражения на референдуме 27 апреля по вопросу о реорганизации сената, де Голль ушел в отставку.

Чтобы жить полноценной жизнью, радуясь каждому новому достижению, не , даже перед лицом серьезной опасности. Как эту простую истину воплотить в повседневную жизнь, ведь с одной стороны страх играет важнейшую роль для каждого человека, но в то же время, если часто думать о негативе, это мешает наслаждаться полнотой жизнью. Что нужно сделать, чтобы преодолеть всепоглощающее чувство страха?

Отчего люди страшатся смерти?

Практически каждый человек уверен, что жить ему еще долго и счастливо, но очевидно, что живущим на земле предстоит рано или поздно умереть. Таков печальный финал всей жизни, но, тем не менее, внутри каждого есть нечто, что не может поверить в это. Просто человек не в силах уверовать в реальность смерти, даже если утверждает про свое бесстрашие перед ней. Конечно, очень сложно полностью осознать, что однажды личность умрет, и никогда больше не будет существовать.
Почему неизбежность так страшит человеческую сущность? Все дело в психологическом факторе. Психика человека устроена таким образом, что отождествляет себя со своим телом и умом. Это создает определенные рамки, в которых развивается и живет личность. Разрушить эти рамки равносильно потерять контроль над своим восприятием реальности. В этот момент и появляется страх потерять себя.

Религия – спасение или обман?

Если верить Библии, безгрешного человека после смерти ожидает «Рай» с его многочисленными благами, а грешника – котел и муки «Ада». Церковь, вселяя надежду в вечную жизнь, но взамен требуя беззаветную веру, многие тысячелетия управляла людьми и усмиряла в душах страх перед смертью.
Еще с давних времен не каждый человек готов был поверить в такое положение дел, потому что сразу появляется множество вопросов. Например, если ребенок сразу после рождения погибает – он тоже обречен на страшные мучения? Ведь первородный грех, как описывает Библия, не был искуплен, а значит, Рай для него закрыт. Но чем провинился перед Богом младенец? Почему религия не дает четких ответов, а взамен лишь приводит отдельные главы из старых, известных всем и каждому притч? В связи с этим и множеством других спорных нюансов люди перестают доверять религии самое ценное – свою жизнь. Однако некоторые из них идут дальше и посвящают вере всю свою жизнь до самой смерти, и не боятся умереть и принимают этот дар с радостью. Кто такие святые и как грешнику стать таким бессмертным духом? Каждый выбирает сам, во что он верит.

Как преодолеть страх?

Острее всего человек цепляется за жизнь, когда понимает, что тело не может больше сопротивляться смерти. Последние секунды жизни заполнены ясным озарением, что это конец и крах всему. Именно в этот момент личность постигает, как много нужного было не сделано в течение жизни, и сколько времени было потрачено впустую.
Чтобы этого не случилось, нужно осознать простую основополагающую истину – бояться надо не смерти, а пустой жизни. Но что значит пустая жизнь? Скорее, это обыденное существование в страхе сделать то, что хочется на самом деле. Чтобы жизнь не была пустой, ее необходимо постоянно заполнять. Не так уж важно чем, главное чтобы это были полезные поступки, хорошие и главное – позитивные эмоции. Впрочем, иногда именно негативные эмоции управляют жизнями людей, направляя их в то русло, которое для них полезнее всего. Страх же появляется по разным причинам, но самое главное, чтобы он не становился камнем преткновения перед самыми главными целями.

Что мешает человеку смело идти к своей цели

  1. Общественное мнение. Это касается ближнего окружения: родителей, друзей, соседей, преподавателей, и всех людей, которые осуждают обозначенные цели и мечты.
  2. Страх перед неудачей. Даже сильная личность периодически испытывает тревогу, ведь неизвестность настораживает, а вероятность потерять большое количество времени и денег часто притормаживает человека.
  3. Неуверенность в своих силах. Это чувство присуще не только слабым личностям, но и людям, добившимся огромных высот. Правда в том, что перед важнейшими жизненными испытаниями неуверенность проявляет себя в полную силу. Мужчины и женщины в одинаковой мере подвержены этому чувству.
  4. Лень. Самая обычная лень становится препятствием к цели даже у талантливых, но слабых людей. С одной стороны это может быть слабой чертой характера, а с другой проблемами со здоровьем.
  5. Внешние и внутренние помехи. Наполнить свою жизнь смыслом мешают даже самые мелки помехи и отговорки, такие как недомогание, плохая погода, тревога, боль, предвзятость.

Всевозможные факторы, косвенно или напрямую влияющие на достижение поставленных целей ставят барьеры, преодолеть которые могут лишь сильные, взрослые и осознанные личности. Только спокойствие души, в сумме с уверенностью в своих силах дают возможность смело идти сквозь препятствия, постепенно выполняя задачу за задачей.

Как научиться не бояться смерти?

