31 августа 1986 года при выходе из Новороссийской бухты пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с балкером "Петр Васёв" и затонул через 7-8 минут.

Место катастрофы: Цемесская бухта, в 7 милях от порта Новороссийск, в 2,2 милях от ближайшего берега (мыс Дооб)
Время крушения: 23:12-23:20 31.08.1986 г.

Столкнувшиеся суда:


т/х "Петр Васев" , 1981 г. постройки (Япония)
Флаг - СССР
ИМО 7932599
Порт приписки - Одесса
Cудовладелец - Черноморское морское пароходство, CCCP
Длина 183 м
Ширина 26 м
Осадка в грузу 10 м

Название судна / годы / флаг / судовладелец:
"CARRIANNA ORCHID" / 1981 - 1984 / ? / ?
"SEA ORCHID" / 1984 / ? / ?
"ПЁТР ВАСЁВ" / 1984 - 1986 / СССР / ЧМП
"ПОДОЛЬСК"/ 1986 - 1995/ СССР, Украина/ ЧМП
"LANGERON"/1995 - 1999/ ? / ?
"AN AN" / 2000 - 2003/ Malta / Anan Shipping
"MYROESSA"/2003 - 2006/ Malta / Anbros Maritime
"ORBIT"/2006 - 2010/ Belize / Marathon Marine Enterprises
"JIAJIAXIN 1"/2010 - 2012 / Panama / Jiajiaxin Shipping Co Ltd

Списан 24.09.2012, разделан на металлолом в Бангладеш.

Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):

Количество пассажиров на борту парохода "Адмирал Нахимов" по списку: 897 чел.


Основной экипаж парохода "Адмирал Нахимов": 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.

Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел. (общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел. . Фактически на борту находилось намного больше людей)

Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.

Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:
- штатный экипаж: 53 чел.
- практиканты: 6 чел.
- руководитель практики: 1 чел.
- киоскер "Союзпечати": 1 чел.
- киномеханик "Кинопроката": 1 чел. - члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
67 тел не найдено (из них: пассажиров - 53 чел., членов экипажа - 14 чел.).

Спасательная операция:

Руководители:
Г.Л. Попов - капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский - зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ "Новороссийск", п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х "Петр Васев".

Историческая справка

Первоначальное название судна - BERLIN (III) (порт приписки - Бремен. Судовладелец - Norddeutscher Lloyd). Дата постройки - 17 сентября 1925 года. Строитель - фирма "Bremer Vulkan" (Лоббендорф) Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен - Нью Йорк.
s.s. "Berlin" принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х "Вестрис" в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года - в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х "Адмирал Нахимов" совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года.Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода "Адмирал Нахимов" во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми.Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.

Этот круиз оказался для парохода последним. Отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно...

Благодарности

На сайте использованы материалы из газетных и журнальных публикаций, начиная с 1986 г.

Выражаю благодарность за представленные материалы и за помощь в создании сайта:
Г. Андриевской - бывшему директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Н. Рождественской - директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Ф. Лебедеву
О. Барковской
Д. Волкову
С. Гуренко
Е. Рожанскому
А. Алешину
А. Широкову
В. Гвоздеву
З. Марчук
Т. Жорняк
Р. Хальфину
А. Таламанову
Использованы материалы документальных фильмов "Русский Титаник" (автор О. Барковская, 2001), "Гибель "Адмирала Нахимова" (автор А.Габнис, 2001), "Сны "Адмирала Нахимова" (производство АННПО "Подводные Экспедиции", 2005 г.), фотоматериалы из документального фильма "Курсом поиска" (автор Е. Рожанский, 1997), материалы подводных съемок Д.Волкова (2001).
Идея интерактивных схем палуб парохода в разделе П/х "Адмирал Нахимов" заимствована на сайте "К.П.П. "Титаник" (в настоящее время не существует), автор Алексей Широков.
Рассказы людей в разделе Свидетельства очевидцев из книг Н.Черкашина "Последний рейс "Нахимова" (М., 1988), Н. Коптюха "Немецкий "Берлин" - советский "Адмирал Нахимов" (Ставрополь, 2005)

Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.
31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты затонул круизный лайнер с 1234 пассажирами и членами экипажа на борту, из которых 423 человека считаются погибшими. Многие тела остались не найденными, как и ответ на вопрос – почему это случилось.

Неожиданная катастрофа

Трагедия произошла в двух милях от мыса Дооб. Ничто не предвещало беды: днем теплоход «Адмирал Нахимов» стоял в Новороссийске, пассажиры гуляли по городу и вернулись в каюты к вечернему отходу в следующий порт. В 22.00 судно отошло от причала, взяв курс на Сочи. Через 20 минут на мостике получили сообщение о приближении следовавшего по встречному курсу сухогруза «Петр Васев». Согласно инструкции, «Адмирал Нахимов» обязан был пропустить его (Правила предупреждения столкновения судов в море), но береговой пост регулирования движения дал команду сухогрузу пропустить теплоход. Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко указание диспетчера принял и проинформировал капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова, что пропустит лайнер. Но, несмотря на договоренность, в 23.12 сухогруз под прямым углом врезался носом в правый борт теплохода в районе машинного отделения, сделав дыру 8 на 10 метров по разделительной линии сразу в двух отсеках. А спустя восемь минут «Адмирал Нахимов» уже пошел ко дну.

Стрелочников назначили сразу

Почему береговой диспетчер дал капитанам команду нарушить ППСС? Почему сухогруз в обход договоренности не уступил дорогу пассажирскому судну? И почему надежно сделанный многопалубный лайнер за считанные минуты стремительно затонул, хотя его конструкция обещала сохранение на плаву даже при затоплении двух отсеков? На эти вопросы у расследовавшей крушение правительственной комиссии ответов не нашлось. Задолго до суда и окончания следствия она определила, что к кораблекрушению привела халатность капитанов. Спустя два месяца такой вывод закрепило постановление политбюро ЦК КПСС, член которого Гейдар Алиев и возглавлял комиссию по расследованию. А в марте 1987 года суд учел вердикт руководства страны, приговорив к 15 годам лишения свободы обоих капитанов и обязав их выплатить штраф в компенсацию ущерба – по 40 тысяч рублей с каждого.

Списанная галоша

При этом ни министр морского флота, член ЦК КПСС Тимофей Гуженко, ни руководство Черноморского пароходства не ответили за то, что выпустили в море… списанное судно. Почти за два месяца до случившегося, 8 июля 1986 года, пароходство составило акт о том, что к дальнейшей эксплуатации 60-летний лайнер не пригоден (построен был «Адмирал Нахимов» в германском Бремене в 1925 году и изначально назывался «Берлином»).


Почему тогда начальство позволило теплоходу принять на борт столько людей и покинуть порт? Ведь произошло это с ведома и по указанию подписавшего акт о непригодности судна начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко. А, может, списание лайнера специально провели для его последнего рейса? У людей даже не было возможности воспользоваться шлюпками – так быстро судно скрылось под водой вопреки характеристикам плавучести.

Помехи и фантомы

Флотские специалисты обнародовали факт, что во время аварийной ситуации на радиолокационных экранах отмечалось какое-то третье судно, оставшееся не идентифицированным. И эту ключевую деталь следствие почему-то игнорировало. Без внимания осталось и несоответствие показаний системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса сухогруза и положения теплохода. Прибор на «Петре Васеве» показывал расхождение с объектом на встречном курсе в две мили, то есть у капитана была иллюзия благополучной обстановки.
Что же могло повлиять на показания САРП? Исследователи отвечают аргументированно: микроволновое оружие.

Фатальное излучение

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев обращает внимание на совпавшее с катастрофой повышение солнечной активности. В такие дни радары нередко фиксируют исчезновение реальных объектов и появление фантомных «призраков». Но почему 20-процентный всплеск электромагнитного излучения с 17 августа отмечала Крымская астрофизическая обсерватория и «в упор не замечали» эталонные обсерватории в Канаде и Японии (лишь после 1 сентября их показания стали тождественны нашим)? Разгадка может крыться в том, что на регион затопления «Адмирала Нахимова» воздействовало не солнечное, а направленное электромагнитное излучение. По мнению краснодарского ученого, подавалось оно через спутник либо микропроцессоры электронных разведывательных систем, способных «запутывать» радары. При таком воздействии с экранов исчезают истинные цели и появляются ложные, с чем неоднократно сталкивались до трагедии в Цемесской бухте советские судоводители. Несколько раз ложные цели на радарах регистрировали на теплоходах «Бургас», «Герои Севастополя» и пр. И в четырех случаях это лишь чудом не привело к столкновению.

Генеральская версия

По версии служившего в то время в погранвойсках КГБ Александра Трусова, микроволновое оружие могли применить не вражеские спецслужбы, а свои собственные. Было ли устранение начальника управления КГБ по Одесской области самостоятельной целью или гибель на теплоходе «Адмирал Нахимов» генерал-майора Крикунова с семьей стала звеном большой секретной операции – вопрос. Но факт остается фактом: в ту роковую ночь крупный чин службы госбезопасности погиб, а на теплоход он был доставлен катером как будто специально – уже после его отхода от морского вокзала. Появление генерала на борту оказалось неожиданным: такое решение он принял в Главном управлении КГБ СССР в Москве в день старта круиза из Одессы. Обстоятельства смерти Крикунова связывали и с расследованием вывоза из Новороссийского порта военной техники, и с попыткой переправки солидной партии контрабанды, и с местью коррумпированной номенклатуры...

Почему-то в момент столкновения судов капитан «Адмирала Нахимова» находился в компании генерала – в 23.00 он ушел на ужин в каюту к Крикунову (отсутствие на мостике потом будет поставлено Маркову в вину). Но, в отличие от высокого пассажира, капитан не утонул. А вот безуспешно обращавший внимание капитана на опасное сближение второй помощник Александр Чудновский, наоборот, на момент столкновения «Адмирала Нахимова» почему-то оказался запертым в своей каюте.