Когда человек верит в то, что смерть это конец, он испытывает безумный животный страх. Он не смотрит вперед, а только назад, словно застывает в прошлом, боясь ступить в будущее. Будто умирает раньше своего времени. Но если он не боится смело смотреть в будущее, ожидая впереди только радость, счастье и большое приключение, тогда можно считать что он действительно живет, а не существует.
Осознание смерти дает стимул изменить себя и реальность вокруг. Только понимание своей не вечной природы приносит смысл, особенно в последние минуты жизни. Вера в свои силы делает жизнь человека преисполненной смысла, добра и удовлетворения. Если просто идти к своей цели минуя препятствия, можно многого достичь, осознать и исполнить.
Поучиться бесстрашию перед смертью можно у детей, которые еще ничего не знают о ней. Они берут от жизни все, не думая о последствиях и будущем. Отворачиваться от смерти – то же самое что отворачиваться от жизни, делая ее бесцельной. Бытие здесь выступает именно как цель, благодаря которой человек на протяжении жизни стремится исполнить мечты.
Несмотря на то, что еще ни один человек в мире не избежал смерти, каждый успел внести определенную лепту в восприятии смерти, как невероятности и невозможности. Почему так происходит, можно понять из собственного опыта – если не подстегивать личность время от времени, она расслабляется, но именно смерть становится катализатором существования, определяя человеческую суть и намерения.

Здравствуйте. С вами Оксана Манойло и обсудим вопросы: Как не бояться смерти. Что такое смерть и стоит ли ее бояться? Мы не первый раз возвращаемся к теме , т.к многих она волнует.

Смерть всегда была источником страха для живых существ, включая и людей. Она не разделяет их по деяниям, ей не важно кем они были и что сделали, насколько они одарены, или знамениты. Она просто делает свое дело.

Ее можно интерпретировать с великого множества точек зрения, известных в наше время. Однако, действительно ли смерть то, что мы себе представляем? Это конец всего и дальше лишь пустота? Или может быть, нас ждут райские кущи, или глубины преисподней, в зависимости от наших деяний? В этой статье я постараюсь рассказать вам, что такое смерть с точки зрения эзотерики и стоит ли бояться ее.

Что такое смерть на самом деле?


Если отбросить все предрассудки и домыслы, то остается лишь прекращение функционирования физического тела. Что происходит в этот момент с сознанием, достоверно уже не известно, но многие считают, что раз уж сознание это следствие работы мозга, то оно также исчезает.

Однако действительно ли сознание всего лишь следствие, а не причина? Тело человека – это, по сути, всего лишь его транспортное средство для души в этом мире. бессмертна, и после смерти тела она покидает его, получив определенный опыт из жизни. Где находится душа во время промежуточной фазы, никто не знает. Это может быть совершенно другое измерение, где реальность не трехмерна и восприятие не ограничено лишь нашими нынешними знаниями.

Проведя некоторое время, если конечно оно там существует, в тонком мире, душа, исходя из полученного из прошлых жизней опыта, кармических долгов (о них ниже), а также опыта, который она еще только желает получить, задает конфигурацию новой жизни, выбирая время и место рождения, а также дальнейшую судьбу. Далее она начинает свою новую жизнь, предварительно заблокировав всю память о прошлых жизнях и безграничных знаниях, чтобы они не мешали получению нового опыта.


Разумеется, есть техники, с помощью которых можно вспомнить свои предыдущие воплощения, но хоть это и дает определенные преимущества, также имеет и определенные недостатки. Бывали случаи, когда вспомнив свою прошлую жизнь, человек уже не мог спокойно проживать нынешнюю, постоянно мучаясь призраками прошлого, которого уже не существует. Поэтому заниматься подобными практиками вы можете только на свой страх и риск.

Страдает ли душа, находясь в тонком мире, в зависимости от своих поступков при жизни? Скорее всего, нет. Душа в тонком мире чувствует бесконечные потоки энергий космоса, путешествует сквозь время и пространство, и имеет еще очень много возможностей, которые нам не понять и не осмыслить в виду ограниченности нашего сознания. Вряд ли это можно назвать страданием.

Законы вселенной

Однако это не значит, что можно творить абсолютно любые непотребства, и это ничем вам не аукнется. Два закона вселенной все еще очень действенно и неизменно наказывают людей за преступления: закон бумеранга и закон кармического долга.


Про бумеранг, я полагаю все уже известно. Что бы вы ни сделали, все вернется вам назад. Это не просто предостережение, которым родители пугают детей, а действующий закон вселенной. За негатив, который вы причиняете другим людям, он вернется вам с торицей, может и не сразу и не в том виде, в котором был послан, и может быть вообще с виду никакого отношения к этому не имеющий, но непременно вернется. К счастью, закон бумеранга работает не только на плохие поступки, но и на хорошие. Доброта, любовь, нежность и тоже возвращаются. Да еще как. Помните об этом.