Помощники били тревогу

Оставшийся на вахте за старшего Александр Чудновский дважды уточнял порядок расхождения с сухогрузом и получал подтверждение, что тот пропускает теплоход. «Адмирал Нахимов» следовал своим курсом, но его пеленг на приборах САРП не менялся. Помощник капитана сухогруза Зубюк также докладывал об угрозе столкновения, записывая доклады в бортовой журнал. Но и капитан Ткаченко предупреждения игнорировал. У обоих судов было время разойтись без потерь, но капитаны пропустили сигналы об опасности мимо ушей. Между тем, Александр Чудновский пытался увернуть борт от столкновения, но было поздно. Боролся же он с рулем до последнего, так что информация о том, что он закрылся на ключ, осознав, что управляемое им судно обречено, не выдерживает критики.

Чтобы добраться до его тела, водолазам пришлось впоследствии ломать дверь. Погибли при спасательных работах и два водолаза, после чего доступ к затонувшему лайнеру оказался под запретом.

Локальный резонанс

Вместо своевременного и квалифицированного разбирательства народу выдали версии столкновения «космической природы». Одну из них озвучил специалист по безопасности полетов из Санкт-Петербурга Алексей Синяков. Он обвинил в случившемся воздействие локального геофизического резонанса. Неблагоприятное сочетание факторов, по мнению ученого, нередко становится причиной катастроф на земле, в воздухе, на воде и под водой (из этого числа – пожар на атомной субмарине «Комсомолец»). Профессор констатировал, что признаком ЛГР на Черном море вечером 31 августа 1986 года было аномальное свечение в атмосфере, а через пару часов после гибели «Адмирала Нахимова» в западной части моря отмечалось мощное землетрясение. Геофизический резонанс мешает человеку правильно оценивать ситуацию, заключил эксперт, что при управлении техническим объектом может иметь непоправимые последствия.

Концы в воду

Так или иначе, возникает ощущение незаинтересованности властей в установлении истины в этом темном деле. «Стрелочников» через шесть лет помиловали – в 1992 году оба капитана вышли на свободу. Уцелевший после крушения командир «Адмирала Нахимова» Вадим Марков был назначен на должность капитана-наставника в Черноморское пароходство (в 2007 году он скончался от рака), а управлявший «протаранившим» пассажирский борт сухогрузом Виктор Ткаченко под фамилией жены Тальор эмигрировал с семьей в Израиль. А в 2003 году яхта под его управлением потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда, и останки людей с обломками судна нашли у канадского побережья...

Братская могила

Не дождались своих близких лишь родственники жертв – тела 64 из 423 погибших так и не были подняты со дна. Останки покоятся на глубине 47 метров, и в ясный день очертания «погоста», говорят, даже видны с поверхности воды. О брошенных в море моряках и пассажирах «Адмирала Нахимова» заговорили лишь в контексте возможности поднятия затонувшего теплохода, загрязняющего акваторию соляркой из протекших топливных танков. Но денег на подводные работы так и не нашли. Было объявлено, что лежащее на боку судно ни экологической, ни навигационной опасности не представляет, и проектов его подъёма не существует.


Ни участники «круиза смерти», ни семьи погибших страховок и компенсаций так и не дождались. В Одессе, порте приписки «Адмирала Нахимова», родственники сами создали фонд помощи, но потерпевшие россияне на него рассчитывать не могут, да и украинцам мало что перепало, в то время как потомки погибших на «Титанике» получают пособия в четвертом поколении.

А благотворительный фонд «Нахимовец» предоставляет жилье, машины и катер к месту трагедии для сбора родных 31 августа – в этот день люди ежегодно приезжают почтить память погибших, для которых море стало братской могилой. На официальном месте захоронения жертв катастрофы запрещено пришвартовываться на якорь, погружаться на глубину и любым другим способом беспокоить захоронение. Поэтому родные погибших лишь проплывают на катере, чтобы сбросить на воду венки. На берегу родственникам выдали лишь урны с песком и илом да по триста рублей на символические похороны…

Любопытные факты

На борту флагмана Черноморского пароходства снимали фильм «Дамы приглашают кавалеров».

По некоторым данным, капитан «Адмирала Нахимова» не умел плавать. Но это не помешало ему в буквальном смысле выйти сухим из воды: говорят, что Марков покинул тонущее судно в числе первых и вышел на берег, не замочив формы.

«Адмирал Нахимов» дважды тонул в войну (тогда это было еще немецкое судно «Берлин») и два года пролежал на дне моря, пока его не подняли в 1947 году. После восстановления в Германии в 1957 году теплоход водоизмещением 23 360 тонн продолжил плавать в СССР под названием «Адмирал Нахимов».