Что касается кармы, то об этом также многим уже известно. На карму влияют практически все наши поступки, и возможно даже мысли, если они направлены во вред другим людям. Накапливая грехи во время одного из своих воплощений, душа будет вынуждена их искупить в следующем, если не успеет в нынешнем, а может и в следующих, если грехов хватило на десять жизней вперед.

Причем именно так, как вы согрешили по отношению к другому человеку, отнесутся и к вам. Примеров можно привести довольно много: своровал – потеряешь свое имущество, убил – поплатишься своей жизнью, имеешь красивую внешность и играешь с чувствами людей – жди проблем с ними в следующей жизни, постоянно пьешь, или употребляешь наркотики – попрощайся со здоровьем и поздоровайся с хроническими заболеваниями, причем не только в этой жизни. Не стоит накапливать кармические долги. Избавляться от них тяжело, долго и неприятно.

Почему не нужно торопить смерть


Некоторые могли подумать, что раз уж после смерти душа просто начинает новую жизнь, то, может быть суицид действительно выход из сложной жизненной ситуации? Мол, всего лишь зайду на следующий круг, там повезет больше.

Спешу вас заверить, что это не так. Самоубийство – одно из тяжелейших преступлений, ведущих к огромному кармическому долгу. Во время перерождения на вас возлагается миссия – ваше , и самовольный уход из жизни является прямым отказом выполнять ее. Вы остаетесь должны Вселенной и своей собственной душе, а это даром для вас не пройдет, будьте уверены.

После самоубийства ваша душа не получает опыт, который она собиралась получить, и поэтому ваша жизнь повториться заново с небольшими изменениями и не факт, что в лучшую сторону. Обычно в таких ситуациях меняется пол и сексуальная ориентация, или наоборот. Плюс обстоятельства, вынудившие вас покончить с собой, порой становятся лишь хуже, чтобы вы смогли научиться преодолевать их. Поэтому не советуем вам поспешно уходить из жизни, ведь лучше от этого никому не станет, а вам в особенности. Итак, стоит ли бояться смерти? Разумеется, нет. Страх перед смертью чем-то напоминает боязнь темноты. Когда нам страшно перед тьмой, мы боимся не саму темноту, а того, что может в ней скрываться. Человек склонен бояться неизвестности. Однако теперь-то вам все известно, не так ли?

Конечно, существует еще инстинкт самосохранения, который самостоятельно вызывает в опасных для жизни ситуациях, но с ним бороться не стоит, ибо он скорее помогает, нежели мешает.

Знания – это великая привилегия и получить ее в ваших силах. Подробнее о душе и ее заблокированных возможностях вы можете узнать из или прочих статей на нашем сайте.

Смерть – это неотъемлемая часть жизни, и без нее существование мира невозможно. Бояться ее нет смысла, ведь она неотвратима и никаких страданий после нее нет. Только купание в энергиях вселенной и осознание всех своих прошлых воплощений в течение некоторого времени, а потом новая жизнь. Не бойтесь ее, но и не спешите с ней встретиться. Всему свое время. И когда оно придет, встретьте ее без сожалений и страха в сердце, и с улыбкой на лице.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Как терять и горевать, как умирать и при этом продолжать жить, как найти силы поддержать тех, кому может быть ещё хуже, чем тебе? Всему этому не учат ни в одной школе мира, поэтому KYKY встретился с онкопсихологом Дмитрием Лицовым и попросил дать ответ, почему смерть – это не трагедия, а повод для жизни.

Изначально темой этого интервью должен был быть «страх смерти», но во время разговора с Дмитрием Лицовым картина приобрела совершенно другие очертания. Дмитрий - онкопсихолог, психотерапевт, руководитель психологического центра VITALITY рассказал, почему не стоит бояться смерти, даже если это твоя ближайшая перспектива, и почему не надо подбадривать больных людей ужасной фразой «всё будет хорошо». Дмитрий работает с людьми, больными раком, он сам пережил смерть двух самых близких родственников. «О чём спросить его?» – думала я. Но во время подготовки к интервью мне попалась книга Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», я выписала оттуда цитату, с которой мы и начали наш разговор: «Лично я часто находил утешение в мысли, что два состояния небытия – до нашего рождения и после смерти – совершенно одинаковы, но мы тем не менее так боимся второй черной вечности и там мало думаем о первой…»

«Защищаясь от смерти, мы начинаем защищаться от жизни»

Дмитрий Лицов

Дмитрий Лицов: Однажды я проводил семинар в Москве для группы из 15 человек. По ходу развития действия оказалось, что 5-6 человек из присутствующих сейчас болеют раком, 2-3 человека находятся в ремиссии, остальные потеряли близких либо проживают рядом с ним этапы принятия и борьбы с болезнью. На тот момент лично меня в жизни это ещё не коснулось. Знаете, говорят, мы все умрём от онкологии, но не все до нее доживём.