По мистическому совпадению, минимум четыре из семи кораблей, носивших имя Нахимова, потерпели крушения: в 1897 году у берегов Турции затонул грузовой пароход «Нахимов», в 1905 году в Цусимском бою японцы затопили крейсер-броненосец «Адмирал Нахимов», а в 1941 году затонул советский крейсер с таким же названием, переименованный в «Червону Украину».

Дайверы рассказывают, что во многих каютах на столе лежит книжка о гибели «Титаника», которая продавалась на лотке перед трапом.

Гриф «Совершенно секретно» до сих пор не снят с уголовного дела.

© Вячеслав Капрельянц, 2017

Гибель советского круизного теплохода «Адмирал Нахимов» до сих пор остаётся одной из самых крупных морских катастроф в истории СССР и современной России. По официальным данным, погибли 423 человека. Причём тела 64 погибших так и остались в запертых каютах теплохода, до сих пор лежащего на дне Цемесской бухты под Новороссийском. Это место в акватории огорожено и считается братской могилой. Там запрещено бросать якорь и спускаться под воду.

Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

Журнал: Тайны СССР №3 /С, июнь 2017 года (спецвыпуск)
Рубрика: Хроника катастроф

Со дня гибели теплохода прошло более 30 лет, но в обстоятельствах этой трагедии до сих пор очень много неясностей.

Дважды подорванный

Мало кто знает, что судно, которое в Советском Союзе называлось «Адмирал Нахимов», до этого уже дважды тонуло. Корабль был построен в Германии в 1925 году и спущен на воду под именем «Берлин». В годы Второй мировой войны он был переоборудован в плавучий госпиталь.
«Берлин» впервые подорвался на мине на рейде Свинемюнде в январе 1945 года. Одной пробоины не хватило для того, чтобы гигантский лайнер затонул, но очень скоро судно получило вторую пробоину и пошло ко дну.
«Берлин» решили поднять в 1947 году, но в процессе подъёма на судне прогремел ещё один взрыв (вероятнее всего, мина, которая не взорвалась в первый раз), и судно снова затонуло.
17 сентября того же года «Берлин» всё-таки подняли. Поскольку корабль достался Советскому Союзу в качестве военного трофея, он получил название «Адмирал Нахимов». С 1949 по 1957 год судно прошло полный восстановительный ремонт на верфях ГДР, после чего было приписано к Черноморскому флоту и получило статус круизного теплохода.
С 1957 года в течение 29 лет «Адмирал Нахимов» совершал вполне благополучные круизные рейсы под командованием капитана Николая Соболева. Более того, во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» перебрасывал на Кубу наших солдат.
Но в 1984 году Соболев подал в отставку по состоянию здоровья, и капитаном корабля стал 56-летний Вадим Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов, как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения».

Ночная трагедия

Трагедия случилась в Цемесской бухте в 15 километрах от Новороссийска.
31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» пришвартовался у причала №34 Новороссийского порта и до 22 часов принимал на борт туристов, которые отправлялись в круиз Сочи-Одесса.
В 22 часа лайнер благополучно отошёл от причальной стенки и стал разворачиваться в акватории порта для выхода из Цемесской бухты. В этот момент на его борту было 1243 человека - пассажиры и члены экипажа.
Как и положено, капитан Марков запросил диспетчеров порта о том, свободен ли путь из бухты. Ему сообщили, что к входу в бухту подходит лишь одно судно - сухогруз «Пётр Васёв» под управлением капитана Виктора Ткаченко. Но сложностей не предвидится, так как с сухогрузом уже связались и Ткаченко обещал пропустить круизный теплоход на выходе из бухты и разойтись с ним правым бортом.
Стоит отметить одно обстоятельство. В акватории порта «Адмирал Нахимов» на 10 минут застопорил ход. Дело в том, что на посадку не успел «важный человек» - начальник Одесского управления КГБ генерал-майор Крикунов с женой, дочерью и внуком. Их доставили к стоящему на рейде лайнеру и подняли на борт. После чего теплоход двинулся к выходу из бухты. Забегая вперёд, скажу, что и сам генерал, и вся его семья погибли. Жену и дочь потом нашли в каюте №9, а тело генерала, сжимавшего в руках маленького внука, - у трапа. Он пытался спасти ребёнка, но не успел.
В 23 часа 12 минут сухогруз на скорости пять узлов вошёл в борт «Адмирала Нахимова» под углом 110 градусов. Поскольку лайнер в это время продолжал движение, нос сухогруза буквально пропорол обшивку теплохода. Уже потом водолазы определили, что общая площадь гигантской пробоины составляла более 80 квадратных метров.
Всё это происходило невдалеке от Новороссийского порта, где было много судов, имеющих возможность прийти на помощь. И действительно, 64 корабля и катера, в том числе и сам сухогруз, приняли участие в спасении людей. Но спасти удалось лишь 836 туристов и членов экипажа.

Конфликт с парторгом

Хотя с момента трагедии прошло более 30 лет, эксперты не пришли к единому мнению, что же послужило причиной катастрофы. Действительно, в довольно широкой акватории бухты находились только два корабля, которые постоянно поддерживали связь между собой и с диспетчером порта. И… не смогли разойтись.
Гипотезы выдвигаются самые разные. В том числе и такие экзотические, как вмешательство инопланетян. Дескать, «зелёным человечкам» очень хотелось напакостить и столкнуть два корабля. Однако оставим инопланетян в покое и рассмотрим более реальные версии.
Начнём с того, что в самый критический момент капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова на мостике не было, а судном управлял второй помощник и парторг экипажа Александр Чудновский.
Как утверждали спасённые моряки, у Маркова с Чудновским были очень плохие отношения. И в 22 часа 59 минут капитан, прекрасно видя сближение с сухогрузом, тем не менее покинул мостик, оставив управление кораблём в сложной ситуации на Александра Чудновского, чтобы «посмотреть, что тот умеет в морском деле». А сам, по его словам, спустился в каюту к генералу Крикунову. На мостике Марков оказался, почувствовав неладное, за несколько мгновений до столкновения, когда ничего уже исправить было нельзя.
Кстати, Чудновский повёл себя более мужественно. Не в силах вынести вины за катастрофу и гибель людей, он даже не пытался спастись. Парторг спустился в свою каюту и заперся в ней. Там впоследствии водолазы и нашли его тело.

Третий корабль

Теперь перенесёмся на борт сухогруза «Пётр Васёв». Капитан Ткаченко тоже вёл себя до предела странно. В момент крушения он также не управлял своим кораблём. Поднявшись на мостик в 21:30, он принял управление судном на себя. Ещё раз связался с «Адмиралом Нахимовым», подтвердил намерение уступить ему дорогу при выходе из бухты и… включил автоматическую систему прокладки курса. Неизвестно, чем занимался Ткаченко на мостике, но он полностью доверился автоматике и взглянул на море только тогда, когда прямо пред ним был борт «Адмирала Нахимова» и катастрофы было уже не избежать. Капитан успел лишь погасить скорость с 12 до 5 узлов, что мало помогло.
Странное поведение Ткаченко и сбой автоматики некоторые эксперты объясняют следующим образом. В бухте в это время находилось какое-то третье судно, которое отражалось на экране автоматической системы прокладки курса и которое Ткаченко до последнего момента и принимал за теплоход. То есть он переговаривался по рации с круизным лайнером, а ориентировался на ложный сигнал автоматической системы. Это несоответствие и послужило причиной того, что «Адмирал Нахимов» стал советским «Титаником».
Остаётся добавить, что виновными в крушении признали обоих капитанов. По приговору суда оба получили по 15 лет, но через пять лет были помилованы. Ткаченко сменил фамилию на фамилию жены - Тальор - и уехал в Израиль на ПМЖ. Однако недаром говорят, что от судьбы не уйдёшь. Бывший капитан Ткаченко утонул в сентябре 2003 года близ острова Ньюфаундленд, где яхта под его командованием потерпела крушение.
Марков до конца жизни работал капитаном-наставником в Черноморском пароходстве и скончался в Одессе в сентябре 2007 года.

Поздно вечером 31 августа 1986 года заслуженный советский пароход «Адмирал Нахимов» вышел в свой очередной рейс из Новороссийска. Тысяча туристов на борту в ожидании утреннего Сочи беззаботно пили в барах дефицитный коньяк, танцевали на дискотеке под свежий хит «Луна, луна» Софии Ротару, готовились в каютах ко сну. Спустя всего час в правый борт «Нахимова» вошел своим носом сухогруз «Петр Васёв». Буквально распотрошенный лайнер ушел на дно всего за восемь минут, убив при этом 423 человека. Как могла случиться крупнейшая катастрофа в истории пассажирского флота СССР - в этой статье.
Ежегодный оплачиваемый отпуск был одним из неотъемлемых, самых ценных прав советского человека, гарантированных ему конституцией. Отпуска с нетерпением ждали, к нему тщательно готовились, на него круглый год копили. Наконец, яростно боролись за то, чтобы уйти в него именно в летние месяцы. Дача считалась уделом пенсионеров, а каждый уважающий себя инженер или рабочий обязательно должен был раз в год съездить с семьей к морю.

Самым престижным видом морского отдыха был заграничный круиз, воспетый в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». При этом попасть на теплоходе в Стамбул, город контрастов, случайному старшему экономисту «Гипрорыбы» Горбункову С. С. было чрезвычайно сложно, практически невозможно. Условный счастливчик как минимум должен был быть передовиком производства со связями в профсоюзных организациях, а лучше входить в круг советской элиты - культурной, интеллектуальной, военной или номенклатурной.

Несколько более доступными были внутрисоюзные круизы. Например, популярная Крымско-Кавказская линия, на которой и работал «Адмирал Нахимов». Ее маршрут предполагал ежемесячное (в высокий сезон) осуществление пароходом двух рейсов, начинались и заканчивались которые в Одессе. По пути пароход делал остановки на крупнейших черноморских курортах СССР: в Ялте, Новороссийске, Сочи и Батуми.