Быть в таком количестве страдающих людей очень непросто, это такой интенсив проживания боли. После первого дня работы я вышел с семинара совершенно опустошенным: не понимал, как завтра буду работать, знал, что предстоящая ночь будет непростой для всех нас. Это был октябрь или ноябрь, станция ВДНХ, я брёл, куда глаза глядят, и наткнулся на старое кладбище. Как говорят психотерапевты, «я вдруг обнаружил себя» стоящим возле могилы. Там был похоронен какой-то художник – к сожалению, не помню фамилию, но она была армянская. На надгробии, с меня ростом, я прочёл надпись: «Живые закрывают глаза мёртвым, мёртвые открывают глаза живым». Я стоял, думал и там, наверное, я осознал главную фразу всей своей деятельности, главную идею, которая ориентирует меня в профессии: смерть – это повод для жизни.

Утром на семинар я пришёл на удивление живой. Такой «живой», что участники группы позже говорили мне: «Дима, ты заразил нас жизнью». Такой парадокс, когда могила не просто дышит в спину, а прямо сейчас смотрит в лицо. И вдруг - заражение жизнью. Как? Кто-то из умных и великих говорил: тот, кто видел смерть, жизни может не бояться.

На эту тему: Если бы нужно было описать онкодиспансер одним словом – это было бы слово «коридор»

Главная проблема, связанная с онкологией, – это не страх смерти, как многие думают, это страх жизни. Вся суть невроза – это способ убежать от жизни. Кто-то убегает в алкоголь, наркотики, кто-то убегает в работу, в деструктивные отношения или болезни, кто-то в социальные сети. А жизнь - это ведь столько вопросов, столько нюансов, понимаете? Защищаясь от смерти, человек начинает защищаться от жизни. Жизнь сужается до одной тропинки, туннеля, подвала. Теряется широта восприятия мира. Меня не посадить, я сам себе тюрьма – поет Высоцкий.

Итак, человек получает диагноз - рак. У него какие-то неясные перспективы, остался месяц (год, два – неизвестно), отчаяние, бессилие и его, и близких. Онкология - это болезнь бессилия.

Поднимается всё, что до этого тихо посапывало внутри: все страхи, все фобии. Это ужас. Но весь этот ужас не отталкивает от жизни, а напротив – бодрит. Не в смысле выброса адреналина, а в том смысле, что именно осознание собственной конечности позволяет мне ощутить полноту бытия. Человек, боясь смерти, пытается проконтролировать собственную жизнь, контролировать завтрашний день и прочие данности, которые не поддаются контролю. Завтрашний день вызывает тревогу, поскольку мы не знаем, что и как там будет. Контроль – это и есть иллюзорный способ, которым мы нередко уходим от реальной жизни в виртуальную. Мы боимся того, чего нет, и пытаемся «соломку подстелить» не зная, где упадем. Мы весьма изощренны в том, как не жить.

Перед встречей с вами посмотрел в зеркало и обнаружил, что голова-то седая. Вся. Я думаю, что в этом главный страх человека. Он чувствует в своей жизни присутствие тетки с косой и, желая спрятаться от смерти, начинает прятаться от жизни. А потом умничает: быть или не быть – вот в чем вопрос... Да не вопрос. Быть, конечно. Истинный вопрос – как быть.

На эту тему: Как остаться в живых, если твой близкий идет к смерти

Помните фильм «Любимая тёща» с Катрин Денёв: хорошая комедия, много параллелей, несколько плоскостей. Простая история, тёща и зять влюбляются. Однажды они случайно пересекаются в аэропорту, и, чтобы избежать неловкой ситуации, она предлагает поесть мороженого. И вот вопрос, который она задаёт: А как вы едите мороженое? Сначала съедаете самое вкусное или наоборот? А если вы, не дойдя до самого вкусного, умрёте? Как обидно умирать на устах со вкусом того, что вы не любите.

«Гибель сына – это такое горе, что лучше умереть самому»

KYKY: Я знаю, что вам все же довелось пережить смерть мамы. Существует ли разница между теорией и практикой? Придерживались ли вы профессиональной схемы, когда это стало личным?

Д.Л.: Я обнаружил, что никакой теории, на самом деле, нет. Коллеги могут со мной поспорить, но я не работаю с онкологией как с болезнью, я работаю с живым человеком. Когда умирала моя мама, я нутром осознал, что такое «будь собой»: у тебя слёзы - плачь, возьми маму за руку, если хочешь сказать: «мама не уходи, ты мне нужна», - скажи об этом. Она хочет говорить о смерти - не избегай, говори. У меня получилось быть рядом с мамой очень естественным: вот таким собой - с болью, страхом, надеждой. Без всяких «психологических штучек» из серии «как правильно и как не правильно».