В 1970-1980-е годы теплоходы уходили из Одессы по этому и похожим маршрутам ежедневно. Одновременно линию обслуживало 13-14 судов, перевозивших в год 130 тыс. пассажиров, десятую часть которых составляли иностранцы. Стоимость такого недельного круиза (с восемью ночевками) начиналась от 150 рублей (в зависимости от класса каюты), что составляло среднюю месячную зарплату квалифицированного рабочего или инженера.

Но потратить эти деньги для советского человека все равно считалось за счастье, которое к тому же необходимо было доставать «по блату». На борту такие везунчики получали уровень отдыха, сравнимый в Советском Союзе разве что с «интуристовскими» гостиницами. Путешествие в формате «один день - один новый город», дискотека в музыкальном салоне, киносеансы, купание в бассейнах, солнечные ванны и судовые праздники. Наконец, бары и рестораны с достаточно широким ассортиментом тех дефицитных напитков, с которыми вовсю начали бороться в середине 1980-х годов.

«Адмирал Нахимов» был ветераном Крымско-Кавказской линии. Старомодный пароходный лайнер работал на ней с 1957 года - почти 30 лет. Корабль построили еще в 1925-м в Германии, и первые десять с лишним лет своей жизни он под названием «Берлин» работал на престижных трансатлантических рейсах, связывая Бремерхафен и Нью-Йорк.

Во Вторую мировую «Берлин» переоборудовали под госпитальное судно. Им он и прошел всю войну, пока не затонул в январе 1945 года на Балтике недалеко от Штеттина, подорвавшись на собственной - германской - мине. Полученные повреждения, тем не менее, позволили спустя два года поднять его с 18-метровой глубины и после десятилетнего капитального ремонта в ГДР вернуть в состав пассажирского флота. Только, конечно, уже не немецкого, а советского. «Берлин» был переименован в «Адмирала Нахимова», став частью военных репараций.

Немецкие специалисты постарались на славу. Вышедший в 1957-м на Крымско-Кавказскую линию пароход, несмотря на свой формально солидный возраст, удивлял первых советских туристов. Вот как описывал это первый капитан «Нахимова» Н. Соболев: «Пассажиров поражало дорогое убранство: стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов отделаны различными ценными породами дерева, отражавшими все, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причем каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, чувствовал, точно он попадал во дворец или музей. Работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Негромко раздавалась мелодичная музыка, временами прерывавшаяся для информации».

За почти 30 лет активной эксплуатации «Адмирал Нахимов» изрядно истрепался, даже несмотря на регулярные косметические ремонты. Его моральный и физический возраст стал настолько очевиден, что на IV квартал 1986 года были запланированы его вывод из флота Черноморского пароходства и списание с баланса. 29 августа он отправлялся в очередной рейс, который должен был стать одним из последних. А стал последним.

В порт Новороссийска прибыл точно по расписанию, 31 августа 1986 года в 14:00, и, естественно, сразу опустел. Пассажиры воспользовались восьмичасовой стоянкой, чтобы искупаться в море, погулять по городу, осмотреть его достопримечательности, главной из которых была воспетая дорогим Леонидом Ильичом «Малая земля». К 22:00 практически все 897 пассажиров вновь были на борту.

Практически, но не все. «Адмирал Нахимов» отправился в свой последний путь с 10-минутным опозданием. Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.

Этот уникальный снимок парохода «Адмирал Нахимов» сделан 31 августа 1986 года вскоре после его прибытия в порт Новороссийска. Всего через восемь часов белоснежный корабль пойдет на дно

Пока «Адмирал Нахимов» целый час неспешно плыл к выходу из Цемесской бухты, с противоположной стороны к ней приближался еще один крупный корабль - сухогруз, или, точнее, балкер «Петр Васёв», битком набитый ценнейшим грузом, купленным за такую редкую уже в Советском Союзе свободно конвертируемую валюту, - 28 638 тоннами канадского ячменя. Ширина входа в бухту составляет 9 километров, и здесь предстояло разминуться всего двум суднам - задача, с которой справился бы и капитан не слишком выдающихся способностей.

Сухогруз «Петр Васёв», после трагедии 1986 года переименованный в «Подольск»

Впрочем, капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков к тому времени мостик покинул, посчитав, что самое сложное мероприятие (вывод корабля из бухты) он выполнил. К тому же Марков успел договориться со своим коллегой с «Петра Васёва» Виктором Ткаченко, что сухогруз пропустит пассажирский лайнер, хотя по правилам все должно было быть наоборот. Ткаченко в это время включил новейшую японскую систему автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и всецело на нее положился.