Важно честно отвечать на вопрос: а кто перед тобой? Это объект или субъект? Если объект, то я даю какие-то инструкции, методики, что-то делаю с ним. Предлагаю арт-терапию, или ещё что-то. А если субьект - тогда я просто выхожу к нему на уровень «человек-человек». В первом случае я что-то с ним делаю, а во втором - я просто рядом. Работа с онкобольными считается одной из самых сложных. Наверное, потому что это требует «включения». Ведь если мне как психотерапевту трудно работать с клиентом, значит я не смог решить вопрос конечности жизни для себя, не смог решить вопрос страха смерти. С человеком страдающим, умирающим ты ощущаешь собственное безграничное бессилие. С этим нужно учиться быть.

Психологу легче спрятаться за приёмами: арт-терапия, НЛП, да что угодно – и при этом можно избегать «контакта», «встречи». Это не осуждение. Такова реальность. Отсутствие перспектив на излечение - это ситуация, в которой человек становится совершенно одиноким. После получения диагноза он замыкается, у него рвутся связи с людьми. Как раньше, уже не будет, как будет – неизвестно, все вокруг напуганы: человек отдаляется от окружения, уходит вглубь себя. Когда маму привезли домой после больницы, она попросила меня взять ручку и бумагу и начала диктовать имена и фамилии своих подруг, человек 5-10. Я записал, и мама мне говорит: «Будут звонить эти, скажи им, что меня нет. Я где угодно: в магазине, в кино, на свидании…» На тот момент мама уже практически не ходила. Я спросил: «Почему?» Это кажется странным, но только на первый взгляд. Мама ответила: «Они будут говорить мне всякую фигню». И это правда - будут, всегда говорят. Из страха и беспокойства люди просто дают позитивные установки: держись, всё будет хорошо, расслабься, не нагнетай или молись. А у человека совершенно другие проблемы, и он с ними одинок: болезнь и неизвестность – это его настоящее, его «сегодня».

KYKY: И его нужно как-то проживать?

На эту тему: «Времени хуже юности не помню». Культуролог Чернявская и бизнесмен Эзерин – о том, что происходит с человеком после 50 лет

Д.Л.: Совершенно верно, и люди впервые «учатся» жить в настоящем. Потому что от боли невозможно укрыться в прошлом или будущем. Душа болит прямо сейчас, тело болит прямо сейчас. И надо как-то с этим быть. Быть прямо сейчас. Когда мы не знаем, что делать, мы начинаем переживать – и с этим труднее всего справиться. Самое тупое, что можно сделать, – позвонить и сказать: «Все наладится, не нервничай, не плачь!». А человеку-то фиговато, и не без повода.

KYKY: А что было бы уместно сказать?

Д.Л.: Что-то настоящее, что-то вроде: «Я с тобой, и мне тоже страшно». Но мы чаще всего не можем этого сказать. Болеющий человек задевает нас своим страданием, и мы несознательно стремимся этого избегать. Спрятаться за позитивной установкойхороший способ «избегания».

В 1999 году у меня погиб сын, ему было 10 лет. Я знаю, что такое ад, я был в аду.

Момент, который я помню ярче всего: мы на отпевании в храме, я смотрю в гроб, где лежит мой сын - а оттуда на меня смотрит бездна. Невозможно передать, что чувствуешь, когда хоронишь своего ребенка. Попробуйте представить, что вы стоите на краю пропасти, бездны, мимо вас летят ледяные глыбы, и вы ждете, когда одна из них даст вам по голове и унесет с собой в бездну. Ждете, как спасения.

Я подымаю взгляд и вижу улыбку священника, который тоже смотрит на ребёнка в гробу. Он смотрит на моего сына и улыбается, от него исходит такое умиротворение, такое спокойствие. Меня пронзила мысль, что священник – молодой парень, возможно, знает или видит что-то, чего не вижу и не понимаю я. В следующее мгновение я почувствовал что-то вроде объятий, прикосновение чего-то самого главного, что вообще может быть. При всём ужасе и отчаянии, которые обрушились на меня, я ощутил невероятную любовь. Хотя я человек больше верующий, чем религиозный. Через шесть лет я пошёл учиться на психолога. Я был в аду, я был на дне, и я точно знаю, что именно на этом дне зарождается жизнь.

KYKY: Что по сути своей страшнее: умирать или терять?

Д.Л.: Я терял и видел, как умирали другие. Терять больно, а умирать, наверное, страшнее. Хотя, если погрузиться лично в мои переживания, то, что я пережил с гибелью сына (не с мамой, именно с сыном) – это такое горе, что лучше умереть самому. Нет ничего страшнее, чем терять детей – это противоречит нормальному ходу событий, это против нашей природы. Мама умирала у меня на руках, в какой-то момент взгляд её стал такой... Это был взгляд бездны, которую я видел, когда хоронил ребёнка. Я видел ужас в её глазах, но у меня ужаса не было. Звучит дико, но я понимал, что в происходящем есть исполнение неизбежного, что так надо, так должно быть. За несколько секунд до смерти мамин взгляд прояснился, и она посмотрела поверх меня. Её лицо посветлело так, как если бы кто-то подсветил его специально, и она поймала мой взгляд, улыбнулась, покачала головой, словно хотела сказать: «Нет, дорогой, ты не увидишь, это только для меня». Это был последний вдох-выдох.

«Раком болеть стыдно»

На эту тему: Пост дня. Мазохизм – это не про секс, а про родителя, который пытается отдать особенного ребенка в обычную школу

Человеку обычно нужен кто-то, кто его отпустит. Кто-то сам принимает решение и уходит, кто-то ждёт, что его отпустят, и может долго жить в муках. Мы выиграли четыре месяца. Ровно столько мама прожила после постановки диагноза. Я её обманул. Врачи сказали мне, что у мамы рак, а ей я не сказал. Сообщил, что либо это язва, либо доброкачественная опухоль, либо злокачественная. Я знал правду. Но эта ложь позволила маме собраться духом и бороться. Когда стало понятно, что она угасает, мама поросила: «Отпусти меня, я очень устала». Я спросил: «Мама, а что ты хотела сделать для меня, но не сделала за всю жизнь?» Тут она и говорит: «Я много раз хотела дать тебе по башке». Близко к 40-му дню я выходил из кафе, садился в машину и разбил себе бровь – была огромная шишка и синяк. В два часа ночи услышал голос: «Получил?» Был ли это сон? Получил, мама.

KYKY: Вы маму обманули. Давайте об этом поговорим: человек имеет право знать диагноз, а имеет ли право «не знать»?

Д.Л.: Ответьте себе на этот вопрос: вы хотели бы знать? В России бывает по-разному, часто диагноз сообщают родным, а не пациенту. В Латвии, где я живу, другая практика. Человеку сообщают диагноз, предлагают тактику лечения. Но все люди разные, и не всякая психика готова к адекватному восприятию. У нас в группе поддержки была одна женщина, у неё в лёгких обнаружили метастазы. Мы с коллегой об этом знали.

Она приходит на очередную встречу и говорит: «Знаете, у меня в лёгких обнаружили какие-то узелки». Эта женщина держит в руках выписку, где черным по белому написано - метастазы.

Но её психика не воспринимает этого слова, у неё в лёгких узелки, которые, вероятно остались там после перенесённой в детстве пневмонии. Мы с коллегой переглядываемся и не возражаем. Я спрашиваю: «Ты будешь лечиться от этих узелков?» Она отвечает утвердительно, говорит, что ей назначили схему лечения и она будет принимать лекарства. Через полгода «узелки» рассасываются, она приходит в группу и говорит: «Знаете, а у меня оказывается были метастазы, и они прошли». Как я должен был поступить? Я не признался, что знал о метастазах, я поддержал её, и искренне (это слово я хочу подчеркнуть) был рад исчезновению узелков. Что касается мамы – знай она, что больна раком, мы не имели бы тех четырёх месяцев, которые нам обоим понадобились на принятие. Иногда, пациент имеет право не знать.

KYKY: У меня для вас тоже есть история. Молодой мужчина, неоперабельный рак желудка. Врачи «открывают» его и понимают, что операция невозможна из-за множественных металлических поражений органов брюшной полости. Назначают химиотерапию, сообщают информацию только жене. Этому человеку остаются месяцы, но он об этом не знает. Об этом не знает его сын, не такой уже маленький, чтобы не понимать происходящего. Мужчина живёт и думает, что получил второй шанс, а на самом деле - умирает. Наступает последняя пятница, у него поднимается температура, которая не сбивается жаропонижающими, и человек думает, что подхватил грипп. На самом деле, это конец. О том, что это агония, мужчина узнает за три дня до смерти. Он уходит в боли, злости, жена не может понять его агрессии. За окном мороз, окна открыты, в комнате кошмарный холод – а он кричит, что ему жарко. Так он встречает смерть.

Д.Л.: Это ужасная история. Этот человек ушёл преданным, а близким будет тяжело справиться с чувством вины. Но ни вы, ни я, ни его близкие не знаем ответа на вопрос, что было бы, знай он, что умирает. Может, он не прожил бы эти месяцы? В этой истории жена и близкие, кроме чувства вины, наверняка будут испытывать еще и гнев. Гнев по отношению к умирающему тоже понятен, люди часто испытывают такие чувства к тому, кто умирает. Ведь умер - это бросил. Звучит ужасно, но это правда. Не все это озвучивают и даже распознают в себе. А ещё стыд. Одинаково стыдно и болеющему, и родным.

KYKY: Стыд?