Обе команды торопились. Марков на «Нахимове» хотел сэкономить судовое топливо (и именно поэтому попросил срезать поворот на Сочи и пропустить его на выход первым), Ткаченко на «Васёве» думал, как бы побыстрее стать к причалу под разгрузку ячменя. За иллюминатором был последний день месяца, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны.

Увеличив скорость до 10 узлов, капитан Марков ушел с мостика, оставив управление второму помощнику Чудновскому. Ткаченко в это время полностью положился на САРП, игнорируя визуальное наблюдение, и также скорость не сбрасывал. На «Нахимове» звучала музыка, кто-то праздновал День шахтера, в кинозале начинался фильм «Я любил вас больше жизни», а в клубе - дискотека. «Васёв» шел прямо на него.

Чудновский неоднократно связывается с Ткаченко, раз за разом подтверждая готовность того уступить «Нахимову» дорогу. Ткаченко раздраженно соглашается и продолжает сверяться лишь с монитором САРП, игнорируя предупреждения своих помощников, собственными глазами наблюдающих опасное сближение двух судов. Лишь за пять минут до катастрофы капитан «Васёва» соизволил оторваться от монитора, убеждавшего его, что расхождение кораблей будет благополучным. Время на принятие решения, время на команду «Полный назад», время на ее исполнение и инерция тяжелогруженного балкера вариантов на счастливый исход не оставили.

Построенный в Японии всего за пять лет до катастрофы, «Петр Васёв» ниже ватерлинии имел бульб - выступающую выпуклую часть носа, помогающую сухогрузу экономить топливо и увеличивающую его скорость. В 23:12 по местному времени этот бульб как ножом вспорол обшивку «Адмирала Нахимова» и обрек на гибель пароход и его пассажиров. Более того, так как корабли в последний момент начали расходиться, бульб буквально распотрошил правый борт лайнера, создав пробоину площадью в 80 квадратных метров.

В корпусе «Нахимова» ниже ватерлинии образовалась огромная дыра. Вдобавок на пароходе из-за давних проблем с вентиляцией, особенно актуальных жарким летом, были открыты практически все иллюминаторы и герметичные клинкетные двери между отсеками. Корабль практически сразу стал заваливаться на правый бок, основное освещение погасло, аварийное проработало всего две минуты, но и это спасло многие жизни.

«Я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх, - рассказывала позже одна из выживших пассажирок. - Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Я была в состоянии, очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Я схватила круг, но - издевка Фортуны - круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное - разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. «Господи, неужели это все?!»

Всего через восемь минут после столкновения с «Петром Васёвым» пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» лег на правый борт и ушел под воду. Оперативно подошедшие суда, в том числе катер-лоцман, который должен был подвести сухогруз к портовым причалам, организовали спасение почти тысячи человек, сумевших остаться на поверхности Цемесской бухты. Погибли в основном те, кто в момент столкновения находился на нижних палубах парохода. Выбраться оттуда в условиях постоянно увеличивающегося крена, быстрого затопления отсеков и начавшегося на борту хаоса было просто невозможно.

Среди погибших были и генерал КГБ Крикунов с семьей, из-за которого «Нахимов» задержался в Новороссийске, и добровольно ушедший с мостика в свою каюту и запершийся там Александр Чудновский, второй помощник капитана Маркова, непосредственно управлявший лайнером в момент катастрофы. Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса).

Уже на следующий день на место трагедии прибыли водолазы. Работы продолжались три недели, но были остановлены после трагической гибели двух человек. Власти решили, что «Нахимов» забрал уже достаточно жизней, и прекратили спасательную операцию. На дне Цемесской бухты, на глубине в 47 метров, в лабиринте заваленных мебелью коридоров, в каютах, машинном и котельном отделениях так навсегда и остались 64 человека. Место гибели парохода было объявлено братской могилой, любые действия, нарушающие память о погибших, были запрещены.

Виновными в аварии объявили обоих капитанов и второго помощника Чудновского. Последний сам вынес себе приговор, оставшись на тонущем судне. Капитаны получили каждый по 15 лет, но были помилованы в 1992 году. Маркова обвинили в самовольном оставлении капитанского мостика, Ткаченко - в халатности, игнорировании визуального наблюдения за сближением кораблей, доверии исключительно к данным САРП, которая в этот раз дала необъяснимый сбой. Судьба каждого из них в дальнейшем сложилась трагически. Вадим Марков с «Адмирала Нахимова» умер от рака в 2007-м. Виктор Ткаченко не мог найти себе работу в Новороссийске и был вынужден эмигрировать в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда - погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.

Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на скамье подсудимых

Та самая САРП - система автоматической радиолокационной прокладки курса

«Адмирал Нахимов» лежит на дне Цемесской бухты, «Петр Васёв» был переименован сначала в «Подольск», а потом и вовсе продан в дальнее зарубежье. В 2012-м и он был разделан на металлолом на «кладбище кораблей» в Бангладеш.