На эту тему: Быть матерью-одиночкой или признаться, что ты гей. Десять вещей, делать которые уже не стыдно

Д.Л.: Да. Много стыда у болеющих. Стыдно раком болеть. Моя клиентка, 40-летняя женщина, скрывает о своих родителей, что у неё онкология. Она придумывает фантастические истории про командировки, из которых звонит им по скайпу и пишет смс. Женщина уже носит парик, у неё нет бровей. В её ситуации всё очень неоднозначно. Скажет ли она им? Как? Когда? Я не знаю. Она поступает так по двум причинам: стыд и страх их ранить. Но ведь переживать за того, кого любишь, нормально. Чувства, которые могли бы испытать её родители, естественны. Это больно, но это естественно и очень по-человечески. К сожалению, в современном обществе люди считают нужным скрывать свой внутренний мир, свои переживания, за этим стоит страх быть отверженным и стыд. На самом деле, легче пережить всё это, когда кто-то рядом. Я считаю, что «помочь пережить» – это «помочь отстрадать». Чувства, которые переживает болеющий, не нуждаются в разбавлении оптимизмом. Любые эмоции имеют конечный объём, свою меру. На смену страдания всегда приходит следующая фаза. Всегда.

Просто побыть рядом, помочь поплакать - вот и всё. Всё это типа «не бойся» – это же фигня. Как не бояться? «Бойся, если страшно. Я тоже боюсь, но я буду рядом». Мы не придаём значения близости, но одна из главных функций близких отношений - психотерапевтическая. Быть рядом - это уже колоссальная поддержка больного.

Но быть рядом тоже страшно из-за мифов, из-за онкофобии. У меня часто спрашивают: «Ты общаешься с онкобольными, а ты не боишься заразиться?» Без комментариев.

«Причина рака – употребление мяса?» – Нет. Одна клиентка говорит мне: «Но я большую часть жизни была вегетарианкой! Как так-то?» Это звучит, как «Я же переходила на зеленый свет». Ежи Лец, кажется, говорил, что каждого из нас можно посадить в тюрьму лет на пять, и в глубине души мы будем знать, за что. Рак – это кара? Можно до бесконечности искать причину. Рак разрушает иллюзии, гарантии, ломаются наши опоры. Кажется, что ничего не осталось. Но это неправда. Остается вера и любовь, вера не в религиозном смысле. У нас в офисе на кухне висит такая табличка: «Психолог, сегодня твоя помощь мне не нужна. Бог».

«Жизнь - это то, что происходит прямо сейчас»

KYKY: Принять неминуемость смерти сложно?

Д.Л.: Смерть проста. Мы ее усложняем, придумываем – а в момент, когда ей будет удобно, она придёт и заберет своё. Один из моих любимых фильмов – «Седьмая печать» Бергмана – там, если помните, рыцарь играет в шахматы со смертью, и он знает, что проиграет, и смерть знает, что она выиграет. Но смерть игры состоит в самой игре. Принять ужасную реальность сложно, да. Но без этого принятия невозможно возродиться к жизни, сколько бы её ни осталось.

Люди всегда ищут способ спрятаться от жизни и не жить. Например, приходят в церковь, чтобы спрятаться. Один мой знакомый священник говорит, что процентов 75 прихожан – это невротики, а 25 – те, кто действительно ищет ответ.

KYKY: Вы верите в жизнь после смерти?

На эту тему: «Депрессивных легко любить – они удобны»

Д.Л.: У меня нет ответа. Однажды я был на радио, мы говорили об онкологии, о групповой терапии – и тут звонок. Звонит мужчина, и в какой-то истерике кричит: «Как вы можете говорить о таких пустяках! Кругом коррупция, жулики во власти, выборы фальсифицируются!» Я сижу там, в студии, и понимаю, что это как прорыв из другой реальности. Это на меня никак не влияет. Жулики во власти никак не влияют на мою повседневную жизнь. Точно так же и с жизнью после смерти. На меня это никак не влияет. Я от этого независим.

Когда ко мне приходит онкобольной, я помогаю не просто пережить проблему, я помогаю ожить. Человек начинает злиться или испытывать нежность или радость. Жизнь - это то, что происходит прямо сейчас. Мы с вами говорим о прошлом, о маме, о сыне, но мы делаем это «в сейчас, в сегодня». Мы с вами живём, вместе переживаем этот момент. Основной вопрос психоанализа: «Почему?». Это вопрос про прошлое. А я хочу спросить: «Почему бы нет?». Это про настоящее.

KYKY: Как это – «жить»?

Д.Л.: Очень просто. Говорить «да», когда хочешь сказать «да»; «нет», когда хочешь сказать «нет»; «пошли вы по известному адресу», когда это есть в душе. Не застревать в прошлом, не придумывать будущего. Делать сейчас, изменять то, что можно изменить, принимать то, что изменить нельзя. Принять то, что мы абсолютно все смертны, и пить жизнь до последнего глотка, как чашку какао, где весь шоколад всегда внизу. Я думаю, тот не боится смерти, кто живёт.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи поступил вопрос от Клокова Василия Алексеевича из села Краснощеково Алтайского края: «Хочу спросить у Вашего Святейшества, как научиться не бояться смерти? Ведь говорят - на смерть, как на солнце нельзя смотреть в упор. Ну куда от этого деться? И еще. Почему так по-разному умирают люди? Иногда видишь, как благочестивый и добрый человек погибает страшной смертью в катастрофе. Страшной для христианина - без причастия и благословения. А какой-нибудь зловредный тип, который в храм никогда не ходил, да еще и подсмеивался над верой, перед смертью и соборовался и причастился».