Так закончилась эта история для всего мира, оставшись лишь личной трагедией сотен советских семей. Родственники погибших, выжившие пассажиры «Адмирала Нахимова» по-прежнему на рубеже лета и осени приезжают в Новороссийск, возлагают цветы к мемориалу, плывут на катере на место трагедии и вспоминают тот вечер, когда халатность трех человек, их самоуверенность и желание сэкономить восемь минут оборвали 423 жизни.

Список членов экипажа круизного рейса п/х "Адмирал Нахимов" с 29.08 по 05.09.86 г.,
погибших при кораблекрушении 31 августа 1986 г.


360. Андреева Татьяна Александровна делопроизводитель 1961
361. Басовская Рита Викторовна официант 1966
362. Белан Виктор Михайлович 2-й механик 1932
363. Боровко Дмитрий Викторович повар-пекарь 1964
364. Волков Сергей Юрьевич моторист 1961
365. Воробьева Марина Александровна бортпроводник 1961
366. Вьюник Светлана Николаевна официант 1961
367. Гаврютин Владимир Евгеньевич машинист 1968
368. Гапон Игорь Владимирович моторист 1963
369. Гегельская Людмила Станиславовна бортпроводник 1966
370. Гнилицкая Ася Константиновна бортпроводник 1964
371. Гостева Светлана Владимировна дневальная 1966
372. Гуртовая Наталья Ивановна дневальная 1966
373. Дехтярев Игорь Ильич главный механик 1931
374. Дромашко Василий Яковлевич киномеханик 1926
375. Дымкова Татьяна Григорьевна библиотекарь 1953
376. Егоров Юрий Семенович артист оркестра 1938
377. Елфимов Сергей Владимирович машинист 1968
378. Кеменчежи Евгения Афанасьевна бортпроводник 1957
379. Копылова Валентина Ивановна дневальная 1941
380. Красацкий Анатолий Васильевич зам. завпроизводством 1935
381. Крыловский Владимир Семенович фотограф 1960
382. Кучеренко Елена Геннадиевна бортпроводник 1964
383. Маглыш Александр Андреевич старший помощник капитана 1937
384. Макаров Александр Борисович зам. завпроизводством 1959
385. Масловец Николай Павлович слесарь-кладовщик 1948
386. Можар Евдокия Алексеевна машинист по стирке 1954
387. Морарь Лариса Ивановна бортпроводник 1958
388. Мунтян Алексасндр Николаевич машинист-моторист 1968
389. Мясковский Анатолий Павлович фотограф 1927
390. Немич Елена Николаевна бортпроводник 1966
391. Пархоменко Валентина Николаевна зав. камерой хранения 1926
392. Перхун Татьяна Петровна дневальная 1967
393. Пискарева Александра Дмитриевна официант 1962
394. Прилежаев Юрий Владимирович кондитер 1963
395. Рожкова Светлана Георгиевна дневальная 1961
396. Семисаженко Валерий Владимирович 4-й механик 1953
397. Скринский Эдуард Николаевич повар 1963
398. Скачедуб Михаил Тимофеевич старший пожарный матрос 1924
399. Стрельцова Татьяна Васильевна машинист по стирке 1967
400. Твардовская Ольга Леонидовна мойщик посуды 1967
401. Токарская Людмила Григорьевна бортпроводник 1965
402. Усачев Иван Иванович повар 1951
403. Фасий Илья Васильевич зам. директора ресторана 1927
404. Фахретдинов Радик Ахатович подшкипер 1961
405. Федорова Лариса Викторовна мойщик посуды 1965
406. Федорова Татьяна Александровна дневальная 1958
407. Федорчук Вера Ивановна официант 1958
408. Черняк Людмила Абрамовна уборщик помещений 1931
409. Чмиль Петр Максимович парикмахер 1928
410. Чудновский Александр Рувинович 2-й помощник капитана 1930
411. Чумакова Татьяна Владимировна официант 1957
412. Швед Ирина Григорьевна бортпроводник 1965
413. Шостак Наталья Вачеславовна киоскер 1938
414. Юркин Герман Константинович старший механик 1930

Одесское высшее инженерно-морское училище (ОВИМУ)

№ Фамилия Имя Отчество должность Год рождения Фото
415. Губик Владимир Владимирович практикант 1963

Одесская мореходная школа

№ Фамилия Имя Отчество должность Год рождения Фото
416. Броун Михаил Абрамович руководитель практики 1924
417. Беляков Игорь Леонидович практикант 1963
418. Демчук Валентин Николаевич практикант 1964
419. Кузьма Павел Иванович практикант 1964
420. Махинов Игорь Александрович практикант 1964
421. Сидорович Виктор Валерьевич практикант 1964

Родственники членов экипажа п/х "Адмирал Нахимов"

№ Фамилия Имя Отчество степень родства Год рождения Фото
422. Долинская Евгения Ефимовна жена электрика Долинского А.А. 1963
423. Долинский Денис Александрович сын электрика Долинского А.А. 1982

Водолазы, погибшие при поисковых работах на затонувшем п/х "Адмирал Нахимов"