Что касается отношения к смерти, то Вы правы - какими бы аргументами мы не поддерживали свое стремление, свое желание не бояться смерти, она всегда вызывает в лучшем случае чувство неприятия, а обычно страх и даже ужас. Конечно, христианские убеждения помогают смягчить этот страх и ужас. Причем речь идет не столько об интеллектуальных убеждениях, сколько о религиозном опыте жизни. Святые люди, подвижники благочестия смерти не боялись. И мы знаем из истории, что многие святые даже с радостью готовили себя к этому моменту перехода из одной жизни в другую.

Поэтому страх смерти преодолевается не столько рациональным христианским отношением к смерти как к событию, связанному не с уничтожением человеческой личности, а с переходом в иное качество бытия, сколько с реальным религиозным опытом. Когда человек живет в общении с Богом, когда он питается Божественной благодатью, тогда силой Божией преодолеваются все страхи, в том числе и страх смерти.

Что касается второй части Вашего вопроса. Случается, добрые благочестивые христиане внезапно заканчивают свое земное бытие в непредвиденных обстоятельствах, в страшной катастрофе, не исповедовавшись и не причастившись. А какой-то человек, живший вроде бы скверно, скончался внешне благочестиво - и исповедовался, и причастился. Откуда такая несправедливость? Этот вопрос из разряда тех, которые не могут быть адресованы земному человеку. Их можно задать только Богу, потому что только Он знает ответы на них.

Есть еще один очень распространенный подобный вопрос. В мире так много несправедливости: много войн, много страданий. А где же Бог? Что же это за Бог такой жестокий, который попускает все это? Некоторые люди настолько отождествляют себя с этим вопрошанием, что не могут переступить грань между безверием или верой. Они отвергают саму идею Бога только потому, что не могут найти рациональный ответ на этот вопрос, на который может ответить только Бог. Мы ничего не знаем о том загробном мире, где встречаются Бог и человеческая душа. Поэтому у нас и нет ответов на те вопросы, которые лежат за гранью, отделяющей этот мир от жизни будущего века. Но помочь как-то рационально справиться с этими темами все-таки можно.

Приведу вам такой пример. Мне неоднократно приходилось встречаться с людьми разного положения, иногда высокопоставленными, о которых мои помощники говорили или говорят: он вроде бы неплохой человек, но безбожник, очень далекий от Церкви, все ему, как теперь говорят, до лампочки. Нет у него никакого интереса к духовной жизни. Но когда начинаешь с таким человеком по душам разговаривать, оказывается, что всё наоборот: у них есть не только интерес к религиозной жизни, но и свой духовный опыт. И порой не только интерес есть, но и опыт религиозной жизни. Люди молятся, читают Священное Писание, а внешне выглядят как совершенно секулярные, агностически настроенные люди, для которых Бога будто бы нет. Но в глубине его души, оказывается, все не так.

Самое страшное - когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Нам кажется, что преступник или безбожник или какой-то вообще недостойный человек вдруг исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. А разве такие события происходят случайно? А может быть эта исповедь перед смертью, соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию. И Господь дал ему вкусить этой благодати на пороге смерти. А праведный человек, который постоянно и причащался, и исповедовался, был Господом взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от иной - вечной жизни.

Другими словами, мы можем лишь приблизиться к ответам на эти вопросы, но окончательно узнаем их лишь тогда, когда сами завершим свой жизненный путь. Апостол Павел говорит о том, что сейчас эта божественная реальность открывается нам как бы сквозь мутное стекло (см. 1 Кор. 13:12). Мы видим только какие-то блики, не можем понять, что там, за этим мутным стеклом. А когда умрем, то увидим всё лицом к лицу.

В ином мире нет понятия веры, потому что там - знания. Богу же было угодно, чтобы отношения человека с Ним в этой земной жизни строились на вере, - той самой вере, которая допускает и сомнения, и желание ответить на самые трудные вопросы. Эти вопросы проводят человека через мучительное и одновременно очень важное и даже радостное преодоление сомнений и заблуждений. Вера открывает для человека свободу в общении с Богом. И только в этом мире свободы и веры оправдываются все наши свободные и сознательные движения навстречу к Богу. Господь никого не принуждает. Мы живем в мире вопросов и сомнений, но в этом же мире есть и вера.

Дай Бог всем нам осознать, что вера - это реальность, соединяющая нас с иным миром. Нет веры - нет религиозной жизни. Нет религиозной жизни - нет присутствия Бога в человеческом бытии. А трудные вопросы всегда останутся. И даже те, кто думает, что решил для себя все эти загадки, все равно в глубине души будут сомневаться. Богу угодно проводить нас через сомнения и соблазны для того, чтобы укреплялась наша вера.